ЛАЙФХАКИ от наставника

Кабузенко Инесса Валерьевна
ОТДЫХАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАНИМАТЬСЯ

Когда в школе подходит время каникул, и каждый родитель принимает решение о том, где же поставить запятую.

-Психологи в один голос заявляют о том, что необходимо дать ребенку время, в которое он может полностью отдохнуть от школьных занятий.

Учителя же выдают внушительного размера задания, которые необходимо выполнить.

Кто же тогда прав? Вот моя версия:
- Первые пару дней лучше не нагружать ребенка и дать ему возможность отдохнуть

-  В дальнейшем, длительность любых занятий не должна превышать 30 минут для детей младшего школьного возраста

- Ни в коем случае нельзя принудительно усаживать ребенка за стол для занятий или же насильно заставлять читать
- Лучше, если занятия будут иметь практическую направленность, нежели теоретическую. Например, можно тренировать умение решать математические задачи на ежедневных бытовых ситуациях. Развивать фонематический слух, играя «в города», при этом называя город не на первую букву, а на второй или третий звук в слове. Решая задачи и головоломки в детских журналах, можно тренировать логические навыки. А журналы, подобранные по интересам ребенка, могут быть полезны для формирования детского интереса к чтению и расширения кругозора
- Если в течении учебного года у ребенка возникали трудности в освоении школьной программы, то на каникулах можно постараться заполнить эти пробелы. Важно построить занятия таким образом, чтобы ребенок не воспринимал их как наказание, понимал их необходимость и садился за них с удовольствием
- Каникулы – отличная возможность для семейных путешествий, прогулок, походов в музеи, посещений мастер классов, что положительно сказывается на общем развитии малыша

КАК ПРОВЕРИТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ?

«Какая норма техники чтения для первоклассника?»
На этот вопрос  не дам точного ответа, и сейчас объясню почему.
- Итак, современного школьника в условиях ФГОС (есть тут такие, кто не знает, что такое ФГОС?) ожидает уйма непростых заданий, которые и взрослый то не сразу может понять
- Естественно, для успешного обучения ребёнку необходимо обладать множеством знаний, умений и навыков. Но чтение - это самый базовый, самый необходимый и влияющий на успеваемость навык!
- Обратите, пожалуйста, внимание: не скорость чтения, а ЧТЕНИЕ.
Хорошее чтение - это целый арсенал показателей:
1. осознанность (понимание)
2. скорость (кол-во слов, например, в минуту)
3.  выразительность (интонации, ударение, паузы)
4. способ (по слогам, по словам)
5. правильность (наличие ошибок)
- Нормы техники чтения по ФГОС и табличку с примерными отметками я прикреплю в карусели. Но хочу обратить ваше внимание на то, что оценивают лишь скорость, а это один из пяти показателей. На мой взгляд, это не совсем правильно.

-  Для своих учеников я строю табличку. И за каждый из пяти характеристик они получают оценку, только потом вывожу среднюю арифметическую.
- Также рекомендую проверять технику чтения хотя бы дважды в год для того, чтобы вести статистику скорости, количества ошибок, оценок за осознанность и выразительность.
- Обращаю внимание на то, что отметка - не значит оценка. Вы оцениваете навык чтения по той системе, которая применима в вашем классе на данный момент.
- Текст рекомендую выбрать из специальных сборников, одобренных методистами. Он должен быть незнакомым для ребёнка, но понятен и подобран по возрасту.
-  Во время чтения нельзя прерывать ребёнка, исправлять его. Для того, чтобы проверить осознанность, необходимо по окончанию чтения задать несколько вопросов по тексту.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОТИ

Дети СДВГшки – сколько же мифов и легенд мы слышим о них!
В понимании обычного человека: ребенок с СДВГ – это двоечник и хулиган, постоянный нарушитель дисциплины, который мешает учителю на уроке
Такие дети зачастую бывают зачинщиками споров и драк, с ними не хотят играть, а школьная форма СДВГшки под конец дня выглядит так, будто он участвовал в обороне Москвы, не меньше
На самом же деле все выглядит иначе:
СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности (встречается примерно у 5% детей). И чтобы лучше понять таких детей, давайте разберем несколько самых частых высказываний о таких детях:
«Этот ребенок не должен учиться в нормальной школе, он мешает моему Ванечке и нашей МарьИванне»
Дети с СДВГ имеют такое же право на образование, как и другие дети (см. конвенцию по правам ребёнка) И никакой, даже самый активный родительский комитет, не имеет права «выпихнуть» ребенка из школы. Хотя, конечно, проще выгнать, чем учиться работать с таким ребенком 
«Сейчас у всех дефицит внимания, а эти дети просто невоспитанные. Не надо выдумывать проблему»
У многих детей, к сожалению, сейчас действительно существуют множество проблем с поведением, но это не имеет никакого отношения с клиническим проявлением СДВГ. И такие приемы, как «просто уделять больше внимания», «почаще спрашивать», «больше хвалить» - с такими детьми не работают. Ремень тоже ничему не учит. (Вообще любых детей)
Все дети - активные. Только у наших сдвг-шек АКТИВНОСТЬ РАССЕЯННАЯ, ненаправленная ни на что. Они нарушают дисциплину почти ежеминутно.
«Этот ребенок болен. Его можно понять. Он одарённый»

!!! Все прощать такому ребенку, будет еще хуже, чем пытаться воздействовать на его поведение ремнем. Каким образом ребенок сможет понять: что ему делать, как существовать в социуме?

Что делать? СДВГ надо лечить. Обращаемся к специалисту. Это может быть педиатр (даст направление на обследование), психолог (поможет выработать стратегию поведения), невролог/психиатр (может выписать лекарства). Лечить необходимо специальными препаратами, которые нацелены на то, что бы увеличить ВРЕМЯ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ ребенка.

НО лечение не заменяет, а дополняет СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Главное – понимать своего ребенка, не отрицать его проблем, а правильно помогать!

ПОСАДИТЕ ЗА ПЕРВУЮ ПАРТУ!

Сколько лет работаю, столько лет сталкиваюсь и я, и мои коллеги с этой проблемой – желание родителя, чтобы его ребенок сидел за первой партой!
У кого-то из родителей желание, у кого-то просьба, у кого-то претензии, у кого-то требование. ⠀
И как бы я не старалась пересаживать каждую четверть детей, учитывая, что есть дети с плохим зрением, слабым слухом и им рекомендована врачами только первая парта, учитывать рост, а также учитывать кто-то с кем сидит и рядом кто тоже. Потому что есть такие дети, которых нужно отсадить подальше друг от друга, а некоторые не могут вместе взаимодействовать, их не посадишь за одну парту. А иногда и высокого ребенка хочется тоже посадить где-то с краю, но поближе к тебе хоть раз за 4 года. А есть такие дети, которые должны ежесекундно быть рядом возле учителя, иначе может случиться катастрофа!..
В общем, нюансов рассаживания очень много и порой тратишь около часа, чтобы продумать, как рассадить детей. И всегда найдется недовольная мама, которая выскажет свои претензии! О том, в какой форме эти высказывания порой бывают, я вообще молчу, и то, что высказаться мама может и в 6 утра, и в 12 ночи, это уже в порядке вещей… Это уже степень культуры человека…
И ведь каждый раз в 1 классе на родительском собрании я сообщаю родителям о том, что я вижу и слышу всех детей, независимо от того, где они сидят. И к каждому подойду, и каждого спрошу. И что на всех детей не хватает первых парт! И что расположение парты никак не влияет ни на обучение, ни на внимание, ни на ответы, ни на поведение. Вообще ни на что!
Да и должен ли учитель объяснять это постоянно? И имеет ли право родитель указывать учителю, что ему делать и как? Кажется, что в последнее время эти грани стираются совсем…

Околоучительская «На перемене» Lnk.Bio - Link in Bio

https://lnk.bio/f2AL

СОВСЕМ НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ!

Часто вам приходилось слышать эту фразу? Почему ребенок не любит читать? Давайте разберемся.Прежде, чем винить ребенка, вспомните сначала, кто в вашей семье любит читать? Вы? Супруг? Бабушка? Кого ребёнок видит с книгой?⠀
Читаете ли вы вместе с ребёнком? Читали ли ему перед сном ежедневно?Любите ли вы книги? Покупаете ли себе, ребёнку?
Как относитесь сами к книгам? Беседуете ли с ребёнком о прочитанном? Читаете ли вместе с ним одну и ту же книгу, чтобы потом обсудить? 
Часто ли произносите фразу: "Ты сегодня наказан, будешь весь вечер читать?"

Ответив на все данные вопросы, возможно, вы сами уже найдете ответ, почему ребенок не любит читать.⠀

Хотите, чтобы полюбил? Полюбите сначала сами чтение. Помните, ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.
А ещё, выбирая книгу, учитывайте интересы вашего ребенка.

  КАК СБЕРЕЧЬ НЕРВИШКИ И УСТАНОВИТЬ ДИСЦИПЛИНУ В КЛАССЕ?

Если вы напишите этот вопрос в поисковик, то интернет выдаст массу статей, книг, вебинаров и прочих полезностей.
Ниже –  мой опыт проб и ошибок.
1. Коллектив – состоит из множества личностей.
Часто самые ярые болтуны и драчуны становятся чуть ли не примерными учениками, если вы подберете к ним.  ! А именно – найдете время поговорить, обсудить день, покажете им, что способны видеть в них не только нарушителя дисциплины, но и человека в первую очередь.
2. В любом коллективе есть лидер  (он может быть скрытым, но он есть)
Постарайтесь сделать так, чтобы лидер понимал и принимал ваши правила, тогда и остальные члены коллектива последуют за ним.
3. Держите авторитет. В начальной школе это вообще сделать проще простого: следите за тем, что говорите; делайте то, что обещали; если ошиблись – извинитесь.
4. Покажите, что вы «в теме»: например,  что вы чемпион в доте (для 4 класса), обожаете танцевать с ними физминутки под музыку (для 1 класса) и т.д.
Думаю, суть уловили.
5. Давайте возможность исправиться. Обозвал девочку? Неделю говори ей комплименты при всем классе. Рисовал на парте? Поздравляю, теперь ты главный по чистоте столов (Не ставим «клеймо» вечного нарушителя и очень хвалим на пути исправления)
6. Вместе придумывайте правила, запишите их, оформите уголок школьных правил. Пусть дети сами придумают правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Этакая иллюзия демократии в классе  (мы то знаем, что им надо придумать)
7. Чем меньше у детей свободного времени – тем лучше. Создайте классное самоуправление (свою схему расскажу позднее)
8. Перемена – прекрасное время для подготовки к праздникам. Устройте марафон игр на переменке: чемпионат по морскому бою, классики, кроссворды, виселицы и т.д. (проявляем фантазию)
9.Не разрешайте заниматься «своими делами» на уроке. С каждым ребенком должен быть установлен зрительный контакт. (Первое время я и граю в «глазки» или угадываю настроение по взгляду)

10.Меняем виды деятельности.

11.Наберитесь терпения, прощайте себе провалы, рефлексируйте. А главное улыбайтесь детям и самому себе. И будет вам счастье!

ПОДБОРКА КНИГ НЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЯ, А ДЛЯ ЛЮБОГО НЕРАВНОДУШНОГО К ТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. «Школа будущего. Как вырастить талантливого ребёнка» Кен Робинсон
Эту книга стала для меня удивительным открытием.
Если коротко попытаться сформулировать главную мысль, то она будет звучать так: единого стандарта к обучению - нет. А современная школа давно требует перемен!
Приводимые автором идеи и конкретные кейсы будут полезны всем: и руководителям, и учителям, и родителям.
Потрясающая книга! Рекомендую!

2. "Другая школа: откуда беруться нормальные люди";  "Другая школа 2: образование - не система, а люди" Александр Мурашев

Книга для учителей и родителей. Книга о том, как во всем мире чумавые и креативные  педагоги вызывают у детей интерес к жизни, выступая в роли друга, коуча, ментора. О том, как гаджеты поглощают образование. О том, что все вокруг меняется и только система образования во всем мире отчаянно держится за прошлое. О том, что самое главное сегодня самооценка ребёнка, умение работать в команде и любопытство. Прочитав эту книгу понимаешь: современная школа больше не работает!.

Эти книги интересный гид по школам, знакомство с удивительными педагогами, у которых действительно есть чему поучиться!

Очень понравились qr-коды сфото и  видео фрагментов урков и организации образовательного пространства.

Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/684595/

3.«Как говорить, чтобы дети слушали. И как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер и др.
 Очень известная книга. Уверена, многие из вас ее читали. Но она обязательно должна быть в начале ТОПа для образователей!
Авторы дают действительно практичные и полезные советы по общению с детьми любого возраста.
Когда читала ее впервые, порой, было даже стыдно за свои ошибки. Но авторы дают возможность исправиться. Отличная черта Книги в том, что в ней представлены практические советы и даны упражнения на отработку! Рекомендую!

.
3«Будь Чудом» Регина Бретт.  Второй бестселлер удивительно сильной женщины, которая подарила надежду многим тысячам людей по всему миру.
Эта книга оказалась для меня настоящим сокровищем! Хоть там и нет ни слова про педагогику!
Но эта книга поистине своего рода учебник, дающий стимул творить добро и видеть чудо перемен по всюду!

КАК НЕ СТАТЬ ПСИХИЧЕСКИ НЕУРАВНОВЕШЕННЫМ НА РАБОТЕ?

Любая работа, связанная со взаимодействием с людьми, предполагает высокий уровень стресса. ⠀

Который приводит нас: к конфликтам с близкими,
  к спаду КПД в рабочей деятельности,  к ухудшению внешнего вида,
  к психосоматическим заболеваниям.
Что же делать, чтобы не двинуться кукушкой на работе?
1НЕ боимся признаться себе в том, что сейчас у вас все паршиво/есть проблемы/не удался проект (нужное подчеркнуть)
Я, например, долго изображаю из себя позитивного кролика из рекламы энерджайзер  до тех пор, пока не захочу погибнуть дома под одеялом.
Это плохо. Не делайте так.
Не нужно делать вид, что все хорошо. Быть неидеальным нормально.
Да, и учителю тоже. ⠀
2. Ставим свои интересы впереди интересов начальства/подчиненных/коллег (нужно подчеркнуть)
Да, звучит этот пункт эгоистично. Но никто не скажет вам спасибо за то, что вы пришли на работу простуженным, а коллега быстро забудет, как вы подменили ее, вместо того, чтобы пойти на юбилей своей бабушки.
Эту горькую правду надо принять и понять однажды.

3. НЕ забываем о самом важном – О ЛЮБВИ К СЕБЕ
Составляем список о том, когда вы чувствуете, что любите себя. Это могут быть разного вида слабости в виде спонтанных покупок, занятия спортом, или то, что можно делать только с 18 лет. И каждый день, пользуясь пунктами из этого списка, напоминаете себе, что вы ЛЮБИТЕ себя. ⠀
Казалось бы три простых пункта, но соблюдая их, вы начнете замечать, как меняется отношение к себе, к окружающим и к своей работе. ⠀
Поверьте, плечи расправляются, и дышать становиться легче.

ГДЕ ИСКАТЬ ВДОХНОВЕНИЕ?

