Исследовательская и проектная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС НОО

Лях Татьяна Евгеньевна

1. Формирование мотивов к ведению здорового образа жизни во внеурочной работе через исследовательскую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивов к ведению здорового образа жизни

через исследовательскую деятельность во внеурочной работе.

Сегодня все отлично знают о пользе здорового образа жизни, вот только часто знанием всё и ограничивается. Так не хочется вылезать из тёплого «болота устоявшейся жизни», ломать свои привычки, напрягать мышцы и волю. Ведь ради неких далёких предполагаемых преимуществ и благ нужно прямо сейчас отказаться от стольких маленьких жизненных радостей.

Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья, следовательно- приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении - должны стать ценностными мотивами, формирующими, регулирующими и контролирующими его образ жизни.

    В течение последних лет я работаю над вопросами формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни. В решении данной проблемы одним из важных направлений является исследовательская деятельность.
Использование
исследовательской деятельности – важное звено при осуществлении деятельностного подхода по формированию привычки к здоровому образу жизни. В результате данного вида деятельности воспитанники:

  1. приобретают первоначальные знания и навыки самостоятельной исследовательской работы;
  2. происходит развитие умения устанавливать истину, оценивать свою деятельность;
  3. формируются компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности (развитие наблюдательности, внимания, аналитических навыков, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения);
  4. активизируется познавательная деятельность, формируется мотивация обучения.

Начиная    работу  по    этой   теме,   я   поставила  перед  собой  задачи:

- Содействовать сохранению здоровья каждого школьника, показать многогранную его природу на основе естественнонаучных знаний. 

-Сформировать у детей представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
           -Формировать представления о том, что любые знания человек может приобрести, самостоятельно путём наблюдения реальных объектов, явлений и событий.

-Путём исследовательских действий и экспериментирования, учить находить разные способы решения одной задачи. 

- Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

- Расширить и разнообразить взаимодействие школы и родителей в целях укрепления здоровья  детей.

         В классе создана и широко применяется опытно-экспериментальная мини-среда, которая стимулирует исследовательскую  и познавательную деятельность, удовлетворяет потребности ребёнка в освоении окружающего мира, познании себя, как человека. Она включает в себя: ростомеры для измерения роста детей, сантиметровые линейки для измерения окружности головы, грудной клетки,  модели термометров, градусники для тела, воды, весы, лупы, песочные часы, микроскоп, природный материал, красители, пипетки, колбы, вату, зеркала, и т.д. Существует также подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов. Идея такова: не трансляция информации, а рациональная организация исследовательской деятельности, решение выявленных проблем.

Работу по формированию привычки к здоровому образу жизни на основе исследовательской деятельности, я начинаю со своими воспитанниками с 1 класса. Провожу  простейшие опыты и наблюдения, в игровой форме   учу детей различать и называть части тела, уточняем,  для чего нужны те или иные органы. Постепенно подвожу детей к выводу: все органы и части тела человека выполняют какую-то важную функцию, ненужных органов нет, поэтому свой организм надо беречь.
В увлекательной наглядно-практической форме я обогащаю представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма и различных заболеваний. В этом возрасте объём изучаемого материала значительно увеличивается, тематика детских исследований становится более обширной: «Как устроена дыхательная, кровеносная система?», «Сделай компьютер своим помощником и другом», «Витамины, полезные продукты и здоровый организм», «Пейте, дети, молоко…»  
         Исследовательские действия помогли им понять, что скелет – это основа человека, он поддерживает и защищает все органы. Дети не только усвоили важность его для здоровья, но и придумали свой комплекс упражнений для разных частей тела,  изобразили его в рисунках и теперь мы используем его в качестве физминутки на занятиях.
          При изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводили опыты, рассматривали кожу в лупу, изучали пальцевые рисунки, проверяли кожную чувствительность, фиксируя результаты исследований в дневнике наблюдений.

Увлекшись сама исследовательской деятельностью, увлекла своих учеников и их родителей. Приведу фрагменты исследовательских работ, направленных на ведение здорового образа жизни.

  1. Игра на все времена. Авторы: Горбанец Даниил, Муратов Станислав-1кл

Цель: получить больше знаний о футболе и заинтересовать этой игрой одноклассников.

