Готовимся к ЕГЭ по обществознанию


Предварительный просмотр:

мораль и право

сходства:

1. данные нормы регулируют поведение людей в обществе;

2. они возникли на основе общественного опыта и отражают важные особенности человека и общества;

3. в идейной основе и норм права и морали находятся представления о справедливости, о борьбе со злом, а также признание необходимости учитывать конкретные интересы и потребности людей, например защищать их жизнь, имущество и т.п.

отличия:

1. нормы морали создаются самим обществом общество же стоит на страже их выполнения. А нормы права устанавливаются и обеспечиваются государственными органами, гарантией соблюдения норм права являются меры государственного принуждения;

2. нормы морали сформированы в устной форме, гораздо реже они имеют письменную форму, в то время как нормы права всегда фиксируются при помощи письменной формы;

3. норма права формулируется по специальным правилам: установление диспозиции, санкции, применение строгой юридической техники в то время как норма морали свободна в своем оформлении;

4.  право не должно допускать различия в толковании, а мораль зачастую может иметь разные смыслы; этические системы в обществе могут быть разными, в них могут содержаться различные моральные ценности, которые могут зависеть от групп населения, общего уровня образования и жизни, в то время как система права в государстве одна. 

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль; 4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

мораль и политика

сходства

1. Общим между политикой и моралью является то, что они призваны управлять поведением людей.

различия
1. существенно различаются методы управления. Мораль опирается на убеждения, а  политика — на силу закона, на использование принудительных мер к тем, кто нарушает закон.

2. Мораль критерием оценки проступка определяет собственную совесть или порицание (одобрение) окружающих, а политика критерием оценки проступка  определяет  суд

3. У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу. В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы)..

4. моральные требования носят «постоянный», универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации. Политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации. 

5. моральные требования весьма абстрактны и не всегда поддаются точным критериям оценки. Требования политики достаточно конкретны; они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Критерий

Балл

Комментарий.

29.1

1

Смысл высказывания раскрыт (сформулирован тезис)

29.2

2

В контексте выделенного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения

29.3

1

В контексте выделенного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

29.4

2

Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов / примеров, явно связанных с иллюстрируемым тезисом/положением/рассуждением/выводом.

 Источник: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

___________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

по проверке выполнения заданий с развернутым
ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года

Авторы-составители: Лискова Т.Е., Котова О.А.



Предварительный просмотр:

. Оценивание выполнения заданий на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста (25)

Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления, обобщенного в данном понятии, предъявляются на позиции 25.

Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки выпускников: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).

Требования структурированы и пронумерованы. Абсолютно очевидно, что ответ состоит из двух компонентов – текста, раскрывающего смысл понятия (это может быть одно или несколько предложений), и двух предложений об определенных аспектах понятия. Всего в ответе на данное задание должно быть написано не менее трех предложений.

Сделан важный акцент на использование обществоведческих знаний, т.е. не принимаются рассуждения бытового характера.

Обратим внимание на чётко зафиксированное требования к структуре предложений в п.2): предложения должны быть распространенными, то есть в их составе, помимо главных членов, имеются второстепенные члены предложения, служащие для пояснения и уточнения подлежащего и сказуемого. Кроме того, в качестве правильных элементов ответа не будут приниматься словосочетания. Полагаем, что использование межпредметных связей с курсом русского языка позволит выпускникам выполнить это требование.

Критерий 25.1 – раскрытие смысла понятия – связан с качеством приведённого объяснения смысла / определения понятия. На максимальный балл объяснение смысла / определение понятия должно быть дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно, т.е. должны быть указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия и отличающие его от других понятий.

Условие получения 1 балла по критерию 25.1 рассматривается как способ поддержки выпускников, уровень подготовки которых позволяет им приступить к выполнению данного задания – правильно указать один из существенных признаков, но пробелы в системе знаний не дают возможности сформулировать полный правильный ответ (например, указаны несколько существенных признаков, но при этом допущены неточности).

Критерий 25.1 является определяющим: если за раскрытие смысла понятия выставлено 0 баллов, то по критерию 25.2 также выставляется 0 баллов.

Критерий 25.2 связан с наличием и качеством предложений, содержащих информацию о двух заданных в условии аспектах понятия. Обращаем внимание на то, что содержание предложений должно быть корректным с точки зрения научного обществознания. Предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов /раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний, не засчитываются. Такое же правило распространяется на ответы в форме  словосочетаний / нераспространённых предложений.

Выполнение задания 25 оценивается от 0 до 4 баллов.

Пример 2.

25

Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «инфляция»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о трёх любых видах  инфляции в зависимости от темпов;

− одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о трёх любых видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию.

(Ответ может быть засчитан только при указании трёх или более видов инфляции в зависимости от темпов.)

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о трёх любых видах инфляции в зависимости от темпов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.

Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции

Критерии оценивания ответа на задание 25

Баллы

25.1

Раскрытие смысла понятия

2

Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его  видовое(-ые) отличие(-я))

2

Смысл понятия в целом раскрыт, но

в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,

ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу

1

В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.

ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.

ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0

Указания по оцениванию:

1. Не засчитывается:

 характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется
0 баллов

25.2

Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия

2

Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия

2

Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0

Указание по оцениванию:

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

– словосочетания, нераспространённые предложения

Максимальный балл

4

Ниже приводятся фрагменты из работ экзаменуемых.


Ответ 1

Критерий

Балл

Комментарий.

25.1

1

Смысл понятия в целом раскрыт, но

в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия /отличающих его от других понятий

25.2

2

Составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Ответ 2

Критерий

Балл

Комментарий.

25.1

2

Правильно раскрыт смысл понятия

25.2

1

Составлено предложение, содержащее информацию о видах инфляции. (Последствие инфляции не раскрыто).


Ответ 3

Критерий

Балл

Комментарий.

25.1

1

Смысл понятия в целом раскрыт, но

в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия /отличающих его от других понятий

25.2

0

Ответ 4

Критерий

Балл

Комментарий.

25.1

0

Смысл понятия не раскрыт

25.2

0

Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов

Источник: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

___________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

по проверке выполнения заданий с развернутым
ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года

Авторы-составители: Лискова Т.Е., Котова О.А.



Предварительный просмотр:

. Оценивание выполнения заданий на конкретизацию какого-либо теоретического положения (понятия) с помощью примеров (26)

26 - задание высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из социальной жизни. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите … и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие …», «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример». Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, пошагово фиксируя порядок выполнения требований.

Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров.

 «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма объемное и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

Пример 3.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции общего образования. (В каждом случае сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример, Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:

1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);

2) освоение социальных норм (например, Анна научилась
не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);

3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, работая в группах, ученики научились сотрудничеству в учебных целях).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции

3

Правильно названы две-три функции, две из них проиллюстрированы примерами

2

Правильно названы одна–три функции, одна из них проиллюстрирована примером (-ами)

1

Правильно названы только одна–три функции.

ИЛИ Приведено любое количество примеров без указания функций.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Ответ 1

Эксперты выставили 2 балла.

Комментарий

Названы три функции, засчитываются примеры, иллюстрирующие 1 и 2 функции (так как уверенность в себе – тоже следствие социализации (автор указывает, что именно учителя помогли девочке стать более открытой и уверенной в себе).

Ответ 2

  Эксперты оценили ответ 1 баллом.

Комментарий

Можно засчитать все названные функции, но более-менее корректный пример только к мировоззренческой функции.

Обращаем внимание на то, что примеры должны быть сформулированы развёрнуто, то есть  выпускник не может ограничиться простым называнием какого-то факта, примера. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

Источник: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

___________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

по проверке выполнения заданий с развернутым
ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года

Авторы-составители: Лискова Т.Е., Котова О.А.



Предварительный просмотр:

            Оценивание ответов на проблемные познавательные задачи (27)

Задание 27 представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы в зависимости от содержания условия или характера требований.

В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт или явление. По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему); объяснять существующие взаимосвязи.

Существующие подходы в системе оценивания заданий 27 связаны с отдельными разновидностями заданий.

Подход первый.

  1. Количество баллов определяется количеством названных содержательных элементов ответа.

1.1. Требование задачи представляет собой систему взаимосвязанных вопросов. В этом случае оцениваемыми элементами являются ответы на поставленные вопросы (в соответствующем количестве).

1.2. Условие задачи содержит некое суждение, опровергнуть или поддержать которое необходимо с помощью нескольких аргументов (доказательств, обоснований). Оцениваемые элементы ответа - заданное требованием количество суждений (аргументов), соответствующих анализируемому суждению.

Подход второй.

2. Количество баллов определяется по принципу качественных накоплений.

2.1. Условие задачи предполагает формулирование четкого ответа на вопрос по тексту условия и его аргументацию. Оценивается наличие четкого ответа на поставленный вопрос и заданное количество аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.).

Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) вывод о том, что спрашивается;

2) приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования)

Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.)

Сделан вывод и приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования).

3

Сделан вывод и приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование).

ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте двух приведенных аргументов

2

Сделан вывод, аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) не приведены.

ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте приведенного аргумента

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

2.2. Задача ориентирована на интерпретацию данных условия. Она может производиться по следующим сценариям:

Направление интерпретации

Оцениваемые элементы ответа

- сформулировать несколько доказательств и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы

  • N доказательств и ответ на вопрос

- определить социальный объект и привести несколько доказательств

  • четкое указание социального объекта и N доказательств

- определить социальный объект и привести несколько групп признаков (имеющиеся в тексте и не упомянутые в тексте)

  • четкое указание социального объекта и N признаков требуемых групп

- сделать несколько выводов

- N выводов

Обратимся к рекомендациям по оцениванию задач, требующих на основе интерпретации данных условия сформулировать два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования и т.п.) и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы, которой конкретная задача посвящена.


Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны содержаться следующие позиции:

1) приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования)

Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.);

2) раскрыт аспект проблемы

Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) и раскрыт аспект проблемы.

3

Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования), но не раскрыт аспект проблемы.

ИЛИ Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование) и раскрыт аспект проблемы.

2

Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование).

ИЛИ Раскрыт аспект проблемы, но не приведены аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования)

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Рассмотрим конкретный пример.

Пример 4.

Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: да / действия нотариуса правомерны и т.п.

2) пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов;

3) два аспекта: супруги могут определить в брачном договоре:

  • свои права и обязанности по взаимному содержанию;
  • способы участия в доходах друг друга;
  • порядок несения каждым из них семейных расходов;
  • определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;
  • любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

Пояснение и аспекты могут быть даны в иных формулировках

Дан  правильный ответ на вопрос,  приведено пояснение, названы два аспекта (всего четыре элемента)

3

Дан  правильный ответ на вопрос, приведены любые два других элемента ответа

2

Дан  правильный ответ на вопрос, приведен любой один другой элемент ответа

1

Дан только правильный ответ на вопрос.

ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (или ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия/отсутствия других элементов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Ответ 1

Эксперты оценили этот ответ 2 баллами

Комментарий

Дан правильный ответ на вопрос, приведены два других элемента ответа (пояснение, один аспект (позиция о выборе фамилии относится к личным неимущественным правам супругов)

Ответ 2

Эксперты оценили этот ответ 3 баллами

Комментарий

Правильно дан ответ, приведено пояснение, названы два аспекта

Источник: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

___________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

по проверке выполнения заданий с развернутым
ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года

Авторы-составители: Лискова Т.Е., Котова О.А.



Предварительный просмотр:

28 задание

Данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме / проблеме обществоведческого курса.

С помощью данного задания проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.

План – четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

Прежде чем приступить к оцениванию задания необходимо четко уяснить сущность требования, из которого вытекают оцениваемые элементы ответа. Выполнение этого задания предполагает: а) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; б) наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу ; в) корректность формулировок пунктов плана.

Указание в критериях оценивания на пункты приведённого образца, наличие которых позволит раскрыть содержание данной темы по существу, направлено на повышение качества оценки содержательной стороны плана. При этом формулировки, данные выпускником, не обязательно должны дословно совпадать с теми, что приводятся в модельном образце, но они должны четко отразить необходимую сторону явления, признак понятия, характеристику процесса и т.п.: «Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой  темы по существу. »

!!!Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Пример 5.

