Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для учащихся 7 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7_klass.docx62.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

cредняя общеобразовательная школа

с. Антоновка Завитинского района

Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО МБОУ СОШ

с. Антоновка

от 31 августа 2015 года

Протокол № 1

Руководитель ШМО

______В.С.Малиновская

Согласована

Заместителем директора по УВР

________Э.С.Антонюк

31 августа 2015 года

Утверждена    приказом

МБОУ СОШ с. Антоновка

от 01 сентября 2015 года

И. о.директора школы

________Э. С. Антонюк

Рабочая программа по предмету «Литература»

для 7 класса

на 2015 – 2016 год

Составитель: Антонюк Эльвира Сергеевна, учитель русского языка и литературы,

1 квалификационной категории

с. Антоновка

2015

Пояснительная записка

        Данная   рабочая   учебная   программа   составлена   в   соответствии   со   следующими нормативно-правовыми документами:

  • Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённым Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312.
  • Программой общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Рекомендовано   Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание. М.: Просвещение, 2014;
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской      Федерации      к      использованию       в       образовательном       процессе общеобразовательных учреждений, на 2015-2016 учебный год.

       Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

      Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся.

     Изменения в авторскую программу не вносились.

 Цели и задачи, реализуемые рабочей программой

Цели:
-  развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;

- воспитать духовно развитую личность;

- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-  развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

- понимать авторские позиции;

- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;

- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.

     Задачи обучения:
· формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
· обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
· развивать и совершенствовать устную и письменную речи учащихся.

          Реализация рабочей программы осуществляется с учётом особенностей Завитинского района и образовательной программы МБОУ СОШ с.Антоновка. Завитинский район дотационный,  его  экономику  определяет сельскохозяйственное производство. В с. Антоновка существует колхоз «Надежда», в котором трудится лишь 5% населения. В селе проживает 680 жителей, часть которых работает  в  городе Райчихинске,  часть зарабатывает на жизнь  производством сельскохозяйственной продукции. Примерно 15 % от числа всех жителей не имеет постоянного заработка. Большинство семей имеет невысокий социально-экономический статус. Из-за низкого уровня жизни населения села в МБОУ СОШ с. Антоновка учится много детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.  В селе функционирует приют «Радуга»,  в МБОУ СОШ с. Антоновка обучаются дети из социального приюта, зачастую это дети с низкими способностями и слабой мотивацией. Состав воспитанников постоянно меняется в течение учебного года. Всё это обусловило выбор методов и технологий обучения.

         Обучающиеся  7 класса входят во вторую группу здоровья. Познавательный уровень обучающихся средний, уровень способностей – средний, уровень учебной мотивации – средний.

Место учебного предмета

        Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.  Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

           Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа базового уровня рассчитана на изучение предмета на 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

             В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи- 3 часа, контрольных работ – 3.

               В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.

Формы организации образовательного процесса.

       При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок развития речи.

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

Методы и приёмы  обучения:

  • словарная работа,
  • устные и письменные сочинения,
  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
  • списки произведений для самостоятельно чтения.
  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  •  анализ и интерпретация произведения;
  •   выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Формы текущего контроля знаний в 7  классе

  • контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашнего задания, самостоятельной работы;
  • взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
  • самоконтроль;
  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица),  выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,  составление простого или сложного плана по  произведению (в том числе цитатного),  составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторина, игра;
  • итоговый: сочинение  и изложение на основе литературного произведения  (или анализ эпизода);  тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет.

Содержание рабочей программы  

Введение

(1 час)

           Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Устное народное творчество

(6 час)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Знать/уметь

Определять жанры устного народного творчества, -видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров.

Из древнерусской литературы

(2 часа)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Знать/уметь

 выразительно читать отрывки из древнерусской литературы, определять основную мысль произведения.

Из русской литературы XVIII века

(2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Знать/уметь

Биографию писателя, техника выразительно чтения должна быть знакома.

Из русской литературы XIX века

(27 часов)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Знать/уметь

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте.

Из русской литературы XX века

(24 час)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателяПесни на слова русских поэтовXX века А. Вертинский.   «Доченьки»;   И. Гофф.   «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Знать/уметь

видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения.

Из литературы народов России

(1 час)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Знать/уметь

Определять лирическое произведение, выразительно читать.

Из зарубежной литературы

(6часов)

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Знать/уметь

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.

Произведения для заучивания наизусть

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны   1747 года (отрывок).

A.        С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B.        А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B.        В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).

C.        А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество

6

3

Древнерусская литература

2

4

Из русской литературы XVIII века

2

5

Из русской литературы 19 века

27

6

Русская литература XX века

24

7

Из литературы народов России

1

8

Зарубежная литература

6

9

Итого

70

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

-        авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); ■ роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

-        видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

-        различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

-        видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;
  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
  • опоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

-        сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения
выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Литература и средства обучения

  1. Программа общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Рекомендовано   Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание. М.: Просвещение, 2014;
  2. Учебник для общеобразовательных учреждений: Литература 5-9 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. Рекомендовано   Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание. М.: Просвещение, 2014;
  3. И. В. Золотарёва, С. М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Издательство «ВАКО» 2008 год.
  4. Поурочные разработки по зарубежной литературе 5 – 9 классы. Автор Н. В. Егорова, М., 2004

Календарно – тематическое планирование 7 класс

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Формы и виды контроля

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы

1

Чтение и обсуждение статьи

Устное народное творчество ( 6 часов)

2

Предания.  «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

1

Выразительное чтение, устные ответы на вопросы

3

Былины, их жанровые особенности.  «Вольга и Микула Селянинович».

1

Выразительное чтение

4

Вн/чт Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». «Садко». Своеобразие былин.

1

Выразительное чтение

5

«Калевала» - карелофинский мифологический эпос.

1

Составление таблицы

6

«Песнь о Роланде» (фрагменты).

1

Выразительное чтение

7

Пословицы и поговорки

1

Выразительное чтение

Древнерусская литература (2часа)

8

«Поучение» Владимира Мономаха  и его значение.

1

Составление плана

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - повесть о вечной любви и дружбе.

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Из русской литературы XVIII века(2 часа)

10

М. В. Ломоносов. Оды. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы

11

Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе

1

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Из русской литературы 19 века (27 часов)

12

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава».  («Полтавский бой»). Образ Петра Первого. 

1

устное рецензирование

13

«Медный всадник».  (Вступление «На берегу пустынных волн…»)». Интерес Пушкина к истории России

1

Выразительное чтение

14

«Песнь о вещем Олеге». Особенности жанра песни.

1

Выразительное чтение

15

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Особенности драматического произведения.

1

Выразительное чтение

16

«Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

1

Пересказ, устная характеристика

17

«Станционный смотритель»: автор и герои.

1

Работа со словарём

18

М. Ю. Лермонтов Краткий рассказ о писателе. «Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Конфликт и система образов.

1

Письменный ответ на вопрос

19

«Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проблематика и поэтика.

1

Анализ авторской позиции

20

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…».

1

Выразительное чтение, анализ

21

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба».

Отец и сыновья. Характеры главных героев.

1

Выразительное чтение

22

Жизнь Запорожской Сечи. Роль пейзажа в повести.

1

План сравнит.характеристики

23

Р/р Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1

Коллективный диалог

24

И. С. Тургенев. «Бирюк». Изображение быта крестьян.

1

Чтение, ответы на вопросы

25

И. С. Тургенев «Бирюк».  Поэтика рассказа.

1

Пересказ

26

И. С. Тургенев Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», Два богача».

1

Выразительное чтение

27

Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». История России в поэме.

1

Чтение, ответы на вопросы

28

Вн/чт Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни.

1

Выразительное чтение

29

А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады.

1

Чтение, ответы на вопросы

30

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Особенности сказки.

1

Чтение, ответы на вопросы

31

Вн/чт. М. Е. Салтыков-Щедрин.  Анализ сказки «Дикий помещик».

1

Чтение, ответы на вопросы

32

Л.Н.Толстой. Знакомство с главами из повести «Детство».

1

Чтение, ответы на вопросы

33

Л.Н.Толстой  «Детство». Главный герой повести и его духовный мир.

1

Анализ, характеристика

34

Урок контроля знаний.

1

Тест

35

А. П. Чехов. Понятие о комическом.  Анализ рассказов «Хамелеон»

1

Чтение, ответы на вопросы

36

А. П. Чехов.»Хамелеон». Проблематика рассказа.

1

Анализ

37

Вн/чт.  А. П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

1

Чтение, игровая форма

38

Р/р Край ты мой! Родимый край! Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

1

Письменныйанализ

Русская литература XX века ( 19 часов)

39

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Цифры».

1

Чтение, ответы на вопросы

40

Рассказ И. А. Бунина «Лапти». Проблема гуманизма в рассказе.

1

Чтение, ответы на вопросы

41

А. М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». Знакомство с первой главой повести.

1

Чтение, ответы на вопросы

42

Жизнь Алёши в доме деда.

Трудное время в доме Кашириных.

1

Анализ, характеристика

43

А. М. Горький «Легенда о Данко».

1

Чтение, ответы на вопросы

44

Л. Н. Андреев «Кусака».  Мы в ответе за судьбы братьев наших меньших.

1

Чтение, ответы на вопросы

45

В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче».

1

Выразительное чтение

46

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

1

Выразительное чтение

47-48

А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Юшка». Тема нравственности в рассказе.

2

Выполнение заданий

49

Вн/чт. Урок  доброты.  Рассказ « В прекрасном и яростном мире».

1

Чтение, ответы на вопросы

50

Р/р Классное сочинение по произведениям писателей 20 века.

1

Самостоятельная работа

51

Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме»

1

Выразительное чтение, анализ

52

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни».

1

Выразительное чтение, анализ

53

На дорогах войны. А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова . Ритмы и образы военной лирики.

1

Выразительное чтение, анализ

54

Ф. А. Абрамов. Рассказ о писателе. «О чём плачут лошади».

1

Составление тезисов статьи

55

Е. И. Носов. «Кукла». Урок нравственности.

1

Пересказ, диалог

56

Е. И. Носов «Живое пламя», «Радуга». Жизнь прожить – не поле перейти.

1

Чтение, анализ

57

Ю. П. Казаков. «Тихое утро».

1

Выразительное чтение, анализ

58

Д. С. Лихачёв «Земля родная» (главы).

1

Выразительное чтение, анализ

59

Вн/чт. М. М. Зощенко  «Беда».

1

Выразительное чтение, анализ

60

«Тихая моя родина…» (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа.

1

Выразительное чтение, анализ

61

Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Н. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге».

1

Выразительное чтение, анализ

62

Письменная контрольная работа. Тестирование.

1

Тест.

Из литературы народов России

(1 час)

63

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине»

1

Выразительное чтение, анализ

Зарубежная литература( 1 1часов)

64

Стихотворения  Р. Бёрнса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности

1

Выразительное чтение, анализ

65

Джордж Гордон Байрон«Душа моя мрача».

1

Выразительное чтение, анализ

66

Японские хокку. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

1

Составление тезисов хокку

67

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

1

Инсценирование фрагмента

68

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Мечта о чудесной победе добра.

1

Письменный ответ на вопрос

69

Итоговая контрольная работа.

1

Контрольная работа

70

Вн/чт. Детективная литература.

1

Чтение и обсуждение статьи