Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Васильева Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

А6.

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Причастный оборот и определительная часть СПП могут быть синонимичны, отсюда – возможность их взаимозамены. Часто использование причастного оборота бывает целесообразно, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание элементы книжного стиля, помогает избежать скопления союзных слов, служит для устранения двусмысленности, связанной с возможностью двоякого соотнесения союзного слова который с одним из предыдущих существительных.

НУЖНО ЗНАТЬ!

1. Действительные и страдательные причастия. Причастия бывают действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета (мальчик, пишущий письмо — сам мальчик пишет письмо). Страдательные причастия обозначают признак, возникший у предмета в результате действия другого предмета (письмо, написанное мальчиком — не письмо само себя написало, а мальчик его написал). Действительные причастия могут быть образованы как от переходных, так и от непереходных глаголов (лететь — летящий, летевший; увидеть — увидевший; вести — ведущий, ведший; прочитать — прочитавший, гулять — гуляющий, гулявший), а страдательные — только от переходных глаголов (лететь — непереходный глагол; увидеть — увиденный; вести — ведомый; прочитать — прочитавший, гулять — непереходный глагол).

2. Переходные и непереходные глаголы. Глаголы бывают переходными и непереходными. Переходные глаголы могут присоединять к себе существительное, местоимение или числительное в винительном падеже без предлога, например: Я пишу (что?) письмо (в. п.), Друг позвал (кого?) меня (в. п.) на ужин, Архитектор спроектировал (что?) три (в. п.) дома. Глаголы, которые не могут присоединять к себе существительное, местоимение или числительное в винительном падеже без предлога, называются непереходными, например: сидеть, белеть, приходить и т. п.

Замена невозможна!!!

Замена возможна!!!

1. в главной части СПП есть указательное слово

Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала всё его существо

2. в придаточной части глагол-сказуемое представлен формой глагола в сослагательном наклонении или формой будущего времени

Таким образом, к смертной казни, которая должна совершиться сегодня, приговорены трое разбойников.

1. сказуемое в придаточной части стоит в настоящем или прошедшем  времени в изъявительном наклонении:

Опять-таки виновата  была  кровь, которая  прилила  к  вискам и застучала в них, только  у прокуратора что-то случилось со зрением.

Опять-таки виновата была кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением

2. союзное слово который, какой, чей, что стоит в  именительном падеже:

Он  [Левий]  хотел  только  одного:  чтобы  Иешуа,  который  не сделал  никому  в жизни ни малейшего зла, избежал истязаний.

Он [Левий] хотел только одного: чтобы Иешуа, не сделавший никому  в жизни ни малейшего зла, избежал  истязаний.

3. союзное слово стоит в винительном падеже без предлога:

Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, который вынес Малый Синедрион, прокуратор не утверждает.

Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом,  прокуратор  не  утверждает.


ЗАДАНИЕ А6.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Вообще о писательской работе существует много таких мнений и предрассудков, которые могут привести в отчаяние своей пошлостью.
  2. Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.
  3. Материал, из которого писатель слагает произведения, — слово.
  4. Я увидел, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле.

ЗАДАНИЕ А6.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)  Человек, который живёт в согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель и художник.

2) Он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал.

3) Высоко над землей взлетели листья, которые подхватил ветер.

4)  Когда-то одна строчка Пришвина объяснила мне явление, которое до тех пор казалось мне случайным.

 



Предварительный просмотр:

А 4.  СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

Построение предложений с деепричастным оборотом.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав новый роман известного писателя,

  1. его герои произвели на меня отталкивающее впечатление.
  2. мне захотелось прочитать и его повести.
  3. я был очарован красотой его стиля.
  4.  режиссёру захотелось поставить по нему фильм.

!!! Для выполнения задания необходимо знать:

  1. Что такое деепричастие.
  2. Что такое деепричастный оборот.
  3. Нормы употребления деепричастий и деепричастных оборотов.

  1. Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и обозначает дополнительное, добавочное действие к основному.  Чаще всего деепричастие относится к глаголу.

  1. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами; в деепричастном обороте деепричастие является главным словом.

  1. Нормы употребления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.

       Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому, прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в Им.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в подлежащем, должен выполнять оба действия.

Сравним два предложения:

1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.

2. Выбирая стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой.

      В обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1 предложении подлежащее «индивидуальность» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте («индивидуальность» не может «выбирать стиль одежды»). Следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Во 2 предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «советуюсь», и добавочное, заключенное в деепричастии «выбирая». Значит, это предложение не содержит грамматической ошибки.

     !!! Важно также обращать внимание на то, что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в данном случае идет об определенно-личных и неопределенно – личных предложениях.

Этот подразумеваемый субъект должен выполнять оба действия!

Сказуемое в таких предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм:

1) в форме повелительного наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите на Красную площадь);

-2) в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию);

3) в форме инфинитива в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно сходить на Красную площадь).

Обратите внимание!!!

1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом - сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»).

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).

3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженный деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

  1. Найти в первой части предложения деепричастие и выделить его.
  2. В вариантах ответа выделить грамматические основы.
  3. Проверить, в каком из вариантов ответа субъект (подлежащее или подразумеваемое подлежащее) выполняет и основное действие, выраженное сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
    Работая с химическими реактивами в лаборатории,

1) старайтесь быть предельно осторожными.

2) мне были понятны многие законы химии.

3) отношения иногда не складываются.

4) надписи на колбах сделаны четким почерком

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
    Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,

1) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.

2) это способствовало распространению и развитию науки.

3) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

4) нужны дополнительные финансовые средства.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
    Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,

1) учитывается авторская позиция.

2) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

3) часто проблема формулируется неточно, неправильно.

4) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.