Для Вас, родители!

Уважаемые, родители! В месячник по профилактике применения ПАВ, на сайте вы найдете много интересной и полезной информации и можете принять участие в опросе, проводимом реабилитационным центром "Сибирь"  

http://rcsibir.ru/vote/vote_new.php?VOTE_ID=1

 

http://goo.gl/7py0aY

 

Презентации по профилактике употребления детьми ПАВ

http://www.myshared.ru/slide/410897/

http://www.myshared.ru/slide/248263/

Тренинги     http://www.menobr.ru/materials/729/28738/

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям

Простые правила (памятка для родителей)

 

В настоящее время проблема распространения и употребления наркотиков, употребления алкогольных напитков, особенно пива,  волнует  большинство родителей, школьных   педагогов. Сегодня   ребёнку могут предложить наркотики и алкоголь вне дома:    во дворе, в подростковом клубе,  на дискотеке, в гостях  и даже в учебном заведении

Вы не в силах исключить возможность этого, и всегда должны быть готовы к такому развитию событий.  Как помочь ребенку вовремя сказать «Нет!», уберечь его от возможных страшных последствий?

Почему это происходит? Почему они решают попробовать наркотик и (или) алкоголь?

Вот ответы некоторых подростков:

-   это выражение внутреннего протеста;

-   это знак принадлежности к определённой молодежной группе;

- это риск, а потому интересно;

- это приносит приятные ощущения;

- так приятно на любой вечеринке;

- это помогает чувствовать себя взрослым;

- это помогает забыть о проблемах.

Отчего зависит, станет ли Ваш ребёнок пробовать наркотики и станет ли он наркоманом?

Если ребёнок комфортно чувствует себя в семье, то он либо не станет пробовать наркотики, либо это будет досадной случайностью. Но если ребёнок испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого найти поддержку и защиту, то наркотик может стать для него тем, чего ему не хватает в жизни. В отдельных случаях даже однократное употребление наркотика может привести к зависимости от него.

В общении с ребёнком есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Они помогают родителям устанавливать с детьми отношения взаимного уважение и доверия. И тогда в семье о ребёнке знают все, не следя за ним специально, отпускают подростка в компанию, не допрашивая о тех, кто с ним будет, замечают, что с ребёнком не всё в порядке раньше, чем он пожалуется сам…

  • Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
  • Умейте выслушивать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своём.
  • Рассказывайте им о себе: пусть Ваши дети знают, что Вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.
  • Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к Вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с Вами.
  • Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребёнок должен знать, чего от Вас ожидать.
  • Старайтесь всё делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребёнка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит сделать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.
  • Общайтесь с его друзьями: подросток часто ведёт себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
  • Помните, что ребёнок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить в свои силы.
  • Показывайте пример. Алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для Ваших детей.
  • Не запугивайте, они могут перестать Вам верить!

Никто из Вас не хочет видеть своего ребёнка наркоманом. Все мы надеемся, что чаша сия минет нас. Но всё же будьте начеку. Помните, что чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.

Памятка для родителей

Признаки и симптомы возможного употребления психоактивных веществ подростками (к психоактивным веществам относятся: наркотики, табак, алкоголь, в том числе пиво)

Дома Вашребенок может…

  • Избегать членов семьи
  • Избегать смотреть в глаза родителям
  • Иметь колебания настроения
  • Спорить ни о чем
  • Не соблюдать семейные правила или поступать наперекор просьбам родителей
  • Лгать
  • Нецензурно выражаться
  • Проявлять тревожность, болезненную подозрительность, скрытность
  • Излишне увлекаться громкой рок музыкой
  • Приходить домой с покрасневшими глазами
  • Иметь пристрастие к сладостям
  • Много спать или засиживаться допоздна
  • Ускользать украдкой из дому по ночам или убегать в любое время
  • Вести непонятные разговоры по телефону
  • Иметь проблемы с законом
  • Говорить о самоубийстве.

В школе ребенок может…

  • Плохо концентрировать внимание
  • Демонстрировать снижение интереса к учебе
  • Снизить успеваемость
  • Обвинять в проблемах учителей
  • Грубить школьной администрации
  • Пропускать внеклассные мероприятия
  • Опаздывать, уходить с урока, прогуливать уроки
  • Списывать, красть или хулиганить
  • Драться

При этом родители могут обнаружить, что им стало трудно общаться со своим ребенком, замечать пропажу денег и не знать, где он находится в свободное время.

Что же делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет психоактивные вещества?

Самое главное, не впадайте в панику!

1.К первому разговору необходимо подготовиться:

  • На листе бумаги сделайте список того, что происходит с ребенком за последнее время – 1-2 недели – с указанием дат, что позволяет:

- систематизировать знания о ситуации;

- быть более спокойным/и и объективным/и во время беседы;

- убедить ребенка в том, что его поступки контролируются.

  • Напишите список родственников, родителей друзей ребенка, учителей, которым  доверяете, и которые значимы для вашего ребенка.
  • Узнайте адрес медицинского учреждения, где можно пройти тест на наркотики, адреса аптек, где можно купить тест-полоски.
  • Вести разговор следует, по возможности, обоим родителям.
  • Выбрать время, когда ребенок не находится под воздействием психоактивных веществ, не голоден.
  • Выбрать место.

- Разговор может происходить в комнате ребенка, но лучше если он будет

проходить на «нейтральной» территории, например, в гостиной.

- Лучше если расстояние между вами и ребенком будет около 1,5 метров.

- Лучше, если вы сядете на стулья или в неглубокие кресла лицом друг к другу,

для того чтобы, смотреть друг другу в глаза.

2. Ведение разговора:

  • Спокойным, но твердым тоном (без металла в голосе), не обвиняя, применяя «Я высказывания»: «Я/Мы обнаружил/и, что…», «Я/Мы думаем, что …» сообщите сыну или дочери о том, что ваши действия продиктованы любовью и тревогой за него/нее. Ни к коем случае не кричите и не обвиняйте ребенка!
  • Приведите собранные Вами доказательства, свидетельствующие об употреблении.
  • Попросите его/её объяснить свое поведение.
  • Внимательно, спокойно и доброжелательно выслушайте все высказывания, доводы ребенка.
  • Скажите, что Вы не одобряете употребление психоактивных веществ, что такое поведение противоречит правилам и нормам Вашей семьи. Отстаивая свою точку зрения, можете установить для него/нее правила проживания в семье (например, что Вы не будете давать денег на дискотеку и т.д.).
  • Не читайте мораль. Не угрожайте наказанием, Вы можете спровоцировать уход ребенка в его привычную компанию.
  • Объясните опасные последствия употребления психоактивных веществ (передозировки, заражения ВИЧ, проблемы в получении образования и работы).
  • Не верьте его уверениям, что он справиться без посторонней помощи и попытайтесь уговорить обратиться к специалистам.
  • Скажите ребенку, что Вы переговорите о ситуации с родственниками, учителями, родителями друзей, которым ребенок доверяет.
  • В первом разговоре ребенок может категорически отрицать употребление чего-либо. Если Вы подозреваете употребление наркотиков, скажите, что Вы верите, но чтобы убедить Вас в неправоте, он/она должен пройти тест на наркотики. Предложите на выбор, или пойти в медицинское учреждение или провести тест дома. Тест-полоски на определение наркотика в моче продаются в аптеках.

3. Обратитесь за помощью к специалистам: психологу, психотерапевту,  врачу   наркологу с ребенком, если он/она признался в употреблении, или сами, если ребенок отрицаем факт приема психоактивных веществ.

 

Если ребенок отказывается обращаться к наркологу, помните, что важен первый шаг. 

 



Предварительный просмотр:

 ПОЧЕМУ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ПРОБУЮТ НАРКОТИКИ В ПЕРВЫЙ РАЗ? 

Подавляющее большинство молодых людей начинают употреблять наркотики просто из любопытства, чтобы узнать, что это такое. Молодые люди слышат о приятных эффектах воздействия наркотиков от других людей и хотят пережить такие же ощущения. Если соблазн ощутить необычные состояния преодолевает осознание опасности последствий, то подросток может решиться на эксперимент.

