Портфолио

Обобщение опыта по теме :Развитие интеллектуального мышления младших школьников в системе дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики                                                     

Публикация " Дистанционное обучение в начальной классах для формирования положительной учебной мотивации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_spasenkovoy_s_diska.doc186 КБ
PDF icon svidetelstvo_eksperta.pdf2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Спасенкова Инесса Станиславовна

        Управление образования  и науки администрации Губкинского

 городского округа

Развитие интеллектуального мышления младших школьников в системе дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики                                                     

Автор опыта:

Спасенкова Инесса Станиславовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Боброводворская СОШ»

Губкин  2017

Содержание:

1. Информация об опыте …………………………………………..……3

1.1. Тема опыта

1.2. Условия возникновения, становления опыта

1.3. Актуальность опыта ………………………………………………………....4

1.4. Ведущая педагогическая идея опыта …………………………………….....5

1.5. Длительность работы над опытом

1.6. Диапазон опыта

1.7. Теоретическая база опыта

1.8. Степень новизны …………………………………………………………….7

2. Технология опыта …………………………………………………………....8

2.1. Цель

2.2. Задачи

2.3. Средства достижения цели

2.4. Организация учебно-воспитательного процесса

2.5. Отслеживание результатов ………………………………………………...12

2.6. Оценка результативности

3. Библиографический список ……………………………………………….15

4. Приложение к  опыту……………………………………………...……16


1.Информация об опыте

1.1.Тема опыта:

«Развитие интеллектуального мышления младших школьников в системе дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики».

1.2.Условия возникновения, становления опыта.

Значительные изменения, происходящие в последнее время  в обществе      не могли не  затронуть и изменения в образовании.     Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  следующие задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

И в то же время, многие учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают ее с большим трудом. И основной проблемой здесь является недостаточность развития мышления. Проблема, с которой сталкивается подавляющее большинство современных детей.

Мониторинг будущих первоклассников, проводимый по методике Г. Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» в 2014 году показал, что контингент учащихся в большинстве своем не имеет высокого уровня подготовки к школе. По результатам диагностики высокий уровень развития мышления имели 12 % обучающихся, норму – 45 %, близкий к норме – 19 %, низкий – 24 %.  

Изучение новинок передового педагогического опыта и современных технологий позволило определить, что в отечественных исследованиях не существует единого подхода к стратегиям развития мышления младших школьников в системе дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики. Учителя начальных классов чаще включают в уроки математики дидактические игры и игровые упражнения для поддержания у учащихся интереса к урокам и в меньшей степени для развития их мышления.

Все эти факторы послужили условием формирования данного педагогического опыта.

Опыт «Развитие интеллектуального мышления младших школьников в системе дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики» формировался и апробировался на базе МБОУ «Боброводворская средняя общеобразовательная школа Губкинского района Белгородской области» в течение 3 лет на базе одного класса. Данная работа проводилась с целью изучения влияния игровых технологий на развитие мышления и повышение качества знаний школьников и была организована в три этапа.

1 этап - констатирующий – изучение документации, подбор методик, организация первичного исследования;

2 этап - формирующий – реализация игровых технологий как фактор повышения качества знаний младших школьников (введение игровых технологий на уроках русского языка)

  3 этап контрольный– повторная диагностика, обработка и анализ полученных результатов.

1.3. Актуальность опыта.

Проблема совершенствования методики дидактических игр как средства развития интеллектуального развития при обучении детей математике всегда была и остаётся актуальной. Необходимость организации и проведения игр продиктована образовательными, практическими и развивающими задачами. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов и таких приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. 

1.4. Ведущая педагогическая идея опыта – создать благоприятные условия для интеллектуального  развития младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности.

1.5. Длительность работы над опытом – 3 года.

I. этап 2014 – 2015 уч/год:

  • изучение литературы по теме опыта;
  • диагностика возрастных и индивидуальных способностей младших школьников;
  • диагностика уровня развития интеллектуального мышления младших школьников

  II. этап 2015 – 2016 уч/год:

  • разработка системы учебно-дидактических игр;
  • введение игровых технологий на уроках математики;
  • изучение передового опыта учителей.

