Работа с наставляемым

Кабузенко Инесса Валерьевна

Наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим учителем. Организация наставничества носит поэтапный характер. Она включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) компонентов деятельности преподавателя.

В частности, выделяются два этапа данной работы:

 Адаптационный этап

Центральное звено в организации помощи НАЧИНАЮЩЕМУ специалисту - предварительная работа с ним.

Нет необходимости читать ему лекции, проводить теоретические занятия. У него еще свежи знания, полученные в институте. Молодой учитель нуждается в практических советах. Поэтому наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание молодого специалиста на требования к организации учебного процесса, требования к ведению школьной документации, формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся.

Первым шагом в адаптации является знакомство учителя с нормативными документами, методическими материалами по предмету, библиотекой, учебными кабинетами.

Психологи, социальный педагог знакомят начинающих с классными коллективами, в которых им предстоит работать, дают характеристику классам, отдельным ученикам. Заместители директора знакомят со структурой (планами, расписанием, графиками) учебной, методической, воспитательной работы в школе, документацией, основными требованиями по её ведению, определяется круг его обязанностей и полномочий.

Работа с молодыми специалистами будет наиболее эффективной, если подготовить различные памятки.

В их числе могут быть методический глоссарий, методическая копилка по определению типа урока, эффективный выбор работы с учащимися, анализ и самоанализ урока, памятка классного руководителя, как правильно организовать работу с родителями, методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий, психологические упражнения для развития внутренних средств регуляции и др.

Перед встречей с молодым специалистом наставнику необходимо подготовить все информационные материалы, которые должны быть выданы молодому специалисту в первый день работы.

В течение всего периода адаптации наставник должен регулярно проводить занятия с молодым специалистом.

Тематика занятий состоит из актуальных вопросов профессиональной деятельности, без знания которых будет несовершенным процесс становления молодого специалиста:

  • права и обязанности педагога;
  • личностно-профессиональные качества педагога современной школы;
  • профессионально-педагогическая культура и пути ее формирования;
  • педагогическая этика;
  • ведение школьной документации;
  • типы и виды учебных занятий;
  • классический и нестандартный уроки: преимущества и недостатки;
  • психологическое сопровождение образовательного процесса;
  • объективная оценка знаний учащихся;
  • управление развитием творческих способностей учащихся;
  • личностно ориентированный подход к образовательному процессу;
  • анализ и самоанализ деятельности педагога и др.

Затем начинается ежедневная кропотливая работа администрации и методиста-наставника по развитию и становлению личности молодого педагога.

И начинается она, как правило, с собеседования, с заполнения диагностических материалов для выявления проблемных точек в профессиональной деятельности молодого специалиста. Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от целей. Целесообразно провести анкету по изучению потребностей молодого педагога в моделировании, реализации и рефлексии своей педагогической деятельности.

С этой целью начинающему педагогу предлагается заполнить специальные диагностические анкеты, на основании которых в дальнейшем строится индивидуальный план-программа его профессионального становления, развития и самосовершенствования. Педагог-наставник и педагог-психолог помогают молодому специалисту выстроить собственную программу саморазвития и самосовершенствования. При составлении программы необходимо учесть целый ряд факторов: условия, личностные качества молодого специалиста и наставника, наличие или отсутствие классного руководства на период адаптации.

Для дальнейшей более эффективной работы начинающему специалисту предлагаются различные рекомендации и памятки по организации и проведению уроков, которые предварительно обсуждаются с педагогом-наставником, педагогом-психологом, методистом школы. Наряду с рекомендациями по составлению тематического планирования, и ликвидации пробелов в знаниях методики преподавания очень полезно предостеречь молодого коллегу от общих типичных ошибок неопытных педагогов, провести так называемую, пропедевтику. С этой целью молодому педагогу предлагается памятка «Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем и пути их устранения».

Теоретически хорошо подкованный молодой специалист, блестяще знающий свой предмет, может столкнуться с психологическими проблемами личностного или поведенческого характера.

Большое внимание следует уделить вопросам педагогической этики и развития педагогической техники. Нелегко научиться искусству первой реакции, общению с учениками, терпению. При любых обстоятельствах преподаватель не должен повышать голос, терять лицо. Успех молодого учителя нередко зависит от "пустяков" - одежды, голоса, жестов, случайных замечаний. Начинающему педагогу необходимо научиться, как правильно стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть.

В случае возникновения проблем в работе начинающего педагога и его ошибок в общении с учащимися проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, во время которых разбирается каждый шаг молодого специалиста. Необходимо предлагать молодым учителям различные психолого-педагогические ситуации с выбором позиции учителя и обсуждать эти ситуации с психологом для формирования индивидуального стиля творческой деятельности. Наряду с консультациями психолога начинающему педагогу предлагаются памятки-советы, памятки-приказы и памятки-заповеди, которые он должен усвоить как «Отче наш» на всю оставшуюся педагогическую жизнь и неукоснительно следовать им.

Основной этап

Проводится работа над темой самообразования, осуществляется планирование методической работы, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя. Эффективным обучение молодых педагогов не может быть без показательных уроков учителей-предметников. Для оказания помощи молодым учителям в повышении профессиональной компетенции заместителем директора по учебной работе составляется программа открытых уроков, определяются «болевые точки» в педагогической деятельности начинающих учителей с целью предупреждения типичных ошибок в обучении, формировании устойчивых принципиальных позиций в проведении урока.

На данном этапе усилия направляются на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.

Затруднения молодого специалиста выявляются в ходе посещения его уроков администрацией и более опытными коллегами. Необходимо тактично советовать ему, как лучше организовать работу над тем или иным в

идом речевой деятельности, как правильно организовать смену видов. Современные молодые специалисты владеют компьютерной грамотой и порой достаточно лишь назвать тему, над которой им следовало бы поработать или указать сайт, где можно найти необходимую информацию к уроку или мероприятию.

Инновационные формы и методы работы с молодым педагогом

Формы методической работы с молодыми специалистами выбираются в зависимости от цели воздействия. Нормативной деятельности специалист обучается с помощью памяток.

Усвоение уверенного правильного поведения осуществляется через проигрывание (ролевые игры, проблемно-деловые игры, психологический тренинг, анализ педагогических ситуаций). Прослушивание или проигрывание практической ситуации формирует умение ставить себя в ситуацию стороннего наблюдателя, что создает условия для проведения более объективного анализа деятельности, необходимого для ее коррекции уже на самом первом этапе освоения профессии.

Средством получения оперативной помощи являются также индивидуальные и групповые консультации. Для коллективного проведения рекомендуется заранее определить тематику, отобрать интересующие слушателей вопросы. Наиболее эффективно проведение консультаций в форме «круглый стол» или «мозговой штурм». Среди наиболее активно используемых форм - посещение уроков. Эффективной формой организации помощи молодым педагогам является мастер-класс, в котором преподаватель высшей категории делится опытом работы по внедрению в практику новых технологий. Назначение мастер - класса не только рассказать, но и показать, как это делается. В теоретической части раскрываются основы педагогической технологии. Практическая часть - проведение урока, где отрабатываются наиболее сложные элементы методики, приемы и этапы педагогической технологии.

Существуют многочисленные традиционные формы работы, в которые всегда можно привнести элементы новизны. Не стоит отказываться от педагогических чтений и лекций. В настоящее время проводятся вебинары издательств «Просвещение» и «Вентана-Граф». Получив очень ценную информацию на вебинаре, полезно совместно обсудить её на семинаре, заседании «круглого стола», методическом совещании.

Ежегодно в школе проводится предметная методическая декада, дающая как широкий простор для творчества, так и для ознакомления с новым материалом. В ходе проведения методич

еской декады необходимо устраивать ярмарки педагогических идей, творческие педагогические конкурсы, «педагогический ринг», «педагогическое ателье» или «педагогические мастерские», «мозговой

 

 штурм».

Ежегодно в школе проводятся практикумы, и молодые специалисты должны посетить максимально возможное количество уроков своих старших коллег. Посещение творческой лаборатории опытного педагога и работа с материалами обобщённого педагогического опыта могут послужить для молодого специалиста наглядным примером

практической деятельности. Учитель учится всю жизнь, и неоценимой формой становления личности педагога было и остаётся самообразование.

Поиск материалов по определённой тематике с последующим выступлением на заседаниях методических объединений и научно-практических конференций не только содействует повышению интеллектуального уровня молодого специалиста, но и развивает навыки публичного выступления перед компетентной аудиторией. Молодому специалисту просто необходимо составление портфолио, главная цель которого проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Портфолио позволяет не только учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, но и проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя. Чтобы адаптация молодого специалиста проходила более эффективно и безболезненно нужно включить его в состав «творческой микрогруппы», в «кружок качества» или во временный исследовательский коллектив.