Представление опыта работы

Тимощук Надежда Николаевна

Предварительный просмотр:

Позитивная социализация школьников

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе социализации человек усваивает накопленный социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

 «Позитивная социализация» - это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. "Негативная" социализация" - процесс, противоположный "позитивной" социализации. Человек чувствует себя ненужным, обществу, отторгнутым от общества, что ведет  к серьезным последствиям, одним из которых, может стать девиантное поведение. Педагогическое обеспечение позитивной социализации школьников является одной из ключевых задач современной школы.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное представление о человеке.

В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития  личности гражданина РФ сформулирована высшая цель образования – творческий, высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В соответствии с ФГОС для решения позитивной социализации детей должны создаваться благоприятные условия их развития в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Решить проблему позитивной социализации можно только в объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.

Одним из ведущих факторов позитивной социализации  является общественная жизнь  школы, класса - кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и проведении различных мероприятий, а также тесное сотрудничество с  учреждениями культуры, спорта, профессионального образования .

В МБОУ СОШ №2 созданы условия для развития навыков позитивной социализации школьников. Так, обучающиеся имеют возможность посещать различные кружки, секции  и занятия по внеурочной деятельности. Ученики 8б класса, классным руководителем которого я являюсь, с большим желанием  и интересом посещают кружки: «Россия: музеи и памятные места», «Школьная газета», вокальный кружок «Орфей», хореографический кружок «Василек». Восьмиклассники с  удовольствием посещают спортивные секции: «Баскетбол», «Лыжные гонки», «Волейбол». Принимают активное участие в школьных соревнованиях и соревнованиях муниципального уровня.

Ученики 8б класса являются членами отряда юнармейцев «Сокол», добровольных объединений «От сердца к сердцу», «Волонтеры победы». Принимали участие в военно-спортивной игре «Зарница», в городском военно-спортивном слете всероссийских отрядов юнармейцев, а также во всероссийских акциях  «Физкультурный миллион», «Расскажи о героях», « Окна Победы», « Читаем  о войне», интерактивной игре « Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца», «Блокадный хлеб» и др.

МБОУ СОШ №2  осуществляет социальное партнерство с Бюджетным учреждением культуры «Библиотечно-музейным центром» г. Радужный. Учащиеся нашей школы являются не только читателями городских библиотек, но и  ежегодно принимают  активное участие в различных мероприятиях. Например, обучающиеся 8б класса только в третьей четверти 2019-2020 учебного года  посетили правовой час «Грамотный потребитель», «Азбука безопасного интернета»,  в музее - час хроники «Вечный огонь Сталинграда», « Блокада Ленинграда в 10 предметах» и др.

Также  школа сотрудничает с БУ «Радужнинский политехнический колледж». Обучающиеся 8-9 классов ежегодно  принимают участие в профессиональных пробах и обзорных экскурсиях по профессиям: автомеханик, повар, кондитер, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, оператор нефтяных и газовых скважин. Сварщик. Токарь-универсал. Делопроизводитель, слесарь по КИПиА.

Партнерами МБОУ СОШ№2 в обучении финансовой грамотности школьников являются финансово-кредитные учреждения города: ПАО Банк «Открытие», ПАО «Сбербанк», ПАО «Запсибкомбанк». Ежегодно, в рамках проведения  Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности» сотрудники банков  на базе школы проводят различные мероприятия, такие как: урок-игра «Банковская система. Банковские продукты»,  круглый стол «Финансовый портфель», квест-игра « Финансовая грамотность» и др. Совместные мероприятия сотрудников банков и учителей помогают ребятам не только  освоить ключевые понятия и базовые знания  в финансовой сфере, но и ориентируют на формирование ответственности у школьников за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия

Значимую роль в формировании позитивной социализации школьников выполняют классные руководители, педагоги. Понимая необходимость и важность работы над проблемой позитивной социализации школьников, учитывая возрастающие требования государства в настоящее время классные руководители, учителя-предметники должны  решать  важные задачи:

  1. Развивать  у обучающихся положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности, осознание важности образования и самообразования для дальнейшей  жизни и деятельности.
  2. Вырабатывать  у обучающихся компетенции, необходимые для продолжения образования и выбора профессии, и готовность их проявления в ситуации реальной жизнедеятельности.
  3. Способствовать освоению обучающимися социального опыта, основных социальных ролей.
  4. Формировать  и развивать  знания, установки, личностные ориентиры и нормы здорового и безопасного образа жизни для сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Помощь обучающимся   в  позитивной социализации  личности, я как классный руководитель, осуществляю  за счет применения разных  форм, методов и приемов.

Основные формы позитивной социализации, которые я использую в работе с детьми:

-классные часы: «Славен человек трудом своим», «Я – гражданин России», «Профессии 21 века»,  « Традиции моей семьи», «Правонарушения, как результат вредных привычек», «Правила интернет-безопасности и профилактика компьютерной независимости» и др. При этом,  несколько ребят из класса  по очереди принимают активное участие в подготовке и проведении классного часа;

-работа в органах ученического самоуправления в классе. Дети сами распределяют круг обязанностей между собой: выпуск  стенгазеты,  назначение дежурных и др.;

-школьные и внешкольные мероприятия;

-экскурсии: в музей, на производство, в банк,  политехнический колледж и др.;

-встречи  с представителями разных профессий, в том числе  с родителями обучающихся;

-участие в школьных, городских и всероссийских акциях;

-коллективные творческие дела;

-индивидуальные и групповые проекты;

- работа с родителями и др.

Среди методов, которые я использую в работе с детьми, можно выделить следующие:

- убеждение - доказательство ребенку,  необходимого поведения приведя пример из  своей жизни, жизни родителей, выдающихся  личностей. Иногда, обучающиеся приводят свои примеры.  Таким образом, у каждого ребёнка накапливается  опыт социально - полезного поведения, высоконравственные установки, которые позже не позволят вести себя аморально.

 - метод споров, где каждый обучающийся  приводит свои доказательства по той или иной проблеме. В будущем это дает  сделать правильный выбор в жизненных ситуациях;

- создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к  старшим, к своим родителям через поздравления, создание презентаций «История моей семьи», «Труд моих родители»   «Герои моей семьи»» и другие темы.

Достигнуть результатов  в формировании позитивной  социализации школьников поможет, на мой взгляд, планомерная и системно выстроенная работа с классом во взаимодействии классного руководителя, учащихся, родителей и всех педагогов школы.

 



Предварительный просмотр:

Тимощук Н.Н.

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания, как средство формирования предметных компетенций

 В современной школе перед  педагогами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические знания о  важнейших сферах социальной жизни  о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности. В ее реализации важную роль играют предметы история и обществознание, позволяющие обучающимся:

-овладеть системой учебной деятельности, призванной развить аналитические навыки школьников, умения использовать характерные для исторической науки методы познания, в результате чего происходит формирование исторического мышления;

- освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации в современном информационном пространстве;

-  развить коммуникативную культуру, став  толерантным, способным к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;

-  определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;

- овладеть  системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством.

        При  формировании  предметных компетенций эффективным и значимым  является системно-деятельностный подход в обучении, развивающий  у ребенка способность творчески  и критически мыслить,  активизировать его роль в учебном процессе. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяют интерактивные методы обучения: групповое обучение, проблемное обучение, обучение с использованием информационно - коммуникационных технологий (электронный учебник, тренажер, репетитор, электронная энциклопедия, авторские мультимедийные учебные пособия, виртуальные экскурсии), игровых технологий (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технологий исследовательской и проектной деятельности.  

В педагогике метод обучения определяется как способ деятельности, осуществление которой ведет к достижению конкретных дидактических целей учебного занятия (создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений, обобщения и систематизации знаний и умений; создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность; создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности учащихся).

Классифицировать занятия по дидактической цели можно следующим образом: изучения и первичного закрепления нового учебного материала; комплексного применения знаний; комбинированное; обобщения и систематизации знаний и умений; актуализации знаний и умений; контроля и коррекции знаний и умений.

        Одной из форм познавательной активности школьников является работа в группах, парах, эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные

условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их, воспитания обучающихся. При этом меняется роль учителя. Он становится координатором, консультантом: задает наводящие вопросы, требует объяснить отдельные моменты, рекомендует кратко и четко формулировать выводы, но при этом учитель не долженподсказывать.
           На уроках повторительно-обобщающего характера, когда перед обучающимися ставится задача, направленная на рефлексию, развитие творческого потенциала,  класс делится на 3-4 группы, которые получают разные виды заданий:

-на основе материалов учебника составить тесты разных видов (на соответствие, исключение лишнего) или соотнести и объяснить  ассоциативный ряд с терминологическим,  например, по теме «Внешняя политика Россия в начале XIX века.»:

Ассоциативный ряд

Терминологический ряд

1. Ни мир, ни война

А) континентальная блокада

2 Ключ к Москве

Б) Смоленск

3. Внешне - поражение, а, по сути - победа

В) Бородинское сражение

4. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь

Г) Cмоленская дорога

5. Внешне – предательство, а по сути – спасение

Д) оставить Москву без боя

- сформулировать по 2-3 вопроса репродуктивного характера, т.е. на восстановление информации; расширяющих знания, т.е. такие,  которые связаны с темой, но ответа на них в учебнике нет;

- придумать задания («угадай слово», найди и  исправь ошибку в тексте, закончи предложение и т.д.)

- сформулировать  « тонкие» и «толстые» вопросы к материалу учебника;

-составить кластер, синквейн.

Использование метода группового обучения на уроках обществознания весьма эффективно, если используется пусть небольшой социальный опыт самих учащихся. При изучении нового материла по теме: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»  класс разбивается на  пять  группы, каждой определяется свое проблемное задание:

-  расположить виды социальных норм поведения по степени убывания их важности;

- определить причины отклоняющегося поведения и расположить их по степени убывания важности;

-  расположить виды преступлений по степени их опасности для личности и общества;

- определить причины нарастающей преступности в России? Расположить их по степени убывания важности;

- каковы причины пьянства и наркомании? Расположить их по степени убывания важности. Оживленную дискуссию в группах вызывает постановка проблемы «Степень важности», а следовательно изучения нового материала становится эффективнее. Для активизации внимания других групп, при заслушивании результатов, всему классу задаются поставленные вопросы, но без второй части о степени важности. Так повышается внимание учеников в течение всего урока.

        Для успешной работы в группе необходимо постоянно обращать внимание школьников на то, какие качества и умения важны для того, чтобы совместно выполнять задания, а именно: умение слушать друг друга, умение учить друг друга, умение руководить работой,  умение приходить к согласию, умение работать в команде.

Доступный и эффективный  вид групповой работы – работа в парах. На этапе закрепления новой темы, ученику можно предложить придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. В случае разногласий допускается задать вопрос учителю или одноклассникам с соседней парты. На выполнение этого задания достаточно 5 минут. В течение этого времени каждый ученик получает возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом играет роль эксперта. Эту технологию можно использовать при изучении разных тем и в различное время – сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров, или на следующий день, по результатам выполнения домашнего задания. При этом осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Кроме того, обучающиеся  одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Для  активизации учебной деятельности на уроках можно использовать метод проблемного обучения. который обеспечивает: 1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения; 2) овладение методами познания и научного мышления; 3) овладение опытом, особенностями, процедурами творческой деятельности.  Суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель вводит в проблему,  при этом совместно с учащимися находят пути ее решения в  доступных учащимся противоречиях

Для использования данного метода необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач. Берется важное историческое или обществоведческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся; осуществляется поиск альтернативного ему положения, содержащего противоречие (учебное, реальное, кажущееся) в соответствии с первым; на основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос. Например, проблемный вопрос к уроку по  теме «Исторический портрет Николая II»: Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?» Далее проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию: в  России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку». Класс делится на две группы: 

1 группа - поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II-«Кровавый».

2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».

Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.

Учащиеся довольно быстро осваивают такого рода задания, так как уроки проходят интересно, интенсивно, у учащихся вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать свою точку зрения. 

Для разрешения проблемных задач и вопросов может быть использован такой прием, как «мозговой штурм». Класс делится на команды не более 6-7 человек, которые выбирают капитана. Примеры вопросов для «мозгового штурма»:

- Какие шаги должно было предпринять Временное правительство, чтобы не допустить двоевластия и последующего прихода к власти большевиков?

- Какие реформы необходимо было провести в России начала XIX в., чтобы она избежала революционных потрясений начала XX в.?

В течение 5 минут команды должны дать как можно больше предложений на поставленную проблему. Предложения фиксируются на бумаге, предлагаемые способы разрешения  идеи нельзя критиковать, оценивать; отбираются и анализируются наиболее подходящие решения.

В процессе  обучения на уроках можно использовать прием  ПОПС – формула, направленная на рефлексию учащихся. Этот прием позволяет обучающимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме, помогает учителю определить, насколько качественно усвоен классом новый материал, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

         Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». Четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Пример:

«…Я считаю, что реформы осуществленные Петром в России были неизбежными, потому что России необходимо было завоевать выход в Балтийское море и стать европейским государством».

Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия не имела регулярной армии и военно-морского флота.

 Исходя из этого, я делаю вывод, что эти реформы сыграли огромное значение в истории России и дали мощный толчок великим преобразованиям ХVIII в.»

Эффективным приемом обучения является составление ментальных карт (автор – Тони Бьюзен.) Он считает, что креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти. Пример ментальной карты по обществознанию:

https://fs00.infourok.ru/images/doc/111/130783/hello_html_d140d06.png

Формировать у учащихся информационную компетентность позволяет использование на учебных занятиях электронных энциклопедий, медиатеки цифровых образовательных ресурсов. У учителя отпадает необходимость быть единственным источником знаний,  он выступает инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы учащихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения. 

.

Интерактивные методы, приемы и современные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий.



Предварительный просмотр:

Тимощук Н.Н.

Проектная  деятельность обучающихся,   как средство обучения   и воспитания  в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта

      Актуальность. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является  системно-деятельностный подход. Проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью стандарта образования. Поэтому обучающиеся должны быть обучены этой деятельности. На современном этапе развития образования проектная деятельность становится актуальной, так как формируется культура интеллектуальной деятельности, самостоятельной и коммуникативной деятельности. Такая деятельность позволяет формировать все универсальные учебные действия, прописанные в ФГОС.

Проектная деятельность  обучающихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Проектную деятельность можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы  обучающихся и направлена на получение уникального продукта. В данном случае, это -  создание буклета и презентации « Югорчане на полях сражений в годы Великой Отечественной войны».  Выбор темы проекта зависел от многих факторов: возрастных особенностей, уровня подготовленности обучающихся и мотивации.

 Цель работы: познакомить со спецификой проектной технологии и применением ее элементов в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.

Задачи: систематизировать имеющийся теоретический материал по проектной технологии; представить свой  опыт работы по внедрению проектной технологии в образовательном процессе в условиях введения ФГОС.

Краткая историческая справка

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем. Определяя суть этого метода, называли его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала первая станция по народному образованию. В 1931г. Постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

Родившись от идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть этого метода остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение ( и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединять академические знания с практическим опытом их применения, что и предполагают ФГОС.

Главная идея метода проекта в рамках реализации ФГОС:

формирование общих учебных умений (универсальных учебных действий):

организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных),

оценочных (личностных), коммуникативных.

Теоретическая часть

Что такое проект?

 Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проекты - научные, социальные, учебные.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Проект – это:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио

Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Название проекта должно выражать главную идею. Название проекта не должно быть сухим, только констатирующим содержание. В названии должна быть заложена какая- то тайна, проблема или вопрос. Название должно быть коротким, ёмким по содержанию, привлекательным и, по возможности, максимально индивидуальным.

Типология проектов:

1) По доминирующей деятельности учащихся:

-практико – ориентированные (проекты направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении . Например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.);

-исследовательские (направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.);

- информационные (результатом становится создание литературных произведений, видеофильмов);

- творческие (проекты предполагают подготовку какого-либо мероприятия: игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.),

ролево – игровые ( создание спектакля, сценария, игры) ;

2.) По продолжительности: мини – проекты (один урок), краткосрочные

 ( несколько уроков), средней продолжительности ( от недели до года) ,

долгосрочные (годовые)

3) По количеству участников: индивидуальные (личностные-проект, выполняемый одним учащимся), парные( выполняется двумя учащимися ), групповые- проект, выполняемый группой (группами) учащихся.

4) По охвату предметов: монопроект( монопредметный,- проект по одному учебному предмету); межпредметный проект- проект, объединяющий несколько предметных областей, и свободный – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

5) По форме продукта (проектный продукт) 

1.Научные или учебные материалы: научный доклад, научная статья, отчёт об исследовательской экспедиции, анализ данных социологического опрос, словарь. тесты , учебное пособие

2. Публицистические материалы: настенная газета ,школьная тиражная газета, журнал, заметка, интервью, обзор и др.

3.Творческий продукт: сборник стихотворений ,литературный альманах, альбом с иллюстрациями ,картина театральная постановка (ПРИМЕРЫ)

4. Мероприятие: экскурсия, праздник, соревнование, деловая игра, викторина КВН, Что? Где? Когда? выставка, пресс-конференция, литературное кафе

5.Мультимедийный продукт: мультимедийная презентация, видеоклип ,видеофильм, гипермедиа-сочинение (озвученное сочинение, проиллюстрированное видеофрагментами, изобразительно- музыкальными материалами) компьютерная графика, веб- сайт

Этапы проектной деятельности: подготовительный, планирование, реализация проекта, презентация, осмысление и оценка

Этап 1. Подготовительный. Собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Тема (что мы будем делать?) Цели (для чего мы это будем делать?) Задачи проекта (как мы это будем делать?) Проектный продукт (что должно получиться в результате?)

«Мозговой штурм». Принимать все взгляды и временно отказаться от оценки и критики чужих идей; приветствуется свободный полёт фантазии, разрешается высказывать любые, даже фантастические идеи; идей должно быть много: каждого участника обсуждения просят представить максимально возможное количество идей; нужно стремиться развивать чужие идеи, достраивать, улучшать, комбинировать элементы разных идей; необходимо записывать все идеи.

Этап 2. Планирование. Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом.

Вопрос – Ответ. Почему выбрана эта тема проекта? Проблема проекта. Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Образ проектного продукта (ожидаемый результат). Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.

Вопрос. Ответ. Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться)? Развёрнутый план работы. Когда ты будешь осуществлять всё необходимое? Индивидуальный график проектной работы.

Этап 3. Реализация проекта. Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта. Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков

Этап 4. Презентация проекта. Основная задача - представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Устное сообщение на уроке. Защита проекта. Театрализованное представление. Демонстрация видеофильма. Презентация веб-сайта и др.

Этап 5. Осмысление и оценка проекта. Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой? Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили? Что было самым трудным в работе над проектом? Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта? Что нуждается в доработке? Чего вы до сих пор не понимаете? В чем вы стали более уверенны? Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?

При использовании метода проекта ученик…

  • Определяет цель деятельности
  • Открывает новые знания
  • Экспериментирует
  • Выбирает пути решения
  • Активен
  • Субъект обучения
  • Несёт ответственность за свою деятельность

Учитель…

  • Помогает определять …
  • Рекомендует источники информации
  • Раскрывает возможные формы работы
  • Содействует прогнозированию результатов
  • Создаёт условия для активности школьника
  • Партнёр ученика
  • Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Практическое применение

Демонстрация и комментирование проекта

« Югорчане на полях сражений в годы Великой Отечественной войны».  

.


Предварительный просмотр: