Родителям на заметку.

Тимофеева Наталия Владимировна

Материалы для повышения грамотности наших родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

Развитие внимания и восприятия у детей младшего школьного возраста.

1. Упражнения со словами. Смысл его в том, чтобы рассказать ребенку небольшой рассказ, где вы договоритесь с ним о запрещенных словах. Например, нельзя называть тот или иной цвет, растение и т.д. Далее в рамках игры ребенку задают вопросы по рассказу, но потом внезапно задаю вопрос, ответом на который является запрещенное слово. Если ребенок внимателен и помнит те слова, которые не нужно называть, то он либо заменит это слово другим, либо скажет, что такой ответ запрещен. Это значит, что ребенок все время помнил о запрещенных словах, и даже попытки запутать его не удались.

2. Упражнение с мячом или "Съедобное - несъедобное". С детьми проводится игра следующего рода: они становятся в круг и затем ребенку кидается мяч с одновременным произнесением определенного продукта питания или любого другого предмета на ваш выбор. Если это съедобно, ребенок ловит мяч и возвращает его кидающему, если же несъедобно – мяч следует отбить, но никак не ловить.

3. Упражнение «Подчеркни букву». Ребенку дается текст (небольшой фрагмент), в котором ему нужно подчеркнуть определенную букву. Например, во всем тексте нужно подчеркнуть все буквы «о». После работы с текстом нужно подсчитать количество подчеркнутых букв и не подчеркнутых, это поможет определить уровень внимания. Цель упражнения – добиться подчеркивания всех заданных букв. В дальнейшем можно постепенно увеличить длину текста. Подобного рода упражнения на развитие внимания у младших школьников особенно эффективны, т.к. за их счет еще и увеличивается техника чтения.

4. Упражнение "Спрятанное слово" или "Угадайка". Ребенку загадывается пословица, которую он знает. Громоздкие и непонятные пословицы лучше не давать. Для того, чтобы он ее разгадал, можно называть абстрактные предложения, в которые входят содержащиеся в пословице слова. Обычно уже первые два-три предложения могут направить ребенка к верному ответу. Подобное упражнение можно проводить и со "спрятанными" буквами письменно, только теперь вместо записывают на листе слова в предложении со скрытой буквой.

5. Упражнение «Добавь слово». Ребенок и второй игрок (родитель, учитель, одноклассник) называю слова по очереди – города, овощи, животных. Важно запомнить очередность слов и правильно повторить их с добавлением последующего слова. Тренировать нужно с постоянным усложнением, чтобы ребенок увеличивал результат.

6. Упражнение «Перепутанные цвета». Суть такого упражнения состоит в том, что ребенку дается карточка с названиями цветов, которые изображены другим оттенком. Например, слово «синий» написано красным, «белый» - черным. Ребенку нужно назвать цвета, которыми написаны слова. При этом школьники зачастую путают смысл слова с заданием, поэтому поначалу сбиваются при выполнении задания. Их задача – внимательно смотреть на цвет и называть его, а не читать слово.

7. Упражнение на память и внимание. На стол положите несколько предметов, не связанных между собой – мячик, фломастер, карандаш, нитки, стакан, монету и т.д. Младшему школьнику достаточно от трех до пяти секунд, чтобы посмотреть на предметы и запомнить их. Дальше ребенок отворачивается и перечисляет предметы, которые он видел на столе. Не стоит расстраиваться, если не будут названы все предметы – упражнения на развитие внимания у младших школьников требуют терпения и от родителей, и от педагога. Зато после первых успехов можно усложнить задачу – добавляя количество предметов, уменьшая время.

8. Упражнение «Не собьюсь». Ребенку предлагается посчитать до тридцати с условием – вместо одной из цифр говорить фразу "не собьюсь". Например, это может быть каждая третья цифра, цифры 3 и 8 (выбираются любые). Задача довольно сложная, ребенку нужно постоянно держать в памяти заданные цифры с поставленной задачей и постараться ненароком не обмолвиться.

9. Упражнение «День рождения». Несколько детей (лучше 6-8 человек) садятся в ряд и по очереди называют дату своего рождения. Последующий ребенок должен назвать все даты, которые говорили перед ним и добавить свою. За ним повторяют остальные. В этом упражнении развивается не только внимание, но и память. А вообще играть в эту игру можно не только используя дни рождения, но и любые слова, которые могут прийти игрокам в голову. Может получиться достаточно весело.

10. Упражнения на описание. Игры на развитие внимания для младших школьников особенно хорошо проводить среди группы одноклассников. Вот одно из заданий, которое лучше всего подходит для подобных коллективов. Задача состоит в том, что один из детей должен описать свой класс. Остальные одноклассники слушают его и добавляю те детали, которые он пропустил. Можно среди подробностей вспомнить количество парт в ряду, имя соседа слева через две парты, цвет книжного шкафа и т.д. Чем больше новых предметов будут добавлять дети, тем лучше.

11. Упражнение «Убери лишнее». Составьте ребенку список знакомых вещей, например, предметов из его комнаты. Предложите ему внимательно просмотреть список и убрать те вещи, которых нет в его комнате. В список можно включить абсолютно неподходящие вещи – холодильник, велосипед и т.д. Вторая группа вещей, внесенная в список, может находиться в комнате, но признаки у таких предметов следует слегка изменить. Например, вместо розового будильника напишите синий, вместо толстого альбома – тонкий и т.д. В списке должны быть перечислены и правильные предметы. Поначалу ребенок может вычеркнуть только совершенно абсурдные предметы и совсем пропустить небольшие неточности. Попросите его внимательно пересмотреть список и добейтесь правильных исключений.

12. Упражнение «Запомни последовательность». В расчерченный на клетки лист (можно использовать три на три клетки, четыре на четыре) впишите любые цифры, только не по порядку. Например, первая пишется цифра семь, потом три, потом пять и так далее. Когда весь трафарет будет заполнен, уберите его и попросите ребенка назвать очередность, в которой писались цифры.



Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ № 52

Программа родительского всеобуча

на 2015-2016 год

Программа разработана для родителей обучающихся 2 класса

                                                 

Учитель: Тимофеева Н.В.

Воспитатель: Ахунова З.Д.

Утверждаю

Директор  ГКОУ СКОШИ № 52

_______________Подвальная Е.В.

Пояснительная записка

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности.

 Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Ребенок только начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.

В настоящее время семья в Российской Федерации, в том числе и в Оренбургской области, переживает противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

4. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

·   потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

·   инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

·   открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

·   с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

·   со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

·   с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. 

Цель программы: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования родителей.

Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система.

Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.

Исходная гипотеза:

1. Социокультурная обусловленность воспитания проявляется не только в профессионально-педагогической деятельности учителей и воспитателей, но и воспитательной деятельности родителей, современная ситуация которой порождает её новые (вновь осмысленные) виды, в частности – научно-методическое сопровождение процесса педагогического образования родителей.

2. Педагогическое сопровождение процесса педагогического образования родителей ориентировано на осознанное включение родителей в воспитательный процесс образовательного учреждения; проектирование содержания педагогического образования родителей как системы, позволяющей определять благоприятные пути достижения желаемых результатов в воспитании их собственных детей.

3. Система педагогического сопровождения процесса педагогического образования родителей строится с опорой на типы и особенности современной семьи, проблемы современного ребёнка, возрастные особенности детей.

Основные задачи проекта:

1. Разработать научно обоснованные подходы к определению путей обновления интегративной открытой развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей.

2. Обосновать методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.

3. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей; педагогическое самообразование родителей.

5. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.

6. Разработать общие формы (организационное сопровождение), приемлемые для предлагаемого содержания педагогического образования родителей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

-      Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка).

