О духовно-нравственном воспитании.

Степанова Ирина Васильевна

«Величие народа не измеряется его численностью;

единственной мерой служит его умственное развитие

и его нравственный уровень»

В. Гюго

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России гласит: «Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».

Отсутствие идеалов в обществе, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению людей. Из нашей речи исчезли слова: добро - как источник радости; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Люди  стали нетерпимы друг к другу, жестокосерднее, исчезла духовность, не стало доверия друг к другу, хотя идеалом нашей страны всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Поэтому задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и является одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы. Система духовно – нравственного воспитания основывается на программе развития школы, на Концепции духовно-нравственного воспитания и включает следующие направления:
-обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа;

 -формирование потребности в здоровом образе жизни;


-воспитание патриотизма и гражданственности;
-художественно-эстетическое развитие детей;
-сотрудничество семьи и школы.

 

Наша школа ставит перед собой цель: формирование личности выпускника, уважающей себя, осознающей свою ценность и ценность других, способной принимать верное решение в ситуациях нравственного выбора и нести ответственность перед собой и обществом, личность со сформированными жизненными приоритетами, ценностями.
         Для достижения максимального результата мы работаем над решением данной проблемы на методических объединениях, на педагогических советах. За последние три года на заседания педагогического коллектива школы были вынесены такие проблемы как «Молодежная субкультура и ее влияние на личность», «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности», «Культура образовательной среды школы».

Духовно-нравственное воспитание осуществляется как в рамках учебной, так и внеурочной деятельности.

В учебной деятельности через:

  • возможности учебных предметов. Воспитательные задачи интегрируются в содержание учебных предметов. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, граждановедения, отечественной и мировой художественной культуры. Ребят также вдохновляет коллективный вид сотворчества с педагогами, в нем раскрывается самобытность и уникальность каждого ребёнка и в полной мере реализуется педагогический принцип партнёрства и доверия;
  • повышение воспитательного потенциала урока;
  • введение в учебно-воспитательный процесс учебного курса «Духовное краеведение Подмосковья»;
  • участие в ежегодных Духовно-исторических Филаретовских чтениях, которые проводятся Управлением образования совместно с Коломенским благочинием.

Воспитательная деятельность опирается на классных руководителей, родителей и систему дополнительного образования. Реализуется воспитательная система, включающая в себя патриотическое воспитание, духовно-нравственное, гражданско-правовое, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное.

Базовые ценности духовно-нравственного воспитания находят свое отражение в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр, экскурсий, разнообразных десантах, благотворительных, экологических, военно-патриотических мероприятиях,  а также в деятельности кружков, секций, студий. Большие возможности для решения воспитательных задач предоставляет наша уникальная система дополнительного образования школы, основанная на школьных традициях. Она позволяет развивать интерес к изучению отдельных предметов,  выполняет немаловажную роль в развитии творческих способностей, умений и навыков в художественной деятельности. 
 Классные руководители ежегодно участвуют в реализации социальных проектов, формируя активную гражданскую позицию учащихся, воспитывая чувство  гордости за свою школу, город. Многое зависит от личности педагога, который поведет за собой ребят. Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «ценность школы равняется ценности ее учителя". Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой пример нравственного и гражданского поведения.