Конкурс "Учитель года"

Материалы для конкурса "Учитель года - 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аналитическая записка35.07 КБ
Файл Эссе14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая записка Карамышевой Надежды Александровны, учителя начальных классов МАОУ лицея №135

о результатах своей педагогической деятельности

Я, Карамышева Надежда Александровна, - учитель высшей квалификационной категории, работаю в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении лицее № 135 с 2004 года, педагогический стаж 11 лет. Окончила Уральский государственный педагогический университет в 2004 году.

В работе руководствуюсь Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, Конвенцией о правах ребенка.

Основой педагогической деятельности считаю всестороннее развитие каждого ребенка, воспитание человека, который сможет успешно  адаптироваться в современном информационном обществе, личности, умеющей руководствоваться общечеловеческими ценностями.

  1. Динамика учебных достижений и внеучебной деятельности обучающихся за последние три года

Для оценки динамики учебных достижений обучающихся используются следующие виды контрольно-оценочной деятельности: стартовая диагностика, диагностические работы, проверочные контрольные, итоговые контрольные и комплексные работы,  диагностика УУД.

Благодаря индивидуальному подходу, учету особенностей развития каждого ученика, организации работы с одаренными учениками и учениками, испытывающими трудности в усвоении отдельных предметов, организации уроков с точки зрения системно - деятельностного подхода, внедрению новых педагогических технологий динамика качества за последние три года позитивна.

Обучающиеся показывают высокий уровень успеваемости по предметам, растет количество обучающихся на «4» и «5», повышаются результаты итоговых контрольных и  комплексных работ. Неуспевающие по предметам отсутствуют. (Результаты мониторинга представлены в таблицах 1-5).

Обученность учащихся                                                                       Таблица  1

2012-2013

учебный год

2013-2014

учебный год

2014-2015

 учебный год

Русский язык

100%

100%

100%

Математика

100%

100%

100%

Литературное чтение

100%

100%

100%

Окружающий мир

100%

100%

100%

Итого

100%

100%

100%

Обученность учащихся составляет 100%.

Степень обученности учащихся                                                           Таблица 2

2012-2013

учебный год

(1 класс)

2013-2014

учебный год

(2 класс)

2014-2015

учебный год

(3 класс)

Русский язык

72,2

72,2

Математика

72,2

72,2

Литературное чтение

81,6

82,2

Окружающий мир

76,9

96,4

Итого

75,7

80,7

 Степень обученности повысилась на 5%.

Качество обученности (% успевающих на «4» и «5»)                    Таблица 3

2012-2013

учебный год

(1 класс)

2013-2014

учебный год

(2 класс)

2014-2015

учебный год

(3 класс)

Русский язык

92%

96%

Математика

84%

92%

Литературное чтение

100%

100%

Окружающий мир

96%

100%

Итого

93%

97%

Качество обученности повысилось на  4%.

Работа по ФГОС НОО предполагает  отслеживание уровня сформированности УУД, проведение комплексной контрольной работы, оценку базового и повышенного уровня сформированности предметных умений.

Результаты  итоговой комплексной контрольной работы           Таблица 4

Уровень выполнения работы

2012-2013

учебный год

(1 класс)

2013-2014

учебный год

(2 класс)

2014-2015

учебный год

(3 класс)

Выше базового уровня

60%

72%

88%

Базовый уровень

36%

28%

12%

Ниже базового уровня

4%

-

-

Особое внимание уделяется  формированию читательской компетенции, т.к. чтение – это базовый процесс, с помощью которого мы получаем и передаем информацию.

Техника чтения                                                                                    Таблица 5

Темп чтения

2012-2013

(1 класс)

2013-2014

(2 класс)

2014-2015

(3 класс)

Высокий уровень

68%

72%

84%

Средний уровень

20%

20%

16%

Низкий уровень

12%

8%

-

Предметное тестирование по русскому языку «Грамотей»        

2014 -2015 учебный год

Количество участников – 100%

Результат: 100 баллов по орфографии – Королёв Семен (3-г класс)

Таким образом, за последние три года обученность учащихся составляет 100%, степень обученности повысилась на 5%, качество обученности - на 4%.

