Классное руководство

Тарбеева (Тармакова) Елена Владимировна

Я классный руководитель моего любимого 10 а. Это умные, воспитанные, добрые, жизнерадостные, творчески активные дети, которые умеют поставить чёткую цель и добиваться её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ya_utverzhdayu_sebya.docx27.9 КБ
Office presentation icon ya_sebya_utverzhdayu.ppt1.55 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

«Я утверждаю себя»

Выполнила: Елена Владимировна Тармакова,

классный руководитель 10 класса

г.о.г.Бор

2016 г.

Я утверждаю себя

Форма: час общения.

Цели: 1.Дать представление о правильном, положительном самоутверждении личности в различных сферах, сформировать представление о «самоутверждении», «достоинстве», «чести», «авторитете», «лидерстве», побуждать к активному положительному самопроявлению и самовыражению.

2. Воспитывать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства, ответственность.

3. Развивать мыслительные способности, артистизм, речь, расширять кругозор.

Оборудование: карточки с описанием проблемных ситуаций, презентация.

Ход классного часа.

К.р.: Наш классный час посвящён самооценке, самоутверждению. Что такое самооценка? (Слайд 1)(Подготовленный ученик читает из словаря).

Самооценка.

Классный час посвящён проблеме самооценки и самоутверждения подростков. К сожалению, 60 % подростков выбирают негативные способы самоутверждения. В связи с этим актуальной становится задача обучения детей положительным формам самоутверждения. Важно также обсуждать психологические проблемы подростков. Этим вопросам посвящен данный классный час. Самооценка – это оценка своих качеств, способностей, поступков. Люди с заниженной самооценкой не уверены в себе, малообщительны, пугливы. Они- то часто и считают себя невезучими. А как же ведут себя люди с завышенной самооценкой? (Слайд 2)

(ответы учащихся)

К.р.: Конечно, сами слова «завышенное», «заниженное» содержат значение чего-то чрезмерного, далёкого от нормы. Завышенная самооценка тоже не украшает человека: такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы, берутся за непосильные дела и не доводят их до конца. Люди с завышенной самооценкой редко получают признание. Какой же должна быть самооценка? (реальной)

- Вы правы. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная – значит соответствующая действительности.

Объявляются результаты теста «определение самооценки».

Пантомима «люди с разной самооценкой».

К.р.: А как окружающие определяют у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидите.

Три ученика выходят к доске. Должны сыграть роль человека с определённой самооценкой.

Я режиссёр, читаю вам, как должен выглядеть этот человек. Его изображают ребята.

- А остальным вопрос: «Человек, с какой самооценкой изображается»? (Слайд 3)

Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

Самоуверенный человек

- Не выдерживает прямого взгляда,

отводит глаза в сторону.

- Голова опущена.

- Спина сутулая.

- Руки помещены перед собой

- Ноги несколько напряжены,

переплетены между собой или плотно сжаты.

- Смотрит окружающим в глаза.

- Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.

- Спина у него прямая. Плечи развёрнуты.

- Руки могут быть убраны за спину.

- Ноги на ширине плеч и расслслаблены.

- Стоит вполоборота.

- Правое плечо слегка выставлено вперёд.

- Грудь колесом.

- Голова высоко поднята.

- Смотрит высокомерно, дерзко.

- Руки на поясе.

- Упор на левую ногу.

К.р.: В наше время, к сожалению, многие ошибочно считают нахальство и хамство уверенностью в себе.

Этот пример очень хорошо показал различия между уверенным в себе и самоуверенным человеком.

3. Беседа «Как люди утверждаются»?

К.р.: Человек – существо общественное. Проявить себя как личность может только в общении с другими людьми. Что такое самоутверждение зачитает из словаря….. (Слайд 4)

(Подготовленный ученик читает из словаря).

Какие способы для самоутверждения можно найти?

Ситуация от родителей на диктофоне.

К.р.: Вы перечислили в основном положительные способы самоутверждения. Статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы самоутверждения, их нередко избирают подростки. Какие?

- Какие примеры нарушения правил дорожного движения и других законов вы можете привести?

- Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хороших делах, а другие – в низких поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается?

4. Проблемная ситуация «Три способа самоутверждения».

К.р. На самом деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим поступком.

С точки зрения психологии различают три вида самоутверждения (Слайд 5): самоподавление, агрессивное доминирование, конструктивное самоутверждение. Посмотрите сценку, в которой участвуют три ученика, и попробуйте объяснить, кто как себя утверждает.

Автор. В этот день 9 «А» класс сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое поведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед 6 уроком состоялся такой разговор.

Саша. (громко, вызывающе) С 7 урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается.

Дима. (мямлит)Да мне, вообще-то нужно… А то пара в четверти…

Саша. Ага. От коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (показывает кулак)!

Сергей. (спокойно, уверенно, без вызова)Так из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и…

Саша. (грубо обрывает) Я сам знаю, что мне надо. А что не надо!

Сергей. (твёрдо) Я тоже знаю. Что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь.

Саша. А я считаю, что она не имеет права вас оставлять (толкает локтем в бок Диму)Скажи?

Дима. Да-а, нам кушать надо…

Сергей. А я так не считаю.

Саша. (с угрозой) Ну. Мы с тобой ещё разберёмся!

Кл. р.: Кто же из мальчиков утверждал себя продуктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать, то есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов?

- Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему?

К.р. Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для них характерным. И лучший из них – это конструктивное самоутверждение.

5. Беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конструктивно»?

К.р. Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления? (Слайд 7)

В психологической литературе приводят примеры ситуаций, в которых можно проявить конструктивное самоутверждение:

- умение отказывать в просьбе;

- умение попросить о помощи;

- выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев);

- выражение положительных чувств (радости, сочувствия);

Знаете ли вы как вести себя в подобных ситуациях?

6. Ролевая игра «театр самоутверждения».

К.р. Сейчас мы проведём ролевую игру «театр самоутверждения». На каждой парте лежит листок с текстами ролей. Один из вас должен сыграть роль актёра, а другой – режиссёра. Режиссёр читает описание ситуации и задание для актёра. Режиссёр оценивает, хорошо ли сыграл свою роль актёр, нашёл ли он верную интонацию. Актер должен сыграть роль человека, уверенного в себе, который умеет конструктивно самоутверждаться. Голос спокойный, ровный. Подбирают интонацию, пока режиссёр не скажет: «Верю!» После этого режиссёр и актёр меняются ролями. Чтобы не мешать друг другу говорите, пожалуйста, тише. Лучшие актёры сыграют свои роли на нашей классной сцене. Внимание. Начинаем репетиции в театре самоутверждения. (Слайд 8)

Ситуации самоутверждения.

Режиссёр. Сосед попросил у вас словарь, а вы в это время сами им пользуетесь. Категорически откажите.

Актёр. Нет, сейчас он мне нужен самому.

Режиссёр. Приятель занял у вас денег, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит взаймы. Вежливо откажите.

Актёр. Извини, но у меня больше нет денег.

Режиссёр. Вам нужно дописать сочинение, но друг зовёт гулять. Ответьте вежливым отказом.

Актёр. Извини, но я сейчас не могу. Освобожусь через час и тогда пойду гулять.

Режиссёр. Вы перешли в другую школу. В новом классе вы никого не знаете. Познакомьтесь с мальчиком (девочкой)

Актёр. Привет, меня зовут (имя), как тебя зовут?

Режиссёр. На улице вам нужно срочно узнать время. Спросите у прохожего, который только что посмотрел на часы.

Актёр. Простите, скажите. Пожалуйста, который час? Спасибо.

. Режиссёр. Ваш знакомый участвовал в телепередаче, и прославился на весь город. Выразите свою радость при встрече.

Актёр. Привет, ну ты даёшь! Я так рад(а) за тебя!

Режиссёр. В день рождения вам сделали приятный сюрприз. С радостью поблагодарите.

Актёр. Спасибо! Я так рад(а)! Очень удивлен(а ) и обрадован(а) – большое спасибо.

Режиссёр. Ваше место в кинотеатре занято. Попросите освободить место.

Актёр. Извините, но это место по билету моё. Освободите. Пожалуйста.

Режиссёр. У вашего друга неприятности. Нужно выразить сочувствие.

Актёр. Я тебе очень сочувствую. Но не падай духом – с кем не бывает! Если нужна моя помощь, обращайся.

Репетиция.

В нашем спектакле будет 3 действия, по рядам.

(Дети выходят к доске. Читают свои реплики. Уходят под аплодисменты)

К.р. Мы не устраиваем конкурс, не выбираем победителей и лучших актёров. Победителями в этой игре стали все вы. Кому- то пришлось подавить агрессивность, кому - то переступить через неуверенность и страх, кто – то с трудом преодолел смущение. И каждый одержал победу над самим собой.

7. Заключительное слово.

К.р. Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно самоутверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупым, неумным заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого, что не смогли отстоять себя. Надеюсь, что сегодняшний классный час, репетиции, выступления в театре самоутверждения, помогут вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя 18 века И. Лафатера (читаю эпиграф - Слайд 9). В этой фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом.

А ещё не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы. Там вы приобретёте новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе.

8. Рефлексия.

К. р. Что полезного для себя вы узнали и поняли сегодня? Какие впечатления остались от общения. ( как правильно говорить «нет», как настоять на своём, что «наезды» - это плохое самоутверждение) (Слайд 10)

Самоутверждайтесь продуктивно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию выполнила: Е.В.Тармакова Классный руководитель 10 а класса МАОУ СШ №8 г.Бор Нижегородской области

Слайд 2

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать. И. Лафатер, швейцарский мыслитель 18 века.

Слайд 4

Неуверенный в себе человек - Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону. - Голова опущена. - Спина сутулая. - Руки помещены перед собой - Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты.

Слайд 5

Уверенный в себе человек - Смотрит окружающим в глаза. - Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок. - Спина у него прямая. Плечи развёрнуты. - Руки могут быть убраны за спину. - Ноги на ширине плеч и расслслаблены.

Слайд 6

Самоуверенный человек - Стоит вполоборота. - Правое плечо слегка выставлено вперёд. - Грудь колесом. - Голова высоко поднята. - Смотрит высокомерно, дерзко. - Руки на поясе. - Упор на левую ногу.

Слайд 8

Самоподавление Агрессивное доминирование Конструктивное самоутверждение

Слайд 9

Конструктивное самоутверждение: - умение отказывать в просьбе; - умение попросить о помощи; - выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев); - выражение положительных чувств (радости, сочувствия).

Слайд 11

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать

Слайд 12

Самоутверждайтесь конструктивно! С