самомодготовка

Степанова Ирина Васильевна

Организация самоподготовки учащихся в условиях группы продлённого дня

 

Одной из главных проблем организации самоподготовки является проблема рационального использования времени, которое отводится на выполнение домашних заданий. Необходимо, чтобы дети быстро и полностью включались в работу. Вовремя начать готовить домашнее задание – непременное условие его качественного выполнения.

К организации самоподготовки учащихся предъявляются следующие требования:

  • создание необходимых условий для занятий самоподготовкой (классные комнаты должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, справочники, словари и т. д.);

  • строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований;

  • глубокое и всестороннее знание уровня общеобразовательной подготовленности, индивидуальных способностей учащихся;

  • оказание помощи учащимся в процессе самоподготовки;

  • обучение рациональным приемам учебного труда;

  • обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности на всех этапах обучения;

  • формирование навыков самостоятельного учебного труда учащихся;

  • формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;

  • применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;

  • поощрение детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;

  • представление определенной группе учащихся в ходе выполнения домашних заданий полной самостоятельности;

  • назначение учащихся-консультантов.

Структура самоподготовки:

  • вводная часть;

  • самостоятельная работа;

  • подведение итогов.

Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя. В рамках времени, выделяемого на организацию самоподготовки, рекомендуется настроить ребёнка на развивающую и проектную деятельность. В целях предотвращения перегрузки обучающихся рекомендуется чередование различных видов деятельности.

Во время вводной части учащиеся составляют план работы, получают консультации о необходимых дидактических материалах и других пособиях.

Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В конце самоподготовки учитель подводит краткие итоги, отмечает положительные стороны и недостатки в работе, оценивает выполненное задание.

Обеспечение самостоятельной работы учеников во время самоподготовки требует соблюдения определённых требований. Регламентирующие порядок самоподготовки требования подразделяются на организационно-дисциплинарные, гигиенические, дидактические и воспитательные.

Организационно-дисциплинарные требования к самоподготовке учащихся:

  • точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

  • подчинение указаниям воспитателей;

  • наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;

  • обеспечение порядка на рабочем месте;

  • экономия и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;

  • соблюдение правил запрета и разрешения.

Правила запрета и разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которыми они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.

Правила запрета:

  • нельзя опаздывать на самоподготовку;

  • нарушать тишину;

  • отвлекать товарищей от работы;

  • использовать методы работы, вызывающие шум;

  • вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс;

  • беседовать с воспитателем в полный голос;

  • громко давать консультацию;

  • недобросовестно выполнять задания;

  • считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Правила разрешения:

  • можно планировать и осуществлять работу по своему усмотрению;

  • пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;

  • выходить из класса на время;

  • самостоятельно выбирать метод выполнения задания;

  • при необходимости шепотом обращаться за консультацией;

  • оказывать помощь товарищам;

  • делать паузы для кратковременного отдыха;

  • обращаться с вопросом к воспитателю, подняв руку, беседовать с ним шепотом;

  • проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;

  • отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя;

  • после выполнения всех уроков готовить выступление для предметного кружка или для предметного мероприятия;

  • заучивать стихотворения и т. д.

Эффективность самоподготовки зависит и от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей. Кроме того, повседневное выполнение этих требований послужит основой для прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения.

 

Гигиенические требования к самоподготовке учащихся:

  • равномерная и достаточная освещенность всего помещения;

  • регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещённую в течение недели, месяца;

  • чистота оконных стекол;

  • недоступность затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;

  • использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;

  • поддержание нормального температурного режима;

  • регулярное проветривание классных комнат;

  • использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;

  • влажная уборка помещения перед самоподготовкой;

  • поддержание чистоты и порядка в классе;

  • соблюдение школьниками личной гигиены;

  • сохранение у детей правильной позы во время работы;

  • проведение физкультминуток;

  • особое отношение к ослабленным болезнью детям;

  • устранение шумовых раздражителей;

  • предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке учащихся:

  • регулярное проведение занятий в определенное время, с определенной продолжительностью;

  • самостоятельное выполнение заданий учащимися;

  • поэтапная проверка заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателя);

  • индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;

  • взаимодействие учителей и воспитателей групп продленного дня по вопросам объема и характера домашних заданий.

Воспитательные требования к самоподготовке учащихся:

  • отказ от применения каких-либо мер наказания;

  • использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

  • недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, которые отвлекают их от работы;

  • терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;

  • поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;

  • привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.                                      Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.