Методическая работа

Лях Татьяна Евгеньевна

1. Анализ работы ШМО за 2011-2012 уч.год

2. План работы ШМО на 2012-2013 уч.г.

3. Стихи к 8 марта

4. Стихи о бабушке к 8 марта.

5. Работа на д ошибками . Памятка по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ

работы школьного  методического объединения учителей начальных классов за 2011-2012 уч. год.

МО учителей начальных классов  создано с целью повышения учителями своей научно-теоретической и методической подготовки, повышения педмастерства.  В работе МО принимали участие 12  учителей начальных классов. Все работают по УМК «Гармония». В этом учебном году методобъединение работало по теме «Реализация компетентностного подхода при введении ФГОС НОО »

Цель:

создание компетентностных контрольно-измерительных материалов для учащихся начальной школы; повышение качества знаний учащихся при обучении по УМК «Гармония»;

разработка и апробация тестовых контрольно-измерительных  материалов компетентностного характера;

 повышение уровня педагогического мастерства, педагогической компетентности.

Задачи:     

- изучить концептуальные положения УМК «Гармония;

- выявить возможности учебных предметов для формирования      прочных  учебных навыков;

            - активизировать творческую активность педагогов.

        - разработать комплект КИМ для учащихся начальной школы.         

Прогнозируемый результат:

- расширится спектр используемых педагогами форм и методов преподавания, направленных на формирование прочных знаний и общеучебных навыков;

- обогатится методическая «копилка»  учителей

Продукт деятельности: 

методические рекомендации, набор упражнений, заданий,

создание  комплекта компетентностных КИМов;

создание накопительных папок :

  1. Современные педагогические технологии
  2. Реализация СПТ на уроках и во внеклассных мероприятиях.

Заседания РМО проходят в интересных нетрадиционных формах с обязательным использованием мультимедийного сопровождения. В этом году были проведены 5 заседаний. На них были рассмотрены следующие вопросы:

Тема: Изучение нормативных документов.

1.Утверждение плана работы ШМО на 2001-2012 г.

2.Ознакомление с методическими рекомендациями  для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о развитии начального образования в 2011-2012 уч. году.

3. О введении отметочной системы  со  2 класса. (Типовое положение об общеобразовательных учреждениях, утвержденное Постановлением Правительства Р.Ф. от 19.03.2001г.)

4. Об организации непрерывного повышения квалификации педагогов в соответствии с планом кафедры МО ККИ ДППО и ГАС Краснодарского края.

5.Проведение  единого Всекубанского урока ,посвященного 75-летию образования Краснодарского Края  (Рекомендации ККИ ДППО)                          

Тема: Введение ФГОС в начальное образование

  1. Особенности стандартов второго поколения».
  2. Проблемы внедрения контрольного тестирования в  учебный процесс.
  3. Обзор дидактического материала к курсу предметов по УМК «Гармония»

Тема: Современный урок в рамках  ФГОС НОО.

  1. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.
  2. Исследовательская деятельность на уроке.
  3. Развитие языковых способностей школьника.

Семинар (муниципальный) Современный урок в рамках ФГОС НОО

Открытый урок физической культуры в 4 А классе Борисова Н.К.

Тема: Современные формы итогового контроля знаний

1. Основные понятия компетентностного подхода в образовании:

         -компетентности учителя;

         -компетентности ученика начальной школы;

        -сравнительный анализ традиционных форм проверки ЗУНов и компетентностных КИМов.

2.  Разработка компетентностных заданий по математике.

3. Оценивание достижений учащихся в условиях безотметочного обучения

  Семинар-практикум  «КИМ для выпускников нач. школы.»

Проведен «Месячник знаний» «Праздник Знаний» ( Петелько О.Н., Булатецкая С.А., Холина Ю.В.)

Проведен семинар для учителей города и района «Современный урок в свете ФГОС НОО»

(  Петелько О.Н. ,  Горбанец М.А., __«…продемонстрировали высокий уровень компетентности по данному направлению и высокое методическое мастерство,»

2)для учителей начальных классов МОУ СОШ №18 «Использование современных технологий, способствующих развитию творческого потенциала личности» На котором учителя Лях Т.Е.,  Кузнецова Н.В., Горбанец М.А., Булатецкая С.А., Кузьмина О.В., Земляная Т.Н., Шицле О.А, Талалаева С.В.Белина Е.В.  продемонстрировали использование современных технологий на уроках и во внеклассных мероприятиях.

 МО учителей нач. кл. в полном составе участвуют в Общероссийском проекте «Школа цифрового века».

Все участники проекта и ОУ имеют сертификаты , подтверждающие применение учителями в работе современных педтехнологий и эффективном использовании предметно-методических материалов.

Проведение заседаний РМО в нестандартной форме, желание поделиться своими творческими находками по развивающему обучению, использованию современных образовательных технологий, организации исследовательской деятельности позволяют постоянно поддерживать интерес у учителей начальных классов.

Учителя начальных классов ищут новые пути творческого мышления мл. школьников и делятся опытом своей работы с коллегами на РМО:

  1. Новизна стандартов второго поколения (Петелько О.Н.)
  2. Структура урока в рамках ФГОС НОО ( РМО, районный семинар) Горбанец М.А.
  3. Современный урок в аспекте содержания ФГОС НОО (Петелько О.Н.)

Необходимо отметить успешное участие в этом учебном году учащихся

В  муниципальном  и краевом конкурсе исследовательских работ «ЭВРИКА ЮНИОР, первые шаги» 2011- 12

  1. Остапенко Р - 1 место в районе, 2 место-зона, 2а  Лях Т.Е.)
  1.   Роменская Ю 1 место в районе,   3 место- зона      2а Лях Т.Е.)
  2.   Горбанец Д.  – участник 2а Лях Т.Е.)
  3.    Муратов С. – участник 2а Лях Т.Е.)

В муниципальном  и краевом конкурсе исследовательских работ «Я- исследователь» 2011- 12 учащихся приняли участие  

                 

              Черкес Д 1 место в районе, 1 место в крае  2а Лях Т.Е.)

              Черкес Р. 1 место в районе, 1 место в крае  2а Лях Т.Е.)

               Васильченко В.- 1 место в районе. Призер края 2а Лях Т.Е.)

Во Всероссийских дистанционных  викторинах приняли участие уч-ся 2 а кл,  2012 год

  1. «На крыльях «Снежного вихря»  1 победитель, 1 призёр
  2. «Живой мир : самые-самые»  4 победителя, 1 призёр
  3. «Удивительный мир насекомых» 3 призёра
  4. Математические ступеньки(очный блиц-турнир)
  5. Межпредметный блиц-турнир 1 победитель, 1 призёр

В региональном «Конкурсе исследовательских работ  Малой академии наук Кубани»  СГПИ

Ковалёва Алёна 1 место  уч. Булатецкая С.А.

Фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» (федеральный)-   2 работы Дмитриева Е., Васильченко В.( уч. Лях Т.Е.)

Конкурс научно-исследовательских работ Эколого-биологического Центра Краснодарского края «Семейные экологические проекты» (региональный)

Черке Д., Черкес Р. , Васильченко В.( уч. Лях Т.Е.)

XVII районный фестиваль искусств «Подсолнушек» под эгидой краевого смотра-конкурса «Молодые дарования Кубани» (2012 г.)

  1. Калинина Е.- дипломант II степени в номинации   «Поэтическое творчество» уч. Лях Т.Е.

В  муниципальном выставке творческих работ по предмету «Технология»

  1. Васильченко В.  победитель номинации «Художественная роспись»  ( уч. Лях Т.Е.) 

Международный  детский творческий фестиваль «АПЕЛЬСИН»

  1. Пышная Д- лепка( уч. Лях Т.Е.)

В  муниципальном туре  в рамках «Всекубанскойспартакиады»

I место (муницип)

  1. 2Б класс уч. Борисова Н.К., Земляная Т.Н. I I Iм (зона)
  2. 3В класс уч. Борисова Н.К., Кузнецова Н.В. I Iм (зона)
  3. 4А класс уч. Борисова Н.К., Булатецкая С.А. I Iм (зона)

В городских соревнованиях по ОФП

  1. Мальчики 3-4 кл.- II место
  2. Девочки 3-4 кл.  III место

Открытые соревнования МОУ ДОД ДЮСШ «Белая ладья» по  спортивному ориентированию (2012 год)

Победители: Калинина Е., Горбанец Д.

