Задание к уроку по разделу "Экономика"

Шадрина Валентина Николаевна

Задание к уроку по разделу "Экономика". 

Повторить термины раздела к зачётному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredeleniya_ekonomika.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Экономика.

Экономика-наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов.

Товар-вещь,  предназначенная для обмена, продажи.

Стоимость-количество труда, вложенного в товар.

Потребительная стоимость - полезность вещи.

Природные ресурсы - земля, вода, полезные ископаемые.

Капитал - стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

Основной капитал: оборудование, здания…,то, что долго переносит свою стоимость на товар.

Оборотный капитал-то, что используется один раз: деньги, сырьё.

Труд-использование способностей и деятельности людей.

Предпринимательский ресурс-умение правильно соединить факторы производства.

3 главных вопроса экономики:

-что производить

-как производить

-для кого производить.

Макроэкономика - экономическая деятельность в рамках государства.

Микроэкономика - экономическая деятельность в рамках предприятия.

Спрос-готовность приобрести товар по определенной цене.

Закон спроса - повышение цен ведет к уменьшению величины спроса и наоборот, уменьшение цены ведет к увеличению спроса.

Нормальные товары - экономическая деятельность в рамках зависят от закона спроса. Товары низшей ценовой категории-это товары спрос, на которые растет при уменьшении доходов населения.

Величина спроса - объем товара ,который покупатели готовы приобрести при определенной цене.

Предложение - готовность продать товар по определенной цене.

Закон предложения – повышение цен ведет к росту величины предложения.

Закон стоимости -  величина спроса равна величине предложения, если покупается столько товаров, сколько производителям выгодно предложить по сложившейся цене. Эта цена называется равновесной.

Деньги- всеобщий эквивалент товаров.

5функций денег:

-мера стоимости

-средство платежа

-средство накопления

-средство обращения

-мировые деньги.

Конвертируемость - способность денег быть обмененными на другую валюту.

Бреттон-Вудские соглашения - определили доллар как мировую валюту.

Текущий вклад - банковский вклад который пополняется и к которого можно снимать.

Срочный вклад положен на определенный срок, если снять деньги раньше теряются проценты.

Депозит - деньги на счете в банке.

Способы обеспечить возврат кредитов: залог, поручительство.

Собственность - отношения по поводу производства и присвоения материальных благ.

Национализация - переход в государственную собственность.

Приватизация - переход в частную собственность.

Виды собственности: личная, коллективная, частная(приносит прибыль), кооперативная, арендная, совместная, муниципальная, государственная.

Предприятие - экономическая единица с правами юр.лица, занимающаяся изготовлением товаров или предоставлением услуг.

Цель предприятия - прибыль.

Издержки - денежные затраты на производство продукции: явные и вмененные издержки.

Вмененные издержки-другой вариант использования средств.

Себестоимость - сумма явных издержек.

Прибыль-разность между рыночной ценой и издержками.

Конкуренция - наличие выбора среди фирм.

Монополия - один поставщик конкурентной продукции.

Олигополия - диктат товаропроизводителей.

Несовершенная конкуренция-цена выше, чем это определено издержками.

Совершенная конкуренция – когда производитель может продать на рынке любое количество товара и это не изменит ситуацию на рынке.

ВНП – совокупность стоимостей всех товаров и услуг произведенных за год как в стране так и за рубежом гражданами этой страны.

ВВП - совокупность стоимостей всех товаров и услуг,  произведенных за год  в стране.

Рынок – отношения в сфере товарооборота.

Жизненный уровень – реальный доход на душу населения.

Бюджет-план доходов и расходов на год.

Политика.

Политика – сознательная деятельность в политической сфере общества, напрвленная на достижение и удержание власти.

Власть – возможность с помощью различных механизмов воздействовать на людей, осуществляя свою волю.

Виды власти: харизматическая, легальная, традиционная.

Легитимность - признание законности власти.

Субъект власти – тот, кто управляет, объект – тот, кем управляют.

Ресурсы власти- то, что используют для влияния (деньги, сила, убеждения, статус…).

Политическая система – совокупность политических институтов, социальных общностей и форм взаимодействия между ними, в которых реализуется политическая власть( проще все, что входит в политическую сферу).

Подсистемы: институционная нормативная,функциональная,коммуникативная,культурно-идеалогическая.

Государство – политическая организация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Признаки: территория и население; суверенитет; право на принятие обязательных законов; налоги; возможность применения мер принуждения.

Форма правления – организация гос. власти: порядок формирования, структура, статус высших органов власти.

Территориально-государственное устройство – внутреннее строение государства( унитарное, федеративное, конфедерация).

Политический режим-способ функционирования политической сферы общества.( самое общее понятие)(демократический, авторитарный, тоталитарный)

Государственный режим – совокупность средств, способов осуществления государственной власти.

Гражданское общество – совокупность неполитических отношений, выражающих частные интересы граждан.

Институты ГО создаются самими гражданами снизу.

Партия – добровольная политическая организация единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, представляющих интересы части народа и ставящая своей целью участие во власти.

Признаки партии: участие во власти, политическая программа и устав, фиксированное членство и партийный аппарат.

Политическое движение – общественное движение, преследующее политические цели и воздействующее на власть (нет фиксированного членства ,четкой структуры).

Правовое государство – государство, в котором созданы условия для существования гражданского общества.

Признаки: верховенство закона; гарантия прав граждан и равенство перед законом; разделение властей.

Политическая идеология – совокупность представлений, принципов группы граждан, призванная защитить её интересы в  сфере политической власти( концепции, мировоззрение, экономические и социальные теории)

6 типов идеологий: консерватизм, либерализм, коммунизм, социал-демократия, анархизм, фашизм.

Политическая культура – нормы и ценности, которые разделяются большинством граждан и выражаются в оценке событий и политической  деятельности.

Функции: приспособление; ориентирования; объединения, идентификация, социализация.

Типы: участия, подданническая, патриархальная.

Доминирующая, субкультура, контркультура.

Мажоритарная система – от каждого избирательного округа избирается один депутат.

Пропорциональная – голосование за списки кандидатов от партий, пропорционально этому распределяются места в парламенте.

Прямая демократия – граждане непосредственно участвуют в подготовке  обсуждении решений.

Плебисцитарная демократия – посредством голосования одобряют или отвергают проект закона, который готовился кем-либо.

М. Ю. Лермонтов поэт сверхчеловечества

Мережковский Д.С. (отрывок)

Лермонтовское влияние исключительно сильно проявилось в творчестве Д. С. Мережковского (возможно, именно глубокое усвоение лермонтовского "элемента" дало исследователю понять, ощутить эту особенность рассерженной сумрачной лермонтовской любви к миру). Постижение тайны лермонтовской поэзии Мережковским происходило и в процессе его собственного поэтического творчества

.У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие к созерцанию; у Лермонтова поэзия стремится к жизни, созерцание - к действию.

На первый взгляд может казаться, что русская литература пошла не за Пушкиным, а за Лермонтовым, захотела быть не только эстетическим созерцанием, но и пророческим действием- "глаголом жечь сердца людей".

Стоит, однако, вглядеться пристальнее, чтобы увидеть, как пушкинская чара усыпляет буйную стихию Лермонтова.

И на бунтующие волны

Льет усмирительный елей.

В начале - буря, а в конце тишь да гладь. Тишь да гладь - в созерцательном аскетизме Гоголя, в созерцательном эстетизме Тургенева, в православной реакции Достоевского, в буддийском неделании Л. Толстого. Лермонтовская действенность вечно борется с пушкинской созерцательностью, вечно ею побеждается и сейчас побеждена как будто окончательно, раздавлена.

Вот одна из причин того, что о Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали; одна из причин того, что пушкинское влияние в русской литературе кажется почти всем, лермонтовское - почти ниче

Забунтовал Гоголь - написал первую часть "Мертвых душ" и смирился - сжег вторую, благословил крепостное право. Забунтовал Достоевский, пошел на каторгу - и вернулся проповедником смирения. Забунтовал Л. Толстой, начал с анархической синицы, собиравшейся море зажечь, и смирился - кончил непротивлением злу, проклятием русской революции.

Где же, где, наконец, в России тот "гордый человек", которому надо смириться? Хочется иногда ответить на этот вечный призыв к смирению: докуда же еще смиряться?

И вот один естественный человек в русской литературе, до конца не смирившийся, - Лермонтов

"В наружности Лермонтова, - вспоминает С.И.Тургенев, -было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное". "Почему-то внимание каждого и не знавшего его невольно на нем останавливалось. Все от него отшатнулись, - рассказывает университетский товарищ Лермонтова, - а между тем что-то непонятное, таинственное влекло к нему. Разговор его похож на то, как будто кто-нибудь скребет по стеклу.

- Позвольте спросить вас, Лермонтов, какую это книгу вы читаете?

Он оторвался от чтения; как удар молнии, сверкнули его глаза - трудно было выдержать этот насквозь пронизывающий взгляд.

- Для чего вам знать?.. Содержание книги вас не может интересовать.

Как бы ужаленный, я бросился от него." Одна светская женщина уверяет, что глаза Лермонтова "имели магнетическое влияние". Иногда те, на кого он смотрел пристально, должны были выходить в другую комнату, не будучи в состоянии вынести этот взгляд.

Если бы довести до конца это первое бессознательное впечатление, то пришлось бы его выразить так, в человеческом облике не совсем человек; существо иного порядка, иного измерения; точно метеор, заброшенный к нам из каких-то неведомых пространств.

Как метеор, игрой судьбы случайной,

Кажется, он сам, если не сознавал ясно, то более или менее смутно чувствовал в себе это "не совсем человеческое", чудесное или чудовищное, что надо скрывать от людей, потому что этого люди никогда не прощают.

Отсюда - бесконечная замкнутость, отчужденность от людей, то, что кажется "гордыней" и "злобою". Он мстил миру за то, что сам не от мира сего; мстил людям за то, что сам "не совсем человек". "И никого-то он не любит", - жаловались на него бабушке.

Стихотворение "На смерть Пушкина" признано было в придворных кругах за "воззвание к революции". Это, конечно, вздор: далеко было Лермонтову до революции. Но недаром сравнивает его Достоевский с декабристом Мих. Луниным: при других обстоятельствах и Лермонтов мог бы кончить так же, как Лунин.

В детстве он напускался на бабушку, когда она бранила крепостных, выходил из себя, когда вели кого-нибудь наказывать, и бросался на отдавших приказание с палкою, с ножом, -что под руку попало.

Однажды в Пятигорске, незадолго до смерти, обидел неосторожным словом жену какого-то маленького чиновника и потом бегал к ней, извинялся перед мужем, так что эти люди не только простили его, но и полюбили, как родного.

Бабушка Лермонтова, после смерти внука, оплакивала его так, что веки на глазах ослабели, и она не могла их поднять. Кое-что знала она о "ядовитой гадине", чего не знали Вл. Соловьев и Достоевский.

"Какая нежная душа в нем!" - воскликнул Белинский.

Самое тяжелое, "роковое" в судьбе Лермонтова - не окончательное торжество зла над добром, как думает Вл. Соловьев, а бесконечное раздвоение, колебание воли, смешение добра и зла, света и тьмы.

Он был похож на вечер ясный,

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

Это и есть премирное состояние человеческих душ, тех нерешительных ангелов, которые в борьбе Бога с дьяволом не примкнули ни к той, ни к другой стороне. Для того, чтобы преодолеть ложь раздвоения, надо смотреть не назад, в прошлую вечность, где борьба эта началась, а вперед, в будущую, где она окончится с участием нашей собственной воли. Лермонтов слишком ясно видел прошлую и недостаточно ясно будущую вечность.

у Лермонтова так поразительно сильно чувство вечной необходимости, чувство рока - "фатализм". Все, что бу

дет во времени, было в вечности; нет опасного, потому что нет случайного.

Кто близ небес, тот не сражен земным.

Отсюда - бесстрашие Лермонтова, игра его со смертью.

"Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, - сказано в донесении одного кавказского генерала, - во время штурма неприятельских завалов на реке Валерике, имел поручение наблюдать за действием передовой штурмовой колонны, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот исполнил возложенное на него поручение с отличным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы".

За экспедицию в Большую Чечню представили его к золотой сабле.

Вся русская литература есть, до некоторой степени, борьба с демоническим соблазном, попытка раздеть лермонтовского Демона и отыскать у него "длинный, гладкий хвост, как у датской собаки". Никто, однако, не полюбопытствовал, действительно ли Демон есть дьявол, непримиримый враг Божий.

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добр

Сам поэт знает, что Демон его не дьявол или, по крайней мере, не только дьявол:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик, о нет!

Он был похож на вечер ясный,

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.

Почти то же говорит Лермонтов о себе самом:

Я к состоянью этому привык;

Но ясно б выразить его не мог

Ни демонский, ни ангельский язык.

Но кто же примирит Бога с дьяволом? На этот вопрос и отвечает лермонтовский Демон: любовь, как влюбленность, Вечная Женственность:

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом.

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом

"Будучи студентом, - рассказывает очевидец, - Лермонтов был страстно влюблен в Варвару Александровну Лопухину. Как сейчас помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было 15-16 лет, мы же были дети и сильно дразнили ее; у нее на лбу над бровью чернелось маленькое родимое пятнышко: и мы всегда приставали к ней, повторяя: "У Вареньки родинка, Варенька уродинка!" Но она, добрейшее создание, никогда не сердилась. Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей".

Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека, Бахметева. Может быть, она любила мужа, была верною женою, доброю матерью, но никогда не могла забыть Лермонтова и втайне страдала, так же, как он, хотя, по всей вероятности, не сознавала ясно, отчего страдает.

И вот сквозь тысячи измен, сквозь неимоверную пошлость, "свинство", хулиганство с женщинами - он верен ей одной, любит ее одну:

И я твержу один, один

Люблю, люблю одну...

Говорит ей просто:

...вас

Найдич Э. - Этюды о Лермонтове

Лермонтов родился в Москве в ночь со второго на третье октября 1814 года. Он погиб, не достигнув двадцати семи лет. Теперь никто не сомневается в гениальности лермонтовских произведений, начиная со «Смерти поэта» и до последних строк, написанных незадолго до дуэли.

 Очевидно, дело не только в содержании, но и в гармонии, красоте, в самом звуке, мелодии речи, эмоциональном заряде, не потерявшем силу даже через полтора столетия.

 Остается тайной тот механизм, который приводит к неслыханным результатам. Совершается творческая работа, непосильная целому обществу.

Он начал сразу как власть имеющий, — сказал Лев Толстой. — Каждое его слово было словом человека, власть имеющего... Лермонтов и я — не литераторы...»

Здесь, по-видимому, говорится о бо́льшем, чем литература, — о личности писателя, стоящей за искусством, его огромной мощи, властно затрагивающей все стороны человека: не только разум («властитель наших дум»), но и сердце, волю, поведение, восприятие жизни, природы.

Удивительно, что писатель, ставший совестью России, судьей своего времени, в расцвете таланта (Л. Толстому было около шестидесяти лет) сравнил себя с начинающим Лермонтовым.

О внутренней силе Лермонтова, о том, что он «был самого крепкого закала», говорили многие современники. «Глубокий и могучий дух!.. О, это будет поэт с Ивана Великого! Чудная натура. — писал 16 апреля 1840 года Белинский после свидания с ним в Ордонанс-гаузе, где поэт находился под арестом.

До сих пор не написано научной биографии Лермонтова, монографических исследований, охватывающих основные вехи его творчества. Объясняется это скудостью документальных материалов, сложностью осмысления художественной деятельности писателя, произносившего новое слово во всем, к чему бы он ни прикасался.

Очевидно, поэтому к 175-летию со дня рождения поэта основной «новостью» явилась перепечатка очерка Д. С. Мережковского (Рус. мысль. 1909): полный текст в журнале «Литературное обозрение» (1989. № 10), отрывки — в «Нашем наследии» (1989. № 5), «Книжном обозрении» (1989. № 40) и в «Огоньке» (1989. № 10). Такое внимание к Мережковскому объясняется стремлением периодических изданий, при отсутствии современных весомых работ, познакомить читателя с малоизвестным талантливым очерком писателя-символиста. При этом упускалось из виду, что это произведение скорее сохраняет значение для изучения символизма и русской религиозно-философской мысли начала XX века. Оно имеет мало отношения к пониманию жизни и творчества Лермонтова.

И все же сама попытка Мережковского подойти к поэзии Лермонтова, решая коренные вопросы развития русского общества, истолкование отрицания Лермонтова — «единственного человека в русской литературе, до конца не смирившегося»,

Верное понимание общественного значения лермонтовского творчества, его отрицания и протеста, сосредоточенности на судьбах и правах человеческой личности заслоняло крепнувший с годами подход Лермонтова к человеку как к природному существу, связанному с жизнью природы и вселенной. Внимание к внутреннему миру человека у Лермонтова не сводится к психологизму, раскрывающему характерологические особенности личности, причины и механизмы душевной жизни, а ведут к проникновению в ее глубинную суть. При отсутствии документов на основе произведений Лермонтова можно заключить, что самыми волнующими поэта религиозными вопросами были бессмертие души (здесь постоянные сомнения), проблемы божественной справедливости и мирового зла (отсюда богоборчество), христианского смирения, самоотречения и человеческих страстей.

Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова:

  • тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества);
  • тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности);
  • тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом);
  • тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души);
  • тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания);
  • тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков);
  • тема избранности (судьба поэта и его творений).

Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:

  • жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
  • разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»);
  • любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...»);
  • критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
  • трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Поэт», «Пророк»);

Главная тема творчества Лермонтова — личность в процессе самопознания и самовоплощения. Лирика Лермонтова — это летопись процессов самопознания и самовоплощения, становления души, и в этой исповедальности — истинное художественное открытие автора. Лирический герой Лермонтова предельно близок автору.

Мой Лермонтов.

Я долго думала: что для меня значит поэзия Лермонтова? Абсолютно точно, что при всем уважении к гражданственности, к переживаниям за судьбу поколения и отражении высокой роли поэзии, не это для меня самое ценное в поэзии МЮ Лермонтова.

Я впервые задумалась о том, что поэт прожил совсем короткую жизнь, а значит, большинство произведений он написал в очень молодом возрасте, почти как я сейчас.

Мне стал понятнее лермонтовский максимализм, неудержимая сила чувств, отсутствие полутонов. Мы все в школе учили «Парус» и помним: «А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой».

В моем понимании центральным образом у Лермонтова является мятежный демон. Сам по себе  демон фигура странная:

«Он был похож на вечер ясный,

Ни день ,ни ночь, ни мрак, ни свет»,-образ отражает метания, поиски своего мира, бога: «Хочу я с небом примириться».

Меня поражает исключительная сила и музыка стиха