          III. этап 2016 – 2017 уч/год:

  • системное использование игр и игровых моментов на уроках математики;
  • повторная диагностика,
  • обработка и анализ полученных результатов.
  • обобщение опыта работы по теме самообразования;
  • распространение опыта (публикации, выступления на МО учителей школы и района);

1.6. Диапазон опыта. Опыт работы реализуется:

  • через использование диагностических материалов:
  • через использование на уроках и во внеурочной деятельности учебно-дидактических игр на развитие интеллектуального мышления ;
  • через использование индивидуальной коррекционной работы по развитию интеллектуального мышления.

1.7. Теоретическая база опыта.  Для детей младшего школьного возраста игра – это учеба, труд, способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на чувства, сознание, волю и поведение ребенка в целом.

Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

Проблеме игры большое внимание уделяли в своих трудах такие ученые, как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко и др. На современном этапе эта проблема отражена в трудах О.С. Газмана, Н. А. Зимовец, Е.В. Карповой. Вышеназванные ученые отмечали, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления направлены на умственное развитие школьника целом. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно[1, 15].

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры и игровые упражнения самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.

Каркасом данной технологической системы являются системный, проблемный, деятельностный и интегративный подходы к обучению.

1.8. Степень новизны.        

Новизна опыта заключается в преобразовании образовательной системы начального звена: игровые технологии используются как средство формирования интеллектуальных навыков школьников и как средство повышения эффективности образовательных процессов  в начальных   классах. Особенности методики, описанной в опыте, позволяют ее использование в учебном процессе на каждом из предметов, изучаемых в начальной школе, а также в системе воспитательной работы учителя.

2. Технология опыта

2.1. Цель - обоснование и использование наиболее эффективных учебно-дидактических игр для развития интеллектуального мышления младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

2.2. Задачи:

  • провести диагностическое исследование состояния интеллектуального мышления младших школьников;
  • накопить методический материал по теме опыта работы;
  • разработать систему учебно-дидактических игр для учебных предметов, развивающих интеллектуальное мышление младших школьников;
  • разработать систему учебно-дидактических игр для внеклассных мероприятий развивающих интеллектуальное мышление младших школьников;
  • изучить индивидуальные, возрастные и психические особенности детей класса и разработать план индивидуальной работы с учащимися по развитию интеллектуального мышления;
  • добиваться, чтобы каждый урок был обучающим, развивающим и воспитывающим;

2.3. Средства достижения цели (методы и формы организации работы).

Основной формой организации работы является урок, на котором учитель и ученик становятся партнерами. На уроках в начальных классах необходимо применять разные формы и приемы работы с использованием учебно-дидактической игры  для развития интеллектуального мышления:

  • «Верные - неверные утверждения»;
  • «Перепутанные логические цепочки»;
  • «Сбор ассоциаций»;
  • «Составление кластера»;
  •  «Корзина идей»
  • составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»;
  • «Кубик»
  • Постановка учителем нестандартных учебных заданий

Такие задания определяют вид деятельности учащихся: они могут быть включены в творческую или репродуктивную, т. е. воспроизводящую, деятельность в зависимости от того, как учитель поставит учебное задание. В развивающем обучении должны преобладать задания, ориентирующие учащихся на поиск, действия в нестандартных условиях. [7, с.10].

2.4. Организация учебно-воспитательного процесса.

В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи, а также набор характерных методов и приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской творческой деятельности (вызов), а потом на осмысление и обобщение. Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения   развития интеллектуальных способностей делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, обеспечивает положительную динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

Автор опыта в результате отбора в соответствии с поставленными целями и задачами  на практике применяет наиболее продуктивные методы, приемы и средства  развития интеллектуальных способностей.

Вот некоторые виды работы, которые используются на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков.