Призёры: Пышная Д, Пышный В, Колесник Д.

В  муниципальных конкурсах «Кормушка», «Пасха в кубанкой семье»,  «Природа  глазами детей»,   участвуют все классы начальной школы.

                В целях выявления и творческого развития одарённых детей  проводятся олимпиады по математике , русскому языку, окружающему миру, кубановедению, где уч-ся нашей школы принимают активное участие:

     

             Русский язык -     – Денисенко Юлия.призер  уч. Булатецкая С.А

  Математика-       – Савинов Алексей призер  уч. Булатецкая С.А

Окружающий мир –Сорочан Владислав  призер  уч. Булатецкая С.А

  1. В целях выявления и творческого развития одарённых детей 8-й год на базе факультета ПМНО СГПИ проводится межрегиональная  олимпиада по математике и информатике.  В этом учебном году 165 школьников из школ края приняли в ней участие.

ЗАДАЧИ НА 2012-2013 уч.год:

  1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов школы I ступени путём обновления содержания и форм обучения в условиях модернизации образования.
  2. Продолжить внедрение а практику педагогов начальной школы разнообразных форм и методов исследовательской деятельности мл. школьников, современных образовательных технологий развивающего обучения и личностно-ориентированного образования.
  3. Продолжить сотрудничество с кафедрой начального образования ККИ ДППО, факультетом ПМНО СГПИ, ЦДО г. Сочи в рамках осуществления повышения квалификации и переподготовки учителей, совместной исследовательской деятельности одарённых детей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Мама

Кто мне
Песенку споёт?
Кто рубашку
Мне зашьёт?
Кто меня
Накормит вкусно?
Кто смеётся
Громче всех,
Мой услышав
Звонкий смех?
Кто грустит,
Когда мне грустно?..
Мама.
(Р. Сеф)

 

Мамины руки

Мамины руки – тепло,
Мамины очи – светло,
Мамина сказка во сне,
Мамины гены во мне,
Мамины мысли со мной,
Маме поклон мой земной.

(Е. Колтовская)

 

Я маму люблю

Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.

Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
(Л. Давыдова)

 

Улыбка мамы

Ничего милее нет
Маминой улыбки –
Словно вспыхнет солнца свет,
Мрак развеет зыбкий!

Словно хвостиком блеснет,
Золотая рыбка –
Радость сердцу принесет
Мамина улыбка!
(Т. Шорыгина)

 

Мама – самый лучший друг

Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
(П. Синявский)
 

У каждого мама

Слышишь, утром листья-детки
Шелестят на маме-ветке:
– Рады мы уходу тьмы,
Снова маму видим мы!

Мама есть у медвежонка,
У слоненка, у ежонка.
Окончанью длинной ночи
Каждый радуется очень:

Утром, только солнце выйдет,
Звери мам своих увидят.
(Г. Виеру)

 

Скажи, трава...

Скажи, трава,
А у тебя есть мама?
Тогда о первой самой
Подумаешь о ней,
Лишь станешь зеленей.

Скажи, цветок,
А у тебя есть мама?
Тогда о первой самой
Подумаешь о ней,
Цветя среди полей.

Скажи, звезда,
А у тебя есть мама?
Тогда о первой самой
Подумаешь о ней,
Сверкнув во тьме ночей.
(Г. Виеру)
 

Мамин портрет

Я протру стекло и раму,
Потому что в раме – мама.
Дочиста протру я раму:
Очень уж люблю я маму!

(Г. Виеру)
 

Песня о маме

Мама!
Первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама
Землю и Небо –
Мир подарила
Мне и тебе.

Так уж бывает,
Если случится
В доме беда,
Мамины руки,
Мамино сердце
Рядом всегда.
Мамины руки
Нежно погладят –
Станет теплей.
Мамино сердце
Вспыхнет любовью –
Станет светлей!

Станешь ты взрослым
И словно птица
Вдаль улетишь.
Только для мамы
Ты, как и прежде,
Милый малыш.
Ночью бессонной
Мама, быть может,
Тихо всплакнёт…
Где мой сыночек?
Где моя дочка?
Как там живёт?

Мама!
Первое слово,
Главное слово
В каждой судьбе.
Мама
Землю и Небо –
Мир подарила
Мне и тебе.
(Ю. Энтин)

 

Разговор о маме

От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею всё сообща,
За то, что, когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.

Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Но стоит с повинной
Прийти головою –
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.

За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.
(Н. Саконская)

 

Мама и Родина очень похожи...

Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.
(А. Стариков)

 

Великое слово

О, как прекрасно это слово – МАМА!
Всё на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.

Родная мама, дорогая ненька,
Тебе несём мы в праздники цветы.
И в городе, и в малой деревеньке
Всего дороже ты там, только ты.
(М. Сиренко, пер. с укр. Л. Михайлов)

 

Мамины руки

 

У мамы, как солнышко, теплые руки,
Так нежно умеют они приласкать,
Излечат от боли, избавят от скуки,
В любую минуту готовы обнять.
Играя, мне волосы нежно взлохматят,
Пекут пирожки в выходной по утрам,
И весело ножки щекочут в кровати,
Когда не хочу просыпаться я сам.
Погладят все платья, рубашки и брюки
И тут же другую работу найдут…
Я глажу уставшие мамины руки, –
Пускай хоть немного они отдохнут.

(И. Морозова)


Кто вас, детки, крепко любит...

Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит?
Не смыкая ночи глаз,
Всё заботится о вас?
Мама дорогая!

Колыбель кто вам качает,
Кто вас песней забавляет
Или сказку говорит,
Кто игрушки вам дарИт?
Мама золотая!

Если, детки, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Как бывает иногда,
Кто же слезы льёт тогда?
Всё она – родная!

(А. Майков)
 

Доброта

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

(Л. Николаенко)
 

Посидим в тишине

Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу.

Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…

Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
«Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!»
(Е. Благинина)



Предварительный просмотр:

Только бабушка

С головой под одеяло
Я залезу втихомолку.
У меня проблем не мало,
Но решить их надо с толком.

У кого спросить совета,
Как мне надо поступать?
Кто поможет все ответы
На вопросы отыскать?

Папа с мамой? Те устали,
На уме одна работа.
Братья в прошлый раз смеялись,
Подходить к ним неохота.

Только бабушка родная,
Вновь на помощь поспешит.
А когда напоит чаем,
Все проблемы разрешит!

Е. Долгих

Руки, что мягче снега

А бабушкины  руки пахнут хлебом.
А бабушкины  руки мягче снега,
Ведь  бабушкины  руки как в снежинках –
Натруженные руки, все в морщинках.

А бабушкины  руки всё умеют,
А бабушкины  руки лаской греют.
А бабушкины  руки – руки мам:
Они родителей растили нам!

…И потому-то мягче снега
Те руки, что так пахнут хлебом.

Н. Самоний

Бабушкины руки

Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней,
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.

Л. Квитка

Бабушка вяжет

Вяжет бабушка носки -
Пляшут по полу клубки:

Желтый, красный, синий -
Выйдет всё красиво.

Чтоб не мёрзли ножки
У внучка, у крошки.

Спицы бабушки - "тук-тук" -
Не простой - волшебный звук:

Превращает он клубки
В полосатые носки.

И. Сударева

Внучка 

Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?

И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?

Значит, буду так же
Бабушкой и я, -
Разве оставаться
Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою -
Маму мамину - люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.

Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому - башмачки.

Плещеев

Моя бабушка

Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме — я,
Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.

Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.
Я уже проверил.

Р. Рождественский

Бабушка

Старенькую бабушку очень я люблю!
Я для милой бабушки денег накоплю.
Пенсия у бабушки очень уж мала.
Я хочу, чтоб бабушка хорошо жила.
Сэкономлю денежки я на эскимо,
Не пойду с приятелем я смотреть кино.
Чтоб не знала бабушка ни забот, ни бед,
Я могу не завтракать и не есть конфет.
Буду чай без сахара по утрам глотать,
Чтоб копилку полную побыстрей набрать.
Буду я для бабушки денежки копить,
Чтоб смогла мне бабушка РОЛИКИ купить!

Татьяна Лаврова

8 Марта

Нынче праздник, нынче праздник,
Праздник бабушек и мам.
Это самый добрый праздник,
Он весной приходит к нам!
Это праздник послушанья,
Поздравлений и цветов,
Прилежанья, обаянья,
Праздник лучших в мире слов!

