Дидактический материал по русскому языку

Васильева Марина Михайловна

Предварительный просмотр:

Список паронимов ЕГЭ-2015

Абонемент – абонент
Артистический – артистичный
Бедный – бедственный
Безответный – безответственный
Болотистый – болотный
Благодарный – благодарственный
Благотворительный – благотворный
Вдох – вздох
Вековой – вечный
Великий – величественный
Восполнить – дополнить – заполнить – наполнить – переполнить – пополнить
Враждебный – вражеский
Выбирая – избирая
Выгода – выгодность
Выдача – отдача – передача – раздача
Выплата – оплата – плата – уплата
Выплатить – заплатить – оплатить – отплатить – уплатить
Вырастить – нарастить – отрастить
Выращивание – наращивание – отращивание
Высокий – высотный
Гарантийный – гарантированный
Гармонический – гармоничный
Глинистый – глиняный
Годичный – годовалый – годовой
Гордость – гордыня
Гуманизм – гуманность
Гуманистический – гуманитарный – гуманный
Двоичный – двойной – двойственный – двоякий – сдвоенный – удвоенный
Действенный – действительный – действующий
Деловитый – деловой – дельный – деляческий
Демократичный – демократический
Диктант – диктат
Дипломант – дипломат – дипломатический – дипломатичный
Длинный – длительный
Добротный – добрый
Доверительный – доверчивый
Дождевой – дождливый
Драматический – драматичный
Дружеский – дружественный – дружный
Единичный – единственный
Желанный – желательный
Жестокий – жёсткий
Жизненный – житейский
Жилищный – жилой
Загородить – огородить – оградить – отгородить – перегородить
Занизить – понизить – снизить
Заплатить – оплатить
Зачинатель – зачинщик
Звериный – зверский
Звуковой – звучный
Зрительный – зрительский
Изобретательный – изобретательский
Информативный – информационный

информация – информированность
Иронический – ироничный
Искусный – искусственный
Исполнительный – исполнительский
Исходный – исходящий
Каменистый – каменный
Комфортабельный – комфортный
Конный – конский
Коренастый – коренной – корневой
Костный – костяной
Красочный – красящий – крашеный
Лакированный – лаковый
Ледовый – ледяной
Лесистый – лесной
Личностный – личный
Микроскопический – микроскопичный
Мороженый – морозильный – морозный
Надеть – одеть
Наличие – наличность
Напоминание – упоминание
Невежа – невежда
Нестерпимый – нетерпеливый – нетерпимый
Неудачный – неудачливый
Обвинённый – обвинительный
Обрывок – отрывок
Обхватить – охватить
Ограничить – отграничить – разграничить
Оклик – отклик
Органический – органичный
Отборный – отборочный
Отклонение – уклонение
Отклоняться – уклоняться
Отличать(-ся) – различать(-ся)
Отличие – различие
Памятливый – памятный
Перетерпеть – претерпеть
Покупательный – покупательский – покупной
Популистский – популярный
Почтенный – почтительный
Практический – практичный
Предоставить – представить
Представительный – представительский
Признанный – признательный
Продуктивный – продуктовый
Производительный – производственный – производительность
Просветительский – просвещённый
Публицистический – публицистичный
Пугливый – пуганый
Раздражение – раздражительность
Ритмический – ритмичный
Романтический – романтичный
Скрытный – скрытый
Словарный – словесный
Сопротивление – сопротивляемость
Соседний – соседский
Сравнимый – сравнительный
Сценический – сценичный
Технический – техничный
Удачливый – удачный
Униженный – унизительный
Фактический – фактичный
Хищнический – хищный
Царский – царственный – царствующий
Целый – цельный – целостный
Экономический – экономичный – экономный
Эстетический – эстетичный
Этический – этичный
Эффективный – эффектный

Список паронимов ЕГЭ-2015

Абонемент – абонент
Артистический – артистичный
Бедный – бедственный
Безответный – безответственный
Болотистый – болотный
Благодарный – благодарственный
Благотворительный – благотворный
Вдох – вздох
Вековой – вечный
Великий – величественный
Восполнить – дополнить – заполнить – наполнить – переполнить – пополнить
Враждебный – вражеский
Выбирая – избирая
Выгода – выгодность
Выдача – отдача – передача – раздача
Выплата – оплата – плата – уплата
Выплатить – заплатить – оплатить – отплатить – уплатить
Вырастить – нарастить – отрастить
Выращивание – наращивание – отращивание
Высокий – высотный
Гарантийный – гарантированный
Гармонический – гармоничный
Глинистый – глиняный
Годичный – годовалый – годовой
Гордость – гордыня
Гуманизм – гуманность
Гуманистический – гуманитарный – гуманный
Двоичный – двойной – двойственный – двоякий – сдвоенный – удвоенный
Действенный – действительный – действующий
Деловитый – деловой – дельный – деляческий
Демократичный – демократический
Диктант – диктат
Дипломант – дипломат – дипломатический – дипломатичный
Длинный – длительный
Добротный – добрый
Доверительный – доверчивый
Дождевой – дождливый
Драматический – драматичный
Дружеский – дружественный – дружный
Единичный – единственный
Желанный – желательный
Жестокий – жёсткий
Жизненный – житейский
Жилищный – жилой
Загородить – огородить – оградить – отгородить – перегородить
Занизить – понизить – снизить
Заплатить – оплатить
Зачинатель – зачинщик
Звериный – зверский
Звуковой – звучный
Зрительный – зрительский
Изобретательный – изобретательский
Информативный – информационный

    информация – информированность
Иронический – ироничный
Искусный – искусственный
Исполнительный – исполнительский
Исходный – исходящий
Каменистый – каменный
Комфортабельный – комфортный
Конный – конский
Коренастый – коренной – корневой
Костный – костяной
Красочный – красящий – крашеный
Лакированный – лаковый
Ледовый – ледяной
Лесистый – лесной
Личностный – личный
Микроскопический – микроскопичный
Мороженый – морозильный – морозный
Надеть – одеть
Наличие – наличность
Напоминание – упоминание
Невежа – невежда
Нестерпимый – нетерпеливый – нетерпимый
Неудачный – неудачливый
Обвинённый – обвинительный
Обрывок – отрывок
Обхватить – охватить
Ограничить – отграничить – разграничить
Оклик – отклик
Органический – органичный
Отборный – отборочный
Отклонение – уклонение
Отклоняться – уклоняться
Отличать(-ся) – различать(-ся)
Отличие – различие
Памятливый – памятный
Перетерпеть – претерпеть
Покупательный – покупательский – покупной
Популистский – популярный
Почтенный – почтительный
Практический – практичный
Предоставить – представить
Представительный – представительский
Признанный – признательный
Продуктивный – продуктовый
Производительный – производственный – производительность
Просветительский – просвещённый
Публицистический – публицистичный
Пугливый – пуганый
Раздражение – раздражительность
Ритмический – ритмичный
Романтический – романтичный
Скрытный – скрытый
Словарный – словесный
Сопротивление – сопротивляемость
Соседний – соседский
Сравнимый – сравнительный
Сценический – сценичный
Технический – техничный
Удачливый – удачный
Униженный – унизительный
Фактический – фактичный
Хищнический – хищный
Царский – царственный – царствующий
Целый – цельный – целостный
Экономический – экономичный – экономный
Эстетический – эстетичный
Этический – этичный
Эффективный – эффектный



Предварительный просмотр:

 Именительный падеж множественного числа

                  -а, -я

                         -ы, -и

Борт –бортА

вЕксель – векселЯ

вЕнзель – вензелЯ

вОрох – ворохА

дирЕктор – директорА

инспЕктор – инспекторА

кАтер –катерА

кИтель – кителЯ

кУзов – кузовА

кУпол –куполА

Округ – округА

Ордер – ордерА

пАспорт – паспортА

профЕссор – профессорА

тЕнор – тенорА

фЕльдшер – фельдшерА

флЮгер – флюгерА

штАбель – штабелЯ

штЕмпель- штемпелЯ

шУлер - шулерА

бухгАлтер –бухгАлтеры

вОзраст – вОзрасты

грИфель – грИфели

грУнт – грУнты

диспЕтчер- диспЕтчеры

договОр – договОры

инженЕр – инженЕры

констрУктор – констрУкторы

лЕктор – лЕкторы

лИфт – лИфты

пОрт – пОрты

приговОр – приговОры

прожЕктор – прожЕкторы

редАктор – редАкторы

рЕктор – рЕкторы свИтер – свИтеры

сЕктор – сЕкторы

склАд – склАды

слЕсарь – слЕсари

снАйпер – снАйперы

тОрт – тОрты

трЕнер – трЕнеры

флОт – флОты

фрОнт –фрОнты

шофЕр – шофЕры

штаб – штАбы

штУрман - штУрманы

Родительный падеж множественного числа с окончаниями –ов и нулевым окончанием от существительных мужского и среднего рода.

                              Названия  национальностей

                       -ов

                       нулевое

бедуИны – бедуИнов

казАхи – казАхов

калмЫки – калмЫков

киргИзы – киргИзов

монгОлы – монгОлов

таджИка – таджИков

тунгУсы – тунгУсов

узбЕки – узбЕков

хорвАты – хорвАтов

якУты -якУтов

армЯне – армЯн

башкИры – башкИр

болгАры –болгАр

бурЯты – бурЯт

грузИны – грузИн

лезгИны – лезгИн

осетИны – осетИн

румЫны – румЫн

 татАры – татАр

 тУрки – тУрок

туркмЕны – туркмЕн

цыгАне - цыгАн

                                                     

     Запомнить!

Слова гардемарин, гренадер, гусар, драгун, кирасир, улан и под. При существительных, обозначающих воинское соединение, имеют в родительном падеже множественного числа нулевое  окончание ( эскадрон гусар, отряд улан), однако при обозначении отдельных лиц имеют окончание –ов (пять гардемаринов, несколько гусаров)

                             

Названия предметов и явлений

                     -ов

                   нулевое

браслЕты –браслЕтов

брелОки-брелОков

габарИты – габарИтов

купОны –купОнов

нЕрвы – нЕрвов

рЕльсы - рЕльсов

местА – мЕст

Окна – окОн

СтЁкла - стЁкол

                                         Растительный мир

                                     -ов

                   нулевое

абрикОсы – абрикОсов

ананАсы – ананАсов

апельсИны – апельсИнов

баклажАны – баклажАнов

банАны – банАнов

георгИны – георгИнов

гранАты –гранАтов

мандарИны –мандарИнов

помидОры – помидОров

томАты -томАтов

Яблоки - Яблок

                                           Единицы измерения

                              -ов

                       нулевое

бАйты – бАйтов

гектАры – гектАров

грАммы – грАммов

децибЕлы – децибЕлов

карАты – карАтов

килогрАммы- килогрАммов

киломЕтры - киломЕтров

ампЕры –ампЕр

аршИны – аршИн

бИты – бит

вАтты – ват

вОльты – вОльт

радиАны – радиАн

рентгЕны – рентгЕн

                                             Парные предметы

                              -ов

                         нулевое

Боки – боков

брОнхи – брОнхов

джИнсы – джИнсов

гОльфы – гОльфов

клИпсы – клИпсов

носкИ - носкОв

ботИнки – ботИнок

вАленки – вАленок

плЕчи – плеч

погОны – погОн

сапогИ – сапОг

чулкИ – чулОк

шОрты - шорт

Родительный падеж множественного числа  от существительных среднего рода на –ье и женского рода на –ья.

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на –ье без ударения, и женского рода на –ья  без ударения имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание (ий)

                     ср.р, -ье

                      ж.р, -ья

гулЯнье –гулЯний

застОлье – застОлий

кУшанье – кУшаний

новосЕлье – новосЕлий

ожерЕлье – ожерЕлий

раздУмье – раздУмий

сидЕнье – сидЕний

снАдобье – снАдобий

солЕнье – солЕний

ущЕлье - ущЕлий

Армия – Армий

аудитОрия – аудитОрий

бегУнья – бегУний

гОстья – гОстий

колдУнья – колдУний

олАдья – олАдий

плясУнья – плясУний

эскадрИлья – эскадрИлий

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже множественного числа на –ье под ударением, женского рода на –ья под ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание –ей

                    ср.р -ье

           ж.р и общ.р. -ья

ружьё – рУжья – рУжей

питьё – питьЯ – питЕй

копьЁ – кОпий (запомнить!)

полыньЯ – полыньИ – полынЕй

статьЯ – статьИ – статЕй

судьЯ – сУдьи – сУдей

ничьЯ ничьИ -ничьИх –(запомнить!

ничья –сущ, склоняется как местоимение)

Родительный падеж множественного числа от существительных среднего рода на –це

                       -ец

Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным  значением сохраняется окончание -ев

блюдце – блюдец

зеркальце – зеркалец

копытце – копытец

одеяльце – одеялец

полотенце – полотенец

сердце – сердец

Запомнить! Солнце - солнц

болотце – болотцев

деревце –деревцев

кружевце – кружевцев

оконце - оконцев

Родительный падеж множественного числа с нулевыми окончаниями и окончанием –ей от существительных женского и общего рода

                         нулевое

                           -ей

вАфля – вАфель

пЕтля –пЕтли – пЕтель

потЕря – потЕрь

тУфля – тУфель

бАржа – бАржи – бАрж

копнА –кОпны – копЁн

кочергА – кочергИ – кочерЁг

манжЕта – манжЕт

обОйма – обОймы – обОем

пеленА – пелЁн

серьгА – сЕрьги –серЁг

сиротА – сирОты - сирОт

рАспря – рАспри – рАспрей

вЕдомость – ведомостЕй

лОпасть – лопастЕй

мОщность – мОщностей

Отрасль –Отрасли – Отраслей

скАтерть – скАтертей

скОрость – скоростЕй

чЕтверть – четвертЕй

Родительный падеж от существительных, употребляющихся преимущественно во множественном числе

              -ей

                -ов

             нулевое

бУдни – бУдней

дрОвни – дрОвней

кОзни – кОзней

пельмЕни – пельмЕней

Ясли - Яслей

вЫборы – вЫборов

дебАты – дебАтов

джинсы – джИнсов

зАморозки – зАморозков

кулуАры – кулуАров

манЕвры – манЕвров

мУскулы – мУскулов

нАрды – нАрдов

очИстки – очИстков

сОты – сОтов

чИпсы - чИпсов

зрАзы – зраз

жАбры – жабр

канИкулы – канИкул

лосИны – лосИн

макарОны – макарОн

невзгОды – невзгОд

окОвы  - окОв

сардИны – сардИн

Узы – уз

шОрты – шорт

шпрОты - шпрот



Предварительный просмотр:

СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Согласование сказуемого и подлежащего

•        Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: Детвора благодарны шефам за подарок.

Детвора — существительное единственного числа, следовательно, благодарна, но дети - благодарны.

•        При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

          Единственное число употребляется в том случае, если

- существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял...);

- не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).

         Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

•        При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек...), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

          Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных.

         Форма единственного числа сказуемого употребляется:

- при подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне;

- если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное: Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);

- при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят, а тридцать один богатырь - выходит).

•        Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь: Уже много учеников посетило эту выставку.

•        Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).

        Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное: Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).

•        При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом:

На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым.

Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание.

•        Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими  подлежащими.

При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

              Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты. и   Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).



Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

Анализ содержания исходного текста

актуальность проблемы, поднимаемой автором

В своей статье автор поднимает важную для нашего времени проблему…

Автор статьи затрагивает актуальную проблему…

Одна из проблем, которую поднимает автор, касается…

Текст посвящен одной из животрепещущих проблем нашего времени…

Проблема, поднятая автором, всегда актуальна: это проблема…

Среди проблем предложенного текста наиболее актуальна, на мой взгляд,…

Для человека всегда актуальна проблема…

Автор неравнодушен к проблеме…

Публицист подчеркивает важность…

Автор не просто обозначает проблему…, но и подчеркивает ее актуальность…

Злободневность темы выражается в…

Почему же проблема эта так актуальна в наши дни?..

Уже в начале статьи автор заявляет актуальную проблему…

Проблема эта давно известна, но автор представляет ее в неожиданном ракурсе…

Автор сам формулирует проблему текста…

Мне близка проблема, которую поднимает автор…

Идея (основная мысль) текста

Автор подводит читателя к своей главной мысли, что…

Идея текста действительно выстрадана автором:…

Автор мастерски убеждает нас в том, что…

В этом и заключается главная авторская мысль: …

Весомо и убедительно звучит главная мысль статьи: …

Вывод словно напрашивается сам собой: …

Что же можно считать потаенной мыслью автора, основной мыслью статьи?..

Прав публицист: …

Сложно не согласиться с автором в том, что…

Думается, что главная мысль автора бесспорна…

С главной мыслью автора можно согласиться лишь частично…

С одной стороны, автор высказывает бесспорную мысль о том, что…

Обоснование точки зрения автора

Точку зрения автора, по моему мнению, можно выразить так…

Позиция автора заключается в том, что

Автор убедительно обосновал свою точку зрения…

На мой взгляд, автор приходит к выводу…

Главное в авторской точке зрения – …

Автор занимает человеколюбивую, гуманистическую позицию…

Призыв автора к...

Эта мысль выражает точку зрения автора: …

Позиция автора сформулирована в предложении…

Точка зрения автора во многом продиктована опытом его жизни…

Думаю, что точку зрения автора разделяют многие, ведь …

Трудно спорить с точкой зрения автора: …

Автор емко, лаконично выражает свою точку зрения…

Публицист дал ясно понять читателю свою точку зрения на проблему…

Автор не скрывает и собственного мнения…

Позиция автора обоснована…

Автор подводит читателя к однозначному выводу: …

Вывод автора очевиден…

Авторская позиция вызывает уважение…

Автор текста не остался равнодушным к… и провозглашает…

Как бы ты ни относился к …, трудно не согласиться с автором, что …

Мудрость автора выражена в его позиции: …

Комментарий к проблеме (Характеристика композиции исходного текста, стиля и типа речи)

Само построение публицистической статьи помогает автору быть убедительным…

На мой взгляд, даже композиция предложенного текста играет большую роль…

Построение текста соответствует основному типу речи – рассуждение …

В первой части текста автор утверждает, что…

Автор ненавязчиво подводит нас к мысли, что…

Яркие примеры… не только подтверждают авторскую мысль, но и помогают читателю…

Публицист рассуждает о…

Рассуждения публициста убеждают нас…

Перед нами яркий, напористый публицистический текст…

Неспешное авторское повествование перемежается описанием…

Известный писатель… предстает пред нами как яркий публицист…

Художнику слова удалось создать неповторимую картину…

Элементы описания не только украшают текст, но и позволяют…

Писатель не мог обойтись без живого диалога…

Стилистическая палитра текста оживляется…

Выражение собственной точки зрения

Я полностью согласен с автором…

По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о…

Хочется присоединиться к утверждению публициста…

Действительно, трудно не согласиться с автором статьи…

Мое мнение по вопросу… совпадает с авторским…

Трудно спорить с автором, так убежденно и ярко представившим проблему…

Я считаю, что с автором можно согласиться в том, что…

Как не признать правоту автора…

Хотя, на первый взгляд, мысль публициста кажется спорной, подумав над проблемой, стоит с автором согласиться…

Автор ставит многие сложные вопросы, на которые, пожалуй, нет однозначного ответа…

Мое отношение к главной мысли текста сложное, неоднозначное…

С одной стороны, следует признать правоту автора…

С другой стороны, не дает полностью согласиться с публицистом тот факт…

Не могу полностью согласиться с автором предложенного текста…



Предварительный просмотр:

Проблемы и аргументы

Безразличие, черствость и равнодушие в отношении человека

1) В повести «Матренин двор» А. Солженицын создает уникальный образ человека, в котором остро нуждается наше современное общество. Матрена – эта идеал русской женщины, олицетворение бескорыстного и искреннего отношения к людям. В ее доме находят приют все обиженные и отвергнутые кем-либо существа. Она всю свою жизнь посвятила людям. Однако когда Матрене требовалась помощь, никого не было рядом.

Проблема чести

1) Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя.Однако Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

2) Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. 
Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.

Жизненные ценности: истинные и ложные" 

1) И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» продемонстрировал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. При жизни все относились к нему с почтением, однако после смерти о нем не вспоминала даже его семья. Если свое путешествие в Старый свет герой начинал в роскошной каюте, то после смерти его везли в просмоленном гробу, скрытого от живых глаз глубоко внизу, в черном трюме корабля. Таким образом, живя бренными ложными ценностями, американский миллионер умер, так и не узнав, что такое настоящая жизнь с ее земными нематериальными радостями.

Одиночество

1) Героем-одиночкой является Печорин из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Его неблагодарность и пренебрежение близкими людьми особенно проявляется в отношениях с Максимом Максимычем.

2) К теме одиночества не раз обращались писатели в своих произведениях. Так, одним из самых известных героев, сознательно обрекающих себя на одиночество, является Евгений Базаров из романа И.Тургенева «Отцы и дети». Герой достаточно пренебрежительно относится к своим друзьям, родителям и окружающим его людям. Я думаю, в конце романа, будучи на смертном одре, Базаров отходит от своей «теории» и принимает любящих его людей.

Отношение человека к природе

1) Глобальное потепление, о котором все настойчивее говорят в последнее время, чревато катастрофическими последствиями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разумном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.

Человек и искусство. Воздействие искусства на человека" к ЕГЭ:

1) Тема искусства и псевдоискусства неразрывно связана с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главные герои, награжденные искренней и высокой любовью, живут одной целью, связанной с романом Мастера об Иешуа и Пилате. Погрузившись в искусство, герои ощущают настоящее счастье и гармонию в своем микромире. Тема псевдоискусства связана с писателями-массолитовцами, штампующими низкопробную литературу по заказу.

2) Люди верили в поистине магическую силу искусства. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. "Поставьте "Джоконду" или "Мадонну с младенцем и святой Анной", великого Леонардо да Винчи перед осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.


Предварительный просмотр: