Обучающий квест по серии картин «Азбука» Петра Фролова

Прокопенко Марина Лазаревна

"В детстве конец Новогодних праздников, был у меня самым грустным днем в году! Ужас, думал я, целый длинный - предлинный год не будет обжорства , Деда Мороза, конфетти, бенгальских огней, елочных иголок по всей квартире и капитана Врунгеля по телевизору. Чтобы не очень расстраиваться, что все закончилось и пора выносить на помойку елку, я начинал мечтать о праздниках грядущих. О Пасхе, Дне Рождения..." - Петр Фролов

На календаре 8 января и новогодняя сказка подходит к концу. Но в страну чудес можно попасть в любое время,  и в этом нам помогут картины Петра Фролова. Это не простой художник, а сказочник и волшебник.
Лучше всего посетить выставку его работ, но можно прямо на уроке погрузиться в сказку. Экскурсовод галереи (педагог) приглашает нас поиграть в  квест: «Кто больше найдет предметов на конкретную букву на картине». Начинаем разгадывать шифр, который задумал автор. Желающие могут взять бумагу и записывать все найденные слова. Ищем, считаем, разгадываем, соревнуемся, кто больше найдет рисунков на заданную букву.
Попробуйте найти на картине 43 зашифрованных слова с «Р», а с «Ф» - 52. Каждая из них, как притча, где надо понять множество смыслов.
Начинается игра. Перед нами картина «Буква «А». Антракт из серии «Азбука». Сначала смотришь в центр картины и ищешь слова, затем взгляд переводишь направо, налево, думаешь, что пропустила, начинаешь снова все еще раз пересматривать. Арфа, апельсин, арбуз, ананас, абрикос. Нашли слова, хочется искать следующие. Аквариум, анютины глазки, аист, аэроплан, акробаты, аист, аккордеон, автобус, автомобиль, арка, абажур, амфора, арлекин, арбалет, авокадо, абажур.  Эти рисунки объединены в одну фантастическую и забавную композицию. В серии «Азбука», где буква «О» спряталась фраза: «Овца Обыкновенная. Овца Основательно Обустроилась на Одеяле и Осматривала Овечьи Обновки, Одежду и Обувь в Овале зеркала».
А букве «П» посвящено сразу две картины. Одна называется «Перед Пасхой». Вы легко найдете рисунки, например: портфель, пасху, подушку, пальто, прихожую, половик, поднос, плошку, полку, печку, портьеру, плитку, печенье, пирожки, пирожное, пончики, прялку, пилу, помидоры, поленницу, прялку, пар, полотенце, перчатки, перец, половник, присыпку, подставку, перо, портрет, пельмени.  А вторую картину «Встреча» (Принцесса и пират) сначала Вы будете долго с интересом рассматривать, а только потом начнете искать слова. Паровоз, парашют, пудель, пират, подушка, пиджак, пингвин, повар, пушка, подсолнух, платье, подставка, перец, пеликан – все это на одном полотне.
Петр Фролов написал: «Моя цель – обыденные вещи превращать в праздник!» Это ему удалось. Зритель восхищается, удивляется, веселится, развлекается, учится. Удивительно, но зрители, как заколдованные, не отрываясь, подолгу рассматривают что-то на картинах. А можно почувствовать себя детективом и поискать крошечных человечков, где один из них сам автор. Каждую работу можно рассматривать снова и снова, открывая каждый раз что-то необыкновенное.

Зачем учителю играть в данный квест?

Во-первых, учебные объекты изучаются не по учебнику, каждая картина – художественное произведение.

Во-вторых, образовательная среда – музей изобразительных искусств, учатся в реальной жизни.

В-третьих, используя методы наблюдения, «ученики получают собственный результат».

«Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия, то есть его можно отнести к эвристическим методам обучения».

А.В. Хуторской.

 

Литература:

 

Хуторской А.В.  Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб: Питер, 2017.