Задачи:

  1. Изучить историю футбола.
  2. Изучить влияние антропометрических данных на успешность в футболе.
  3. Проанализировать занятость детей во внеурочное время и выявить их интересы.
  4. Выяснить, как занятия спортом влияют на скорость реакции и на скорость переключения реакции.
  5. Выяснить в какой обуви лучше заниматься футболом на разных поверхностях.

Гипотеза: Мы считаем, что футбол является очень популярной игрой среди детей и взрослых. Если мы больше узнаем о футболе и расскажем сверстникам, то желающих заниматься этим видом спорта станет гораздо больше.

           В ходе данной работы дети изучили историю, выяснили, что футбол любят за то, что это веселая, увлекательная игра, доступная для любого желающего и такая популярная не только в нашем районе, но и в стране.

   Опыты по исследованию скорости реакции и скорости переключения реакции показали, что у ребят занимающихся футболом и другими видами спорта эти процессы развиты лучше, что даёт им преимущества для изучения школьной программы.

    Исследование скольжения спортивной обуви на разных футбольных покрытиях показало, что для каждого покрытия необходима соответствующая обувь: на деревянном покрытии – кеды без шипов; искусственном  – бутсы и кеды с шипами; а на натуральном – бутсы. Теперь ребята знают и рассказали об этом одноклассникам , как выбрать обувь, которая, прежде всего, будет защищать футболиста от  травм.

- «После того, как мы выступили со своей работой перед первоклассниками нашей школы, ещё десять  ребят записались в нашу секцию»-  рассказывают авторы.

  1. Танцы- это гармония души и тела. Автор: Шамрай Екатерина -4 кл.

Цель работы:                                                                                                                                                           1.   1. Выяснить влияние танца на здоровье человека.                                                                                                     2.   Вызвать интерес и привлечь детей, их родителей к занятиям танцами, поддерживая при этом свое духовное и физическое состояние.                                                                                                                 3.   Дать советы начинающим танцорам по выбору костюмов и обуви для тренировочных занятий.

Методы и приемы:  

1. На основе проведенного опроса среди параллели 4 классов, оценивалось влияние занятий танцами на эстетическую сторону жизни человека.

2. В данной работе были проведены сравнительные исследования посещаемости уроков учениками, занимающимися танцами и не занимающимися танцами по причине болезни. В среднем ребёнок, занимающийся танцами, пропускает 0,75 дня, не занимающийся танцами -3 дня.

3. С целью предотвращения падения танцора во время занятий танцами, были проведены сравнительные исследования показателей скольжения по поверхности, учитываемые при подборе обуви для танцора.

4. Проведены сравнительные исследования показателей гигроскопичности при выборе ткани для изготовления костюмов.

   Выводы: Как показали исследования, выдвинутые гипотезой, «Танец – это универсальное средство поддерживать свое здоровье» подтвердились:                                                                                                                                                                         1.   Танец -  это гармония души и тела человека, это прекрасный лекарь, так как развивает подвижность, гибкость, координацию движений, способствует развитию красивой осанки, развивает дыхательную систему, воспитывает собранность и организованность.  

 2.  С целью предотвращения получения травмы танцора, при выборе обуви  для  тренировочных занятий танцами следует отдавать предпочтение чешкам с кожаной подошвой.                                                                                                                              3.  С целью улучшения самочувствия и комфортности  танцора, при выборе одежды для                                     тренировочных занятий танцами рекомендуется  выбирать ткани с большим вложением натуральных волокон, таких как хлопчатобумажный трикотаж и бязь.                                                                                                                                                                        Танцуйте! Вы станете доверять себе, почувствуете жажду жизни – ведь если можно красиво двигаться, значит, можно красиво жить!

Использование методов исследовательской деятельности дало положительные результаты в работе с детьми при формировании привычки к здоровому образу жизни. Школьники-исследователи становятся влиятельным ядром в своем классе, они оказывают позитивное влияние на сверстников, формируя  культуру здоровья.

                В моём классе сейчас обучается 24 человека. Один ребёнок не может заниматься спортом по состоянию здоровья. Все остальные занимаются в одном или нескольких спортивных кружках, что видно из диаграммы.

Диаграмма занятости  в спортивных кружках и секциях

учащихся 3 А класса МБОУ СОШ №18.

Мой опыт позволяет утверждать, что использование методов исследовательской деятельности даёт  положительные результаты в работе с детьми при формировании мотивов к ведению здорового образа  жизни.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.

Лях Татьяна Евгеньевна  учитель начальных классов МБОУ СОШ №18

 г. Славянска-на-Кубани    тел.8(918) 48-098-95