ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Милашайте Кристина Альго

Актуальным вопросом  является то, каким должен быть урок в современных условиях.В основе современного урока лежит системно – деятельностный подход.В презентации рассказывается, какие требования предъявляются к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

2

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях.

 В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя.

3

Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? Современный урок невозможен   без хорошо оборудованного  кабинета.

Кроме этого доброжелательность, позитивность и конструктивность становятся важными принципами современного урока. Также необходимо сочетание разных стратегий преподавания с учётом вовлечения учащихся в деятельность через развитие универсальных учебных действий. Современный урок требует активности учащихся, открытости правил и процедур, уважения личности.

4

В основе современного урока лежит системно – деятельностный подход.

  • Если занятия в прошлом начинались с постановки задач учителем, то теперь учащиеся делают это самостоятельно, активно, даже наперегонки.
  • На этапе изучения нового материала учащиеся сталкиваются с проблемой, которую могут решить лишь частично или не могут решить вовсе. Здесь снова включаются их способности. Они ищут ответы, способы решения, объединяются для этого в группы (проявляя тем самым здоровую конкуренцию).
  • Выполняя упражнения или отвечая у доски (на этапе первичного закрепления),  ребята оценивают как самих себя, так и ответы одноклассников, причем, делают это достаточно объективно и самокритично. То есть снова происходит развитие познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных УУД. 
  • Ну а самым любим этапом  урока является рефлексия.  Ученики  наперебой  подводят итоги, делятся  тем, чему научились, что узнали, выставляют отметки. 

5

  • Каждый тип урока имеет свою цель.

Например:

Урок открытия нового знания   -имеет цель изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний –имеет цель  выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний –имеет цель выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний –имеет цель обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний –имеет цель определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4]

6

Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов.

  • На первом этапе учитель высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи, предлагает подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке. Дети высказываются.
  • На этом этапе учитель дает задания, которые подготавливают детей для открытия нового знания. Создает проблемную ситуацию.
  • На этом этапе дети обсуждают возникшее затруднее, ставят цели в виде вопросов
  • На этом этапе дети при помощи учителя находят путь из проблемной ситуации.
  • Дети проговаривают новое знание и записывают его в виде опоры.
  • Небольшая сам.работа письменная, где ребенок должен сделать вывод, что он уже умеет
  • На этом этапе детям даются задания, сначала по новой теме, а затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
  • На этом этапе учащиеся осознают свою учебную деятельность, дают самооценку результатов своей деятельности и всего класса

7

Какие же трудности встречались в начале нашего пути

  • Тяжело было уходить от тех методик,  которые преподавали нам в институте.
  • Жалко было трать время на уроке на самое главное – «открытие детьми новых знаний»
  • Не хватка опыта по созданию проблемных ситуаций.
  • Замена планов – конспектов технологическими картами

8-10

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата .

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Структура технологической карты в начальной школе выглядит следующем образом.

Технологическая карта с методической структурой урока (слайд 10)

11

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в начальной школе в условиях введения ФГОС

Слайд 2

“ Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

• хорошее начало и хорошее окончание; • четко сформулированные тема, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим; • учитель активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • учет уровня и возможностей учащихся; • урок должен быть добрым.

Слайд 4

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся , определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контрол ь (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задани е из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 5

Тип урока Виды уроков Урок открытия нового знания традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Урок закрепления знаний практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Урок комплексного применения знаний практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, круглый стол и т.д. Урок контроля, оценки и коррекции знаний контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Типология уроков по ФГОС:

Слайд 6

Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (органи- зационный этап 1-2 минуты). 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Первичное закрепление 4-5 минут. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 7. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. 8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Слайд 7

Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС: Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока. Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока. Контрольно-оценочная деятельность.

Слайд 8

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Слайд 9

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Класс Тип урока Тема Цель Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Планируемые результаты Предметные: знать… уметь… Личностные: Метапредметные: Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: основные и дополнительные Формы урока Технология

Слайд 10

Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД I . Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: ). II . Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: III . Открытие нового знания (10 мин) Цели: IV . Закрепление нового (15 мин) Цель: V . Контролирующее задание (12 мин) Цель: VII . Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: . .

Слайд 11

Современный урок ИКТ Развивающее обучение Проектная деятельность Проблемное обучение Интерактивная доска Здоровьесберегающие технологии

Слайд 12

Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока. Критериями оценки урока НЕ являются: Объём написанного учениками в тетрадях. Количество выставленных ученикам отметок. Количество упражнений, выполненных за урок. Устная или письменная форма выполняемых заданий. Однотипность или разнотипность содержания урока. Наличие традиционных этапов урока. Распределение времени по различным этапам. Использование большого (малого) количества наглядных пособий. Использование для работы на уроке учебника.