Внеучебная деятельность обучающихся организуется по двум направлениям:

1. Внеурочная деятельность в рамках учебного плана.

В рамках внеурочной деятельности в классе проводятся занятия:

1) Курс «Мир геометрии» - способствует расширению и углублению геометрических представлений младших школьников, подготовке к введению геометрии.

2)  Курс «Детская риторика». Программа курса направлена на развитие речевой культуры младшего школьника.

Посещаемость занятий:                                                                       Таблица 6

2012-2013

учебный год

Курс «Мир геометрии»

2013-2014

учебный год

Курс «Детская риторика»

2014-2015

 учебный год

Курс «Детская риторика»

Итого

Количество учащихся

100%

100%

100%

100%

Посещаемость занятий составила  100%.

2. Внеучебная деятельность, направленная на формирование социального опыта обучающихся.

Для оценки динамики внеучебной деятельности учащихся используются  официальные документы, подтверждающих  участие обучающегося в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях. В них учащиеся приобретают опыт принесения пользы людям, обществу, государству. (Результаты мониторинга представлены в таблицах 7-9).

Творческие дела                                                                                    Таблица 7

Учебный год

Название мероприятия

Участники

1

ежегодно

Открытый урок чтения

100%

2

ежегодно

Праздники для всех

(8 марта и 23 февраля).

96%

Итого (количество участников):

98%

Социально-значимые проекты                                                          Таблица 8

Учебный год

Уровень

Название проекта

% участников

1

2012-2013

город

Экологический проект «Зелёный трамвай» - Диплом 3 степени, победитель в номинации «Команда – лидер проекта»

72%

2

лицей

Сбор макулатуры (4 раза в год)

96%

3

2013-2014

город

Экологический проект «Зелёный трамвай» - Диплом 3 степени, победитель в номинации «Социальная реклама»

76%

4

район

Социальная акция «Подари ребенку праздник»

64%

5

лицей

Помощь детям – сиротам детского дома

56%

6

лицей

Помощь приюту для собак

44%

7

лицей

Сбор макулатуры (4 раза в год)

100%

8

2014-2015

район

Конкурс «Здоровым быть здорово!» - 3 место у Першиной Кати (3-г класс)

64%

9

лицей

Сбор макулатуры (4 раза в год)

100%

Итого (количество участников):

75%

Проекты по гражданско-патриотическому воспитанию              Таблица 9

Учебный год, дата

Уровень

Название проекта

% участников

1

02.2012

лицей

Месячник защитников Отечества

100%

2

05.2013

лицей

Акция «Бессмертный полк»

64%

3

09.2013

класс

лицей

Юбилей Екатеринбурга

100%

4

02.2014

лицей

Посещение музеев в период месячника защитников Отечества (музей лицея, музей завода Уралхиммаш).

90%

5

05.2014

класс

лицей

Акция «Бессмертный полк»

72%

7

05.2015

класс

лицей

Акция «Бессмертный полк»

80%

Итого (количество участников):

84%

Таким образом,  в творческих делах приняли участие 98%учащихся, в социальных проектах 75% учащихся, в патриотических проектах -84%.

  1. Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий

В своей педагогической деятельности использую различные технологии: игровые, тестовые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, междисциплинарного и проблемного обучения.

Важным направлением своей деятельности  считаю использование в образовательном процессе проблемных методов обучения.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

- создание проблемной ситуации;

- анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

- решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

- проверка решения проблемы.

Проблемное обучение учит мыслить логично, творчески, преодолевать встречающиеся затруднения, делает учебный материал более доказательным, а усвоение учебного материала более основательным и прочным, учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний, вызывает положительное эмоциональное отношение к учению, формирует и развивает познавательные интересы.

