Развитие индивидуальных способностей обучающихся

Клок Галина Давидовна

Развитие индивидуальных способностей обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа.

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Юный химик» разработана в соответствии с Приказом Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «СШ №6», на основании авторской программы Царигородцева Любовь Ивановна.

Данная программа рассчитана на учащихся 14 лет. Занятия проводятся в 8 классах один раз в неделю. Общий объём занятий составляет 33 (34) часа за 1 год  обучения  

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение (1 час).

Ода химии. Особенности курса химии. От алхимии к химии (химические знания древности, алхимия).

Тема 1. Химия в жизни (15 часов).         

 Химия звезд и планет. Химические элементы в живых организмах. Использование химических веществ в быту. Поваренная соль. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли и её очистка. Спички. Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Стекло. Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла. Зеркала: замечательные истории из жизни обычных вещей. В палитре художника: природные красители. Как растут камни (выращивание кристаллов). Искусственные камни. Роль камня в жизни человека (культ камня, камни-«талисманы»).

Лабораторная работа№1 «Изучение свойств природных красителей». Практическая работа №1 «Использование химических веществ в быту», Практическая работа №2 «Удаление накипи и ржавчины, предотвращение их образования»,

Практическая работа №3 «Получение раствора поваренной соли и её очистка»,

Практическая работа №4 «Выращивание кристаллов».

 Тема 2. Химические вещества вокруг нас(15часа).

Кислород в природных процессах.

Лабораторная работа№1 «Наблюдение за выделением кислорода при фотосинтезе». Расчетные задачи на вычисление объема кислорода, выделившегося при фотосинтезе. Углекислый газ в природных процессах. Лабораторная работа. №2 «Наблюдение за поглощением углекислого газа при фотосинтезе». Расчетные задачи на вычисление объема углекислого газа, поглощенного при фотосинтезе. Влияние тяжелых металлов на рост растений.

Лабораторная работа. №3 «Влияние кислотности раствора на поглощение растениями ионов тяжелых металлов». Расчетные задачи на вычисление массы металла, поглощенного растением. Вода – источник жизни на Земле. Лабораторная работа№4 «Очистка воды от содержащихся в ней солей и примесей». Расчетные задачи на вычисление массовой доли примесей в воде. Содержание азота в продуктах питания.

Лабораторная работа№5 «Обнаружение нитратного азота в овощах и фруктах». Расчетные задачи на вычисление массовой доли азота в овощах. Расчетные задачи на вычисление массовой доли азота в различных фруктах. Охрана окружающей среды. 

Лабораторная работа №6 «Исследование консервных банок на примесь свинца». Расчетные задачи на вычисление массовой доли свинца в консервных банках.

Лабораторная работа №7 «Влияние продуктов коррозии металлов на развитие растений». Адсорбирующие свойства углерода.

Лабораторная работа №8 «Адсорбция растворенных веществ углем»

 Тема 3. Основные направления развития химии (3часа). 

Перспективы замены металлов. Пластики, полимеры. Оптические волокна, оптические переключатели. Материалы для экстремальных условий.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. 1. Личностные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «…» направлены на готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

- Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализация его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли  различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность участия в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);

- Патриотическое воспитание:

осознание гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам разных народов, проживающих в родной стране;

- Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормативы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

- Эстетическое воспитание:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального взаимодействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства

- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет – среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

- Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей

- Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности

- Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природой и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков, и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

- Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности, через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха

2.2.  Метапредметные результаты освоения программы направлены на:

2.2. 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

2.2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

2.2. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

2.3. Предметные 

умения применять теоретические знания по химии на практике,

решать химические, экологические, и технологические задачи на применение полученных знаний;

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,

самостоятельно и под руководством учителя анализировать текст учебного материала, решение экспериментальных, расчетных и качественных практикориентированных задач,

готовить сообщение, уметь публично представлять результат своего исследования,

ооценивание сообщение учащихся,

участвовать в обсуждении учебной проблемы.

 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

количество отводимых часов

форма проведения

используемые ЦОР

1

Введение. Ода химии

1 час

Беседа

Химия в жизни.  15 час

2

Химия звезд и планет.

1

лекция

https://videouroki.net/video/

3

Химические элементы в живых организмах.

1

Диалог

4

Использование химических веществ в быту.

1

Беседа

https://videouroki.net/video/

5

Использование химических веществ в быту.

1

Беседа

https://videouroki.net/video/

6

Поваренная соль.

1

Беседа

7

Практическая работа №3 «Получение раствора поваренной соли и её очистка».

1

Выполнение коллективной лабораторно-практической работы,

https://videouroki.net/video/

8

Спички. Пирофоры. История изобретения спичек.

1

лекция

https://videouroki.net/video/

9

Красный и белый фосфор.

1

Беседа

https://kopilkaurokov.ru/himiya

10

Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички.

1

лекция

11

Стекло. Из истории стеклоделия.

1

Беседа

https://videouroki.net/video/

12

Виды декоративной обработки изделий из стекла.

1

Самостоятельная работа 

13

Зеркала: замечательные истории из жизни обычных вещей

1

Беседа

https://kopilkaurokov.ru/himiya

14

В палитре художника. Лабораторная работа №1 «Изучение свойств природных красителей»

1

Выполнение коллективной лабораторно-практической работы,

https://videouroki.net/video/

15

Как растут камни. Искусственные камни.

1

Беседа

https://videouroki.net/video/

16

Кристаллы. Практическая работа№4 «Выращивание кристаллов»

1

химический практикум

Химические вещества вокруг нас. 15 час

17

Кислород в природных процессах. Лабораторная работа №2 «Наблюдение за выделением кислорода при фотосинтезе»

1

химический практикум

https://videouroki.net/video/

18

Расчетные задачи на вычисление объема кислорода, выделившегося при фотосинтезе

1

решение экспериментальных задач;

https://kopilkaurokov.ru/himiya

19

Углекислый газ в природных процессах. Лабораторная работа. №3 «Наблюдение за поглощением углекислого газа при фотосинтезе»

1

химический практикум

https://videouroki.net/video/

20

Расчетные задачи на вычисление объема углекислого газа, поглощенного при фотосинтезе

1

решение экспериментальных задач;

21

Влияние тяжелых металлов на рост растений. Лабораторная работа. №4 «Влияние кислотности раствора на поглощение растениями ионов тяжелых металлов»

1

Выполнение коллективной лабораторно-практической работы,

https://videouroki.net/video/

22

Расчетные задачи на вычисление массы металла, поглощенного растением.

1

Компьютерные тестовые задания.

23

Вода – источник жизни на Земле. Лабораторная работа №5 «Очистка воды от содержащихся в ней солей и примесей»

1

Выполнение коллективной лабораторно-практической работы

https://videouroki.net/video/

24

Расчетные задачи на вычисление массовой доли примесей в воде

1

Компьютерные тестовые задания.

https://kopilkaurokov.ru/himiya

25

Содержание азота в продуктах питания. Лабораторная работа №6 «Обнаружение нитратного азота в овощах и фруктах»

1

химический практикум

https://videouroki.net/video/

26

Расчетные задачи на вычисление массовой доли азота в овощах

1

решение экспериментальных задач;

27

Расчетные задачи на вычисление массовой доли азота в различных фруктах.

1

Компьютерные тестовые задания.

28

Охрана окружающей среды. Лабораторная работа №7 «Исследование консервных банок на примесь свинца»

1

решение экспериментальных задач;

https://videouroki.net/video/

29

Расчетные задачи на вычисление массовой доли свинца в консервных банках

1

решение экспериментальных задач;

30

Охрана окружающей среды. Лабораторная работа №8 «Влияние продуктов коррозии металлов на развитие растений»

1

химического практикума

https://videouroki.net/video/

31

Адсорбирующие свойства углерода. Лабораторная работа №9 «Адсорбция растворенных веществ углем»

1

Выполнение коллективной лабораторно-практической работы,

https://videouroki.net/video/

Основные направления развития химии. 3 час

32

Перспективы замены металлов. Пластики, полимеры.

1

лекция

https://videouroki.net/video/

33

Оптические волокна, оптические переключатели

1

Беседа Самостоятельная работа 

https://videouroki.net/video/

34

Материалы для экстремальных условий

1

Индивидуальное работа

https://videouroki.net/video/



Предварительный просмотр:

                       

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОД  ОКРУЖНОГО  ЗНАЧЕНИЯ  НИЖНЕВАРТОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6»

628606, Российская Федерация,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,                                                                      

г.Нижневартовск, проспект  Победы, 3б

Телефоны: (3466) 24-96-50 – директор

 (3466) 24-87-23 – приемная

Тел./факс:  (3466) 24-75-58 бухгалтерия

Электронная почта: nv-school6@ya.ru

Сайт:  http://nv-school6.narod.ru 

Дополнительная общеобразовательная программа

Наименование программы

Решение занимательных задач по химии.

Вид программы

дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая

Направленность программы

углубленное изучение отдельных предметов, курсов

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)

очная

Категория обучающихся

обучающиеся 9 классов

Требования к уровню образования обучающихся

знания и умения, полученные обучающимися при изучении химии в 9 классах.

Срок освоения программы

1 год

Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану

1 год

Количество часов всего

70

Количество часов в неделю

2

После освоения программы слушателю выдается

Справка, подтверждающая обучение по указанной программе

г. Нижневартовск, 2021


1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы:

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данный  курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить  пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

1.2. Автор программы:

Календарно-тематический план разработан на основе программы Автор: Колчанова Л.В. – учитель химии школы-лицея №25, доцент кафедры  общей, неорган. и аналит. химии БелГУ  на 70 часов (2часа в неделю).

1.3. Актуальность программы:

Главным назначением данного курса является:

совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

1.4. Цели курса:

- конкретизация  химических знаний по основным разделам предмета;

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

- развитие учебно-коммуникативных умений.

Задачи:

- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;

  • решение расчетных задач повышенной сложности;
  • формирование навыков исследовательской деятельности.

1.5. Возраст и количество слушателей:

Для успешного освоения спецкурса «Решение занимательных задач по химии.» необходимы базовые знания предмета «Химии», полученные обучающимися в образовательном учреждении до 9-го класса. Наполняемость группы составляет 8 человек.

1.6. Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительность одного учебного часа составляет 45 минут. Во время занятий планируется использование следующих образовательных технологий:

- технология разноуровневого обучения

- технология развивающего обучения

- технология коллективно-мыслительной деятельности

- технология учебного проектирования

- информационно-коммуникационные технологии

2. Календарный учебный график

Организация образовательной деятельности и режима занятий в системе дополнительного образования школы осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», локальными нормативными актами училища и регламентируется учебным планом дополнительного образования, расписанием занятий дополнительного образования на 2021-2022 учебный год.

Дата начала учебного года: 2 сентября 2021 года;

Продолжительность учебного года (учебных занятий) 35 учебные недели;

Продолжительность учебной недели: 6 дней.


1 год обучения

Начало учебного года

Начало учебных занятий

Окончание учебного года

 *02.09.2021-16.09.2021 – организационный период (набор обучающихся 9-х классов в группу, заключение договоров)  

Время занятий в системе дополнительного образования в учебные дни: (понедельник – суббота): 1-й час – 17.45-18.30, 2-й час – 18.40-19.25, перерыв 10 мин.

Продолжительность одного учебного занятия для обучающихся – 45 мин.

3. Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы слушатель будет

знать: 

Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

уметь: 

  • наблюдать и описывать оптические явления и свойства; выдвигать гипотезы; отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять измерения; представлять результаты в виде графиков, таблиц, интерпретировать результаты эксперимента; делать выводы; обсуждать результаты эксперимента.
  • Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • Определять: состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов, или продуктов реакции.

4. Учебный план программы

п/п

Раздел, тема

Виды занятий

Теоретические занятия

Практические занятий

Самостоятельная работа

Форма ПА

1

Раздел 1.

Ведение.

1

-

2

Раздел 2

Задачи на газовые законы

13

13

-

3

Раздел 3

Расчеты по уравнениям реакций

15

15

-

4

Раздел 4

Решение задач на растворы

20

20

5.

Раздел 5

Задачи практического характера.

20

20

6

Итоговая аттестация в форме зачета  

-

зачет

ИТОГО  по программе

70 часов

5. Содержание программы:

Тема 1. Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.

Тема 2. Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следствия. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема 3. Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема 4. Концентрация растворов. Выражение состава растворов: массовая доля, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Растворимость. Вычисление рН растворов. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема 5. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента». Задачи практического характера.

6. Комплект оценочных материалов

Для прохождения итоговой аттестации слушатели выполняют зачет решая комплекс задач.

Комплекс задач для зачета 9 класс

Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса. Молярный объем. Массовая доля.

  1. Вычислите количество вещества оксида железа(III) массой 48 г.     (0,3 моль)
  2. Какова масса 0,01 моль гидроксида бария?       (1,71 г)
  3. Вычислите количество вещества серной кислоты массой 19,6 г.    (0,2 моль)
  4. Вычислите массу сульфата натрия количеством вещества 2,5 моль.    (355 г)
  5. Вычислите количество вещества оксида алюминия массой 40,8 г.     (0,4 моль)
  6. Вычислите массу 6,5 моль оксида кальция.      (364 г)
  7. Вычислите количество атомов в порции железа количеством вещества 5 моль.    (3,01 · 1024)
  8. Вычислите количество атомов в порции кислорода количеством вещества 0,1 моль.      (6,02· 1022)
  9. Какую массу имеют 3,01·1022 молекул хлороводорода?      (1,825 г)
  10.  Какое количество молекул содержит вода массой 0,45 г?      (1,505·1022)

Вычисления по УХР с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем».

  1. По УХР 4AI + 3O2 = 2 AI2O3 вычислите количество вещества и массу оксида алюминия, полученного из 5,4 г алюминия.         (0,1 моль; 10,2 г)
  2. По УХР 2Н2 + O2 = 2 Н2O вычислите количество вещества и массу кислорода, затраченного для получения 1,8 г воды.             (0,05 моль: 1,6 г)
  3. По УХР Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu вычислите массу меди, полученной из 11,2 г железа.       (12,8 г)
  4. По УХР 2Mg + O2 = 2MgO вычислите количество вещества кислорода, вступившего в реакцию с 0,5 молями магния.       (0,25 моль)
  5. По УХР 2Na + H2SO4 = Na2SO4 + H2 вычислите массу сульфата натрия, полученного из 9,8 г серной кислоты.        (14,2 г)
  6. Какое количество вещества цинка вступило в реакцию с хлором, если при этом образовалось 2,5 моль хлорида цинка?         (2,5 моль)
  7. Какая масса бария вступила в реакцию с соляной кислотой, если при этом образовалось 12,48 г хлорида бария?         (8,22 г)
  8. Какая масса воды образовалась, если в реакцию с серной кислотой вступило 30,6 г оксида алюминия?             (16,2 г)
  9. Какая масса оксида кальция образовалась при разложении 2 моль карбоната кальция?             (112 г)
  10.  Какое количество вещества водорода образуется при взаимодействии 19,6 г серной кислоты с натрием?           (0,2 моль)

Растворы.

  1. В 300 г раствора серной кислоты содержится 12 г серной кислоты. Определить массовую долю кислоты в растворе.                (4%)
  2. Определить массовую долю гидроксида натрия в 50 г его раствора, если в растворе содержится 10 г гидроксида натрия.              (20%)
  3. В 120 г воды растворили 30 г сахара. Вычислите массовую долю (в %) сахара в растворе.            (20%)
  4. В 60 г воды растворили 10 г хлорида натрия. Вычислите массовую долю (в %) соли в растворе.                  (14,3%)
  5. 60г нитрата серебра растворили в 200г воды. Вычислите массовую долю (в %) соли в растворе.                (23%)
  6. Вычислите  сколько грамм соли и воды потребуется для приготовления 300 г 15% раствора соли.          (45 г и 255 г)
  7. Вычислите сколько г сульфата натрия  и воды потребуется для приготовления 420 г 10% раствора соли.           (42 г и 378 г)
  8. Вычислите сколько г нитрата калия и воды потребуется для приготовления 50г 2% раствора соли.      (1 г и  49 г)
  9. Необходимо приготовить 500 г 25% раствора хлорида цинка. Сколько для этого необходимо взять соли и воды?        (125 г и 375 г)
  10.  Выпарили 100 г 5% раствора хлорида натрия. Какая масса соли выделилась при этом?             (5 г)

Вычисления по УХР, если одно из исходных веществ взято в избытке.

  1. Магний массой 4,8 г вступил в реакцию с 16 г серной кислоты. Определить массу образовавшейся соли.      (19,6 г)
  2. Оксид натрия массой 24,8 г прореагировал с 18,25 г соляной кислоты. Определить массу образовавшейся соли.      (29,25 г)
  3. Рассчитайте массу гидроксида алюминия, полученного при взаимодействии 66,75 г бромида алюминия и 33,6 г гидроксида калия.     (15,6 г)
  4. Калий массой 19,5 г вступил в реакцию с 14,6 г соляной кислоты. Какой объем водорода выделился при этом?        (4,48 л)
  5. Оксид цинка массой 24,3 г прореагировал с 39,2 г серной кислоты. Определить массу образовавшейся воды.       (5,4 г)
  6. Фосфор массой 6,2 г сожгли в 32 г кислорода. Определить массу образовавшегося оксида фосфора(V).       (14,2 г)
  7. В реакцию с 11,2 г железа вступило 28,4 г хлора. Какая масса соли образовалась при этом?        (32,5 г)
  8. Оксид бария массой 45,9 г вступил в реакцию с 38,4 г йодоводородной кислоты. Какая масса соли образовалась при этом?     (58,65 г)
  9. Гидроксид магния массой 29 г вступил в реакцию с 21,9 г хлороводородной кислоты. Какая масса соли образовалась при этом?           (28,5 г)
  10.  Калий массой 23,4 г вступил в реакцию с бромом массой 32 г. Какая масса соли образовалась при этом?        (47,6 г)

Задачи на определение выхода продукта реакции.

  1. При полном растворении 2,24 л аммиака (н.у.) в азотной кислоте получили нитрат аммония массой 7,5 г. Определите выход продукта реакции (в %) от теоретического.     (93,75%)
  2. При действии концентрированной серной кислотой на 34 г нитрата натрия получили 22,7 г азотной кислоты. Определите выход азотной кислоты (в %) от теоретического.         (90%)
  3. При обработке серной кислотой 620 г фосфата кальция было получено 380 г фосфорной кислоты. Определите выход кислоты (в %) от теоретического.  

            (96,94%)

  1. Для получения нитрата кальция 100 кг карбоната кальция обработали разбавленной азотной кислотой. При этом выход нитрата кальция составил 85% от теоретического. Сколько нитрата кальция было получено?     (139,4 кг)
  2. Из 56 кг азота было синтезировано 48 кг аммиака. Каков выход аммиака (в %) от теоретического? (70,6 %)      
  3. 34 кг аммиака пропустили через раствор серной кислоты. Выход сульфата аммония составил 90% от теоретического. Сколько г сульфата аммония получено? (118,8 кг)
  4. В лаборатории аммиак получают взаимодействием хлорида аммония с гидроксидом кальция. Сколько г аммиака было получено, если израсходовано 107 г хлорида аммония и выход аммиака составил 90% от теоретического? (30,6 г)
  5. Из 60 кг водорода и соответствующего количества азота было синтезировано 272 кг аммиака. Каков выход аммиака (в %) от теоретического? (80%)
  6. Из 86,7 г нитрата натрия получено 56,7 г азотной кислоты. Определите выход кислоты (в %) от теоретического. (88,2 %)
  7.  При пропускании аммиака через 63 кг 50% раствора азотной кислоты было получено 38 кг нитрата аммония. Каков выход соли (в %) от теоретического? (95%)

Решение задач на вывод молекулярной формулы веществ.

  1. Вывести простейшую формулу соединения, имеющего следующий состав: Na – 42,1%, P – 18,9%, O – 39%. (Na3PO4)
  2. Вывести простейшую формулу соединения, имеющего следующий состав:K – 38,61%, N – 13,86%, O – 47,53%. (KNO3)
  3. Вывести простейшую формулу соединения, имеющего следующий состав: Na – 32,39%, S – 22,54%, O – 45,07%. (Na2SO4)
  4. Вывести простейшую формулу органического соединения, которое содержит 39, 98% углерода, 6,6% водорода и 53,2 % кислорода. (CH2O)
  5. Вывести простейшую химическую формулу поташа, если он содержит 56,6% калия, 8,7% углерода, 34,8% кислорода. (K2CO3)
  6. Вывести простейшую формулу хлорсодержащей кислоты, если она содержит 0,995% водорода, 35,32% хлора и 63,685% кислорода. (HCIO4)
  7. Определите простейшую формулу кальциевой селитры, в которой 24,39% кальция, 17,07% азота и 58,54% кислорода. (Ca(NO3)2)
  8. В некотором органическом веществе массовая доля углерода равна 85,71%, водорода – 14,29%. Относительная плотность этого вещества по воздуху равна 2,896. Определите молекулярную формулу вещества.  (C6H12)
  9. Органическое вещество содержит 82,76% углерода и 17,24% водорода. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 29. Определите молекулярную формулу вещества.   (C4H10)
  10.  Органическое вещество содержит 40% углерода, 53,3% кислорода, 6,7% водорода. Относительная плотность этого вещества по воздуху равна 1,034. Определите молекулярную формулу вещества.   (CH2О)

Задачи на определение количественного состава смеси.

  1.  Смесь магния и меди массой 6,4 г обработали достаточным количеством разбавленной серной кислоты. Объем выделившегося газа составил 2,24 л газа (н.у.). Рассчитайте массовую долю (в %) меди в смеси.    (62,5%)
  2.  Смесь кальция и серебра массой 8 г обработали достаточным количеством соляной кислоты. При этом выделилось 3,36 л водорода (н.у.). Рассчитайте массовые  доли (в %) металлов в смеси.       (75% Са и 25% Аg)
  3.  Смесь магния и оксида магния  массой 10 г обработали достаточным количеством соляной кислоты. Объем выделившегося газа составил 2,24 л (н.у.). Рассчитайте массовую долю (в %) оксида магния в смеси.    (76 %)
  4.  Смесь медных и железных опилок массой 12 г обработали раствором серной кислоты, взятой в избытке. Объем выделившегося при н.у. газа составил 2,8 л. Определите массовые  доли (в %) металлов в смеси.       (58,3% Fe, 41,7% Cu)
  5. При нагревании 30 г смеси оксида магния и карбоната магния выделился газ объемом 5,6 л. Определите массовую долю карбоната магния в смеси.             (70%)
  6.  Смесь никеля и серебра массой 40 г обработали избытком раствора бромоводородной кислоты. Объем выделившегося при н.у. газа составил 11,2 л. Определите массовые  доли (в %) металлов в смеси.     (73,75% Ni, 26.25% Ag)
  7.  Смесь меди и оксида меди массой 20 г обработали достаточным количеством разбавленной серной кислоты. Масса образовавшейся воды составила 3,6 г. Определите массовую долю (в %) меди в смеси.    ( 20%)
  8.  Смесь порошков магния и меди массой 12 г обработали избытком ортофосфорной кислоты. При этом выделилось 5,6 л газа при н.у. Вычислите массовую долю (в %) меди в исходной смеси.      (50%)
  9. На смесь карбоната калия и гидроксида калия массой 40 г подействовали избытком серной кислоты. При этом получили 4,48 л газа (н.у.). Вычислите массовую долю гидроксида калия в смеси.   (31%)
  10.  Смесь медных и цинковых опилок массой 20 г обработали избытком соляной кислоты и получили 4,48 л газа (н.у.). Вычислите массовые доли (в %) металлов в смеси.    (65% Zn, 35% Cu)

Качественные химические задачи

  1. Проведите реакции, с помощью которых можно охарактеризовать химические свойства: 1) соляной кислоты; 2) серной кислоты.
  2. Проведите реакции, характерные для: 1) раствора гидроксида кальция;  2) раствора гидроксида натрия; 3) гидроксида меди (II).
  3. Могут ли находиться вместе в растворе: 1) гидроксид кальция и гидроксид натрия; 2) хлорид железа (II) и гидроксид калия; 3) сульфат калия и хлорид бария; 4) хлорид калия и нитрат серебра; 5) азотная кислота и гидроксид бария; 6) сульфат калия и хлорид натрия? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
  4. С какими из перечисленных веществ: кальций, оксид кальция, оксид углерода (IV), гидроксид бария, нитрат серебра – будет реагировать: а) разбавленная серная кислота; б) фосфорная кислота? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
  5. С помощью каких опытов можно подтвердить, что к кислотным оксидам следует отнести: а) оксид серы (VI); б) оксид фосфора (V)? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
  6. С помощью каких опытов можно подтвердить, что к основным оксидам следует отнести: а) оксид кальция; б) оксид натрия? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
  7. Какими способами можно доказать, что нерастворимые в воде а) оксид железа (II); б) оксид хрома (II) проявляют основные свойства? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
  8. Как доказать, что нерастворимый в воде песок – оксид кремния (IV) – кислотный оксид? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
  9. Какие признаки реакции можно предположить при взаимодействии гидроксида цинка с: а) азотной кислотой; б) гидроксидом натрия? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

10.Кусочек натрия внесли в раствор сульфата меди (II). Предположите признаки происходящих в растворе реакций. Ответ подтвердите уравнениями реакций.

7. Условия реализации программы

7.1. Материально-техническое обеспечение

- оборудование учебного кабинета

- посадочные места по количеству слушателей

- рабочее место преподавателя

Технические средства обучения

- компьютер

- мультимедиапроектор

- интерактивная доска

7.2. Информационное  обеспечение:

  1. Автор: Колчанова Л.В. – учитель химии школы-лицея №25,доцент кафедры  общей, неорган. и аналит. химии БелГУ
  2. Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Дополнительная литература _Контрольные и проверочные работы. Габриелян О.С.,Лыскова Г.Г. М., Дрофа.,2008г
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.
  5. Планирование составлено на основе  программы  курса химии для 9 классов  (базовый уровень) автор Габриелян О.С..
  6. по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983.
  7. Учебник _химия 9  класс (базовый курс); автор О.С. Габриелян;_М., Дрофа 2008г.
  8. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
  9. Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач
  10. Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: