Дидактический материал к урокам русского языка

Тихомирова Наталья Юрьевна

Предварительный просмотр:

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ 1

1. Допишите предложения:

Сложносочиненные предложения — это такие предложения, в которых...

По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на... группы: …

2. Запишите предложения. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Солнце еще не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман. (М.Пришвин) 2. То увидишь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу работяга ежик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь. (В. Солоухин) 3. Уже рассвело и небо над березовой рощей порозовело но солнце еще не показывалось. 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревянной чашечки. (А. Чехов)

3. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумачом затянут горизонт из-за него показывается красный солнечный диск. (Архангельский) 4. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. (К. Паустовский)

4. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Корень учения горек за(то) плоды его сладки. 2. Эта задача решается так(же) легко как и та.

З. Я любил так(же) читать. 4. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. 5. Яруг — это то(же) что и овраг. б. «Ты то(же) ошибался», — ответил друг.

5. Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, составьте из этих предложений ССП. Расставьте знаки препинания.*

1. Воздух застыл. Степь приняла унылый вид.

2. Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы.

З. Солнце поднялось уже довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать.

                                               

Сложносочиненные предложения

ВАРИАНТ II

1. Допишите следующие определения:

Сложные предложения — это предложения...

Сочинительные союзы служат для...

2. Выпишите из текста сложносочиненные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания.

                                             НЕМНОГО ИСТОРИИ

  Европейцы за последнее время так привыкли к картофелю, что без него не могут обходиться. А между тем картофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. Первыми отведали картофель испанские моряки, а потом он попал в Италию.

  Во Франции еще в 18 веке своеобразно использовали картофель. Модницы украшали его цветами волосы некоторые же делали из его цветов букеты. На картофельные цветы установилась такая мода, что пришлось делать искусственные, так как живых не стало хватать.
 Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель однако это вызывало «картофельные бунты». Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки».

(По Н.Верзилину)

3. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Гоголь бывал в парижских музеях и картинных галереях и больше всего его поразил Лувр. 2. Поезд пришел точно по расписанию но Вари на перроне не было. 3. Еще не светится ни одно окно ни из одной трубы еще не тянется вверх вялый огонек. (В. Тендряков) 4. Не то калитка стукнула не то мне показалось.

4. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Ночью печально и широко пело море и было холодно. (К.Паустовский) 2. Я пошел глухой лесной тропинкой и все вокруг показалось мне таинственным. 3. На следующий день пошел снег и замела пурга. 4. В начале мая зацветает черемуха и весь участок пути наряжается в белое кружево. 5. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь. (В.Песков) 6. Заболело однажды у Васьки горло и не позволили ему на улицу выходить. (А.Гайдар)

5.Превратите сложносочиненное предложение в простое с однородными членами и наоборот.*

1. Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений. 2. Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 года и провел в нем около двух недель. З. На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ I

Первый уровень

1. Выберите правильный ответ:

1. Сложноподчиненные предложения — это предложения, в которых:

а) простые предложения равноправны по смыслу; б) предложения связаны между собой интонационно;

в) одно из предложений по смыслу подчиняется другому.

2. Сложноподчиненное предложение состоит:

а) только из придаточных предложений;

б) из двух независимых предложений;

в) из главного и одного или нескольких придаточных предложений.

3. Указательные слова могут стоять:

а) только в главном предложении;

б) только в придаточном предложении;

в) и в главном, и в придаточном предложениях.

4. Придаточное предложение может стоять:

а) только перед главным предложением;

б) перед главным, в середине главного, после главного предложения;

в) только после главного предложения.

2. Спишите текст, вставив пропущенные буквьг, расставив знаки препинания. Составьте схемы первого и последнего предложений.

                                                              ПО ЛЕСУ

  Чтобы скоротать время я отправился побр_дить по лесу.

  Была та мягкая оттепельная погода какая иногда устанавлива_тся в конце декабря после первых лютых стуж зимы. В такие дни зима как будто отдыха_т огляд_вается обдумывая что бы ей такое еще сделать.

  В воздух_ медленно кружились ре_кие снежинки. На дорогу они л_жились прозрачными звездочками. Деревья то и дело шумно отряхивались и выпр_млялись сбрасывая с себя груз который нав_ючила недавняя метель.

  У меня было такое ощущение что я тоже сбросил какую-то тяжесть.

                                                                                                       (Н.Рыленков)

3. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

1. С придаточными изъяснительными:

а) То что я увидел сверху сразу рассеяло мои сомнения.

б) Я видел перед собой охотника, который всю жизнь провел в тайге.

в) Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать.

2. С придаточными определительными:

а) Больше той любви не бывает когда друг за друга умирают.

б) На каждом корабле имеется своя достопримечательность которой гордятся.

в) Нужное слово если оно вовремя сказано всегда дорогу к сердцу найдет.

г) Как мудро ни шей а все шов виден.

3. С придаточнымн времени:

а) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли.

б) Травы скашивают рано утром пока они еще не уронили росы.

в) Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», — и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места...

                                                                                                             (А.Пушкин)

г) В сонном воздухе слышались какие-то звуки точно кто-то вздыхал.

4. С придаточными уступительными:

а) Мы пошли к реке напрямик чтобы сократить путь.

б) Хоть судьба и нелегка солдат не ищет легкого.

в) Снег становился белее и ярче так что слепило глаза.

г) Сколько ни грозили ему револьвером Метелица не произнес ни слова.

5. С придаточными причины:

а) Куда сердце летит туда и око глядит.

б) Водой холодной обливайся если хочешь быть здоров!

в) Утром я проснулся отгого что в иллюминатор свободно лилось солнце.

6. С придаточными сравнительными:

а) Чем глубже дети забирались в сад тем больше встречали разных чудес.

б) Все вокруг потускнело словно солнце зашло за облака.

в) Каково деревце таковы и яблочки. г) Откуда ветер оттуда и дождь.

                                       Второй уровень

1. Укажите номер СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзным словом.

1. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

2. Мы знали, что трудно будет выполнить эту работу

3. Когда включили свет; комната оказалась большой и нарядной.

4. Наконец он признался мне, что пишет большую поэму.

2. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.

1. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (КПаустовский)

2. Когда творишь добро сам испытываешь некоторое радостное удовлетворение, и законную гордость, сопутствующую чистой совести. (ММонтень)

3. Беда, ежели львами командует баран. (В.Шишков)

3. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Расставьте цифры, соответствующие данным характеристикам:

1. Придаточное сравнительное.

2. Сравнительный оборот.

3. Придаточное условное.

4. Другие придаточные.

Не раскрой я ворота он так и остался бы в поле.(________)

Снова стало слышно как ручей гремит на дне пропасти. (______)

Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака. (______

Большая душа как большой костер издалека видна. (______)

                                     

                                              Третий уровень

Составьте по данным схемам СПП, определите значения придаточных:

1.[...туда],(где...).

2. [...глаг. + указ. сл. так), (союзн. сл. как...).

3. (Если...), [то...).

                                      Четвертый уровень

Напишите, используя СПП, свое мнение о любимом литературном герое.

                                                 ВАРИАНТ II

Первый уровень

1. Выберите правильный ответ:

1. В сложноподчиненном предложении может быть:

а) только две основы;

б) любое количество основ;

в) две и более основы.

2. Укажите неверное утверждение:

а) в сложноподчиненном предложении одна часть подчиняется другой;

б) по значению сложноподчиненные предложения делятся на три группы;

в) сложноподчиненное предложение состоит из двух независимых предложений.

3. В сложноподчиненном предложении для связи используются:

а) сочинительньие союзы;

б) только интонация;

в) подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица.

4. Придаточное предложение отделяется от главного с помощью:

а) интонации;

б) одной или нескольких запятых;

в) тире и двоеточия.

2. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте, где надо, знаки препинания. Составьте схемы второго и предпоследнего предложений.

                                                              ЛИВЕНЬ

  В полдень с запада донеслись глухие раскаты грома. Стало сумр_чно точно сверху на землю опустился темный саван. Вслед за тем пошел крупный дождь.

К дождю присоед_нился вихрь который ломал мелкие суч_я срывал листья с деревьев. Хлынул сильный ливень. Он прод_лжался до вечера. Вечером ливень перешел в мелкий дождь. К утру дождь перестал и небо очистилось. Хотя солнце взошло во всей своей луч_зарной красоте земля еще хр_нила следы непогоды. Отовсюду бежала вода так что мелкие ручейки пр_вратились в бурные потоки.

                                                                                            (По В.Арсеньеву)

3. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

1. С придаточными определительными:

а) Весело грузились красноармейцы на баржи чтобы плыть обратно.

б) Ущелье по которому мы шли было длинное и извилистое.

в) Холодные осенние тени бродили по лесу где все точно замерло.

г) Как ни старался отец казаться спокойным я заметил его волнение.

2. С придаточными места:

а) Чуть - чуть светлела красноватая полоска там где село солнышко.

б) Дождик застал нас когда мы уже повернули в березовую рощу.

в) Куда сердце летит туда и око глядит.

г) Осел останется ослом даже если нагрузить его золотом.

3. С придаточными условия:

а) Корчагин так ударил коня что тот сразу перешел в галоп.

б) Пусть каждый станет солдатом мира если не хочет стать жертвою новой войны.

в) Не стыдись говорить коли правду хочешь объявить.

4. С придаточными цели:

а) Чтобы на войне везло надо знать военное ремесло.

б) Откуда ветер оттуда и дождь.

в) Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака.

5. С придаточными образа действия и степени:

а) Воздух становился так редок что было больно дышать.

б) Незнакомец не рассматривал нас так пристально как рассматривали мы его.

в) Я решил подняться на гору чтобы оттуда осмотреть окрестности.

г) Когда подъехали к опушке леса в поле уже заметно стало темнеть.

6. С придаточными изъяснительными:

а) Чтобы тело и душа были молоды ты не бойся ни жары и ни холода.

б) Алексей чувствовал что слабеет от напряжения и боли.

в) Командир первой роты спросил где кормить солдат.

                                               Второй уровень

1. Укажите номера СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзом.

1. Он знал, что успех его дела в значительной степени будет зависеть от удачи завтрашней охоты.

2. Там, где еще недавно весело звенела степь, шуршали теперь желтые стебли.

3. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.

2. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.

1. Левитан подолгу гостил в семье Чеховых, которая привлекала его, не имевшего семьи, дружбой, весельем, трогательной заботой друг о друге.

2. Единственный путь, который связывал Ленинград с Большой землей проходил по Ладожскому озеру.

З. А там, куда двинулись танки, гремела канонада, не затихавшая до рассвета.

3. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Расставьте цифры, соответствующие данным характеристикам:

1. Придаточное условное.

2. Придаточное сравнительное.

3. Другое придаточное.

4. Сравнительный оборот.

Старость начинается в тот день когда умирает отвага. (_______)

Молодой полумесяц как прозрачное облачко виднелся на горизонте. (_______ )

Из воды в глаза ударило солнце словно под лодку вдруг подставили зеркало. (_______ )

Скажи он правду ему бы все равно не поверили.(_______)

Третий уровень

Составьте сложные предложения, в которых слова где, куда присоединяли бы следующие придаточные предложения:

1) места;

2) определительное;

З) изъяснительное.

                                Четвертый уровень

Напишите небольшой отзыв о прочитанной книге, включив в свой текст СПП.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа 9 класс «Сложносочинённое предложение»  1 вариант

1 Какое из следующих утверждений неверно?

  1. Сложные предложения бывают  союзные и бессоюзные.
  2. ССП относятся к бессоюзным сложным.
  3. Простые предложения могут объединяться в сложное только при помощи союзов.

2 Укажите вид союза, связывающего предикативные части сложного предложения

  • Был уже весенний месяц март  однако по ночам деревья трещали от холода.

3 Определите вид предложения

  • Солнце стояло высоко и было светло и жарко как днём.

4 Вставьте  в предложение общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

  • Деревья сбросили листву, и не стало слышно птичьих голосов.

5 Найдите среди предложений ССП

  • Я совсем растерялся  не понимая ничего происходящего  и бессмысленно смотрел в сторону уходящего человека.
  • Ни о чём не хочется думать  или бродят мысли  мутные и неясные как сон.
  • Собрав последние остатки сил  мы добрались до  станции о не дойдя до неё нескольких метров  устало сели на шпалы.

6 Найдите предложение с пунктуационной ошибкой, выпишите его и правильно  расставьте знаки препинания.

  • В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
  • Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего

7 Спишите предложения, расставляя знаки препинания

  • Он стоял передо мной неподвижно и я начал рассматривать черты его лица.
  • Солнце едва показалось из-за зелёных вершин и сияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой 7ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление.
  • С крыши капала вода и унылый звук её падения  странно сливался со стуком часов.

8 Продолжите предложение, добавив в него однородное  сказуемое и простое предложение.

  • Выпал снег и ….

9 Два простых предложения объединены в сложное союзом однако.  Какое это предложение?

Контрольная работа 9 класс «Сложносочинённое предложение»  2 вариант

1 Какое из следующих утверждений неверно?

1) Сложные предложения бывают  союзные и бессоюзные.

2) Простые предложения могут объединяться в сложное только при помощи союзов.

3) ССП относятся к бессоюзным сложным.

2 Укажите вид союза, связывающего предикативные части сложного предложения.

  • Исследователи доказывают наличие жизни не только на суше но и в воздухе.

3 Определите вид предложения

  • Небо было голубое и оттого озёрная вода тронутая зыбью была синяя.

4 Вставьте  в предложение общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

  • Звонко пели жаворонки и трещали хлопотливые куропатки.

5 Найдите среди предложений ССП

  • Более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись  как говорится с пустыми корзинками.
  • Споров больше не затевалось а напротив после обеда все были в хорошем настроении.
  • Белые медведи возможно скоро исчезли бы если бы не было запрета охотиться на них.

6 Найдите предложение с пунктуационной ошибкой, выпишите его и правильно  расставьте знаки препинания.

  • Во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
  • С лугов и от леса  тянул тёплый ветер, и колыхались на берёзах молодые нежные листья.

7 Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

  • Месяц бледнел на западе и готов был погрузиться в чёрные свои тучи висящие на дальних вершинах как клочки разорванного занавеса.
  • Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям.
  • Прощаясь с сестрой Николай крепко пожал ей руку и мать её раз отметила простоту и спокойствие отношений.

8 Продолжите предложение, добавив в него однородное  сказуемое и простое предложение.

  • Отец заправил машину и ….

9 Два простых предложения объединены в сложное союзом также. Какое это предложение?



Предварительный просмотр:

Тесты по русскому языку

9 КЛАСС

«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

                                                                                     

                                           Сложносочинённые предложения.

ВАРИАНТ 1

1.Укажите неверное утверждение.

  1. Предложение является сложным, если в нём несколько грамматических основ.
  2. простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
  3. По характеру союза и значению ССП также делятся на 3 группы.
  4. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член.
  5. В ССП простые предложения равноправны по смыслу.

2.Найдите сложные предложения.

  1. По всей округе ливни льют, верёвки из дождинок вьют.
  2. Допевали петухи, ночь мешалась с днём.
  3. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнёт.
  4. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
  5. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
  6. Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

3.Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения( знаки препинания не расставлены).

  1. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.
  2. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
  3. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
  4. Я бродил подолгу и видел много примет осени.
  5. Дари щедрое людям счастье и сам ты будешь им богат.
  6. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

4.Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.

  1. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.
  2. Не то это были вспышки далёких взрывов, не то сверкали зарницы.
  3. Тяжело складывались слова, да ещё и волнение мешало говорить.
  4. Послали его с донесением, да время очень тревожное.
  5. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

 

5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

  1. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
  2. Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
  3. В зеркальных стёклах качались сосны и плыли серые облака.
  4. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
  5. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.
  6. Солнышко село и зорька погасла.

6.Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
  2. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
  3. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемёт.
  4. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
  5. Редко тут ходили, но всё же ходили, и дорожка обозначилась чётко.
  6. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

7. Укажите предложения, соответствующие схеме: /  /, и /  /. Знаки не расставлены.

  1. Всё разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
  2. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.
  3. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
  4. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

8. Укажите предложение с грамматическими ошибками.

  1. В обоих квартирах было темно.
  2. У нас совсем нет времени.
  3. Мы были в восторге от декораций в « Вишнёвом саде».
  4. Это произведение более худшее.
  5. Она ложит продукты в холодильник.
  6. Я удивляюсь его силе.

ВАРИАНТ 2

1.Укажите неверное утверждение.

  1. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
  2. Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.
  3. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.
  4. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространённости и большой самостоятельности частей.
  5. Частями ССП могут быть распространённые и нераспространённые предложения.

2.Найдите сложные предложения.

  1. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
  2. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
  3. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
  4. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
  5. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.
  6. Учитель, проверив тетради, раздал ученикам.

3. Укажите в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки не расставлены).

  1. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое.
  2. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
  3. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
  4. В комнате тревожно и часто звонил невидимы сверчок.
  5. Сорвётся яблоко и от паденья настороженно  вздрагивал сад.
  6. Солнце докатилось до края  степи и растекалось по небу алым заревом.
  7. Григорий шёл глядя по сторонам и думал о чём-то своём.

4.Найдите. в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.

  1. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
  2. Не только взрослые, но и дети работали в саду.
  3. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
  4. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
  5. Месяца не было, звёзды тоже не светили.
  6. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
  7. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

5.Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член( знаки не расставлены)

  1. Сейчас  брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
  2. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
  3. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
  4. За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
  5. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре
  6. Отец любил порядок и порядок любил его.
  7. Совсем стемнело  и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
  2. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
  3. Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени , уже заливала заря.
  4. Отзвенели капели, и подсохла зима, и грачи полетели на родные поля.
  5. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
  6. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме [], но [].

  1. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят
  2. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
  3. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
  4. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

  1. Трест организовал и руководит предприятиями.
  2. Несколько ребят вышло из леса.
  3. Выставка- просмотр открыта ежедневно.
  4. Он хорошо ездит на велосипеде.
  5. Мать знакома с обеими моими подругами.
  6. Жизненный путь героя тяжели трагичный.
  7. Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.

ВАРИАНТ 3

1. Укажите неверное утверждение.

  1. Между частями сложного предложения всегда есть особая интонационная связь, но не всегда- знак препинания.
  2. Классификация союзных сложных предложений основана  на особенностях союзов.
  3. Тире с ССП  не ставится.
  4. Одно и то же предложение может иметь разные знаки препинания.

2. Найдите сложные предложения.

  1. Утро было знойное, пахло резедой.
  2. Мишка вспомнил дом, мать, вечно хлопотавшую по хозяйству.
  3. Я долго сидел над задачей, но все-таки решил ее сам.
  4. Зима была снежная, ждали сильного половодья.
  5. Он не только посадил дерево, но и выстроил дом, воспитал сына.
  6. Здесь, как гласит предание, был густой лес.

3. Укажите, в каких примерах союз И соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
  2. Глядел мальчик очень умно и  прямо да и в  голосе у него звучала сила.
  3. Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.
  4. Лицо ее дрогнуло нахмурилось и тотчас засияло приветливой улыбкой.

4. Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз.

  1. Он или забавлял нас рассказами, или играл с нами, но мы  были ко всему равнодушны.
  2. Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.
  3. То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.
  4. Солнце сияло, море же было неспокойно.
  5. Как родные, так и соседи очень волновались.
  6. С чужими я либо робел, либо важничал.

5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая (знаки препинания не расставлены).

  1. На площади шел митинг и я поспешил туда.
  2. Через полчаса дверь отворилась и Петр вышел.
  3. Вероятно мы сегодня работу не закончим и придется отложить ее на завтра.
  4. Тебе сегодня не спится и мне не уснуть.
  5. Поспевали огурцы и наши ребята ели их прямо с грядки.
  6. Успеете ли вы закончить работу и сможем ли мы сдать ее вовремя?
  7. К вечеру похолодало и к утру лужи подернулись льдом.
  8. Было светло и очертания далеких гор выступали отчетливо.

6. Найдите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

  1. Каждый год, 9 Мая, наш народ празднует День Победы, и участники войны встречаются со своими однополчанами, постаревшими, поседевшими, но все еще бодрыми, вспоминают эпизоды боевой жизни и товарищей, не вернувшихся с войны.
  2. Все, кажется, уложено, и останется только проститься с речкой, с густыми зарослями на берегу, со старым, зарастающим травой садом, со всеми местами, доставляющими столько радости в детстве.
  3. В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги, и только врач, выполняя свой долг, несмотря на лютый мороз, на пургу, выезжает к больным.
  4. Мы построим вам дворцы большие, милые красавицы России, мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья.
  5. Наташа, сидя на диване, смотрела на брата, в ее глазах отражались и его конфузливость, и жалость к нему и какое-то раздумье.

7. Укажите предложение, которое соответствует схеме [] и [] ( знаки препинания не расставлены).

  1. По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые машины.
  2.  Год проходит и Федор возвращается домой.
  3. Остап уже занялся своим делом и давно отошел  к куреням.
  4. С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.

8. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

  1. На свободу  русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
  2. Никто из пришедших не поздоровался с ней.
  3. Разведчик не раз побывал  в тылу врага.
  4. На конференции состоялся обмен мнений.
  5. Большая сила воли была характерна для этого героя.
  6. От него не было ни слуха ни духа.
  7. Его вклад в работу был существен.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (СПП)

ВАРИАНТ 1

1. Укажите неверное утверждение.

  1. В CПП части неравноправны (одна подчиняется другой).
  2. В СПП  части связываются при помощи союзов или союзных слов.
  3. Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
  4. В СПП  от главного предложения к придаточному можно  поставить вопрос.

2. Найдите СПП (знаки препинания не расставлены).

  1. Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.
  2. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.
  3. Леса на дальних косогорах как желто-красный лисий мех.
  4. В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3. Укажите СПП, в которых союз связывает придаточное предложение с главным.

  1. Я сказал, что люблю осенний лес.
  2. Не знаю, что меня привлекает в этом юноше.
  3. Пустыня покоряется тем, кто не боится ее суровых будней.
  4. Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косят.
  5. Мы увидели новый дом, который недавно сдали в эксплуатацию.

4. Укажите СПП  с придаточным определительным.

  1. Письмо, что ты мне написала, меня ничуть не испугало.
  2. Недаром говориться , что дело мастера боится.
  3. Когда на душе горе,  то тяжело без людей.
  4.  Воздух   был   полон   острой   свежести,   которая бывает после грозы.

5.  Найдите  СПП  с  придаточным  изъяснительным .

  1. Невдалеке   от   домика,   где   жил   писатель,   рос огромный тополь.
  2. Отец осторожно прошел в детскую, посмотрел, спят   ли   мальчики.
  3. Мне   припомнилась   ныне   собака,   что   была моей юности друг.
  4. Воздух   так  чист,  что  видна каждая   ветка.
  5. Вы знаете, что облака — это совершенно точные сигналы о погоде.

                                       

  6.  Укажите  СПП  с  придаточным  места .

  1. Я   давно  мой   край   оставил,   где  цветут   луга и
  2. Родина слышит,   родина знает,   где  в   облаках ее сын пролетает.
  3. Нет истины, где нет любви.

        

ВАРИАНТ 2

1. Укажите  неверное  утверждение.

  1. Части СПП связаны подчинительной связью.  
  2. Выделяются   три   группы   СПП   по   значению
  3. Придаточные   определительные   прикрепляют­
  4. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные  вопросы существительных.

2.   Найдите  СПП  (знак и  препинания  не  расставлены) .

  1. Все березы на дожде как бы радостно плачут.
  2. Перед   восходом  солнца в лесу стало еще  холоднее.
  3. Так  как  сильно лил дождь мы не могли выйти   из   палатки
  4. Часы только что глухо пробили один раз.

3.  Укажите  СПП ,  в  которых  союзное  слово  связывает  точное  предложение  с  главным .                                          

  1. В   лугах   росистых,   в   лугах   зеленых   течет   речонка, что мне мила.                      
  2. Мы знали, что трудно выполнить эту работу.
  3. Когда  включили  свет,  комната  показалась большой и нарядной.
  4. Посмотри,  какая мгла в глубине долин легла!
  5. Вспомни, что не все еще спето.          

 4.  Укажите  СПП  с  придаточным  изъяснительным .

  1. Мы вышли на поляну, где рос огромный дуб.
  2. Он привык к мысли, что лучшее впереди.    
  3. Молодость привлекает тем, что имеет будущее.
  4. Он пошел туда, где узкой полоской чернел лес.

5.   Найдите  СПП  с  придаточным  определительным .

  1. Были и такие люди, что боялись его.
  2. Недаром говорится, что дело мастера боится.
  3. Он не знал того, что скоро увидит его.
  4. Все  молчали,   чтобы   расслышать шорох цветов.

   6.  Укажите  СПП  с  придаточным  времени .

  1. Когда труд удовольствие,  жизнь хороша.
  2. Когда идешь в дальнюю дорогу, то уже не разбираешь погоды.
  3. Трудись, мой ум. Трудись,  пока я жив.

ВАРИАНТ 3

1. Укажите  неверное  утверждение.      

  1. Классификация союзных сложных предложений основана на особенностях союзов.
  2. Тип подчинения может влиять на пунктуацию.
  3. В   предложениях   с   составными  союзами  место постановки запятой влияет на смысл.
  4. При однородном подчинении каждая часть отделяется  запятой.

2. Найдите  СПП  (знак и  препинания  на  расставлены) .

  1. Еще   прозрачные   леса   как   будто   пухом   зеленеют.
  2. Утром   едва   начинает   сереть   бригада   отправляется   в поле.
  3. Свет луны как нарочно притушен.
  4. Он был спокоен как тихая вода горных озер.

3 . Укажите  СПП,  в  которых  союз  связывает  придаточное  предложение  с  главным .                    

  1. Я думал, что Коновалов изменился
  2. Я должен   был   ждать,  когда меня уволят. хоть там есть кто-то.
  3. Он  увидел,   как   в   ворота въехала машина.
  4. Не знаю, что привлекает меня в этом человеке.
  5. Ему вспомнился день,  когда он уезжал.

4. Укажите  СПП  с  придаточным  местоименно-определительным .

  1. На поляну, где рос дуб, мы вышли под вечер.
  2. Была   та   очаровательная   пора,   когда   лес   роняет свой убор багряный
  3. Кто ищет,  тот всегда найдет
  4. Он не знал того, какой будет погода.  

   

 5. Найдите  СПП  с  придаточным  изъяснительным .

  1. Скажите,  почему вы так боитесь молчания.
  2. Я спросил, скоро ли начнется лекция.
  3. Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново.
  4. Я сделаю все, как вы просили.

6.  Укажите  СП П  с  придаточным  цели .

  1. Директор сказал, чтобы все собрались для обсуждения плана.
  2. Закончи работу так,  чтобы успеть к поезду.
  3. Ребята оделись потеплее, чтобы не замерзнуть.
  4. Мастер   распорядился,   чтобы   работали   четко по  графику.

   7 .  Найдите  СПП  с  пунктуационным и  ошибками .

  1. Собаки переплыли на другую сторону, но видя что мы не переходили вернулись обратно.
  2. Утром   еще  солнце  не  успело  подняться,   как мы   покинули   ущелье.
  3. Тропинка   поднимается   на   серые   скалы,   где, облапив   корнями   камень,   смотрятся   в   небо
  4. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
  5. Мы свернули налево,  думая, что может быть, хоть там есть кто-то.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 ВАРИАНТ: 1 Б;  2 Б, Г; 3 А, Д, Е; 4 Г, Д; 5 Б, В, Г, Д; 6 В, Е; 7 Б; 11 А, Г, Д.

2 ВАРИАНТ: 1 В; 2 В, Г; 3 Б, В, Д; 4 Д, Ж ; 5 А, Г, Д; 6 Б, Д; 7 Г; 11 А, Б, Е.

3 ВАНИАНТ: 1 В;  2 А, Г;  3 А, Е;  4 В;  5 Б, В, Г, Е;  6 А, Д;  7 А; 11 А, Г, Е.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 ВАРИАНТ: 1 В;  2 Б;  3 А, Г;  4 А, Д;  5 Б, Д;  6 В.

2 ВАРИАНТ: 1 В;  2 В;  3 А, Г;  4 В;  5 А;  6 В.

3 ВАНИАНТ: 1 Г;  2 Б;  3 А, В;  4 В;  5 А, Б;  6 В;  7 А, Д.



Предварительный просмотр:

Упражнение 1. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, сначала сложносочиненные предложения, затем простые предложения с однородными членами.

 

  1. Толстый сизый голубь прилетел на дорогу и поспешно отправился пить в лужицу возле колодца. 2. И старый Бульба мало-помалу горячился и наконец рассердился совсем встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногой. 3. Стало светать и мы тронулись в путь. 4. Солнце сияло и на душе было радостно. 5. Погода чудесна и хочется как можно дольше оставаться в лесу. 6. Солнце сияет и растаявший снег превращается в журчащие ручьи. 7. Стало темно и улица мало-помалу опустела. 8. Аркадий глядел и понемногу ослабевая исчезали его размышления. 9. Дуб могуч и тень от него закрывает почти половину луга. 10. День сменялся ночью ночь - днем а за окном вагона разворачивались все новые дали и не было им конца. 11. Василий Иванович вдруг побледнел весь и ни слова не говоря бросился в кабинет, откуда тотчас же вернулся с кусочком адского камня в руке. 12. Было одиннадцать и никто не думал о сне.

Упражнение 2. Разберите предложения по членам, расставьте знаки препинания.

 

      1. В сумерки в небе начали появляться звезды и зажглись огни на пароходах. 2. В такую погоду птица не вылетает из гнезда и зверь не покидает своей берлоги и только врач выполняя свой долг несмотря на лютый мороз и пургу выезжает к больному. 3. Снова земля содрогается от грохота бомб и льется кровь женщин детей и стариков. 4. Завтра тебе не успеют передать книгу и мы не успеем подготовиться к предстоящему выступлению. 5. В восемь часов прозвенел звонок и занятие началось. 

 

Упражнение 3. Составьте сложносочинённые предложения, употребив в них союзы и, да, не то - не то, а, но, или.

Упражнение 4. Спишите. Вместо точек поставьте подходящие по смыслу сочинительные союзы.

 

       1. Внизу в зарослях галдела кедровка, … на узкой россыпи камней плескался говорливый ручеек. 2. Надо было бросить на огонь снежку, малость притушить пламя, … старик крепко спал. 3. Поблизости никого не было, … собака упрямо тянула меня вправо. 4. Но зверь шёл всё медленнее, … это обнадёживало охотника. 5. Мы то поднимались на высокие водоразделы, … нам открывались дымчатые дали, слитные с жиденьким небом, … нас поглащали темные глубокие пади, занятые старыми горами, … снова перед нами выстилались мшистые пространства тонких зыбунов. 6. Олени все чаще останавливаются отдохнуть, … проводники энергичным криком напоминают уставшим животным об опасности, … те покорно тянут нарты дальше. 7. Человек сюда не заходит, … медведь не догадается, … и не сумеет он этого сделать.

8. Бесплодной почвы нет, … Сахару можно сделать плодородной, … работать упорно, с любовью. 9. Олег усмехнулся, … чело и взор омрачилися думой. 10. Последние тени сливались, … мгла глядела, слепая, необъятная, … за курганом тускнело мёртвое зарево.

 

Упражнение 5. Перепишите примеры, расставляя нужные знаки препинания. Подлежащее подчеркните одной чертой, а сказуемое- двумя.

 

       1. Мы сдвигаем и горы и реки время сказок пришло наяву и по Волге свободной навеки корабли приплывают в Москву. 2. Умолкнет гром пройдут года мы постареем вдвое втрое и будет сложена тогда легенда-сказка о герое. 3. С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4. На берегу на промысле горели два костра а в море никого не было. 5. Здесь уже не пахло акацией и сиренью не слышно было музыки но зато пахло полем зеленели молодые рожь и пшеница пищали суслики каркали грачи. 6. Прошло ещё несколько дней и каждая встреча каждая беседа вносили всё большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения. 7. Старцев всё собирался к Туркиным но в больнице было очень много работы и он никак не мог выбрать свободного времени. 8. Кричали дрозды и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. 9. Лопахин наверное еще попустословил бы с поваром но снова послышался приближающийся гул самолётов и он поспешно направился к своему окопу.

 

       Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Подчеркните второстепенные члены предложения.

 

       Мы шли у(з,с)кой тропинкой по ней взад и вперёд ползали маленькие красные змейки изв(и,е)ваясь у нас под ногами. Далеко где (то) р(о,а)котал гром его ворчливые звуки всё приближались. Падали капли дождя. Трава металлически ш(и,е)лестела. Нам негде было укрыться. Вот стало темно и шелест травы звучал громче испуг(о,а)нно. Грянул гром и тучи дрогнули охвач(и,е)нные синим огнём. Крупный дождь полился ручьями и один за другим удары грома начали непр(и,е)рывно р(о,а)котать в пустынн(о,а)й степи. Трава сг(и,е)баемая ударами ветра и дождя ложилась на землю. Всё др(о,а)жало волновалось. Молнии слепя глаза рвали тучи. В голубом блеске их вдали вст(о,а)вала горная цепь сверкая синими огнями серебр(а,я)нная и холодная. Всё  гремело вздрагивало отталкивало звуки и родило их. Дивный хаос увл(и,е)кал и настраивал на героический лад охватывая душу грозной гармонией.

       Упражнение 7. Составьте из данных частей сложные предложения с различными соединительными союзами.

 

       1. С конца сентября сады пустели; погода, по обыкновению, круто менялась. 2. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья; дожди поливали их с утра до вечера. 3. Солнечный свет сверкал между листвою; ветви деревьев светились от солнца. 4. К вечеру в саду становилось пустынно и сыро; дождь начинал сеять снова.

 

       Упражнение 8. Данные предложения запишите с союзом ни-ни. Какую окраску предложению придает этот союз?

 

       1. Птицы не поют, кузнечики не трещат в траве. 2. Солнце не заблестит, теплый ветерок не пахнет в лицо. 3. Люди не заметили крадущегося хищника, животные не почуяли его. 4. В этих краях морозов не было в янвере, метели не бушевали.

 

       Упражнение 9. Переделайте простые распространённые предложения в сложносочинённые с союзом «и».

 

По окончании занятий студенты пошли в актовый зал. 2. С приходом весны начались полевые работы. 3. С наступлением осени листья пожелтели. 4. Из-за болезни артиста спектакль был отложен. 5. По окончании соревнования все спортсмены выстроились в центре поля.

 

        Упражнение 10Спишите предложения, вставьте, учитывая смысл предложения, союз «тоже» или «также». Вставьте недостающие знаки препинания.

 

       1. Ты жил – я … мог бы жить! (М.Лермонтов). 2. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове волчонок … ударил его лапой по голове. (А. Чехов). 3. Толстый ковёр лежал на полу стены … были увешаны коврами. (М. Горький). 4. Я склонился к реке но и там и в этой тёмной холодной глубине … колыхались дрожали звёзды.(И.Тургенев). 5. Люди сильно проголодались лошади … нуждались в отдыхе. (В.Арсеньев). 

 

 

 

       Упражнение 11. Спишите простые и сложносочинённые предложения, расставив знаки препинания.

 

       1. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня в те самые места. 2. Павел сошёл вниз и стал рядом с матерью. 3. Он испытующе взглянул на меня и у нас начался разговор. 4. Три сестры Володи сидели за столом и не отрывали глаза от нового знакомого. 5. На улице шёл дождь и было холодно. 6. Я на целые две недели уехал в деревню и буду там встречать начало весны. 7. Становилось жарко и я поспешил домой.

 

ССП с противительными союзами.

 

       Упражнение 12. Перепишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу сочинительные союзы (и, а, но, же) и расставляя запятые

 

       1. Полным кругом выкатилось над луговой стороной солнце… другой высокий берег оживился. 2. Издалека пробежал по макушкам берёз испуганный шорох… всё задвигалось заговорило в смятении. 3. Теперь я в Ницце и пробуду здесь до января в Россию … вернусь вместе с пернатыми птицами в начале апреля. 4. Солнце светит уже по-весеннему … в доме пасмурно. 5. Погода прекрасная жаркая жизнерадостная и возбуждающая … нет дождя… всё сохнет. 6. Художественное слово было для меня силой, волшебством … среди моих любимых авторов далеко не последнее место занимал Чехонте. 7. Гром скоро затих … дождь всё лил и лил. 8. Вода была чистая … дно не видно. 9. Только песне нужна красота красоте … и песен не надо. 10. Гроза разразилась … дождь осветил томящуюся землю.

 

       Упражнение 13. Прочитайте предложения, вставляя пропущенные союзы а, но.

 

       1. Не место красит человека, …  человек-место. 2. Верёвка хороша длинная, … речь-короткая. 3. Свет победит тьму, … мир-войну. 4. Жизнь серьёзна всегда, … жить всегда серьёзно нельзя (Честертон). 5. В школе я выучил много стихотворений Пушкина, … почти все их забыл.

 

       Упражнение 14. Из каждой пары простых предложений составьте сложносочиненное, используя разные противительные союзы.

 

       1. Здесь неглубоко. Вода холодная. 2. Уже была середина марта. Снег еще не таял. 3. В лесу почти не было ягод. Грибы в нем росли самые разнообразные. 4. Иногда бывают жаркие дни. Их становится все меньше и меньше. 5. После купания ребята побежали к удочкам. Днем не клевало. 6. Было еще раннее утро. Спать никому не хотелось.

 

       Упражнение 15. Замените союз зато другими противительными союзами.

 

       1. Здесь не было дубов и орешника, зато обильно краснела калина. 2. Летом за устойчивым теплом и зеленью как-то не замечаешь течения времени, зато осенью каждый лист, падающий в траву у забора, напоминает о бегущей жизни. 3. Все реже в борах глухари и рябчики, зато появились веселые полевые куропатки. 4. Осенью перелетные стаи птиц держатся ближе к полям, опушкам и перелескам, зато весной не бывает места лучше заброшенного торфяника.

                                                                                (По Н. Н и к о н о в у.)

       Упражнение 16. Допишите предложения.

 

         1. Больному срочно нужна была медицинская помощь, но врача … . 2. Уже наступил май, но погода … . 3. Занятия кончились, но студенты … . 4. Я очень хочу помочь вам, но сегодня … . 5. Я много слышал о нём, но никогда … . 6. Он очень волновался, но лицо его … . 7. Туда можно было добраться на самолёте, но во время пурги … .

 

ССП с разделительными союзами.

 

       Упражнение 17. Вместо точек поставьте разделительные союзы «или» /или…или/, «то…то», «не то…не то».

 

       1. Он… смеялся, …на него нападала беспричинная грусть. 2. Ты пойдёшь с нами в кино, … к тебе опять придут друзья? 3. Не могу его понять, … он ленится, … у него не хватает способностей. 4. Я не помню, где и когда мы виделись в последний раз, … он ко мне приходил, … я у него был. 5. Одно из двух: … вы будете подчиняться моим указаниям, … я отказываюсь от руководства. 6. Эту встречу я запомнил надолго. Мы … говорили вместе, вспоминая старых друзей, … он рассказывал о своей жизни.

 

 

 

       Упражнение 18.  Допишите предложения.

 

О б р а з е ц: То солнце ярко светит , то … . – То солнце ярко светит, то дождь идёт.

 

1.То ветер нагонит тучи, то … . 2. То дверь скрипнет, то … . 3. То звонкий смех раздаётся, то … . 4. Все время мне мешали заниматься: то приходил кто-нибудь, то … . 5. Я долго не мог уснуть: то лаяли собаки, то … . 6. Или ты зайдёшь ко мне, или … . 7. Нам необходимо идти быстро, или … .

 

     Упражнение 19. Перепишите, вставьте вместо точек подходящие по смыслу разделительные союзы или, то-то, не то - не то, либо, то ли – то ли.

 

        1.Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, … коней табун игривый молчанье дола возмутит. 2. … ветер подует и тронет верхушки, … лягушки зашелестят в прошлогодней траве, … за стеной часы пробьют четверть. 3. … маячили на той стороне горы, … это только казалось. 4. … я не понимаю вас, … вы не хотите понять меня. 5. … я поеду к Хамиду, … он приедет ко мне. 6. … гречка цветёт, … речка течёт.

 

       Упражнение 20. Из каждых двух простых предложений составьте сложносочиненное с наиболее подходящим разделительным союзом.

 

       1. Запищит в зимнем лесу мышь. Выскочит из куста длинноухий неосторожный зайчишка. 2. Кто-то постучал в окно. Мне почудилось. 3. Дул холодный ветер. Становилось тихо. 4. Моросил мелкий дождик. Падал мокрый снег. 5. Небольшая речка петляла по зеленому лугу. Лес подступал к самым ее берегам.

 

       Упражнение 21. Перепишите, расставьте знаки препинания. Союзы подчеркните.

 

        1. Мне хотелось либо заночевать в степи либо я готов был бродить всю ночь, вдыхая её аромат. Да и как спать весною в степи! То тебя влекут горящие звёзды то луна озаряет серебристым светом всё вокруг. 2. Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённыё звук. 3. Ни о чём не хочется думать или бродят мысли и воспоминания, мутные и неясные, как сон. 5. То холодно то очень жарко то солнце спрячется то светит слишком ярко. 6. Не то дождь идёт не то мокрые хлопья снега падают на землю. 7. Не то гром прогремел не то за лесом выстрелили из орудия. 8. Или он сам заговаривал с кем-нибудь или кто-нибудь задавал ему вопросы. 9. Не то туман стелется над лугом не то мелкий дождик идёт.

 

 

 

      



Предварительный просмотр:

Разноуровневые задания контроля знаний школьников по русскому языку в 9 классе

Самостоятельная работа по теме: «Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении».

1 уровень. Работа с текстом.

Задание: вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, объясните их постановку, пользуясь таблицей «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении». Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях.

На окне, серебря..ом от инея,

За ноч.. хризантемы ра..цвели

В верхних стеклах – небо ярко (синее)

И застреха в снеговой пыли.

Всход..т солнце, бодрое от холода,

Зол..тит.. ся отблеском окно

Утро тихо радо..но и мол..до

Белым снегом все запущено.

                        (И. Бунин)

2 уровень.

Задание: из данных простых предложений построить сложные предложения разных видов (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение со значением последовательности явлений).

Солнце взошло. Туман рассеялся. Мы тронулись в путь.

Время вышло. Работа была закончена. Я отправился домой.

Голова моя закружилась. В глазах замелькали звезды. Я потерял сознание.

Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. Колеса начали задевать за сучки.

3 уровень.

Творческое задание: опишите вид из окна, используя бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Самостоятельная работа по теме: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

1 уровень.

Задание: соотнесите схемы и соответствующие предложения.

  1. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
  2. Он поднял голову: по небу плыли густые облака, напоминающие фигуры былинных героев.
  3. Мы молчали: разговаривать ни о чем не хотелось.
  4. Мы прослушали прогноз погоды, и нам стало ясно: спуск с горы может быть небезопасным.

а) [ ]   :   [ ] .  

б) [ ]   :   [ ] , [ ] .    

в) [ ]    :  [ … , /        /] .  

г) [ ] , и [ ]   :  [ ] .  

2 уровень.

Задание: расставьте знаки препинания и определите значение частей бессоюзных сложных предложений. Замените данные предложения синонимичными им союзными.

  1. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
  2. Я понимал выручить нас может только случайность.
  3. Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.
  4. Собака была славная уши торчком  хвост колечком глаза умные-умные.
  5. Странный случай произошел в дороге я совершенно поиздержался.
  6. Печален я со мною друга нет.
  7. Опомнилась глядит Татьяна медведя нет она в сенях.

3 уровень.

Задание с элементами лингвистического анализа:  прочитайте текст, определите его тему и идею. Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы к бессоюзным сложным предложениям.

Смелость.

Осень. С вершины тополей валятся на землю последние листья. По лесу нельзя ступить сухие листья и трава хрустят под ногами и далеко предупреждают всех лесных обитателей об опасности.

Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум две крупные птицы стремительно спикировали к земле. У подножья дерева упала ворона с раскрытым клювом. А вторая птица взмыла вверх. Это был крупный ястреб.

На другое утро новое происшествие за окном вокруг стога сена пролетело несколько сорок. На одну из них кинулся маленький ястребок, который оказался неподалеку. Сорока сразу упала на землю, угрожающе раскрыв клюв, алчный же разбойник сел на ветку и ждал, когда сорока опять полетит. Какая смелость! Ястребок меньше сороки, а нападает. Видишь такое и удивляешься оказывается и в природе есть такие смельчаки.

Самостоятельная работа по теме: «Тире в бессоюзном сложном предложении».

1 уровень.

Задание: вспомните и допишите пословицы, образуя бессоюзные сложные предложения. Расставьте недостающие знаки препинания, сверяясь с таблицей «Тире в бессоюзном сложном предложении».

  1. Сделал дело …
  2. Делу время, потехе …
  3. Век живи, век  …
  4. Волков бояться …
  5. Труд человека кормит …
  6. Назвался груздем …
  7. Будешь книги читать …

Слова для справок: учись, час, полезай в кузов, гуляй смело, лень портит, в лес не ходить, будешь много знать.

2 уровень.

Задание: замените бессоюзные сложные предложения синонимичными сложносочиненными или сложноподчиненными.

  1. Несколько раз оглянулся – никого не было.
  2. Занавес поднялся – зрители успокоились.
  3. Будет солнце – пойдем гулять.
  4. У зайцев шерсть побелела – зима близко.
  5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

3 уровень.

Задание: напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса пословицу: «Век живи – век учись». В работе должны быть представлены сложные бессоюзные предложения, части которых имеют значения условия, времени, следствия, противопоставления, сравнения.

Контрольная работа по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

1 уровень.

Задание: перепишите, преобразуя предложения в бессоюзные сложные, расставляя необходимые знаки препинания, используя таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Объясните выбор знаков препинания.

  1. Я посмотрела в небо и увидела, что в небе пролетали журавли.
  2. Учитель попросил у ученика дневник, но дневника у него не оказалось.
  3. Дождь шел очень долго, поэтому в огород никто не заглядывал.
  4. Стоит сильная духота, так что  к ночи возможна гроза.
  5. Пробираться сквозь чащу было трудно, так как колючие кусты разрослись очень густо.
  6. Я посмотрел назад и увидел, что за мной по-прежнему плелся обоз.
  7. Когда занавес поднялся, зрители успокоились.

2 уровень.

Тест:

  1. Накйдите бессоюзное сложное предложение, в котором одна часть противопоставлена другой:

а) Собака поджала хвост – охотник насторожился.

б) Лето припасает – зима поедает.

в) Посмотрит – рублем подарит.

г) Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть имеет значение причины:

а) Я понимал: выручить нас может только случайность.

     б) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

      в) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

      г) Большинство было согласно в одном: так больше продолжаться не может.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой. (Знаки препинания не расставлены):

а) Я оглянулся на шорох сзади никого не было.

б) Боялись не голода боялись холода.

в) Поезд ушел быстро огни скоро исчезли стук колес затих наступила тишина.

г) Лес расступился неожиданно пройдя дубовый кустарник росший в этом месте сплошной стеной мы вышли к водопаду.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять двоеточие. (Знаки не расставлены):

а) Пока мы шли по полевой дороге все говорили о долгом привале.

б) Светила луна сверкали звезды вокруг стояла тишина.

в) Было ясно урок сорван.

г) Дождь прошел соревнования продолжились.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять тире. (Знаки препинания не расставлены).

а) Иду и думаю давно в театре не был.

б) Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших.

в) Метель разыгралась кибитка остановилась.

г) Он приехал к сентябрю как раз когда должны были начаться задания.

  1. Какое предложение соответствует схеме  [ ] – [ следствие ]

а) Воды бояться – в море не бывать.

б) Солнце дымное встает – будет день горячий.

в) Будет ясная погода – экскурсия состоится.

г) Придет пора – напишешь книгу.

  1. Какое предложение соответствует схеме [ ] : [ пояснение ]

а) Печален я: со мною друга нет.

б) К вечеру погода испортилась: подул ветер, пошел холодный дождь.

в) Туристы разложили на траве своё имущество: палатки, рюкзаки, спальные мешки.

г) В лесу я увидел неожиданную картину: на опушке стоял лось.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

а) Нас предупредили заранее, остановок в пути не предвидится.

б) Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось совсем немного.

в) Кончится дождь – небо вновь наполнится голубизной и светом.

г) В тихие июльские дни краски все светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательности и нежности.

  1. Найдите соответствие. (Знаки препинания в предложениях не расставлены):

а) [ ] : [ изъяснение ] .

б) [ условие ] – [ ] .

в) [ ] , [ ] .

г) [ ] ; [  ] .

1) Дубровский между тем лежал в постели уездный лекарь не совершенный невежда успел пустить ему кровь.

2) На клумбе белели ромашки синели незабудки.

3) Глубже пахать больше хлеба видать.

4) Павел мгновенно почувствовал наконец-то подул долгожданный южный ветерок.

3 уровень.

Задание: составьте рассказ на тему «Книга открывает мир», используя в нем предложения, соответствующие схемам:

  1. Предложения – перечисления:

а) [ ] , [ ] , [ ] , [ ] .

б) [ ] , [ ] ;  [ ] .

  1. Предложение – причина, предложение – дополнение:

а) [ ] , [ ] : [ ] .

б) [ ] : [ ] ;  [ ] .

  1. Предложение – противопоставление, предложение – вывод:

а) [ ] – [ ] , [ ] .

б) [ ] ; [ ] – [ ] .



Предварительный просмотр:

Стили речи

С какой целью употребляем?

Где употребляется?

(сфера употребления)

Жанры речи

Стилевые черты

Языковые средства

Разговорный

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Непринуж-дённость, расплывча-тость

Разговорная лексика

Официально-деловой

Сообщение, информация

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официаль-ность, точность

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Научный

Сообщение, объяснение научных трудов.

Научно-исследовательская деятельность.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Обобщён-ность, точность, логичность

Термины, профессионализмы

Публицисти-ческий

Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении

Агитационно-массовая, общественно-политическая  деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление.

Призыв-ность, эмоциональ-ность

Обращения, слова высокого стиля, художественные средства

Художественный

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Словесно-художественное творчество

Драма

Проза (повести, рассказы и т.д.)

поэзия

Конкрет--ность, образность, эмоциональ-ность

Все богатства лексики