Внедрение в образовательный процесс проблемных методов обучения способствовало развитию познавательной активности учащихся, формированию исследовательских навыков, повлияло на рост качества обучения учащихся. Мои учащиеся ежегодно принимают участие в различных интеллектуально-творческих играх, конкурсах и олимпиадах.

Все учащиеся класса ежегодно принимают участие в международном конкурсе «Кенгуру», всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Зимние интеллектуальные игры». С 2010 года ученики моего класса принимают участие в общероссийском конкурсе «Золотое Руно». 1 места заняли: Путилов Дмитрий (2 класс, 2010г.), Лучининов Андрей (3 класс, 2011 г.), Карташова Софья (2 класс, 2014 г.), Расюк Анна и Солоид Екатерина (3 класс, 2015 г.)

В декабре 2010 года команда 3-г класса под моим руководством заняла 1 место в районном туре интеллектуально-творческой игры «Космическое путешествие».

В декабре 2011 года команда 4-г класса заняла 1 место в открытом городском телекоммуникационном проекте «Удивительные истории обыкновенных вещей».

В 2013 году в интеллектуально-творческой игре «Соображалки» команда 2 класса лицея № 135 под моим руководством заняла 2 место (район).

В 2015 году в общероссийском конкурсе творческих работ «Ты – гений!» ученица 3-г класса Савина Софья заняла 1 место.

В городском творческом конкурсе, посвященном 70-летию Победы «В лесу прифронтовом», ученица 3-г класса Першина Екатерина заняла 2 место.

Основным направлением своей деятельности также считаю участие в составе творческой группы педагогов – экспериментаторов по введению курса междисциплинарного обучения младших школьников (автор Шумакова Н.Б.) в рамках городской экспериментальной площадки. Курс МДО нацелен на реализацию новых стандартов, на формирование универсальных учебных действий.

Методика междисциплинарного обучения предполагает максимальное поощрение и использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению неизвестного в процессе познания окружающего мира. Именно поэтому, в основе обучения лежит метод открытия или исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса «открытия» ребенком мира.

Активное использование в образовательном процессе  технологии  МДО   способствовало формированию у учащихся таких универсальных учебных действий, как постановка исследовательских вопросов, формулирование проблемы, умение выдвигать гипотезы, составлять план работы, вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез, собирать необходимую информацию из разных источников, систематизировать информацию.

Опыт практической деятельности по реализации технологии междисциплинарного обучения в образовательном процессе лицея представила на открытых уроках для учителей города и области:

15 марта 2011 г. – городской семинар «Реализация междисциплинарного обучения в образовательном процессе лицея», урок МДО в 3-г классе по теме «Деятельность лидера может оказывать особое влияние на все сферы жизни людей»;

20 декабря 2011 г. – городской семинар «Междисциплинарное обучение в образовательном процессе: формирование универсальных учебных  действий», урок математики в технологии междисциплинарного обучения в 4-г классе по теме «Координатный луч»;

21 февраля 2012 г. – городской семинар «День МДО. Междисциплинарное обучение в образовательном процессе: особенности курса, знакомство с технологией проведения занятий», занятие в 4-г классе по теме «Порядок. Установление порядка приводит к возникновению чего-то нового (индуктивное исследование)».

6 марта 2015 г. – городской семинар «День МДО», урок окружающего мира в технологии междисциплинарного обучения в 3-г классе по теме «Осторожно, животные!».

Для занятий МДО разработала технологические листы по мониторингу УУД.

С 2008 года ежегодно вместе с учащимися своего класса принимаю участие в городском смотре-конкурсе «Междисциплинарный калейдоскоп», являюсь автором сценария и ведущей  данного конкурса на площадке МАОУ лицея № 135.

Результатом реализации курса МДО является работа детей над рефератами и исследовательскими проектами, которая выполняется индивидуально при непосредственном участии учителя в качестве консультанта, а также с помощью родителей.

 Систему деятельности по написанию исследовательских работ организую следующим образом:

1. Консультирование родителей учащихся на родительском собрании.