 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание».  План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Формулировка задания была детализирована. Выпускник, как и раньше должен выполнить следующие действия: 1) выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трех); 2) продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме; 3) составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу; 4) проверить, «работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего специфики темы; 5) проверить корректность формулировок.

В дополнение сделан акцент на количестве подпунктов каждого пункта. Поясним: во-первых, требование о количестве подпунктов распространяется на все детализированные пункты плана (формулировка «каждый пункт плана» включает в себя и пункты, которые будут засчитаны  как раскрывающие тему по существу, и пункты составленного плана, которые не будут засчитаны); во-вторых, количество этих подпунктов по общему правилу должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта. Что имеется в виду? Например, при составлении плана по теме «Научное познание» выпускник указывает пункт «Уровни научного познания», их всего два: эмпирические и теоретический. При этом пункт «Методы научного познания»  может быть раскрыт в трёх и более подпунктах.

Система оценивания задания 28, как и в КИМ ЕГЭ 2015–2019 гг., состоит из двух частей. Первая часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень обязательных пунктов.

При анализе ответа учитывается:

  • соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
  • наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
  • количество подпунктов каждого пункта;
  • корректность формулировок пунктов плана.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы, согласно предлагаемому варианту верного ответа, может быть таким:

1. Научное познание – один из видов познания объективного мира.

2. Особенности научного познания:

а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);

б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;

в) особые процедуры проверки результатов.

3. Уровни научного знания:

а) эмпирическое знание;

б) теоретическое знание.

4. Методы научного познания:

а) научное наблюдение;

б) описание;

в) классификация;

г) научный эксперимент;

д) мысленный эксперимент;

е) выдвижение гипотез;

ж) научное моделирование.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Задания этого типа оцениваются в соответствии с универсальными, обобщенными критериями (28.1, 28.2).

Критерий 28.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Это принципиальный момент. Не будут засчитаны никакие абстрактные "введение", "понятие...", "перспективы развития...", "будущее...", "заключение" и т.п. Следует понимать, что пособия для подготовки к ЕГЭ, рекомендующие общие схемы составления плана с подобными пунктами, дезориентируют читателя.

Максимальный балл выставляется, если сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. В примерном варианте ответа, действительно, отмечены такие пункты. Например, для раскрытия темы "Политические партии" "обязательными" пунктами взяты особенности политических партий как общественных организаций, функции политических партий и классификация / типы политических партий. Данные пункты могут быть приведены в плане участника ЕГЭ данной или близкой по смыслу формулировке. И именно эти пункты должны быть раскрыты в подпунктах. Выпускник может привести большее, чем требуется, количество пунктов, раскрыть все их в подпунктах, но обязательный для получения максимального балла по данному критерию объем ответа очерчен.

Критерий 28.1 трехбалльный.

В некоторых случаях ответы выпускников по форме не являются планом, а представляют собой сплошной текст, или схему, или таблицу. Критерий 28.1 г. содержит следующее положение: если «ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)», то он оценивается 0 баллов.

Критерий 28.2– корректность формулировок пунктов и подпунктов плана. В соответствии с ним только ответ, за который по критерию 28.1 поставлено 3 балла, без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов плана, оценивается 1 баллом.  

Соответственно, по критерию 28.2  0 баллов выставляется за  ответы, оцененные по критерию 28.1 в 0, 1 или 2 балла (независимо от наличия/отсутствия ошибок, неточностей) ИЛИ в 3 балла, но с допущенными одной (несколькими) ошибками, неточностями.

Критерии оценивания ответа на задание 28

Баллы

28.1

Раскрытие темы по существу

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

3

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

ИЛИ Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта

2

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с  выделением пунктов и подпунктов)

0

Указания по оцениванию:

  1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
  2. 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла

28.2

Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана

1

Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей

1

Все иные ситуации

0

Максимальный балл

4

Источник: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

___________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

по проверке выполнения заданий с развернутым
ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года

Авторы-составители: Лискова Т.Е., Котова О.А.