УЧИТЕЛЯМ

Андина Елена Сергеевна

рекомендации, советы педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как вести себя с гиперактивным ребёнком?

  1. Выясните причину гиперактивности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
  2. Уменьшите рабочую нагрузку ребёнка.
  3. Делите работу на более короткие, но частые периоды. Используйте физкультминутки.
  4. Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  5. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность.
  6. Давайте короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  7. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
  8. Учите ребёнка сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость. Оставайтесь спокойными. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Как вести себя с агрессивным ребёнком?

  1.Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему. Не допускайте  

    сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте аг-

    рессивные методы воспитания.

2.Санкция должна соответствовать поступку. Наказания не должны

   унижать ребёнка.

3. Чаще используйте прикосновение( тактильный контакт).

4.Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.

5.Требуя чего-либо учитывайте возможности ребёнка.

6.Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка  

   в нужное русло.  

7.Обучайте  приемлемым способам выражения гнева.  

8.Давайте ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно  

    после конфликта.

9.Учите брать ответственность за поступки на себя.

10.Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Как вести себя с тревожным ребёнком?

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
  4. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
  5. Не требуйте невозможного. Способности детей резко отличаются друг от друга.
  6. Не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме, если необходимо, обратитесь к специалисту.
  7. Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
  8. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  9. Будьте терпеливы, благополучие ребёнка во многом зависит от вашего отношения к нему.

Как вести себя с социально-запущенным ребёнком?

1.Создавайте ситуации эмоционального переживания. Требования

   должны быть эмоционально привлекательными.

2.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную

   стимуляцию.

3.Обучайте сопереживанию и сочувствию.

4.В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное  

  русло.

  5.Дозируйте всё новое в разумных пределах.

  6. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нель-

     зя» и «можно».

 



Предварительный просмотр:

   Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

  • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
  • непривычное расписание (новый режим);
  • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);
  • новые дети в классе (или я сам в новом классе);
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;
  • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

   Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение — предметное.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:

  • возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
  • возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
  • новые,   непривычные   требования   к   оформлению работ;
  • необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

   По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.

  Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. .

Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей.

Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Возрастные психологические особенности пятиклассников

    Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание. Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

          Рекомендации по организации работы  с пятиклассниками в начале учебного года

    Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10—11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая пика к 13—14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.

    Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, облегчающие знакомство

детей друг с другом и учителей с детьми:

  1. Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать  визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
  2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
  3. Классному руководителю следует встретиться с  «новенькими» до первого сентября.
  4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.

     Меры, способствующие организации работы в классе:

  1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенностипятиклассников, вспомнить методы работы с ними);
  2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
  3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
  4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.

    Меры, способствующие снижению тревожности у детей

  1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
  2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
  3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
  4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а)        обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются;

б)        организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие
    полей, запись даты и т.д.);

в)        отношения между детьми; между учителем и ребенком:

  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

  1. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выставления   оценок?   Обязательно   надо   рассказать   детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-предметник.
  2. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
  3. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы  общения детей внутри класса.
  4. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между  старшеклассниками и «малышами».

.



Предварительный просмотр:

 

  1. Пришёл в школу – сделай умное и благородное лицо.
  2. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни своё детство и на всякий случай съешь мороженое.
  3. Деньги и педагогика малосовместимы.
  4. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.
  5. Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью.
  6. Помни, плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.
  7. Приходить на урок следует настолько подготовленной, чтобы знать точно: для чего пришла, куда пришла, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.
  8. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
  9. Старайся кушать каждый день.
  10. Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживёшь долгую счастливую педагогическую жизнь.
  11. Никогда не жди похвалы, а старайся сразу же выяснить, как с ней обстоят дела.
  12. Если к тебе пришли на урок, вспомни, что ты актриса, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.
  13. Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.
  14. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
  15. Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.
  16. Отдай школе всё, а выйдя из стен школы, начни новую жизнь.
  17. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: ''Вон учительница пошла''.
  18. Не спи на уроке: дурной пример заразителен.
  19. Во время опроса изобрази на лице предельный интерес.
  20. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твоё озаряется улыбкой. 



Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации коррекционной работы

 с трудными детьми и подростками

Цель психолого-педагогической коррекционной работы с трудным школьником — это оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала.

Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком — это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:

  1. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
  2. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

  1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
  2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).
  3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
  4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
  • формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
  • постоянное внимание   к положительным поступкам ученика;
  • проявление доверия к ученику;
  • формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
  • оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
  • учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

В практической психолого-педагогической деятельности этот
принцип отражается в следующих правилах:        .

 - преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

— проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

  • приобщение педагогом ученика к добру и доброте;
  • защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
  • постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
  • формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.

Условиями реализации данного принципа являются следующие:

  • учет особенностей социального окружения подростка при
    решении воспитательных и коррекционных задач;
  • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
  • обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;
  • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
  • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:

  • воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
  • воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
  • необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
  • все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.

Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
  • выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
  • предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во в не учебной деятельности.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
  • поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
  • постоянное отслеживание эффективности воспитательного
    воздействия на каждого ученика.

Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

В Психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
  • выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
  • стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
  • оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • проблемы отношении трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;
  • подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;        .
  • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;        
  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

—        нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.



Предварительный просмотр:

Особенности психолого-педагогической работы

классного руководителя с некоторыми категориями

девиантных детей

   В настоящее время много говорят об отклоняющемся поведении детей, под  которым  понимают  действия  и  поступки,  противоречащие  нормам  и стандартам  поведения.  Наиболее  важно  для  плодотворной  работы  по перевоспитанию  трудных  школьников  определить  отклонения  в  их

поведении,  связанные,  прежде  всего  с  деформацией  стержневых психологических качеств личности, в первую очередь с основными чертами характера.

   Исследования  последних  десятилетий  позволили  наметить возможные  пути  индивидуального  подхода  к  детям  с  подобного  рода трудностями  в  характере  с  целью  устранения  конфликтов  с  ними  и дальнейшего полного перевоспитания.

   Рассмотрим  следующие  категории  таких  детей:  ненастойчивые, недисциплинированные, лживые.  

    Настойчивость  –  необходимая  черта  характера  современного человека. Она выражается в способности личности завершать начатое дело и достигать  поставленной  цели  в  процессе  достаточно  напряженной  и длительной деятельности.   Ненастойчивые дети либо вообще не ставят труднодостижимых или далеких целей, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении.

 Возможны следующие основные пути воспитания настойчивости у школьников:

- тщательный контроль учителей и родителей за выполнением детьми любой работы. Небрежно выполненное дело не следует принимать, а надо добиться переделки;

-  в  труде  и  учебе  ставить  перед  школьниками  интересные  задачи, увлекать положительными примерами;

- при первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним  на  помощь  и  устранять  все  препятствия  самим.  Пусть  школьники научатся преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы и станут переживать радость успеха;

-  применять  методы  поощрения,  наказания  и  прочие  средства воспитательного  воздействия,  позволяющие  ученику  переживать  чувство успеха и укрепляющее его стремление к еще большему и лучшему усвоению знаний.

   Недисциплинированные дети – это те учащиеся, которые постоянно привлекают  к  себе  внимание  учителей  и  доставляют  им  наибольшее беспокойство,  ведь  своим  поведением  эти  ученики  мешают  проведению занятий, дезорганизуют весь учебно-воспитательный процесс.

В подобных случаях учителю следует:

1. Выяснить причины подобного нежелательного поведения. Наиболее распространенной  причиной  недисциплинированности  у  детей  является избыток энергии и неумение рационально проявить свою инициативу.  

2. Во  время  урока  подобным  учащимся  надо  давать  достаточную нагрузку, чтобы у них не было ни желания, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

3. Важно  сформировать  интерес  у  детей  к  общественно  полезной деятельности, разумно направлять проявления их активности.

    Лживость  детей  бывает  вызвана  разными  причинами:  боязнью наказания, стремлением во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих, желанием прикрыть совершившего проступок товарища.

Для искоренения этого качества классному руководителю следует:

- обратить особое внимание на воспитание у таких детей честности и смелости,  готовности  мужественно  перенести  наказание  за  совершенный поступок;

- проявлять уважение к правдивости ребенка;

-  сообщить  ему,  что  лживость  –  презренное  качество  человека, отягощающее дурной поступок;

-  никогда  не  оставлять  без  последствий  проступок,  маскируемый ложью;

-  избегать  таких  средств  наказания,  которые  вызывают  у  ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

    Эффективность профилактической и коррекционно-реабилитационной работы с любой категорией трудных детей может быть обеспечена в случае:

1. Внедрения в учебно-воспитательные учреждения недостающих пока компонентов  образовательных  программ,  активизирующих  формирование нравственных начал личности.    

2. Реализации программ, способствующих включению обучающихся в созидательно-творческую  деятельность,  в  конкретном  микрорайоне  путем стимулирования детских общественных инициатив, формирования детских коллективов на основе культурных отечественных традиций.

3.  Развития  открытости  учебно-воспитательного  учреждения, увеличения его контактов с другими социальными институтами, освещения положительного опыта в СМИ.

 В  профилактической  и  реабилитационной  работе  учителям  следует активнее отходить от репрессивных методов воспитания неблагополучных подростков,  потому  что  любой  способ  ограничения  свободы  выбора, изоляции человека от общества обходится куда дороже, как в буквальном смысле слова, так и в смысле социальных последствий.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с «трудными» подростками

 

1. Никогда не позволять себе оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст право оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.

2. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.

3. В открытую не бороться, т.к. это усугубит это. Следует учитывать особенности, бурные реакции.

4. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

5. Обсуждайте поведение только после успокоения.

6. Выясните, как возникает агрессивное поведение, и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... . Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?».

7. Пусть за что-то отвечает в школе.

8. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестает действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.

9. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.

10. Свое плохое настроение не разряжать на нем.

11. Найти повод похвалить его, особенно - это, хорошо спустя какое-то время после наказания. Ребенок убедился, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

 Поведение, стимулирующее развитие конфликта:

-прерывание речи партнера;

-негативная оценка личности партнера;

-уклонение от конфликта, нарочитое молчание;

-подчеркивание разницы между собой и партнером;

-использование интимного знания о партнере;

-резкое ускорение темпа речи и изменение тембра голоса;

-преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего;

-косвенное нападение, критика кого-либо или чего-либо, представляющего

ценность для другого;

-избегание пространственной близости и контакта глаз;

-использование угроз;

-симулирование согласия при сохранении обиды

Таким образом, взаимное доверие и достижение справедливых соглашений более вероятно, если люди настроены позитивно, ориентированы на взаимное благополучие, и менее вероятно, если они негативно (конкурентно) воспринимают эту возможность.