Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ya_grazhdanin_rossii.pdf438.39 КБ
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование элементов здоровьесберегающих

технологий при подготовке к  ГИА по русскому языку

    Экзамен – это великое испытание. Даже для взрослых людей, с хорошим багажом знаний и уже устоявшейся психикой. Для ребёнка же это огромный стресс. При кажущейся лёгкости даже самые простые задания на экзамене могут поставить ученика в затруднительное положение. Введение ОГЭ и ЕГЭ стало для обучающихся старших классов и дополнительным стрессовым фактором, и основным в формировании тревожности в целом.  Государственный экзамен для выпускников – это один из самых напряжённых моментов в учебной деятельности. Экзаменационный период всегда характеризуется высоким эмоциональным напряжением, которое может привести к ухудшению физического и психического здоровья детей. Чрезмерный экзаменационный стресс сопровождается интенсивной умственной деятельностью, повышенной статической и зрительной нагрузкой, нарушением режима труда и отдыха, отрицательными переживаниями.

     Было замечено, что при подготовке к государственной итоговой аттестации учащиеся практически не обращают внимание на состояние собственного здоровья, полагая, что единственное, что важно в этот период – систематизировать знания по предмету. Между тем состояние здоровья ученика также влияет на образовательный результат. В связи с этим основными являются вопросы: как организовать здоровьесбережение и обучение учащихся выпускных классов? Что нужно делать? Какие действия предпринять?

В первую очередь необходимо выделить факторы психоэмоциональной нагрузки:

*чувство тревоги, страх упустить шанс самореализации;

*процедура ЕГЭ и ОГЭ имеет стрессогенный характер;

*давление со стороны учителей и родителей.

Сама процедура ЕГЭ усиливает стрессовую ситуацию. Это и жёсткие законодательные правила, и присутствие в классе незнакомых людей, и незнакомое помещение, и наличие видеокамер в кабинете.

     Специфика процесса подготовки к экзаменам выражается в следующем:

*увеличение объёма учебной нагрузки;

*интенсификация предметной подготовки на уроках;

*самостоятельная подготовка к занятиям.

     Для сдачи государственного экзамена важно, чтобы школьник научился работать самостоятельно, творчески, так как процедура экзамена независима и не учитывает ни степени волнения, ни прошлых заслуг ученика.

     В старших классах многие считают, что главное – приобрести и систематизировать знания, а о здоровье  думать некогда. Таким образом, использование элементов здоровьесбережения на уроках – особая забота учителя.

     На основе этих принципов образовательный процесс необходимо строить, используя такие приёмы здоровьесбережения:

*рациональная организация урока;

*использование способов повышения мотивации учащихся к учебной деятельности;

*использование методов, приёмов, средств, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

*проведение динамических физкультминуток;

*индивидуализация педагогических воздействий;

*снятие тревожности, формирование адекватной самооценки.

     Используя перечисленные приёмы здоровьесбережения в процессе подготовки старшеклассников к ГИА, можно решить такие проблемы:

*невысокая мотивация к учению; подростку иногда кажется, что охватить огромный объём учебной информации слишком сложен;

*тревожность, психологическая готовность ученика к экзамену может оказаться недостаточной;

*неумение преодолеть стресс;

*нетренированная логическая память.

     Таким образом, можно выделить ряд ключевых понятий: мотивация к учению, тревожность, устойчивость к стрессам, логическая память.

            -  НА этапе рефлексии помогают такие приёмы:

*высказывания: «Мой главный результат сегодня…», «Наибольший интерес (затруднение) у меня вызвали..».

* педагогическая техника «Кто сегодня молодец?»

*речевое клише: «Я сегодня молодец, потому что…»

2) Использование способов повышения мотивации учащихся к учебной деятельности. Учитель, работающий на мотивацию, помогает ученику и тем самым поддерживает его здоровье.

              - Активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых школьники обсуждают различные способы выполнения заданий, объясняют непонятный материал более слабым учащимся: приём обсудим, косультант.

                - Один из способов поддержания интереса – стимулирование   вопросов учащихся. Приём «тихий опрос»: учащиеся в парах опрашивают и оценивают друг друга по пройденной теме в течение 2-3 минут или приёма «взаимопроверка домашнего задания».

                - Планирование целей и задач обучения самим учеником. Сюда мы относим не только формулировку цели урока, его задач в действиях учащихся, но и планирование старшеклассником его социального самоопределения, уровня прохождения ГИА и вытекающих из этого задач. Можно применить приём «дерево желаний»: учащийся рисует дерево со своими желаниями и мечтами.

Приём «мои мечты»: ученик записывает, что он думает о сдаче экзамена, с условием не использовать частицу не.

                 - Использование эффекта загадки. Учащихся всегда интересуют замысловатые задания, поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды

Для организации эмоциональных разрядок можно использовать цитаты и анекдоты. Можно записать их на листочках и предложить учащимся вытащить листок и зачитать.

Например: «Я шёл на экзамен, и сердце моё металось по организму в поисках кратчайшего пути  в пятки.

Удивительная вещь – экзамен. Одних он удивляет вопросами, других – ответами.

Да, экзамены хороши тогда, когда их сдаёшь не ты, а кто-то другой.

В период подготовки к ГИА актуальны различные таблицы, алгоритмы, схемы, которые помогают привести в систему знания, необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Одним из таких приёмов является создание коллективного справочника, которому можно дать различные названия: «Сделал сам, помоги другому», «Хочу спросить» и т. д. В обыкновенную папку с файлами можно разместить свои наработки (схемы, правила, таблички), а также задать вопрос на листке, попросить помощи, разместить четверостишия по орфоэпическим нормам и т. д. Данный вид работы стимулирует учащихся к поиску информации, необычный формат общения вызывает положительные эмоции..

     Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед школой стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, необходимо сохранить их здоровье.