Внеклассное мероприятие по русскому языку
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку "Сильное звено"
Цель:
1. обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность.
2. развить навыки логического мышления.
Оборудование: карточки с заданием, «умная ромашка», карточки с пословицами, плакаты с высказываниями великих писателей о русском языке и литературе, чистые листы и ручки, «умы» для награждения участников, реквизиты для разыгрывания пантомим.
План:
I. тур Задание: кораблик, ромашка, 100 и вопросы по русскому языку и литературе.
II. Тур Задание: загадки, пословицы.
III. Тур Задание: фразеологизмы (пантомима), крылатые слова.
IV. Тур Задание: Игры со словами: 1.республика, 2. гараж, багаж, 3. порт-луна; сказки.
V. Тур Задание: 1. Пушкин, Лермонтов; 2. угадать басню; 3. размер стиха.
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово.
Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что хорош квас?» .
- Хорош , - сказал тот.
- А чем хорош?
- Вкусный, холодный, с эрфиксом.
- С чем? – насторожился Даль.
- С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?
- Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.
- Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.
- Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.
- Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).
Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?
Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.
«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.
«Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком!»- писал якутский поэт С. Данилов.
Наша сегодняшняя викторина «Слабое звено» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодиться».
Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «один ум хорошо , а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.
Итак, начинаем I тур. (6 участников).
1-ое задание этого тура называется «умная ромашка». Каждый из участников получает лепесток от ромашки, на обороте которого написаны два слова. Одно из слов - это жанр эпоса, а второе слово – часть речи. Ваша задача – вспомнить правила, характеризующие данные слова, то есть дать им определение.
2 –е задание: Вам даются карточки с отрывком из произведения А. С.Пушкина, в котором допущена масса ошибок. Ваша задача – их исправить. У вас есть две минуты.
3-е задание: В данном отрывке можно подсчитать сколько раз повторяется число сто. (задание прилагается).
4-е задание: Ответить на вопросы. Вопросы я буду задавать каждому участнику в отдельности. Остальные участники не имеют права отвечать не на свой вопрос. Выигрывает тот, кто ответит на большее количество вопросов. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается.
- Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
- Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
- Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
- Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)
- В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)
- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
- Герой, подаривший свое сердце людям? (Данко).
- Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
- Кто был третьим от кого ушел колобок? Медведь, заяц, лиса.
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
- Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
- Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
- Сколько спряжений у глагола? (2)
- Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
- Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)
- К какому жанру относится «Евгений Онегин»? повесть, роман, поэма.
- Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)
- Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)
- Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
- В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
- Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
- кто напечатал 1-ю книгу на Руси ? (И. Федоров)
- кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
- Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
- Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»
- Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? Аллегория, антитеза, гипербола.
- Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)
- Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
- На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
- Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
- Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)
- Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
- Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)
- С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.
- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
- Кто автор произведения «Дети подземелья», «Слепой музыкант» ? (Короленко)
- Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)
- Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )
- Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)
- Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: бок о бок, чуть –чуть, точь – в- точь
- Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
- Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)
- От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)
- Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
- Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)
- Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)
- Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)
- К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)
- Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
- Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? ( общий род)
- Как правильно сказать: извините или извиняюсь?
- Поставьте ударение: договор или договор?
- Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)
- Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)
- Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречий ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Жюри подводит итоги. Один участник покидает игру.
II. тур. «Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков» . Так говорил Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т. Сейчас мы проверим как вы знаете пословицы и загадки.
1-е задание.
Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете. Отвечает тот, кто первый поднял руку.
Загадки
Как не петляет, где ни бродит –
Все ж к морю синему приходит .
Пускай дорога далека,
Но не заблудится она. (река)
Бредут вразвалку по тропинке
К воде подушки и перинки.
Они пловцы прекрасные,
На лапках – ласты красные. (гуси)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь во 100 раз умней. (книга)
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя как ночь настанет,
Все равно к себе притянет. (подушка)
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (ноты)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову станет
Ровно на три меньше станет. (девять)
Я сильней десяти коней.
Где в полях пройду весной,
Летом станет хлеб стеной. (трактор)
Тридцать три родных сестрицы –
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся! ( буквы)
Вид ее - как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи – нет. (двойка)
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та что выше, - каждый час (стрелки часов)
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет
Весь лист опадет. (календарь)
Что за птица пролетает?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (дни недели)
Дом не велик, а дверь большая
В нее не входят, а въезжают. (гараж )
Шагаешь – впереди лежит
Оглянешься – домой бежит. ( дорога)
Что за зверь: зимой ест, летом спит, тело теплое, а крови нет.
Сесть на нее сядешь, а с места не свезет. (печь)
На дворе горой,
А в избе водой. (снег)
Я травянистое растение
С цветком сиренево цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
Всех кормит, а сама не ест. (ложка)
Кто носит шляпу на ноге ?(гриб)
Ушком не слышит, носиком не дышит,
Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)
2- е задание этого тура - разгадать пословицы. Вам даны карточки со словами. Ваша задача – составить из этих слов пословицы и расшифровать их значение.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Одежда лучше новая , а друзья старые.
- Когда друг просит , не существует завтра.
- Руки поборют одного, знания – тысячу.
- Под лежачий камень вода не течет.
Жюри подводит итоги. Один участник выбывает.
III тур (4 участника )
Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня сесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.
- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Леса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится? – Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр. Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса». А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. Мои помощницы будут пантомимой показывать фразеологизмы, а вы должны отгадать их и объяснить их значение. Называет тот, кто первым поднял руку.
- Как кошка с собакой.
- Съесть вместе пуд соли.
- Держать камень за пазухой.
- Дело в шляпе.
- Набрать в рот воды.
- Водить за нос.
- Переливать из пустого в порожнее.
- В час по чайной ложке.
- Лететь на всех парусах.
- Сесть в калошу.
2-е задание этого тура – угадать крылатые слава из произведений Крылова. Я называю начало, а вы заканчиваете.
- Чем кумушек считать трудиться ….( не лучше ль на себя кума оборотиться)
- А вы, друзья, как не садитесь ….(все в музыканты не годитесь)
- Ты все пела? Это дело …. (так поди же попляши)
- Наделала синица славы, ….(а моря не зажгла)
- Кукушка хвалит петуха … (за то, что хвалит он кукушку)
- Ты виноват уж тем, …. (что хочется мне кушать)
- Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз …. (и ныне там)
- А ларчик ….(просто открывался)
Жюри подводит итоги. Остается три участника.
IV тур
Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же во Франции самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.
1 игра: на доске написано слово «республика». Вам нужно составить наибольшее количество слов из этих букв. Каждую букву можно использовать только 1 раз.
2-я игра. Ваша задача придумать наибольшее количество слов в рифму: гараж, багаж, Кто не называет слово получает минус. 2 минуса – это выход из игры.
(Багаж, блиндаж, пейзаж, экипаж, мираж, тираж, страж, массаж, шантаж, монтаж, абордаж, такелаж, персонаж, арбитраж, дренаж…)
3-ье задание. Говорят, что нельзя сделать из мухи слона. А вот языковедам это сделать удалось. Посмотрите на плакат (плакат прилагается). Эту игру изобрел Льюис Кэрролл. На листе бумаги пишется слово. Пониже пишется другое слово с таким же количеством букв. Нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. При каждой попытке менять можно только одну букву. Ваша задача превратить слово «поэт» в слово «луна». Чтобы это сделать вам нужно угадать три промежуточных слова.
поэт
порт
…
…
…
луза
луна
4-ое задание. Вам всем на дом было дано задание придумать сказку, начинающуюся такими словами: «В некотором царстве, в некотором государстве жили - были дед со старухой и была у них внучка – студентка. Однажды… »
Участники рассказывают сказки. Жюри подводит итоги. Остается два участника
V – тур.
Персидский ученый визирь Сахиб (X в.) страстно любил книги. Он имел у себя библиотеку, насчитывавшую около 117 тыс. книг. Он всегда брал с собой в походы библиотеку. На перевозке книг было занято 400 верблюдов. Верблюды всегда шли в азбучном порядке, так что караванщики легко находили любую книгу, которая понадобилась визирю Сахибу.
Если бы вы любили читать, вы не стали бы слабым звеном. А теперь нужно узнать, кто же станет сильным звеном.
1-ое задание. Рассказать биографию А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
2-ое задание. Разгадать инсценируемые басни: «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Обезьяна и зеркало». Объяснить их мораль.
3-ье задание. Определить размер стиха в отрывке из «Сказки о царе Салтане».
Жюри подводит итоги. Объявляет победителя
Заключительное слово.
Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершен
Внеклассное занятие по русскому языку с использованием информационных технологий.
Тема: «Как «оседлать» правило?»
Цель: развитие умения составлять алгоритм решения орфографических задач; повторение и закрепление правописания «не» с глаголами и мягкого знака после «шипящих»; воспитание интереса к изучению родного языка.
Оборудование: карточки с орфографическими задачами, медиа оборудование.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя:
Язык- это средство общения людей, выражение мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Вот почему так важно уметь владеть грамотной устной и письменной речью.
Наше сегодняшнее занятие называется «Как«оседлать» правило?» (Слайд №1)
Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы!
А все потому, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их вам поможет волшебное слово САМОИНСТРУКЦИЯ! (Слайд №2)
Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. (Слайд №3)
В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкция прикладывается к пылесосу, стиральной машине, телевизору и к другим приборам.
В инструкциях говорится, что нужно делать, чтобы приборы работали. В них указывается порядок действий.
А если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л. Квитко. (Слайды №4,5,6)
«Мальчик Лемеле»
Мама сказала:
-Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи,
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок
Сестрёнка, тарелки,
Петух и дрова.
У Лемеле только
Одна голова!
Схватил он сестрёнку
И запер в сарай.
Сказал он сестрёнке:
-Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Промыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать:
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.
- Ребята, что сделал мальчик неправильно? Почему это произошло? (Ответы детей)
Итак, САМОИНСТРУКЦИЯ - это инструкция, которую человек создал для самого себя.
Он подаёт команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять. (Слайд №7)
II. Составление самоинструкций по правилам: правописание «не» с глаголами, правописание мягкого знака после шипящих.
-Составлять инструкции и использовать их при письме - это значит решать задачи, только нематематические, а орфографические.
Когда вы решаете примеры или задачу, вы, прежде всего, определяете, что нужно делать и в каком порядке. То же самое происходит и при решении орфографических задач. ( Слайд№8)
1.Грамматическаясказка.
-Ребята, послушайте грамматическую сказку «Сила любви».
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком:«Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица Не жить друг без друга не могут.
- А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица НЕ пишется слитно с глаголом? (Слайд №9)
2.Орфографическаязадача №1 (Слайд №10).
3.Ход решениязадачи (Слайд №11).
4.Лингвистическое задание.
-Ребята, а теперь мы будем составлять самоинструкцию на другое правило. (Слайд №12) Послушайте стихотворение.
Почему
Я прилагаю всё старание.
Хочу понять правописание.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.
-А ну, не плачЬ, кончай-ка плач!
Синяк пройдёт,- сказал мне врач.
Но прежде, чем пропал синяк,
Исчез из плача мягкий знак!
Я прилагаю всё старание,
Я проявляю прилежание,
Но очень часто, тем не менее,
Я прихожу в недоумение.
- Объясните, почему «исчез» из плача мягкий знак? Вспомните все случаи правописания мягкого знака в словах.
5. Орфографическая задача №2 (Слайд №13).
6. Ход решения орфографической задачи (Слайды №14,15,16,17,18).
III. Самостоятельное выполнение орфографических задач с помощью составленных самоинструкций. (Слайд№19)
• Орфографическая задача №1 (Слайд №20).
• Проверка (Слайд №21)
• Орфографическая задача №2 (Слайд №22)
• Проверка (Слайд №23)
IV. Итог занятия.
-Если вы научились работать с правилом по самоинструкции, значит, «оседлали» правило.
Теперь оно вас повезёт! (Слайд № 24).