олимпиадные задания

Кукушкина Наталья Станиславовна

Данна страничка содержит задания школьного и муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_istorii_2017_shkolnyy_etap.docx500.55 КБ
PDF icon istoriya_10-1.pdf581.86 КБ
PDF icon istoriya_10-2.pdf2.64 МБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ  ПО  ИСТОРИИ.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Фамилия, имя________________________ класс_______________

Задание №1.  Установите соответствия между денежными знаками и годами проведения реформ, в результате которых данные денежные знаки стали использоваться в качестве платежного средства. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. (до 4 баллов)

Денежный знак

Год проведения реформы

А) Ассигнация

1)1839

Б) Червонец

2) 1535

В) Копейка

3)1700-1718

Г) Рубль

4) 1769

5) 1654

Ответ:

А

Б

В

Г

Задание №2     Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.( 2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1балл за указание лишнего.) Всего за задание 4 балла. )                                                                    2.1.«Домострой», «Великие Четии Минеи», «Степенная книга», «Повесть о Горе Злочастии» _________________________________________________________________

2.2.Кирасиры, егеря, гусары, драгуны  __________________________________________

Задание №3     Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином (по1 баллу за каждый термин, всего –2 балла).

3.1.Вначале ХХ века сохранение не ограниченной никакими механизмами контроля со стороны представительных выборных органов или разделением на ветви исполнительную, законодательную и судебную наследственной власти одного человека оставалось главным пережитком прошлого в политической системе Российской империи. ______________________________

3.2. Это слово едва ли не самое частое в историко- культурных размышлениях о

XVII в. Это понятно, ибо речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам___________________________

Задание №4           Рассмотрите изображение и выполните задания

 

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=8751

4.1 Верны ли суждения о городе, старинный план которого Вы видите? Запишите в таблицу ответы (5 баллов)

1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.

2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.

3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.

4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».

5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.

Ответ

1

2

3

4

5

4.2 Какой из представленных ниже памятников находится в этом городе? В ответе запишите цифру, под которой он указан. (1 балл)

4.3 Укажите название исторических памятников и место их расположения. Ответ представьте в виде таблицы (8 баллов)

Номер изображения

Название памятника

Место расположения

1

2

3

4

 

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=8752

Задание №5               Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами. (1балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл –17).

Крестьянская реформа 1861года значительно изменила вековую традицию взаимоотношений сельской общины и помещика. Подавляющее большинство крестьян стали лично свободными с земельным_________(1), но должны были отрабатывать ряд повинностей в пользу помещика определённое время. Такое положение крестьян принято называть______ (2 –термин). Оно было отменено только в________ (3) году. Около 7% крестьян, относившихся к___________ (4 –категория дореформенных крестьян) людям, было освобождено без земли. Реформа предполагала выкуп крестьянами при помощи государства земли у помещика, для чего были введены __________(5), взимавшиеся в пользу казны в течение 49 лет.

Однако в 1905 году по инициативе первого Председателя Совета министров графа______ (6) было решено отменить их начиная с 1907 года. В целях регулирования имущественных

отношений_________ (7) и общины был учреждён специальный документ –_____________ (8), которую нужно было заключить в срок до 1863 года. Она становилась действительной только при подписании специально уполномоченным лицом – мировым ________- (9). В большинстве таких документов обозначилось появление_________ (10) – части земель, составлявших в среднем около 20 %, которые ранее были в ведении крестьян, но теперь оказались в ведении помещиков и не подлежали выкупу. Особенно это явление затронуло губернии ______________(11) полосы, в меньшей степени – нечернозёмной и степной. Реформа 1861года сохранила не только общину, но и___________ (12) – групповую солидарную ответственность за обязательства одного из членов «мира», и (13) – ________________расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками. Активное расслоение внутри общины привело к возникновению__________ (14) – обедневших крестьян, нанимавшихся для сезонных работ в сельском хозяйстве. Часть безземельных крестьян подалась в город, где составила костяк_____________(15) – будущих потомственных рабочих. Зажиточных крестьян стали называть______________ «(16)».

В целом, Крестьянская реформа способствовала развитию ___________________(17 –экономический характер)отношений в деревне.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Задание №6   Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне

справа есть лишняя характеристика (максимальный балл –6).

 А) 3балла

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

СОЗДАТЕЛИ

A) «Хождение за три моря»

1) Афанасий Никитин

Б) икона «Святая Троица»

2) Нестор

B) «Повесть временных лет»

3) Андрей Рублёв

Г) «Поучение детям»

4) Владимир Мономах

5) Максим Грек

Ответ

А

Б

В

Г

 

Б) 3балла

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

СОБЫТИЯ

А) Иван IV

1) теория «официальной народности»

Б) С.С.Уваров

2) Введение «золотого рубля» в качестве денежной единицы

В) Петр I

3) судебная реформа

Г) С.Ю. Витте

4) созыв первого Земского собора

5) создание Синода

Ответ

А

Б

В

Г

Задание №7 (5 баллов)

Перед Вами отрывки из различных источников, относящихся к истории Крыма XVI-XX вв. Расположите их в хронологическом порядке. Ответ запишите в виде ряда букв, отражающего последовательность событий:

А) Вечером 11 апреля столица нашей Родины Москва салютовала доблестным

войскам 4-го Украинского фронта, прорвавшим оборону противника на Перекопе и на Сиваше и овладевшим городом Джанкой. Из телефонных переговоров с

К.Е.Ворошиловым мне было известно, что войска Отдельно

й Приморской армии, начав с 22 часов 10 апреля боевые действия, заняли передовые траншеи противника. Главные ее силы, перейдя в наступление ночью, к утру 11 апреля полностью освободили Керчь...

Б) Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийской, моей

Всемилостивейшей Государыни, Генерал Аншеф и Кавалер, второю российскою армию предводительствующий, Князь Василей Долгоруков по силе данного мне от Ея Императорского Величества Высочайшего повеления, объявляю. Вступление в Крым второй армии Ея Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, всемилостивейше моему предводительству вверенной, в таком намерии  предприемлется, чтоб, при благословении Божием, распространяя повсюду успехи справедливаго  Ея императорского Величества оружия против вероломного неприятеля, и сей полуостров силою и коварством его порабощенный, избавить от несвойственного ига, и для того

исторгнуть из рук Турецких находящиеся там крепости...

 

В)...По долгу предлежащего Нам попечения о благе и величии отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между Империями Всероссийскою и Оттоманскою заключенный, который Мы навсегда сохранить искренно желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших решились Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону...

Г) В этот день, два года тому назад, завершился отходом врангелевских войск за

крымские перешейки первый акт кровавой трагедии, известной под именем борьбы с южнорусской контрреволюцией. Невольно мысль переносится к этим незабвенным дням, становящимся уже историческим прошлым, и в сознании одна за другой всплывают картины этого, одного из наиболее драматических периодов истории нашей борьбы.Армии Южного фронта, выполнив с успехом поставленную им первоначальную задачу—разгрома живых сил противника к северу от перешейков, к вечеру 3 ноября стали вплотную у берегов Сиваша, начиная от Геническа и кончая районом Хорды.Началась кипучая, лихорадочная работа по подготовке форсирования Чонгарского и Перекопского перешейков...

Д) Украинский народ издавна связал свою судьбу с русским народом. В течение

многих веков они совместно боролись против общих врагов —царизма, крепостников и капиталистов, а так же против иноземных захватчиков. С победой Великой Октябрьской Социалистической революции ещё более упрочнилась многовековая дружба украинского и русского народа, ещё более окрепла хозяйственная и культурная связь между Крымом и Украиной. Вопрос ... рассматривается в дни, когда народы Советского Союза отмечают знаменательное событие —300-летие воссоединения Украины с Россией, сыгравшего огромную прогрессивную роль в политическом, экономическом и культурном развитии украинского и русского народа.