Это один  из самых часто задаваемых вопросов, которые задают педагоги совершенно разного возраста. Я думаю, что есть, как минимум, два источника педагогического вдохновения: внешний и внутренний.
Внешние ресурсы:
Здорово, когда за новыми идеями и «глотком свежего воздуха» можно обратиться к коллегам, но что если такой возможности нет?
Тогда на помощь приходят курсы и тренинги. Я знаю, что многие учителя бесконечно устали от курсов повышения квалификации, которые не отвечают современным требованиям и говорят на разных языках с нашими детьми и учебным процессом в целом.

Поэтому смело могу рекомендовать курсы:  Яндекс.Учебника подготовил несколько  бесплатных курсов, которые состоят из видео лекций, тестов и практических заданий. А это значит, что проходить их можно в любое время и в комфортном для себя темпе.
Например курс «Игры в школе: как провести интересный урок», который рассказывает о том, как применять игровые механики, чтобы эффективно вовлекать детей в образовательный процесс.
Важным для меня критерием явлется то, что разработке каждого курса участвовали разные эксперты: от преподавателей вузов до гейм-дизайнеров - что однозначно отвечает требованиям современной школы.
Кто со мной? Давайте вдохновляться вместе!

Внутренние ресурсы: 

Открою вам страшную тайну  (уверена, что каждый из вас хоть раз, но испытывал муки совести от этого): «Не все из того, чему мне приходится учить детей, я искренне люблю»
Например, я терпеть не могу фонетику в первом классе. Но испытываю особенный трепет, когда знакомлю малышей с историей своей страны, учу писать сочинение или показываю то, как можно полюбить математические уравнения.
Для этих уроков мне совершенно не нужно искать вдохновение. Оно рождается само по себе.
А как быть с фонетикой, вычитанием в столбик, сказкой про Крошечку Хаврошечку, с тем к чему душа "не лежит"? Теперь добавим к нелюбимым темам слабую мотивацию класса, плохую дисциплину, мерзкую утреннюю смс в чат от родителя и др..?
Знакомо? Думаю, - ДА!! И сидишь такой за столом и думаешь: «Откуда вы все такие мотивированные берётесь? Тут бы до конца дня дожить!» ⁉️
Советы о том, что необходимо отдыхать, переключаться и планировать время вы прочитаете у любого советчика в интернете. Сейчас все об этом говорят.  А нам нужно быть вдохновлённым учителем в жёстких рамках нашей системы. Как это сделать? Да очень просто:

НЕВОЗМОЖНО ПРЕУСПЕТЬ ВО ВСЕМ ЕСЛИ ВЫ НЕ МЭРИ ПОППИНС (кстати у нее тоже было не все гладко), поэтому нужно делать выбор. Я свой  сделала А вы?

Берегите себя и своих близких! И да прибудут с вам ИНСАЙТЫ!

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
«Попробуй!»

Удивились?  Для меня это слово стало своеобразной палочкой выручалочкой в борьбе с разрушением образа училки, которая лишь оценивает правильность ответов и, словно приговор, озвучивает отметку на весь класс.

Особенно актуально это в 3-4 классе, когда авторитет учителя падает, интересы начинают меняться и уже нет того «леса рук», что был в 1 классе.

Или, например, хорошо работает с детками, которые волнуются отвечать перед всем классом. А тут вроде как и не ответ, а «попытка» от слова «попробуй».
Также очень важна интонация: стараюсь задавать вопросы детям не только дружелюбно, но и задорно, чтобы зарядить этим настроением отвечающего.
А ещё я убеждена в том, любое слово несёт в себе свою особенную энергетику (поэтому нужно всегда внимательно относиться к тому, что мы говорим ) Постепенно дети привыкают слышать «попробуй» и отношение к ответам перед всем классом очень меняется. Дети любят отвечать, а самое главное - не боятся допустить ошибку.
Не верите? А вы «ПОПРОБУЙТЕ!».

СЕКРЕТ КРАСИВОГО ПИСЬМА

Писать красиво могут все, если только захотят. Или этому их научат.
Почему ребенок пишет некрасиво?Давайте разберемся в причинах или постараемся найти секрет красивого письма.
На самом деле не все так легко и просто. За годы своей практики и опыта я пришла к следующим выводам.
Чтобы был красивым почерк:
Должна быть развита мелкая моторика руки! Это очень важно.
Дети, придя в школу, совершенно не умеют раскрашивать. У них хорошо развиты только указательные пальчики, которыми они водят по экрану телефона. Таким детям очень сложно прописывать элементы букв на письме.

Поэтому обязательно до школы и в 1 классе ребенок должен побольше раскрашивать. Это должны быть раскраски с мелкими деталями, а еще лучше с заданиями: раскрась по цифрам, знакам, состав чисел и т.п.
 В письме нет никаких мелочей.Важно всё:

- как сидит ребенок
- где его локоть (он должен быть всегда на столе)
- как расположена тетрадь (уголок страницы направлен на ребенка)
- как держит ручку
- какой ручкой пишет (лучше, когда стержень тонкий)
- в какой тетради пишет.
Тетрадь играет не последнюю роль.
Я не приветствую косую клетку. Такие тетради необходимы только при изучении элементов букв, но не более.
Как по мне, ребенок либо не соблюдает эти клетки, либо думает, как соединить через клетку одну букву с другой.
Лучшим вариантом тетрадей в 1 классе и начале 2-го считаю такие, где есть межстрочная линия или вспомогательная линия (мы ее называем линией-помощницей) и наклонная линия.
Затем переходим на письмо в тетрадях без линии-помощницы, потом и без косой линии.
И лишь к концу 3 класса перевожу детей писать в тетрадях с широкой линией. Перевожу постепенно. Сначала тех, у кого уже сформировался красивый почерк.

Если у ребенка хорошо развита мелкая моторика руки и сидит он правильно, и тетрадь та, что нужно, то здесь 2 варианта.
1 вариант - он ленится! Просто не хочет стараться! Потому что красивое письмо - это титанический труд. И тут нужно думать, как мотивировать его.⠀
2 вариант - его не научили.
Поговорим о том, что должен сделать учитель, чтобы научить правильно и красиво писать ученика.

Очень важен добуквенный период! Это основа, фундамент. 

Здесь важно:
- показать, что такое рабочая строка;
- научить ПРАВИЛЬНО писать элементы букв! Ведь из них и складываются сами буквы;
- при написании элементов проговаривать каждый шаг - куда ведем линию, где закругляем, где соединеняем;
- обязательно касаться верхней и нижней линий рабочих строк! Обратите внимание: дети, которые пишут некрасиво, часто просто их не касаются, буквы "прыгают". Стоит ребенку показать, что нужно касаться линий, и у него уже меняется почерк на глазах.
 Если вы научили правильно писать элементы, теперь научите их правильно соединять в букву. Напишите букву на полдоски, покажите каждую деталь, откуда начинать, куда вести. А теперь - пробежка по рядам. Возьмите в свою руку руку ребенка, пропишите вместе с ним.

Ну и конечно же сам учитель должен тоже писать красиво! Вы - образец! Заметили, что часто почерк ученика похож на почерк учителя?)
Я за качество, а не за количество!
Лучше 2 красивые строчки, чем лист каракуль. Поэтому, чем меньше вы зададите, тем больше шансов, что ребенок красиво напишет.
У моих учеников нет черновиков! Не вижу смысла в переписывании! Лучше сразу красиво и без исправлений. Это приучает ребенка к тому, что писать красиво нужно всегда и везде, а не потом в чистовике, а потом я уже устал.
Хотите быстро, забудьте про красиво! Поэтому не торопите детей в 1-2 классах.
Вывод: развивайте руку до школы и хорошо потрудитесь в 1 классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Рефлексия152.55 КБ

Предварительный просмотр: