ГИА. Полезные советы
На странице располагаются полезные материалы для подготовки к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шкала перевода первичных баллов в оценку. | 177.02 КБ |
Значение знаков препинания. | 18.47 КБ |
Презентация: ЕГЭ и ГИА 2013. | 753.5 КБ |
С 2_ Счинение по лингвистике. Рекомендации по написанию + примерный план. | 105.38 КБ |
Часть С2_36 цитат из сборника И.П. Цыбулько_ ГИА- 2013. | 71.99 КБ |
kodif.zip | 366.73 КБ |
literatura-demo-gia-2014.zip | 642.28 КБ |
russkiy-demo-gia-2014.zip | 613.71 КБ |
ФИПИ-ЦИТАТЫ | 122.16 КБ |
фУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ЯЗЫКЕ | 46 КБ |
Роль лингвистических явлений в языке | 24.74 КБ |
Языковые средства. Функциональная характеристика | 60.5 КБ |
a2.doc | 1.21 МБ |
a2_ege_2014_s_sayta_fipi.docx | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗНАЧЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
|
Собственные значения знаков препинания складывались в течение столетий. Всё случайное и неудачное отсеивалось, всё лучшее закреплялось в творчестве тонко чувствующих письменный текст авторов, в практике серьёзных издательств, в которых работали столь же тонко чувствующие значимость пунктуации редакторы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013
! В демоверсии 2013 задание С2.2 отсутствует.
Это значит, что все выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Как может быть сформулировано задание С2?
! В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
! Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2013 ?
Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Подробнее о критериях оценивания задания С2 можно прочитать
в ДЕМО-2013
Предлагаю вариант пошаговой инструкции по написанию сочинения С2.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Находим ключевые слова (основную мысль высказывания).
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
- о богатстве, выразительности, точности русской речи;
- о средствах выражения мыслей;
- о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
- о взаимосвязи лексики и грамматики;
- о роли синтаксиса в человеческом общении;
- о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
- сформулировать позицию автора высказывания;
- выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
- автор анализирует
- характеризует
- рассуждает
- отмечает
- доказывает
- сравнивает
- сопоставляет
- противопоставляет
- называет
- описывает
- разбирает
- подчёркивает
- ссылается на...
- останавливается на ...
- раскрывает содержание
- отмечает важность
- формулирует
- касается
- утверждает
- считает, что ...
- и т.д.
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
- действительно
- на самом деле
- не могу не согласиться с автором высказывания
- я полностью согласен с ...
- вынужден согласиться с ...
- я разделяю точку зрения автора высказывания
- я поддерживаю мнение автора
- бесспорно мнение автора о том, что ...
- и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
- примеров должно быть 2;
- примеры должны быть из указанного текста;
- приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
! В 2013 году обязательное требование – наличие 2-х объясненных аргументов.
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки.
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
! За отсутствие абзацев снимают баллы.
При написании данной статьи были использованы материалы из следующих источников:
- сайт "Капканы ЕГЭ" Бенделевой Л.М.;
- дидактические материалы Сафиной Р.Г.;
- "ЕГЭ 2013. Русский язык. Эффективная методика" И.В.Пасичник.
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. (204 слов)
Предварительный просмотр:
ГИА - 2013. 36 тем сочинений к части С2 из сборника |
Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский
Тест 3
«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин
Тест 4
«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня
Тест 5
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Тест 6
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия
Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский
Тест 8
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин
Тест 9
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский
Тест 10
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров
Тест 11
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий
Тест 12
«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина
Тест 13
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова
Тест 14
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский
Тест 15
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский
Тест 16
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова
Тест 17
«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор
Тест 18
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков
Тест 19
«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин
Тест 20
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова
Тест 21
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц
Тест 22
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Тест 23
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова
Тест 24
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик
Тест 25
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский
Тест 26
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов
Тест 27
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский
Тест 28
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов
Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой
Тест 30
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов
Тест 31
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр
Тест 32
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка
Тест 33
«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 34
«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко
Тест 35
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко
Тест 36
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Нина Сергеевна Валгина
Предварительный просмотр:
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
| |||||
|
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.