2. Подготовка детей к написанию исследовательских работ: выбор темы исследования, постановка целей и задач, организация исследования, фиксирование результатов, презентация работ.

3. Консультирование учащихся по ходу написания работ и подготовке к защите.

Защита исследовательских работ проходит на разных этапах: классный, лицейский, районный, городской туры.

Конкурс исследовательских работ проводится со 2-го класса (классный тур, принимают участие все ученики), в 3-м, 4-м классах работы представляются на лицейском туре, а затем на районном и городском конкурсе «Хочу стать академиком».

Так, в апреле 2011 года ученики 3-г класса Путилов Дмитрий и Исупова Анастасия заняли 1 места на районном этапе конкурса, на городском этапе победили в разных номинациях. В апреле 2012 года ученики 4-г класса Булатова Софья и Лопатин Сергей также заняли 1 места на районном этапе и победу в номинациях на городском этапе. В 2015 году ученики 3-г класса Махмутова Злата и Королев Семён на районном этапе заняли соответственно 1 и 3 места, на городском этапе Махмутова Злата победила в номинации.

С 2011 года со своими учениками принимаю участие в городском конкурсе исследовательских работ «МДО-созвездие». В 2011 году дипломами I степени были награждены ученики 3-г класса Саранин Владислав и Долбиков Сергей, а в 2012 году ученик 4-г класса Брехов Данила.

В городском конкурсе «МДО-олимпиада» Брехов Данила занял 1 место в командном зачете (2012 г.)

В 2015 году мои ученики участвовали в городском конкурсе прикладных работ «Я-талант!». Ученица 3-г класса Расюк Анна заняла 2 место.

3. Деятельность в составе Рабочей группы лицея по подготовке ОУ к реализации ФГОС НОО

Одним из важнейших направлений своей деятельности считаю участие в Рабочей группе по подготовке образовательного учреждения к введению ФГОС второго поколения. В рамках данной деятельности участвовала в организации и проведении семинаров, мастер-классов, круглых столов разного уровня.

Так, 28 апреля 2011 года дала открытый урок математики в 3-г классе по теме «Умножение многозначных чисел» в рамках городского семинара «Основные подходы к организации урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО».

13 декабря 2011 года на областном семинаре – практикуме «Формирование универсальных учебных действий средствами технологии МДО» в 4-г классе провела урок математики по теме «Шкалы».

20 марта 2013 года на городском семинаре «Педагогические технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения» провела мастер-класс по теме «Технология продуктивного чтения».

31 января 2014 года на районном семинаре – практикуме «Современные требования к уроку. Реализация системно-деятельностного подхода» дала урок окружающего мира во 2-г классе по теме «Степи».

26 февраля 2014 год – на городском семинаре по организации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО  провела занятие по курсу «Детская риторика» по теме «Вежливый отказ» во 2-г классе.

С 2014 года вхожу в состав Рабочей группы лицея по разработке контрольно-измерительных материалов с целью оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

4. Работа с родителями учащихся

Большое внимание уделяю работе с родителями. В связи с введением новых образовательных стандартов родители учащихся становятся активными соучастниками образовательного процесса.

Каждую четверть учебного года провожу с родителями учеников беседы, индивидуальные и групповые консультации, собрания по вопросам обучения и воспитания учащихся.

Были проведены беседы по темам: «Адаптация учащихся 1 класса», «Развитие читательской культуры младших школьников», «Азбука дорожной безопасности», «Как помочь школьнику выполнить домашние задания», «Развитие внимания и памяти младших школьников» и др. В начале 1 класса (сентябрь 2012 г.) психолог лицея провела беседу «Возрастные особенности детей 6-7 лет».

Совместно с родителями были организованы внеклассные занятия, экскурсии, поездки в театр и музеи, походы для учеников.