Ж. Плескачева

Бабушки и мамы

Бабушки и мамы,
Этот день для вас,
Самый он красивый,
Поздравляем вас!

Бабушки и мамы,
Мы вас будем слушать.
То, что вы сварили,
Будем дружно кушать!

Бабушки и мамы,
Сводите нас в кино!
Будем мы вас слушать,
Как не было давно!

Бабушки и мамы,
Счастья вам желаем!
С праздником весенним
Мы вас поздравляем!

Ж. Плескачева


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

33. Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.

      Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.

               (что делать?)  улыбаться

  ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?  и пишутся с мягким знаком (ь).

34. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

      Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.

   Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.,(е, ут, ют)

                       ставит – ставить, гл. 2 спр.,(и, ат, ят)

35. Правописание наречий.

      Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.

       Например: справа, справа, справа.

       ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.

36. Однородные члены предложения.

      Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами.

      Например: Сильный ветер  сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

37. Звукобуквенный разбор.

      Выполни правильно, без ошибок.

  

ПАМЯТКА

КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ

РАБОТАЙ  НАД ОШИБКАМИ РЕГУЛЯРНО!

 

             

  1. Большая буква в начале предложения.                                                      Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.

2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

     Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.

      Например: Москва – столица нашей Родины.

3.Слог.                                                                                                                      

   Раздели слова на слоги. Делай так:

    У – чи – тель

    ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.  

                                                                                                                   

4. Перенос слова.

    Раздели слово на слоги для переноса:     Оси – на

    ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак на конце слова.

    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: окунь, рысь, уголь.

6. Мягкий знак в середине слова.

    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: мальчик, школьник, коньки.

7. Гласные после шипящих.

    Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

 28. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.

      Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при-ле-пи-ли.

29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.

     Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.

30. Правописание безударных окончаний имён   прилагательных.

       Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.  

      Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п.

31. Предлог перед местоимением. 

      Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.

      Например: у  нас,  ко  мне, с  тобой,  к  нему. 

      ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

32. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

    Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.

    Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь. 

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).

     Липовый - дубовый, кленовый, осиновый.

23. Правописание предлога со словом. 

      Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.

    к (какому?) берегу;    к (крутому) берегу    

ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

24. Разделительный твёрдый знак (ъ). 

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление

      ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.

25. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.

       Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.

       Луч, товарищ, шалаш (муж. род)

       Ночь, речь, печь   (жен. род)

26. НЕ с глаголами.

      Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.

      не  был,  не  выучил,  не  знал

ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.

27. Разбор предложения по частям речи.

      Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи

является каждое слово.

 предл.        сущ.               глаг.                 прил.         сущ.

    По      овражкам          заиграли       весенние    ручейки.

     Например: машина, малыши, карандаши.

 ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу -  с буквой у.

   

8. Сочетания чк-чн.

    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: девочка, ночка.

    ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).

9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.

    Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.

     Делай так:  волна́ -  во́лны

     ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.

10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).

       Выпиши слово, в котором была допущена ошибка,  правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.

        Запомни, как оно пишется: ребя́та, ребя́та, ребя́та.

 

11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).

        Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.

    Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.

     ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными.

12. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

      Например: Таня, Саша, Андрей.

      ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.

13. Большая буква в кличках животных.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок.

      ЗАПОМНИ! Клички животных пишутся с большой буквы.

14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

       Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.

       ЗАПОМНИ! Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.

15. Разделительный мягкий знак (ь).

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.

     ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

16. Двойные согласные в слове.

      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:

группа, рассказ, коллектив

груп-па, рас-сказ, кол-лектив 

     ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

17. Разбор предложения по членам.

      Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:

       Утренняя роса покрывала траву.

        роса (какая?) утренняя

        покрывала (что?) траву

        ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.

18. Состав слова.

       Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так:

        поездка, походка

19. Правописание непроизносимых согласных.     

      Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.

      звёздный (звезда, звёздочка)

20. Гласные и согласные в приставках.

       Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.

       Например: полетели, побежали, подержали.    

           

21. Правописание приставки со словом.

      Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

      Например: заехал, уехал, приехал, переехал.

      ЗАПОМНИ! Приставка  –  это часть слова, она   пишется слитно со словом.

 22. Правописание суффиксов.

    Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.