Вопросы к экзамену по Обществознанию

Шадрина Валентина Николаевна

Вопросы к экзамену по Обществознанию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamen_po_obshchestvoznaniyu.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Экзамен по дисциплине

ОП.02 Обществознание(включая экономику и право )                                                        

общеобразовательного  цикла

образовательной программы среднего профессионального образования- программы подготовки специалистов среднего звена  

по специальности 08.02.09

Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования

промышленных и гражданских зданий

Пояснительная записка

Выписка из «Положения по организации промежуточной аттестации

в СПб ГБПОУ «Невский колледж имени А. Г. Неболсина»

1. Общие положения

1. Промежуточная аттестация в СПб ГБПОУ «Невский колледж имени А. Г. Неболсина», имеющим государственную аккредитацию и реализующим   образовательные программы среднего общего образования в пределах ОПОП СПО на профессию или специальность, является основной формой контроля результатов учебной деятельности обучающихся, согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования.

2. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося и ее корректировку и проводится с целью определения:

- соответствия уровня и качества подготовки обучающихся Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований;

- полноты и прочности теоретических знаний по дисциплинам, МДК, практикам;

- сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач, при  выполнении лабораторных и практических работ;

- наличия умений самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

3. Промежуточная аттестация по результатам освоения обучающимися образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программ подготовки специалистов среднего звена проводится в форме зачетов, дифференцированных зачетов и экзаменов.

4. Зачеты, дифференцированные зачеты и экзамены по дисциплинам, МДК и практикам  проводятся с выставлением балльных отметок.

Подготовка и проведение  промежуточной аттестации

в форме экзамена по отдельной дисциплине

Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных графиком учебного процесса по каждой специальности (профессии) согласно рабочему учебному плану.  На каждую экзаменационную сессию составляется расписание экзаменов, которое утверждается директором ОУ и доводится до сведения обучающихся и преподавателей не позднее, чем за две недели до начала сессии.

Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы по дисциплине с учетом  требований Федерального Государственного образовательного стандарта и охватывают наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний.

Перечень вопросов и практических задач, выносимый на экзамен, разрабатывается преподавателями данной дисциплины (дисциплин), обсуждается  на МО и утверждается заместителем директора по учебно-методической работе  не позднее, чем за 2 месяца до начала сессии. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов.

На основе разработанного и объявленного учащимся перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, преподавателем  составляются экзаменационные билеты, содержание которых до учащихся не доводится. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование.

Промежуточная аттестация в устной форме по дисциплинам  проводится по билетам, составленным преподавателем, согласованных с соответствующим МО  с учетом требований программ по этим дисциплинам и утвержденных заместителем директора по УМР не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии.

Приложения к билетам (аттестационные материалы составляются преподавателями соответствующих дисциплин), рассматриваются на заседании соответствующего МО   и утверждаются заместителем директора  по УМР не позднее,  чем за 2 недели до начала аттестации.

Для параллельных групп составляются различные варианты билетов и приложений к аттестационным билетам. Билеты и приложения к билетам не должны быть заранее известны обучающимся и хранятся до проведения аттестации у заместителя директора по ООД.

При проведении экзамена  в устной форме учебная группа разбивается на две подгруппы. Каждой подгруппе предлагается полный комплект билетов и приложений к ним по данной дисциплине. Билеты, по которым были опрошены обучающиеся, не могут использоваться повторно в одной и той же подгруппе.

При проведении  экзаменов в аудитории может находиться одновременно не более 4-6 человек. Обучающиеся вызываются с таким расчетом, чтобы один из них отвечал, а другие (3-4 человека) готовились к ответу.  План, содержание устных ответов фиксируются на листах со штампом колледжа.

Обучающиеся проходят аттестацию по выбранному ими билету. В тех случаях, когда обучающийся не в состоянии изложить учебный материал на положительную оценку, ему разрешается взять второй билет, но при этом оценка за ответ снижается на один балл.

К началу экзамена должны быть подготовлены:

- экзаменационные билеты и приложения к ним;

- экзаменационные ведомости;

- наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативно-

правовые документы и др. согласно выписке из решения заседания

соответствующего МО.

 -журнал теоретического обучения;

- папка группы со сводными ведомостями;

- зачетные книжки.

На проведение экзаменов в устной форме должно быть предусмотрено в среднем ¼ учебного часа на каждого экзаменующегося.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться справочной литературой, программами, макетами, картами и другими наглядными пособиями, перечень которых рассматривается и утверждается на заседании соответствующего МО. Перечень формляется приложением к экзаменационным билетам.

Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Если дни экзаменов чередуются с днями учебных занятий, выделение времени на подготовку к экзамену не требуется, и он проводится на следующий день после завершения освоения соответствующей программы. Если 2 экзамена запланированы в рамках одной календарной недели без учебных занятий между ними, для подготовки ко второму экзамену, в т. ч. для проведения консультаций, следует предусмотреть не менее 2 дней (за исключением экзаменов, проводимых в дополнительные сроки).

При проведении промежуточной аттестации в форме экзамена должна быть предусмотрена возможность подачи учащимся апелляции в конфликтную комиссию, создаваемую в установленном порядке. Учащийся вправе подать апелляцию, как по процедуре проведения экзаменов, так и о несогласии с полученными результатами. При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении экзамена по соответствующей дисциплине.

Директор колледжа приказом устанавливает ответственность обучающихся за обращение с экзаменационными материалами для аттестации. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения директора или его заместителя по учебно-производственной работе не допускается.

Пересдача экзаменов по учебной дисциплине допускается не более одного раза.

При аттестации в устной форме выслушивают ответ обучающегося  на вопросы билета, не прерывая его и не помогая наводящими вопросами. Обучающемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен по его экзаменационному билету или в пределах программы, если это необходимо для более точного и позитивного представления о знаниях и умениях обучающегося по данной дисциплине.

Ответ обучающегося не обязательно выслушивать до конца в том случае, если ход ответа позволяет судить об основательном знании аттестуемым данного вопроса.

Оценки, полученные обучающимися на аттестации в устной форме, должны быть объявлены им после окончания аттестации в этот же день.

 Основные условия подготовки к экзамену:

- методическое  объединение составляет и утверждает перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов, которые разрешены к использованию на экзамене;

- в период подготовки к экзамену проводятся консультации в соответствии с расписанием по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации;

- экзамен проводится в специально подготовленных помещениях (учебных кабинетах и лабораториях).

В критерии оценки уровня подготовки обучающихся  входит:

– уровень освоения учащимся материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине;

– умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

– обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.

Уровень подготовки учащегося оценивается в баллах: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно».

Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку учащегося (кроме неудовлетворительной оценки) и в экзаменационный протокол (в том числе и неудовлетворительная оценка).

Экзаменационная оценка  является определяющей, независимо от полученных в течение курса обучения  оценок текущего контроля по дисциплине.

        Цель проведения экзамена по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»:

  • показать знания всех разделов курса  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

                 

Билет для проведения экзамена по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»:»  состоит из 2 теоретических вопросов и практического задания. Количество билетов – 30

Перечень  первых вопросов:

  1. Человек, индивид, личность. Биосоциальная природа человека. Социализация личности.
  2. Сознание, как  свойство присущее человеку. Деятельность. Её  структура, виды.
  3. Общество, сферы общественной жизни, общественные отношения, элементы общества. Типология по Д. Беллу. Особенности постиндустриального общества. Эволюция и социальный прогресс. Формы социального прогресса.
  4. Модернизация. Особенности модернизации  в России.
  5. Стратификация. Исторические типы стратификации.
  6. Понятие экономика. Основные вопросы, уровни и проблемы экономики.
  7. Экономические системы. Черты рыночной экономики. Виды рынков.
  8. Законы рынка. Как функционирует рынок.
  9. Деньги. Виды денег. Функции денег, инфляция.
  10. Банки и банковская система. Финансирование бизнеса.
  11. Измерители экономики. ВВП.
  12. Государственный бюджет.
  13. Основные формы организации бизнеса. Цель предпринимательской деятельности.
  14. Конкуренция и монополия.
  15. Фирма в экономике. Прибыль, издержки, выручка. Производительность труда.
  16. Рынок труда. Безработица и пути её устранения.
  17. Экономика семьи. Доходы семьи, уровень жизни, поддержка государством.
  18. Роль государства в экономике. Фискальная политика государства, бюджет.
  19. Экономические реформы в  России.
  20. Международные экономические связи. Глобализация.
  21. .Исторические формы общности людей. Нации и национальные отношения. Пути преодоления национальных конфликтов.
  22. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение.
  23. Глобальные проблемы современности.
  24. Дисциплинарная ответственность.
  25. Политические партии, их роль в политической системе.
  26. Культура. Виды и формы культуры.
  27. Геополитические интересы современной России.
  28. Политическая идеология.
  29. Роль религии в современном мире.

Перечень вторых вопросов (заданий):

1.Политическая система (понятие). Начертить  схему политической системы РФ и прокомментировать.

2.Общество и государство.  Концепция происхождения государства.

3.Типы  государств и формы правления.

4.Правовое государство.

5. Гражданское общество. Гражданское общество и правовое государство в России.

6.Политические режимы. Черты демократического режима.

7.Избирательное право. Избирательные системы.

8.Формы государственного устройства. Охарактеризовать форму правления современной России. Как реализуется принцип разделения властей.

9.Формы государственного  правления. Охарактеризуйте форму правления современной России.

