Творческие работы обучающихся
+
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассказ:
« Конституция РФ: права и обязанности
граждан Российской Федерации »
Выполнил: ученик 7 а класса
Онищенко Евгений Павлович
Руководитель: учитель истории
Тимощук Надежда Николаевна
Радужный ХМАО-Югра
Конституция РФ: права и обязанности граждан Российской Федерации
Первым уроком в 7 классе был классный час, посвященный 20-летию Конституции РФ.
Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года. Это событие стало важным и, наверное, ключевым в истории современной России.
Придя домой со школы, я задал вопрос своим родителям и бабушке: «Принимали ли они участие в референдуме 1993г.?». Мне хотелось узнать, причастны ли мои близкие к истории нашей страны. Ведь в Конституции записано, что источником власти является многонациональный народ. Только совершеннолетние граждане государства имеют право принимать участие в свободных выборах и референдумах. Бабушка рассказала о том, как она вместе с дедушкой ходила на избирательный участок 12 декабря 1993 года. Был ясный, солнечный день, играла музыка, люди активно голосовали.
И я горжусь тем, что члены моей семьи не остались безразличными к судьбе моего поколения, проявили ответственность и активную гражданскую позицию, проголосовав за новую Конституцию, которая впервые признала высшей ценностью права человека, а не партийную идеологию, и поставила на первое место демократические свободы и личные интересы граждан.
Что такое Конституция? Конституция - основной закон государства. Она определяет: основы государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что ни один закон страны не может ей противоречить.
Конституция 1993 года состоит из девяти глав. Вторая глава называется «Права и свободы человека и гражданина» и насчитывает 64 статьи. Ее положения составляют основы правового статуса личности в РФ. Права человека и гражданина являются высшей ценностью правового и демократического государства, каковым является Россия. Как записано в Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Право человека - это возможность что-либо делать, поступать определенным образом, иметь что-то, это то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека, например: право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на управление странной т.д. Кроме этого, в Конституции говорится и о том, что признание, соблюдение и защита прав и свободы человека и гражданина - обязанность государства. Жизнь ребенку дают родители, а право на жизнь гарантирует ему государство. Оно предоставляет и другие, жизненно важные для человека права.
Основные права человека и гражданина разделяют на: личные, политические, социально-экономические.
Личные права и свободы человека:
- право на жизнь и достоинство;
- право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- право на определения национальной принадлежности;
- право на пользование родным языком;
- право на свободу передвижения и места жительства;
- право на свободу совести, вероисповедания;
- право на свободу мысли и слова.
В личную жизнь человека никто не имеет права вмешиваться, даже государство. Эти права охраняются законом, то есть Конституцией.
Политические права и свободы человека и гражданина:
- право участвовать в управлении государством;
- право обращаться в различные государственные организации, чтобы отстаивать свои интересы;
- проводить мирные собрания, митинги, демонстрации;
- объединяться для создания партий, организаций;
- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;
- право на равный доступ к государственной службе;
- право участвовать в отправлении правосудия.
Основу политических прав человека составляет право участвовать в управлении государством. Каждый совершеннолетний (18 лет) гражданин России имеет право избирать и быть избранным (с 21 г.) в органы государственной власти.
Социально-экономические права и свободы человека и гражданина:
- право на частную собственность;
- право на труд и отдых, свободный выбор профессии
- право на социальное обеспечение;
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- право на образование;
- право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями, на доступ к культурным ценностям;
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на свободу экономической деятельности.
Социально-экономические права охватывают важные сферы жизни человека: образование, труд, здравоохранение, культуру, собственность.
Государство гарантирует гражданину права и свободы, но вместе с тем гражданин имеет обязанности перед обществом, которые также закреплены во второй главе основного закона страны.
Например:
- соблюдать Конституцию РФ и законы;
- уважать права и свободы других граждан,
- каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы,
- сохранять природу и окружающую среду,
- обязанность родителей заботиться о детях, об их воспитании,
- обязанность совершеннолетних трудоспособных детей - заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
А защита Отечества является долгом граждан РФ.
Таким образом, обязанности гражданина - это то, что обязан выполнять человек, не нарушаю права и свободы других.
Я считаю, что права и обязанности - две стороны единого состояния взаимного признания людей, поэтому нет прав без обязанностей и на оборот. В подтверждение этому хочу привести высказывание французского философа В. Кузена, которое мне очень понравилось: «Долг и право - братья, у них одна мать - свобода. Они рождаются вместе в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе».
Я думаю, что каждый гражданин правового, демократического государства РФ должен не только знать права, но и не нарушать права других и выполнять обязанности человека и гражданина. Каждый гражданин РФ должен помнить, что незнание законов страны не освобождает его от ответственности.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение I
Анкета (на подготовительном этапе)
- Известны ли вам ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в городе Радужный?
- Знаете ли вы что-нибудь о югорчанах, удостоенных званияГерой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?
- Хотели бы вы больше узнать о боевых подвигах жителей города и Ханты-Мансийского округа?
- Как вы считаете, актуальна ли сегодня тема памяти о героизме людей в годы Великой Отечественной войны?
Приложение II
Результат анкетирования
количество 115 респондентов (подготовительный этап)
Вопросы | Да | Нет | Незнаю | |
1. | Известны ли вам ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в городе Радужный? | 112 | 2 | 1 |
2. | Знаете ли вы что- нибудь о югорчанах, удостоенных звания Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны? | 2 | 110 | 3 |
3. | Хотели бы вы больше узнать о боевых подвигах жителей города и Ханты-Мансийского округа? | 115 | 0 | 0 |
4. | Как вы считаете, актуальна ли сегодня тема памяти о героизме людей в годы Великой Отечественной войны? | 115 | 0 | 0 |
Приложение III
Анкета (заключительный этап)
- Заинтересовала ли вас информация о ветеранах, живущих в городе Радужный и героях югорчанах, участниках Великой Отечественной войны?
- Запомнились ли вам мероприятия, проведённые в школе и в городе, посвящённые Великой Отечественной войне?
- Как вы считаете, имеем ли мы право забывать о героизме людей, проявленном в годы Великой Отечественной войны?
Приложение IV
Результат анкетирования
(количество 125 респондентов (заключительный этап))
Вопросы | Да | Нет | Не знаю | |
1 | Заинтересовала ли вас информация о ветеранах, живущих в городе Радужный и героях югорчанах, участниках Великой Отечественной войны? | 125 | 0 | 0 |
2 | Запомнились ли вам мероприятия, проведённые в школе и в городе, посвящённые Великой Отечественной войне? | 121 | 2 | 2 |
3 | Как вы считаете, имеем ли мы право забывать о героизме людей, проявленном в годы Великой Отечественной войны? | 0 | 123 | 2 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тимощук Маргарита, 9 г класс
г. Радужный, ХМАО - Югра
Я буду тебя достойна, прадедушка!
Война… Сколько печального в этом слове. Оно пугает и настораживает. Когда слышу это слово, моментально представляю себе окопы, танки, кровавые сражения, смерть… Не хочется думать об этом. Но я не вправе забыть о тех днях, когда фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. И как настоящий гражданин своей страны я должна помнить и чтить подвиг своих предков, которые заплатили за мир на нашей земле самой высокой ценой – собственной жизнью. Я сегодня живу, потому что умерли они.
Эта ужасная война не обошла стороной и мою семью. Когда началась Великая Отечественная война моей прабабушке Невмержитской Надежде Петровне (по маминой линии) было 19 лет и проживала в селе Буда Овручского района Житомирской области. Сея смерть и разорение, фашистские войска в начале июля 1941 года вторглись на территорию Житомирщины (сегодня это Украина), и в августе оккупировали всю область. Смерть стала хозяйкой в каждом ее городе, в каждом селе. Я не застала в живых мою прабабушку, но её рассказы о зверском отношении фашистов к местному населению живут до сих пор в нашей семье.
Вот один из её рассказов: «С первых дней оккупации мы старались не выходить из дому, мама очень сильно боялась за меня, так как мне уже было 19 лет, а немцы гонялись за хорошенькими девушками. То там, то тут можно было услышать выстрелы и душераздирающий плач. Полицаи по утрам выгоняли на разные работы, мне приходилось мазать свое лицо сажей, чтобы никто не приставал. Жили в постоянном страхе за жизнь близких. После двухнедельной оккупации по селу прошелся слух о партизанах, но мы их не видели. Вот тогда фашисты озверели полностью, жестокость в обращении с населением стала обязательной для оккупантов. Это определялось многочисленными приказами и инструкциями захватчиков. В начале октября сосед принес две новости: одну плохую – немцы стали угонять население насильно в Германию; и хорошую - партизаны взорвали железную дорогу на участке Житомир – Новоград-Волынский, это соседний район. Мы очень радовались второй новости, так как связи ни с кем не было. В одно утро, в середине октября, в село прибыл карательный отряд. Оккупанты стали загонять в колхозный амбар людей. Когда подошли к нашей хате, я стала сопротивляться, тогда фашист пустил на меня овчарку. Она разорвала мне правую руку. Затолкнув людей в амбар, немцы наглухо забили окна и двери и подожгли его. Больше я ничего не помню, потому что от болей потеряла сознание. Очнулась в лесу, в медпункте партизанского отряда «Первый Волынский». Оказалось, что партизаны по своим каналам узнали о карательных операциях фашистов и поспешили на помощь. Рука заживала долго, но я не сидела без дела, старалась помогать партизанам во всем. В отряде я познакомилась с Мишей Середюком. Он был родом из села Чижовка Новоград-Волынского района, и в отряде был с первых дней формирования».
А рассказ прадедушки, Середюка Михаила Сергеевича берет за душу: « Когда началась Великая Отечественная война, мне было 17 лет. Я был рослым и сильным парнем, смахивал на двадцатилетнего. С первых дней оккупации немцы предложили стать полицаем, многие ребята пошли в полицию служить, но я категорически отказался. А тут от соседа узнал о партизанах и попросился в отряд. Меня назначили в группу подрывников под руководством Сергея Петровича Ганьбы. Перед нашей группой была поставлена задача - не пропустить вражеский эшелон на фронт. Ходили мы на железнодорожную станцию Шепетовка- Новоград-Волынский. Дорога была двухколейной и действовала круглосуточно, а дорога Новоград-Волынский-Шепетовка - только днем. Лично мною было подорвано 3 эшелона с живой силой. На железной дороге между станциями Дубровкой и Мирославлем был подорван паровоз. Попутно к основному заданию мы не упускали возможность сделать засаду и обстрелять немцев. Кроме того, ходили в Федоровский лес с заданием мобилизовать людей в партизанский отряд и собрать оружие. С этим заданием справились легко. А вот с заданием задержать старосту деревни Федоровка, полицаев деревень Броники и Красиловка пришлось попотеть. Никак не удавалось задержать полицаев, так как они ходили группой. Пришлось пойти на хитрость: заманили полицаев в одну хату, где хозяйка напоила их допьяна, и когда они выходили на улицу по своей нужде, мы их по одному ловили. После сталинградского поражения фашисты стали угонять трудоспособное население Житомирщины в Германию. Перед нами стояла задача останавливать в пути эшелоны и освобождать увозимых в Германию людей.
Несколько раз немцы старались нас выбить из леса, но безуспешно. Они спалили деревню Федоровка и закончили свой рейд. Партизанский отряд наш рос с каждым днем, и к сентябрю 1942 года мы слились с партизанским отрядом Полесья, Белоруссии.
В конце 1943 - начале 1944 года мы соединились частями Красной Армии, и завязались бои на Житомирщине. Вскоре фашистская погань была выдвинута за пределы области. Партизанское соединение расформировали: кого направили в армию, кого на работу. Так как у меня была подстрелена правая нога, и я сильно хромал, меня направили в Новоград-Волынск, а оттуда в родное село Чижовка председателем колхоза. Нужно было восстанавливать народное хозяйство, разрушенное врагами. Фашистские оккупанты принесли много горя и беды нашему народу. В родной Чижовке каждый второй был убит или угнан в Германию. Работать было некому, остались одни бабы, маленькие дети да я. В нашем колхозе не было ни лошадей, ни сельскохозяйственного инвентаря. Первую весну пахали на женщинах, а сев производили вручную, семена для посева нам выделили в Новоград-Волынске. Позже стали приучать ходить в упряжке бычков и коров. На них и пахали и бороновали. В нашем колхозе были четыре бригады, которые устраивали между собой соревнования. К зиме 1945 года к нам в колхоз прислали агронома, и стало намного легче. В селе возобновила свою работу средняя школа, дети стали посещать занятия. Кроме того, приходилось строить и хаты, потому что половина жилья было сожжено, людям негде было жить. Люди, как могли, приближали Победу! Собственными силами в невиданно короткие сроки мы преодолели последствия войны. Это был поистине величайший трудовой подвиг моих односельчан. Мы знали, что стране нужен хлеб и другие продукты, и что наши солдаты должны уничтожить фашистов, поэтому работали дружно не покладая рук. Постепенно наша жизнь возрождалось, конечно, долго нам пришлось залечивать раны после этой проклятой войны, но уже было легче. С войны стали возвращаться односельчане, прибавилось больше рабочих рук. Победа над врагом досталась советскому народу дорогой ценой. И жизнь моя тоже наладилась. Я женился на Надюше, которую приметил ещё в партизанском отряде, родилось у нас трое детей. Всех вырастили, выучили».
Рассказы прабабушки и прадедушки - история. И я очень рада, что у меня такие замечательные предки! Они принимали самое активное участие в истории страны: ковали победу в Великой Отечественной войне, строили мирную жизнь. Я восхищаюсь и горжусь ими!
На родине моего прадедушке в селе Чижовка, Новоград-Волынского района, Житомирской области, Украина, открыт Мемориал Славы в память о воинах, которые сражались за Родину в годы Великой Отечественной войны. Среди множества имён и фамилий я с гордостью читаю фамилию прадеда: Середюк Михаил Сергеевич. И на глаза наворачиваются слёзы, и губы шепчут: «Я буду тебя достойна!»
Предварительный просмотр:
«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой». Ф.Ламенне
Я разделяю точку зрения французского писателя Ф. Ламенне, о том, что право и долг неразрывно связаны между собой. Отличительными признаками правового государства является незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность, а также взаимная ответственность государства и гражданина ( государство берет на себя конкретные обязательства перед гражданином: по защите его прав во всех сферах общественной жизни, а гражданин, в свою очередь, обязан соблюдать конституцию, другие законы государства. Несмотря на то, что в современном мире не существует идеального правового государства, Россия стоит на пути становления правового государства. Конституция РФ провозгласила Россию правовым государством. Его формирование - сложный процесс.
Каковы условия построения правового государства в нашей стране? Я считаю, что это - наличие гражданского общества, но в первую очередь - высокий уровень политического и правового сознания людей (высокий уровень правовой культуры личности).
Человек с высокой правовой культурой имеет активную гражданскую позицию: принимает активное участие в жизни страны и общества. При этом он руководствуется правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступает правомерно — в соответствии с законом: использует свои права, исполняет обязанности, а также умеет отстаивать свои права в случае их нарушения.
Права человека закреплены в ряде международных документов: Всеобщей декларации прав человека1948 года, Международных пактах о правах человека и гражданина, а также конституциях и законах государств. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным нормам международного права.
Так в основном законе Российской Федерации - Конституции, принятой 12 декабря 1993 г., закреплены как права и свободы граждан, так и их обязанности. Право - это то, что присуще человеку от рождения и является естественным для человека, например, право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на управление страной т.д. Кроме этого, в Конституции говорится и о том, что признание, соблюдение и защита прав и свободы человека и гражданина - обязанность государства. Государство гарантирует гражданину права и свободы, но вместе с тем гражданин имеет обязанности перед обществом. Например, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, соблюдать Конституцию РФ и законы, уважать права и свободы других граждан. А защита Отечества является долгом граждан РФ. Таким образом, обязанности гражданина - это то, что обязан выполнять человек, не нарушая права и свободы других.
Я считаю, что права и обязанности - две стороны единого состояния взаимного признания людей, поэтому нет прав без обязанностей и наоборот. И я уверенна, что если каждый человек будет знать законы, уважать их то, то он не останется беспомощным в любой жизненной ситуации. В подтверждение этому хочу привести высказывание французского философа В. Кузена, которое мне очень понравилось: «Долг и право-братья, у них одна мать-свобода. Они рождаются вместе, в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе».
Косых Юлия Александровна
01.08.1999 - 15 лет
Тимощук Надежда Николаевна