Презентации к урокам

Тихомирова Наталья Юрьевна

Данные презентации помогут учителю выбрать необходимый материал для подготовки к урокам

Скачать:


Подписи к слайдам:

Сколько
микротем
можно увидеть на картине? Озвучьте их.
Что изображено на переднем плане полотна? Составьте предложения.
Слова для справок
:
часть веранды, деревянный стол, ваза с желтыми цветами, резной парапет.


Парапет
- невысокая стенка, ограда вдоль чего-либо.
На переднем плане картины изображена….
Станислав
Юлианович
Жуковский - художник конца XIX — первой трети ХХ века.
Он писал пейзажи прямо с натуры, предпочитая яркие насыщенные цвета. Основными мотивами его картин стали старинные усадебные парки, интерьеры с распахнутыми в парк окнами и дверями.

Удалось ли художнику передать
красоту осеннего дня? Благодаря чему?
Опишите
ситуацию , изображенную на
картине.


Глядя на картину, очень хочется….

Глядя на картину, представляешь…
Еще
не
наступила зима,
но
уже по

утрам….
План сочинения
Осенняя пора – главная тема картины С. Ю. Жуковского «Осень. Веранда».
Описание полотна.

Веранда; березы, ели; лазурное небо.
3
. Настроение
, вызванное картиной.
Сочинение по картине
С. Ю. Жуковского
«
О
сень. Веранда»
Какова тема данной картины?
Какие чувства вызывает у вас эта картина? Почему ?
Составьте предложения на тему картины «Осень. Веранда».
С. Ю. Жуковский (художник, живописец) обратился к теме … , (осеннему пейзажу), показав …(чувства)

Словарик чувств:
радость, любование,
нежность, восхищение, умиротворения
Что
вы чувствуете и о
чем думаете
, когда смотрите на эту картину
?
Как
художник
сумел пробудить
у


нас
светлое,
радостное,
умиротворенное настроение
?
Как легко и спокойно на душе…..
Картина произвела на меня ….. и заставила ещё раз полюбоваться красотой одного из самых любимых времен года осени.
Как писать сочинение по картине.
1.
Назовите автора картины и расскажите о художнике.
2.
Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал художник?
3.
Что автор картины изобразил на переднем
плане, в центре? На
какие объекты он обращает ваше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные «рисующие
»
слова.
4.
Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Зачем?
5.
Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?

- Какие краски, тона выбрал автор для своей картины?
Слова для справок
: Золотой, багрово – золотой, блестящий, бронзовый (золотисто – коричневый, голубой, жухлый)
Мастер живописи выбрал для полотна яркие насыщенные краски
, (с какой целью?),
чтобы передать
(чувства)

Опишите предметы, которые находятся в центре картины, на заднем
плане, справа, слева
.
Прямо за верандой (стоят, расположились, находятся, виднеются)…
Слова для справок
:
поредевшие березы в золотых нарядах, маленькие темные елочки, деревья с ярко-оранжевой, красной листвой.


Подписи к слайдам:

Правописание приставок
ПРЕ-
и
ПРИ-
ПРЕ-
придает словам значения:
1)
высокой степени качества или действия
(
возможна замена приставки словами

очень, весьма
)
пребольшой, преуспевать
2)
значение
«очень»

(
близкое к значению приставки
пере
-
)
преображать, превращать
ПРИ
-

придает словам значения
1)
близости
приозерный, приусадебный
2)
приближения, присоединения
прибывать, приделать
3)
неполноты действия
приоткрыть, приостановить
4)
доведения действия до конца
приехать, придумать
Задание 3.

Выберите слова, в которых приставка ПРИ- указывает на неполноту действия
прекословить
приморский
привокзальный
пригореть
преступать
превзойти
приоткрыть
приехать
привить
Приставка

Значение приставки

Примеры


При-

1. приближение

2. присоединение

3. близость к чему-либо

4. неполное действие



Пре-

1. сходно со значением слова
очень


2. сходно со значением приставки
пере-





Задание 4.

Выберите слова, в которых приставка ПРИ- имеет значение приближения, присоединения, близости.
Приморский
присесть
прибежать
прилуниться

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Задание 2.

Выберите слова, в которых приставка ПРЕ- по значению приближается к приставке ПЕРЕ-
преобразовать
превращать
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь
пр

ближению
осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа,
пр
…смотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он
пр
…обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Пр
…красно в осеннем лесу. Музыка в траве
пр
…тихла. Мелкая листва облетела с
пр

брежных
лозин. Ветер осторожно
пр
…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес
пр
…задумался.
Пр..таился
на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает
пр
…спокойно сидеть.

Устанешь,
пр
…сядешь на
пр
…горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что
пр
…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.


Задание 2.

Выберите слова, в которых приставка ПРЕ- по значению приближается к приставке ПЕРЕ-
приморский
привыкнуть
приманить
прилечь
пришкольный
преобразовать
превращать
привстать
Задание 4.

Выберите слова, в которых приставка ПРИ- имеет значение приближения, присоединения, близости.
присесть
привыкнуть
презабавный
приморский
преградить
прибежать
прилуниться
приберечь
пресечь
Работа с текстом


Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Восстановите структуру текста.


Устанешь,
пр
…сядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что
пр
…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.


«Советую тебе, Сережа,
пр
…смотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он
пр
…обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.


^ Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь
пр

ближению
осени. Меня не пугают дождь и грязь.


Пр
…красно в осеннем лесу. Музыка в траве
пр
…тихла. Мелкая листва облетела с
пр

брежных
лозин. Ветер осторожно
пр
…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес
пр
…задумался.
Пр
…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает
пр
…спокойно сидеть.



Задание 1.

Выберите слова, в которых приставка ПРЕ- указывает на высшую степень действия (очень, самый)
предобрый
прелестный
ПРИ-
ПРЕ-
препираться

преградить
преуменьшить
премудрый
прелюбезный
 
прилечь
прийти
приохотить
приподнять
приобрести
Проверь себя
Задание 3.

Выберите слова, в которых приставка ПРИ- указывает на неполноту действия
пригореть
приоткрыть

Задание 1.

Выберите слова, в которых приставка ПРЕ- указывает на высшую степень действия (очень, самый)
приручить

пригореть
предобрый
придумать
преображать
приостановиться
привыкнуть
прелестный
Задание 5.
Распределите слова в таблице в зависимости от приставки:
пр*лечь

пр*йти
пр*градить

пр*уменьшить

пр*охотить

пр*поднять

пр*мудрый

пр*обрести

пр*любезный

ПРИ-
ПРЕ-
пр*пираться



Подписи к слайдам:

Шестое декабря Классная работа
Распределите словосочетания на 3 группы:ЭпитетыМетафорыОлицетворения
Дождь уснул, суета ветра, пушистые сугробы, железное сердце, шляпка гриба, воет ветер, седая вершина, золотые листья, листья лопочут, перистые облака.
Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех!
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Э. А. Вартаньян называл их «живописным способом выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений . Именно о них мы сегодня и поговорим.
Как рождаются фразеологизмы.
Перескажите текстЖивут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой- то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы.
В русском языке существуют слова, например: за, пояс, заткнуть. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение заткнуть за пояс является фразеологизмом со значением: превзойти кого-либо в чём-либо.
Перескажите текст
Запишите определение фразеологизмов в словарь.
Фразеологизмы – устойчивые, неразложимые обороты речи, в которых без изменения смысла нельзя изменить слова. Обычно фразеологизмы употребляются в переносном значении.По-гречески «phrases» (фрасис) значит «выражение
Определи значение фразеологизма
Как с гуся водаСтреляный воробейПускать козла в огородПисать как курица лапойКогда рак на горе свистнетВставать с петухамиКупить кота в мешкеЗаморить червячкаУбить двух зайцев
НеаккуратноСлегка закуситьВыполнить сразу два делаПриобрести что-то ненужноеПускать туда, где он опасенАбсолютно безразличноОпытный человекНикогдаРано
Подбери картинку к фразеологизму
Жить как кошкас собакой
Взять быка за рога
Делать из мухи слона
Крутиться как белка в колесе
Медведь на ухонаступил
Ехать зайцем
Нем как рыба, ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало
Оценка человека с помощью фразеологизмов
отрицательная
положительная
Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой
Хитер как... Белая…Труслив как... … лапчатыйИзворотлив как... Надут как... Нем как... Упрям как... Голоден как...
Закончи фразеологизм, используя слова для справок
Делить шкуру неубитого…Купить…в мешкеНабито как в бочке…Дуется как…на крупуСмотрит как…на новые воротаЛовить… в мутной водеПускать…в огородКак…языком слизала
Подберите к данным фразеологизмам синонимы
Тёртый калачНи то ни сёС три короба
Куры не клюютСтреляный воробейНи рыба ни мясо
Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. (Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился).
Подведём итоги.
Что такое фразеологизмы? Чем они отличаются от свободных сочетаний слов? Приведите примеры фразеологизмов.
Оцени свою работу
В поте лица
Рука об руку
Через пень колоду
Ни шатко ни валко
Засучив рукава
Тяп да ляп
Не покладая рук
Как вы работали на уроке?
МОЛОДЦЫ!
Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица!
Домашнее задание
1. Напишите связный текст на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя следующие фразеологизмы: точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду. 2. Изучить дополнительный материал-презентацию Окорочковой А. «Фразеологизмы».
Литература
М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках».А.Д. Курилова «Новый фразеологический словарь русского языка».