10.Политическая культура. Политические символы.

11.Власть. Виды и признаки власти. Понятие легитимности власти, суверенитет.

12.Нормы права и морали. Структура нормы права, источники права. Роль права в обществе. Правовая культура.

13.Конституционная история России. Основные положения  Конституции РФ. Правотворчество.

14.Юридическая ответственность. Субъекты и объекты права. Дееспособность и правоспособность физических лиц.

15.Гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства.

16. Нормы права и морали. Структура нормы права, источники права. Роль права в обществе. Правовая культура.

17.Президент РФ. Его полномочия.

18.Федеральное собрание и правительство. Формирование, полномочия.

19.Административное право и административная ответственность.

20.Судебные органы. Прокуратура. Способы защиты прав граждан.

21.Публичное и частное право .Отрасли права.

22.Основы трудового права. Трудовой договор.

23.Основы гражданского права. Право собственности, способы его защиты.

24.Обязательное право.

25.Россия и мировое сообщество.

26.Основы семейного права.

27.Уголовная ответственность. Преступление и наказание в уголовном праве, обстоятельства, исключающие и отягощающие вину.

28.Преступления против жизни и здоровья.

29.Преступления,нарушающие право собственности.

30.Социальный статус и социальная роль.

Перечень  практических заданий:

1.Паша увлекается народными промыслами, занимается резьбой по дереву, его работы приобрёл местный музей. К какой области относится его деятельность: наука, искусство, религия, мораль.

2.Какая из названных религий является  национальной: синтоизм, христианство, ислам.

3.Приведите примеры, характерные для процесса глобализации.

4..К какому виду культуры относятся студенческие анекдоты: массовой, элитарной, народной, экранной.

5.Объясните понятия: социальная роль и социальный статус.

6.К какому виду культуры относятся: компьютерная игра, бестселлер, футбольный матч.

7.Найдите понятие, не относящееся к социальным качествам личности: жизненный опыт, толерантность, умения, практические навыки, инстинкты, коммуникабельность.

8.Школьник получил наследство от бабушки. В каком нормативном документе он сможет ознакомиться со своими правами: семейный кодекс, гражданский кодекс, трудовой кодекс.

9.К какой форме правления относятся слова Петра Великого: «Самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен».

10.Гражданин Н. совершил кражу у М. В каком суде рассмотрят его дело: уголовном, гражданском, арбитражном.

11.Как называется человек, обратившийся с заявлением в суд: ответчик, истец, потерпевший.

12.Фирма занимается ремонтом персональных компьютеров. Что можно отнести  к капиталу как фактору производства: мастера по ремонту, арендуемое помещение, оборудование для производства работ.

13.Кто из перечисленных лиц не может быть избирателем: военнослужащий, домохозяйка, человек, отбывающий срок по решению суда; человек, признанный судом недееспособным, человек, находящийся под следствием.

14.Ущемление прав меньшинств, попытка контроля за личностью характерны для: демократического, тоталитарного, унитарного государства.

15.Что в терминах, относящихся к политической идеологии, является лишним: консерватизм, оккультизм, социализм.

16.Какое суждение о разделении властей верно:

А. действуют независимо друг от друга судебная, законодательная и исполнительная власть.

Б. ветви власти контролируют и сдерживают друг друга.

17.Какой вид ответственности будет применен, если сантехник не явился на работу без уважительной причины.

18.Фирма «Карнизы» находится в собственности группы лиц. Владельцы несут ответственность по обязательствам  всем своим имуществом. К какой организационно-правовой форме относится предприятие.

19.Что является биологической потребностью человека: общение, семья, признание, тепло.

20.Почему при ухудшении уровня жизни возрастает спрос на некоторые товары?

21. Кто в государстве отвечает за финансы, можно ли напечатать любое количество денег.

22.Приведите пример протекционизма в экономике России.

23.Что означает легитимность власти?

24.Гражданка М. получила в банке беспроцентный кредит на  стиральную машину, чем  можно объяснить щедрость банка?

25.Ваши соседи затеяли ремонт поздно ночью, какие законные меры вы можете предпринять?

26.Для какого стиля искусства характерны декоративная пышность, причудливость форм в архитектуре: романского, барокко, классицизм, модерн.

27.К какому типу общностей следует отнести болельщиков спортивной команды, поклонников эстрадной звезды?

28.Выберите в приведенном ниже списке основные формы этнических общностей, существовавших в истории человечества: род, сословие, племя, каста, народность, нация.

29.Человек числится на предприятии в качестве рабочего, но не работает и зарплату не получает. Какому виду безработицы соответствует описание: скрытой, структурной, фрикционной, циклической?

30.Что можно назвать ограничителем свободы в обществе: поведение, обязанности, чувства, эмоции? Ответ обоснуйте.

Составитель:                   Шадрина В.Н.