Дата

Внеклассные мероприятия

1-г класс (2012 – 2013 учебный год)

23.09

04.10

20.10

24.10

23.12

14.03

16.03

21.04

24.04

22.05

Поход на лыжную базу (Химмаш)

«Юный химмашевец», кукольный спектакль «Конек-Горбунок»

Посвящение в лицеисты (в актовом зале лицея № 135)

ТЮЗ, спектакль «Бременские музыканты»

Новый год на лыжной базе «Уктус»

Масленица в Арамашево

Праздник Букваря в библиотеке им. Гайдара

Театр «Щелкунчик», балет «Золушка»

Поездка в Ботанический сад и музей природы

Театр Драмы, спектакль «Мэри Поппинс»

2-г класс (2013 – 2014 учебный год)

14.09

28.09

20.10

29.10

24.11

30.11

27.12

28.12

25.01

09.02

16.02

02.03

05.03

23.03

30.03

06.04

11.04

12.04

Поход на лыжную базу (Химмаш)

Поездка в Сысерть (Дом - музей Бажова, «Белый Единорог»)

Театр кукол, спектакль «Серебряное копытце»

ТЮЗ, спектакль «Чиполлино»

Театр музкомедии, спектакль «Приключения Буратино»

Планетарий

Новогодний праздник в классе, «Шоу мыльных пузырей»

Театр «Щелкунчик», балет «Снежная история»

Театр кукол, спектакль «Снежная королева»

Театр оперы и балета, балет «Дюймовочка»

Театр кукол, спектакль «Пиноккио»

Масленица в Н. Синячихе

«Юный химмашевец», кукольный спектакль «Дюймовочка»

Театр оперы и балета, балет «Белоснежка», за кулисами театра

Цирк

Поездка в санаторий «Обуховский»

Социальная акция «Белый цветок»

ТЮЗ, спектакль «Серая Шейка»

3-г класс (2014 – 2015 учебный год)

13.09

28.09

25.10

22.11

29.11

28.12

18.01

01.03

15.03

22.03

28.03

02.04

11.04

27.04

30.04

Поход на лыжную базу (Химмаш)

Театр Эстрады, спектакль «Каникулы капитана Врунгеля»

Театр Драмы, спектакль «Соловей»

Поездка в Висим (музей Д.Н. Мамина-Сибиряка, ферма маралов)

День Матери в библиотеке им. Гайдара

ТЮЗ, новогодний спектакль

Театр оперы и балета, балет «Чиполлино»

ТЮЗ, спектакль «Аладдин»

ТЮЗ, спектакль «Стойкий оловянный солдатик»

Поездка в Кунгур

ТЮЗ, спектакль «Русалочка»

Спектакль в лицее «Как ослик хотел стать бабочкой»

Театр Драмы, спектакль «Сказка о царе Салтане»

ДК «Химмаш», спектакль «Новые уши короля»

Цирк «Салют Победы!»

4-г класс (2015 – 2016 учебный год)

31.10

Парк «Оленьи ручьи» (планируем)

Театр музкомедии, спектакль«Кошка» (купили билеты)

Также в течение года мой класс посещает 6 концертов филармонии (по абонементу).

Каждую четверть с учениками ходим в детскую библиотеку им. Гайдара (Химмаш) на внеклассные занятия, посвященные знакомству с книгами детских писателей для расширения читательского кругозора и формирования читательской компетенции.

Я стараюсь строить отношения с родителями и учениками на основе взаимного уважения, доброжелательности, взаимопонимания. Родители учеников – активные помощники в организации внеклассной деятельности.

Моя педагогическая деятельность оценена Почётными грамотами, дипломами, благодарственными письмами, сертификатами различного уровня (представлены в Приложении).



Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

У каждого человека есть возможность выразить себя в профессии. Кто-то чувствует в себе артистические способности, кто-то хорошо рисует, кому-то ближе работа с документами. А я всегда чувствовала в себе способности и имела огромное желание учить детей.

