Внеурочная деятельность

Тарбеева (Тармакова) Елена Владимировна

Проект "Школьная газета". Работа пресс-центра

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

Выполнила:                                Елена Владимировна Тармакова,

                                                    учитель русского языка и литературы

г.о.г.Бор

2016 г.

МАСТЕР-КЛАСС    для юных журналистов

(занятия по внеурочной деятельности)

        

Цель: научить работать над газетой.

Участники: юные корреспонденты школьной газеты, 5-11 классы

Место проведения: школьный пресс-центр

Ход занятия:

Добрый день! Мы сегодня поговорим о журналистике.

Давайте начнем прямо сейчас.

Давайте знакомиться

  • Раз,два,Петя  
    Играющие стоят по кругу лицом внутрь. Они по очереди называют по порядку натуральные числа, начиная с единицы. Каждый, кому достается число, кратное трем или заканчивающееся на три называет не число, а свое имя. Однако следующий ведет себя так, будто тот все-таки назвал число, то есть называет следующее.

  • Падающий листок.   
    Играющие стоят в кругу лицом внутрь. Водящий, находящийся в центре круга, поднимает вверх руку с листом бумаги формата А4 и, назвав чье-нибудь имя, отпускает его. Задача того, кого назвали добежать до листка и поймать его, пока тот не приземлился на пол. Если попытка не удалась, прежний водящий остается и пытается передать листок снова, но другому игроку, иначе водящим становится тот, кто ловит листок.
    Если игра проводится на старшем возрасте, то обычно каждый новый водящий еще и делит лист пополам, и так он постепенно уменьшается.

ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩЕМУ ЖУРНАЛИСТУ

Журналистика - информационно-коммуникативная деятельность

Коммуникация -общение - процесс обеспечения взаимопонимания людей посредством обмена информацией -сведениями, мыслями, идеями, эмоциями.

Сущность журналистики в деятельности журналиста по сбору, обработке, компоновке и распространению информации в обществе.

Одна из основных функций журналистики - формирование и отражение общественного мнения.

Требования к журналистской информации:

  • Оригинальность,
  • Доступность 
  • Уместность.

Деление на группы

Для того чтобы нам всем быстрее познакомиться давайте разделимся на команды. Передо мной квадратики, возьмите кому – какой понравиться. /сзади на квадратах цифры 1,2,3/

Задание «Собери картинку» и придумай ей веселое название.

Ведущий записывает названия.

На время мы оставим наши рисунки с заголовками.

Поговорим о самом основном.

 ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

1.       Информационные:

* Информация (короткая (заметка), расширенная)

* Зарисовка

* Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета)

* Отчет (общий, тематический, с комментариями)

* Путевые заметки

* Обозрение

* Репортаж (событийный, тематический, постановочный)

2. Аналитические:

* Корреспонденция

* Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая)

* Обзор

* Рецензия (литературная, кино, театральная)

3.       Художественно-публицистические:

* Очерк (сюжетный, описательный)

* Фельетон

* Памфлет

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.
Из фактов компонуется информация.

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров. Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах.

ИНФОРМАЦИЯ - короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий.

ИНТЕРВЬЮ - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

ОТЧЕТ - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события.

ЗАРИСОВКА - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

ОБОЗРЕНИЕ - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

РЕПОРТАЖ - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица.

Перед тем, как мы перейдем к источникам информации. Я прошу вас поработать в группе над вопросом.

Задание. О чем, по вашему мнению, нужно писать в газете, какие темы и проблемы волнуют вас и ваших сверстников.

Работа в группе, обсуждение. /7 минут/

Запись на лист.

 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  • документы и записи (это может быть решение органа самоуправления, которое вы можете не просто обнародовать, но и прокомментировать; это может быть и анкета с массой вопросов и ответов на нее; вырезка из газеты; энциклопедии, словари и т.д.);
  • интервью (разговор с кем-либо, представляющим чти-то интересы; любое общение с другими людьми в процессе сбора информации для материала);
  • личные наблюдения.

Давайте проверим, что вы запомнили

Задание: Посмотрите по сторонам, прочитайте информацию на стенах. Представьте, что вам нужно написать информационный отчет с места события. Помните 6 вопросов, на которые нужно ответить «Кто, Где, Когда, Что, Как, Почему?.   10 минут

НА ЗАМЕТКУ ТЕМ, КТО СОБИРАЕТСЯ БРАТЬ ИНТЕРВЬЮ
Начинающие  журналисты часто  ломают голову над  содержанием вопросов для интервью, особенно,  с известной личностью. Голову жалко,   а ломать  ее больно,  поэтому,  не мудрствуя лукаво,  составляем списочек,  состоящий из  вопросов, затертых  до  предела. В результате получается «никакое» интервью. А известная личность продолжает отшивать  журналистов,  которые «уже достали тупыми вопросами» 


Стандартные “избитые” вопросы

Что вы цените в человеке больше всего?

Кто вы по знаку зодиака?

Ваше любимое блюдо?

Ваши творческие планы?

Ваша мечта…

Ваш жизненный принцип…

Расскажите какой-нибудь курьезный случай из своей жизни.

Чего вы боитесь?

Как проводите свободное время?

Какую музыку вы слушаете (Ваши музыкальные  предпочтения?)

Ваш любимый литературный (кино) герой?

Ваше хобби

Вы довольны своей жизнью?

В чем,  по вашему, смысл жизни?

Вы считаете себя счастливым человеком?

Каким вы были учеником?

Почему ваша (песня, группа, книга,  фильм) так называется?

История создания вашей группы

Какие взаимоотношения в вашей группе?

Пожелания нашим читателям

Что для вас “Любовь”?

Ваше отношение к поклонникам

Кем вы мечтали  стать в детстве?

Почему вы играете именно эту музыку (поете именно эту песню)?

Совет начинающим (музыкантам, писателям,  спортсменам,  милиционерам…)

Как вы достигли нынешних успехов?

Было ли у вас в детстве прозвище?

Влияет ли на ваше настроение погода?

Ваш любимый анекдот?

Самый лучший подарок для вас…

Можете продолжить список  в зависимости  от  опыта и фантазии

Вопросы нестандартные

Как бы вы нарисовали радость?

Чувствуете ли вы себя независимым?

Вы можете позволить себе быть честным?

Значит,  я могу рассчитывать на вашу откровенность?

Что бы вы сделали, если бы о вас захотели вытереть ноги?

Что вас может обидеть ?

На сколько ваш успех  -ваша заслуга?

С кем из героев мультфильмов вы себя ассоциируете?

Что  вы видите на праздниках с трибуны (на концертах  со сцены)?

Кого вы видите по утрам в зеркале?

Какой человек привлечет ваше внимание в толпе?

Каких  врагов вы уважаете?

Кому вы завидуете?

Вы можете вспомнить эпизод    детства,  сыгравший решающую роль в вашей жизни?

Задание: Чтобы закрепить материал об интервью, предлагаю поиграть

«Интервью с предметом»
Каждая группа представляет собой какие-либо предметы (лампочки, столы, батареи парового отопления, кроссовки и т.д.) и готовят ряд вопросов для другой группы. Затем организуется «пресс-конференция», в которой принимают участие обе стороны.
Например: за стол садятся две «лампочки» и «две пары кроссовок. Все остальные начинают задавать им вопросы, соответствующие выбранному образу. Выигрывают те участники, чьи вопросы и ответы окажутся наиболее оригинальными и интересными.

ЗАГОЛОВОК

Каким может быть заголовок

  1. Предложение, фраза из текста:
  • «Чудеса и превращения начинаются!»;
  • «В  гостях у волшебной палочки» и т.д.
  1. Одно емкое слово:
  • «Волшебство»;
  • «Серпантин»;
  • «Улыбка».
  1. Пословица, поговорка, крылатое выражение:
  • «Стань добрее – будешь веселее».
  1. Знакомое, применяемое часто в жизни выражение:
  • «Чудеса средь бела дня»;
  • «В добрый час».
  1. Обращение, просьба, призыв, утверждение, вопрос:
  • «Где бывает Новый год?»;
  • «Откуда берется веселье?»;
  • «Даешь хорошее настроение!».
  1. Строчки из песен:
  • «Что тебе подарить?»;
  • «И хорошее настроение не покинет больше Вас»;
  • «Если радость на всех одна».
  1. Строчки из стихотворения:
  • «Говорят под Новый год …»;
  • «Дедушка Мороз, что ты нам принес?».
  1. Смешные словосочетания (переделки):
  • «Честное волшебное»;
  • «Подаркины радости».
  1. Междометия:
  • «Вот это да!»;
  • «Ну и ну!».

Задание 1: Давайте вернемся к вашим веселым подписям под картинками, хотели бы вы их изменить, если да, то почему?

Задание 2: Подпишите статьи. Придумайте им свои заголовки. А потом сравним с оригиналом.

Новости.   
Играющие сидят в кругу лицом внутрь. Ведущий сообщает сидящему слева, что у него ужасная новость - случилось землетрясение, например. Тот передает следующему, что есть и хорошая новость - развалилась школа и теперь еще долго не будет уроков. Следующий передает дальше снова плохую новость, следующую из предыдущей, например, что мы все теперь будем глупыми и неграмотными и так далее.  /Представляете вчера выпал первый снег/

ВЕРСТКА

Главная цель макета - пробудить в людях желание читать статьи и создавать привлекательные, выразительные полосы. Но макет также - возможность для вас как редактора показать читателям ваши приоритеты, статьи и темы, которые кажутся вам важными.

Макет - это комментарий посредством дизайна. Как и в мастерстве письма, здесь важна мысль, лежащая в основе конструкции, а не только то немногое, что видно невооруженным глазом.

основные правила верстки

1. Полосы внутри раздела должны различаться.

Это либо основная статья, набранная в три колонки, с паспортной фотографией, либо статья на четыре колонки с фотографией в рост. Вы придадите свежесть и энергию страницам новостей, если будете варьировать макет - на одних страницах статьи будут набраны в две колонки, на других - в четыре.

2. Иллюстрации также должны быть разнообразными.

Это означает, что иллюстрации не только должны различаться по объему и формату, быть не только горизонтально и вертикально вытянутыми: они также должны быть различны по своей природе. Нет закона, гласящего, что страницы новостей следует иллюстрировать фотографиями; вы можете использовать также карандашные рисунки, компьютерную графику, осветленные снимки.

ПРИНЦИПЫ ВЕРСТКИ
Как показывают исследования, люди воспринимают компоненты полосы
 в таком порядке:
основная фотография,
самый большой заголовок,
правый верхний угол страницы,
любая статья с иллюстрацией,
затем все статьи в зависимости от размера их заголовков.

Всех без исключения читателей раздражает, если страница не сфокусирована на чем-то, когда на полосе нет ни одной броской статьи или иллюстрации. Такие макеты скучны, сбивают с толку, затрудняют чтение.

1. Первое, что надо определить для каждой полосы, - объем и формат основного текста и фотографии. Не пытайтесь втиснуть в квадратную форму снимок, изображение на котором требует прямоугольного формата.

2. Сделайте фотографию как можно более крупной и не допускайте, чтобы другие иллюстрации забивали ее. Каждая полоса должна быть визуально сфокусирована, и если на ней располагаются несколько фотоснимков примерно одного размера, фокуса не будет. Читатель будет рыскать глазами по странице в поисках основного материала - и не сможет его найти. Правильный подход к делу поможет вам выбрать один по-настоящему сильный снимок и дать ему достаточно места на полосе.

3. Заголовок основной статьи должен быть как минимум на сорок процентов крупнее всех заголовков на полосе. Что толку иметь основную статью, о которой никто не знает, что она - основная.  

4. Группируйте сходные по содержанию небольшие материалы вместе.

Коротенькие информационные заметки, спортивные результаты и другие подобные материалы следует группировать воедино. Читателю будет намного удобнее, если все они будут находиться в одном месте, а вам будет проще создать хороший макет страницы.

5. Не допускайте, чтобы в нижней части полоса распадалась на множество мелких заметок. Это называется «Эффект водопада». Лучше поместить одну большую статью на всю ширину свободного пространства в нижней части полосы либо переместить туда рекламу.

6. Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом. Например, если статья шириной в три колонки находится над другой статьей той же ширины, ее заголовок можно расположить на одной колонке - на средней.

9. Старайтесь не выстраивать заголовки в одну линию.

Заголовки, сталкивающиеся друг с другом, затрудняют чтение. А расположенные бок о бок заголовки одинаковой ширины затрудняют его еще больше. Если же эти заголовки достаточно объемны, то их легко принять за единое целое. Этого опять-таки легко избежать, используя фотографии.

11. Помните: выделить все - не выделить ничего.

Задание: Решите, чему вы уделите главное внимание. Ведь вопросов в вашей голове множество?

Вопрос-Ответ.
Для этой игры каждому играющему потребуются ручка и два небольших листочка бумаги. Каждый играющий пишет на первом листке какой-нибудь вопрос, как будто он задает его в радиопередаче или посылает в известный журнал, например "как приготовить жареное мороженое?", желательно, чтобы вопрос был достаточно остроумным. Далее все вопросы собираются в шляпу, перемешиваются и в случайном порядке снова раздаются играющим, каждый из которых пишет ответ на попавшийся ему вопрос, на втором своем листке. Процедура сдачи и перемешивания повторяется, но каждый получает уже вопрос с ответом, затем все по очереди читают то, что у них в итоге получилось.

Подведение итогов. «Разговор по кругу»

  • что запомнилось?
  • Чему научились?
  • Что вызвало затруднение?

Настроение: нарисуйте рожице то выражение, которое соответствует вашему настроению на занятии.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Проба пера»

Программа рассчитана на детей с 11 до 17 лет

Срок реализации программы-1 год

Автор-составитель программы:

учитель русского языка и литературы Тармакова Елена Владимировна

Нижегородская область, г.Бор

2016 г.

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………..

3

Содержание программы……………………………………………………..

5

Календарный учебный график……………………………………………...

12

Учебный план………………………………………………………………..

15

Учебно-тематический план………………………………………………….

15

Оценочные материалы……………………………….………………………

16

Список литературы…………………………………………………………..

20

1.Пояснительная записка

         Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет социально- педагогическую направленность. Направление внеурочной деятельности – проектная деятельность. Основным видом деятельности является журналистика и литературное творчество.

   Актуальность программы. Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социальный) проект. Данная программа по обучению теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению школьной газеты) предназначена для развития проекта «Информационный навигатор. Школьная газета».    Создание является главным направлением школьной газеты. С её помощью они могут влиять на неё, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своём собственном жизненном и профессиональном развитии.  Большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Во всех областных центрах работают комитеты по радио и телевидению. Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Однако на уроках освоение газетных жанров происходит, как правило, стихийно, интуитивно, часто подражательно. Это связано с тем, что ни строгой научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков учащиеся пока в школе не получают, а кружковые объединения типа «Пресс-центр», предлагающие различные виды творческой деятельности, помогают ребятам как нельзя лучше включиться в социальную практику.

  Дополнительное образование в решении данного вопроса может оказать реальную помощь. Учитывая быстрый рост роли публицистики в общественной жизни, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ данного направления. Актуальность и практическая значимость программы обусловливается еще и тем, что какую бы профессию ни избрал будущий выпускник, ему необходимо умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания. Умение анализировать, общаться с людьми, опыт совместной работы в «цепочке», где от каждого звена зависит конечный результат труда, обязательно пригодится в жизни.

    Содержание учебного материала программы соответствует целям надпрофильного и профильного обучения и обладает новизной для обучающихся. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Развитие средств условий для активного включения обучающихся в окружающую среду информации и коммуникации: телевидения, радио, мобильной связи; возможность общения в сети Интернет в социальных сетях и через скайп для современных подростков - привычные условия жизни. Информационная среда, в которую попадает подросток, не всегда безопасна. Именно в подростковом возрасте обучающимся необходима помощь в анализе и понимании устного и печатного слова, содействие в том, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут  членам кружка создавать  собственные публицистические тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.

     Формы и методы работы выбраны с учётом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте программы «Наша Новая Школа». Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.

    Отличительной особенностью данной программы является то, что она.  построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность изучения отдельных блоков может быть изменена.  Эта программа – один из способов решения многочисленных проблем. Ее отличительной особенностью является то, что она построена на обучении в процессе практики. Обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации, сколько в работе над созданием очередного номера газеты – в творческой мастерской – и в процессе последующего обсуждения выпуска, при анализе отзывов учащихся, педагогов и родителей.

   Журналистика по определению В.И. Даля, – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Проба пера» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным,  часть жизни и увлечений ребёнка -  значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.  Программа реализует духовно-нравственное и общекультурное развитие личности в форме издания школьной газеты, что предполагает следующие формы организации занятий: знакомство с периодическими детским и юношескими изданиями, посещение школьных, городских и областных мероприятий в качестве корреспондентов, общение с представителями социума, интервьюирование, разработка и обсуждение каждого номера газеты.

   Неотъемлемой частью работы над газетой становится и знакомство с технической стороной: овладение программами MS WORD, MS PUBLISHER, программами для работы с изображениями, фотоаппаратом и т.д., что способствует развитию информационной культуры учащихся.

    Каждое занятие направлено на организацию деятельности по решению определённой задачи, как индивидуально, так и в группах.  Учащиеся работают над созданием мини-проектов или принимают участие в решении проблемы; все занятия ориентированы на практику, теоретические моменты решаются при помощи информационных источников: словарей, ресурсов Интернета; участие учителя как руководителя и главного редактора предполагает, что он направляет работу групп, организует безопасность при работе с оборудованием, обеспечивает доступ к качественным источникам информации. Часть занятий предполагают использование театральных технологий: разыгрывание сценок с элементами интервью и репортажей с места событий, где каждый ученик играет определённую роль; в последующем эти роли переносятся в жизненные ситуации.

   Кроме того, программа предполагает активное сотрудничество с представителями социума: выпускники школы, родители, представители предприятий и разных профессий, различные службы и интересные люди города. Программа предусматривает работу   в общешкольном проекте «Информационный навигатор», вовлеченность школьников в традиционные мероприятия МАОУ СШ №8», предусмотренные планом воспитательной деятельности, но может быть легко скорректирована, так как опирается на традиционные школьные воспитывающие и коллективные дела.

    Содержание программы связано с учебными предметами: русский язык, литература, позволяет подготовить учащихся к более глубокому освоению программ по предметам гуманитарного направления.

Область обучения

- формирование творческой  личности;

- развитие креативного мышления .

Область воспитания

- развитие нравственной и эстетической сферы личности;

- формирование  самовоспитания и самообразования;

- создание условий для самореализации;

- формирование веры в себя, в свои возможности и силы.

Область социализации

- формирование самоуважения, адекватной самооценки;

- формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру;

- развитие гуманистического, демократического, экологического мышления;

- осуществление деятельного подхода в обучении;

- формирование социальной активности личности;

- формирование  общения, ответственности, самоуправления и саморегуляции;

- подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.  

   

         Возрастная группа Предлагаемая Программа адресована учащимся в возрасте 11 – 18 лет ( для учащихся 5-11-х классов)   и рассчитана на 78 часов, может быть внедрена на любом этапе обучения, в том числе в ходе реализации ФГОС.

Форма проведения занятий – аудиторная, форма организации деятельности – индивидуально – групповая, форма обучения – очная. Занятия проводятся по 2 часа в неделю, 68 часов  в год.

2. Содержание программы

        Данная программа рассчитана  на 1 год обучения, предусматривает  78 часов в год, 2 часа в неделю.

       

Цель программы:

развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через знакомство учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества

Задачи

Обучающие:

Изучение основ журналистского творчества;

Получение знаний и умений по созданию печатного издания;

Освоение обучающимися знаний, умение и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;

развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

развитие навыков установления межпредметных связей.

Познавательные:

вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике;

развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий;

изучение истории журналистики.

Воспитательные:

Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются метапредметные и личностные УУД;

Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

Формирование основных эстетических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

Организация диалога обучающихся со сверстниками, со взрослыми;

Формирование активной жизненной позиции.

Практико-деятельностные:

Развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;

Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Мотивационные:

Создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности;

Создание условий для развития интереса к саморазвитию, самооценке своих достижений.

Социально-педагогические:

Формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу;

Развитие ученического самоуправления;

Формирование активной созидающей личности, востребованной современным обществом.

Методы деятельности

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности является работа с  медиаресурсами (создание газеты, литературных альманахов публикация материалов в районной газете, участие в КШИ)

Должностные обязанности членов пресс-центра:

Главный редактор: контроль за выпуском номера; сбор и редактирование полученного материала; решение всех важных и спорных вопросов.

Корреспонденты: подбор актуального, интересного, поучительного материала для газеты; написание статей, интервью, заметок.

Фотокорреспондент: подготовка фотографий к материалам; написание собственного материала.

Рубрики газеты:

1. Дневник ученика

2. Что? Где? Когда?

3. Все профессии нужны – все профессии важны

5. Школьные новости

6. Проба пера

7. Классные новости

8. Школа без опасности

9. Экологическая страница

10. Литературная страница

11. Письмо в газету

12. Фотогалерея

Рубрики могут присутствовать не все и меняться в связи с объективными причинами.

Сроки реализации программы - 1 год

   78 часов( 2 часа в неделю)

   

Программа одного года обучения включает в себя:

Изучение основ истории журналистики

Обзор современных СМИ

Знакомство с нормами профессиональной этики журналиста

Изучение методов сбора и обработки информации

Основы психологической готовности будущих журналистов

Изучение основных журналистских жанров ( информация, заметка, статья, интервью и т.д.)

Освоение методов работы со словом.

К концу  года обучения учащиеся должны уметь:

  • Выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
  • Собирать информацию из разных источников и работать с ней;
  • Различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;
  • Общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.
  • Работать в различных журналистских жанрах;
  • Грамотно проводить интервью;
  • Писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;
  • Свободно владеть печатным словом;
  • Редактировать;
  • Верстать печатное издание в текстовом редакторе;
  • Распространять;
  • Находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.

К концу  года учащиеся должны знать:

Структуру  и особенности работы в различных газетных жанрах;

Правила и нормы газетного языка;

Правила написания рецензий;

Этапы создания печатного издания;

Обязанности каждого члена редакции.

Методы и приёмы:

Словесные ( лекции, семинары, эвристические беседы);

Наглядные;

Анализ, обобщение, систематизация материалов;

Практические ( создание, издание и распространение школьной газеты);

Проблемные;

Диалоговые;

Игровые;

Специфика данной программы заключена в том, что она соответствует образовательным и воспитательным задачам и формированию у учащихся следующих УУД:

Личностных (знания, умения и навыки самосовершенствования);(речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);

Предметных (поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации);Учебно-познавательных (логика, критическое и креативное мышление, планирование);

Метапредметных (профориентация, активная гражданская и социальная деятельность);Общекультурных (осведомлённость в национальной и общечеловеческой культуре).

Содержание  теоретических и практических знаний

тема

Требования к уровню подготовки учащихся

теория

практика

1

Вводное занятие, знакомство с прессой

Организационные вопросы, техника безопасности.

Беседа. Что такое пресса и как рождается на свет газета. Любимые журналы и газеты детей и подростков.

2-3

Профессия журналиста.

Знакомимся с профессией журналиста. Цель его работы. Функции журналистики:

- информационная;

- коммуникативная;

- выражение мнений определённых групп;

- формирование общественного мнения.

Газета и интернет-газета, в чём разница?

Работа в группах с любимыми изданиями. Знакомство с газетами других школ ,сайтами «Детская газета» http: //www.det 2azeta.ru/ Интернет-газета, рекомендована международной детско-юношеской организацией http: //dety.com.ua/

4-5

Требования к журналисту.

Качества журналиста: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных этических норм; знания в разных областях; владение литературным языком. Просмотр фильма «Как стать настоящим журналистом и писать статьи на первые полосы».

Качества журналиста: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных этических норм; знания в разных областях; владение литературным языком. Просмотр фильма «Как стать настоящим журналистом и писать статьи на первые полосы».

6-9

История российской журналистики.

Просмотр презентации «История журналистики в России»

Обсуждение презентации. Работа по группам: создание эскизов газет «Трутень», «Пустомеля» в стиле журналов VIII века и эскизов газет «Дежурный по школе» в стиле современной прессы.

10-21

Жанры журналистики

Жанры журналистики и их особенности:

информационная заметка, заметка - благодарность, просьба, обращение.

Интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Обзор печати - особый жанр. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.

Очерк - близость к малым формам художественной литературы. Фельетон - острая, злободневная критика, особые расположения материала

Работа с газетами по группам

журналами, поиск признаком разных жанров. Рассказ о результатах работы в группах.

Проба создания заметки по образцу о последнем событии школьной жизни.

Набор фрагментов текста на компьютере.

22-27

Язык журналистики.

Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова с точки зрения их происхождения.

Профессионализмы, диалектизмы, сленг. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: антитеза, риторическое обращение, риторический вопрос, восклицание.

Подбор лексики на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова». Работа в группах: поиск в газетных и журнальных публикациях примеров употребления устаревших слов и профессиональной лексики. Вывод о цели их употребления. Коллективный рассказ с употреблением фразеологизмов. Работа со словарями.

Работа в парах: поиск в газетных и журнальных публикациях примеров тропов и стилистических фигур, определение их роли в тексте. Экскурсия: зарисовка с использованием стилистических фигур.

28-32

Технические средства журналиста

Знакомство с программами Microsoft Publisher, Microsoft Office/

Профессия фотографа.

Стиль газеты: шрифт, цвет, расположение материала.

Работа с фотоаппаратом, обработка

изображений, вставка изображений. Работа в парах на компьютере: заголовок, логотип газеты, рубрики, газетная полоса. Пробный самостоятельный выпуск газеты Зимние зарисовки

33-51

Участие в мероприятиях школы и города.

Работа корреспондентов и фотографов на мероприятиях школы и города. Интервьюирование.

52-78

Выпуск школьной газеты

Заседание редакционного совета: представление репортажей, обмен мнениями о мероприятии, набор текста, обработка фотографий, планирование выпуска. Распространение школьной газеты.

Методическое обеспечение программы

   Реализация задач образовательной программы кружка «Проба пера» осуществляется через различные формы занятий: лектории, деловые игры, , выполнение практических заданий, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, «мозговой штурм», творческие практикумы.

В воспитании и развитии навыков творческой работы программа опирается на следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. В качестве главных методов программы избраны следующие: творческий метод и системный подход.

   Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности юнкоров, в первую очередь в подборе материала и написании статей на определенную тему.

  Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, публицистический материал, виды журналистской деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  Методическое обеспечение программы основывается на материалах учебника «Журналистика в школе»», автор-составитель Н.А.Спирина . Волгоград, издательство  «Учитель», 2013.

В  методическое обеспечение программы кружка включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий:

  • Журналистика как форма информационной деятельности;
  • Профессиональные качества журналиста;
  • Виды средств массовой информации;
  • Культура письменной речи;
  • Критерии оценки текста;
  • Структура журналистского текста;
  • Основные публицистические жанры;
  • Материалы к творческим практикумам.
  • Редактирование;
  • Взаимодействие СМИ с аудиторией;
  • Воздействуем на аудиторию;
  • Этико-правовые основы деятельности журналистов;
  • Публицистический жанр – интервью;
  • Заметка в газету на тему дискуссионного характера.

  Для реализации программы необходимо следующее оборудование: мультимедийный проектор, экран; компьютер с программой Publisher (лучше несколько); сканер; принтер цветной и черно-белый (желательно с рабочим форматом А3); цифровой фотоаппарат. Брошюратор и материалы к нему: кольца разного объема, обложки. Резак для бумаги, канцелярский нож. Канцелярские принадлежности: бумага писчая; белый картон формата А3, А4; фотобумага формата А3, А4; стиплер брошюровальный с большим разъемом и т.п.

3. Календарный учебный график

месяц

число

Время проведения занятий

Форма занятия

аудиторная

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1-2

сентябрь

7

14.30-15.20

Лекция

2

Вводное занятие, знакомство с прессой

Профессия журналиста

Каб.24

3-4

сентябрь

14

14.30-15.20

Лекция

2

Профессия журналиста

Требования к журналисту

Каб.24

5-6

сентябрь

21

14.30-15.20

Лекция

2

Требования к журналисту

История российской журналистики.

Каб.24

7-8

сентябрь

28

14.30-15.20

Круглый стол

2

История российской журналистики

Каб.24

9-10

октябрь

5

14.30-15.20

«мозговой штурм»

2

История российской журналистики.

Каб.24

11-12

октябрь

12

14.30-15.20

Деловая игра

2

История российской журналистики.

Каб.24

13-14

октябрь

19

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

.

Каб.24

15-16

октябрь

26

14.30-15.20

Лекция

2

Жанры журналистики

Каб.24

17-18

ноябрь

2

14.30-15.20

Семинар-дискуссия

2

Жанры журналистики

Каб.24

19-20

ноябрь

9

14.30-15.20

Семинар

2

Жанры журналистики

Каб.24

21-22

ноябрь

16

14.30-15.20

«мозговой штурм

2

Жанры журналистики

Каб.24

23-24

ноябрь

23

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Жанры журналистики

Каб.24

25-26

ноябрь

30

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Жанры журналистики

Каб.24

27-28

декабрь

7

14.30-15.20

лекция

2

Язык журналистики

Каб.24

29-30

декабрь

7

14.30-15.20

лекция

2

Язык журналистики

Каб.24

31-32

декабрь

14

14.30-15.20

семинар

2

Язык журналистики

Каб.24

33-34

декабрь

14

14.30-15.20

Круглый стол

2

Язык журналистики

Каб.24

35-36

декабрь

21

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

37-38

декабрь

21

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

39-40

декабрь

28

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

41-42

декабрь

28

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

43-44

январь

11

14.30-15.20

лекция

2

Язык журналистики

Каб.24

45-46

январь

18

14.30-15.20

лекция

2

Технические средства журналиста.

Каб.24

47-48

январь

25

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Участие в мероприятиях школы, города и области.

Каб.24

49-50

февраль

1

14.30-15.20

Деловая игра

2

Технические средства журналиста.

Каб.24

51-52

февраль

8

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

53-54

февраль

15

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

55-56

февраль

22

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Участие в мероприятиях школы, города и

Каб.24

57-58

март

1

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Технические средства журналиста.

Каб.24

59-60

март

15

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Участие в мероприятиях школы, города и области.

Каб.24

61-62

март

22

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Участие в мероприятиях школы, города и области.

Каб.24

63-64

март

29

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

65-66

апрель

5

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

67-68

апрель

12

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

69-70

апрель

19

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

71-72

апрель

26

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Выпуск школьной газеты

Каб.24

73-74

Май

3

14.30-15.20

Творческий практикум

3

Участие в мероприятиях школы, города и области.

Каб.24

75-76

май

10

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Участие в мероприятиях школы, города и области.

Каб.24

77-78

май

17

14.30-15.20

Творческий практикум

2

Участие в мероприятиях школы, города и области.

Каб.24

4.Учебный план

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1

Профессия журналиста

12

6

6

2

Жанры журналистики

12

2

10

3

Выпуск школьной газеты и альманахов

24

24

4

Участие в школьных, городских, областных мероприятиях

14

14

5

Язык журналистики

10

8

4

6

Технические средства журналиста

4

2

2

всего

78

18

60

5. Учебно-тематический план

Наименование темы

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие, знакомство с прессой.

1

1

2

Профессия журналиста

11

5

6

4

Жанры журналистики

12

2

10

5

Язык журналистики

10

8

4

6

Технические средства журналиста.

4

2

2

7

Участие в мероприятиях школы, города и области.

14

-

14

8

Выпуск школьной газеты и альманаха «Проба пера»

24

-

24

итого

78

18

60

5. Оценочные материалы

Мониторинг осуществляется по трем направлениям:

Мониторинг усвоения учащимися теоретической части программы (того, что они должны знать по окончании курса занятий). Для осуществления мониторинга используются:

Творческие практикумы;

Круглый стол;

Урок-семинар.

Выполняя различные виды работы, ребята в течение года набирают определенное количество баллов: набранные 50-60 баллов соответствуют оценке «зачтено», 61-80 баллов – «хорошо», свыше 80 баллов – «отлично». Общее количество баллов складывается из количества баллов, полученных в ходе выполнения обязательных и дополнительных (выбранных самими учащимися) заданий. За выполнение заданий обычной сложности ребята получают от 3 до 5 баллов, повышенной сложности – до 10 баллов. Максимальную оценку (10 баллов) они также получают при успешном прохождении внешней экспертизы (работа, опубликованная в газете, выступление с докладом или научным сообщением по проблематике СМИ на занятиях-семинарах и круглых столах).

Диагностика исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончанию курса занятий). Она основывается на анализе и оценке участия в создании выпуска номера газеты, участию в конкурсах литературного творчества различного уровня.

Помимо проверки уровня усвоения материала (ЗУН), можно проводить мониторинг уровня личностного развития ребенка (трудолюбие), социальной воспитанности. Заполнение таблицы достижений позволяет проследить участие каждого воспитанника в конкурсной деятельности различного уровня. Итогом мониторинга является диагностическая карта успеваемости воспитанников, за основу заполнения которой берется методика, разработанная  Ямальским центром внешкольной работы.

Данная методика позволяет повысить эффективность учебной деятельности и предоставляет возможности для более объективной оценки успеваемости. Специфическая особенность – накопительный характер оценки. Определенным количество баллов оцениваются следующие показатели:

  • Знания (теоретическая подготовка ребенка);
  • Умения (практическая подготовка);
  • Обладание опытом (конкретным);
  • Личностные качества.

Чтобы иметь возможность оценить качество подготовки воспитанника, результаты ранжируются. На каждом уровне определяются критерии оценок и присваиваются баллы (Таблица 1).

Таблица 1

Критерии оценки результатов технологической подготовки

Знать/понимать

Умение использовать

Владение опытом

Наличие личностных качеств

1 балл

Наличие общих представлений

Репродуктивный несамостоятельный

Очень незначительный опыт

Проявились отдельные элементы

2 балла

Наличие ключевых понятий

Репродуктивный самостоятельный

Незначительный опыт

Проявились частично

3 балла

Наличие прочных знаний

Продуктивный

Эпизодическая деятельность

Проявились в основном

4 балла

Творческий

Периодическая деятельность

Проявились полностью

5 баллов

Богатый опыт

Мониторинг результатов обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

 Методы диагностики

1. Уровни знаний / пониманий

Наличие общих представлений (менее ½ объема знаний)

Наличие ключевых понятий (объем усвоенных знаний более 1/2)

Наличие прочных системных знаний, (освоен практически весь объем)

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос, собеседование

2. Уровни умения применять знания на практике

Репродуктивный несамостоятельный (деятельность осуществляется под непосредственным контролем преподавателя на основе устных и письменных инструкций).

Репродуктивный самостоятельный (деятельность осуществляется на основе типовых алгоритмов).

Творческий (в процессе деятельности творчески используются знаний, умений, предлагаются и реализуются оригинальные решения)

Контрольное задание

3. Наличие опыта самостоятельной деятельности

Очень незначительный опыт;

Незначительный балл (от случая к случаю);

Эпизодическая деятельность;

Периодическая деятельность;

Богатый опыт (систематическая деятельность)

Анализ, исследовательские работы, конкурсные работы, наблюдение

4. Сформированность личностных качеств

Очень низкая (проявились отдельные элементы);

Низкая (проявилась частично);

Недостаточно высокая (проявилась в основном);

Высокая (проявились полностью)

Анализ, наблюдение, собеседование

На основе вышеприведенного анализа заполняется диагностическая карта (оценочный лист) таблица 2.

Диагностическая карта успеваемости участника кружка

Ф.И.О.

Знать / понимать (маx-3 балла)

Уметь использовать (маx-4 балла)

Владеть опытом (маx-5 баллов)

Личностные качества (маx-4 балла)

Итого баллов

Оценка

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Иванов А.

Результаты деятельности каждого обучающегося по каждому из показателей суммируются для определения итогового балла. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется по формуле:

К усв = Ф/П *100%

Где К усв- коэффициент усвоения

Ф – фактический объем знаний (набранная сумма баллов)

П – полный объем знаний (максимальная сумма баллов).

В дальнейшем можно перейти к пятибалльной системе оценки.

Коэффициент сформированности:

80-100 «отлично»

50-79 «хорошо»

30-49 «удовлетворительно»

Менее 29 «неудовлетворительно»

Данный подход к оценке результатов обучения позволяет:

Выявить этапы и уровни образовательного процесса

Определить поэлементную систему оценки знаний обучающихся;

Обеспечить воспитанникам возможность самооценки своей учебной деятельности;

Осуществлять более объективную оценку технологической подготовки обучающихся;

Ознакомление обучаемых с логикой и структурой содержания способствует мотивации образовательной деятельности, служит основой осознания обучаемыми значимости получаемых знаний для формирования трудовых навыков и умений преобразования окружающей действительности.

Программа «Проба пера»

Лист самооценки ________________________________(фамилия, имя)

Дата заполнения___________________

Используя предлагаемые критерии, оцени себя:

3 - «абсолютно точно, это про меня»;

2 - «я очень старался, но не всегда получалось»

1 - «я стараюсь, но почти не получается».

1

В процессе выпуска газеты я был активным, предлагал пути решения проблем. Способствовал слаженной работе группы, прислушивался к мнению каждого члена команды

3

2

1

2

Для этого выпуска газеты я подготовил материал самостоятельно, не только на черновик, я напечатал, отформатировал и разместил его в номере

3

2

1

3

Для подготовки материала я спланировал встречу с интересным человеком, составил вопросы, предупредил собеседника заранее. Беседа состоялась, я узнал необходимую информацию и поблагодарил за встречу.

3

2

1

4

В работе с компьютером я не испытываю трудностей: я умею включать компьютер, создавать необходимые файлы и редактировать их. После работы всегда сохраняю необходимую информацию и умею пользоваться съёмными носителями

3

2

1

6.Список литературы

Литература для учителя:

  • Журналистика в школе 8-11 классы. Н.А.Спирина. Волгоград «Учитель», 2013

К разделу «Журналистика как вид деятельности и профессия»

  • Система средств массовой информации/Под ред. Я. Н. Засурского. – М., 2008.
  • Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). – М., 2002.
  • Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2010.
  • Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2010.
  • К разделу «Речевая культура журналиста»
  • Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2010.
  • Лукина М. М. Технология интервью. – М., 2009.
  • Накорякова К. М. Литературное редактирование. – М., 2010.
  • Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. – Екатеринбург, 2010.
  • Смелкова З. С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М., 2010.
  • К разделу «Журналистский текст»
  • Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах. – Волгоград, 2004
  • Ким М. Н. Жанры современной журналистики. – М., 2004.
  • Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М., 2004.
  • Шостак М. И. Журналист и его произведения. – М., 2008.
  • К разделу «Номер газеты»
  • Дизайн периодических изданий/Под ред. Э. А. Лазаревич. – М., 2008.
  • Волков В. В. и др. Дизайн газеты и журнала. – М., 2006.
  • Гуревич С. М. Номер газеты. – М., 2004.
  • Ныркова Л. М. Как делается газета. – М., 2000.
  • «Азбука журналистики»/О. И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова и др. – М., «Вентана – Граф», 2006.
  • Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. – М., 2006
  • Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2006
  • Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 2008
  • Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка – М., 2008
  • Львов М.Н. Основы теории речи. – М., 2000
  • Львов М.Н. Риторика. Культура речи. – М., 2002
  • Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. – М., «Дрофа», 2000
  • Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2000
  • Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 2000
  • Третьякова И.Ю. Стилистика русского языка. Основы культуры речи. - Кострома, 2004
  • Васильева Н. «Делаем новости!» - М., 2003.
  •  Ворошилов В. «Журналистика». - М., 2000.
  •  Воспитательная работа в современной школе Сердце отдаю детям, М,: Просвещение», 2003
  •  З. БЛИСКОВСКИИ «Муки заголовка» http: //videokurs. net.ru/?p=87
  •  Коновалова О. «Основы журналистики». М.-Ростов-на-Дону. 2005.
  •  Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. - СПб., 2000.
  • Л.Д.Гуткина «Планирование и организация воспитательной работы в школе», ВАЛДОС, 2002
  • М.В.Степанова «Журналистика в школе» //http://festival.1september.ru/
  • Материалы мастер-классов, организованных кафедрой журналистики ПГСГА в 2011 г.:
  • «Как написать репортаж», к.ф.н., доцент О.А.Скачкова;
  • «Как придумать заголовок», к.ф.н., доцент Н.Н.Борщева;
  • «Композиционно-тематическое моделирование газеты», к.ф.н., доцент М.А. Ерёмин;
  • «Основы печатного дизайна», к.ф.н., ст. преподаватель О.С.Наумова.
  •  Материалы сайта «Студенческая жизнь» http://www.sagmu.ru/studentllife/
  •  Мельник Г. «Общение в журналистике. Секреты мастерства». - СПб., 2005.
  •  Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2004.
  •  Сайт «Газета.ru» http: //www.gazeta.ru/
  •  Тертычный А.А. «Жанры периодической печати». Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. http://evartist.narod.ru/text2/01 .htm
  • Шостак М. Репортер: профессионализм и этика

Литература для учащихся:

  • Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
  • Кодекс профессиональной этики российского журналиста;
  • М. Ф. Мэллет. Не жалейте черновики – это не золото на мраморе;
  • В. В. Скоробогатько. Палитра оформителя. Элементы газетной графики;
  • М. И. Шостак. Факт и новость. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 2000
  • Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. М., 2006
  • Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М., 2000
  • Тихова В.В., Третьякова И.Ю. Речеведческий атлас. – Кострома, 2006
  • И. Ильф, Е. Петров. Журналист Ошейников;
  • Эдгар По. Как была набрана одна газетная заметка