Родителям

Артамонова Лия Владимировна

Советы родителям младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_zdorove_mladshih_shkolnikov.docx63.03 КБ

Предварительный просмотр:

Что у первоклассника должно быть

на завтрак, обед и ужин, чтобы он был отличником.

Советы педиатров

Врачи уверены, что от правильного питания зависят не только умственные, но и физические способности ребенка

Младший школьный возраст – сложный период в жизни ребенка. У него появляются новые обязанности, связанные с обучением, новые правила жизни и новые знания. Все это требует от первоклассника определенной усидчивости и концентрации внимания. По словам врачей, родители могут помочь мальчишкам и девчонкам не только с уроками, но и с питанием.

– Немного подкорректировав питание ребенка, можно «подкормить» его иммунную, нервную и костно-мышечную систему, – уверена педиатр Иркутской областной детской больницы Наталья Ларионова. – Можно подготовить организм и сделать его устойчивым к предстоящему стрессовому периоду первых месяцев школьной жизни.

И эта уверенность базируется не только на знаниях, но и на многолетнем опыте врача.

– Рацион должен быть сбалансированным, организму ребенка нужно получать все – белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, – добавляет врач Ивано-Матрёнинской детской больницы Татьяна Никифорова. – Необходимо потреблять продукты с высоким содержанием белка. Это творог, сыр, рыба, мясо, яйца. В меню обязательно включать жиры – растительное, сливочное масло, сметану. Для нормального развития школьнику нужны и углеводы  (как источник энергии), содержащиеся в хлебе, крупах, сахаре.

Благотворно действует на память ребенка также  холин, с ним запоминание необходимой информации пройдет без лишних усилий. Суточную потребность первоклассника в холине удовлетворит следующий набор продуктов – 1 яйцо или порция печеночного паштета на завтрак, 1 бифштекс на обед и 100 г творога на ужин.

Речевая готовность ребенка к школе

Советы логопеда

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше. Поскольку речь формируется постепенно, то и развитие её зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Сами собой эти недостатки не исправляются и ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь, как детей, так и взрослых. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Готовность и неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть.

И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания,  но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.

При этом нужно отметить, что особого внимания требует:

1. Правильность произношения звуков.

До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причём особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен («калтина» вместо «картина»). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме (что говорим – то и пишем).

2. Умение различать звуки речи на слух.

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.

3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов.

4. Состояние словарного запаса.

Словарный запас ребёнка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, птицы, овощи, животные), которые начинают усваиваться детьми примерно с 3-3,6 лет.

5. Сформированность грамматических систем.

Овладение ребенком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, — образуются так называемые однокоренные слова. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью, как правило, овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования - лишь к 7-8 годам. Однако данные сроки весьма условны.

Даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли.

6. Владение связной речью.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, позволяющие человеку четко, последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому, о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

После 3-х лет, особенно к 4-5 годам, у ребенка уже имеются в наличии необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для нее — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идет уже о логической связи между отдельными предложениями.

Для развития связной речи у детей следует использовать следующие приемы:

1. Расспрос-рассказ.

Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказывать о каком — либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме.

Слушать нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов. Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение, рассказывание сказок, приучение ребенка внимательно следить за развитием действия. Следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребенка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования.

Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по ее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой сложности. Для упражнений в рассказывании можно использовать:

- пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

- пересказ просмотренного мультфильма;

- рассказ о событиях прошедшего дня;

- рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

- заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);

- составление рассказа по данному его концу (что было до этого?).

Все вышеперечисленные систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей, а также прослеживанию связи между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается».

Именно это является важным для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала. В плане подготовки к овладению чтением и письмом, помимо всего сказанного, очень важно обеспечить также четкое знание ребенком всех букв алфавита. Для этого необходимо своевременно позаботится о развитии у него зрительно-пространственных представлений. Подготовка ребенка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.

Рекомендации педиатров

по выбору ранца для первоклассника

Ранец является одним из основных вещей, которые ребенок использует каждый день для похода в школу. Поэтому мудрые родители должны грамотно и правильно подходить к выбору школьного рюкзака для первоклассников. Необходимо руководствоваться не только дизайном и своими предпочтениями, но и учитывать рекомендации врачей. Ведь правильно подобранный Школьный ранец для первоклассника сохранит здоровье ребенка и принесет ему радость.

Важные свойства ранцы для школы: вес, размер.

Первое, на что следует обратить внимание – это размер ранца или портфеля. Он должен соответствовать возрасту ребенка. Нельзя брать портфель, рюкзак  на вырост: неудобная вещь испортит ребенку здоровье и настроение. В конечном итоге, вам придется покупать новый портфель. Исследования американских врачей показали, что оптимальный вес школьного рюкзака для первоклассников не должен превышать 10% от его массы тела. Большой и тяжелый портфель испортит осанку и походку.

Не приобретайте школьный портфель, который необходимо носить в одной руке. Самый лучший вариант – школьный ранец с двумя лямками. Такая вещь убережет первоклассника от проблем с позвоночником и почками.

Существуют определенные нормы веса портфеля или ранца с учебным комплектом, который может носить ребенок каждый день без вреда для спины:

- 1 и 2 класс – ранец для первоклассника не должен превышать вес в 1,5 килограмма;

- 3 и 4 классы – выбирайте ранец весом не более 2,5 килограмм;

- 5 и 6 классы – оптимальный вес составляет 3 кг;

- 7 и 8 класс – допускается вес портфеля до 3,5 килограмм;

- с 9 по 12 класс – сумка должна весить не более 4 кг.

