Рабочие программы по литературе

Рабочие программы по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_po_literature.docx36.66 КБ
Файл kalendarno-8lit.docx50.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                Адаптированная рабочая программа по литературе составлена для обучающегося 7Б класса Игоря П. с использованием материалов Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования, на основе программы по литературе для основной школы с учетом примерной программы курса литературы для 5-9 классов средней   общеобразовательной школы (Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под.ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение,2017).

                В соответствии с Примерным учебным планом  по адаптированным рабочим программам общеобразовательной школы программа для 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 70 часов  в год.  

                Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебный план; содержание тем; тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.

Нормативно-правовой основой разработки и составления Рабочей программы по литературе  основного общего образования являются следующие нормативные документы.

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.- с изменениями 2017-2016 года. Опубликовано: http://zakon-obobrazovanii.ru/
  • Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями); -п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных  учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • примерных учебных планов для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных  источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию  учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая  изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к   общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  •  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  •  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  •  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного  текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  •  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Программа составлена с учетом преемственности программы начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения работать с художественным текстом возможно только при соответствующей эмоциональноэстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося, обучающегося по адаптированной программе. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

 -осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста;

 -различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

 -составление планов и написание отзывов о произведениях;

 -написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

 -целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

 Изучение литературы в основной школе детьми направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  •  формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  •  развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  •  овладение умениями чтения художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории  литературы;  
  • выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую  трудность для детей. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков  литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей  специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:

Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на  активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

Основные направления содержания деятельности

В 7  классах предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей. В процессе преподавания учитель практически знакомит учащегося с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.

Особенности познавательной сферы детей и их коррекция.

Каждая форма педагогического общения с детьми должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия. Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и   компенсацию имеющихся недостатков. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для   совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Ввиду психологических особенностей детей, обучающихся по адаптированной программе , с целью усиления практической направленности обучения проводится  коррекционная работа, которая включает следующие направления:

совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие  внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие  представлений о времени;

развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи  между предметами, явлениями и событиями);

развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по  словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения   преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование   умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция  диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Требования к организации обучения школьников:

 1. ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристика и  некоторые другие основные характеристики),

2. темп урока должен соответствовать возможностям ученика;

3. чётко обобщать каждый этап урока;

 4. новый учебный материал объяснять по частям;

5. вопросы формулировать четко и ясно;

6. на каждом уроке обязательна словарная работа;

 7. переключать с одного вида деятельности на другой;

8. разнообразить виды занятий;

9. использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.

Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям ребенка.

Чтение наизусть. Если в течение учебного года учащиеся выучивают по 15-20 произведений (стихотворений или фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию  учителя, то учащимся можно рекомендовать 7-10, причём объём материала, который следует выучить, учитель должен обговаривать особо (например, стихотворение от 8 строчек и  больше).

Требования к уровню подготовки обучающихся по адаптированной программе.

Ученик должен знать и уметь:

  -воспринимать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-давать характеристику героев;

 -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

 -выражать свое отношение к прочитанному;

 -выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы  литературного произношения

; -владеть различными видами пересказа;

 -строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно   отстаивать свою.

Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту, пониманием и  эстетическим восприятием прочитанного. Обзорное знакомство с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора,  углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, а также в рекомендательных списках ФКГОС.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе для обучающихся по адаптированной программе.

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе. В них устанавливаются:

 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами речи;

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

 4) количество отметок за различные виды творческих работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоциональноичностной сферы обучающихся осуществляется контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности. Отметка «2» может быть поставлена в дневник, тетрадь учащегося. Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

 1) полнота и правильность ответа;

 2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 2-3 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои  суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится определенное время), но и за  рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:

в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы, в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы, в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы, в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться, как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,  пунктуационных и языковых норм. По литературе - в этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе, вторая – по русскому языку. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: цельность фактического материала; последовательность изложения.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Примечание

При оценке сочинения необходимо учитывать

 1. Самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

 2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.

Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при  соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не  принимается во внимание.

 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. Техника чтения. Чтение незнакомого текста с 14 шрифтом вслух 100 слов и более – «5»

80 – 100 – «4», 60-90 – «3», «Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5», Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире, в конце предложений и т.п.) – «4», Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».

 Оценка тестов по литературе

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие: «5» - 80– 100 %; «4» - 70 – 79 %; «3» - 45 – 69 %;

 Выведение итоговых отметок

 За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с ОВЗ по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Содержание тем учебного курса

Введение  ( 1 час ) Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

 Устное народное творчество ( 6 часов )  * Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных критериев русского народа.  * Микула – носитель лучших человеческих качеств.  * Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца.   * Новгородский цикл былин. «Садко».Своеобразие былины.   * Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.

  Древнерусская литература  ( 4 часа )  * «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.  * «Повесть временных лет». Формирование традиций уважительного отношения к книге.

 Русская литература 18 века   ( 2 часа ) * Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого».  * Гавриил Романович Державин. Размышление о смысле жизни, о судьбе.

  Русская литература 19 века   ( 26 часов ) * Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь» - перевод баллады И.В.Гете.  * Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство в изображении    Полтавской битвы.

 * «Борис Годунов» (сцена вЧудовоммонастыре). Образ летописца.   * «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».   * Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  * Особенности сюжета. Картины быта ХVI века.   * Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».  * Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Особенности жанра повести, изображение героев.   * Законы и обычаи Запорожской Сечи, особенности сознания запорожцев, их единство.   * Судьба двух братьев.  * Трагедия Тараса Бульбы.  * Классное сочинение.   * Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк». Художественные особенности рассказа.  * «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.   * Стихотворения в прозе. Особенности жанра.   * Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.  * «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день часу в шестом…». Некрасовская муза.  * Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика.  * «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.  * Лев Николаевич Толстой. «Детство». Самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни.  * Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.  * Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.  * «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.  * Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Картина нравов. Смысл названия.  * «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе.

 * «Край ты мой, родимый край». Стихотворения о родной природе. Чтение и анализ стихотворений И.А. Бунина, В.А. Жуковского, А.К. Толстого

 Русская литература 20 века  (23 часа ) Максим Горький. «Детство». Первые детские впечатления. Путешествие на пароходе.  * Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба – основы вражды.  * Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.  * Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.  * «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.  

* Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.  * Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.  * На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).  * Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.  * Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.  * Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.  Стихотворения о родине, родной природе (С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого).  * Александр Трифонович Твардовский. Пейзажная лирика. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Братья».  * Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи  Из литературы народов России  ( 1 час)  Расул Гамзатов  Краткий рассказ о жизни и творчестве аварского поэта. Возвращение к истокам, основам жизни. Особенности художественной образности поэта

Зарубежная литература (5 часов)  * Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.  * Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.  * Японские хокку. Особенности жанра.  * Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.  * О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.  * Р. Бредбери «Каникулы». Фантастические рассказы Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле  

Место курса «Литература» в базисном учебном плане  

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объѐме:в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч.

На изучение предмета в 7 классе по адаптированной программе отводится 2 часа в неделю.  



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса  составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010г., на основе примерной Программы основного общего образования по литературе «МАОУ «СОШ № 10», авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) к учебнику В.Я. Коровиной (М. : Просвещение).

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

Обучение ведётся по учебнику Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И.. Литература

 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2014.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.Курс литературы в 8 классе предполагает изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.  Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Формы организации учебной деятельности: практикумы, беседы, дискуссии, презентации.

Формы контроля: проверочные работы, словарные работы, контрольные работы, сочинение,  изложение, тестирование.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Курс «Литература» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета. В 8 классе в учебном плане на его изучение отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).

Планируемы результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению:
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.          

В результате изучения литературы ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни,уметьработать с книгой,определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;владеть различными видами пересказа;строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

В состав УМК входят: учебник для  8 класса «литература», поурочные разработки к учебнику, дидактические материал

             В 8 классах при изучении литературы  прежде всего даются знания основанные на принципах связи искусства с жизнью, единства и формы содержания ,историзма, традиций и новаторства, осмысление историко –культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование и умение оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Изучение данного материала направлено на содействие и развитие чтения художественной литературы, чтения вслух подростков.

        Курс строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и отсутствии привычки просчитывать отдаленные последствия своих поступков.
Цели и задачи курса:

•  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

•  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

•  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

•  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

•  использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

•  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

•  обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

•  обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

•  установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий  для ее самореализации;

•  обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

•  взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;

•  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

•  организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•  участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

•  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

•  социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

•  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

•  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального  состава;

•  формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

•  ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

•  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

•  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Тематическое планирование курса.

Раздел

Кол-во часов

Всего по теме

теория

практикум

к/р

1

Введение.

1

1

2

Устное народное творчество

2

2

3

Из древнерусской литературы.

2

2

4

Из русской литературы ХVIII века

5

2

2

1

5

Из русской литературы первой половины  XIX века.

37

12

21

4

6

Из русской литературы второй половины X\X века.

17

7

7

3

7.

Из зарубежной литературы

6

3

3

ВСЕГО

        70        29        33        8

Содержание тем учебного курса

Введение(1 ч)

1. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм классиков русской литературы. (1ч.)

. Устное народное творчество(2 ч)

. В мире русской народной песни (лирические и исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики и поэтика частушек. (1ч.)

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком…» Особенности содержания и формы народных преданий. (1ч.)

Из древнерусской литературы (2ч.)

.Из «Жития Александра Невского».(1ч.) Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

2. 2. «Шемякин суд». (1ч.) Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

. Из русской литературы 18 века(5 ч)

. Д.И.Фонвизин(5ч.). Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из русской литературы 19 века(36 ч)

И.А.Крылов (1ч.). Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Слово о баснописце. Басни и их историческая основа.«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. (1ч.)

4. 2.К.Ф.Рылеев (1ч.). Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа народной песни о Ермаке. (1ч.)

4. 3А.С.Пушкин(10ч). Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Основные мотивы лирики поэта. «История пугачёвского бунта» (отрывки). Заглавие Пушкина и поправка Николая I. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. История создания романа «Капитанская дочка». Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории пугачёвского бунта».

«Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга.

4. 4. М.Ю.Лермонтов (4ч.). Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

4. 5. Н.В.Гоголь (9ч.). Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России». Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы, вытекающее из характеров. Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург – символ вечного адского холода. Духовная сила героя и противостояние бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

4. 6. И.С.Тургенев (3ч.). Краткий рассказ о писателе как пропагандисте русской литературы в Европе. Автобиографический характер повести «Ася». История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.

4. 7. М.Е.Салтыков-Щедрин (1ч.) Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные для писателя порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

4. 7. Н.С.Лесков (1ч.). Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа. Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Деталь как средство создания образа в рассказе.

4. 8. Л.Н.Толстой (3ч.).Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри них. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

4. 9. А.П.Чехов (2ч.). Краткий рассказ о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

4. 10. Поэзия родной природы (1ч.).

Из русской литературы 20 века(15 ч)

И. А. Бунин (1ч.). Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

5. 2.А.И.Куприн (2ч.). Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

5.3.А. А. Блок (1ч.). Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

5. 4.С. А. Есенин (1ч.). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, у А.С.Пушкина, у С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

5. 5. И.С.Шмелёв (1ч.). Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

5. 6. М.А.Осоргин (1ч.). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

5. 7. Журнал «Сатирикон» (1ч.). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом и современности.

5. 8. Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни» (1ч.). Сатира и юмор в рассказах.

5. 9. А.Т.Твардовский (2ч.). Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер В.Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Композиция и язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

5. 10. А.П.Платонов (1ч.). Краткий рассказ о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

5. 11. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. (1ч.) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Лирические и героические песни времён войны, их призывно-воодушевляющий характер. Выражение сокровенных чувств и переживаний солдат в лирических песнях.

5. 12.В.П.Астафьев(1ч.).Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение реалий  времени в рассказе. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

5. 13. Лирика русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине (обзор) (1ч.).

Из зарубежной литературы (4 ч.)

У. Шекспир (1ч.). Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта».  Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной…» Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

6. 2. Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены) (1ч.). Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. Сатира на дворянство и невежественных буржуа в комедии. Особенности классицизма. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.6. 3. Дж.Свифт – сатирик. «Путешествия Гулливера»  как сатира на государственное устройство общества.В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. (2ч.)

Перечень учебно-методического обеспечения.

Список литературы ( основной и дополнительной)

Литература для учителя.

1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.  Москва: «Просвещение», 2010 г

2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.

3. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006

4. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.

5.«.Программа по литературе для 5-11 классов» .Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .

6. Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс». — М.: ВАКО, 2015.

7.Н.В.Беляева. «Уроки литературы в 8 классе.» Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2014.

8.В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)

9.В.Я. Коровина, И.С. Збарский. « Литература. 8 класс. Методические советы.» М.: «Просвещение», 2003

10. М.А. Маркитанова. «Дидактические материалы  по литературе. 8 класс.». М.: «Экзамен», 2014.


 Литература для учащихся

1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.  Москва: «Просвещение», 2010 г

2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.

3. «Читаем, думаем, спорим..». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006

4. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.

5. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.

6. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)


Средства обучения

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
  2. Раздаточный материал по темам курса
  3. Репродукции картин художников
  4. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
  5. Экранные пособия

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

  • http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
  • http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
  • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
  • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
  • http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Календарно-тематическое планирование

п\п

Дата проведения урока по плану

Фактическая дата

 проведения урока

Тема урока

1.

Литература как вид искусства

2.

Устное народное творчество.

3.

Исторические  и лирические песни.

4.

Древнерусская литература.

5-6

Жития святых. Жанровые особенности.

7 .

Внекл.чт."Повесть о Петре и Февронии"

8.

Итоговый урок по древнерусской литературе.

9.

А.С.Пушкин. История создания повести "Капитанская дочка"

10

Формирование характера Петра Гринева.

11

Проблема чести и достоинства в повести.

12

Падение Белогорской крепости.

13.

Изображение народной войны и ее вождя.

14.

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

15.

РР. Подготовка к сочинению по повести "Капитанская дочка"

16

Вн. Чт. А. Пушкин «Метель»

17

М.Ю.Лермонтов. Певец родины и свободы.

18.

Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонотова.

19.

Роль вступления, лирического монолога и пейзажа в поэме.

20.

Н.В. Гоголь-великий сатирик. Комедия «Ревизор»

21-22.

Нравственные и общественные пороки в комедии.

23-24.

Хлестаков и "хлестаковщина".

25.

РР.Подготовка к сочинению по комедии"Ревизор".

26.

Внекл.чт. "Женитьба".

27.

И.С.Тургенев.  Особеннос-ти прозы писателя.

28.

И.С.Тургенев."Ася"

29.

Образ "тургеневской " девушки.

30.

Внекл.чт"Три встречи".

31.

Л.Н.Толстой."После бала". Нравы высшего общества.

32.

Р.Р. Антитеза. Сила ее воздействия на читателя.

33.

Р.Р. Иллюстрирование. Яркие строки рассказа.

34.

В.Г.Короленко. Человек с большим сердцем.

35.-36

Проблема смысла жизни в рассказе "Парадокс".

37.

 Проблема смысла жизни  в рассказе"Огоньки"

38 - 39

Внекл.чт. А.И.Куприн. "Куст сирени".

40.

Внекл.чт. И.А.Бунин "Кавказ"

41.

М.Горький. Творческий путь писателя.

42.

М.Горький "Песня о Соколе". Проблематика рассказа.

43.

М.Горький "Челкаш". Герои и их судьбы.

44.

Внекл.чт."Ма-а-аленькая"

45.

РР. «Человек! Это звучит гордо!».Подготовка к сочинению.  

46.

Н.Заболоцкий.  Лирика.

47.

РР.Урок выразительного чтения

48.

К.Г.Паустовский-мастер слова.

49.

"Телеграмма" Почему так получилось?

50.

Внекл.чт. А.Грин" Зеленая лампа"

51.

А.Твардовский. Народная поэма"Василий Теркин"

52.

Глава "Переправа"

53.

Глава"О награде"

54.

Глава"Гармонь"

55.

Глава"Смерть и воин"

56.

РР. Урок выразительного чтения наизусть.

57.

25

РР. Сочинение по поэме"Василий Теркин".

58.-59

28.3

Внекл. чт. В.П. Астафьев"Фотография, на которой меня нет".

60.

5

Внекл. Чт .А.П.Платонов "Возвращение"

61.

10

В.М. Шукшин-певец народной жизни.

62.

12

Русский характер человека-труженика в рассказе"Дядя Ермолай".

63.

16

Простые истины."Солнце, Старик и девушка", "Микроскоп"

64.

17

Внекл.чт.  Образ человека-чудика в рассказах В.Шукшина.

65.

19

РР. Сочинение-размышление по рассазам В.М. Шукшина.

66.

23

Н.М.Рубцов. Лирика сердца.

67.

24

Литература Эпохи Возрождения. Шекспир «Ромео и Джульетта»

68.

26

Литература Эпохи Возрождения. Сервантес.

69.

30

 Итоговый урок .Что читать летом.

70.

31

 Резервный урок.