(5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: «(6)Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын рубакой и пьяницей!»
(7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал.
(11)Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад. (12)Мальчишкой я по целым часам пропадал в гимнастическом городке
1-го Стрелкового батальона, стрелял в тире пограничников. (13)Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот, пробирался с солдатами, считавшими пробоины, в укрытие перед мишенями. (14)Пули свистели над головами; было страшно, но очень занятно. (15)На обратном пути вместе со стрелками подтягивал солдатскую песню:
(16)Греми, слава, трубой
За Дунаем за рекой.
(17)Моё увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...
(18)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более – среди солдат.
(19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.
(20)По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. (21)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году.
(22)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (23)Я избрал военную карьеру.
(24)Было ли это следствием гадания? (25)Не знаю...
(По А. Деникину)*
* Деникин Антон Иванович (1872–1947 гг.) – русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.
ПОВТОР!!! Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение
удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. | ||
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
Предварительный просмотр:
ФУНКЦИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Знак препинания | Смыслоразличительная функция знака препинания |
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны как тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) |
|
Запятая |
|
Точка |
|
Вопросительный знак в конце предложения |
|
Восклицательный знак в конце предложения |
|
Двоеточие |
|
Тире |
|
Кавычки |
|
Скобки |
|
Точка с запятой |
|
Многоточие |
|
Предварительный просмотр:
In Google Drive ist ein Fehler aufgetreten. Wenn das Problem durch erneutes Laden der Seite nicht behoben werden kann, melden Sie den Fehler.
Weitere Informationen zu Google Drive finden Sie in der Hilfe.
Bitte entschuldigen Sie die Unannehmlichkeiten. Vielen Dank für Ihre Hilfe.
- Ihr Google Drive-Team
Предварительный просмотр:
Функциональная характеристика
языковых средств выразительности
Языковые средства | Назначение в тексте |
Анафора | - используется для усилия, подчеркивания предшествующего слова |
Антонимы | - как выразительное средство создания контраста |
Вводные слова | - выражают отношение говорящего к высказываемому; - эмоциональная оценка сообщаемого; - указание на экспрессивный характер высказывания; - указание на последовательность изложения; - указание на способ оформления мыслей; - призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, т.е. как вид коммуникативного контакта др. |
Вопросительные предложения | - служат собственно вопросом, вопросом – размышлением; - подчеркивают нужную мысль; - выражают предположение; - являются эмоциональным откликом на ситуацию |
Восклицание | - выражение сильного чувства, волнения; - выражение отношения автора (возмущение, ирония); - выражение эмоциональной прерывистости речи, например: Все отвергал. Законы! Совесть! Веру! (А.Грибоедов) |
Вставная конструкция | Смысловая емкость, реализующая: - дополнительное пояснение, уточнение; - поправку, оговорку; - попутное замечание; - добавочное сведение |
Гипербола | - с целью преувеличения какого-либо явления |
Градация | - с целью произвести впечатление по нарастающей |
Деепричастие, деепричастные обороты | - выражение краткости и динамичности |
Диалектизмы | - для реалистического изображения быта, т.е. создания «местного колорита»; - для речевой характеристики действующих лиц; - в качестве средств выразительности для передачи особенностей речи жителей определенной местности |
Игра слов | - с целью привлечь внимание, сделать акцент на что-то |
Инверсия | - для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков |
Метафора | - для создания образности (путем скрытого сравнения) и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом |
Многосоюзие | - для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения; - для усиления выразительности речи |
Неологизмы | - для создания оттенка необычности, новизны |
Неполные предложения | - с целью экономии языковых средств |
Обобщенно-личное предложение | - с целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки |
Образные выражения | - с целью сделать изложение живым, легким для восприятия |
Однородные члены (конструкции) | - показ динамики действий; - зарисовка общей картины как единого целого; - создание гаммы красок, звуков и т.д.; - создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью; - создание ритмического рисунка; - создание выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии |
Олицетворение | - для создания образности, выразительности. |
Парцелляция | - как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений |
Побудительное предложение | - для выражения волеизъявления говорящего |
Повтор лексический | - для обозначения большого числа предметов, явлений, например: за теми деревнями леса, леса, леса (П.Мельников-Печерский); - для усиления признака, степени качества или действия, например: Вон темный, темный сад (Н.Некрасов). И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой (М.Лермонтов); - для указания на длительность действия, например: Зимы ждала, ждала природа (А.Пушкин) |
Повтор стилистический | - для подчеркивания каких-либо деталей, в описании создания экспрессивной окраски, например: Прекрасный, чистый учтивый извозчик повез его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых… (Л.Толстой) |
Присоединительные конструкции (п.к.) | - для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность; - бессоюзные п.к. придают характер разговорности, непринужденности |
Профессионализмы | - в широком понимании – показатель образованности в определенной сфере, в узком – уместность употребления как уровень культуры |
Прямая речь | - дословная передача чужого высказывания; - средство характеристики говорящего; - средство создания художественного образа |
Разговорная лексика | - для создания атмосферы непринужденности, непосредственности |
Риторический вопрос | - для привлечения внимания читателя |
Ряды однородных членов | - для создания своеобразного ритмического рисунка текста |
Ряды синонимов (синонимы) | - с целью указания смысловых оттенков; - для характеристики экспрессии или эмоций |
Синонимы | Две функции: идеографическая и стилистическая - идеографические синонимы различаются оттенками значений; - стилистические - сферой употребления и экспрессивной окраской на фоне нейтрального основного слова синонимического ряда |
Сложные синтаксические конструкции | - как характеристика авторского стиля |
Сравнения | - для создания художественной выразительности |
Стилистически окрашенные слова | - выражают отношение к слову (разговорные, просторечные, народнопоэтические, высокие, сниженные, шутливо-иронические) |
Термины | - несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические единицы |
Фразеологизмы | - для придания высказыванию выразительности; - для создания образности |
Цитирование | - с целью дословной передачи чужих слов в качестве достоверности |
Эмоционально-окрашенные слова | - для выражения отношения к предметам, поступкам и т.д. |
Эпитеты | - целью художественной выразительности |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
А2 ЕГЭ 2014 из «Открытого банка заданий ЕГЭ» (Фипи)
1 вариант
1. В каком варианте ответа вместо слова КОМАНДИРОВАННЫЙ нужно употребить КОМАНДИРОВОЧНЫЙ?
1) Нас поселили в доме для КОМАНДИРОВАННЫХ.
2) КОМАНДИРОВАННОЕ удостоверение инженер положил на стол.
3) Со мною в гостинице жил КОМАНДИРОВАННЫЙ – приятный человек с рыжей бородой.
4) Простите, как вы попали на этот завод? Вы КОМАНДИРОВАННЫЙ?
2. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Они ещё долго бродили по старинному парку, который славился своими могучими ВЕЧНЫМИ дубами.
2) ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
3) Приходилось решать ВЕЧНУЮ проблему: где найти место, чтобы сытно и недорого пообедать.
4) Многие считают, что настоящая дружба должна быть ВЕЧНОЙ.
3. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Каждый выпускник школы должен владеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
2) Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАЦИОННЫМ и поэтому очень полезным.
3) Ведущий ИНФОРМАЦИОННОЙ программы должен соблюдать нормы орфоэпии.
4) Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба даёт возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.
4. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
5. В каком предложении вместо слова ПРАКТИЧЕСКИЙ нужно употребить ПРАКТИЧНЫЙ?
1) Важное значение для дальнейшей жизни имеют ПРАКТИЧЕСКИЕ навыки, приобретённые в раннем детстве.
2) Вихрев в ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни отличался редкостным простодушием.
3) Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.
4) Марина Васильевна очень взволновалась, но всё-таки прислушалась к мудрой и ПРАКТИЧЕСКОЙ своей приятельнице.
6. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?
1) Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.
2) Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.
3) Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.
4) Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.