-      Создание в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей.

-      Формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника.

-      Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

 

Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи. 

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

Принципы:

·   первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

·   достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

·   взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

·   развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

·   системности воспитательных воздействий на ребёнка;

·   преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

·   сотрудничества по созданию Образа Человека.

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции:

-     система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

-     особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

-     процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Особенности развития детей 2 класса учитывались в разработке программы родительского всеобуча. Психическое и физическое развитие младшего школьника во многом зависит и от анатомо-физиологических особенностей детей, от того, как эти особенности учитываются взрослыми в процессе воспитания.

В начальной школе у ребенка формируются основные элементы учебной деятельности, которая оказывает существенное влияние на его развитие. Включая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества со сверстниками, принятие авторитета учителя, учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

Многочисленные исследования показывают, что с развитием школьника изменяются и мотивы его учебной деятельности. Все большую роль наряду с познавательными мотивами начинают играть социальные мотивы, стремление к общению и совместной с другими деятельности.

Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона.

Необходимо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности.

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учебной деятельности, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Это качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового отношения к действительности; ориентация на группу сверстников. Однако значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности. Если же это чувство в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности. 

Важным в этот период оказывается организация родителями адекватной помощи школьнику.

Формы работы с родителями:  

Беседы по вопросам педагогики, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене детей и подростков.
Тематические групповые или индивидуальные консультации.

Обзор популярной литературы для родителей;

Родительский ринг (обмен опытом воспитания детей в семье).

 Круглый стол или педагогический треугольник.

Собрания-диспуты.

Проигрывание педагогических ситуаций (Деловая игра )

Совместные собрания вместе с детьми (выступление детей).

Дополнительные формы работы с родителями-инвалидами :
Блог классного руководителя на сайте nsportal.

Рассылка по электронной почте рекомендаций для воспитания детей, презентаций дополнительного материала к урокам.

Создание видеотеки класса, в которой отображены основные этапы школьной жизни на уроках, внеурочные мероприятия, выступления).

Проведение выездных мероприятий с активным участием родителей-инвалидов.

Совместные экскурсии.

Тематическое планирование родительского всеобуча на 2015-16 год

Тема

Ф.И.О. учителя

Форма работы

Примерная дата проведения

1.

Особенности учебной деятельности второклассников.

Секреты бабушек и дедушек. Семейные традиции.

Единство требований семьи и школы.

Тимофеева Н.В.

Шеремет И.И.

Ахунова З.Д.

Круглый стол

18.09

2.

Режим дня и его значение для организации жизни и деятельности школьника.

   

Причины детской агрессии.

Как научить ребенка жить в коллективе детей дружно.

Тимофеева Н.В.

Трефильева Д.В.

Ахунова З.Д.

Лекторий

Диспут

Круглый стол

17.10

3.

О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний. Копилка полезных советов.

Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.

Шалость и хулиганство- есть ли различия?

Тимофеева Н.В.

Ахунова З.Д.

Трефильева Д.В.

Обсуждение

20.11

4.

Причины низкой успеваемости по русскому языку и пути ее повышения.

Причины детского обмана.

ОБЖ во время зимних каникул. Памятка для детей и родителей.

Результаты анкетирования семей учащихся 2 класса. Выводы и рекомендации.

Тимофеева Н.В.

Трефильева Д.В.

Ахунова З.Д.

Шеремет И.И.

Беседа

Проигрывание педагогических ситуаций

18.12

5.

Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.

Логопедические игры с детьми дома. Советы родителям.

Воспитание ребенка в семье.

Тимофеева Н.В.

Пименова Э.Н.

Ахунова З.Д.

Круглый стол

Практикум

Диспут

22.01

6.

Организация учебного труда школьника в процессе выполнения домашнего задания.

Тренировка памяти и мышления младшего школьника.

Как с пользой провести выходные.

Тимофеева Н.В.

Трефильева Д.В.

Ахунова З.Д.

Деловая игра.

Беседа

Обсуждение

19.02

7.

Особенности работы по развитию слухового восприятия у учащихся с нарушением слуха.

Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за свои поступки.

Нарушение внимания и восприятия и пути их коррекции.

Тимофеева Н.В.

Ахунова З.Д.

Трефильева Д.В.

Лекторий

Беседа

18.03

8.

Проектная деятельность второклассника.

Межличностные отношения детей с нарушением слуха в коллективе.

Развитие слухового восприятия учащихся путем восприятия неречевых звучаний окружающего мира.

Тимофеева Н.В.

Ахунова З.Д.

Пименова Э.Н.

Выступление детей

Круглый стол

22.04

9.

Итоги успеваемости за год.

Организация летнего отдыха детей.

ОБЖ во время летних каникул.

Тимофеева Н.В.

Шеремет И.И.

Ахунова З.Д.

диспут

18.05

Литература для родителей:

  • Аверин В.А., Осорина М.В. М.:Генезис 2010 Развитие личности ребенка от 7 до 11 лет.
  •  Бабенкова Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты. М.: Генезис 2013
  • Бураков Н. Б. Экспресс – курсы по развитию познавательных процессов. – Бураков Пресс, 2011
  • Дж. Варгас Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. М.: Оперант 2015
  • Ефимова И. Логические задания для 1-4 класса. Орешки для ума. Феникс, 2012
  • Костромина С. Н. Учиться на пятерки по математике. Как?
  • Костромина С. Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как?
  • Костромина С. Н. Учиться на пятерки по чтению. Как?
  • Майерс Б. Развиваем мышление. Лучшие логические игры. – Эксмо, 2010
  • Мищенкова Л. В. Развивающие задания для детей 8-10 лет. Речь, мышление, память. – Академия развития, ВКТ, 2009
  • Гринспен С. Ребенок – тиран (Как найти подход к детям пяти «трудных» типов). М 2010
  • Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить с детьми, чтобы они учились. М, 2011
  • Фабер А., Мазлиш Э. Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно.
  • Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
  • Царенко Н.В. Феникс 2013 Как мы портим наших детей. Коллекция родительских заблуждений.



Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ № 52

Программа родительского всеобуча

на 2016-2017 год

Программа разработана для родителей обучающихся 3 класса

                                                 

Учитель: Тимофеева Н.В.

Воспитатель: Ахунова З.Д.

Утверждаю

Директор  ГКОУ СКОШИ № 52

_______________Подвальная Е.В.

Пояснительная записка

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Ребенок только начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.

Что стоит за неумением вашего ребенка или ученика прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?

Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?

В настоящее время семья в Российской Федерации переживает противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

·   потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

·   инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

·   открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

·   с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

·   со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

·   с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Проблемное поле педагогического образования родителей  представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи. 

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

Принципы:

·   первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

·   достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

·   практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

·   взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

·   развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

·   гуманизации отношений и общения;

·   системности воспитательных воздействий на ребёнка;

·   преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

·   сотрудничества по созданию Образа Человека.

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как

-     система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

-     особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

-     процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Цель программы: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования родителей.

Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система.

Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.

Исходная гипотеза:

1. Социокультурная обусловленность воспитания проявляется не только в профессионально-педагогической деятельности учителей и воспитателей, но и воспитательной деятельности родителей, современная ситуация которой порождает её новые (вновь осмысленные) виды, в частности – научно-методическое сопровождение процесса педагогического образования родителей.

2. Педагогическое сопровождение процесса педагогического образования родителей ориентировано на осознанное включение родителей в воспитательный процесс образовательного учреждения; проектирование содержания педагогического образования родителей как системы, позволяющей определять благоприятные пути достижения желаемых результатов в воспитании их собственных детей.

3. Система педагогического сопровождения процесса педагогического образования родителей строится с опорой на типы и особенности современной семьи, проблемы современного ребёнка, возрастные особенности детей.

Основные задачи проекта:

1. Разработать научно обоснованные подходы к определению путей обновления интегративнойоткрытой развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей.

2. Обосновать методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.

3. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;  педагогическое самообразование родителей.

5. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.

6. Разработать общие формы (организационное сопровождение), приемлемые для предлагаемого содержания педагогического образования родителей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

-      Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка).

-      Создание в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей.

-      Формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника.

-      Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

 Третьеклассники демонстрируют более богатый и дифференцированный психологический словарь для описания как своего поведения, так и других людей, качеств характера.

Формы работы с родителями:  

Беседы по вопросам педагогики, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене детей и подростков.
Тематические групповые или индивидуальные консультации.

Обзор популярной литературы для родителей;

Родительский ринг (обмен опытом воспитания детей в семье) .

 Круглый стол или педагогический треугольник.

Собрания-диспуты .

Проигрывание педагогических ситуаций (Деловая игра) .

Совместные собрания вместе с детьми (выступление детей).

Дополнительные формы работы с родителями-инвалидами :
Блог классного руководителя на сайте nsportal.

Рассылка по электронной почте рекомендаций для воспитания детей, презентаций дополнительного материала к урокам.

Создание видеотеки класса, в которой отображены основные этапы школьной жизни ( на уроках, внеурочные мероприятия, выступления).

Проведение выездных мероприятий с активным участием родителей-инвалидов.

Совместные экскурсии.

     Примерный план мероприятий на 2016-17 учебный год.

Тема мероприятия

Примерная дата проведения

Участие родителей

1.

День именинника

15.09

Подготовка декораций, костюмов

2.

Праздник «Золотая осень»

19.10

Пошив костюмов, личное участие

3.

Викторина «Лучший читатель библиотеки»

16.11

Оформление стенда,

4.

Уроки в музее

7.12

Личное участие

5.

Новогодний  спектакль в классе

22.12

Соавторство в написании сценария

6.

Неделя русского языка.

«Кто самый грамотный из нас?»

18.01

Оформление класса

7.

Интеллектуальный марафон

8.02

Изготовление наградных материалов

8.

«А ну-ка, девочки».

7.03

Личное участие в празднике

9.

« Мы будущие Защитники Отечества».

21.02

Личное участие в празднике

10.

«Я мог бы стать космонавтом…»

12.04

Пошив костюмов

11.

День Победы.

5.05

Пошив костюмов

12.

«Вот и закончился учебный год».

24.05

Подготовка сценария

Тематическое планирование родительского всеобуча на 2016-17 год

Тема

Ф.И.О. учителя

Форма работы

Примерная дата проведения

1.

Правила выполнения домашнего задания. (Советы родителям.) Усидчивость ребенка- от чего зависит.

"Влияние учебной деятельности на организм ребёнка. Признаки утомления. Предупреждение развития заболеваний у школьников".

Секретный мир наших детей". Свободное время школьников Ребёнок на улице. "Интересные" места для игр.

 Отчет обследования слуха и произношения третьеклассников.

Тимофеева Н.В.

Трефильева Д.В.

Ахунова З.Д.

Пименова Э.Н.

Круглый стол

22.09

2.

Трудности в усвоении программного материала. Причины. Особенности детского восприятия.

"Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье". Убеждение и требование как средства организации жизни ребёнка. Поощрения и наказания. Последовательность и строгость в воспитании детей.

Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня

   

Тимофеева Н.В.

Трефилева Д.В.

Ахунова З.Д.

Лекторий

Диспут

Круглый стол

20.10

3.

Книги, которые мы читаем. « По следам детских писателей».

Наше творчество.

« Если рядом друг…»

Тимофеева Н.В.

Ахунова З.Д.

Виленская О.В.