Ответ

Задание №8 (25 баллов)

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения - эссе.

Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать

его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите

из того, что Вы:

1.  Ясно понимаете смысл высказывания

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

.

Темы эссе:

1.В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная

деятельность не могли не возбудить сильного сочувствия, особенно когда эти

подвиги совершались на пользу земле (С.М.Соловьев).

2.Борис и на престоле правил так же умно и осторожно, как прежде, стоя у

престола при царе Федоре (В.О.Ключевский).

3.А.Л.Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много

идей, которые осуществил преобразователь (В.О.Ключевский).

4.Петр оказался не только талантливым и проницательным дипломатом, но и

высокоодаренным полководцем и военным организатором в той тяжелой

борьбе, в которой русскому народу пришлось отстаивать свое будущее

(Е.В.Тарле).

5.По уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из

государственных людей, работавших с Александром, и, может быть, самый

замечательный государственный ум и во всей новейшей русской истории (А.А.

Корнилов).

6.Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих

убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской

войны (Л.Г. Захарова).

Ответ:

ОТВЕТЫ

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ  ПО  ИСТОРИИ.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Задание №1.

Установите соответствия между денежными знаками и годами проведения реформ, в результате которых данные денежные знаки стали использоваться в качестве платежного средства. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. (до 4 баллов)

А

Б

В

Г

4

3

2

5

Задание №2

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.(  Всего за задание 4 балла.                                                          ( 2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1балл за указание лишнего.)

Задание №3

Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином (по1 баллу за каждый термин, всего –2 балла).

Ответ  3.1 абсолютная монархия

             3.2 обмирщение

Задание №4

Рассмотрите изображение и выполните задание

 4.1 Верны ли суждения о городе, старинный план которого Вы видите? Запишите в таблицу ответы (5 баллов)

1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.

2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.

3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.

4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».

5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.

Ответ

1

2

3

4

5

НЕТ

НЕТ

НЕТ

ДА

ДА

4.2 Какой из представленных ниже памятников находится в этом городе? В ответе запишите цифру, под которой он указан.(1 балл)

Ответ

Под цифрой 1 изображен памятник «Тысячелетие Руси», он находится в Новгороде

4.3 Укажите название исторических памятников и место их расположения. Ответ представьте в виде таблицы (8 баллов)

Номер изображения

Название памятника

Место расположения

1

«Тысячелетие Руси»,

Новгород

2

Медный всадник

Санкт - Петербург

3

Бородинское поле

4

Памятник Минину и Пожарскому

Москва

Задание №5

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами. (1балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл –17).

Ответ:

1) наделом

2)временнообязанным

3)1881  (1883) оба ответа считаются верным

4) дворовым

5) выкупные платежи

6)Витте

7)помещика (дворянина, землевладельца)

8)уставная грамота

9)посредником

10)отрезков

11)чернозёмной

12)круговую поруку

13)чересполосицу

14)батраков

15)пролетариата

16)кулаками

17)капиталистических (рыночных)

Задание №6

Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне

справа есть лишняя характеристика (максимальный балл –6).

 А) 3балла

Ответ

А

Б

В

Г

1

3

2

4

Б) 3балла

Ответ

А

Б

В

Г

4

1

5

2

Задание №7 (5 баллов)

Перед Вами отрывки из различных источников, относящихся к истории Крыма XVI-XXвв. Расположите их в хронологическом порядке. Ответ запишите в виде ряда букв, отражающего последовательность событий:

Ответ

В

Б

Г

А

Д

Задание №8 (25 баллов)

При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:

1.Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые

ставит перед собой в своей работе участник).

2.Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3.Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4.Четкость и доказательность основных положений работы

5.Знание различных точек зрения по избранному вопросу


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: