Кружок познавательно-речевой "Улыбка"

Нищета Наталья Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе методики Н.А.Зайцева

«Обучение чтению детей дошкольного возраста»

                                   «Чтение – это один из истоков мышления

 и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)

   Современный ритм жизни требует от человека неизмеримо больше, чем раньше, а функциональные возможности организма человека остаются неизменными со времён Древнего Рима.

   Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой».   Наша задача состоит в том, чтобы прививать пожизненную любовь к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение заложено в основу обучения и является одним из необходимых навыков в жизни. Оно играет ключевую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями. Универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер. Это и повседневное общение, и залог успешного обучения в школе, овладение будущей профессией.

   Зачем ребёнку читать до школы? Преимуществ очень много:

  • На раннем этапе улучшается произношение – постоянное проговаривание слов по складам способствует тому, что речь ребёнка становится чище;
  • Обогащается словарный запас;
  • Ребёнок умеющий читать, более самостоятелен: его можно приучить к мысли, что знания он может добывать сам из книг (очень полезный навык, который хорошо бы выработать с детства);
  • Дети, которые научились читать книги рано, читают книги с большим удовольствием;
  • Раннее чтение влияет на грамотность.
  • Навык чтения,  правильно сформированный в дошкольном возрасте, благотворно влияет как на становление дальнейшей учебной деятельности, так и на общее развитие личности ребёнка.    

 

Цель:

  • обучение детей дошкольного возраста сознательному, правильному чтению.

Задачи:

1.     Формировать социальную позицию детей и восприятие ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

2.     Овладевать техникой складового чтения.

3.     Формировать умение «печатать склады и слова в тетради.

4.     Стимулировать познавательный интерес к чтению.

Ожидаемые результаты:

1.     Сформированный навык осознанного чтения.

2.     Проявление интереса к чтению, уважение к книге.

 

 

Содержание программы

   Курс связан с несколькими направлениями образовательной деятельности: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.

   Структурно занятия разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками и таблицами может проводится параллельно с изучением темы по окружающему миру, т.е. в течение всего занятия. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. В таблице приведены примерные показатели использования времени на определённых этапах занятия.

Этапы

Содержание работы

Продолжительность

I

Работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева

10 мин

II

Ознакомление с окружающим миром (беседа, игра, экскурсии и т.д.)

10мин

III

Слушание, чтение художественных произведений

5 мин

IV

Развитие мелкой моторики (раскрашивание, штриховка, печатание букв, слов и т.д.)

5 мин

   Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. По методике Н.А.Зайцева игра органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом ребёнок играючи осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучения благодаря данной методике чтение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие.

Этапы обучения дошкольников чтению через письмо

(по методике Н.А.Зайцева)

I этап – установочные занятия.

   Задачи I этапа:

1.     Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.

2.     Знакомство дошкольников с особенностями обучения в группе.

3.     Формирование социальной позиции детей и восприятия ими сверстников на положительной эмоциональной основе.

II этап - запоминание складов.

   На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить складовые слияния (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь  и т.д.). При работе со складовой таблицей, которая находится выше уровня глаз детей на высоте 1,5 м, используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. Так называемые «складовые песенки» распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение отдельных складов путём их «пения» на каждом занятии (по темам, названиям каждой «песенки»: про маму «МУ, МО, МА, МЭ, МЫ, М, мю, мё, мя, ме, ми, мь»; про папу «ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П, пю, пё, пя, пе, пи, пь» и т.д.), что вызывает у детей огромный интерес, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

   Задачи II этапа:

1.     Введение ребёнка в знаковую систему:

а) знакомство со складом;

б) выделение и показ определённого склада;

в) графическое оформление склада;

г) классификация складов.

2.     Развитие артикуляции, дикции, формирование правильного произношения звуков.

III этап – выход в слово.

   Продолжительность этапа усвоения складов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.д.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Основными формами организации занятий по-прежнему остаются группы, подгруппы, работа в парах и индивидуальная работа с детьми.

   Задачи III этапа:

1.     Овладение техникой складового чтения:

а) «написание» слов по таблице и кубиками;

б) выделение ударного склада;

в) усвоение правила написания слов с большой буквы;

г) чтение слов по «Складовым картинкам» Зайцева.

2.     Осознание детьми различий между написанием и произношением некоторых слов.

3.     Формирование умения «печатать» склады и слова в тетради, ориентироваться на странице тетради.

IV этап – выход в предложение.

   Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален. При работе по складовой таблице дети начинают «писать» сначала короткие предложения из двух-четырёх слов. Обязательное условие по методике Н.А.Зайцева – предложения для «письма» и составления из кубиков выбираются из произведений известных классиков литературы. Формы организации работы аналогичны используемым на предыдущем этапе. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, штриховка и т.д.

   Задачи IV этапа:

1.     Усвоение понятий «пробел», «заглавная буква», «знаки препинания».

2.     Воспитание любви к русскому слову, народному фольклору.

3.     Стимулирование познавательного интереса к чтению.

V этап – выход в текст. Алфавит.

   На данном этапе более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта походит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение текстов на плакатах.

   Задачи V этапа:

1.     Формирование чистоты и выразительности чтения.

2.     Стимулирование познавательного интереса к чтению произведений.

3.     Увеличение словарного запаса.

4.     Формирование знания алфавита, умения называть буквы.

 

 

 

 

 

Перспективный план кружка.

 

занятия

Содержание занятий

Содержание занятий по формированию навыка чтения

Сентябрь

1

«Рисование и письмо»

Рисование.

Цели:  закрепление умения определять первый звук в слове. Повторить правила написании заглавной буквы имен и фамилий. Закрепить навыка чтения слов. Рисование первой буквы своего имени. Разучивание стихотворения «До будущего лета» (с.5) Т. Собакин.  Попевка №1

2

«Цепочка»

Д\игра.

Цели:    умение определять две последние буквы и составлять из них новые слова используя кубики. Повторение стихотворения «До будущего лета» (с.5) Т. Собакин. Попевка №1

3

«Собери целое»

Игра-соревнование.

Цели:    умение из слогов «склеивать» слова. Чтение стихотворение Ф.И.Тютчева

( С.17). Попевка №1

 

Октябрь

1

«Трансформер»

Д\игра.

 

Цели: учить из длинного слова составлять несколько маленьких. Чтение стихотворения Г.М. Новицкая «Осенняя сказка» ( с.27).  Попевка №2

 

2

«Урок-загадки»

Цели: закрепить умения выделять и показывать определённые склады; учить графически оформлять склады и классифицировать. Разучивание стихотворения «Мирная считалка» (с.26) Попевка №1-2.

 

3

Урок-мудрости «Тараторки-Скороговорки»

Цели: закрепить умения выделять и показывать определённые склады; учить графически оформлять склады и классифицировать. Повторение стихотворения «Мирная считалка» (с.26) Попевка №1-2.

   

 

4

«Занятие-сюрприз»

Цели: учить писать односложные слова по таблице, составлять слова из кубиков. Попевка № 1-2.

 

Ноябрь

 

1

Досуг «Осенние посиделки».

Цели: учить писать односложные слова по таблице, составлять слова из кубиков.  Попевка №3. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

 

 

2

 Путешествие «Страна Вообразилия»

Цели: учить писать односложные и двусложные слова по таблице, составлять слова из кубиков. Чтение стихотворения Б.В. Заходер «Моя Вообразилия». Попевка 3.

 

 

3

 

Игра «Поезд»

Цели: учить писать односложные и двусложные слова по таблице, составлять слова из кубиков.

Попевка №2-3.

 

4

 Конкурс «Здравствуй, гостья Зима!» 

Аппликация «Снежинка».

Цели: учить писать односложные и двусложные слова по таблице, составлять слова из кубиков. Попевка №3. Развитие мелкой моторики рук.

Декабрь

1

Занятие-сюрприз.

Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Чтение стихотворения М.Садовских «Хотел я снежинку домой принести» Попевка№3.

 

2

Развлечение «Диктант с указкой».

Цели: закрепить умения выделять и показывать определённые склады на слух под диктовку. Чтение Т. Собакин «Две коровы и коровка» (с.135)

Попевка №4.

 

3

Развлечение «Гостья зима»

 Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. (Пение песни «Здравствуй, гостья Зима!».  Чтение А.Бродский «Всюду снег») Попевка №3-4.

 

 

 

4

Игра «Зоопарк»

Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Чтение Л.Е Керн «Мордочка, хвост и четыре ноги». Попевка№4.

 

Январь

1

Музыкальный марафон.

Семейное мероприятие.

Цели: показать умения читать слоги и составлять слова из кубиков, петь слоги по таблице.

 

 

2

Д\игра «Жи-ши, ча-ща, Чу,щу»

Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Попевка№4. Упражнять применение правила Жи-ши на письме.

 

3

Игра-развлечение «Кафе»

Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Чтение Г.Х.Андерсена «Чайник» Попевка№4. Упражнять применение правила Ча-ща на письме.

 

4

Поэтическая гостиная

Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Закрепление навыков чтения предложений, текстов.

 

Февраль

1

Эхо-Чтение

Цели:  упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Чтение стихотворения В.Руденко «Мужской праздник».

Попевка №5.

 

2

 «С Днём Защитника, папуля»

Рисование. Разучивание.

Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. (Пение песни «Праздничный салют».  Попевка №5.

 

3

Игра «Пограничники»

 

Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Чтение К.Ваншенкин «Матрос», Г.Ладонщиков «Пограничник». Самостоятельное чтение.

4

Развлечение к 23 февраля «Слава армии родной!»

Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. (Игра №12 по складовым картинкам)

 

Март

1

Игра «Какое слово я задумал»

Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Самостоятельное чтение. Попевка №5. Чтение стихотворения Т.М.Белозерова «Подснежники».(с.119)

 

2

Аппликация «Цветик-семицветик»

Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Самостоятельное чтение.

 

3

Чтение А.Барто «Разговор с дочкой»

Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Самостоятельное чтение. №1-5

 

4

Игра-соревнование: «Скороговорки»

Цели: упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. Самостоятельное чтение. Чтение С. Черный «Приставалка», разучивание.(с.173)

 

Апрель

1

Соревнование «Диктант по Тоцкому» у таблиц Зайцева.

Цели: познакомить в написании заглавной буквы в названии городов. Закрепить навыка чтения слов. Упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Самостоятельное чтение. Попевка №5.

 

2

Чтение «Зебра»

Н.В. Ламм.

Цели: познакомить в написании заглавной буквы кличек животных. Закрепить навыка чтения слов. Упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Самостоятельное чтение.

 

3

Конкурс «Диктант с указкой»

Цели: познакомить в написании заглавной буквы имен и фамилий. Закрепить навыка чтения слов. Упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку. Самостоятельное чтение.

4

Состязание «Печатный бумеранг»

Цели: упражнять в умении печатать слова в тетради в крупную клетку.  Игра №15 по складовым картинка. (Пение песенки «Тень – тень») Самостоятельное чтение. Попевка №1-5

   

 

Май

1

«Планеты солнечной системы»

Образовательное путешествие

Цели:  упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. (Пение песни «На зелёном лугу» Лента знаков). Самостоятельное чтение. Попевка «6.

 

 

2

Экскурсия «Улицы героев нашего города»

Цели:  упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. (Пение песни «На зелёном лугу» Лента знаков). Самостоятельное чтение. Попевка №6.

 

3

Игра «Эрудит»

Цели:  упражнять в письме простых предложений из произведений великих писателей. (Пение песни «На зелёном лугу» Лента знаков). Самостоятельное чтение. Попевка №6.

4

КВН «Весенние переливы»

Цели: обобщить знания и умения читать.