Совместное собрание вместе с детьми

18.11

4.

Культура учебного труда и поведения школьника. Характеристика учебной деятельности третьеклассника.

Эстетическое воспитание в семье. Связь эстетического воспитания с умственным , трудовым и физическим воспитанием.

Предупреждение и коррекция ошибок в письменной речи, обусловленной нарушением фонематического слуха учащихся.

ОБЖ во время зимних каникул.

Тимофеева Н.В.

Ахунова З.Д.

Пименова Э.Н.

Шеремет И.И.

Беседа

Лекторий

Проигрывание педагогических ситуаций

15.12

5.

«Воспитание воли в семье». Формирование основных черт характера. Особенности  волевой деятельности младщих школьников.

Правила поведения третьеклассников.

Тимофеева Н.В.

Ахунова З.Д.

Круглый стол

26.01

6.

Занимательные уроки в музеях.

Отчет посещения музейных уроков учащимися.

Нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Тимофеева Н.В. Ахунова З.Д.

Виленская О.В.

Деловая игра.

Лекторий

16.02

7.

Особенности памяти и внимания младшего школьника. Практические советы.

Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня".

Особенности работы по развитию слухового восприятия у учащихся с КИ.

Тимофеева Н.В.

Ахунова З.Д.

Пименова Э.Н.

Лекторий

Беседа

23.03

8.

Проектная деятельность третьеклассника.

Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня".

Агрессивность детей и подростков". Влияние ТВ, рекламы, компьютерных игр, социального окружения, неправильных методов воспитания на возникновение агрессивности

Тимофеева Н.В.

Ахунова З.Д.

Трефильева Д.В.

Выступление детей

Круглый стол

20.04

9.

«Если отношения с ребёнком вышли из-под контроля".

Как организовать летний отдых ребенка.

Отчет обследования слуха и речи третьеклассников

ОБЖ во время летних каникул.

Тимофеева Н.В.

Шеремет И.И.

Пименова Э.Н.

Ахунова З.Д.

диспут

18.05

Литература для родителей:

  • Аверин В.А., Осорина М.В. М.:Генезис 2010 Развитие личности ребенка от 7 до 11 лет.
  •  Бабенкова Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты. М.: Генезис 2013
  • Бураков Н. Б. Экспресс – курсы по развитию познавательных процессов. – Бураков Пресс, 2011
  • Дж. Варгас Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. М.: Оперант 2015
  • Ефимова И. Логические задания для 1-4 класса. Орешки для ума. Феникс, 2012
  • Костромина С. Н. Учиться на пятерки по математике. Как?
  • Костромина С. Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как?
  • Костромина С. Н. Учиться на пятерки по чтению. Как?
  • Майерс Б. Развиваем мышление. Лучшие логические игры. – Эксмо, 2010
  • Мищенкова Л. В. Развивающие задания для детей 8-10 лет. Речь, мышление, память. – Академия развития, ВКТ, 2009
  • Гринспен С. Ребенок – тиран (Как найти подход к детям пяти «трудных» типов). М 2010
  • Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить с детьми, чтобы они учились. М, 2011
  • Фабер А., Мазлиш Э. Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно.
  • Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.
  • Царенко Н.В. Феникс 2013 Как мы портим наших детей. Коллекция родительских заблуждений.



Предварительный просмотр:

Единые требования к ведению «Прописей»

и тетрадей по русскому языку

в I-IV классах:

  1. Единообразно выполнять надпись на обложке тетради: указать, для какого предмета (русский язык) предназначена тетрадь, класс, название школы, фамилию и полное имя ученика (пишется в родительном падеже).
  2. Тетради учащихся I классе (в 1-м полугодии) подписываются учителем. Во II-IV классах учащиеся подписывают тетради самостоятельно.
  3. Писать в тетради аккуратным, разборчивым почерком.
  4. Соблюдать поля с внешней стороны страницы.
  5. В I классе дата работ по письму не пишется (или пишется учителем). Во 2-м полугодии пишется число арабской цифрой, месяц начальной строчной буквой (1 н. – 1 ноября.) Во II классе обозначается время выполнения: число арабской цифрой, а название месяца прописью (1 ноября.).
  6. В III-IVклассах обозначается время выполнения: число прописью и название месяца прописью (Первое ноября.).
  7. Написание чистописания. Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв дает учитель. Объём работы:
  • в 1-ом классе в первом полугодии – 1 строка, во втором полугодии – 2-3 строки;
  • во 2 классе – 2 строки;
  • в 3-4 классах – 3 строки.
  1. Запись словарных слов.
  2. В тетради по русскому языку необходимо обозначать номер упражнения. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения:
  • Номер упражнения необходимо указывать по центру строки. Краткая или полная форма записи, например, Упр. 34. – для I – II класса, для III – IV класса –

Упражнение 34.),

  • либо на полях (краткая форма записи, Упр. 34.),

а также указывать, где выполняется работа (Классная работа или Домашняя работа) или вид работ (изложение, сочинение, диктант, работа над ошибками).

  1. Начиная писать текст упражнения или абзац, дети должны соблюдать красную строку. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в I-м классе. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо около 2 см (2 пальца).
  2. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.
  3. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линии. После проверенной работы пропускается одна линия.
  4. При оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
  5. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
  6. Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
  7. Ученик должен исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией слева направо; часть слова, предложения – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения. Подчёркивания аккуратно выполнять простым карандашом, и в случае необходимости – с применением линейки.
  8. После проверки тетради учителем, все допущенные ошибки в классной или домашней работе, прорабатываются дома при индивидуальной ежедневной работе над ошибками. Работа над индивидуальными ошибками должна проводиться ежедневно перед выполнением домашнего задания, а не после него. Каждый ученик выполняет «Работу над ошибками».
  9. Подчёркивание букв, слов, членов предложения, выделения частей слова, ударение, надписи над словами, указания взаимосвязи слов в предложении выполняется остро отточенным простым карандашом или автоматическим простым карандашом. Все подчёркивания следует проводить по линейке. В некоторых видах работ допускается подчёркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом.
  10. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
  • гласный – гл.; согласный – согл., глухой – глух., звонкий - зв., твёрдый – твёрд.;
  • существительное – сущ., прилагательное – прил., глагол – гл., предлог – пр.; союз – с.; числительное – ч., наречие – н.;
  • мужской род - м.р., женский род - ж.р., средний род - ср.р.;
  • прошедшее время – прош., настоящее время – наст., будущее время – буд.;
  • единственное число – ед.ч., множественное число – мн.ч.;
  • название падежей указывается заглавной буквой (Им.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.).
  • Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определённых сокращений терминов.
  1. Все дети в I - IV классе пишут  шариковой ручкой . Паста заправки должна быть синего цвета.
  2. Для обучения письму в I классе введена тетрадь, разлинованная в две линейки с косой линией, во II-ом и в III-ем классе в I триместре введена тетрадь, разлинованная в две линейки. Для III и IV классов используется тетрадь в широкую линейку.
  3. Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам отметок.
  4. В работе, требующей записи в столбик, все слова пишутся со строчной буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.

Например:

пальцы

палец

руки

рука

ноги

нога

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с заглавной буквы, через запятую.

Например: Пальцы, руки, ноги.

  1. При письменном морфемном разборе слов (разбор слова по составу) необходимо чётко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, шесть) буквы, то и обозначать эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
  2. При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчёркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  3. Морфологический разбор слов выполняется по образцу, данному в учебнике.
  4. При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для V-го класса.

Оформление всех разборов выполняется согласно требованиям УМК.

Переход в 3-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

При выставлении отметок за работы по русскому языку принимается во внимание каллиграфия ученика.

Образец надписей на обложке тетради: