Учитель года 2016

Остапенко Ирина Александровна

Девиз конкурса: « В подвижничестве учителя – будущее России».

"Учитель и ученик растут вместе" (Конфуций)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературы в 6 классе (по учебнику Меркина).

Тема: «Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба»».

Цели: углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н. В. Гоголя; выявить восприятие учащимися повести «Тарас Бульба»; познакомить с исторической основой произведения Н. В. Гоголя; дать понятие об исторических особенностях эпохи, о нравах, обычаях казаков; рассмотреть, как удалось писателю передать своеобразие эпохи 15-17в.в.;  развивать навык аналитического сравнения, память, речь, творческое мышление; воспитывать патриотизм, стремление знать историю своего народа, своей страны.

Методические приёмы: аналитическая беседа.

Вид: комбинированный урок.

Тип: формирование новых знаний.

План урока.

1. Организац. момент (1 мин.).

2. Работа по теме урока с проверкой домашнего задания: (40 мин.)

    а) вступительное слово (2 мин.);

    б) биография Гоголя (18 мин.);

    в) историческая основа повести «Тарас Бульба» (20 мин.)

4. Подведение итогов урока (2 мин.).

5. Рефлексия (1 мин.).

6. Д/З с комментированием к нему (1 мин.).

Ход урока.

1. Организационный момент.

1 этап «Знакомство».

Звучит народная украинская мелодия.

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературы.

Ребята, вам нравятся необычные, таинственные  истории? Сегодня я расскажу вам такую историю.

2. Работа по теме урока с проверкой домашнего задания.

  1. этап «Вызов - интрига».

1.Вступительное слово.

Слайд 2 и 3. Видео

У: …Вон небо клубится предо мною, звездочка сверкает вдали, лес несется с темными деревьями и месяцем, сизый туман стелется под ногами, струна звенит в тумане… Дом ли это мой синеет вдали?  Мать ли моя сидит перед окном? Матушка, спаси своего бедного сына!

Вспышка молнии и последовавшее за ней знамение, кажется, предсказывали, что на Полтавской земле произойдет событие, которое обессмертит ее. На месте сокрушенного грозой дуба поставили храм и назвали его храмом Николы Диканьского. А осенью 1808 года в храм вошла женщина. Она опустилась перед иконой Николая Чудотворца и стала шептать слова молитвы. О чем просила она? Она просила заступника, чтобы он сохранил жизнь ее ребенку, потому что первые два младенца родились мертвыми. Трижды приходила она сюда и трижды молилась. И ее мольба была услышана. 20 марта1809 года на свет явился мальчик, живой мальчик. И врач, принимавший роды, сказал: «Будет жить!» И когда он произнес эти слова в окно хатки, где произошло это событие, ударил луч света. Ребенка назвали Николаем. Своим именем он обязан Николе Диканьскому. С иконкой, на которой был изображен святой, он не расставался до конца своих дней. Спустя шесть недель после родов карета с матерью и ее ребенком отправилась из Сорочинец, где родился мальчик, в Васильевку – родовое имение его отца. Дивная история!

У: Ребята, вы уже догадались, о ком пойдет речь на уроке? Правильно.

Слайд 4. Н. В. Гоголь.

Мы сегодня поговорим об одном из самых загадочных писателей русской литературы – Николае Васильевиче Гоголе. Это его везла мать Мария Ивановна в родовое имение отца Василия Афанасьевича.

Имя Н.В. Гоголя вызывает восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу, его произведения не стареют, они как бы остаются вне времени. В чем же загадка Гоголя?

3 этап «Осмысление».

2. Биография Н. В. Гоголя.

Учитель: Друзья мои, вы читали произведения Гоголя? Какие? (Ответы учеников)

Слайд 5. Произведения Н. В. Гоголя.

В 5 классе вы познакомились с повестью Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которая вошла в его книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки».

У: Я тоже внимательно читала разные произведения Гоголя, смотрела фильмы и театральные постановки по мотивам его творчества, но и по сей день Гоголь для меня остается загадкой. Давайте же вместе попробуем хоть немного приоткрыть завесу тайны под названием Гоголь.

И первое, с чего начинается изучение творчества любого писателя, – это… (Ответы учеников)

Правильно, биография Н. В. Гоголя.

Слайд 6. Тема урока: Н. В. Гоголь. Слово о писателе…

И первая часть темы нашего урока звучит так: «Н. В. Гоголь. Слово о писателе…».

(Перед вами лежат маршрутные листы. Это план нашего урока. Запишите класс, фамилию, имя (в Р. П.), дату и  первую часть темы урока).

Во все столетия молодые люди пытались понять самих себя.

Сейчас, ребята, сам Н. В. Гоголь расскажет нам о своем детстве, о родителях, о годах учебы. Он ответит на самые личные, острые вопросы. Только ответы эти мы услышим из уст его помощников, а помощниками писателя будете вы. Вопросы появятся перед вами на слайдах. Мне бы хотелось, чтобы слушая Гоголя, вы подумали, как бы вы ответили на эти вопросы? Случалось ли с вами в жизни что-то подобное: интересное, увлекательное, а может быть  печальное?

А в маршрутных листах в таблице 1-го этапа «Биография» отметили: (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;  (+) – отметьте новую информацию; (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее;

«восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес  и желание узнать об этом больше.

Итак, вперед в прошлое…

Слайд 7.  Ты веришь в вещие сны?

1 Ученик:

«В четырнадцать лет отец мой (в детстве его звали Васютой) заявил отцу и матери, что знает, кто его суженая. Он видел сон. Во сне ему явилась Царица Небесная, она подозвала мальчика к себе и, указывая на младенца, сказала: "Это твоя невеста". Сего младенца Васюта узнал в Маше Косяровской. Девочке был всего год, но Васюта сказал: «Это она»».

У: С тех пор он и слышать не хотел ни о ком другом. Он ездил к Косяровским в гости, играл с Машей в куклы, сочинял для нее стихи, нанимал музыкантов. Когда Маша выросла, сделал ей предложение.

Слайд 8. Родители Гоголя.

Это родители Гоголя. Через три года родился Никоша (Н. В. Гоголь).

Слайды 9 и 10. В твоей жизни случалось что-то необъяснимое? 

2 Ученик:

«В детстве я часто слышал таинственный зов. Иногда вдруг позади меня кто-то явственно произносил мое имя… Я бежал с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из сада, и тогда только успокаивался, когда попадался мне навстречу какой-нибудь человек».

 У: С ранних лет Никоша прижимался к людям, искал их сочувствия, участия - при пересиливающей это чувство тяге к бегству. Бывали дни, когда он убегал в степь и лежал там часами, глядя в небо и слушая подземные звуки, когда ни докликаться, ни найти его было невозможно, бывали часы, когда нельзя его было оторвать от матери, от бабушки, от дома. В такие часы он предавался тихим домашним занятиям - рисовал, раскрашивал географические карты, помогал женщинам разматывать нитки. Он был кроток, послушен, молчалив и ласков.

Слайды 11 и 12. У тебя есть настоящий друг?

3 Ученик:

«Мой настоящий друг – сосед и ровесник Саша Данилевский. На всю жизнь запомнил я тот день, когда Саша вдруг оказался у моей постели: я болел, у меня был сильный жар. Перед постелью на столике стояла чашка с клюквой - я предложил Саше отведать ее, тот вежливо взял несколько ягод. И этот жест доброты, согласия, участия соединил наши сердца».

У: Вместе гуляли они по окрестностям Васильевки, вместе встречали праздники, шатались с ряжеными в ночь под рождество, разрисовывали для родителей подарки, вместе мечтали о служении на пользу Отечеству.

«Ближайший мой», «брат», «ненаглядный» - такими словами станет называть взрослый Гоголь своего друга Данилевского.

А у вас есть настоящие друзья? Берегите их, цените, прощайте. Пронесите свою дружбу через годы.

Слайды 13 и 14. Ты чувствовал себя одиноким?

4 Ученик:

«В Нежине открылась «Гимназия высших наук», и в начале 1821 года отец поместил меня туда. Прибытие мое в Нежинскую гимназию запомнилось учениками как явление комическое. Дядька привел меня, завернутого во множество фуфаек и курток, чуть ли не в тулуп, и повязанного поверх головы теплым маменькиным платком. Дядька долго развертывал меня и распоясывал, пока из одежек не выглянуло мое худенькое личико с длинным носом. А когда собравшиеся вокруг гимназисты стали отпускать в мой адрес шуточки, слезы полились у меня из глаз».

У: Испуг Гоголя по приезде в далекий город понятен. Его растерянность среди множества сверстников тоже. Еще подъезжая к гимназии, он поразился ее белым колоннам, высоте здания, большим окнам. В передней их встретил швейцар, ручки дверей были бронзовые, лестница, по которой его повели наверх, - широкая, а от простора приемной залы у него закружилась голова. Никоша хватался за рукав дядьки и взгляд его говорил: «Возьмите меня обратно». И на первых порах своего пребывания здесь Гоголь, конечно, не был среди первых. Он не был ни заводилой игр, ни самым остроумным гимназистом. Он был даже изгоем. Но божий дар проявлялся в нем во всем: он прекрасно рисовал, мог починить свою одежду и даже вышивал.

Слайды 15 и 16. Ты веришь в настоящую Любовь?

Учитель: Ребята, обратите внимание, что слово «Любовь» написано с большой буквы. О какой любви мы будем размышлять? О любви родителей друг к другу, о любви сына или дочери к маме и папе, о любви братьев и сестер…Гоголь вступил  в свое отрочество, держась за руку отца, и тепло отцовской руки согревало его руку и его душу. Послушайте, с какой теплотой вспоминал он о своем отце.

5 Ученик:

«Не знаю, как назвать этого небесного ангела. Это чистое и высокое существо, которое воодушевляет меня в моем трудном пути, живет, дает дар чувствовать самого себя. И часто в минуты горя небесным пламенем входит в меня, просветляет сгустившиеся думы. Я заглядываю в него как в себя, как в сердце друга».

У: 31 марта 1825 года отец Гоголя, Василий Афанасьевич, скончался, произошло это далеко от дома. Горе Марии Ивановны было настолько сильным, что оно уже не походило на обычные страдания по умершему. Она просила похоронить их с мужем в одной могиле.

Проходила неделя, другая, а она все молчала, ни с кем не разговаривала, никого не хотела видеть и не принимала пищи. Она худела, истаивала, едва передвигалась по комнате. Спасли ее дети. Когда тетка  привела их к ней, поставила перед постелью, одетых в черные платьица, беспомощных, дрожащих от страха и сказала: «Ты, видно, не хочешь свидеться с Василием Афанасьевичем в лучшем мире? Он с ангелами, а ты никогда не будешь там, он берег свое здоровье для детей, а ты хочешь быть самоубийцей», - она очнулась. В тот день она впервые согласилась принять пищу.

У: О страшной новости Гоголь узнал от своего одноклассника, который ездил домой на каникулы. 23 апреля он написал матери письмо. Черновик этого письма весь закапан слезами, строки съезжают в сторону и обрываются. В беловике, посланном в Васильевку, нет и следа этих слез. Какая сила любви! Теперь вся неистраченная благодарность и сочувствие Гоголя обращаются к дому, к матери, к сестрам, которым он остался за отца, к родным и близким.

Слайды 17 и 18. Тебя дразнили когда-нибудь?

6 Ученик:

«Меня называли «таинственный Карла», из-за носа, наверное, длинного. И по привычке к молчанию и сосредоточенности на своих мыслях, даже «Мертвая мысль», что означает, что эту мысль я не высказывал другим, а таил ее в себе».

Слайды 19 и 20. Ты любишь пошутить?

У: Но не надо думать, что Гоголь был всегда угрюмым и замкнутым. Он умел смеяться и смешить других.

В гимназии он обживается и, вернувшись с летних каникул, сообщает маменьке, что товарищи встретили его хорошо, что он принят в пансионе как свой.  Гимназия «открыла» Гоголя. На место задумчивого и таинственного «карлы» явился пересмешник и комик, острого глаза которого теперь побаивались. Он всегда мог «изобразить», и это не забывалось, приклеивалось к тому, кого он изображал, как и прозвище или кличка, на которые он тоже был мастер.

Его теперь уже просят как об одолжении об участии в вечеринке, в чтении литературном. Он принят в компании и в кружки не как наблюдатель, а как заводила и равный. Едва в классе произносится его фамилия, как головы тут же поворачиваются в ожидании шутки, каламбура, веселого представления, которое разряжает скуку дня. При нем начинают опасаться нести чушь, врать.

7 Ученик:

«Однажды на уроке истории я не слушал лекцию, глядел в окно и что-то рисовал в тетради. Профессор Моисеев, желая поймать меня на том, что я не слушаю урока, внезапно оборвал рассказ и спросил:

- Господин Гоголь, а по смерти Александра Македонского что последовало?

Я вскочил и бодро ответил:

- Похороны!

Класс от смеха упал под парты».

У: Однажды, прогуливаясь вдоль торговых рядов, Гоголь остановился возле лавки, где продавали пряники. Он стал уверять торговца, что это не пряники, а мыло. Торговец доказывал обратное. Собралась толпа любопытных. Студент был настолько красноречив, что все закричали: «Мыло, мыло!» И тогда торговец, подумав, признал, что он перепутал товар.

Слайды 21 и 22. Ты был абсолютно счастлив?

У: Закончились годы учебы. Гоголь мечтал об оказании неоценимых услуг государству. Никто не постелил ему ковровой дорожки, но он обладал терпением и волей. И вскоре был по заслугам вознагражден.

8 Ученик:

«Мне 22 года. Из печати вышли  «Вечера на хуторе близ Диканьки». Газета «Северная пчела» писала: «Находящаяся перед нами книжка принадлежит к приятным явлениям нашей литературы. С нетерпение ожидаем обещанной второй книжки и уверяем автора, что публика не поскучает от десяти подобных первой книжке».

Слайд 23. Отзыв А. С. Пушкина.

Учитель: И среди этих похвал высшая похвала – отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она изумила меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».

Итог работы с  таблицей: узнали что-то новое из биографии Гоголя? Услышали уже знакомые сведения? Я рада, что мы вспомнили и узнали новые факты биографии Гоголя.

Отъезжая в Петербург в декабре 1828 года, он сказал провожавшим его: "Прощайте. Вы, конечно, или ничего обо мне не услышите, или услышите что-нибудь весьма хорошее". Эта самоуверенность всех очень удивила. Ничего особенного в нем тогда не видели. А он видел. И это неопределенное что-нибудь замахивалось на многое.

Слайд 24. Н. В. Гоголь (произведения).

1834 год - счастливый год в жизни Гоголя. Почти в год Гоголь пишет всю свою малую прозу, т.е. ту, что вошла в сборники «Арабески» и «Миргород», создает "Тараса Бульбу" (первую редакцию), "Старосветских помещиков", "Портрет", "Невский проспект", "Вия", "Женитьбу". Он полон сознания, что ему все удается и удастся.  

Проза Гоголя ставила его рядом с Пушкиным.

Сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича поднялся к высоте, именуемой ГОГОЛЬ. Гоголь – это птица, а птица видит землю с высоты полета. Наверное, поэтому в гоголевских произведениях такой размах – видно во все концы света. И этот размах, ширь, глубина предстает перед нами в его повести «Тарас Бульба». 

4 этап «Поиск».

3. Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

У. Вот мы с вами и подошли ко второй части нашего урока и темы. О чем мы будем дальше говорить?

Д. О повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

У. Правильно. Дома вы читали первые главы этого произведения.

У. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 до 1842. События, изображённые Гоголем в повести, относятся ко времени освободительного движения на Украине  в 15-17 веках. И чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических источников.

В чем особенность этой повести? Это  историческая повесть.

У. Попробуйте сформулировать вторую часть темы урока.

Слайд 25. Тема урока: «…Историческая  основа повести «Тарас Бульба»».

Запись в маршрутные листы второй части темы урока.

У. Историк стремится передать факты, хотя и у него есть своя точка зрения на исторические события. А у писателя, художника главная задача — именно выразить свою точку зрения, и поэтому он может отбирать необходимые ему факты из истории или даже изменять их.

В курсе истории вы заняты как раз изучением средних веков, т.е. пытаетесь понять человека той эпохи, его мировоззрение, оценку ценностей. А в повести вы ту же эпоху видите как глазами рассказчика (когда Гоголь оценивает события далекого прошлого с точки зрения своего времени), так и глазами людей средневековья (когда Гоголь пытается посмотреть на мир глазами своих героев). Это очень трудно.

Когда мы пытаемся понять прошлое, то сталкиваемся с рядом читательских трудностей. И вы встретились с этими трудностями, когда читали главы повести. В чем состояли эти трудности?

Д. Трудно понять некоторые слова — язык. Трудно понять героев и их поступки.

Трудно понять картину жизни.  

У. Мы живем не так и видим мир иначе. Нам бывает трудно посмотреть на мир глазами человека другой эпохи. Ряд трудностей мы сегодня попробуем преодолеть.

У. Назовите главных героев повести.

Д. (Тарас, Остап, Андрий).

У. Кто они? Как себя называют? Как называет их автор?

Д. Казаки.

У. А куда отец сразу отправляет своих детей,  и сам решает ехать вместе с ними?

Д. В Запорожскую Сечь.

У. Правильно.  Вот давайте и  выясним, кто такие «казаки» и что такое «Запорожская Сечь».

Мы перешли ко 2 этапу «Поиск». В маршрутном листе 2 таблица. Прочтите внимательно 1 и 2 колонки.

У. Кто такие казаки? Слово «казак» или «козак» заимствовано из тюркского языка и означает «вольный человек», «удалец», обладал отличной военной подготовкой.  Гоголь пишет «козак» (укр.), хотя сейчас принято писать это слово через букву «а».

Слайд 26.

Украина долгое время находилась под гнетом польских помещиков-панов. Все сильные и смелые духом, все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в привольные края нижнего Приднепровья. Здесь, на островах за бурными днепровскими порогами создалась в середине XVI в. Запорожская Сечь — центр украинского казачества.

У. Что такое запорожская Сечь? (Вторая колонка таблицы).

Д. Запорожская Сечь — у днепровских порогов, на острове Хортица, возник укрепленный лагерь казаков; их стали называть запорожцами, так как они жили за порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев. «Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью.

У. Вывод в 3 колонке. Вопросы:

1.Кто жил в Запорожской Сечи? (казаки).

2.Казак – это какой человек? (вольный).

3.Основное занятие казака? Что он делал? (воевал).

4.Значит, Запорожская Сечь – это какая организация? (военная).

5.Зачем русские люди воюют, что они защищают? (Родину).

Записываем вывод в 3 колонке.

Слайд 27.

Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины.

5 этап «Исследование».

Работа в парах:

У. Ребята, сейчас я вам предлагаю побыть в роли исследователей и поработать в парах.

В маршрутных листах внимательно прочитайте задание 3 этапа «Исследование». Как вы поняли задание? Вы работаете в парах, можно тихо посовещаться друг с другом.(Музыка).

Прочитайте описание обычаев и законов Запорожской Сечи в отрывке из курса русской истории Василия Осиповича Ключевского (1841-1911).

Сравните с описанием Запорожской Сечи в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Расскажите, в чем сходства и различия этих описаний?

«Русская история» Василий Осипович Ключевской

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1.Сечь представляла вид укрепленного лагеря, обнесенного древесными завалами,

засекой. Она снабжена была кое-какой артиллерией, маленькими пушками… Сечевики жили в шалашах из хвороста, покрытых лошадиными кожами.

2.Они различались занятиями: одни были преимущественно добытчиками, жили военной добычей, другие промышляли рыбой и зверем, снабжая первых продовольствием.

3.Женщины не допускались в Сечь.

4.В Сечи не спрашивали пришельца, кто он и откуда, какой веры, какого рода-племени:

принимали всякого, кто казался пригодным товарищем.

5.Запорожцы всего более дорожили товарищеским равенством; все решал

сечевой круг, рада, казацкое коло (у всех равные права).

1. «…Наконец они увидели несколько разбросанных куреней, покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками. Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность…»

2. «…Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу…»

3. «…даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина…»

4. «Пришедший являлся только к кошевому; который обыкновенно говорил:

   - Здравствуй! Что, во Христа веруешь?

   - Верую! -- отвечал приходивший.

   - И в троицу святую веруешь?

   - Верую!

   - И в церковь ходишь?

   - Хожу!

   - А ну, перекрестись!

   Пришедший крестился.

   Этим оканчивалась вся церемония. 

5. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища…».

У. Давайте подведем итоги вашей работы: какие сходства и отличия вы заметили, сравнивая текст исторического документа и художественный текст?.

Вопросы:

Слайды 28, 29.

1.Что представляла собой Сечь в историческом документе и повести?

Слайд 30.

2.Чем занимались казаки?

Слайд 31.

3.Кого не допускали в Сечь?

Слайд 32.

4.Спрашивали в Сечи о вере?

Слайд 33.

7.Чем более всего дорожили в Сечи?

Почему казаки так ценили товарищество? Как вы думаете?

Д. В бою важна была взаимовыручка, плечо товарища…

Слайд 34.

А вот как об этом говорит главный герой повести Гоголя - Тарас Бульба (Отрывок из фильма)

6 этап «Подведение итогов»

 Слайд 35. Вывод.

У. Автор нарисовал не реальную Сечь, а образ Сечи – такой, каким он запечатлелся в народном сознании. Чувство коллективизма, товарищества делает героев повести «Тарас Бульба» сильными, потому что каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей – чувством любви к Родине.

И хотя в повести нет ни одного подлинного исторического лица, характеры героев, события изображены так, что заставляют верить в их реальность. Казаки – гордые, свободолюбивые люди. Все они, и Тарас Бульба, и его сыновья дороги Гоголю.

Слайд 36. Включить фрагмент фильма.

У. Ребята, сейчас вы посмотрели фрагмент из фильма «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко, вышедший на экраны в 2009 году. Вы узнали эту сцену?

Д. Да, это сцена встречи Бульбы с сыновьями.

У. Ребята, мы с вами говорили о том, как сильно Н. В. Гоголь любил своих родителей. Скажите, а Остап и Андрий любят своих родителей? Как вы это поняли?

Д: Да, сыновья любят свою мать, хоть и стесняются открыто проявлять свои чувства, скучают по ней.

У. А Остап, так же как и сам Гоголь, в самые тяжёлые моменты своей жизни мысленно обращается за поддержкой именно к своему суровому и справедливому отцу.

Но об этом рассказ впереди…  Как впереди и открытие новых загадок таинственного  писателя Гоголя, знакомство с другими его произведениями.

Учитель. А сегодня на уроке, я думаю, что ваши сердца бились учащённо от гордости за отечественную литературу, историю. Гордясь своей культурой, человек будет уважать и чужую культуру, и чужой народ.

 Если человек ощущает  связь с родиной, с землёй отцов, со своими истоками, которые неиссякаемы, как родник, потому что берут начало от далёких предков «не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему…». В этом нас убеждает повесть Гоголя «Тарас Бульба», которую вам дома предстоит дочитать до конца.

Итак, запишем  Д/З.

Слайд 37.

7 этап «Домашнее задание».

1. Дочитать повесть Гоголя «Тарас Бульба» до конца.

2. Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе.

 

6 этап «Рефлексия».

Слайд 38.

У. А теперь подведем итог нашей работе. Нас должны посетить «пять вдохновнеий».

В завершение урока – творческая работа: напишите синквейн. В маршрутных листах  два задания вы можете выбрать одно из них.

Проверка синквейна. Отметки помощникам и всем по маршрутным листам.

У. Ребята, вы закончили творческую работу. Когда вы работали, наверное, обратили внимание, что звучала музыка. Это увертюра к опере знаменитого композитора Николая Витальевича Лысенко (1842-1912) «Тарас Бульба». Он 10 лет посвятил этой работе.

У: Мне очень понравилось с вами работать. Я вам благодарна за то, что вы были активны, внимательны. Спасибо  за плодотворную работу на уроке.

Слайд 39.

Ученики 6-а класса

Умные, сообразительные

Рассуждали, творили, исследовали

Приняли активное участие в работе.

Замечательные дети, просто лучше всех на свете.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист (план работы на уроке)

ученика(цы) _____ класса______________________________________________Дата____________

Тема урока:

(первая часть)

_____________________________________________________________________________________

(вторая часть)

_____________________________________________________________________________________

1.Этап «Биография».

№ вопроса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Значок:

«V»-знаю;

«+»-новое;

«?»-вопросы;

«!»-интересно.

                                                                                             

2. Этап «Поиск».

Слово «казак»  

заимствовано из тюркского языка и означает «вольный человек», «удалец».

У днепровских порогов, на острове Хортица, возник укрепленный лагерь казаков; их стали называть запорожцами, так как они жили за порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев.

«Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью.

Запорожская Сечь – это…

Была создана в _______ веке.

3. Этап «Исследование» (работа в парах).

Прочитайте описание обычаев и законов Запорожской Сечи в отрывке из курса русской истории Василия Осиповича Ключевского (1841-1911).

Сравните с описанием Запорожской Сечи в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Расскажите, в чем сходства или различия этих описаний?

«Русская история»  В. О. Ключевского

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1.Сечь представляла вид укрепленного лагеря, обнесенного древесными завалами, засекой. Она снабжена была кое-какой артиллерией, маленькими пушками…

Сечевики жили в шалашах из хвороста, покрытых лошадиными кожами.

1. «…Наконец они увидели несколько разбросанных куреней (хат), покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками… Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность…»

Сходства

Различия

4.Этап «Рефлексия».

Напишите синквейн (на выбор).

Гоголь

________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________

Казаки

________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист (план работы на уроке)

ученика(цы)  ______ класса____________________________________________Дата_____________

Тема урока:

(первая часть)

_____________________________________________________________________________________

(вторая часть)

_____________________________________________________________________________________

1.Этап «Биография».

№ вопроса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Значок:

«V»-знаю;

«+»-новое;

«?»-вопросы;

«!»-интересно.

                                                                                             

2. Этап «Поиск».

Слово «казак»

заимствовано из тюркского языка и означает «вольный человек», «удалец».

У днепровских порогов, на острове Хортица, возник укрепленный лагерь казаков; их стали называть запорожцами, так как они жили за порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев. «Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью.

Запорожская Сечь – это…

Была создана в _______ веке.

3. Этап «Исследование» (работа в парах).

Прочитайте описание обычаев и законов Запорожской Сечи в отрывке из курса русской истории Василия Осиповича Ключевского (1841-1911).

Сравните с описанием Запорожской Сечи в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Расскажите, в чем сходства или различия этих описаний?

«Русская история»  В. О. Ключевского

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

 2.Они различались занятиями: одни были преимущественно добытчиками, жили военной добычей, другие промышляли рыбой и зверем, снабжая первых продовольствием.

2. «…Не было ремесла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу…»

Сходства

Различия

4.Этап «Рефлексия».

Напишите синквейн (на выбор).

Гоголь

________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________

Казаки

________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист (план работы на уроке)

ученика(цы) _________ класса_____________________________________________Дата_________

Тема урока:

(первая часть)

_____________________________________________________________________________________

(вторая часть)

_____________________________________________________________________________________

1.Этап «Биография».

№ вопроса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Значок:

«V»-знаю;

«+»-новое;

«?»-вопросы;

«!»-интересно.

                                                                                             

2. Этап «Поиск».

Слово «казак»

заимствовано из тюркского языка и означает «вольный человек», «удалец».

У днепровских порогов, на острове Хортица, возник укрепленный лагерь казаков; их стали называть запорожцами, так как они жили за порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев. «Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью.

Запорожская Сечь – это…

Была создана в _______ веке.

3. Этап «Исследование» (работа в парах).

Прочитайте описание обычаев и законов Запорожской Сечи в отрывке из курса русской истории Василия Осиповича Ключевского (1841-1911).

Сравните с описанием Запорожской Сечи в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Расскажите, в чем сходства или различия этих описаний?

«Русская история»  В. О. Ключевского

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

 3.Женщины не допускались в Сечь.

3. «…даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина…»

Сходства

Различия (если есть)

4.Этап «Рефлексия».

Напишите синквейн (на выбор).

Гоголь

________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________

Казаки

________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист (план работы на уроке)

ученика(цы) __________ класса___________________________________________Дата__________

Тема урока:

(первая часть)

_____________________________________________________________________________________

(вторая часть)

_____________________________________________________________________________________

1.Этап «Биография».

№ вопроса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Значок:

«V»-знаю;

«+»-новое;

«?»-вопросы;

«!»-интересно.

                                                                                             

2. Этап «Поиск».

Слово «казак» заимствовано из тюркского языка и означает «вольный человек», «удалец».

У днепровских порогов, на острове Хортица, возник укрепленный лагерь казаков; их стали называть запорожцами, так как они жили за порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев. «Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью.

Запорожская Сечь – это…

Была создана в _______ веке.

3. Этап «Исследование» (работа в парах).

Прочитайте описание обычаев и законов Запорожской Сечи в отрывке из курса русской истории Василия Осиповича Ключевского (1841-1911).

Сравните с описанием Запорожской Сечи в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Расскажите, в чем сходства или различия этих описаний?

«Русская история»  В. О. Ключевского

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

 4.В Сечи не спрашивали пришельца, кто он и откуда, какой веры, какого рода-племени:

принимали всякого, кто казался пригодным товарищем.

4. «Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил:

   - Здравствуй! Что, во Христа веруешь?

   - Верую! - отвечал приходивший.

   - И в троицу святую веруешь?

   - Верую!

   - И в церковь ходишь?

   - Хожу!

   - А ну, перекрестись!

   Пришедший крестился.

Этим оканчивалась вся церемония». 

Сходства (если есть)

Различия (если есть)

4.Этап «Рефлексия».

Напишите синквейн (на выбор).

Гоголь

________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________

Казаки

________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист (план работы на уроке)

ученика(цы)  __________ класса _____________________________________Дата________

Тема урока:

(первая часть)

_____________________________________________________________________________

(вторая часть)

_____________________________________________________________________________

1.Этап «Биография».

№ вопроса

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Значок:

«V»-знаю;

«+»-новое;

«?»-вопросы;

«!»-интересно.

                                                                                             

2. Этап «Поиск».

Слово «казак» заимствовано из тюркского языка и означает «вольный человек», «удалец».

У днепровских порогов, на острове Хортица, возник укрепленный лагерь казаков; их стали называть запорожцами, так как они жили за порогами Днепра. Для защиты от врагов казаки устраивали засеки (завалы) из срубленных деревьев. «Засеки» по-украински — «сечь», поэтому казачий лагерь стал называться Запорожской Сечью.

Запорожская Сечь – это…

Была создана в ______ веке.

3. Этап «Исследование» (работа в парах).

Прочитайте описание обычаев и законов Запорожской Сечи в отрывке из курса русской истории Василия Осиповича Ключевского (1841-1911).

Сравните с описанием Запорожской Сечи в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Расскажите, в чем сходства или различия этих описаний?

«Русская история»  В. О. Ключевского

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

5.Запорожцы всего более дорожили товарищеским равенством; все решал сечевой круг, рада.

5. «Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища…»

Сходства (если есть)

Различия (если есть)

4.Этап «Рефлексия».

Напишите синквейн (на выбор).

Гоголь

________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________

Казаки

________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Донское

Задонского муниципального района Липецкой области

Эссе

участника районного конкурса

«Учитель года - 2015»

«Я – учитель»

Закончился еще один день… Я долго сижу в классе. Какая непривычная тишина! Можно немного расслабиться, отдохнуть, подумать. Домой возвращаюсь не спеша. Весь день учила, вдохновляла, утешала, возвышала каждого ученика, вселяла веру в себя и людей, говорила о любви к Родине…  А дома опять работа, ведь завтра будет новый день. Я войду в класс, посмотрю в глаза своим ученикам и начну урок: «Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский сказал, что Красота спасёт мир, а вот Иосиф Бродский считал, что мир спасёт Слово…».

Как здорово слышать на переменках весёлый шум и звонкий смех, а на уроках – какое счастье! – тишину и подробные правильные ответы. Мои предметы особые - прекрасные и удивительные, полные тайн и загадок, которыми мне так хочется поделиться с ребятами! Моя функция глобальная – воспитание Души... А детские души, пока не обремененные грузом житейских проблем, открыты для любви, сочувствия, познания, постижения красоты мира. Главное для меня - дать направление  пути, а потом человек сам определит, к чему стремиться, чтобы в конечном счете прийти к интересной, содержательной, осмысленной жизни. Русский язык и литература учат добру, милосердию, любви к родным, близким, к Родине. Они побуждают думать и творить, подсказывают, как вести себя в самых разных ситуациях, как стать Человеком. Филология и педагогика – прекрасный тандем, это едва ли не единственные науки, основанные на любви, любви к слову и к детям. Все то, что я сумею заложить в учениках, останется с ними на всю жизнь и поможет им стать достойными гражданами страны.

У каждого человека есть мечта, к которой он стремится. Иногда для этого нужно сделать несколько шагов, а иногда идти к ней всю жизнь.

Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Мои родители никогда и подумать не могли, что я могу выбрать профессию УЧИТЕЛЯ, ведь в нашей семье никто не занимался педагогической деятельностью.

В школьные годы мне очень повезло встретить добрых, умных людей, благодаря которым я выбрала этот путь. Учителя Донской школы навсегда останутся в моей памяти. Именно они привили любовь к знаниям, учебе, школе, уважение к старшим; крепко держали за руку на протяжении всего «пути».

В данный момент я не могу себя представить в какой-либо другой профессии. Размышляя о своем жизненном пути, прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…  Для меня быть учителем – это значит жить. Я поняла, что быть учителем - это мое призвание.

Себе диагноз я поставила сама,

Не надо отправлять меня к врачу.

Мечтала быть учителем всегда,

Сейчас с детьми работаю, люблю их и учу!

Когда в детстве я мечтала стать учителем,  все было так просто и ясно. Учитель передает знания детям и воспитывает в нас личность. Но вот я закончила ВУЗ, пришла в школу, попыталась все свои знания передать детям, а ничего не получилось. Я им рассказываю о глаголах и суффиксах, о писателях, а они запоминают только самое интересное. Я им придумываю задания, а они зазубривают правильные ответы. Умного, всесторонне развитого человека, гражданина и патриота не получается сделать. И потом, только потом я поняла: насильно ребенок не получит никакие знания. Нельзя же, например, взрослого человека  заставить быть умным, внимательным и добрым.

А как быть в этой ситуации? И ответ нашелся. Главное — научить учиться сначала себя, а потом и  детей. Л.Н. Толстой писал: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей». И вот уже двадцать лет, как я работаю учителем русского языка и литературы в Донской средней общеобразовательной школе. Учу детей, а вместе с тем учусь сама. Оказалось, многому ещё нужно научиться у самих же детей! Никогда не знаешь, какая ситуация может возникнуть во время твоего урока. А если уж возникла, нужно действовать быстро, а главное – правильно; так, чтобы «не потерять» авторитет в глазах учеников, чтобы остаться их справедливым другом и наставником, которому по праву можно доверить свои сердца. В сущности, что такое урок? Это целых 45 минут непрерывного обмена знаниями, умениями, информацией, энергетикой, чувствами и эмоциями.  В чем задача любого учебного процесса? Разве только в передаче и получении знаний? Конечно же, нет! Любые знания будут лишь мертвым грузом, пока они не реализованы: не применены в жизни и не принесли своих результатов! Еще Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но в умении прилагать знание на деле…».

Чтобы иметь право учить детей, надо стать учителем-мастером, который вел бы за собой своих воспитанников. Великие музыканты начинали свою музыкальную «карьеру» с простых аккордов и этюдов. А настоящий учитель тоже  разучивает этюды, осваивает приемы.  Только это педагогические  этюды и  приемы, педагогические технологии, то есть идеальные модели, где совмещаются все представления о результатах процесса и способах его достижения. Главное, чтобы учитель знал свою цель, ведь «…кто не знает, в какую гавань он плывет, для него нет попутного ветра» (Сенека).

Для себя я поняла: главная цель учителя — не только хорошо знать свой предмет, но и мотивировать процесс познания у детей. «Ум человеческий всегда стремится  к какой-либо  деятельности и ни при каких обстоятельствах  не  терпит  непрерывного   покоя», – так точно об этом сказал  Цицерон Марк Туллий.

Главные в моем деле — дети как личности, с собственным видением мира, со своими интересами, возможностями, чувствами. Я целиком разделяю мнение В. А. Сухомлинского, что « …дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Главные принципы — уважение к другому, признание ценности человека как личности, признание права каждого на свободу и развитие. По моему мнению, к молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися людьми.

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян», - утверждал  Дмитрий Иванович Менделеев. Вот это действительно мое, вот они главные моменты в моем педагогическом процессе: ученик — центральная фигура.

Главное — деятельность познания, развитие мышления. Точно эту мысль выразил А. Эйнштейн: «Наука не является, и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности».

Приоритетным становится  — самостоятельное приобретение и применение полученных знаний, а не просто воспроизведение готовых. Я уверена, что задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими во взрослой жизни. 

Главное для развития личности — совместные размышления, дискуссии, исследования, открытость и терпимость к противоположному мнению. «Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать», - нельзя не согласиться с мнением  Л. Н. Толстого.

Нужно помочь человечку — научить его учиться, чтобы его жизненным кредо стали слова Я. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

История на опыте показала, что образование — одна из главных функций человеческой жизни. И может быть, в каком-то смысле, образование сделало человека человеком; создало условия для развития, для диалога между поколениями, чтобы в дальнейшем приумножить человеческие возможности и способности. А я, учитель, должна быть активным участником этого диалога. И как мой ученик распорядится тем наследством, культурой и ценностями, которые ему достались, во многом зависит от меня, от моих поступков, мыслей и от тех, кто сегодня стоит у школьной доски.

Я знаю, что никогда не добьюсь, чтобы на яблоне росли персики, но я стремлюсь своей работой достигнуть того, чтобы плоды выращенного мной дерева были здоровыми. Поэтому стараюсь не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать.  Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не уйти, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Это принцип моей работы. Ведь результат моей деятельности – это успехи, удачи моих учеников. 

Я – учитель русского языка и литературы, а это значит, что я учу детей читать и писать, но не только. Еще учу, как быть здоровыми и жизнерадостными. И каждый день я, как артист на сцене, стою у доски. И бываю всегда разной: то мудрой, то хитрой, то строгой. Мысль о том, что в этом мире три десятка глаз ждут тебя, верят, надеются именно от своего учителя и классного руководителя услышать самые важные слова, вдохновляют меня на ежедневный подвиг и ежедневное счастье. Поэтому каждый день стараюсь работать так, чтобы не разочаровать своих учеников. По моему убеждению, учитель - одна из важнейших профессий. Не случайно Р. И. Рождественский говорил о профессии учителя: «Профессия дальнего действия. Главная на Земле».

При всей любви к своим предметам, я понимаю, что сработать на ученика они могут лишь вместе с другими учебными дисциплинами. Без знания языка и умения анализировать текст ни один ребенок не сможет реализовать себя даже в точных науках, не говоря уж о гуманитарном цикле.  Именно поэтому на своих уроках я использую связь с другими предметами.

Учителей часто спрашивают, сколько времени длится их рабочий день? Педагоги отвечают, что работают всегда. Даже ночью  могут присниться задумки, планы. Значит, и во сне продолжается рабочий день. Он ненормированный. Иначе нельзя.

А что такое работа с детьми? Огромный, кропотливый  труд с растрепанными нервами и бессонными ночами и вечной подготовкой к урокам или мероприятиям? Или же радость общения с  любимыми учениками, встреча с доверчивыми, озорными глазами детей, которые всегда ждут от нас чего-то нового, доброго, интересного? Я для себя решила: чтобы быть учителем, надо быть немного артистом и спортсменом, литератором и историком, психологом и немного ребенком, фантазером и добрым волшебником. И конечно, нужно иметь много – много терпения и любви к детям!
        Легко ли быть учителем? Непросто! Но в противовес всем трудностям и проблемам стоят пытливые глаза детей, их открытые сердца, их непосредственность и непредсказуемость! Уроки, классные часы,  общешкольные мероприятия… а вместе с ними - масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми! Учить и воспитывать детей – это огромное счастье!   Как слово «Человек» звучит гордо, так и слово «Учитель» также звучит гордо! Он стоит у истоков человеческих судеб. Он, как родник, питает их жизненным соком. И если сам учитель вобрал в себя все лучшие соки жизни, то он их обязательно передаст своим питомцам.

           Как бы я хотела передать все свои знания моим ученикам. Я была бы счастлива, увидев через несколько лет всех их самостоятельными, состоявшимися людьми, нашедшими свой путь в жизни и продолжающими развивать и совершенствовать себя, свой талант, свою душу.

Профессия учителя требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянных творческих поисков, неустанной работы мысли. Чтобы иметь право учить других, он постоянно должен работать над собой. Ведь все выше становится уровень требований, предъявляемых учителю. Сегодня мы должны знать и уметь многое, иначе будем неинтересны своим ученикам. Но нельзя забывать о нравственных качествах. Учитель должен быть искренним, доброжелательным, чутким, внимательным и всегда обаятельным. А еще учитель должен быть подкованным в информационных технологиях.

Вечная нехватка времени, загруженность бумагами, насущная необходимость постоянно учиться, осваивать новые технологии порождают  своеобразный  «комплекс неполноценности», когда кажется, что ты просто не успеваешь, не в силах работать качественно, и, главное, не видишь никакого выхода из сложившихся обстоятельств. Поэтому так важно найти в себе внутренний ресурс, энергетический источник, который не позволит скатиться в равнодушие к своей деятельности. Участие в профессиональных конкурсах может стать своеобразной «прививкой» от усталости, это еще один шаг на пути к гармонии с миром и собой. Начинаешь экспериментировать, анализировать, приводить в систему свои наработки, а это уже совсем другой уровень жизни, на котором важными становятся совершенно другие переживания.  Большие переживания!!! Участие в конкурсе?

- Это невозможно, - сказала Причина.

- Это безрассудно, - заметил Опыт.

- Это бесполезно,  - отрезала Гордость.

- Попробуй.., - шепнула Мечта!

   …Как-то непринуждённо, по-детски, зародилась мечта. А раз есть мечта – значит, всё ещё впереди!

Чтобы учителю жить полной жизнью, надо постоянно двигаться вперед. В школах работают тысячи преданных своему делу учителей. Я всего лишь одна из представителей большого отряда людей, посвятивших свою жизнь служению детям…  Я не работаю учителем, я — учитель. Мои дети ведут меня за руку, впуская в свою жизнь и безвозвратно ее изменяя.

учитель русского языка

и литературы

 Остапенко Ирина Александровна.



Предварительный просмотр:

Методический семинар «Семья и школа: соперники, оппоненты или союзники?»

Слайд 2.

Совершенно очевидно, что воспитание детей – это работа. Серьезная и ответственная. Но чья работа в большей степени: родителей или образовательных учреждений? Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Действительно, работа с родителями – это важный экзамен, который учителя, классные руководители должны достойно выдержать.

Отношения в семье, отношения с детьми – так хочется взаимопонимания и любви!

Сколько перечитано, пересмотрено, а однозначные ответы на вопросы о правильном воспитании детей так и не найдены…

Дети есть дети и именно этим они и отличаются от взрослых. Всегда ли мы об этом помним? Сейчас уже речь не идет о родительском или учительском авторитете, основанном на страхе, но на первый взгляд может показаться, что вся ребячья жизнь подчас ограничена узкими рамками. Выходит, что ребятишки вынуждены постоянно сдерживать свои желания, фантазии, речь? В школе – «сиди, не разговаривай, смотри, слушай». Дома родители пришли с работы, им необходимо сделать домашние дела, отдохнуть, и слышится – «не трогай, отойди, мне некогда, не мешай». А ребенку претит всяческая косность, пресность, серость, скука. В особенности скука. Ему необходимо внимание. Но разве среда обитания взрослого и ребенка не предполагает взаимного интереса?

Слайд 3.

Видео

Слайд 4.

Да, они настоящие. Они смотрят на мир широко открытыми глазами. Для них в диковинку все, что для нас естественно. Весь мир для них полон волнующих тайн и открытий. Войдем ли мы в этот мир или останемся по разные стороны? Станут ли родители, головы которых « забиты» делами и заботами, сердца – тревогами и огорчениями, друзьями своим  детям на пути открытий? Сможет ли школа подкрепить в своих учениках тягу к знаниям, фантазиям, играм, интересам, а детскую душу открыть навстречу тайнам прошлого и настоящего? Могут ли школа и семья найти время и, главное, душевные силы, чтобы сосредоточиться в своей любви к детям на совместной работе? Готовы ли взрослые к такому сотрудничеству? 

Слайд 5.

Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в  его эффективности на том или ином этапе играет семья. Немецкий сатирик Себастьян Брандт еще в XV веке написал стихотворение «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом. 

И, несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день. 

Слайд 6.

Нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Видео

Слайд 7.

Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками.

Видео

Слайд 8.

Семья – главный фактор развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье.                

Слайд 9.

А главная задача школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Родители должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развития его личности.

«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей» (В.А. Сухомлинский).

Слайд 10.

 «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги,  получает первые  уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега» (Л.А. Кассиль).

Слайд 11.

Воспитывает все: люди, вещи, явления. Но, прежде всего, – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги (А. Макаренко).

Да, отношения между родителями и школой во все времена были непростыми. Но без диалога педагогов и родителей ничего у нас не получится. Мы должны понимать, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

У школы и семьи одна общая задача – научить и воспитать детей во имя их будущего. Учителя и родители – не оппоненты, а соратники. Семья и школа должны быть союзниками, а не конкурентами, ведь это два социальных института, от согласованных действий  которых зависит эффективность процесса воспитания. Признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера, а также специальным образом организованная совместная деятельность в этом направлении, может дать положительный результат. И если содружество семьи и школы состоится, то обе стороны достигнут результата.

  Слайд 12. 

Без привлечения родителей, их духовного потенциала, их физического участия в школьной жизни детей невозможно превратить процесс обучения, воспитания и духовного роста обучающихся в одно неразрывное целое.

Но как привлечь родителей в школу?

Как сделать общение с родителями живым?

Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать?

Я делаю так:

психолого-педагогическое образование родителей осуществляю через:

1. Классные тематические собрания по разным вопросам, актуальность которых узнаю через опрос  родителей. Форма организации: лекции, круглый стол, конференции.

2.Анкетирование с родителями в целях изучения учеников и классного коллектива, например, «Портрет моего ребенка», «Общение детей и родителей» и т.д.

3.Индивидуальные и групповые консультации с раздачей памяток и рекомендаций по воспитанию детей (с некоторыми можно познакомиться на моем сайте).

4.Разного рода читательские конференции; обзоры и выставки литературы для родителей; вечера вопросов и ответов (очень люблю читать родителям рассказы «Не опоздайте» о воспитании детей Александра Степановича Загребельного и Льва Дмитриевича Цесаркина).

5.Привлечение узких специалистов — врачей, правоохранительных органов, психологов.

6.Пропаганда здорового образа жизни: конкурс презентаций, газет, агитбригады на тему: «Мы     выбираем здоровый образ жизни», сочинение стихов о здоровье, а самое главное – беседы о питании детей. На моем сайте размещены материалы и памятки для родителей о здоровом питании. (Обязательное горячее питание). Здоровью надо учить. Здоровый образ жизни надо пропагандировать. А лучший агитатор – это личный пример, активная позиция отца, матери, всех, кто окружает ребенка.

Слайд 13. 

Одна из важнейших моих задач, как классного руководителя, способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Установление дружеских и партнёрских отношений семьи и школы, совершенствование взаимоотношения родителей со своими детьми и классным руководителем вижу в организации совместной деятельности и общения.

     Для этого работаю в постоянном содружестве с родителями: организую родительское самоуправление, привлекаю к активному участию в проведении экскурсий,

бесед с учащимися, для организации и проведения праздников, для решения школьных и классных проблем. Традиционными и любимыми внеклассными мероприятиями стали (слайдовая демонстрация совместной деятельности): Новый год, праздник для мам и пап, «Последний звонок», День Победы, экскурсии, поездки. Сценарии праздников разрабатываем совместно с детьми и родителями, многие мероприятия сняты на видео. На этих праздниках нет равнодушных. Мы спорим, обсуждаем, рассказываем, поем, танцуем все вместе. Мы – единая семья, у нас общие интересы, проблемы, заботы, тревоги и радости. Такие встречи надолго остаются в памяти, помогают сблизить и родителей, и детей, и учителя.

Слайд 14. 

          Считаю, что в основе полноценного  взаимодействия  лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Если сказать родителям – «ваши дети», то в ответ сразу же услышишь «ваши ученики». А когда родители слышат  - «наши дети», то у них сразу меняется отношение к любой, даже самой неприятной для них ситуации. И если родители видят неподдельное беспокойство и заинтересованность педагога за судьбу детей, то меняется тон общения и проще найти пути решения любой проблемы. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая  друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов.

Организуя взаимодействие с родителями, я вовлекю их и в такие виды совместной деятельности, как хозяйственно-трудовая и организационная. Причём участие в жизни школы для большинства родителей не является вынужденной мерой. Чтобы их дети чувствовали себя комфортно в образовательном учреждении и могли реализовать свои способности и ожидания, родители участвуют в организации ремонтных работ в  кабинете, озеленении школьного участка и классных комнат.

И родители, и, тем более, педагоги нашей школы пришли к общему пониманию той простой мысли, что, какие бы задачи общество ни ставило перед школой, без поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности процесс воспитания и обучения не даст нужного результата.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский).

Школа – это дом второй, семья вторая,

Потому и связаны они.

Ведь семье в учебе роль большая

Стала отводиться в наши дни.

Эта связь все крепче и сильнее,

И растет, и крепнет с каждым днем.

И учиться проще, веселее,

Если в тесной дружбе мы живем. А мы живем дружно!

Только совместными усилиями семьи и школы мы сможем сделать детей счастливыми.

Научи детей своих

        Волноваться за других.

И полюбят эти дети

Больше всех тебя на свете.