Эссе
Предварительный просмотр:
Эссе
Батраев Р.А.
МБОУ СОШ №147
Жизнь всегда нас чему-то учит. Постоянно пытается нам что-то сказать и объяснить, и жаль, что зачастую мы не понимаем её языка. 15 лет назад я стал учеником Жизни поневоле. Правда, жизненная кривая чуть было не сбила меня с пути истинного, но всё-таки вывела на учительскую стезю.
Всё начиналось далеко не так романтично, как у большинства педагогов, целенаправленно выбравших путь учителя. Поворотным стал последний школьный год. Мысль, как и у всех абитуриентов, одна: «Куда пойти учиться?». На врача, бесспорно, на врача! Благородная профессия, бескорыстное служение людям и юношеские наивные мечты о том, как замечательно трудятся те, кто давал клятву Гиппократа. Но тут возник непреодолимый барьер…экзамен по химии. Та самая жизненная кривая неожиданно изогнулась и почти в шекспировском стиле вынесла вердикт: не быть! Не быть врачом, потому что наука Менделеева для меня, будто тёмное царство, в котором нет и не предвидится луча. Страх от того, что я провалю экзамен, увы, был слишком силён. До него дело так и не дошло, а эскулаповы мечтания растаяли как дым. Так я, безвольно спасовавший перед точной наукой, оказался в педагогическом университете, который успешно и закончил. Следующие несколько лет прошли в поиске профессиональных смыслов. К счастью, через сомнения и противоречия был выбран верный путь. Именно таким методом от противного я пришел к осознанию личного «я» в педагогической профессии и её славной миссии. Мои принципы и подходы сформировались в первые годы моей работы учителем. Несколько лет преподавания химии и биологии натолкнули на невесёлые мысли: уроки шаблонны, а весь учебный процесс безнадёжно загнан в рамки стандартов. Я понял, что схему «учитель-лектор» в её самом строгом варианте надо менять. Пришла пора учиться самому, учиться новым и нестандартным схемам преподавания. Наверное, тогда и родился один из главных принципов моей работы – нешаблонность в занятиях. Только сейчас понимаю, чего мне не хватало: педагогической широты, выходящей за границы стандартов, духа исследователя, захватившего меня с лихвой уже потом. Без этих принципов современному педагогу никак не обойтись. Подчеркну, современному педагогу. Век новых технологий и ставшего модным словом инноваций обязывает учителя идти в ногу со временем. Вот уже больше десятка лет я стараюсь придерживаться негласного принципа: «Хороший учитель – современный учитель, который сам постоянно учится и совершенствуется».
В идеале учитель – азартный исследователь, тонкий психолог, человек, который несёт сверхидею ученикам, стараясь в каждом найти то зернышко, из которого не только может что-то проклюнутся, но и вырасти.
Древняя мудрость актуальна в наше время как никогда: мы учимся, уча других. Увы, век инноваций страдает большим дефицитом нравственных ценностей. Как далеки многие ученики от понимания классических некрасовских строк. Какое уж там «смиренно преклонить колени». Не обругали бы. Учителя работают в сложное время, когда бюрократическая волокита достигла невероятных масштабов, они всё время «должны, обязаны», скручены справками и отчётами, за скобками которых порой остаётся что-то более важное. Современному педагогу ой как нелегко: правовое государство здесь оказывает медвежью услугу. Дети нынче прекрасно знают, «что учитель не имеет права, и вообще, мол, что вы себе позволяете». Современный учитель – оратор, который вынужден сглаживать назревающие словесные конфликты.
Учитель, который учит своих учеников и учится вместе с ними. Этакая формула трёх «У».
Литература прошлого века богата произведениями классиков, которые писали хорошие книги об учителях. Но их нет в школьной программе. Где-то далеко на задворках осталось уважительное отношение к педагогам, которое вспыхивает искоркой в день самоуправления, когда ученики и учителя меняются местами. Тогда слышишь удивлённые возгласы: «А мы даже не думали, что так трудно вести урок».
Одна из главных моих задач – научить детей справедливости. Ну и очень важно, чтобы они с юных лет не забывали о статусе учителя. Поколение, взращенное на социальных сетях и гаджетах, должно ценить своих педагогов. Ведь сегодня все начинается с учителя. И уроки, и школа, и ученик, и само общество. Образование - это то, что останется у человека после того, как он забудет все, чему его учили. Древняя мудрость гласит: если в стране плохие портные, то ее народ не имеет добротной и красивой одежды, если плохие булочники, люди едят не самый вкусный хлеб, но если у государства плохие учителя, оно нежизнеспособно. Не поспоришь.
Современный педагог – вынужденный конформист. За 10 лет моего педагогического стажа дети сильно изменились. Многие из них – молодые технократы, для которых учитель – далеко не самый главный авторитет. Ученики стали более гибкими, пластичными и свободными в выражении мнений. Строгая вертикаль «Учитель-ученик» уже давно пошатнулась. Мы живём в то время, когда педагоги и ученики почти на равных общаются в социальных сетях, между ними уже нет строгой дистанции. Порой непонятно, кто кого учит, и это не слишком радостная тенденция. В этом и сложность миссии современного педагога: попытаться привить подросткам основы морали и нравственности. Постараться отвлечь молодёжь от планшетов и ноутбуков, и правильно поставленная внеклассная работа – одно из решений проблем. Ведь как же здорово, как мне кажется, писать исследовательскую работу, ставить опыты, делать выводы и добиваться результатов. Главное – развиваться, а не только, повторюсь, зубрить строки из школьного учебника. Мои ученики экспериментируют, доказывают, анализируют, познают. И тут та самая формула трёх «У» действует в разных комбинациях. Учитель учится всегда, ведь каждая исследовательская работа, каждый урок, в конце концов, каждый конфликт дают ему Опыт. С большой буквы.
К чему мы в итоге пришли, распутали ли этот сложный вопросительный клубок? Кто он – педагог современной формации, который учит и учится в непростых, признаемся честно, для себя условиях. Профессионал, который предан своему делу и детям. Человек, который хочет научить подростков нечто большему, чем просто пересказать тему урока, привить чувство справедливости и уважения. Этакий «свой среди своих», но умеющий держать дистанцию.