Самообразование учителя-логопеда "Коррекция речи детей дошкольного возраста посредством решения логических игр и головоломок" на 2020-2022 уч.г.

Мурикова Наталья Юрьевна

В настоящее время успешное обучение в школе совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, считать в пределах 100, но всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно. Овладел ли он навыком искать закономерности, подготовлен ли он к решению логических задач, что в свою очередь требует нетрадиционного подхода к проблеме, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы. Поэтому я выбрала для себя тему по самообразованию "Коррекция речи детей дошкольного возраста посредством решения логических игр и головоломок" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято

на педагогическом совете

протокол №1 от 26.08.2020 г.

Согласовано:

на Совете Учреждения

протокол №1 от 26.08.2020 г.

Утверждено:

приказом заведующего

МБДОУ детский сад «Улыбка»

пр. № 41-1 от 26.08.2020 г.

________________ Т.Н Еремина

План по самообразованию

на 2020-2022 уч. г.

Тема «Коррекция речи детей дошкольного возраста посредством решения логических игр и головоломок»

Учитель-логопед:

Мурикова Наталья Юрьевна

с. Павловск, 2020 г.

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста посредством решения логических игр и головоломок»

Цель: повысить свою профессиональную квалификацию по вопросам коррекции речи дошкольников путем использования логических игр и головоломок.

Задачи:

1.Изучение        современных        подходов        по        использованию игр головоломок в коррекции речи детей дошкольного возраста.

2.Планирование работы по использованию логических игр и головоломок.

3.Описать формы и методы работы с детьми, родителями с использованием логических игр и головоломок.

4.Внедрить систему работы по использованию логических игр и головоломок в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Положительная динамика речевого развития. Повышение мотивации и интереса к логопедическим занятиям, через использование игр головоломок.

Актуальность выбранной темы.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

                        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод – это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

В настоящее время успешное обучение в школе совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, считать в пределах 100, но всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно. Овладел ли он навыком искать закономерности, подготовлен ли он к решению логических задач, что в свою очередь требует нетрадиционного подхода к проблеме, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы.

Поэтому, осознавая, что это процесс, который требует тренировки, я стала предавать развитию логического мышления большее значение. Ищу новые, наиболее эффективные подходы, возможности, направления для реализации намеченных целей, а именно, развитие логического мышления через речевые задачи и головоломки.

Принципы:

- личностно-ориентированный подход;

- системность;        

- переход от простого – к сложному.

Формы организации:

- изучение мировой практики применения логических задач;

- консультации для педагогов;

- консультации, беседы с родителями;

- создание своей игротеки головоломок;

- соревнования по решению знакомых головоломок;

- выставки головоломок, логических игр (совместно с родителями);

- создание собственных игр по типу знакомых.

ПЛАН РАБОТЫ НА 2020-2021 уч.г.

Сроки

Содержание работы

Изменение предметно-развивающей

среды

Практический выход

Методическая литература, самореализация

С детьми

С родителями

сентябрь

Изучить и проанализировать:

- Программу коррекционной логопедической работы      Н.      В. Нищевой.

-составить планирование по самообразованию

1.Обследование речи детей

2. НОД «Знакомство с танграмом»

1.Ознакомление родителей с результатами обследования.

2. Выступление на родительских собраниях в младшей, средней, старшей и подготовительных группах.

1.Приобретение танграма, составление картотеки схем для танграма

2.        Выставление информации        на сайте ДОУ

Результаты обследования речи детей.

Рабочая программа на учебный год, индивидуальные планы  логопедической коррекции.

Приобретение танграма, составление картотеки схем для танграма.

октябрь

Изучение        опыта работы, методики развития речи через применение головоломок, применяемых педагогами           в интернет-сети.

  1. Танграм по теме «Дикие животные»
  2. Знакомство с судоку

1. Индивидуальная работа с родителями.

2. Папка-передвижка: «Игра-головоломка - Танграм»

ноябрь

Изучить        и проанализировать материал        с детского    портала «Солнышко»:www.solnet.ru

1. Танграм по теме «Домашние животные».

 2.Судоку на звуки [С], [С̓].

1. Индивидуальная работа с родителями.

2.        Мастер-класс для родителей «Изготовление и использование головоломки – «Танграм»

Пополнение речевого уголка на тему: «Логопедическое судоку»

Судоку на разные звуки

декабрь

Изучение материала на сайте: www. logoped.ru

  1. Танграм по теме «Дикие птицы».
  2. Судоку на звуки [З], [З̓].

1. Индивидуальная работа с родителями.

2.        «Игротека» - консультирование и совместные игры с ребенком в ДОУ.

Размещение информации        на сайте ДОУ.

Использование накопленного опыта в работе с детьми.

январь

Изготовить мультимедийные пособия для автоматизации звуков «Судоку».

  1. Танграм по теме «Домашние птицы».
  2. Судоку на звук [Ш].

Консультация на тему: «Важность логического мышления в развитии речи у дошкольников»

Мультимедийные пособия для автоматизации звуков «Судоку»..

февраль

Изучить и проанализировать Васильевой С. А.-Логопедические игры для дошкольников – М. «Школа-Пресс»,2007.

  1. Танграм по теме «Рыбы».
  2. Судоку на звук [Ж].
  1. Индивидуальная работа с родителями.

Выставление информации        на сайте ДОУ.

Консультация для педагогов «Использование головоломки «Танграм» для развития речи дошкольников»

март

Изучение        опыта работы  учителя-логопеда Коняхиной Н.В. по теме: «Коррекция общего недоразвития речи средствами логических игр»

  1. Танграм по теме «Транспорт».
  2. Судоку на звуки [Л], [Л̓].

1.Индивидуальная работа с родителями.

2.        Консультация родителей: «Словесные игры с помощью головоломки танграм»

Размещение информации        на сайте ДОУ

Использование накопленного опыта в работе с детьми.

апрель

Изготовление презентаций        по лексическим темам и для индивидуальных занятий.

  1. Танграм по теме «Мой дом».
  2. Судоку на звуки [Р], [Р̓].

Памятка для родителей: «Логические игры по развитию речи».

Картотека логических игр по развитию речи старших дошкольников

май

Проведение диагностики        по речевому развитию детей

Диагностика речевого развития детей.

Разработка рекомендаций родителям        по развитию речи детей в    летний период.

Размещение консультации на сайте ДОО

- Результаты обследования речи.

- Отчет        о проделанной работе              за учебный год.

ПЛАН РАБОТЫ НА 2021-2022 уч.г.

Сроки

Содержание работы

Изменение предметно-развивающей

среды

Практический выход

Методическая литература, самореализация

С детьми

С родителями

сентябрь

Составить планирование по самообразованию

1.Обследование речи детей

2. НОД «Что такое ребус?»

1.Ознакомление родителей с результатами обследования.

2. Выступление на родительских собраниях в младшей, средней, старшей и подготовительных группах.

1.Изготовление ребусов

2.        Выставление информации        на сайте ДОУ

Результаты обследования речи детей.

Рабочая программа на учебный год, индивидуальные планы логопедической коррекции.

Схемы для головоломки «Складушка» Красноухова

октябрь

Изучение        опыта работы «Развитие речи детей через логические игры старшего дошкольного возраста» Мухамеджановой Д. на сайте

https://www.prodlenka.org/

  1. Учимся разгадывать ребусы «Природные явления»
  2. Складушка – собираем по схемам

1. Индивидуальная работа с родителями.

2. Консультация: «Ребусы для развития логического мышления у детей»

ноябрь

Изучить        и проанализировать материал «Речевые логические задачи как средство умственного и речевого развития дошкольников» https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00948927_0.html

1. Сладушки собираем – слова «ласковые» называем (существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

 2.Ребусы по теме «Млекопитающие»

1. Индивидуальная работа с родителями.

2.        Мастер-класс для родителей «Изготовление и использование головоломки – «Сладушка»

Пополнение речевого уголка на тему ребусами на разные темы.

Карточки с ребусами

декабрь

Изучение материала на сайте: www. logoped.ru

  1. Ребусы по теме «Профессии».
  2. Сладушки собираем – слова «наоборот» называем (антонимы).

1. Индивидуальная работа с родителями.

2.        «Игротека» - консультирование и совместные игры с ребенком в ДОУ.

Размещение информации        на сайте ДОУ.

Использование накопленного опыта в работе с детьми.

январь

Изготовить мультимедийные пособия «Ребусы».

  1. Ребусы по теме «Одежда».
  2. Сладушки собираем – слова «считаем» (соглагование существительного с числительным).

Консультация на тему: «Логические упражнения для развития речи»

Мультимедийные пособия для родителей «Ребусы».

февраль

Изучить и проанализировать статью Выброновой В. В.- «Развитие мышления на логопедических занятиях

у дошкольников с общим недоразвитием речи» в электронном журнале «Экстернат. РФ»

  1. Ребусы по теме «Водные обитатели».

2. Сладушки собираем – слова «наоборот» называем (антонимы).

  1. Индивидуальная работа с родителями.

Выставление информации        на сайте ДОУ.

Консультация для педагогов «Использование логических игр на занятиях по развитию речи

в дошкольном возрасте»

март

Изучение        опыта работы  учителя-логопеда Болковенко О.А. по теме: «Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников»

  1. Ребусы по теме «Продукты питания».
  2. Сладушки собираем – слова «действия» называем (согласование существительного с глаголом).

1.Индивидуальная работа с родителями.

2.        Консультация родителей: «Словесные игры с помощью головоломки Сладушки»

Размещение информации        на сайте ДОУ

Использование накопленного опыта в работе с детьми.

апрель

Изготовление презентаций        по лексическим темам и для индивидуальных занятий.

1.Ребусы по теме «Насекомые».

2. Складушки собираем – слова на звук называем

Памятка для родителей: «Логические игры по развитию речи».

Мультимедийные презентации для развития логики и речи

май

Проведение диагностики по речевому развитию детей

Диагностика речевого развития детей.

Разработка рекомендаций родителям        по развитию речи детей в    летний период.

Размещение консультации на сайте ДОУ

Результаты обследования речи.

Отчет        о проделанной работе              за учебный год.

Список используемой литературы:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. - 159с.
  2. Венгер Л.А., О.М. Дьяченко Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1999.127с.
  3. Зак А.С. Как развивать логическое мышление?: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет.- М.: Аркти, 2001.-144с.
  4. Панова Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.56-59
  5. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1999
  6. Шакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 1999. - №1. - С.59-66.
  7. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. - М.: Просвещение, 1999.