Работа с детьми ОВЗ на уроках музыки

Нугаманова Фаниля Мансуровна

«Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дающие положительную динамику»

 

Типичные затруднения у детей с ОВЗ

1.Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире.

2. Низкий уровень свойств внимания.

3. Низкий уровень развития речи, мышления.

4. Инфантилизм.

5. Нарушение координации движения.

6.Низкая самооценка.

7. Повышенная тревожность.

8. Высокий уровень психомышечного напряжения.

9.Низкий уровень эмоциональной сферы.

Основными видами на уроке являются пение и слушание музыки.

 

При подготовке музыкального материала к уроку, необходимо обязательно учитывать:

  • простоту и выразительность композиций

  • доступностью восприятия и исполнения песни

  • небольшой объём произведений

  • наглядность и эмоциональность

 

А также соблюдать основные педагогические принципы работы с детьми с ОВЗ:

  • многократное повторение пройденного материала с элементами новизны, (т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются);

  • частой смены видов деятельности;

  • дозировки заданий;

  • темп работы, соответствующий работе детей.

 

Спланировать, продумать все возможные вопросы при подготовке к уроку практически невозможно, нужно быть готовым к совершенно неожиданным вопросам и ситуациям.

Чаще всего я использую комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Определив структуру урока, выбираются методы работы на каждом этапе.

В школе для детей с ОВЗ используются три группы методов: словесные, наглядные, практические. Отобрав методы для работы на уроке, они комбинируются таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности на уроке, и тем самым реализовался охранительный режим обучения. Не допускается такое планирование урока, в ходе которого ученики работают в режиме одной беседы.

 

Уроки должны быть яркими и интересными, чтобы увлечь детей, пробудить у них эстетическое чувство и желание петь и слушать музыку. Наиболее эффективной формой воспитания школьников элементов музыкальной культуры являются уроки, на которых используются элементы:

  • танцевальных движений,

  • игра на шумовых инструментах и воображаемых инструментах,

  • ритмические игры,

  • скороговорки,

  • разнообразие вокального репертуара,

  • разнообразие заданий для развития музыкальной культуры.

Учащихся с ОВЗ также ждут тесты, диагностические работы...

По итогам своей работы, делаю такой вывод, что учитель не имеет права терять ни минуты на уроке, всё должно быть подготовлено: Музыкальный материал, пути его реализации. Ведь главное, какое знание и настроение унесёт с собой ребёнок, захочет ли петь, слушать или творчески интерпретировать музыкальные произведения.

Предлагаю Вам свои наработки и методический материал, который сложился в "кейс", по Разделу "Россия - родина моя", (2-4 класс):

  1. Раздаточные материал:

          1. карточки на выявления теоретических знаний на первые 6 уроков в каждом классе по темам "Жанры", "Музыкальные инструменты", "Средства музыкальной выразительности", "Музыкальная грамота"

          2. раскраски по темам "Просторы России", "Верую в тебя Россия", "Солдаты нашей Державы", "Музыкальные инструменты", "Народные костюмы: русский, башкирский".

          3. Схемы для анализа музыкальных произведений, "Словарь эмоций".

          4. Словарь музыкальных терминов.

          5. Дополнительная информация о композиторах М.И.Глинки, С.В. Рахманинове, С.С. Прокофьеве.

          6. Тексты песен каждому ученику. Тексты песен для их проверки с пропусками.

          7. Стихи по теме раздела.

2) Методическое оснащение уроков:

          1. Музыкальный репертуар, в фоно и видео хрестоматии.

          2. Вокальные репертуар, плюсы и минусы, тексты песен.

          3. Картины, фотографии раскрывающие тему раздела.

          4. Презентации к урокам.

          5. Материалы для формирования музыкальной грамотности.

          6. Сводный КТП по разделу с 1 по 4 классу.