7. В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить ВОДЯНИСТЫЙ?
1) На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.
2) Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.
3) Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.
4) ВОДНЫЙ стадион – гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.
8. В каком предложении вместо слова КРАСОЧНЫЙ нужно употребить КРАСЯЩИЙ?
1) Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.
2) В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.
3)
Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.
4) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами и входят в состав многих красок.
9. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми.
2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.
3) В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.
4) Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.
10. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ?
1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по чарам и колдовству ЗЛОЙ феи.
2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
4) Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.
11. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
12. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.
2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.
3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
13. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
1) Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.
2) Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.
3) Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.
4) ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.
14. В каком предложении вместо слова ЗВЕРИНЫЙ нужно употребить ЗВЕРСКИЙ?
1) Растительность становилась беднее, чаще попадался камыш и голые песчаные полянки со ЗВЕРИНЫМИ следами.
2) Постепенно у меня выработалось почти ЗВЕРИНОЕ чутьё: я нюхом чувствовал опасность.
3) Московские зодчие использовали некоторые элементы ЗВЕРИНОГО орнамента, так часто встречающегося в древних миниатюрных рукописях.
4) После болезни у меня разыгрался ЗВЕРИНЫЙ аппетит.
15. В каком предложении вместо слова ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ нужно употребить ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ?
1) Наша страна может гордиться цирковым ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ искусством.
2) Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ культуры.
3) Одна из ветвей государственной власти – ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ.
4) ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство актёра достойно восхищения.
16. В каком предложении вместо слова КОСТНЫЙ нужно употребить КОСТЯНОЙ?
1) Существует класс рыб с КОСТНОЙ тканью в скелете и в чешуе.
2) В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется КОСТНАЯ мука.
3) Человек этот был одет в старое пальто, а в руке держал он палку с КОСТНЫМ набалдашником.
4) КОСТНЫЙ мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.
2 вариант
1. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ?
1) Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНЯНОГО сланца.
2) Давыдов принес из кухни ГЛИНЯНУЮ чашку с холодными щами.
3) В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита.
4) Однажды я увидел возле этой хаты женщину, она растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
2. В каком предложении вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ?
1) АРТИСТИЧЕСКАЯ уборная В. Высоцкого превращена в музей.
2) Алевтина прекрасно понимала, что АРТИСТИЧЕСКАЯ карьера не для неё.
3) Этот актер обладал редким АРТИСТИЧЕСКИМ темпераментом, который легко подчинял себе зрителей.
4) Выступление нашего гимнаста было на редкость АРТИСТИЧЕСКИМ.
3. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) Во время переговоров участниками встречи обсуждены ГУМАННЫЕ вопросы.
3) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
4) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
4. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ?
1) Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках.
2) Во дворе немолодая женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
3) Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы.
4) Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.
5. В каком предложении вместо слова КАМЕНИСТЫЙ нужно употребить КАМЕННЫЙ?
1) В Кемеровской области большие залежи КАМЕНИСТОГО угля.
2) На крутых КАМЕНИСТЫХ склонах тающая снеговая вода сбегает вниз.
3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и КАМЕНИСТАЯ.
4) Почва на этом участке КАМЕНИСТАЯ и с трудом поддаётся обработке.
6. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?
1) Имена ВЕЛИКИХ российских полководцев известны всем.
2) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИКИЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
3) И вот наступил ВЕЛИКИЙ час расплаты за содеянное зло.
4) Человек не устаёт поражаться ВЕЛИКОМУ разнообразию флоры и фауны.
7. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Добро и зло, любовь и ненависть – понятия ВЕЧНЫЕ.
2) Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта ВЕЧНЫМ слоем пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счёт.
3) Есть ВЕЧНЫЕ человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.
4) Важные для истории документы были отданы в архив на ВЕЧНОЕ хранение.
8. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?
1) В этом ВЕЛИКОМ ансамбле сочетаются традиции древнерусского зодчества и современные архитектурные тенденции.
2) Дени Дидро и Вольтер были ВЕЛИКИМИ мыслителями Франции.
3) В этот майский день пришло ВЕЛИКОЕ известие, что мы победили и что война окончена.
4) Седой мужчина, опершись на трость, напряжённо вслушивается в голос ВЕЛИКОГО певца современности.
9. В каком предложении вместо слова ИНЖЕНЕРНЫЙ нужно употребить ИНЖЕНЕРСКИЙ?
1) По своим ИНЖЕНЕРНЫМ, архитектурным и эстетическим параметрам новый комплекс удачно вписывается в ландшафт этой местности.
2) Эта международная выставка ещё раз подтвердила приоритет нашего государства в области ИНЖЕНЕРНОГО дела.
3) Старик медленно шёл по полю вдоль трибун с высоким мужчиной в ИНЖЕНЕРНОЙ фуражке.
4) Деятельность этого коллектива отличает финансовая безупречность и профессиональный ИНЖЕНЕРНЫЙ подход к делу.
10. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
1) ИСКУСНЫЕ кружевницы Вологодчины издавна славились своим мастерством.
2) В левом нижнем углу картины художник сделал удивительно ИСКУСНЫЙ и твёрдый росчерк.
3) Слушателей поразило ИСКУСНОЕ исполнение романса начинающим певцом.
4) ИСКУСНЫЙ интеллект имеет свои преимущества.
11. В каком предложении вместо слова ВЫСОКИЙ нужно употребить ВЫСОТНЫЙ?
1) Все переживания артиста цирка при выполнении ВЫСОКОГО номера описаны в этой книге.
2) Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.
3) На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности.
4) В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.
12. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ?
1) Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты ГЛИНЯНОЙ почвы.
2) Пол почти во всех комнатах был ГЛИНЯНЫЙ.
3) Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых,
ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках.
4) Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.
13. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?
1) Кое-где по мху и лопухам БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.
2) Передо мной открылась БОЛОТНАЯ местность, со всех сторон окружённая лесом.
3) В народе выпь называют БОЛОТНОЙ коровой: ревёт она, «мычит» быком.
4) В высоких БОЛОТНЫХ сапогах, с ружьём за спиной бродит Сева по болотам целыми днями в поисках дичи.
14. В каком предложении вместо слова ЖИЛОЙ нужно употребить ЖИЛИЩНЫЙ?
1) Изба состояла из ЖИЛОЙ половины и сеней.
2) ЖИЛАЯ площадь помещения составляла около сорока квадратных метров.
3) Изменение планировки квартиры необходимо утверждать в ЖИЛОЙ комиссии.
4) Весной наглухо заколоченные дачи стали принимать ЖИЛОЙ вид.
15. В каком предложении вместо слова РАЗДРАЖЕНИЕ нужно употребить РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ?
1) Укус комара обычно вызывает РАЗДРАЖЕНИЕ кожи.
2) Постоянное чувство усталости, бессонница, РАЗДРАЖЕНИЕ являются симптомами этого заболевания.
3) От резкого запаха я почувствовал РАЗДРАЖЕНИЕ в носу.
4) Световые лучи вызывают на сетчатке зрительное РАЗДРАЖЕНИЕ, приблизительно раз в пять меньшее, чем при падении на центр глаза.
16. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Вратарь хоккейной команды НАДЕВАЕТ экипировку, защищающую его от ударов шайбы.
2) Летняя олимпиада стала самым ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ событием минувшего года для многих миллионов людей.
3) Если голос у исполнителя негромкий, а музыкальное сопровождение ЗВУЧНОЕ, артисту приходится постоянно напрягать связки.
4) Передел мирового энергетического рынка ВСТУПИЛ в новую фазу
3 вариант
1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) В декабре ударили сильные морозы, и плотный лёд за одну ночь ОДЕЛ все реки в прочную зимнюю броню.
2) Тренер ВОСПОЛНИЛ команду новыми игроками, что в немалой степени способствовало успеху в отборочных играх нового сезона.
3) Читая это письмо, нельзя было не отметить, что АДРЕСАНТ отличается незаурядным красноречием.
4) Медсестра несколько раз энергично ВСТРЯХНУЛА ртутный градусник и с ободряющей улыбкой протянула его пациенту.
2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Спустя полчаса приёма ОЖИДАЛИ уже несколько пациентов.
2) Добро и зло – понятия ВЕЧНЫЕ.
3) Консульский паспорт для лиц, имеющих статус дипломата, выдаётся Министерством иностранных дел РФ российским гражданам, выезжающим на ДИПЛОМАТИЧНУЮ работу, а также их супругам, следующим вместе с ними.
4) Иней ОДЕЛ все деревья в серебристые наряды, и всё вокруг заискрилось и заиграло на зимнем солнце, создавая ощущение праздника.
3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Все необходимые инструменты были ПРЕДОСТАВЛЕНЫ проводящим ремонтные мероприятия рабочим вовремя.
2) В январе прошли обильные снегопады: пышные снега ОДЕЛИ в зимние наряды леса и поля.
3) В ходе проведения избирательной кампании были использованы новые ВЫБОРНЫЕ технологии.
4) В мотивировочной части должны быть указаны все документы, послужившие основанием к наложению ДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО взыскания, с указанием их реквизитов.
4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Удобного случая для преподнесения этого необычного подарка пришлось ОЖИДАТЬ несколько месяцев.
2) Если голос у исполнителя негромкий, а гитара будет ЗВУКОВАЯ, то артисту придётся постоянно напрягать связки.
3) Не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, Сергей поспешно встал и первым протянул вошедшим гостям руку для крепкого рукопожатия.
4) Несмотря на то что рядом были опытные товарищи, побывавшие во многих боях, молодой солдат испытал какой-то ЖИВОТНЫЙ страх, когда увидел орудия, направленные прямо на их окоп.
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Современное общество пытается УСВОИТЬ новое направление в развитии коммуникации – коммуникативный менеджмент.
2) Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.
3) В Красноярске впервые состоялся международный конкурс АРТИСТИЧЕСКОГО мастерства «Весна – 2012».
4) Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.
6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара.
2) Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных.
3) Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.
4) По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ.
7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.
2) В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.
3) Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.
4) Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.
8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.
2) Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.
3) Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.
4) Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.
9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Известный режиссёр ощущал НЕТЕРПИМУЮ потребность передавать опыт молодым актёрам и поэтому создал свой театр.
2) Сотрудники лесничества и пожарные совместными усилиями потушили разгоревшийся в БОЛОТИСТОЙ местности крупный природный пожар.
3) ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает благотворное влияние на человека.
4) Известный режиссёр снял навеянный АВТОБИОГРАФИЧЕСКИМИ мотивами фильм – групповой портрет своего поколения.
10. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) В российском прокате с большим успехом прошла картина культового режиссёра итальянского кино, которую он назвал АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ.
2) ГАРМОНИЧНЫЕ пропорции здания основаны на классических образцах.
3) Чемпионы страны последние два матча отыграли на самом ВЫСОТНОМ уровне.
4) Выставка известного фотохудожника даёт возможность лучше понять, какие ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ и экономические реформы произошли в стране за короткий период времени.
11. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) В этой ГОРИСТОЙ местности прячутся глубокие тёмные пропасти.
2) Опера Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – это два с половиной часа непрерывной музыки, почти НЕСТЕРПИМОЙ в своём драматизме.
3) В театре состоялся БЛАГОТВОРНЫЙ концерт, в котором приняли участие известные актёры.
4) ДИПЛОМАТИЧЕКАЯ миссия завершилась успешно благодаря профессионализму представителей страны.
12. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Научный эксперимент начнётся только после ОБОСНОВАНИЯ практической необходимости подобного исследования.
2) АРТИСТИЧЕСКИЕ коллективы неоднократно посещали наш город.
3) Инициативная группа собрала ПОДПИСИ граждан под обращением в защиту природы.
4) Для проведения соревнований необходимо иметь резервное поле с ИСКУСНЫМ покрытием.
Ответы
1 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 |
2 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1 | 4 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 | 2 | 4 | 2 | 2 |
3 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
2 | 3 | 4 | 2 | 1 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 | 3 | 4 |