Если от этих показателей отнять вес учебных принадлежностей, то пустой ранец школьника будет весить 500-800 грамм. Учитывайте этот фактор при покупке портфеля!

Чтобы равномерно распределить вес школьного рюкзака для первоклассников, более тяжелые вещи необходимо укладывать вниз и ближе к спине. Также нельзя носить школьные ранцы на одной лямке – вес портфеля при этом ложится на одно плечо, что приводит к развитию сколиоза. Обязательно донесите эти правила до вашего ребенка.

 После прихода со школы в первый учебный день, поинтересуйтесь, удобно ли ребенку в выбранном ранце. Ведь именно ему придется использовать этот школьный ранец каждый день, поэтому учитывайте
и его мнение!

АГРЕССИЯ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:
ПРИЧИНЫ, ПРИЗНАКИ,  ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.

Агрессия выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву. Агрессивная реакция представляет собой выражение гнева, а также негодования в словесной форме либо в форме физического воздействия.

К основным причинам, способствующим проявлениям агрессии относят:

- жестокие компьютерные игры, насилие и агрессия с экранов телевидения;

- проблемы внутри семьи: ссоры, конфликты между отцом и матерью, выражающиеся в равнодушии и отсутствии совместных интересов;

- равнодушие родителей к ребёнку (интересам, успешности);

- агрессивное поведение родителей не только дома, но и в социуме;

- сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;

- отсутствие единства и непоследовательность в воспитании;

- низкая самооценка, неспособность контролировать свои поступки;

- высокая степень возбудимости;

- отсутствие способности строить отношения в социуме;

- соматические заболевания.

ПРИЗНАКИ АГРЕССИИ

Агрессия проявляется по внешним причинам: отсутствие желаемого, семейное неблагополучие, экспериментирование на взрослых.

Проявления агрессивного поведения со стороны родителей очень сильно отражается на детях. Важно усвоить, что поведение ребёнка – это зеркальное отражение того, что он видит в семье.

Агрессия ребёнка 3-х лет возникает из-за игрушек. Ребёнок может толкаться, разбрасывать различные предметы, драться, впадать в истеричное состояние.

Агрессия ребёнка 4-х лет несколько снижается, малыши начинают вербально выражать свои желания, однако эгоцентризм не совсем позволяет принимать чужую точку зрения.

Агрессия ребёнка 5-х лет проявляется через физическую агрессивность у мальчиков и через вербальное нападение у девочек (прозвища, игнорирование, молчание).

Агрессия у ребенка 6-7 лет проявляется во всех вышеперечисленных проявлениях, а также в стрессовом напряжении, мести. Причинами этому служат асоциальная среда, недостаток любви, заброшенность ребёнка, ребёнок начинает проявлять свою обиду, страх, неудовольствие, это происходит через агрессивное поведение.

ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Бывает, что немотивированные поступки агрессивности спровоцированы атмосферой потворства, когда ребёнок добивается криками и истериками желаемого и не знают отказа ни в чём. В этом случае следует быть терпеливыми. Не следует ждать, того, что вот ребёнок подрастёт и всё изменится. Обязательное правило: постоянство требований взрослых в любых ситуациях, особенно при проявлении агрессии.

Что делать если ребёнок проявляет агрессию? Зачастую агрессивное поведение – это реакция на отсутствие внимания. Следует родителям это учесть и проявлять гораздо больше внимания, общения, поддерживая его позитивное общение.

К агрессивному поведению относиться спокойно нельзя. Если место имеет тенденция к повторению агрессии, то родителям следует разобраться: при каких обстоятельствах проявляются приступы агрессии, проанализировать чего ребенку не хватает.

КАК СПРАВИТЬСЯ С АГРЕССИЕЙ РЕБЁНКА?

Воспитание, прежде всего, должно включать единство требований родителей, личный пример – положительный. Поступки и требования родителей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ребёнку. В семье, где ребёнок видит проявление агрессивных выпадов в отношении других членов семьи, идёт восприятие агрессии как нормы. Поэтому следует стать личным образцом спокойствия для подражания. Занятия спортом, специальная гимнастика, соблюдения режима помогут трансформировать агрессию. Следует оградить ребёнка от влияния жестоких компьютерных игр, насилия и агрессии с экранов телевидения. Не менее важным является формирование мотивационной готовности к школе, обучению.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО:

1. У гиперактивных детей не согласованы умственная и физическая активность. Ребенок активен и даже гиперактивен физически, но имеет рассогласованность в деятельности мозга, сниженную умственную активность и повышенную умственную утомляемость.

2. Умственная активность прерывается периодами «отдыха» мозга, наступление которых гиперактивный ребенок не контролирует.

3. Работоспособность мозга наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка при отсутствии переутомления.

ПОПРОБУЕМ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ДЕФЕКТ ОБОЙТИ.

1. Нельзя перегружать ребенка, отдавая в разные кружки и секции. Если впереди школа, стоит подумать, как обеспечить ему наиболее комфортное вхождение в учебную деятельность. Самый трудный для гиперактивных детей – первый класс.

2. Не стоит отдавать его в школу рано. Некоторые родители ошибочно считают, что школа «исправит», научит усидчивости. Школа — не исправительное учреждение.

С 6 до 7 лет всех детей ждёт очередной кризис развития, когда идет активная перестройка личности. Будет лучше, если гиперактивный ребенок пойдет в школу на восьмом году жизни, но не с шести лет. Если все же ребенок пошел в школу рано и не усвоил программу первого класса, рекомендуется дублировать его. Пробелы никуда не денутся, они осложнят жизнь ребенку впоследствии.

3. Родители, встречайтесь с учителем как можно чаще! Постоянно «выпадая» на уроке, гиперактивный ребенок усваивает не весь материал. Память может быть развита в пределах нормы, но из-за неустойчивости внимания неизвестно, что и в какой последовательности в ней оседает. И в хорошо усвоенном материале могут оказаться пробелы. Дома необходимо дублировать все, что пройдено в школе, чтобы выяснить, все ли понято правильно, не пропущено ли что-то существенное. Полезно заранее рассказывать ребенку содержание предстоящего урока, чтобы вынужденные «отключения» не нарушали общего понимания объяснений учителя. Учителю следует проконтролировать, записано ли домашнее задание в дневнике, родителям спокойно и доброжелательно направлять деятельность ребенка. Родителям следует быть готовыми к тому, что в течение 1-3 классов обучения домашние занятия будут главными.

4. Не оставляйте надолго гиперактивных детей в продленке. Как правило, они ничего не запоминают из того, что объяснял им учитель и что делали сами. Попробуйте создать им дома спокойную обстановку и четкий режим труда и отдыха.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Поступление в школу – это важный шаг в жизни каждого ребенка, поэтому родителям стоит подготовиться как к психологическим, так и физиологическим переменам в организме ребенка. На данном этапе ребенок адаптируется к учебному заведению и новым людям, что является стрессом для маленького организма и влечет за собой психологические и физиологические перемены.

Адаптация длится всего 1-2 месяца и состоит из нескольких этапов. От того как она пройдет, зависит всё дальнейшее обучение ребенка в школе. Каждый ребенок индивидуально переносит период адаптации: кто-то ругается, кто-то отказывается идти в школу, плачет, закрывается в себе, становится молчаливым, болезненно воспринимает замечания учителей или критику.

В период адаптации у детей наблюдается увеличение количества заболеваний, которые называются функциональными отклонениями. Они вызваны нагрузкой на психику ребенка, которая появляется в связи с увеличением требований, появлением различных заданий.

Выполнение домашних уроков – задания, которые получает ребенок на дом необходимо выполнять днем, а не в конце дня, так как ребенок к вечеру устает. Ученые считают, что мозговая активность ребенка имеет два пика: 9-12 и 16-18, поэтому именно в это время следует делать уроки. Не принуждайте ребенка делать сразу все задания, постарайтесь придерживаться графика – 20 минут занятий, 10 минут перерыв.

Сон. Важно, чтобы ребенок ложился спать не позже 9 часов вечера. Дети семи лет должны спать около 11 часов в сутки. Хорошио выспавшись утром, ребенок успеет позавтракать, сделать утреннюю гимнастику и взбодриться перед началом занятий. Очень важно после сна будить ребенка спокойно и ласково, проснувшись, он должен видеть улыбку родителей и слышать мягкий голос. Ласковые слова в конце дня перед сном помогут ребенку снять напряжение за день.

Общение с ребенком. Не нужно прощаясь с ребенком употреблять фразы-установки: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня были только хорошие отметки!», «Если ты сделаешь это, тогда получишь то…». Это вселяет ребенку боязнь и неуверенность за ещё не сделанный негативный проступок. Таким образом, он заранее начинает чувствовать свою вину. По завершению дня не начинайте свою встречу с множества вопросов, а спросите, как прошел день и дайте ребенку отдохнуть. Лучше всего пожелать хорошего дня или поприветствовать ласковыми словами, в случае огорчения приободрить. Найдите в течение дня хотя бы 30 минут на общение только с ребенком. Кроме того, все члены семьи должны придерживаться одной тактики общения, а все разногласия относительно педагогики необходимо решать без его присутствия. 

Отношения с учителями. Если ваш ребенок получил замечание от учителя, не спешите устраивать взбучку. Поговорите с учителем без присутствия ребенка, а потом спокойно объясните ему, в чем он был неправ.

Дорогие родители, помните, что во многом успеваемость ребенка зависит от вашего общения, умения дослушиваться и быть терпеливыми в такой важный момент для первоклассника, как взросление и становления самостоятельным, поэтому постарайтесь в этот период окружить ребенка максимальной заботой и лаской.

ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ

- Ребенок стал беспокойным.

- Ребенок стал плохо спать (если до этого спал хорошо).

- У ребенка стали появляться страхи.

- Появились непроизвольные движения (подергивания конечностями, мимическими мышцами, покашливание, покряхтывание).

- Ребенок стал запинаться при разговоре.

- Отмечается резкая смена его настроения.

- Вы замечаете у ребенка повышенную двигательную активность, либо, наоборот, заторможенность, вялость.

- Появились головные боли, боль в животе, общее ухудшение самочувствия.

- Плохой аппетит.

- Резкое снижение веса.

- Ребенок не хочет учиться, отказывается идти в школу.

- С одноклассниками и учителями возникают конфликтные ситуации.

Если вы обнаружили у вашего ребенка какие-то из этих признаков, проанализируйте его режим, получаемую им нагрузку, его взаимоотношения с учителем и одноклассниками. Часто бывает, что для решения возникшей проблемы достаточно привести в порядок режим дня, убрать перегрузки, продлить время сна.

«Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?»

Гиперактивные дети, иногда, кажется, что они делают все, чтобы проверить, каков запас терпения у людей. Такое впечатление, что цель, смысл их жизни – вызывать ярость, слезы и отчаяние у родителей, учителей, других детей. Они крутятся, вертятся, бегают, кричат. Особенно «расходятся», когда надо спокойно пережевывать завтрак, писать контрольную работу или просто помолчать, пока мама разговаривает по телефону.

Ребенок, если он здоров и выспался, – активное, подвижное существо. Мир постоянно дарит ему яркие новые впечатления, надо успеть все это многообразие увидеть и потрогать. Отсюда – особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций.

Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигает такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, выделяются особым образом. Они получили название гиперактивности с дефицитом внимания. Основные проявления гиперактивности – подвижность и отвлекаемость.

Среди  младших школьников около 10 % мальчиков и 1 % девочек относятся к категории гиперактивных. В нарушении поведения этих детей доминируют взрывчатость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям, возникающая по малейшему неадекватному силе раздражителя поводу. У них может иметь место так называемый патологический аффект, т.е. агрессивный разряд на фоне неясного сознания, о чем можно судить по тому, что впоследствии ребенок не может воспроизвести ситуацию ссоры или драки.  Подобные состояния могут наблюдаться и у девочек. У них часто имеют место сочетание агрессивных проявлений с неудержимыми крикливыми рыданиями.

Многие из симптомов – невнимательность, гиперактивность, импульсивность – типичны и для родителей этих детей. Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребности ребенка, на свое поведение. Если взрослые в семье страдают необоснованными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность в профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им следует воспользоваться помощью психолога, чтобы разработать стратегию своего поведения.

С первых дней школьного обучения, неспособность длительное время сосредоточить внимание и контролировать свое поведение становится более выраженным. Выясняется, что ребенок не может спокойно сидеть за партой, отвлекается, встает, ходит по классу, ребенок неуправляем, «пристает» к другим детям, невнимателен, не может сосредоточиться, не слушает учителя, не исправляет своих ошибок, не реагирует на обычные дисциплинарные меры. Все это часто сочетается с трудностями в освоении чтения, счета, письма. Нередко проявляются такие проблемы, запоздалая установка «ведущей руки», нарушение тонкой координации движений кистей и пальцев рук, затрудняющее обучение письму, нарушение зрительно-пространственной координации. Это создает предпосылки для формирования стойких трудностей в обучении даже в тех случаях, когда ребенок имеет достаточно высокие интеллектуальные данные.

Понятно, что такой ученик вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он просто не хочет ничем сосредоточенно заниматься, не желает подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не может вести себя правильно из-за специфических нарушений мозговых систем, регулирующих целенаправленное внимание и поведение. Ученые считают и связывают это состояние, прежде всего с недостаточностью тех систем, которые ответственны за локальную активизацию определенных зон мозга, обеспечивающую целенаправленное внимание, за общий уровень бодрствование, необходимый для полноценного включения в деятельность. Ребенок не может ни на чем сконцентрироваться, не может последовательно, целенаправленно что-либо выполнять. Следовательно, любая работа оказывается для него трудной.

Практика показывает, что у большинства детей, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, к подростковому возрасту, двигательная активность значительно уменьшается, исчезает совсем. Но при этом могут сохраниться неустойчивость внимания, импульсивность поступков. Нарушение поведения из-за неуспехов, постоянного осуждения и отвержения, к сожалению, сами собой не проходят.

Неумение «правильно себя вести», раздражительность и вспыльчивость часто приводят к тому, что гиперактивного ребенка часто ругают взрослые, отвергают другие дети. Ребенок «понимает», что он плохой. Тогда он защищается от недоброжелательного мира, не принимающего его. Симптомы защиты многообразны: это могут быть враждебность ко всему, связанному с обучением; проявления протеста, неврозы  (энурез, который вообще достаточно часто сопровождает состояние гиперактивности), тики, заикание, головные боли, боли в животе, астматические приступы и т.д

Принимать решение о диагнозе может только специалист – психолог. Но допустим, что диагноз гиперактивности у ребенка установлен и не подлежит сомнению. Нужно ли принимать лекарства или достаточно только воспитательных мер для коррекции его состояния и поведения?

При слове «лечение» многие думают, что чудодейственные препараты решат все проблемы ребенка. Это не так, если родители не будут создавать условия, в которых гиперактивность может сгладиться, лекарства могут оказаться бесполезными. Не стоит бросаться в другую крайность – полностью отвергать медикаментозное лечение. Чаще всего это просто необходимо.

Какую воспитательную стратегию нужно выбрать родителям гиперактивного ребенка?

Прежде всего, необходимо организовать его образ жизни, деятельность и окружение, чтобы помочь ему в усвоении правил поведения, знаний и навыков.

Правила должны быть простыми:

1. Если что-то «нельзя», то запрет должен соблюдаться всегда, не идти у ребенка на поводу, и не зависеть от настойчивости ребенка или маминого настроения.

2. Ребенку необходим четкий режим дня, надо стремиться,  не нарушать обычный распорядок, он должен быть постоянным, а не осуществляться от случая к случаю.

3. Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребенка. Идея «утомить его как следует» приведет скорее к перевозбуждению, чем к расслаблению и хорошему сну. Перед сном обстановка должна быть спокойной, поэтому не следует включать телевизор и позволять подвижные игры.

4. Беспорядок, разбросанные вещи – характерная черта гиперактивного ребенка. Он так быстро переключаются с одной деятельности на другую, что времени и внимания для того, чтобы убрать взятую вещь на место, просто не оказывается.  В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.

5. Дома желательно свести к минимуму резкие звуки, шум, не стоит жить на фоне включенного телевизора или радио, громко или напряженно выяснять отношения при ребенке.

6. Для гиперактивного ребенка недопустима вседозволенность.

Однозначных рецептов, пригодных для всех случаев жизни не существует.

 

Следует помнить:

1. Что ребенок лишь отчасти виноват в своем непослушании: в перевозбужденном состоянии он не совсем произволен в управлении собой.

2. Если требование изменить поведение выдвинуто, оно должно быть выполнено. Следует избегать бессмысленных «воззваний к совести» и угроз страшными наказаниями.

3. Не идти на поводу у ребенка, не опускать руки от собственного бессилия, не впадать в ярость (если с гневом трудно справиться, сначала досчитайте до 10, лишь потом обращайтесь к ребенку).

4. Необходимо поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка, всякую его попытку изменить свое поведение и достичь цели.

Гиперактивных детей необходимо готовить к школе. Но «готовить» - не значит научить читать и писать. Его надо научить слушать, выполнять определенные инструкции, быть внимательным и последовательным, разъяснять ему необходимость выполнения правил поведения в школе.

Именно это гиперактивным детям дается труднее всего.

В заключении хочется подчеркнуть, что гиперактивность – это не болезнь, а некоторая особенность нервной системы ребенка, которая требует от родителей определенной стратегии поведения.

Адекватное лечение позволяет регулирующим системам мозга созреть до необходимой степени. На фоне лекарственной поддержки и вашей организующей помощи ребенок легче усваивает управление своим поведением. Приручите гиперактивность своего ребенка, помогите ему справиться со своей импульсивностью – радоваться результатам и гордиться ими вы будете вместе!

Младший школьный возраст: проблемы и способы их решения!

Консультация психолога

Младший школьный возраст – период от 6-7 до 10-11 лет и самым значимым событием в нем является начало обучения в школе. Это, безусловно, радостное событие, но есть у этой радости и темная сторона.

К сожалению, высокие учебные нагрузки, дополнительные занятия, увлечение телевизором, компьютером, фаст-фудом, стрессы, пассивный отдых и редкое пребывание на свежем воздухе год за годом подтачивают здоровье школьников. Исследования показывают, что к 11 классу здоровых детей остается всего несколько процентов. Очень серьезное испытание, которому подвергается нервная система и здоровье школьников в самом начале – это переход из детского сада или дома в школу.

Младший школьный возраст – это время серьезной физиологической перестройки организма. На момент поступления в школу накладывается снижение активности вилочковой железы (орган иммунной защиты у маленьких детей) и увеличение активности других желез: гипофиза, надпочечников и это требует от организма активизации всех ресурсов. Дети младшего школьного возраста нуждаются в особенно бережном и внимательном отношении. Важно не забывать о том, что младший школьный возраст важный период в развитии организма, и не всегда погоня за учебными успехами оправдана. Иногда лучше спокойно подождать окончания "второго физиологического криза" не ругая и не третируя ребенка за проблемы в школе, постепенно спокойно помогая ему наверстать упущенное: позаниматься дома, пройти курсы развития внимания, памяти и мышления, попросить о помощи учителя. Ваши дети младшего школьного возраста успеют освоить всю необходимую программу и сохранить здоровье и интерес к учебе.

Каковы же важные физиологические особенности младшего школьного возраста?   Рассмотрим более детально.

Глобальная перестройка.

Младший школьный возраст время не только поступления в школу, но и активной перестройки организма. В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, дети младшего школьного возраста очень эмоциональны и непоседливы. Младший школьный возраст интереснейший период: некоторые робкие и неповоротливые молчуны как по мановению волшебной палочки превращаются в неукротимых, ярких, эмоциональных шалунов. К 7 годам созревают отделы лобной доли головного мозга, это основа для формирования произвольного поведения в будущем.

Дети младшего школьного возраста также имеют особенности в развитии костно-мышечной системы и организации движений. Крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие, поэтому детям сложно выполнять мелкие точные движения, необходимые при письме. Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Учителя начальных классов знают, что работоспособность детей через 20-25 минут урока значительно снижается, дети младшего школьного возраста устают при посещении группы продлённого дня, после шумных мероприятий, требующих активного включения.

Не может не отражаться на психологическом состоянии и здоровье школьников и принципиально новая ситуация, необходимость учиться, быть дисциплинированным, сдержанным, организованным, налаживать отношения с новым коллективом.

Здоровье школьников в этот ответственный период вещь хрупкая, но поддающаяся усовершенствованию.

И что не может не радовать, по сравнению с дошкольниками дети младшего школьного возраста болеют реже. Если для здорового дошкольника нормальное количество ОРВИ и простудных заболеваний 5-6 в год, то младший школьный возраст уменьшает это число "болячек" до 4.

Дети младшего школьного возраста и спорт.

К 7 годам дети легко выполняют размашистые и широкие движения, активно развивается двигательный организатор. Спектр движений, которые младший школьный возраст делает доступными, становится более широким. Развивается координация, поэтому обучение новым видам движений проходит успешно и приносит детям искреннюю радость и удовольствие. Многие родители стараются подобрать для ребенка спортивную секцию в надежде укрепить здоровье школьника, и это правильное решение.

Дети младшего школьного возраста предпочитают те виды спорта, которые легче освоить, лучше, если занятия проходят в подвижной, игровой форме. Хуже дети справляются с однообразными упражнениями, с упражнениями, где требуется фиксация отдельных частей тела в определенных положениях.

Большое значение играет и двигательный опыт ребенка: занимался ли он в дошкольном возрасте спортом, ритмикой, много ли играл в подвижные игры, катался на лыжах, ходил в походы. И даже не смотря на любовь к движениям и непоседливость, дети младшего школьного возраста легко утомляются. Младший школьный возраст – время, когда спорт призван развить и укрепить мышечную систему, увеличить эффективность работы дыхательной мускулатуры, усовершенствовать координацию движений, развить навыки владения телом. Упражнения для наращивания мышечной массы и силовые виды спорта в этом возрасте неэффективны, поэтому младший школьный возраст не подходящее время для тяжелой атлетики и бодибилдинга. Куда пойти? Выбор достаточно широк: младший школьный возраст принимают на плавание и на танцы, в секции гимнастики, легкой атлетики, боевых искусств, тенниса и многие другие.

Чтобы вы не выбрали, если эти занятия нравятся ребенку, они окажут только благотворное влияние на здоровье школьника.

Школа и здоровье.

Не секрет, что малоподвижный образ жизни, необходимость много времени проводить в классах, а не на свежем воздухе, запрет на подвижные игры и беготню на переменах, высокая зрительная нагрузка, стрессы – все это негативно отражается на здоровье школьника. Именно поэтому дети младшего школьного возраста должны уделять время прогулкам и занятиям спортом. Физическая активность укрепляет работу всех систем органов, в том числе и нервной системы. Младший школьный возраст время возникновения так называемых "школьных неврозов" – нервных расстройств, возникающих при поступлении в школу. Связаны они и с трудностями школьного обучения, и с воспитанием в дошкольном периоде.

Мнительные, впечатлительные дети могут жаловаться на различные боли, не имеющие никакой реальной основы. Они не притворяются и не обманывают, болезнь возникает как бы по их горячему желанию. Причины этого психосоматические: разговоры взрослых о болезнях, нежелание идти в школу.

Существуют и более серьезные заболевания, возникающие на нервной почве. Они могут сопровождаться нервным кашлем, нервной рвотой, истериками, онемением, депрессиями апатией. Родители не должны оставлять подобные проявления без внимания, чтобы не дать им перерасти в более острые проблемы. "Воспаления хитрости" обычно исчезают сразу после разрешения не ходить в школу.

Если ситуация более серьезна, стоит обратиться к врачу и найти хорошего психолога.

 «Воспитание в рамках вседозволенности. Плоды такого воспитания»

Консультация психолога

Время от времени во дворе, в детском саду, в магазине, в общественном транспорте можно встретить ребенка, который ведет себя не так, как все. Такие дети любознательны, очень активны, однако чрезвычайно прямолинейны, бесцеремонны. Они не соблюдают правил вежливости, не делают различий между своими вещами и чужими, ведут себя шумно и своевольно, не реагируя на попытки окружающих взрослых их успокоить. Если же с просьбой урезонить ребенка Вы обратитесь к его родителям, то услышите в ответ «ребенок воспитывается по японской методике, и до 5 лет ничего запрещать ему нельзя».

Немного о «японской методике воспитания» ребенка.

Основной её принцип кроется в словах «до 5 лет ребенок – царь, после 5 лет – раб, после 15 лет – равный».

Утверждается, что при таком подходе к воспитанию ребенок:

а) сможет полностью реализовать свой творческий потенциал, так как в ключевой для его развития период ограничения, накладываемые взрослыми, не препятствуют детскому развитию;

б) вырастет человеком ответственным и дисциплинированным, так как десять лет подряд его будут жестко муштровать.

Однако, как ни странно, сами японцы, о такой методике воспитания не знают. Их общество исторически сложилось так, что основной принцип «японской методики» попросту невозможен. Традиционно японские семьи были многодетными, что свидетельствует о том, что дети в японской культуре не могли расти в условиях вседозволенности. Сомнения вызывает и утверждение, что ребенок после пятнадцатилетия становится «равным». В стране с жесткими патриархальными традициями равенство между подростком и старшим поколением невозможно, недопустимо, возмутительно. К тому же, никаких жестких переходов от одного стиля воспитания к другому в японской культуре нет. С самого раннего возраста до полного возмужания и родители, общество воспитывают в ребенке ответственность, дисциплинированность, иными, чем в европейских культурах, методами, но ни вседозволенности, ни жестокости в воспитании японцы себе не позволяют.

Этапы методики,  результат.

1. Дитя – царь.

Первые пять лет жизни «японская методика» постулирует отказ от каких-либо запретов и ограничений. Ребенок не должен сдерживаться запретами. Базовое доверие к миру и творческие способности должны формироваться без постороннего вмешательства, так, как велит природа, а не так, как навязывают взрослые. Формируется базовое доверие к миру как к дружественному месту, уверенность в себе, безмятежность.

Комментарии психолога.

В первые годы жизни у ребенка формируется «картина мира». Ребенок должен проделать очень важную работу – систематизировать все свои знания об этом мире, чтобы понять, что из себя этот мир представляет, каковы его особенности и закономерности, чему можно доверять, а чего опасаться. Где находится в этом мире его место, каковы границы того, что ребенок может себе позволить. Казалось бы, с этой точки зрения ситуация как раз развивается очень удачно для ребенка: мир - доброжелательное место, где

ничего ему не угрожает и где он может все. Но посмотрим с другой точки зрения. У ребенка формируется картина мира. Базовая картина мира, которая будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений с миром. Однако, базовая, ключевая картина мира формируется искаженной, поскольку не заложено(ы): 

1) представление о рамках дозволенного, о разрешенного и запретного;

2) основы уважения к старшим, представление об авторитете взрослого человека, о родительском авторитете;

3) навыки взаимодействия с другими детьми, взрослыми.

Таким образом, ребенок, которому в скором времени нужно будет идти в школу, где он окажется погруженным в социум и оторванным от родителей, не имеет адекватного представления о мире, в котором ему придется жить и действовать.

В результате мы получаем избалованного ребенка, не признающего запретов и не умеющего договариваться со сверстниками.

2. Дитя – раб.

В этот период ребенок должен усвоить правила поведения в социуме, научиться дисциплине и сдержанности. Ему отводится 10 лет на приучение к порядку, развитию трудолюбия, ответственности и самостоятельности.

Комментарии психолога

В привычный и налаженный мир ребёнка вторглись странные слова: «нельзя», «должен», «надо», «нет»… много странных и непонятных слов, которые просто не могли иметь к нему отношения. Родители не выполняют желаний, они запрещают, наказывают. Это является страшнейшей психической травмой, крушением базовых элементов картины мира ребенка. Весь жизненный опыт подвергается сомнению из-за необъяснимого поведения родителей. Ребёнок начинает отчаянно бороться за свой привычный мир, за свои права, за все, что до сих пор составляло его жизнь, обвинять родителей в том, что они «не любят», «ненавидят», «хотят избавиться», «чужие родители, не мои». Создают родителям настолько интенсивный прессинг, что твердая решимость родителей начинает превращаться в злость и агрессию. И начинается война. От того, чья воля сильнее, чья решимость больше, зависит исход этой войны.

Варианты дальнейшего развития личности ребенка. 

1. Если волевому ребенку удается переломить своих менее решительных, чем он, родителей, ситуация вседозволенности возвращается. Попытка ввести в его жизнь дисциплину не проходит бесследно. Ребенок становится менее отзывчивым, доверчивым. С ним гораздо труднее договориться и убедить в чем-либо: родители однажды уже поступили ужасно, нельзя им верить, нельзя идти у них на поводу. Ребенок растет эгоистичным, неконтролируемым. Значимого взрослого, к которому он прислушивается, больше нет.

2. Если воля ребенка и решимость родителей равны, начинается долгая, затяжная война. Ребенка принуждают, заставляют, наказывают. Ребенка «ломают». Ребенок сопротивляется и мстит. Ребенок начинает озлобляться, становится агрессивным, жестоким к сверстникам, взрослым, животным. Ребенок не сломлен, но вынужден временно подчиниться. Однажды он наберется сил и ответит. Но пока ему остается только копить обиды и ждать.

3. Если решимость родителей превосходит волю ребенка, последнему все-таки приходится принять новые правила игры. Картина мира, в котором он был величайшим сокровищем, а родители – любящими, готовыми все предоставить и все простить, разбита и разрушена. Ребенок дезориентирован. Он потерял доверие к миру, родителям. Он потерял веру в себя. Он вынужден подчиняться правилам, запретам, смысла которых не понимает. Те самые качества, ради которых его воспитывали в условиях полной свободы и вседозволенности – доверие к миру и стремление к творчеству – утеряны, скорее всего, безвозвратно. Прежней безмятежности, уверенности в себе, доверия к миру ребенок не вернет.

4. Родители не принуждением, а кропотливой и долгой работой над ошибками, нередко в тесном сотрудничестве с опытным психологом, смогут все-таки вырастить из своего ребенка ответственного члена общества. Но это будет очень долгий, трудный путь, куда более тяжелый, чем традиционное воспитание. Всегда проще начинать с самого начала, чем исправлять допущенные ошибки, и воспитание ребенка – не исключение.

3. Дитя – равный.

Согласно «японской методике воспитания», к 15 годам воспитание ребенка считается оконченным. Он получил все необходимые навыки, развился в полноценную личность, способную принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки, и теперь ему остается лишь получать образование и набираться жизненного опыта.

Комментарии психолога

Итак, каким же будет ребенок, выращенный при помощи «японской методики воспитания»?

• Ребенок – «победитель», отстоявший свое право на вседозволенность. Понимание сочетания «плохой поступок» для него осталось размытым. Отношение к родителям – потребительское: они должны. Должны все – обеспечивать потребности, покупать вещи, давать карманные деньги, улаживать конфликты. Он родителям не должен ничего.

• Ребенок – «воитель». Он не смог переломить решимости родителей, но и сам не сдался. Наиболее противоречивый тип развития личности. Может вырасти озлобленным хулиганом, попасть под влияние постороннего, но значимого для него взрослого. Такой ребенок часто ищет замену своим родителям в посторонних людях. Агрессия, ожидание враждебности от незнакомцев, недоверие к миру останется с ним навсегда. Отношения с родителями у такого ребенка будут напряженными, полными конфликтов и взаимных обид.

• Ребенок – «побежденный». Он принял правила игры и утерял себя. Он покорен и боится агрессии. Он уступает любому напористому и уверенному в себе человеку. Он не имеет четкой цели в жизни, ему все равно, куда идти после школы, где учиться, кем работать. По отношению к родителям часто испытывает страх и чувство вины.

Как мы видим, «японская методика воспитания» не оправдывает тех жертв, которые приносят родители во имя воспитания своего ребенка, не оправдывает возлагаемых на неё надежд, и приносит прямой вред, как ребенку, так и семье в целом. Это неудачная концепция, придуманная не имеющими ни психологического образования, ни достаточного опыта в воспитании детей людьми.

Компьютерные игры: польза, вред

Технический прогресс не стоит на месте и компьютеры всё больше входят в нашу жизнь, как рабочую, так и повседневную. Если для наших родителей  компьютер в детстве был роскошью,  то для современного ребёнка это часть жизни, непременный её атрибут. И часто дети осваивают его быстрее родителей.

Благодаря компьютеру, у человечества появилось много новых возможностей. В том числе много нового   появилось и для развития детей. Легкий доступ к информации, обучающие программы, интерактивные доски, программы для творчества, которые значительно увеличивают образовательные возможности детей. И все-таки, как показывают многие исследования, главным мотивом приобретения компьютера для многих занятых родителей является обеспечение игрового  досуга для детей. При этом компьютер принимает на себя роль более активного развлекательного устройства, чем обыкновенный телевизор или друзья.  Однако следует отметить, что порой о компьютере думают как о друге, который может заинтересовать ребёнка, тем самым освобождая родителей от этой необходимости. Взрослые и не подозревают, какую ошибку они совершают в этот момент, ведь компьютер – это мощное средство воздействия на человека.

Давайте  ненадолго заглянем в прошлое и вспомним, во что играли дети, когда не было компьютеров. Игр было много, скучать не приходилось. Никто и не подозревал, что может в мире появиться то, что изменит «в корне» их жизнь, характер и привычки. В игры «прошлого» можно было играть часами. Они притягивали детей своей лёгкостью и «интересностью». Игры «умели» собирать друзей вместе, они сплачивали детей. Дети радовались тому, что наступит завтра, и они снова соберутся компанией и продолжат играть. Самое страшное наказание было, если не отпускали на улицу.

Игры делали и сочиняли сами дети. Дети чувствовали себя уютнее, когда они были окружены различными игрушками.

Раньше дети и подростки предпочитали играть в:

- подвижные игры (вышибалы, игры с мячом, прятки);

- ролевые игры: куклы, машинки;

- логические: морской бой, шашки, лото.

Но вот произошли глобальные перемены. Наступил тот день, когда все игры (настольные) и игрушки остались лежать на полках и в ящиках. Теперь они напоминают «музейные экспонаты»: на них смотрят, а не играют. Потому что появилось нечто другое. Это компьютерные игры.

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, учёные постоянно проводят  исследования о влиянии компьютерных игр на человека.

Вред компьютерных игр:

1) уход от реальности, полное вхождение в роль и погружение в виртуальную реальность сопровождается агрессивностью, озлобленностью;

2) игры затягивают, от них сложно оторваться и как следствие, происходит возникновение игровой зависимости.

Польза компьютерных игр:

1) развивают быстроту реакции, визуальное восприятие объектов, память и внимание;

2) учат классифицировать и обобщать, добиваться своей цели

Психологи выделяют четыре стадии психологической зависимости:

1. Стадия заинтересованности. Ребёнок «присматривается» к игре, ищет в ней хорошее и плохое, «входит» в игровой вкус, стараясь прочувствовать его.

 2. Стадия  увлечённости. На этом этапе, ребёнка начинает тянуть в игру, ему хочется играть в неё ещё и ещё.

3. Стадия зависимости. Ребёнок не может ни есть, ни пить, ни думать, ни о чём другом, кроме как об игре.

4. Стадия настоящей зависимости. Ребёнок «переселяется» в игровой мир. Он чувствует себя там комфортнее, чем в реальности. Было проведено анкетирование, которое  показало:

- 21% в стадии заинтересованности,

- 70,5% находятся в стадии увлечённости,

- 8,5% уже находятся в начальной стадии зависимости от компьютерных игр. Они могут не выучить уроки. Своё свободное время они проводят дома, гоняясь за виртуальными противниками. Таких детей необходимо спасать уже сегодня.

Как избежать зависимости от компьютерных игр.

Самым важным фактором, чтобы избежать зависимости от компьютерных игр, является соблюдение временных ограничений.  Необходимо, чтобы ребёнок каждые 15-20 минут делал перерывы, давал глазам отдохнуть.

В реальности картина выглядит следующим образом:

- 30%  соблюдают установленную норму времени для игр,

- 8,5%не могут сами для себя решить, сколько времени нужно играть,

61, 5%  не могут оторваться от игры и проявляют эмоциональные реакции. Эти дети входят в группу риска возникновения игровой зависимости.

При работе на компьютере ребёнок  имеет дело с активной зрительной нагрузкой. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроиться 15-20 тысяч раз в течение определённого времени.

Мерцание экрана, невысокая резкость символов, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьёзные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези в глазах, ухудшению зрения пользователей.

Уже в начальных классах у 4,5 % учеников, наблюдается нарушение зрения. Взрослым необходимо объяснить своим детям, что, не соблюдая правила и ограничения, играя на компьютере, зрение может начать резко снижаться.  Мониторинг нарушений остроты зрения показывает то, что в старших классах начальной школы такие нарушения встречаются чаще.

        В современном мире без знания и владения компьютером не обойтись. Особенно это важно для наших детей, ведь именно им жить и развивать нашу цивилизацию в будущем. Знакомство ребёнка с компьютером возможно с самого раннего детства и проходит оно в процессе компьютерных игр.

И здесь на родителей ложится ответственность – принесут эти игры пользу или вред растущему организму. Необходимо учитывать репертуар игр, содержание, образовательные и развивающие возможности. Также надо всегда помнить о возрастных нормах здоровьесбережения.

Компьютер и компьютерные игры должны быть помощниками, а не врагами развития ребёнка.

Рекомендации психолога

Уважаемые родители!

Развивая все нижеперечисленные качества,

Ваш ребенок станет успешным в школе!

Организованность:

ребенок без подсказки родителей должен:

- уметь приготовить все необходимые для прогулки, игры или труда;

- убирать на место вещи, игрушки.

Инициативность:

ребенок должен:

- уметь уйти от инструкций к самостоятельным действиям;

- проявлять инициативу.

Самостоятельность:

ребенок без подсказки родителей должен:

- выполнять постоянные обязанности в семье.

Умение жить и общаться в коллективе:

ребенок должен проявлять:

- доброжелательность,

- внимательность и заботливость,

- жизнерадостность,

- умение слушать собеседника, не перебивая его

         Ребёнок обязан пользоваться  вежливыми словами, избегать грубости.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ И УДАЧИ!