Мероприятия

Белоусова Светлана Александровна

Мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

Космическая азбука

Библиотечное мероприятие

                         

      Тема: Космическая азбука для детей

Форма: медиажурнал

Читательское назначение: 3 – 6 классы

Целевое назначение:
- показать учащимся историю изобретений в области космонавтики;
- привлечь к процессу научных исследований;
- помочь увидеть мир во всей его полноте и красоте;
- убедить, что будущее зависит от тех, кому предстоит в нем жить.

Ход мероприятия:

Слайд 1:

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета.
Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»
Гагарин Юрий

Слайд 2
Медиажурнал для детей

Слайд 3
Автоматические межпланетные станции (АМС)
Никто еще не летал на Венеру, Марс и другие планеты. Но то, что происходит на них и их спутниках, люди узнали благодаря полетам станций-роботов. Их называют автоматическими межпланетными станциями. Отправляют их не только к близким, но и к самым далеким планетам, а также к астероидам и кометам. На борту автоматической межпланетной станции космонавтов нет – их заменяют различные приборы, то есть АМС – это непилотируемые космические аппараты для исследования небесных тел и межпланетного космического пространства.
Полеты некоторых АМС длятся многие годы. Особенно тех, которые сейчас уже далеко за пределами орбиты Плутона и летят к границам Солнечной системы.

Слайд 4
«Аполлон»
Это американский трехместный космический корабль для полетов на Луну. Состоит из двух блоков: основного блока и лунной кабины. Основной блок — это жилище для трех астронавтов во время полета к Луне, пребывания на окололунной орбите и при возвращении на Землю. В лунной кабине астронавты опускаются на поверхность Луны.
Основной блок состоит из отсека экипажа и двигательного отсека. В отсеке экипажа располагаются командир корабля, пилот основного блока и пилот лунной кабины, а также запасы питьевой воды и пищи на все время полета. В отсеке экипажа астронавты возвращаются на Землю, причем его устройством предусмотрена посадка на воду или на сушу. Через специальный тоннель можно перейти в лунную кабину.
Лунная кабина состоит из двух частей (ступеней): посадочной ступени и взлетной ступени. Астронавты, готовясь к посадке на Луну или к старту с нее, размещаются во взлетной ступени. Здесь они находятся в скафандрах. Посадочная ступень остается на Луне. Ее опоры служат для прилунения.

Слайд 5
Базы на Луне
Луна стала первым небесным телом, к которому начали летать российские и американские автоматические межпланетные станции и пилотируемые космические корабли. В 1972 г. американские астронавты отправились в последнюю экспедицию на Луну, а в 1976 г. на ней побывала российская автоматическая межпланетная станция «Луна-24», возвращаемый аппарат которой доставил на Землю образцы лунного грунта, извлеченного с двухметровой глубины.
Сейчас люди снова заинтересовались Луной и даже планируют впервые 20-30 лет XXI в. построить на Луне обитаемые базы, сначала довольно простые, а затем — что-то вроде мини-городов, в которых планируется построить автоматизированные заводы, космические обсерватории др.

Слайд 6
Байконур
Это первый в мире космодром, находящийся на территории Казахстана. Всего за 28 месяцев трудом многих ученых, конструкторов, инженеров, испытателей и рабочих была создана эта космическая гавань. Стартовавшие отсюда ракеты открыли космическую эру в истории человечества. Днем рождения Байконура считают 4 октября 1957 г., когда на орбиту вывели первый в мире искусственный спутник Земли, еще были первые полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, и, конечно, первый в мире полет человека в космос!
С Байконура стартовали и космические ракеты, с помощью которых на околоземной орбите создавались космические станции «Салют», «Мир» и строилась российская часть международной космической станции (МКС).

Слайд 7
Внеземные цивилизации
Под внеземной цивилизацией обычно понимают любую цивилизацию, которая, может, существует в Космосе (не считая цивилизации нашей планеты).
Далекие таинственные светила издавна привлекали к себе внимание людей. Это Солнце, Луна, планеты, звезды. Люди думали, что наши «братья по разуму» живут на самых разных небесных телах. Но чем больше астрономы узнавали о планетах и звездах, тем больше разочаровывались. Казалось, что полеты в космос помогут выяснить, есть – или нет – жизнь за пределами Земли в нашей Солнечной системе. Космонавты, летавшие в околоземном космическом пространстве, астронавты, побывавшие на Луне, и автоматические межпланетные станции, достигшие окраин Солнечной системы, нигде не обнаружили ни разумных существ, ни вообще каких-нибудь признаков жизни. Но не найдя пока признаков существования внеземных цивилизаций, ученые верят, что они есть и даже в нашей Галактике.

Слайд 8
Гагарин Юрий Алексеевич
Космонавт № 1. 12 апреля 1961 г. первым из землян совершил полет в космос на корабле «Восток-1». В честь этого ежегодно 12 апреля отмечается День космонавтики.
Гагарин родился в 1934 г. в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. Учился в ремесленном училище, затем в Саратовском индустриальном техникуме. В 1954 г. начал заниматься в аэроклубе, где совершил первые прыжки с парашютом и учился летать. Считая авиацию своим призванием, мечтал после окончания техникума и учебы в аэроклубе поступить в военное авиационное училище. Мечта сбылась: его направили продолжать учебу в Оренбургское авиационное училище.
В своем выступлении перед стартом Ю.А. Гагарин говорил: «Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты…» Людям навсегда запомнились прекрасная гагаринская улыбка, а также сказанное им перед стартом «Поехали»…

Слайд 9
Двигатели космических ракет
В космос летают на специальных ракетах. Сердце космической ракеты – реактивный двигатель.
Чаще всего в ракетах используются реактивные двигатели на твердом или жидком топливе. Твердое топливо (порох) воспламеняется в камере сгорания. Продукты сгорания мощной струей выбрасываются наружу через специальное отверстие (сопло). Ракета летит, отталкиваясь от этой струи.
В жидкостных реактивных двигателях в камере сгорания воспламеняется жидкое горючее (керосин, бензин, спирт и др.). Но горение без большого количества кислорода невозможно, а в безвоздушном пространстве кислорода нет. Поэтому отдельно от бака с горючим должен быть бак с окислителем (например, с жидким кислородом). По команде «зажигание» в камеру сгорания устремляются горючее и окислитель. Там они перемешиваются, воспламеняются и сгорают. Образовавшиеся при горении газы с грохотом вырываются через сопло наружу, поднимая стартующую в космос ракету. А насосы качают в камеру сгорания «прожорливой» ракеты все новые и новые порции горючего. За первые минуты может сгореть цистерна топлива! Вот почему космической ракете требуются огромные баки с топливом.

Слайд 10
Жизнь человека в космосе
Только на Земле есть необходимые для жизни условия: соответствующая температура, состав атмосферы, вода, сила тяжести, магнитное поле. На других планетах Солнечной системы таких условий нет.
В космосе человек должен быть надежно защищен от опасных факторов космического пространства. Над созданием надежной системы жизнеобеспечения трудятся специалисты разных профессий. В невесомости не просто пообедать, выпить чай, помыться. Вытекшая вода превращается в плавающий шар. Неприятности создают даже обычные крошки хлеба.
Первые космонавты питались продуктами из тубов, выдавливая из них пищу. Воду хранили в мешках с зажимами, чтобы она не улетела. Но в невесомости все-таки можно разжевывать, проглатывать и переваривать пищу, продукты питания космонавтов стали более разнообразными.
На современных орбитальных станциях в жилых отсеках станции создаются условия для сна (хотя кровати там и не очень нужны: спать в невесомости можно в любом месте кабины и в любом положении!), есть душ, туалет; космонавты могут заниматься спортивными тренировками, проводить регулярные медосмотры, слушать музыку, общаться с родными и близкими на Земле.

Слайд 11
Искусственные спутники Земли (ИСЗ)
Маленькая мерцающая звездочка, которая быстро пролетает через все небо — это искусственный спутник Земли. А светится он потому, что его освещает Солнце.
Спутник — первый космический аппарат, выведенный на околоземную орбиту (I ИСЗ, 4 октября 1957 г.). И хотя он запущен в нашей стране, слово «спутник» стало международным.
Первый ИСЗ представлял собой шар (диаметр — 58 см, масса — 83,6 кг) с установленными антеннами (четыре длиной 2,4 ми 2,9 м). Внутри герметичного корпуса шара находились радиопередатчики с источниками питания и приборы, обеспечивающие внутри постоянную температуру и давление. Сигналы, передаваемые спутником, напоминали радиотелеграфное попискивание («бип-бип-бип»). Первый ИСЗ совершил 1400 оборотов вокруг Земли (за 92 суток), затем вошел в плотные слои атмосферы и там сгорел.
Со времени запуска I ИСЗ прошли десятилетия, и за это время Рссия и другие страны запустили много спутников. К концу 1999 г. число запусков различных космических аппаратов превысило 4100 (!). Спутники запускают для изучения Земли, предсказания погоды, для обеспечения телевизионным вещанием отдаленных районов.

Слайд 12
Королев Сергей Павлович
Академик Сергей Павлович Королев (1907 – 1966) – выдающийся ученый, Главный Конструктор ракетно-космических систем, благодаря которым наша страна открыла космическую эру в истории человечества.
Родился в Житомире в семье учителя. В 1930 г. закончил Московское высшее техническое училище по специальности аэромеханика и одновременно Московскую летную школу. Увлекали занятия планеризмом и полеты на самолетах, сконструировал несколько планеров, последний из которых решил превратить в ракетоплан.
В 1929 г. познакомился с К. Э. Циолковским и его работами в области ракетной техники. В то время они не предполагали, что через несколько десятилетий одного из них назовут Главным Конструктором, а другого основоположником теоретической космонавтики… Через 20 лет после первой встречи с Циолковским началась работа Королева над созданием мощных ракет, способных пролетать большие расстояния и попадать в заданные районы земной поверхности. Многоступенчатая ракета была успешно запущена 27 августа 1957 г., а спустя несколько недель на орбиту был выведен I ИСЗ. С именем Королева связаны важнейшие события в истории космонавтики — полет Ю. А. Гагарина и последующие полеты космонавтов.

Слайд 13
Космонавт
Это человек необычной и пока еще редкой профессии. Слово «космонавт» происходит от греческих слов, означающих «космос» и «мореплаватель». Получается, что космонавт — это «космоплаватель», совершающий полеты в космическое пространство для проведения научных наблюдений и экспериментов, а так же для ремонта и обслуживания, находящихся на орбите космических аппаратов или сооружений (научных комплексов, космических телескопов и т. д.).
В США и некоторых других странах таких людей называют астронавтами.
Космонавтом № 1 был Ю. А. Гагарин. Получается, что профессия «космонавт» появилась в 1961 г. Сначала в космонавты отбирали военных летчиков, способных переносить вибрацию, шум, кратковременные перегрузки, быстро находить правильное решение в аварийных ситуациях и т. д. Но со временем в отряды людей, готовящихся к полетам в космос, стали включать инженеров, врачей, ученых.

Слайд 14
Космический корабль (КК)
Это космический аппарат, пилотируемый космонавтами. Его выводит на орбиту последняя ступень ракеты-носителя.
Гагаринский «Восток» состоял из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. В спускаемом аппарате (кабине космонавта) находились кресло космонавта, система жизнеобеспечения, система управления и двигательная установка. Космонавт дышал воздухом кабины, сидел в скафандре с открытым шлемом. После включения тормозного двигателя КК начинал снижаться. На высоте 7 000 м выстреливалось кресло с космонавтом. На высоте 4 000 м космонавт отделялся от кресла и приземлялся на парашюте.
Через три года начались полеты на космических кораблях «Восход». Они вмещали трех космонавтов, которые находились в кабине без скафандров. На таких кораблях космонавты совершали мягкую посадку в спускаемом аппарате, а не катапультировались.
С 1967 г. наши космонавты летают на космических кораблях «Союз», которые состоят из бытового отсека, спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека с двигательной установкой. В приборно-агрегатном отсеке расположены солнечные батареи. Внешне КК «Союз» напоминает небольшую космическую станцию.
В США используются многоразовые КК, «космические челноки».

Слайд 15
Международная космическая станция (МКС)
Российская станция «Мир» с 1986 г. работала на околоземной орбите, и долгое время была единственным «космическим домом». В 1993 г. В Москве руководители Российского космического агентства и американского НАСА (Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства) договорились о создании международной космической станции. В ее строительстве приняли участие Канада, Япония, Италия, Бразилия. МКС — около 110 м, шириной — более 88 м, массой — свыше 470 т. Станция летает на высоте 460-500 м над земной поверхностью.
МКС собирали на орбите по частям – отдельными модулями. Каждый из таких модулей выводили на орбиту российскими или американскими ракетами.
На МКС могут постоянно работать семь человек.
Астронавты и космонавты занимаются биотехнологией; исследованием Земли из космоса; работают в области материаловедения и высоких технологий; изучают поведение жидкостей в невесомости; изучают и производят полимеры и биологически активные вещества и др.

Слайд 16
«Мир»
«Мир» – российская орбитальная станция, представлявшая собой сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс, который постепенно собирался на орбите. Сборка продолжалась 10 лет.
Над «Миром» работали 280 российских организаций.
С 1995 года станцию стали посещать иностранные экипажи.
В рамках программы «Мир — Шаттл» осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения на корабле «Атлантис», одна на корабле «Индевор» и одна на корабле «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта.
В конце 1990-х гг. на станции начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. Через некоторое время правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана, рядом с островами Фиджи.
Всего на станции работали 104 космонавта из 12 стран.

Слайд 17
Невесомость
Вспомните, как на мгновение «захватывало дух», когда вы качались на качелях или быстро опускались в лифте. Космонавтам в таком состоянии приходится жить и работать. Без специальной подготовки и тренировок невозможно переносить невесомость. Но куда исчезает вес, почему возникает невесомость?
Вес – это сила, с которой любой предмет из-за притяжения к Земле давит на подставку (опору) или растягивает подвес (нить, пружину и т. п.). Но если опора или подвес падают вместе с самим предметом, то подвес не растягивается и на опору предмет не давит. Вес исчезает, а масса тела остается прежней.
Космонавты во время привыкания к невесомости нередко чувствуют себя перевернутыми вверх ногами.
Перед полетом Ю. А. Гагарина многие думали, что невесомость – непреодолимое препятствие для пилотируемых космических полетов. Но благодаря хорошей работе специалистов в области космической медицины и биологии космонавты стали быстро осваиваться с невесомостью во время полета, а после полета – вновь возвращаться к обычной жизни на Земле. Оказалось, что человек способен жить и работать в невесомости!

Слайд 18
Полеты
В Солнечную систему входят разные планеты. Одни, похожие на Землю, называют планетами земной группы: это Меркурий, Венера, Земля, Марс и маленький Плутон. Другие, похожие на огромного Юпитера, называют планетами-гигантами (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Гиганты отличаются от планет земной группы своими размерами, массами, быстрым вращением вокруг оси, большим числом спутников и кольцами, а главное: гиганты не имеют твердой поверхности.
Осваивая космонавтику, российские и американские ученые посылали автоматические межпланетные станции на Луну (единственный естественный спутник Земли), к Меркурию (самая близкая к солнцу планета), к Венере (размеры которой такие же, как у Земли), к Марсу (наша планета расположена между Венерой и Марсом), к астероидам, к кометам.
О полетах к малым и большим планетам можно подробнее узнать из книг в библиотеке.

Слайд 19
Ракета-носитель (РН)
Ракета, стартующая в космос, преодолевает земное притяжение и сопротивление атмосферы. Для этого ей нужны мощные двигатели и большие запасы топлива. Постепенно топливо сгорает, ракета становится легче, ее движение ускоряется, возникают перегрузки. Если их не ограничить, они могут погубить космонавтов и разрушить ракету. Чтобы этого не произошло, ракету делают многоступенчатой, чаще всего трехступенчатой. Каждая ступень имеет свой двигатель и свое горючее. Когда оно сгорает, выполнившая свое дело ступень отделяется от нее и падает на отведенные для этого участки суши или океана. Затем к работе приступают вторая, а потом и третья ступени. Последняя выводит космический аппарат на орбиту.
Создавать такие ракеты предложил К. Э. Циолковский.
Многоступенчатая ракета, предназначенная для выведения на орбиту полезного груза и есть ракета-носитель (РН). Созданием большинства отечественных РН руководил академик С. П. Королев.
С 1965 г. в нашей стране используют РН типа «Протон». Ступени этой ракеты снабжены несколькими реактивными двигателями, работающими на жидком топливе. Длина ракеты (без полезного груза) – свыше 44 м, наибольший поперечный размер – более 7 м, масса полезного груза – 20 т.

Слайд 20
Скафандры
Скафандр – специальное снаряжение космонавта. В переводе с греческого «скафандр» — «человек в лодке». Когда в кабине космического корабля все в порядке, космонавтам скафандр не требуется. Он необходим при аварии (разгерметизации) или выходе в открытый космос.
Скафандр изготовляют для каждого космонавта с учетом его фигуры. Космонавт может изменять в нем давление и температуру. Скафандр затрудняет движение космонавта, поэтому на нем в области суставов устанавливают шарниры. Гермошлем дает возможность видеть то, что делается снаружи, и защищает человека от ослепительных лучей Солнца. В распоряжении космонавта находятся так же микрофон, часы, инструмент, необходимый для проведения ремонтных работ во время выхода в открытый космос из орбитальных станций.
Первые скафандры были универсальными, пригодными и в случае аварий, и при выходе в открытый космос. Теперь в России и США уделяется особое внимание созданию скафандров для вне корабельной деятельности.
Наиболее совершенны скафандры наших космонавтов типа «Орлан».

Слайд 21
Солнечные батареи
Рассматривая многочисленные фотографии орбитальных космических станций, телескопов и других аппаратов, можно заметить у них нечто вроде крыльев — это солнечные батареи. Их можно назвать мини-электростанциями, которые превращают солнечный свет в электрический ток, нужный для освещения, обогрева станции и электропитания, находящихся на ней приборов. И все это делается без сжигания нефти, угля, дров, без использования проводов.
Космическая станция расправляет свои «крылья» на орбите, а во время запуска и полета до орбиты большие панели солнечных батарей находятся в сложенном состоянии. Солнечная энергия превращается в электрическую с помощью тонких пластинок из полупроводников (например, кремния). Большое число таких фотоэлектрических преобразователей соединяются параллельно и последовательно в батареи, чтобы обеспечить необходимое напряжение тока. Мощность солнечных батарей может достигать десятков и даже сотен киловатт. От солнечных батарей заряжаются аккумуляторы, что помогает создать резервный запас электроэнергии.
Солнечные батареи – одно из достижений гелиотехники (область техники, занимающаяся проблемой превращения солнечной энергии в другие виды энергии).

Слайд 22
Телескоп (космический) имени Хаббла (КТХ)
Телескоп – главный инструмент астронавтов. В телескоп можно увидеть множество звезд и галактик, совершенно недоступных невооруженному глазу, рассмотреть детали поверхности Луны, планет, Солнца.
В гигантов превратились телескопы-рефлекторы, собирающие лучи светил с помощью вогнутых зеркал, диаметры которых превышают 10 м (!). В 1990 г. телескоп-рефлектор с зеркалом 2,4 м выведен на околоземную орбиту. Работая в автоматическом режиме, он стал космической обсерваторией, созданной учеными и конструкторами США. Это космический телескоп имени выдающегося американского астронома Эдвина Хаббла (КТХ). Масса телескопа свыше 12 т.
КТХ выведен на орбиту шатлом «Дискавери». Но вскоре обнаружились ошибки в изготовлении главного зеркала. Поэтому в 1993 г. был направлен другой шатл «Индевор», астронавты которого неделю выходили в открытый космос, чтобы устранить неполадки. Обслуживание «Хаббла» производится во время выходов в открытый космос с космических кораблей многоразового использования типа «Спейс шаттл». Всего были осуществлены четыре экспедиции по обслуживанию телескопа «Хаббл».
Предполагается, что «Хаббл» проработает на орбите до 2014 г., после чего его сменит космический телескоп «Джеймс Вебб».

Слайд 23
Управление полетами КА
«Земля» должна знать, на какую орбиту вышел космический корабль, как работают и чувствуют себя экипаж и автоматические приборы. Управляющие полетом специалисты могут подправить траекторию движения корабля, передать на борт команду, провести сеанс связи с космонавтами, дать совет по поводу ремонтных работ.
А для этого требуются надежная радиосвязь, хорошо работающие сложные командно-измерительные пункты, оборудованные на основе новейших достижений науки и техники. Люди, занятые управлением космическими аппаратами, должны быть чрезвычайно внимательными, обладать мгновенной реакцией. Им помогают современные компьютеры.
Главнейшая задача Центра управления полетами (ЦУП) – управление пилотируемых КА. ЦУП находится в подмосковном городе Королеве. На большом экране высвечена карта земного шара, на котором отлично видно, над каким районом планеты в данный момент пролетает космический корабль. В зале много столов, за которыми работают операторы.
Центры управления полетами есть и в других странах, где развивается космонавтика.

Слайд 24
Фал
Кабина космического корабля — это дом космонавта. Но иногда космонавту приходится выходить в открытый космос, чтобы выполнить задание или ремонтные работы. Первым человеком, совершившим выход в открытый космос, был Алексей Архипович Леонов (18 марта 1965 г., корабль «Восход-2»). Потом в космос выходили и работали в надежных скафандрах многие космонавты и астронавты, в том числе и женщины.
Одного неосторожного движения достаточно, чтобы космонавт стал удаляться от корабля и уплыл в космос… Поэтому он привязывает себя к кораблю специальным тросом – фалом (шнур длиной в несколько метров). Это слово пришло к нам из голландского языка и первоначально означало «снасть для подъема на судах парусов, флагов и т.д.»
Несколько раз российские космонавты и американские астронавты «прогуливались» в открытом космосе на «мотоцикле». Так в шутку называли скафандры, снабженные маленькими реактивными двигателями, которыми управляли сами космонавты.

Слайд 25
Центр подготовки космонавтов (ЦПК)
Космонавтами становятся после успешного завершения трудных тренировок. В подмосковном Звездном городке находится Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Космонавт должен уметь испытывать новую технику, проводить научно-исследовательскую работу в области астрономии, наук о Земле (география, геология, океанология, метеорология), биологии и медицины, быть фотографом и журналистом. Он должен знать космическую технику, уметь пилотировать свой космический корабль, проводить строительно-монтажные работы на орбитальной космической станции. Должен обладать завидным здоровьем, железной волей, быть спортсменом, парашютистом.
Всему этому учат в Центре подготовки космонавтов, где занятия проходят в учебных классах, спортивных залах, на стремительно вращающейся центрифуге («космическая карусель»). Будущие космонавты много внимания уделяют полетам на самолетах, прыжкам с парашютом, работе в «гидробассейне невесомости», учатся владеть собой, находясь в помещении со звуконепроницаемыми стенами (такие «камеры тишины» называются сурдокамерами), учатся переносить перегрузки и невесомость, жару и холод…

Слайд 26
Циолковский Константин Эдуардович
По праву считается отцом теоретической космонавтики. Всего через 23 года после смерти ученого был запущен I ИСЗ. Это произошло в год, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Константина Эдуардовича…
К. Э. Циолковский (1857-1935) родился в селе Ижевском (Рязанская область) в семье лесничего. В детстве потерял слух, был вынужден учиться экстерном. Сдав экзамены, стал учителем. Преподавал математику, физику и астрономию. Простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Занимался проблемами воздухоплавания, разрабатывал конструкцию цельнометаллического дирижабля. Затем увлекся теорией движения реактивных аппаратов, способных перемещаться в безвоздушном пространстве. Циолковский разрабатывал схемы ракет и реактивных аппаратов для полетов на большие расстояния в межпланетном пространстве. Создал основы теории многоступенчатых космических ракет, много размышлял о будущих искусственных спутниках Земли, занимался проблемами пребывания людей на околоземных космических станциях.

Слайд 27
Ядерный ракетный двигатель (ЯРД)
Космические ракеты, снабженные жидким ракетным двигателем, поразительно «прожорливы».
Другое дело – ядерный ракетный двигатель, из сопел которого вылетающая струя нагревается не воспламенившимся топливом, а теплом, которое образуется в ядерном реакторе.
В процессе ядерных реакций выделяется огромная энергия. Она в миллионы раз превосходит энергию химических реакций. Поэтому для космического аппарата достаточно небольшой массы ядерного «горючего» (урана), для которого к тому же не требуются громоздкие баки.
Но с ядерным ракетным двигателем связаны другие проблемы. Ядерный реактор на борту представляет опасность для пилотов космического корабля. На нем невозможно отгородиться от опасного излучения толстыми бетонными стенами, как это обычно делается на атомных электростанциях. Для защиты от излучений нужно применять свинцовые стены, пластины из специально подобранных химических элементов (кадмия), стараться размещать ядерный двигатель не на борту космического, а за его пределами.

Литература:
1. Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. – 2-е изд., испр. / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001. – 688 с.: ил.

2. Детская энциклопедия Космонавтика. – М.: Аргументы и факты, 2000. – 70 с.: ил.

3. Детская энциклопедия. Как открыли Вселенную. – М.: Аргументы и факты, 2004. – 64 с.: ил.

Интернет-ресурсы:
ru.wikipedia.org/wiki
www.megabook.ru



Предварительный просмотр:

«Поэты – земляки»

Библиотечное мероприятие

«Поэты – земляки»

Цель:

Познакомить детей с творчеством поэтов – земляков.

Категория детей:

Ученики 6 класса

Оформление класса:

Выставка сборников стихов поэтов.

Ход мероприятия:

Библиотекарь:    Здравствуйте, ребята!  Посмотрите, пожалуйста, на выставку. Вы видите сборники стихов Бочкарева А.Н., Гунина А.А., Зиминой И.Н., Константинова М.П. Эти поэты – наши с вами земляки. Давайте мы свами познакомимся с их творчеством.

1.Бочкарев Александр Николаевич.

Бочкарев А.Н. родился 12 октября 1940г. в деревне Гурьевка Алексеевского р-на ТАССР в крестьянской семье. В 1957г. окончил Алексеевскую  среднюю школу, затем работал в совхозе. Служил в армии с 1959 – 1962гг. После демобилизации – учитель истории, завуч, директор Гурьевской восьмилетней и Ялкинской средней школ. В 1970г. окончил заочное отделение Казанского педагогического института и получил диплом учителя истории и обществознания. Стихи начал писать с 15 лет. «Тишины колокола» - пятая книга сельского учителя и поэта. Наверное, только в деревенской тишине, раздумывая под звездным шатром о многом, можно осознать себя и сельским жителем, и сыном природы, и частицей бесконечного мироздания, что и делает в своих стихах этот автор. Его стихи сугубо современны, они наполнены личным жизненным опытом. Сильны в лирике А.Н.Бочкарева и гражданские мотивы.

2. Гунин Анатолий Алексеевич.

Гунин А.А. – один из самых известных жителей с.Сахаровка. Он признанный во всей округе столяр и плотник. Но еще есть у Анатолия Гунина особое пристрастие к поэзии. Он не из тех, что рифмуют строчки по поводу и без. Гунин настоящий народный поэт, пишет душой. Он - автор сборника стихов "Родной край".

Любопытно, что в роду у Анатолия Алексеевича нет ни поэтов, ни художников, да и сам он имеет всего семь классов образования. По мнению Гунина, образование ему необходимо было, чтобы научиться писать и читать. А учиться писать стихи - все равно что птицу учить петь. Мол, сколько ни старайся, кукушка соловьем все равно не зальется. Если уж не дала природа таланта, так и не мучайся. Но если не пожалела она для тебя своих даров, так радуй людей. И он радует односельчан безыскусными, но очень теплыми и добрыми строчками.

3.Зимина Ирина Николаевна.

Родилась в феврале 1964г. в деревне Первая ферма Алексеевского района. После окончания Ялкинской средней школы работала воспитателем Сахаровского детского сада, а с 1995г. работает библиотекарем в с.Сахаровка. Через свои стихи  показывает, как прекрасен этот мир, как добры и приветливы односельчане.

Сборник стихов «Мое село – судьба моя» выпустили совместно. Поэзия Гунина и Зиминой проста как холст, незатейлива и самобытна. Они воспевают отчий дом, село родное, деревенскую красоту, высокую духовность.

4. Константинов Михаил Петрович.

Константинов М.П. родился 22 июня 1927г. в деревне Чувашская Майна Алексеевского р-на.  Житель Чувашской Майны, председатель Совета ветеранов Майнского сельского поселения, член президиума Совета ветеранов, член общественного Совета Алексеевского района, поэт Михаил Петрович Константинов удостоился звания народного академика и избран членом Академии науки, культуры и литературы Чувашской Республики в связи с творческими достижениями в области литературы.

За годы своего литературного творчества им написаны и изданы несколько книг стихов на русском и чувашском языках, среди них - 2-томник «По непроторенным дорогам», «Деревенька моя Чувашская Майна», «День за днем», «Колдобины жизни».  

Михаил Константинов также является лауреатом Чувашской республиканской литературной премии им. Алексея Талвира, членом Союза писателей Чувашии, который в прошлом году присвоил ему звание аксакала среди чувашских писателей

 В 2007г. в связи с 80-летним юбилеем присвоено звание «Почетный гражданин Алексеевского района РТ».



Предварительный просмотр:

«Царствуй, сила волшебства!»

                                                 Библиотечное мероприятие

Библиотечное мероприятие

«Царствуй, сила волшебства»

Цель:

Представить детям литературный портрет Т.С.Аксакова .

Задачи:

 - пробудить интерес к чтению произведений Т.С.Аксакова

- познакомить детей с историей  создания сказки «Аленький цветочек»

Категория детей:

Ученики 3 – 4 классов

Предварительная работа:

Дать задание детям прочитать сказку Т.С.Аксакова «Аленький цветочек»

Ход мероприятия:

Библиотекарь:

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о творчестве Сергея Тимофеевича Аксакова. Я познакомлю вас с историей создания сказки «Аленький цветочек», а затем мы с вами ответим на несколько вопросов  по содержанию этой сказки.

Слайд 2:

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать — Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым.

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково, среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович.

В возрасте 8-и лет, в 1801 г. Аксаков был определен в Казанскую гимназию. С 1804 г., когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-курс новообразованного Казанского Университета, Аксаков становится в нём студентом.

В годы своей учёбы в Казанском Университете (1804—1807) Аксаков участвует в издании рукописных журналов «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них он публикует свои первые литературные опыты — стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. «Карамзинизм» юного Аксакова длился недолго и сменился другой крайностью. В это время он читает «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова и становится ревностным сторонником его литературно-лингвистической теории. Приверженность эта, однако, у него носила скорее характер идеологический и теоретический, чем практический, поскольку она слабо влияла на поэтику и стилистику его литературного творчества.

С 1806-го года Аксаков принимает участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. Свое участие в нём он прерывает в июне 1807 года в связи с переездом в С.-Петербург.

Воспоминания детства и юности Аксакова впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

Слайд 3:

С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточено работает над написанием «Детских лет Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в 1858-м, лишь небольшой отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология её сюжета восполняет «пробел» между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний», и охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 годы «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребёнка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия.

Слайд 4:

Сказка "Аленький цветочек" была написана С.Т.Аксаковым для внучки Оленьки одновременно с "Детскими годами Багрова-внука" и помещена в приложении к этой книге, "чтобы, — по признанию самого автора, — не прерывать рассказа о детстве".

В письме к сыну от 23 ноября 1856 г. Сергей Тимофеевич писал об этом так: "Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве я знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучу обломков этой сказки, а как она войдет в состав "Дедушкиных рассказов", то я принялся реставрировать эту сказку…«

И далее:
"Прочитав в несколько дней "Открытие Америки" и "Завоевание Мексики", я принялся и за "Детское училище". При этом чтении случалось со мной обстоятельство, которое привело меня в великое недоумение и которое я разрешил себе отчасти только впоследствии. Читая, не помню который том, дошел я до сказки "Красавица и Зверь"; с первых строк показалась она мне знакомою и чем далее, тем знакомее; наконец, я убедился, что это была сказка, коротко известная мне под именем: "Аленький цветочек", которую я слышал не один десяток раз в деревне от нашей ключницы Пелагеи.

Ключница Пелагея была в своем роде замечательная женщина: очень в молодых годах бежала она, вместе с отцом своим, от прежних господ своих Алакаевых в Астрахань, где прожила с лишком двадцать лет; отец ее скоро умер, она вышла замуж, овдовела, жила внаймах по купеческим домам и в том числе у купцов персиян, соскучилась, проведала как-то, что она досталась другим господам, именно моему дедушке, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксаково.

Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял ее очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил ее и сделал ключницей. Должность эту отправляла она и в Астрахани. Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несчетное множество. Очевидно, что жители Востока распространили в Астрахани и между русскими особенную охоту к слушанью и рассказыванью сказок.

В обширном сказочном каталоге Пелагеи вместе со всеми русскими сказками находилось множество сказок восточных, и в том числе несколько из "Тысячи и одной ночи". Дедушка обрадовался такому кладу, и как он уже начинал хворать и худо спать, то Пелагея, имевшая еще драгоценную способность не дремать по целым ночам, служила большим утешением больному старику. От этой-то Пелагеи наслушался я сказок в долгие зимние вечера. Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в мое воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту, как живую.

Содержанию "Красавица и Зверь", или "Аленький цветочек", суждено было еще раз удивить меня впоследствии. Через несколько лет пришел я в Казанский театр слушать и смотреть оперу "Земира и Азор" - это был опять "Аленький цветочек" даже в самом ходе пиесы и в ее подробностях".

Слайд 5:

Библиотекарь:   Ребята, мы с вами познакомились с жизнью и  творчеством Т.С.Аксакова. Вы узнали историю написания сказки «Аленький цветочек». А теперь дайте мне ответ на вопрос:  «Какие выводы можно сделать из сказки «Аленький цветочек»?»       (ответы детей)

 - нельзя брать чужое без спросу

-  зависть может привести к беде

-  добро побеждает зло

 - любовь творит чудеса

На этом наше с вами мероприятие подошло к концу, до новых встреч.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приглашение в страну ФОЛЬКЛОРИЮ фольклорная радуга для 5 - 6 классов

Слайд 2

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Фольклорию. Хотите узнать, почему она так называется? Потому что в ней живут произведения фольклора. Вы не знаете, что это такое? Неправда!

Слайд 3

Фольклор – это сказки, загадки, игры, пословицы, песни. Всё то, что сочинил народ. Мы все их любим и знаем. А вы, ребята, любите сказки, загадки, песни, шутки-прибаутки?

Слайд 4

Прежде чем мы отправимся в это сказочное путешествие ответьте мне на один вопрос. Очень часто мы слышим такие слова: русские народные сказки, русские народные загадки, русские народные песни. Почему они называются народными?

Слайд 5

Правильно, их создал сам народ и вложил в эти произведения всё самое лучшее: народную фантазию, знание жизни, выдумку и мудрость. А слово «фольклор» и означает «народная мудрость».

Слайд 6

Поэтому мы и называем всё, что придумал и создал народ, одним красивым словом – фольклор.

Слайд 7

Загадка Целый день в зелёной коже, Целый день всё «квак» да «квак». Но скрывается под кожей Та, что всех мудрей, пригожей Кто?

Слайд 9

На метлу свою вскачу, Над лесами полечу. Не ходите дети в лес, далеко за речку – На лопату посажу и отправлю в печку.

Слайд 11

Помогла тянуть я репку, Поселилась в теремке. Вот чудесная избушка! Кто же я!

Слайд 13

Эх, лежать бы на печи Да жевать бы калачи. Вёдра носят воду сами, Привезут дрова мне сани. Сплю я целую неделю. Как зовут меня?

Слайд 15

Скороговорки Скороговорки – это маленькие фразы или стихи, которые трудно произнести. Научившись быстро и правильно её выговаривать, мы всегда испытываем чувство победы. Важно – что скороговорка должна звучать чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя –чистоговорки.

Слайд 16

Летят три пичужки через три пустых избушки. Около кола бьют в колокола. Вставай, Архип, петух охрип. Пришёл Прокоп – кипит укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Наш Полкан попал в капкан. От топота копыт пыль по полю летит.

Слайд 18

Пословицы Пословица – это короткое, небольшое изречение, которое может многому научить. Не зря русский народ говорил: «Пословица – всем делам помощница». Она советует, учит, предупреждает.

Слайд 19

Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Кто много читает, тот много знает. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Упустишь минуту – потеряешь час. Поспешишь – людей насмешишь. Труд кормит, а лень портит. Человек живёт век, а доброе имя – два.

Слайд 21

Сказки Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность.

Слайд 22

Какому герою принадлежат эти предметы? Лягушечья кожа. Хаврошечка Василиса Прекрасная Баба-яга Сетрица Аленушка Царевна – лягушка Царевна - несмеяна

Слайд 24

Золотое яичко. Лиса лапотница Петушок – золотой гребешок Сивка – бурка Курочка Конёк – горбунок Журавль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пёрышко . Иван - крестьянский сын Марья краса - долгая коса Финист - Ясный сокол Емеля мальчик – с – пальчик Чудо - юдо

Слайд 3

Молодильное яблоко. Бурёнушка Терёшечка Иван Царевич Щука Деревянный орёл Морской царь

Слайд 5

Вы любите сказку? Ответьте на вопросы сказочной викторины...

Слайд 6

В какой сказке есть такие строчки: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? Никита Кожемяка Алёша Попович Микула Селянинович Козьма Скоробогатый Морозко Мартынка

Слайд 8

Где находится кощеева смерть? Летучий корабль Алим – разбойник Сума, дай ума Покатигорошек Яйцо Хрустальное озеро

Слайд 10

Какие слова нужно сказать, чтобы избушка на курьих ножках впустила сказочного героя? Носик, носик, пей воду! Ротик, ротик, лей воду! Тепло ли вам, девицы? Тепло ли вам, красные? По щучьему веленью, по моему хотенью. Избушка-избушка, повернись к лесу задом, к Ивану передом. Не тужи Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать; утро вечера мудренее! Стань передо мной как лист перед травой.

Слайд 11

«Избушка –избушка, повернись к лесу задом, к Ивану передом».

Слайд 12

Ходили они, ходили друг к другу в гости, а угоститься так и не могли. В какой сказке это происходит? Лиса и медведь Кот и лиса Белая уточка Лиса и журавль Колобок Лиса, заяц и петух

Слайд 14

Назовите самого знаменитого путешественника народных сказок, который, к сожалению, не смог избежать опасности. Царевна -лягушка Сестрица Аленушка Братец Иванушка Кощей Бессмертный Колобок Лихо одноглазое

Слайд 16

Кто помог девочке выручить своего братца, унесённого гусями? Пузырь, соломинка и лапоть Марья Моревна Солнце, Месяц и Ворон Воронович Печка, яблонька, молочная река с кисельными берегами Мудрая девица и семь разбойников Диво дивное, чудо чудное

Слайд 18

Каких вы знаете самых маленьких по росту героев русских народных сказок? Муха – Цокотуха Терёшечка Липунюшка Кочет и курица Мальчик – с – пальчик Ёрш Ершович

Слайд 20

Заклички Исстари человек верил в магическую силу слов, в то, что песнями и обрядовыми действиями можно повлиять на природу, и обращался за помощью к матери-земле, солнцу, воде. Этой цели и служили заклички.

Слайд 21

Что просили люди в старину у природы? Дождик, дождик поливай, Будет славный урожай, Будет белая пшеница, Будет рожь и чечевица.

Слайд 22

В огороде лук, бобы, В лесу ягоды, грибы, А в саду зелёный хмель, Лей-ка дождик, целый день.

Слайд 23

Радуга-дуга, Не давай дождя. Давай солнышка Из-под облышка

Слайд 24

Божья коровка, Полети вверх ловко. Принеси нам с неба Мёда и хлеба.

Слайд 25

Загадки Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава.

Слайд 26

Кто, угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнула перинки - над миром пушинки.

Слайд 27

Шагает красавица, легко земли касается, Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку.

Слайд 28

Солнце печет, Липа цветет. Рожь колосится, Золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Слайд 29

Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ...

Слайд 30

Существуют ещё былины, песни, легенды, мифы, обряды. И всё это назыается красивым словом – фольклор.