ЦОР Смысловое чтение на уроках окружающего мира

Аввакумова Людмила Анатольевна

ЦОР (о проекте) (https://nsportal.ru/user/679412/page/tsifrovoy-obr...)

Цифровой образовательный ресурс к урокам окружающего мира.

GeoMan.ru: Географическая энциклопедия

nation.geoman.ru - Народы мира

animal.geoman.ru - Животные

bird.geoman.ru - Птицы

invertebrates.geoman.ru - Насекомые

fish.geoman.ru - Рыбы

plant.geoman.ru - Растения

forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия

Historic.Ru: Всемирная история

 http://zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2 - Для младших школьников в Интернет есть всевозможные экологические игры, конкурсы. Например, на сайте "Зеркаленок" в разделе "День природы" собраны некоторые эко-конкурсы, эко-игры, экологические проекты младших школьников. Также есть раздел экологических советов. В нем даны рекомендации по бережному отношению к природе, по тому, что можно сделать для того, чтобы вокруг стало светлее. 

http://www.nhm.ac.uk/interactive/sounds/main.html - По этому адресу вы найдете интерактивную игру, сделанную в технологии flash. В этой игре Вы можете самостоятельно составлять звуки леса, моря, джунглей из голосов животных, шума деревьев, морского прибоя.

 

Ссылки для работы над смысловым чтением для учащихся:

"Грибы"  https://learningapps.org/view6680792

 "Картофель" https://learningapps.org/view6680686

"Рябина" https://learningapps.org/view6680450

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработала Аввакумова Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»

ТЕМА: «Растения-путешественники».

Урок – открытие.

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях.

Задачи: познакомиться с родиной некоторых культурных растений и путями их перемещения; развивать навык свободного высказывания, творческую активность,     эмоциональную отзывчивость;

 воспитывать доброе отношение к окружающему миру.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:  мультимедийное устройство, интерактивная доска, презентация   в программе  SMART Notebook, видеоролик «Петунии».

Оборудование: «Физическая карта полушарий», конверты с содержимым: «Карта полушарий», картинки с растениями, клей, фломастер.

Оформление школьной доски: «Физическая карта полушарий», портрет Христофора Колумба, рисунок «Каравелла».

Организация пространства: работа фронтальная, парная, групповая.

Используемые учебные пособия: учебник Н.Я Дмитриева, А.Н.Казаков «Мы и окружающий мир» 2-й класс.

Цель: ввести учащихся в тему урока.

I. Вхождение в пространство деятельности.

Учитель:  Посмотрите внимательно. Что вы видите? 

Дети: Путешественников и растения.

Слайд 1

Личностные УУД:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Цель: создать проблемную ситуацию, заинтересовать детей.

ІІ. Постановка учебной проблемы.                                                                            

Учитель: А разве растения могут быть путешественниками? 

Дети: Могут, они перемещаются с одного места на другое.

Учитель: Как они путешествуют? Откуда? Вы знакомы с ними?

Дети: Ответы детей.

Учитель показывает корзину  с различными растениями: помидор, огурец, лук, перец, морковь и другие.

Учитель: Вы удивились? Более 8 000  лет человек выращивает пшеницу, кукурузу, тыкву, лук, рис, картофель, горох.   Переселяясь в новые места, люди брали с собой семена и плоды растений, которые они привыкли употреблять в пищу.

   Из путешествий по разным странам люди привозили новые, необычные для их мест растения.

Коммуникативные УУД:

 аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, обосновывать выбор.

Цель: сообщить тему и цели урока.

 ІII. Сообщение темы урока.

Учитель:   Какая тема сегодняшнего урока?

 Дети: Растения-путешественники.

Учитель: Какие цели вы поставите перед собой?

Дети: познакомиться с растениями-путешественниками, узнать больше об окружающем нас мире; познакомиться с родиной некоторых культурных растений и путями их перемещения в нашу страну.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность.

Цель: подготовить учащихся к самостоятельной деятельности

ІV. Подготовка к основному этапу урока.

Учитель: Как называется это растение?

Дети: Петуния.

Учитель: Что вы можете рассказать об этом цветке?

Видеосюжет о нашем городе

Дети: Летом наш город украшен клумбами петуний.  Петунии – чудесные  обитательницы цветников, клумб,  ваз, балконов и окон.

Учитель: Где находится родина этого растения?  Вы хотите узнать? Исследуем вместе.

Чтобы найти место рождения петунии и путь до нашей страны, нашего города,  нам поможет план.  (Что можно включить в план?)

Дети: Название материка, путь перемещения, время ввоза в Россию.

Чтобы работа была продуктивной, повторим материал.

Учитель: Встаньте из-за столов, задвиньте стулья. Выберите слова-карточки: «Материки», «Океаны», «Путь перемещения», «Время». Пройдите к выбранному варианту.

Карточки прикреплены на стенах класса. Ученики распределяются по классу группами, выбрав определённую карточку со словом.

Учитель: Найдите пару (партнёра)  и повторите названия материков, названия океанов, каким может быть путь передвижения, единицы времени  своему партнёру.

Участники парами делятся развёрнутыми ответами

Учитель:

Поблагодарите друг друга. Назовите (для всего класса) материки, океаны, пути ввоза, время.

Один учащийся из группы отвечает для всего класса.

Дети садятся.

Учитель: Сейчас попробуйте рассказать про петунию, пользуясь маршрутным листом. 

Дети работают у доски по «Физической карте полушарий»

Дети: Родина петунии - Южная Америка (Уругвай).  Морской путь: через Атлантический океан в  Евразию. Время ввоза – 19 век.

Учитель: К настоящему времени в литературе упоминается 64 вида петуний.

Слайд 2

Слайд 3

Личностные УУД:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на зрительную информацию.

Познавательные УУД:

анализировать содержание  учебной информации.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

Цель: развивать умение работать в группе, организовать коммуникативное взаимодействие для решения учебной задачи.

V. Исследовательская работа.

Учитель: Много на свете  удивительных, необычных и любимых растений. И у каждого своё имя, название. Какие растения называли в народе так?

Дети: Пробуют ответить.

Учитель: Ребята, к этому вопросу мы ещё вернёмся в конце урока.

Сейчас вы будете работать  группами. У каждой группы – свой маршрутный лист.

   Достаньте из конверта «Физическую карту полушарий». Задание: найти родину представленного растения, прикрепить (наклеить) растение на карту, проследить путь до нашей страны пунктирной линией.

 Возможно, после этой работы откроется секрет.

Время, о котором мы будем говорить далёкое. Поэтому создадим соответствующую обстановку. И двинемся в путь...

На доске появляется портрет Х. Колумба, рисунок «Каравелла»

Группы начинают самостоятельную работу по маршрутным листам. Затем, по окончанию групповой исследовательской  работы, идут выступления детей у доски с объяснением. Прикрепляют индивидуальные работы  на доску.

Учитель: Маршрутный лист для участников 1 стола. Растение – помидор.

  1. Родина  растения – материк в западном полушарии, находится ближе к южному полюсу.
  2. Путь перемещения растения.
  3. Время ввоза в Россию: ХІV век.

После отведённого времени, работа по карте полушарий

Дети: Родина помидора – Южная Америка. Путь перемещения растения: через Атлантический океан в Европу. Время ввоза 19 век.

Учитель: Настоящее название помидора, которым его называли ацтеки, – томатль, именно это слово звучит как tomate (томат) на французский манер. С итальянского переводится как «золотое  яблоко».

Помидоры —  часть здорового питания, источники витаминов A, B и C.

Маршрутный лист для участников 2 стола. Растение – огурец.

  1. Родина растения – самый большой материк на Земле. Одноимённая страна находится на побережье Индийского океана.
  2. Путь перемещения.
  3. Время ввоза в Россию: ХVІ век.

Работа по карте полушарий

Дети: Родина огурца – Евразия (Индия). Путь перемещения растения: по земле (сухопутный путь).  Время ввоза 16 век.

Учитель:  Плоды этого растения употребляют в пищу в недозрелом виде.

Маршрутный лист для участников 3 стола. Растение – пшеница.

  1. Родина пшеницы – самый жаркий материк в восточном полушарии, пересекаемый экватором.
  2. Путь перемещения.
  3. Время ввоза в Россию: ХV тысяч лет  назад.

Работа по карте полушарий

Дети: Родина пшеницы – Африка. Путь перемещения растения: через Средиземное море в Европу. Время ввоза 15 тысяч лет назад.

Учитель: Пшеничная мука идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий.

 Маршрутный лист для участников 4 стола. Растение – подсолнечник.

  1. Родина подсолнечника – материк в западном  полушарии,  ближе к северному полюсу.
  2. Путь перемещения.
  3. Время ввоза в Россию: ХVІІ век.

Работа по карте полушарий

Дети: Родина подсолнечника – Северная Америка. Путь перемещения растения: через Атлантический океан в Евразию. Время ввоза 17 век.

Учитель: Коренные жители Америки – индейцы давно заметили, что цветок всегда повёрнут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его цветок Солнца, сын Солнца. У русских он считается другом солнца, и потому мы называем его подсолнечник.

В Россию подсолнечник попал при Петре I.

Маршрутный лист для участников 5 стола. Растение –

картофель.

  1. Родина картофеля – материк в западном   полушарии, пересекаемый экватором.
  2. Путь перемещения.
  3. Время ввоза в Россию: конец ХVІІ века.

Работа по карте полушарий

Дети: Родина картофеля – Южная Америка. Путь перемещения растения: через Атлантический океан в Европу. Время ввоза 17 век.

Учитель: Картофель обладает высокими вкусовыми и питательными качествами. Картофель привёз из европейских стран в Россию Пётр І.

Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Дамы использовали только цветки картофеля, прикрепляя их к платьям. Современные повара могут приготовить из картофеля более 200 блюд.

 Маршрутный лист для участников 6  стола. Растение – морковь.

  1. Родина моркови – самый большой материк в восточном полушарии, её восточная часть.
  2. Путь перемещения.
  3. Время ввоза в Россию:  ХVІ век.

Работа по карте полушарий

Дети: Родина моркови  – Азия (Афганистан). Путь перемещения растения: сухопутный. Время ввоза 16 век.

Дети: Европейцы долго не признавали морковку съедобным овощем. Фиолетовые «корешки» шли на корм лошадям, а морковную ботву использовали для украшения сложных дамских причесок. В моркови  содержится витамин А.

Маршрутный лист для участников 7 стола. Растение – лук.

  1. Родина лука – самый большой материк в восточном  полушарии, её восточная часть.  
  2. Путь перемещения:  по земле.
  3. Время ввоза в Россию:  ХІІ век.

Работа по карте полушарий

Дети: Родина лука  – Азия (Афганистан). Путь перемещения растения: сухопутный. Время ввоза 17 век.

Учитель: По поверьям, еда с большим количеством лука придает храбрость, энергию и силу. Изображения лука найдены на стенах пирамид древнеегипетских фараонов.

Слайд 4

Коммуникативные УУД:

проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований; выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Цель: дать оценку успешности достижения целей.

VІ. Итог.

 Учитель: Из каких стран наши путешественники?

Дети: Южная Америка, Евразия, Северная Америка, Африка.

Учитель: Какое открытие сделали? 

Дети: С развитием мореплавания, особенно в эпоху Великих географических открытий, началось переселение культурных растений с одного континента на другой.

Разные материки дали человеку разные виды культурных растений.

Познавательные УУД:

выделять существенную информацию.

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Цель: способствовать развитию и творческому поиску  во время выполнения домашнего задания.

VІІ. Домашнее задание

Учитель: Возвращаемся к вопросу: «Какие растения называли в народе так?»  

Дети: «Золотое яблоко» - помидор, «чёртово яблоко» - картофель, «Друг солнца» - подсолнечник.

Учитель:  Что вы заметили? О каком растении говорят «След белого человека»?

Это растение  из России путешествует по другим континентам. Найдите информацию, расскажите.

Слайд 5

Личностные УУД:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.  

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

VІІІ. Рефлексия.

Учитель: Продолжите ответы.

-Сегодня я узнал….

-Было интересно…

- Было трудно…

Дети: Выражают своё мнение.

Слайд 5

Личностные УУД:

оценивать собственную деятельность.