Главные вкладки

    Страница учителя-логопеда Р.И. Рахматуллиной

    Уважаемые родители, коллеги и просто посетители сайта!

       На моей странице вы сможете найти материалы, необходимые для коррекционной работы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи, а также советы и консультации по различным вопросам.

     Надеюсь, что информация, опубликованная здесь, будет для Вас интересной и полезной!

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

    https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=210x1024:format=jpg/path/s692dd72d8cd35478/image/ic37eb0b2d1041f2b/version/1395075980/image.jpg

    Для чего нужна артикуляционная гимнастика? 

    Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью. 

    К четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребенку пять лет, а он не произносит отдельные звуки ([л], [р]), группу звуков ([с], [з], [ц]) или несколько групп звуков. 

    Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции. 

    Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения. Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. 

    Как проводить артикуляционную гимнастику? 

    1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься ежедневно по 5-10 минут. 

    2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движения. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла. 

    3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. 

    4. При подборе упражнения необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. 

    Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык. 

    Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят малые стихотворные формы. Артикуляционная гимнастика в стихах – это не только повышение интереса ребёнка к конкретному упражнению, ни и отсчёт времени выполнения упражнения и определение ритма выполнения динамических упражнений. 

    Очень нравится детям игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуют картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Теперь необходимо сделать удочку. Для этого понадобится палочка сантиметров 20, тонкая веревочка около 10 сантиметров и магнит. Веревочка привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбу». Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на удочку». 



    Предварительный просмотр:

     Советы учителя - логопеда

    Родители часто задают вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организовать домашние занятия ребенка и родителя.  Работа над звуком, от его постановки до введения в речь – сложный процесс выработки устойчивого речевого навыка. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

    Исправление звуков проводится поэтапно:

    1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

    2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

    3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

    4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

    Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Если звук еще не произносится, необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

    Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определяйте место звука в слове (начало, середина, конец слова), составляйте с данными словами предложения, Обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи. Обращайте внимание на записи, которые пишет логопед, потренируйтесь в произношении речевого материала, если у ребенка возникают трудности в его усвоении.

    По интересующим вас вопросам вы всегда можете получить консультацию логопеда.
    Предлагаю вам ряд игр, которые успешно используются для автоматизации звуков, которые  помогут  Вашему  ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух,  научат  рассказывать, отыскивать  интересные слова, а  в  итоге  сделать  речь  Вашего  ребёнка  богаче  и  разнообразнее.

       Эти  игры  могут  быть  интересны  и  полезны  всем  членам  семьи. В них  можно  играть  в  выходные  дни, в  праздники, в будние дни  вечерами, когда  взрослые и дети собираются  вместе  после  очередного  рабочего  дня. И самое главное - по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел!   Во  время  игры  со  словом  учитывайте  настроение  ребёнка, его  возможности и  способности.

       Играйте   с ребёнком   на  равных, поощряйте  его   ответы,  радуйтесь  успехам  и  маленьким  победам!

    Игра «Найди нужное слово»

     Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит  нужный  звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

    Игра «Что я загадал?»

    Взрослый предлагает отгадать загаданное слово по словам - подсказкам.

    Например: Это - хищное животное. У  нее рыжий мех, длинный пушистый хвост.

    Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Лиса, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры - можно предложить ребёнку, при правильном ответе - меняться ролями.

    Игра « Посчитай-ка»

    Предлагается  посчитать  предметы с определенным звуком. Например: давай  мы посчитаем все машины,  которые встретятся нам на пути: одна  машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин и т.д.

     Игра «Всезнайка»

     Взрослый предлагает называть слова, которые начинаются с определенного звука, например звука [с].

    • Каких ты знаешь животных, птиц  на звук [с]?

    • Каких ты знаешь деревья на звук [с]?

    • Какие имена девочек (мальчиков) на звук [с] ты знаешь? и т.д.

     Игра « Кто больше»

    Взрослый просит  назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. Игру можно усложнить, ограничивая правилами – например, звук стоит только в  начале, середине слова, в конце.

    Игра «Слог да слог — и будет слово»

    Эта  игра будет способствовать автоматизации звуков в словах и слогах. Взрослый  говорит: «Я произнесу первую часть слова, а ты придумай вторую так, чтобы получилось слово». Например: СА- ПОГ, РУ-КИ..

    Игра «Угадай словечко»

    Цель игры: развитие словарного запаса, фонематического восприятия.

    Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.  Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов.  Например:  

    С-О-К, С-Т-О-Л, С-У-М-К-А ...

    “Запомни, повтори, продолжай”

    Взрослый называет слова.  Ребёнок запоминает, произносит, улавливает на слух общий звук и добавляет свои подходящие слова.

    Стол, миска, лес, сумка….

      Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком по дороге в детский сад, на прогулке, дома. Однако не забывайте про основную цель ваших игр – правильное произношение звука, поэтому контролируйте и исправляйте звуки! Чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.  

    Рекомендуемая литература:

    1. Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

    2. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995.

    3. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозайка-синтез, 2005.

    4. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Мозайка-синтез, 2006.