Здоровье младшего школьника

Артамонова Лия Владимировна

Классные часы. Рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме:

«Физическое развитие младшего школьника дома и в школе»

 Цель: - рассказать родителям о факторах, влияющих на физическое развитие учащихся;

             -  познакомить с рекомендациями специалистов по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочное время

1. Выступление учителя:

В первые школьные годы мальчики и девочки мало различаются по физическому развитию, но в старших классах это равновесие нарушается, это связано и с индивидуальными различиями, и с более ранним становлением организма девочек.

РОСТ И ВЕС

В возрасте от 6 до 12 лет большинство детей прибавляет в росте по 5-7 см в год. Средний рост 6-летних детей лишь 1,22 м, к подростковому возрасту он увеличивается до 1,52 м. Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9 годам и немного обгоняя к 10.

Вес в этом возрасте увеличивается в среднем на 2-2,7 кг в год. За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличиваясь примерно от 18 до 36 кг. В 6-летнем возрасте девочки весят обычно немного меньше мальчиков, в 8 лет их вес примерно одинаков, а 9-10 лет девочки обгоняют мальчиков.

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

Мозг и нервная система. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90 % мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7 – 8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменение нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Кости. Рост костей особенно заметен. Это касается в первую очередь лицевых, а так же длинных костей рук и ног. Однако в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых.

Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединения больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.

Неразвитые кости ребенка подвергаются немалой опасности и в случае физических перегрузок, к которым побуждают детей, например, ради победы в спортивных соревнованиях.

Мышцы и жировая ткань. До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц. Вообще у мальчиков мышечной ткани больше, чем у девочек, поэтому мужчины в любом возрасте сильнее женщин.

Но несмотря на то, что мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерна для детей с незрелой достаточно развитой мышечной тканью.

По мере того как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движениях, физической активности.

ОСАНКА

Правильное, прямое положение тела требует постоянного напряжение мышц. Неправильная поза усиливает нагрузку на кости, связки и костные соединения. Она может быть результатом лени, слабого развития мышц или болезни. Такие виды деятельности, как танцы, езда на велосипеде, физический труд, могут быть полезны для улучшения осанки и повышения тонуса мышц. Ноесли занятия танцами начинаются слишком рано, да еще связаны с перегрузками, они могут быть опасны для костей и мышц.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

У школьников в возрасте от 7 до 12 лет обычно не наблюдается столь резкого улучшения двигательных способностей, как это бывает в промежутке от рождения до пяти лет. Однако и в этом возрасте двигательные навыки развиваются, позволяя детям овладевать разнообразными сложными видами физической деятельности и совершенствовать свои двигательные навыки.

РАЗЛИЧИЕ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ СТОРОНЫ (ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ).

Способность различать правую и левую стороны тела, как и предпочтение одной из них, формируется, и довольно быстро, и в первые школьные годы.

К 7 годам 75% детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него не смотрели. К 8 годам с этой задачей справляются 95 % детей.

Умение различать правую и левую стороны – важная предпосылка для многих видов обучения.

ИЗМЕНЕНИЕ ВИДОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ АКТИВНОСТИ

К 6 годам плохой аппетит, присущий ребенку в раннем детстве, постепенно исчезает. Ребенок ест больше, особенно если пища разнообразная. В это возрасте и вплоть до 12 лет у детей, как правило, нет проблем со здоровьем. Однако родители не должны терять бдительность во избежание несчастных случаев.

ПИТАНИЕ  

В первые школьные годы ребенок растет не очень быстро, поэтому потребность в калорийной пище у него не столь велика, как во время ускоренного физического развития в подростковом возрасте.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ    

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями - это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет - 88 уд/мин, 10 лет - 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет - 85/60, 10 лет - 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.

Задачи физического воспитания младших школьников такие:

1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;

2) формировать двигательные умения и навыки;

3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;

4) развивать двигательные (физические) качества;

5) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;

6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;

Главными пороками 21 века становятся: накапливание  отрицательных эмоций без физической зарядки, переедание и гиподинамия. 

По мнению специалистов, даже если дети достаточно  двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц  вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой  пользы не дает. 

Часто можно слышать от вас, родителей: «Моему ребенку и  уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться», А хватит ли?  Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физкультуры  восполняют дефицит двигательной активности только на 11%.  Три урока в школьном расписании проблему не решат. Полтора часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут  сформировать привычку к сохранению собственного здоровья.  Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они  делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое  здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы  собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой  информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная  активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура  перестают быть значимыми для молодого поколения. Такое  положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью  школьников. 

По результатам исследований психологов, в среднем, ученик  начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит  за письменным столом дома не менее 2,5 - 3 часов; ученик -  шестиклассник -3-4 часа, старшеклассник - 6 и более часов. А ведь нужно ещё добавить к этому и школьные уроки...

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата.  Ожидания  педагогов, родителей  самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям,  школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка  пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно  жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают  накапливаться: по мере развития собственной бездеятельности,  становится зачастую злым и агрессивным. Родители начинают  бить тревогу и искать пути выхода из кризисной ситуации, совсем  не думая о том, что выход находится рядом, стоит только  внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и  предложить ему решать назревшую проблему совместно.

Цифры, связанные с проблемой здоровья, говорят сами за себя. Родители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несерьезными и мелкими, недостойными их участия в разрешении,  объясняя, что в жизни есть более важные проблемы. 

Еще страшнее, если родители пытаются разрешить проблему, но при этом они загоняют ее еще глубже. «Неважно, что ты  полненькая, гораздо важнее, что ты лучше всех учишься» - такие или  похожие фразы слышат дети-подростки, но легче им от этого не становится, они страдают не только от самой сложившейся  ситуации, но и от отношения родителей к данной проблеме.  Проблема разрастается, она захватывает ребенка целиком, не дает ему жить полноценной жизнью, лишает его общения,  привязанностей к друзьям и может привести к трагическому  исходу. В такой ситуации родители никак не хотят понимать,  что они могут сделать почти не возможное, поддержав своего  ребенка личным примером. Но зачастую они идут по другому пути:  покупают ребенку игрушки, вещи, делают дорогие подарки и т.д. Проблема не решается, на какое-то время она «засыпает», но,  проснувшись, она превращается в лаву, которую просто  невозможно остановить. 

 Для того чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-нибудь,  родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и  пожеланиям, в квартире появляется чудо современной техники -  компьютер, за которым ребенок проводит еще дополнительно в  день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми. Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах», но он опять сидит часами, уже у   компьютера. Малоподвижный     образ     жизни     становится     нормой    существования взрослых и детей. 

В достаточной мере этому помогает и телевидение. Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка - 2-3 часа неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т.д., а если ко всему вышесказанному добавить уличный шум, громкую музыку на  улице и дома, сотовые телефоны - это приводит к опасным различным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются и стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.

У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие   стойких   интересов   и   увлечений,   связанных   с расширением   собственного   кругозора,   апатия,   сменяющаяся агрессивностью, закрытость -  это те немногие симптомы, которые  связаны с малоактивным образом жизни. 

Факторы, говорящие сами за себя: 

* Минимальная норма количества шагов за день для человека -  10,000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.

* В 13 лет повышение давления до 130/80 - распространенное явление. 

* Если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его  тоже. 

*Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности,  школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов. 

*Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией. 

*51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы.

*73% школьников не устраивают перерывов между  приготовлением уроков .

* 30-40% детей имеют избыточный вес.

* По мнению медиков - специалистов, возраст от одного года до  15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

* У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20%  выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца.

*По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с  течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще  всего со слабостью.

         Как же помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить    активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в    радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок. 

        Ребенок - школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок  будет  жить  по  тем  правилам  и законам,  которые культивируются в его семье.

Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом. Он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами.

Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во  время каникул, выходные дни на природе - вот лекарство от тех  болезней, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.

Часто в беседах с родителями слышишь то, что им некогда, что  нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как  занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент - отсутствие  времени и денег на платные секции и кружки.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы! Помните!

1. Уроки физкультуры не менее важны, чем все остальные предметы школьного расписания.

2. Интересуйтесь успехами своего ребенка по физкультуре.

3. Не оставайтесь равнодушными к пропускам уроков  физкультуры, контролируйте наличие спортивной формы на  уроках физкультуры. 

4. Поощряйте занятия спортом вашего ребенка,  постарайтесь иметь дома спортивный инвентарь для занятий спортом.

5. Поощряйте своего ребенка морально за спортивные  достижения и учебные результаты по физкультуре .

6. Контактируйте с учителем физкультуры, если у вас возникли вопросы и проблемы, связанные с его уроками или со здоровьем  ребенка.

7. Посещайте со своим ребенком спортивные мероприятия в школе  и вне школы, в которых он участвует.

8. Рассказывайте   ребенку   о   своих   спортивных   достижениях, показывайте свои награды.

9. Не высказывайтесь пренебрежительно о занятиях  физкультурой и спортом.

10. Будьте сами примером своему ребенку, пусть занятия  физкультурой и  спортом станут хорошей традицией вашего дома!

Родительское собрание по теме:

«Ценности здорового образа жизни»

Повестка дня.

1. Актуальность проблемы

2. Приветствие детей (знание детей о здоровом образе жизни)

3. Презентация «Физкультурно-оздоровительная работа »

4. Обмен опытом родителей «Здоровый образ жизни в нашей семье»

5. Блиц-опрос «Педагоги и родители», игра «Закончи пословицу»

6. Подведение итогов

1. «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд родителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. Сухомлинский

Вступительное слово «Актуальность проблемы»

Уважаемые родители! Сегодня наше собрание пройдет в форме круглого стола. Мы предлагаем обсудить тему «Ценности здорового образа жизни».

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Мы желаем друг другу крепкого здоровья, когда встречаемся или прощаемся, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, дает возможность успешно решать жизненные задачи. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «родители являются первыми педагогами и обязаны заложить в ребенке основы физического, психического и интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте».

Поэтому школа и семья призваны, заложить основы здорового образа жизни, сформировать представления о здоровье, как главной ценности жизни.

2.Что же нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? Нам дадут советы наши дети (стихи).

Вот Вам добрые советы.

В них и спрятаны секреты

Как здоровье сохранить.

Учитесь все его ценить!

3. Презентация «Физкультурно-оздоровительная работа»

Приоритетным направлением в воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня, соблюдение гигиенических требований.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Зрительная, дыхательная, пальчиковая гимнастика на соответствующих занятиях, ежедневно во время режимных моментов)

Физкультминутки проводятся ежедневно на всех занятиях (развитие речи, рисование, математика и др.) Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. эмоциональные разрядки, релаксация;

Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в школе

Прогулка.

Помимо физкультурных занятий, во время прогулки дети занимаются подвижными играми и физическими упражнениями.

Благотворное влияние оказывает на здоровье ребенка труд.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Прошу поделиться опытом Вас, уважаемые родители.

4. Обмен опытом родителей «Здоровый образ жизни в нашей семье»

- Когда нужно начинать прививать навыки здорового образа жизни детям?

- Как Вы укрепляете и сохраняете здоровье детей?

- Какие закаливающие процедуры Вы проводите с детьми дома?

При помощи и контроле со стороны взрослых дети могут вести здоровый образ жизни. Очень важно, что Вы на своем личном примере можете показать, как сочетать физические нагрузки с отдыхом, можете оказать помощь в формировании высокого уровня самооценки, сообщать о последствиях, к которым может привести наличие вредных привычек. Не забывайте о создании доброжелательного психологического климата в семье.

5. Блиц-опрос «Педагоги и родители»

Здоровье – это…

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.)

Здоровый образ жизни – это…

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Закаливание – это…

Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека, в результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

- постепенность;

- систематичность;

- комплексность;

- учет индивидуальных особенностей.

Игра «Закончи пословицу»

6. Заключительное слово: Благодарим Вас за участие в собрании. Думаем, что знакомство со здоровьесберегающими мероприятиями, поможет Вам поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни.

Восточная мудрость гласит: «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам». Вместе с Вами мы сможем научить детей покорять эту вершину.



Предварительный просмотр:

Компьютерные игры: польза, вред.

Технический прогресс не стоит на месте и компьютеры всё больше входят в нашу жизнь, как рабочую, так и повседневную. Если для наших родителей  компьютер в детстве был роскошью,  то для современного ребёнка это часть жизни, непременный её атрибут. И часто дети осваивают его быстрее родителей.

Благодаря компьютеру, у человечества появилось много новых возможностей. В том числе много нового   появилось и для развития детей. Легкий доступ к информации, обучающие программы, интерактивные доски, программы для творчества, которые значительно увеличивают образовательные возможности детей. И все-таки, как показывают многие исследования, главным мотивом приобретения компьютера для многих занятых родителей является обеспечение игрового  досуга для детей. При этом компьютер принимает на себя роль более активного развлекательного устройства, чем обыкновенный телевизор или друзья.  Однако следует отметить, что порой о компьютере думают как о друге, который может заинтересовать ребёнка, тем самым освобождая родителей от этой необходимости. Взрослые и не подозревают, какую ошибку они совершают в этот момент, ведь компьютер – это мощное средство воздействия на человека.

Давайте  ненадолго заглянем в прошлое и вспомним, во что играли дети, когда не было компьютеров. Игр было много, скучать не приходилось. Никто и не подозревал, что может в мире появиться то, что изменит «в корне» их жизнь, характер и привычки. В игры «прошлого» можно было играть часами. Они притягивали детей своей лёгкостью и «интересностью». Игры «умели» собирать друзей вместе, они сплачивали детей. Дети радовались тому, что наступит завтра, и они снова соберутся компанией и продолжат играть. Самое страшное наказание было, если не отпускали на улицу.

Игры делали и сочиняли сами дети. Дети чувствовали себя уютнее, когда они были окружены различными игрушками.

Раньше дети и подростки предпочитали играть в:

- подвижные игры (вышибалы, игры с мячом, прятки);

- ролевые игры: куклы, машинки;

- логические: морской бой, шашки, лото.

Но вот произошли глобальные перемены. Наступил тот день, когда все игры (настольные) и игрушки остались лежать на полках и в ящиках. Теперь они напоминают «музейные экспонаты»: на них смотрят, а не играют. Потому что появилось нечто другое. Это компьютерные игры.

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, учёные постоянно проводят  исследования о влиянии компьютерных игр на человека.

Вред компьютерных игр:

1) уход от реальности, полное вхождение в роль и погружение в виртуальную реальность сопровождается агрессивностью, озлобленностью;

2) игры затягивают, от них сложно оторваться и как следствие, происходит возникновение игровой зависимости.

Польза компьютерных игр:

1) развивают быстроту реакции, визуальное восприятие объектов, память и внимание;

2) учат классифицировать и обобщать, добиваться своей цели,

Психологи выделяют четыре стадии психологической зависимости:

1. Стадия заинтересованности. Ребёнок «присматривается» к игре, ищет в ней хорошее и плохое, «входит» в игровой вкус, стараясь прочувствовать его.

 2. Стадия  увлечённости. На этом этапе, ребёнка начинает тянуть в игру, ему хочется играть в неё ещё и ещё.

3. Стадия зависимости. Ребёнок не может ни есть, ни пить, ни думать, ни о чём другом, кроме как об игре.

4. Стадия настоящей зависимости. Ребёнок «переселяется» в игровой мир. Он чувствует себя там комфортнее, чем в реальности. Было проведено анкетирование, которое  показало:

- 21% в стадии заинтересованности,

- 70,5% находятся в стадии увлечённости,

- 8,5% уже находятся в начальной стадии зависимости от компьютерных игр. Они могут не выучить уроки. Своё свободное время они проводят дома, гоняясь за виртуальными противниками. Таких детей необходимо спасать уже сегодня.

Как избежать зависимости от компьютерных игр.

Самым важным фактором, чтобы избежать зависимости от компьютерных игр, является соблюдение временных ограничений.  Необходимо, чтобы ребёнок каждые 15-20 минут делал перерывы, давал глазам отдохнуть.

В реальности картина выглядит следующим образом:

- 30%  соблюдают установленную норму времени для игр,

- 8,5%не могут сами для себя решить, сколько времени нужно играть,

61, 5%  не могут оторваться от игры и проявляют эмоциональные реакции. Эти дети входят в группу риска возникновения игровой зависимости.

При работе на компьютере ребёнок  имеет дело с активной зрительной нагрузкой. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроиться 15-20 тысяч раз в течение определённого времени.

Мерцание экрана, невысокая резкость символов, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьёзные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези в глазах, ухудшению зрения пользователей.

Уже в начальных классах у 4,5 % учеников, наблюдается нарушение зрения. Взрослым необходимо объяснить своим детям, что, не соблюдая правила и ограничения, играя на компьютере, зрение может начать резко снижаться.  Мониторинг нарушений остроты зрения показывает то, что в старших классах начальной школы такие нарушения встречаются чаще.

        В современном мире без знания и владения компьютером не обойтись. Особенно это важно для наших детей, ведь именно им жить и развивать нашу цивилизацию в будущем. Знакомство ребёнка с компьютером возможно с самого раннего детства и проходит оно в процессе компьютерных игр.

И здесь на родителей ложится ответственность – принесут эти игры пользу или вред растущему организму. Необходимо учитывать репертуар игр, содержание, образовательные и развивающие возможности. Также надо всегда помнить о возрастных нормах здоровьесбережения.

Компьютер и компьютерные игры должны быть помощниками, а не врагами развития ребёнка.



Предварительный просмотр:

«Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?»

Гиперактивные дети, иногда, кажется, что они делают все, чтобы проверить, каков запас терпения у людей. Такое впечатление, что цель, смысл их жизни – вызывать ярость, слезы и отчаяние у родителей, учителей, других детей. Они крутятся, вертятся, бегают, кричат. Особенно «расходятся», когда надо спокойно пережевывать завтрак, писать контрольную работу или просто помолчать, пока мама разговаривает по телефону.

Ребенок, если он здоров и выспался, – активное, подвижное существо. Мир постоянно дарит ему яркие новые впечатления, надо успеть все это многообразие увидеть и потрогать. Отсюда – особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций.

Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигает такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, выделяются особым образом. Они получили название гиперактивности с дефицитом внимания. Основные проявления гиперактивности – подвижность и отвлекаемость.

Среди  младших школьников около 10 % мальчиков и 1 % девочек относятся к категории гиперактивных. В нарушении поведения этих детей доминируют взрывчатость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям, возникающая по малейшему неадекватному силе раздражителя поводу. У них может иметь место так называемый патологический аффект, т.е. агрессивный разряд на фоне неясного сознания, о чем можно судить по тому, что впоследствии ребенок не может воспроизвести ситуацию ссоры или драки.  Подобные состояния могут наблюдаться и у девочек. У них часто имеют место сочетание агрессивных проявлений с неудержимыми крикливыми рыданиями.

Многие из симптомов – невнимательность, гиперактивность, импульсивность – типичны и для родителей этих детей. Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребности ребенка, на свое поведение. Если взрослые в семье страдают необоснованными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность в профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им следует воспользоваться помощью психолога, чтобы разработать стратегию своего поведения.

С первых дней школьного обучения, неспособность длительное время сосредоточить внимание и контролировать свое поведение становится более выраженным. Выясняется, что ребенок не может спокойно сидеть за партой, отвлекается, встает, ходит по классу, ребенок неуправляем, «пристает»
к другим детям, невнимателен, не может сосредоточиться, не слушает учителя, не исправляет своих ошибок, не реагирует на обычные дисциплинарные меры. Все это часто сочетается с трудностями в освоении чтения, счета, письма. Нередко проявляются такие проблемы, запоздалая установка «ведущей руки», нарушение тонкой координации движений кистей и пальцев рук, затрудняющее обучение письму, нарушение зрительно-пространственной координации. Это создает предпосылки для формирования стойких трудностей в обучении даже в тех случаях, когда ребенок имеет достаточно высокие интеллектуальные данные.

Понятно, что такой ученик вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он просто не хочет ничем сосредоточенно заниматься, не желает подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не может вести себя правильно из-за специфических нарушений мозговых систем, регулирующих целенаправленное внимание и поведение. Ученые считают и связывают это состояние, прежде всего с недостаточностью тех систем, которые ответственны за локальную активизацию определенных зон мозга, обеспечивающую целенаправленное внимание, за общий уровень бодрствование, необходимый для полноценного включения в деятельность. Ребенок не может ни на чем сконцентрироваться, не может последовательно, целенаправленно что-либо выполнять. Следовательно, любая работа оказывается для него трудной.

Практика показывает, что у большинства детей, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, к подростковому возрасту, двигательная активность значительно уменьшается, исчезает совсем. Но при этом могут сохраниться неустойчивость внимания, импульсивность поступков. Нарушение поведения из-за неуспехов, постоянного осуждения и отвержения, к сожалению, сами собой не проходят.

Неумение «правильно себя вести», раздражительность и вспыльчивость часто приводят к тому, что гиперактивного ребенка часто ругают взрослые, отвергают другие дети. Ребенок «понимает», что он плохой. Тогда он защищается от недоброжелательного мира, не принимающего его. Симптомы защиты многообразны: это могут быть враждебность ко всему, связанному с обучением; проявления протеста, неврозы  (энурез, который вообще достаточно часто сопровождает состояние гиперактивности), тики, заикание, головные боли, боли в животе, астматические приступы и т.д

Принимать решение о диагнозе может только специалист – психолог. Но допустим, что диагноз гиперактивности у ребенка установлен и не подлежит сомнению. Нужно ли принимать лекарства или достаточно только воспитательных мер для коррекции его состояния и поведения?

При слове «лечение» многие думают, что чудодейственные препараты решат все проблемы ребенка. Это не так, если родители не будут создавать условия, в которых гиперактивность может сгладиться, лекарства могут оказаться бесполезными. Не стоит бросаться в другую крайность – полностью отвергать медикаментозное лечение. Чаще всего это просто необходимо.

Какую воспитательную стратегию нужно выбрать родителям гиперактивного ребенка?

Прежде всего, необходимо организовать его образ жизни, деятельность и окружение, чтобы помочь ему в усвоении правил поведения, знаний и навыков.

Правила должны быть простыми:

1. Если что-то «нельзя», то запрет должен соблюдаться всегда, не идти у ребенка на поводу, и не зависеть от настойчивости ребенка или маминого настроения.

2. Ребенку необходим четкий режим дня, надо стремиться,  не нарушать обычный распорядок, он должен быть постоянным, а не осуществляться от случая к случаю.

3. Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребенка. Идея «утомить его как следует» приведет скорее к перевозбуждению, чем к расслаблению и хорошему сну. Перед сном обстановка должна быть спокойной, поэтому не следует включать телевизор и позволять подвижные игры.

4. Беспорядок, разбросанные вещи – характерная черта гиперактивного ребенка. Он так быстро переключаются с одной деятельности на другую, что времени и внимания для того, чтобы убрать взятую вещь на место, просто не оказывается.  В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.

5. Дома желательно свести к минимуму резкие звуки, шум, не стоит жить на фоне включенного телевизора или радио, громко или напряженно выяснять отношения при ребенке.

6. Для гиперактивного ребенка недопустима вседозволенность.

Однозначных рецептов, пригодных для всех случаев жизни не существует.

Но следует помнить:

1. Что ребенок лишь отчасти виноват в своем непослушании: в перевозбужденном состоянии он не совсем произволен в управлении собой.

2. Если требование изменить поведение выдвинуто, оно должно быть выполнено. Следует избегать бессмысленных «воззваний к совести» и угроз страшными наказаниями.

3. Не идти на поводу у ребенка, не опускать руки от собственного бессилия, не впадать в ярость (если с гневом трудно справиться, сначала досчитайте до 10, лишь потом обращайтесь к ребенку).

4. Необходимо поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка, всякую его попытку изменить свое поведение и достичь цели.

Гиперактивных детей необходимо готовить к школе. Но «готовить» - не значит научить читать и писать. Его надо научить слушать, выполнять определенные инструкции, быть внимательным и последовательным, разъяснять ему необходимость выполнения правил поведения в школе.

Именно это гиперактивным детям дается труднее всего.

В заключении хочется подчеркнуть, что гиперактивность – это не болезнь, а некоторая особенность нервной системы ребенка, которая требует от родителей определенной стратегии поведения.

Адекватное лечение позволяет регулирующим системам мозга созреть до необходимой степени. На фоне лекарственной поддержки и вашей организующей помощи ребенок легче усваивает управление своим поведением. Приручите гиперактивность своего ребенка, помогите ему справиться со своей импульсивностью – радоваться результатам и гордиться ими вы будете вместе!