На мой выбор профессии большое влияние оказала моя первая учительница – Бузина Светлана Александровна. Выпускница педагогического института взяла в классное руководство свой первый класс, сумела влюбить в себя абсолютно всех учеников. Помню из детства, с каким желанием мы бежали с одноклассниками в школу, чтобы успеть до уроков пообщаться с учительницей, рассказать ей все новости, которые у нас произошли вне школы, как мы с подругами считались, кто пойдет за руку со Светланой Александровной до столовой, кто будет сидеть рядом с ней, когда фотографировались с классом. И какая для нас была трагедия, когда мы узнали, что наша учительница в силу разных обстоятельств была вынуждена  уехать  в другой город, а нам пришлось привыкать к новому педагогу.

Когда я выросла, сомнений в выборе профессии уже не было. Но появились другие вопросы. Удивительное дело: как из маленького человечка можно «слепить» умного, доброго, любящего свою страну человека. Процесс этот непростой. И не каждый может этим заниматься. Ведь от педагога многое зависит: что он может дать ребенку, как его воспитать. Я – учитель. Я должна сердцем и умом понять каждого ребенка. Прочувствовать его. Увидеть его сильные и слабые стороны. За годы работы в школе я поняла, трудно что-то сформировать у ребенка, если он чувствует себя некомфортно. Поэтому я всегда старалась с первого дня учебы создать такую атмосферу в классе, чтобы каждый ребенок почувствовал себя тепло и уютно, что он в большом и дружном коллективе. Что класс – это его семья. А в семье все любимы и все любят друг друга.

Важно понять особенности каждого ученика. Я стараюсь, чтобы ребенок был гармонично развитым. Для этого необходимо помогать ему, направлять его деятельность и развитие в нужное русло. В своей работе придерживаюсь высказывания известного педагога и психолога Ш.А. Амонашвили: «Как бы ребенок не учился, нужно верить в то, что его возможности безграничны, что он талантлив, и у него все получится. Вера в ребенка и любовь к нему творят чудеса и делают возможным то, что на первый материалистичный взгляд, кажется невозможным».

Мне, как учителю, важно правильно выстроить отношения с родителями. Чтобы они стали моими союзниками. Только вместе с родителями мы можем воспитать ребенка. Необходимо создать такие условия, чтобы был коллектив детей и родителей при направляющей роли учителя.

Важно подготовить детей к успешной социализации. Я стараюсь использовать такие нестандартные формы работы, как работа в группах, дискуссии, участие в социальных (помощь детям из неблагополучных семей, помощь фонду животных), экологических («Зеленый трамвай») и патриотических («Бессмертный полк», подарки ветеранам) акциях. Каждый год мы с учениками ездим в театры, музеи, экскурсии по Уралу.

Мне близки слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Я твердо убежден, что человечность, сердечность, доброта любого человека измеряются тем, как относятся к нему дети. Тот, кого любят дети, - настоящий человек. Детей никогда не обманешь, ничем не закроешь перед ними своего настоящего лица. Они чувствуют и распознают фальшь, ненавидят притворство». Моя задача, чтобы с начальной школы детям было интересно учиться и чтобы они поняли, что всё, чему они учатся, им пригодится в жизни. Я думаю, что обладаю этими качествами. Это проверить легко: мои ученики любят меня, они приходят ко мне, своей первой учительнице, после окончания школы. Они доверяют мне свои сокровенные тайны. Они успешны в жизни.

В наше быстронесущееся время немногие хотят стать учителем. Слишком энергозатратная профессия. А я горжусь тем, что моя ученица, выпускница нашего лицея, выбрала профессию учителя начальных классов. И фамилия у нее знаменательная – Счастливая Настя. Получается, что я стала для нее таким же примером, каким для меня была моя первая учительница. Надеюсь, что у Насти все отлично сложится в нашей нелегкой профессии и для своих учеников она тоже станет любимым учителем. А я ей в этом обязательно помогу.

В мире есть много разных профессий: инженер, архитектор, врач, военный… Но все эти люди состоялись в профессии благодаря учителям. В этом сила нашей профессии, значимость и большая ответственность. От учителя зависит, какие будут граждане, будут ли они счастливы. Какой микроклимат будет в нашей стране. И я горжусь тем, что  имею причастность к тому, какие люди будут жить в нашем государстве…