Другие молодые люди начинают употреблять наркотики как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей.

Причиной первого употребления наркотика может быть и желание развлечься, получить чувственное удовольствие. Очень сильным мотивом для первой пробы наркотиков может быть стремление не отставать от друзей или других представителей социальной группы.

Вероятность приобщения подростка к наркотикам очень сильно может зависеть от того, употребляют ли их его друзья. Некоторые подростки хотят добиться признания, стараясь казаться более отважными и решительными, чем другие, совершая поступки, на которые другие не решатся. Они хотят показать, что уже взрослые и могут делать то, что непозволительно детям.

Еще одним важным мотивом для того, чтобы попробовать наркотики, может быть желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти таким образом от проблем или, наоборот, обрести способность им противостоять:

·  Мне нужно было отвлечься от одолевших меня проблем.

·  Я чувствую себя усталым и подавленным, и мне нужно было взбодриться.

·  Мне нужно было бодрствовать всю ночь, чтобы подготовиться к экзаменам.

·  Когда я «сижу на травке», я чувствую себя более уверенно и способен сделать все, что захочу.

·  Наркотики становятся средством, позволяющим чувствовать себя среди людей более комфортно.

Те, кто использует наркотики, чтобы снять внутреннее напряжение и беспокойство, уйти от проблем или действительности или же компенсировать ощущение собственной неполноценности, могут незаметно привыкнуть постоянно прибегать к наркотикам как к простому и надежному средству.

Некоторые молодые люди начинают заниматься продажей наркотиков в самом раннем возрасте, прежде чем сами начинают их употреблять. В конце концов, от торговли наркотиками можно прийти к их употреблению.

Причины приобщения молодых людей к наркотическим веществам бывают самыми разными. Те, кто, стремясь разрешить личные эмоциональные проблемы, регулярно употребляют наркотики, не вызывающие физиологической зависимости, становятся психологически зависимыми от них. Также толчком к экспериментам с наркотиками является проблемная ситуация в школе. Неуважительное и несправедливое отношение со стороны учителей, навешивание ярлыков, оценочные и даже оскорбительные высказывания педагогов по поводу внешности и способности детей, манипулирование чувством вины и конкуренцией разрушают у детей ощущение безопасности в школе, занижают их самооценку, снижают доверие к педагогам. Если давление обстоятельств вызывает у ребенка парализующее состояние, то можно обнаружить порой прямые параллели между этим эмоциональным состоянием и развитием зависимости.

Потребность в употреблении наркотиков часто возникает по причине внутренних семейных проблем. Семья является первичным институтом социализации ребенка. Здесь дети учатся основным правилам жизни, деятельности, отношениям, опираясь на индивидуальные родительские примеры и на межличностный стиль взаимоотношений членов семьи. Выделяют три стиля воспитания, наиболее способствующих формированию зависимости. 

1. Гиперопекающий (сверхзаботливый) стиль воспитания.

При  гиперопеке родители стремятся выполнять за ребенка большинство задач, относятся к нему, как к «маленькому», контролируют каждый его шаг, игнорируют его взросление, стимулируют сохранение таких детских качеств, как наивность, игривость, беспомощность, тем самым оставляя слишком мало свободного места для экспериментирования и опробования новых способов поведения, мало содействуя развитию самостоятельности и ответственности. Родители «сдувают пылинки» с ребенка, содержат его в оранжерейных условиях, сами осуществляют выбор друзей. Практически каждый шаг ребенка контролируется взрослыми, они решают его проблемы в школе, утрясают конфликты с друзьями и учителями и т.д.

 2. Авторитарный стиль воспитания.

В семьях, где повиновение и наказание являются высшими правилами воспитания, родители закрыты для постоянного общения с детьми. Они устанавливают жесткие правила и требования, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. В таких семьях с ребенком разговаривают стереотипными фразами: «ты должен», «ты обязан», «слушай, что я говорю», «делай, как тебе говорят». Родители играют роль непререкаемого авторитета, требуют беспрекословного повиновения, при этом добиваются уважения к себе и отказывают в этом ребенку, постоянно подчеркивают свое право, ущемляя права ребенка. Они прибегают к физическим наказаниям за то, что ребенок получил плохую оценку или не выполнил поручения. В таких семьях ребенка часто стыдят, унижают оскорбительными словами типа «идиот», «лентяй», «безмозглый», «тупой» и т.д., а успехи детей воспринимаются как должное. Настоящая родительская любовь подменяется тщеславием или ощущениями своей жертвенности. Дети, воспитанные в таких семьях, имеют изначально заниженную самооценку. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми, а мальчики - неуправляемыми и агрессивными.

 3. Попустительский, или все допускающий, безразличный стиль воспитания.

В семьях с таким стилем воспитания отсутствует система правил, родители заняты решением своих проблем и считают, что ребенок может и должен справиться со своими проблемами самостоятельно. Их не интересует, чем занимается ребенок, какие у него потребности, интересы. Порой родители откупаются от ребенка деньгами, одеждой, сладостями, тем самым формируя у него потребительское отношение к жизни. Приоритетными становятся материальные ценности. Жизнь строится по принципу главенства желания (потребности), предполагающего отсутствие контроля и обязательств. Это ведет к безнадзорности, замедлению формирования у ребенка социальных навыков, к склонности детей попадать в дурные компании и скверные истории.

Существует связь между описанными стилями семейного воспитания и различными семейными факторами, которые могут способствовать употреблению наркотиков. 

Конфликты

·  Конфликты между родителями.

·  Безответственность мужа.

·  Несчастливая семья.

·  Несчастливая мать.

·  Дисгармония в семье.

·  Отец принимает недостаточное участие в делах семьи.

·  Дети как заложники семейных ссор.

Ребёнок - «козёл отпущения»

·  Родители обвиняют ребёнка во всех конфликтах и проблемах, срывают на нём своё зло.

Разводы, неполные семьи

·  Неполные семьи.

·  Один или оба родителя отсутствуют дома большую часть времени.

·  Отсутствие одного из родителей.

Лицемерие

·  Двойные стандарты поведения: одни для себя, другие - для детей.

·  Отрицание родителями своей неправоты и ошибок.

Психологические «костыли»

·  Родители   чувствуют  неуверенность  в  борьбе  с  жизненными проблемами, дети не учатся у них противостоять трудностям, а берут пример с тех,  кто «борется» с помощью алкоголя или наркотиков.

Недостаток общения

·  Недостаточная способность к общению.

·  Родители не понимают детей.

·  Родители не стремятся к общению, опасаясь услышать что-либо нежелательное для себя.

·  Дети, которые могут открыто говорить со своими родителями, значительно реже прибегают к наркотикам, чем те, кто такой возможностью не обладает.

В случае нарушения эмоционального контакта между ребенком и родителями разрушается и эмоциональная зависимость - основа воспитания. Но человек не в состоянии существовать вне группы, и он начинает искать возможность «прикрепляться» к кому-то вне семьи.

В условиях широкой распространённости подростковой наркомании крайне высока вероятность того, что группа, которую подросток или ребенок выберет в качестве эмоционального «донора», будет заражена наркотическим «вирусом». У такой группы система ценностей и общепринятые модели поведения в той или иной степени подчинены наркотику. Устанавливая с ней связь на уровне переживаний и впадая в дальнейшем в эмоциональную зависимость, ребенок начинает перенимать эти модели и оказывается связанным с наркогенной средой, а значит, и с наркотиком. Это начальный этап наркозависимости. Будучи принятым в группу, подросток обязан следовать ее нормам. В наркотиках начинают видеть средство, которое дает ощущение безопасности и покоя, позволяет снять внутреннее напряжение. Если человек психологически пристрастился к наркотикам, вызывающим и физиологическое привыкание, то сила такой зависимости удваивается желанием снять боль.



Предварительный просмотр:

Признаки употребления наркотических веществ


  • Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;

  • изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;

  • изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;

  • изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);

  • изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;

  • изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища; блеск глаз;

  • сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;

  • изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;

  • изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность или же замедленность, невнятность, нечеткость речи.


^ При употреблении конопли – у наркомана расширены зрачки, красные глаза, покраснение губ, сухость во рту. Наркоман подвижен, весь в движении. Речь ускоренная, торопливая. Очень верный признак – зверский аппетит, обычно на исходе опьянения.

^ При приеме опиатов – сонливость, в самые неподходящие моменты, может забыть о прикуренной сигарете и обжечься, либо выронить ее, периодически просыпается и сразу начинает принимать участие в разговоре. Речь наркомана медленная, он растягивает слова, может по несколько раз говорить об одном и том же. В этом состоянии он добродушен, спокоен, если ему ничего не мешает. Очень верный признак – зрачок, который необычно узкий, не реагирует на свет, т. е. не расширяется. Кожа – бледная, но губы могут быть припухшими, покрасневшими. Сильно снижена болевая чувствительность. Общий признак – это нарушение режима сна и бодрствования (поздно ложится и поздно встает (если есть наркотик или деньги).

^ При приеме психостимуляторов – наркоман необычайно оживлен, стремителен в действиях и решениях. Не может сидеть на одном месте. Очень быстро говорит, перескакивает с одной темы на другую. Расширенные зрачки. Быстро выполняет все дела. Если у наркомана есть наркотик или деньги на него, то он может находиться в таком состоянии несколько суток. Некоторые виды психостимуляторов сильно повышают половое желание наркомана, поэтому часто психостимуляторы употребляют вдвоем с женщиной. Наркоманы могут по несколько часов заниматься каким-то одним делом, к примеру, убираться дома.

^ При приеме галлюциногенов – признаки вытекают из названия, разнообразные галлюцинации – визуальные, когда наркоману видятся разные животные – крысы, крокодилы, мухи, жуки, змеи, он может смотреть на пол, и ему кажется, что там болото со змеями, из телевизора кто-то может с ним разговаривать и т. п., слуховые галлюцинации – когда наркоману слышатся голоса, что кто-то с ним говорит, наркоман может говорить с этим “кем-то”. При длительном употреблении или при прекращении приема часто бывают депрессии, психозы.

^ При приеме снотворных препаратов – похоже на алкогольное опьянение. Речь невнятная, заплетающаяся. Бывает сухость во рту. Координация движений нарушена. При приеме некоторых снотворных препаратов в больших дозах могут быть – галлюцинации.

^ При приеме летучих наркотически действующих веществ – тоже напоминает алкогольное опьянение, шумное, вызывающее поведение. От ребенка пахнет ацетоном, бензином, клеем “Момент”. Часто бывают галлюцинации, из-за них подростки и начинают употреблять, галлюцинации они называют “мультиками”.



Предварительный просмотр:

ОБ этих признаках  употребления наркотиков

вы должны предупредить  родителей

Будьте внимательны, приглядитесь к поведению и внешности вызывающего подозрение подростка. Некоторые поступки служат своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и вполне нормальные возрастные изменения подростка. Тем не менее, насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:

  1. точечные следы уколов по ходу вен на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки;
  2. состояние вялости, заторможенности, быстрая утомляемость, малая подвижность, расслабленность конечностей, обмякшая поза, свисающая голова, стремление к покою, сменяемые необъяснимыми возбуждением и энергичностью, бесцельными движениями, перебиранием вещей, неусидчивостью (независимо от ситуации);
  3. погруженность в себя, разговоры с самим собой;
  4. неустойчивость эмоционального состояния, внезапные и резкие изменения отношения к чему-либо, подъем настроения, сменяемый необычайными вспышками раздражительности, злобы, паники, агрессивности, враждебности без понятной причины;
  5. заметное уменьшение или возрастание аппетита и жажды;
  6. необоснованное снижение посещаемости школы, безразличное отношение к отметкам;
  7. сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), спорту, учебе и общению с прежними друзьями;
  8. частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные в данном разделе;
  9. игнорирование нормального режима жизни, появление сонливости в дневное время, а бессонницы ночью;
  10. неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки и их причины, ухудшение памяти и внимания, рассеянность;
  11. неадекватные реакции на замечания или вопросы, грубость;
  12. быстрая, подчеркнуто выразительная или замедленная, но бессвязная, смазанная, невнятная, нечеткая речь;
  13. очевидные лживость, изворотливость, цинизм и беспокойство;
  14. ослабление связей с родителями и другими членами семьи, непослушание родителей и учителей;
  15. постоянный поиск денег, частое их одалживание у родителей, друзей или знакомых и при этом большие денежные траты непонятно на что;
  16. возросшие тревожность, скрытность и лукавство в поведении, стремление к уединению и уходу из дома;
  17. ничем не объяснимое позднее возвращение домой в необычном состоянии, напоминающем алкогольное опьянение, но без запаха спиртного и последующее за этим трудное пробуждение по утрам;
  18. малопонятные разговоры по телефону с использованием жаргона (“травка”, “ширево”, “колеса”, “план”, “приход”, “мулька”, “джеф”, “ханка”, “кумар” и т.п.) и обрывков фраз (“мне надо”, “как там дела”, “достал?” и т.п.);
  19. отказ от употребления спиртного (если прежде охотно употреблял);
  20. изменение внешнего облика - неряшливость, запущенность в одежде, общее похудание, бледность, землистый цвет или покраснение, маскообразность и одутловатость лица, сальный налет на лице, круги под глазами, красные или мутные глаза, чрезмерно широкие или узкие (до точки) и не реагирующие на свет зрачки, гипомимичность, либо наоборот, оживление мимики, сухость, шелушение, морщинистость и дряблость кожи, тусклость и ломкость волос, сухость губ или повышенное слюноотделение;
  21. появление символики наркоманов (например, зеленого пятилистника, обозначающего коноплю, или улыбающегося личика -символа ЛСД);
  22. частое упоминание и позитивные высказывания о наркотиках, убежденное отстаивание свободы их употребления;
  23. стремление уйти от ответственных решений и мыслительного напряжения, потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность;
  24. неуверенная, шатающаяся, неустойчивая походка, плавные, замедленные или неточные порывистые, размашистые движения, повышенная жестикуляция, множество лишних движений, покачивание в положении стоя или сидя (особенно явное при закрытых глазах);
  25. умственные и (или) физические отклонения от нормы - замедленное мышление, снижение реакции, потеря веса, аппетита, тре-мор (мелкая дрожь), тошнота, частый насморк, хронический кашель, галлюцинации, потеря ориентировки во времени и пространстве, депрессия и т.п.;
  26. пропажа денег, вещей из дома или в классе (кражи, совершаемые ребенком также являются сигналом наркотической опасности);
  27. внезапное появление интереса к содержимому домашней аптечки, литературе по фармакологии, действию различных лекарств, стремление завязать знакомство с работниками аптек и учреждений здравоохранения;
  28. запах лекарств и других химических веществ изо рта, от волос и одежды (сладковатый запах, похожий на запах благовоний, тмина или мяты, а также запах клея, растворителя и т.д.);
  29. обнаружение у подростка предметов или следов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул или таблеток (особенно снотворного или успокоительного действия) в его вещах; желтых или коричневых пятен на одежде или теле; шприцев, игл, марлевых и ватных тампонов, резиновых жгутов, ампул и пузырьков из-под жидких медицинских препаратов, мелких денежных купюр, свернутых в трубочку или разорванных пополам, самокруток, сухих частиц растений, папирос “Беломор”, “Казбек” или “Север” в пачках из-под сигарет, похожих на пластилин комочков с сильным запахом, странного вида трубок, которые пахнут вовсе не табаком, закопченной ложки, фольги или лезвия с частицами белого порошка или бурой грязи, ацетона или других растворителей, а также пропитанных ими тряпок, губок и полиэтиленовых пакетов, тюбиков из-под синтетического клея и другой тары из-под различных средств бытовой химии.
  30. Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие нескольких из этих признаков должно. вызывать подозрение В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков.

Значимые для родителей признаки ранней алкоголизации

и наркотизации детей

1.Ребенок в семье отстраняется от родителей, часто и надолго исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.

2.У нею меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые предпочитают как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.

3.Ваш «семейный» дом постепенно превращается в «штаб-квартиру» - часто звонит телефон, Ваш ребенок в присутствии посторонних не разговаривает открыто, а использует намеки, жаргон, условные «коды».

4.Меняется характер ребенка. Его не интересует то, что раньше имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.

5.Его состояние немотивированно меняется: он то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.

6.У ребенка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.

7.Иногда Вы наблюдаете необычное состояние Вашего ребенка: оно может быть похоже на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида вещества.

Для большей убедительности в начале первых проб с наркотиками можно использовать так называемые «стрип-тесты», которые продаются в аптеках и представляют собой полоски, типа лакмусовой бумаги. Их надо погрузить с исследуемую мочу, результат проявится через 5 минут в виде изменения окраски. Одни тесты рассчитаны на один вид наркотика, другие выявляют пять видов. Чувствительность метода достаточно высока: наркотик выявляется даже спустя три дня после прекращения его приема.

Симптомы употребления подростками наркотических веществ.

Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически. Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются:

Физиологические признаки:

• бледность или покраснение кожи;

• расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;

• несвязная, замедленная или ускоренная речь;

• потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;

• хронический кашель;

• плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

• резкие скачки артериального давления;

• расстройство желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие признаки:

1.беспричинное возбуждение, вялость;

2.нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;

3.уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам:

4.трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;

5.бессонница или сонливость;

6.болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения:

7.избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки:

8.снижение успеваемости в школе;

9.постоянные просьбы дать денег:

10.пропажа из дома ценностей;

11.частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры:

12.самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;

13.частое вранье, изворотливость, лживость;

14.уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;

15.   неопрятность внешнего вида.

Очевидные признаки:

• следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;

• бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;

• закопченные ложки, фольга;

• капсулы, пузырьки, жестяные банки;

• пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;

• папиросы в пачках из-под сигарет.

Что делать, если это произошло — ваш ребенок употребляет наркотики? Соберите максимум информации. Вот три направления, по которым вам нужно выяснить всё как можно точнее, полнее:

- всё о приеме наркотиков вашим ребёнком: что принимал, сколько, как часто, с какими последствиями, степень тяги, осознание или неосознание опасности;

- всё о том обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в наркотики;

- всё о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку. Ни в каком случае не ругайте, не угрожайте, не бейте.

Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно, так же, как вы раньше относились к другим неприятностям.

Меньше говорите — больше делайте. Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания "посадить" ребенка, "сдать" его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению.

Не допускайте самолечения. Категорически сопротивляйтесь, если подросток захочет заниматься самолечением, используя для этого медикаменты, рекомендованные кем-то из его окружения.

Если вы предполагаете, что ребенок систематически употребляет алкоголь, наркотики, нужно, не теряя времени, обратиться к психиатру-наркологу.

Не усугубляйте ситуацию криком и угрозами. Берегите собственные силы, они вам еще пригодятся. Тем более, что выплеском эмоций добиться чего-то будет сложно. Представьте себе, как вы бы себя вели, заболей ваш ребенок другой тяжелой болезнью. В такой ситуации ведь никому не придет в голову унижать и оскорблять его только за то, что он болен. Не считайте, что сын или дочь стали наркоманами только из-за собственной распущенности, корни болезни могут находиться намного глубже. Если состояние здоровья или поведение ребенка доказывают, что он принимает наркотики регулярно, значит, пришло время решительных действий.

Не пытайтесь бороться в одиночку, не делайте из этой болезни семейной тайны, обратитесь за помощью к специалистам, обязанным помочь Вам.

Памятка «Если ребенок употребляет наркотики»

  • Ведите себя достойно. Не стоит паниковать – беда поправима. Не впадайте в панику, не кричите, никого не обвиняйте. Справиться с ситуацией можно, только сохраняя самообладание и действуя на «трезвую» голову.
  • Измените свое отношение к ребенку, начинать надо с лишения ребенка чрезмерной опеки. С момента, когда вы узнали о пристрастии ребенка, лишите его денег, которые он привык от вас получать: на карманные расходы, на отдых и на развлечения и т.д. Но это не должно быть наказанием, спокойно объясните свои действия, не прибегая к обвинениям в чем-либо.
  • Никогда не поддавайтесь на шантаж: «Если вы дадите мне 200 рублей, то я верну долг и «завяжу», «Если вы не дадите мне денег, я покончу с собой». На все «если» спокойно и твердо отвечайте «нет»: «Пусть тот, кому ты должен, придет ко мне с паспортом и распиской, и я верну твой долг!» Что касается самоубийства, то человек, способный на шантаж, вряд ли покончит с собой. Но демонстративные попытки самоубийства, возможно, вам придется пережить.
  • Не стоит постоянно ныть по поводу происходящего. Это может дать обратный результат (особенно, если вы имеете дело с подростком).
  • Поменьше говорите, побольше делайте. Обычно родители угрожают своему ребенку: «Я отправлю тебя на принудительное лечение», «Я запрячу тебя в психбольницу». При этом ни одна угроза так и не бывает реализована. Найдите в себе силы хоть раз исполнить то, что вы обещаете (посетите с ним обычную наркологическую больницу – впечатляет!), и ребенок- наркоман станет более управляемым.
  • Разрешите ребенку попробовать «завязать» самому. Бросить употреблять героин самостоятельно практически невозможно. Пусть ребенок сам в этом убедится.
  • Помогите найти хорошего врача. Подключите всю свою интуицию – врач должен быть не столько дорогой, сколько «душевный».
  • Если ребенок больше не употребляет наркотик, разговор на эту тему надо прекратить – кто старое помянет, тому глаз вон.
  • Если у вас возникло подозрение, что ребенок снова употребляет, не спешите, понаблюдайте, и если результат ваших наблюдений будет слишком очевиден, попросите ребенка пройти тест.
  • Не занимайтесь самолечением (при этом не важно, грипп у ребенка или что-то другое). На все лекарства, которые принимает ребенок, нужны санкции лечащего врача. Употребление наркотиков на фоне лекарственных препаратов часто плохо кончается.
  • Главное не паникуйте, а действуйте. Важно действовать не в одиночку – привлекайте как можно больше специалистов себе в помощь (нарколога, психолога, который нужен вам и вашему ребенку, педагога, участкового и т.д.).
  • Если ваши опасения подтвердились, не отчаивайтесь. Не теряйте ни одного дня.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ - психоактивные вещества).

Данные мониторинга и социологические опросы свидетельствует о высокой степени пораженности общеобразовательных школ наркоманией, о низком качестве организации профилактической работы. По статистике основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на II—14 лет (41%) и 15—17 лет (51%): в основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов, потребление алкоголя вместе с медикаментами.

Причины:

- любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: «Все надо попробовать!»):

- желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т. д.;

- желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей: «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания:

- безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки.

ЗАДУМАЙТЕСЬ:

- ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дета.

- мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает v них над страхом смерти.

-  ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет; что можно делать, а чего следует избегать.

Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ ВАШИМ РЕБЕНКОМ:

1. Общайтесь друг с другом

Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком

2. Выслушивайте друг друга

Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не гак легко, как может показаться со стороны.

Умение слушать означает:

• быть внимательным к ребенку;

• выслушивать его точку зрения;

• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка;

Не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?»

3. Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

4. Проводите время вместе

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.

5.  Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу  друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь --- своему-ребенку.

6. Помните, что ваш ребенок уникален

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. Л это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза — в увещевательном, 50 — в обвинительном?...

Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений!

Нужно время от времени распоряжаться собой полностью — т. е. нужна своя доля свободы. Без неё — задохнется дух.

7. Подавайте пример

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен * родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных". Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных Детей- Ну не можем, не можем, не бывает этого — и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребенке, а не в себе!