ЦОР Смысловое чтение на уроках русского языка

Аввакумова Людмила Анатольевна

ЦОР (о проекте) (https://nsportal.ru/user/679412/page/tsifrovoy-obr...)

Цифровой образовательный ресурс для уроков русского языка.

Интернет-ресурсы в помощь учителю на уроках русского языка.

http://www.dic.academic.ru   — словари и энциклопедии on-line.

 http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html  Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы.

http://www.dic.academic.ru   — словари и энциклопедии on-line.

http://www.dictionary.fio.ru   — Педаго­гический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru   — портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://vschool.km.ru   — виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

http://www.referat.ru   — сайт Москов­ской коллекции рефератов.

http://baby.com.ua/igr.html - Развивающие игры на знание основ английского языка, математики, русского языка. Согласитесь, что обучать ребенка в форме игры эффективнее и интереснее. Для тех, кто уже умеет читать и говорить по-английски, Интернет предлагает сайты, на которых Вы можете развить свои навыки.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему

«Употребление слов-паразитов в речи одноклассников и способы искоренения их»

Автор: Лузгов Тимур Сергеевич ученик 3В класса МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»

Руководитель: Аввакумова Людмила Анатольевна

Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, неточные слова.

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

                                                        Николай Рыленков

Содержание

Введение.

  1. Что такое слова-паразиты.
  2. Причины возникновения в речи слов-паразитов.
  3. Классификация речевых слов-паразитов.
  4. Сквернословие.
  5. Эксперимент
  6. Значение и примеры слов-паразитов.
  7. Способы избавления от слов-паразитов.
  8. Вывод.

Задачи:

  1. Изучить понятие слова-паразиты.
  2. Выявить наличие слов-паразитов в речи одноклассников.
  3. Проанализировать наиболее употребляемые слова-паразиты.
  4. Выработать рекомендации по борьбе со словами-паразитами.
  5. Выпустить памятки - рекомендации «Способы избавления от слов-паразитов».

Гипотеза: Большинство одноклассников в своей речи употребляют слова-паразиты и не замечают в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас.

Объект исследования: речь одноклассников.

Предмет исследования: употребление слов-паразитов одноклассниками.

Методы:

  1. Изучение теоретического материала.
  2. Наблюдение.
  3. Анкетирование.
  4. Опрос.
  5. Анализ.

Актуальность данной темы вызвана тем, что наш русский язык засоряется ненужными словами. Речь становится неяркой, невыразительной. Низкий уровень общей речевой культуры, неумение выразить мысль – всё это я заметил у своих одноклассников.

                                                         

Цель моей работы: привлечь внимание одноклассников к своей речи, определить причины употребления слов-паразитов.

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в нашем классе ещё никто не исследовал.

  1. Что такое слова-паразиты.

Вы… это самое…того…

Когда вы говорите,

То значит, это…как его…

Ну, в общем, не тяните…

Вот между прочим, так сказать,

Что мне хотелось вам сказать.

                                                        А. Шибаев.

   Часто ли мы прислушиваемся, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья? Сегодня всё чаще в речи школьников стали проскальзывать лишние слова. Употребление этих слов изменили нашу речь не в лучшую сторону. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? Такие задачи были поставлены мной в исследовательской работе.

   На первый взгляд может показаться, что слова-паразиты не имеют никакого отношения к человеческой речи, но,  оказывается,  есть паразиты и лингвистические. Я узнал это при изучении литературы в центральной библиотеке.

   В лингвистике они получили название слов-паразитов. Ещё с детства по сказкам мы помним слова «говорит, как ручеёк бежит». Приятно слушать такую речь. А если ручеёк засыпан камнями, то уже ни о какой напевности и речи нет. Слова-паразиты – это и есть те камни, которые не дают высказаться красиво.

   Я заметил, что мои одноклассники часто вставляют в свою речь слова так сказать, блин, значит, вот, собственно говоря, видите ли, да, так, понимаете и другие. Сорные слова сбивают ритм речи, мешают её пониманию. Сам человек их не замечает, а слушатель устаёт.

  1. Причины появления слов-паразитов в речи.

   В начале своего исследования я начал внимательно вслушиваться в речь одноклассников и заметил, сколько в ней «пустых» слов.

   Считается, что слова-паразиты часто употребляются людьми, которые делают «заминки» в речи, не могут подобрать нужное слово, а так же из-за бедности словарного запаса. Оказывается, люди с богатым словарным запасом тоже употребляют слова-паразиты.

   Из беседы с учителем русского языка и литературы я узнал, что наша обычная речь спонтанная, неподготовленная. Мы одновременно говорим  и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль. Ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее.

   Я узнал, что некоторые люди намеренно употребляют слова-паразиты. Это бывает, если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать надо. Он старается протянуть время, думая при этом, что ему ответить.

   Мои одноклассники часто употребляют слова паразиты, когда волнуются, отвечая у доски. Также употребление слов-паразитов можно объяснить привычкой или «модой» на слова.

  1. Сквернословие.

   Есть особый вид слов-паразитов – это нецензурная брань. Эта проблема особо актуальна в наши дни. У многих использование данных слов считается признаком крутизны и взрослости. Сквернословие – это речь, наполненная непристойными словами, бранью.

   В.И. Даль в своём словаре так определил значение слов скверна: «мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязи и гниль, смрад, вонь, всё богопротивное».

    Издревле говорилось: «Самый страшный нож не за поясом, а на конце языка».

  1. Классификация речевых паразитов.

   Наблюдая за речевыми паразитами в речи одноклассников, я пришёл к выводу, что одна группа слов – употребляется для эмоциональной окраски речи, например: блин, чёрт.

   В отдельную группу можно отнести слова на букву «Ё»: ёлки-палки, ё-моё. Подобные слова не несут никакой смысловой нагрузки и используются, чтобы выругаться.

   Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие одноклассники имеют привычку, подбирая слова тянут: э-э-э, «а-а-а», или «м-м-м».

   Есть слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать. И слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящие слова: типа, типа того, как бы, вроде того.

   Особую группу занимают слова, которые ярко выражают наши эмоции: «Ужас!», «Кошмар», «Я в шоке», «С ума сойти», «Отпад!», «Это меня бесит».

   Обнаружить слова-паразиты в собственной речи очень сложно, ведь они незаметны для самого человека.

  1. Эксперимент.

   В начале исследовательской работы я провёл эксперимент.

 (Вопрос одноклассникам: «Продумайте и ответьте на вопрос «Почему в нашей жизни нужна правильная грамотная речь?»)

  1. Значение и примеры слов-паразитов.

   Мною были проанализированы слова-паразиты, которые наиболее часто встречаются в речи моих друзей. Приведу в качестве примера некоторые из них.

Короче – желание быстро закончить речь.

Блин – выражение крайней раздасованности.

Ёпрст – удивление, возмущение, радость.

Типа – желание выделиться. Заменитель паузы.

Иё – вопрос, недоумение.

Факт – уверенность в своих словах.

Реально – уверенность.

Щас – нежелание что-либо делать.

Жесть – одобрение.

Офигеть (обалдеть) – выражение сверхудивления.

В принципе – желание отбросить лишние слова для объяснений.

Вообще, ваще – Итог речи, лёгкое возмущение.

Ёлки-палки – удивление, возмущение, радость.

  1. Письменный опрос.

В моём опросе принимало участие 27 одноклассников (14 девочек, 13 мальчиков).

Анкета.

  1. Знаете ли вы, что такое слова-паразиты?
  2. Замечаете ли вы в своей речи слова-паразиты?
  3. Как вы думаете, почему люди употребляют слова-паразиты?
  4. Какие слова-паразиты вы употребляете в своей речи? 
  5. Каковы способы борьбы со словами-паразитами?

Результаты опроса.

   В ходе опроса, я выяснил, что девочки чаще употребляют слова:

В речи мальчиков:

Из результатов анкетирования видно, что девочки и мальчики употребляют разные слова-паразиты.

Заключение.

   Есть только один путь заставить человека  говорить  грамотно – научить его любить свой язык» Н.С. Михалков.

   Проведя исследовательскую работу, я решил все поставленные задачи, провёл опрос, эксперимент, изучил специальную литературу, сделал вывод: слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют его понимание. Чаще всего одноклассники используют слова-паразиты из-за скудности словарного запаса. Нужно прислушиваться к своей речи и стараться избавиться от лишних слов

Способы устранения слов-паразитов.

    Мною были разработаны памятки – рекомендации по устранению слов-паразитов в речи и розданы одноклассникам.

   Вначале исследовательской работе в сентябре я создал в классе клуб «Оратор». Цель клуба:  работа над правильной грамотной речью. Задачи: научиться владеть словом так, чтобы оно способствовало нашей образованности, вызывало уважение к своему родному языку и говорящему человеку.

   Участники клуба в течение всего года развивали свою речь, работали над правильным произношением, пополняли свой словарный запас. Мы вели читательские дневники, каждое утро читали свои книги, встречались с известными в нашем городе людьми, писали сочинения, посещали театральные постановки. Всё это время мы  работали над собой, стараясь исключить из речи слова-паразиты.

   Все мы знаем, что встречают по одёжке, а провожают по уму, но при этом забываем, что выразителем нашего интеллекта является наша речь. Как5 часто мы не задумываемся над тем, что и как мы говорим. А ведь от этого и впечатление, которое мы производим на собеседников и их последующее отношение к нам.

Результаты исследования могут быть использованы…

Библиографический список

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Головин Б.Н. «Как говорить правильно», М., 1988 г.
  3. Павельева Л. «От А до я. Слова-паразиты».
  4. Словарь В.И. Даля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «Использование слов-паразитов в речи одноклассников и способы их устранения»

Слайд 2

Гипотеза: Объект исследования: речь одноклассников. Предмет исследования: употребление слов-паразитов одноклассниками. Я предположил, что большинство одноклассников в разговоре употребляют слова-паразиты, потому что не развивают правильную грамотную речь.

Слайд 3

Цель исследования: привлечь внимание одноклассников к грамотной устной речи, определить причины употребления слов-паразитов и способы их устранения.

Слайд 4

Методы исследования: Изучение теоретического материала. Наблюдение. Опрос. Эксперимент Анализ.

Слайд 5

Результаты исследования могут быть использованы учащимися других классов нашей школы.