 Методы и приемы, используемые на уроках математики:

«Составление кластера» 

Цель:  установить максимальное количество признаков изучаемого понятия или систематизировать имеющиеся знания по теме.

Алгоритм: учитель выделяет ключевое понятие; затем идет работа в группах по составлению кластера, отражающего представления обучающихся об изучаемой теме; далее изучение нового материала и работа в группах по исправлению или дополнению кластера в соответствии с новыми знаниями; итогом является  обсуждение и анализ результатов.

           Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что обучающиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной, парной  и групповой работы, как в классе, так и дома.

 Пример по теме «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»    Задание: вспомнить состав числа 7 (Приложение № 1, Приложения №№ 2, 3)

«Корзина идей» 

Цель: актуализация знаний по изучаемой теме. 

Используется на стадии вызова, позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

 Алгоритм: на доске рисуется значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка проблемы или понятия связываются  в логические цепи.  

Пример по теме «Закрепление приёмов умножения  суммы на число»       Задание: расскажите, что вы уже знаете о приемах умножения суммы на число. (Приложение № 1)

 «Круги Вена» 

Цель: развитие умения сравнивать и обобщать.

 Алгоритм: учитель группам даёт задание сравнить по опорной схеме два понятия и отразить их в кругах. Отличительные признаки записываются в каждом из кругов, а сходные – на месте их пересечения. (Приложение № 1, Приложение № 4). Прием используется на стадиях осмысления и рефлексии.

 «Знаю – хочу узнать – узнал» 

Цель: актуализация знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. 

Алгоритм: заполнение таблицы с колонками «Знаю – хочу узнать – узнал». При изучении темы, на стадии вызова, обучающимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить первую колонку таблицы. После обсуждения полученных результатов в классе,  обучающиеся сами формулируют цель урока  (Что я хочу узнать?) Изучив новую тему, обучающие соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока и заполняют последнюю колонку таблицы.

Пример по теме  «Число и цифра 8». Задание: заполнить таблицу (Приложение № 1). Прием в практике используется на всех этапах.

 «Кубик» 

Цель: стимуляция творческой мыслительной активности обучающихся, пробуждение интереса к изучаемой теме через постановку задач.

Алгоритм: учителем определяются названия граней кубика в зависимости от цели и задач урока: каждая грань предполагает ряд упражнений и заданий, которые характеризуют предмет или понятие по ряду каких-либо признаков, свойств,  функций или систематизируют имеющиеся знания у детей. Прием используется на всех стадиях урока, а также на внеклассных занятиях

Пример:   по теме Практическая работа. «Проектируем парк Винни-Пуха»  (Приложение № 5, Приложение № 2)

«Сбор ассоциаций»

Цель: подготовка обучающихся к выполнению последующей работы. Алгоритм: учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определённое время назвать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники называли все, приходящие на ум ассоциации: 1 этап – ученики работают индивидуально; 2 этап – обсуждение ведется в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант; 3 этап – каждая группа поочерёдно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. В результате на доске формируется кластер, отражающий знания по одной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки обучающихся, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала. Чаще всего этот прием используется на стадии вызова.

Пример по теме  «Перестановка чисел при сложении» Задание: подобрать ассоциации к слову перестановка (приложение № 1, Приложения №№ 3, 4)

«Верные – неверные утверждения»

 Цель: актуализация знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.

 Алгоритм: на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были  действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот прием можно использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи.

Пример по теме «Площадь прямоугольника». Задание: выбрать верные утверждения (Приложение № 1, Приложения №№ 3, 4)

Практика показывает, что нестандартные уроки повышают интерес детей к учебе, создают игровые ситуации на уроке, повышают активность даже у пассивных ребят. Здесь ученик чувствует себя личностью, творцом. Постепенно у детей формируются учебные действия и умения, которые способствуют формированию прочных, глубоких знаний по предмету, осознанному усвоению материала [6, 38].

Включение учащихся в творческую деятельность - основной путь развивающего обучения математике. Главное в методике развивающего обучения - её ориентация на включение учащихся в ситуацию творческой деятельности (Приложение 3).  Это влечёт за собой значительное усиление роли частично - поискового (эвристического) и исследовательского методов обучения. Для использования такой методики в курсе математики имеются значительные потенциальные возможности. Отметим некоторые из них.

1.Постановка учителем нестандартных учебных заданий.

Такие задания определяют вид деятельности учащихся: они могут быть включены в творческую или репродуктивную, т. е. воспроизводящую, деятельность в зависимости от того, как учитель поставит учебное задание. В развивающем обучении должны преобладать задания, ориентирующие учащихся на поиск, действия в нестандартных условиях.

2.Поиск общего в частном.

В учебниках имеется много конкретных образцов выполнения изучаемых действий, определяющих соответствующий вычислительный приём. Бытующее мнение, будто такие образцы являются помехой для развивающего обучения, не более чем заблуждение. Здесь также решающее значение имеет методика обучения, отражающаяся в постановке заданий для учащихся.

Для развивающего обучения использование образцов также важно. Главное, чтобы вопросы учителя направляли учащихся на выявление в данном образце того общего, что характерно для всех случаев из той совокупности, которую представляет этот образец, т. е. важно вскрыть принцип выполнения изучаемого действия, абстрагируясь от конкретных особенностей изучаемого образца. Такая направленность побуждает учащихся к анализу данного образца, выявлению в нём существенно важного для данного вычислительного приёма.

З.Выявление (видение) новой функции данного объекта.

Оно состоит в том, чтобы усмотреть (выявить) в данном объекте (рисунке, числовом выражении и др.) такое, что непосредственно не дано в нём.

Рассмотренные методические приёмы не исчерпывают все возможности, которые могут оказать положительное влияние на развитие учащихся в процессе обучения математике. Важно не упускать возможности  вовлекать учащихся в творческую деятельность.

Вот некоторые виды работы, которые используются на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков.

Игра «Да и нет»

Перед классом таблица:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

Даны примеры:         4 х 6     7 х 4     4 х 4     8 х 3     4 х 9     6 х 3

Показывается число. Если число является ответом, учащиеся хором говорят «да», затем произносят 4 х  6 = 24. Если число не является ответом, говорят «нет».

Подобную работу можно провести при изучении деления.      

        Игра «Не скажу»

Учащиеся по указанию учителя считают от 30 до 60 по одному, но вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они произносят « не скажу». Эти числа записываются на доске. Появляется запись 30, 36, 42, 48, 54, 60.

Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры:

30 : 6 = 5, 36 : 6 = 6, 42 : 6 = 7 и т. д

3) Игра « Математическое лото»

На 34 карточках записаны результаты таблицы умножения. Один из учеников или учитель показывает классу карточку с выражением, например 6 х 4, а учащиеся закрывают квадратиками на своих таблицах ответы (по одной карточке для каждого ученика). Выигрывает тот, кто раньше всех закроет все числа на своей карточке (на карточке три ответа).

Карточки и фишки учащиеся изготавливают на уроках труда.

12       18       24

30       36       42

48       54       18

27       36       45

54       63       72

81       72       63

54       64       56

48       63       56

49       42       54

48       42       36

45       40       36

32       28       24

Так как карточка изготовляется в нескольких экземплярах (по три одинаковые), то выигрывают сразу несколько человек.

Игры с числами

        

а) Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых:

              +                                                                      +

б) Представьте числа в виде разрядных слагаемых и умножьте каждое слагаемое на 2, 3, 4:

      +                                                                        +

Игра « Узнай неизвестное число»

1.селёдка                        лёд                         ответ: 3

   солистка                        лист

   7 2 3 5 0                        ?

В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит и в числе надо соответственно исключить две первые

2. дерево + земля = 11                        ответ: 30

турист х спорт = ?

В слове дерево - 6 букв, в слове земля - 5 букв, сложив эти числа, получаем 11. В слове турист - 6 букв, в слове спорт - 5 букв. Умножив эти числа, получим число 30.

Игра «Узнай героев»

1.  С.Михалков  :        К. Ушинский    =      С.Маршак

 «… поросёнка»    « …желания»           « …месяцев»

Ответ:3х4=12

2. Е.Чарушин         :        А.Барто         =     Л.Толстой

«... утки»                 «... снежка»               «... товарища»

Ответ:4:2=2

3. С. Маршак       -    Ю.Олеша      =      Д. Хармс

«... глаза»            «... Толстяка»              «...кошек»

                                  Ответ: 4-3=7

С. Маршак   -    Ю.Олеша      = Д. Хармс

«... глаза»            «... Толстяка»   «...кошек»

Ответ: 4-3=7.

        Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний [5 , 26].

        Таким образом,  использование различных дидактических игр и игровых упражнений на уроках математики не только служат для поддержания интереса, но и способствуют развитию мышления.

2.5. Отслеживание результатов.

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод: при систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:

  • формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;
  • повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;

Таким образом, игровые упражнения, направленные  на развитие мышления, помогают  учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этих задач во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых они могут в полной мере проявить свои мыслительные способности, имеют возможность достичь успеха и, вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления препятствий при достижении цели.

Делая выводы, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра – это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- интерес к предмету;

- преодоление пассивности учеников;

- работоспособность учащихся.

6. Оценка результативности.

Апробация эффективности используемой технологии развития интеллектуальных способностей проводится посредством контрольных срезов, анкет, диагностик, самостоятельных работ, тестов, защиты проектов. Проводимый контроль показал, что использование игровых технологий на  уроках  математики открывают большие возможности для развития познавательных процессов младших школьников,   формирования их интеллектуальных способностей, для расширения кругозора детей, их общего развития,  в конечном результате повысить успеваемость учащихся класса  

Этим объясняется положительная динамика в развитии учащихся.  Высоким результатом является стабильность качества знаний по математике  в начальной школе при стопроцентной успеваемости, заинтересованность детей любым видом познавательной деятельно.

Итоговые контрольные работы по математике

2014-2015уч.год

(22 учащихся)

2015-2016уч.год

     (21учащийся)

2016-2017уч.год

      (21 учащийся)

1полугодие

2 полугодие

1полугодие

2 полугодие

1полугодие

2 полугодие

«5»

5

6

4

6

«4»

7

8

8

9

«3»

9

8

9

8

«2»

-

-

-

-

% качества

       

     

      57,1%

65,8%

       57,1

     70,1

Качество знаний обучающихся по итогам года

2014-2015уч.год (22учащихся)

2014-2015уч.год

(21 учащийся)

2016-2017уч. год

(21 учащийся)

Математика

45%

53%

60 %

Вывод: итоги показывают, что проведенная диагностическая и развивающая работа дали результаты. Детям очень нравится, когда урок имеет какое-либо разнообразие: учебно-дидактические игры, нетрадиционные задания, интересные физминутки, направленные на развитие познавательных интересов ребенка. Дети быстрее включаются в работу, предложенную учителем, слушают его внимательно, чтобы ничего не пропустить, у них появляется интерес к учебе и к отдельным учебным предметам. Дети, меньше отвлекаются, когда им интересно и меньше отвлекают других, выполняя работу. Вместе со сменой деятельности на уроке необходимо приучать детей выполнять задания требующие усидчивости и длительного времени, приучая детей к дальнейшей работе в классах среднего и старшего.

Следовательно, использование игровых технологий на уроках в начальной школе,  формирует  познавательный интерес младших школьников к учебной деятельности и непосредственно к  изучению самого предмета.

Библиографический список

  1. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младших школьников.// Начальная школа №4, 1989г. с. 4
  2. Бочкарева Т.И. Внимание младшего школьника [Текст]/Т.И. Бочкарёва. - М., 1960.
  3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте, - [Текст]/ Л.С. Выгодский. - М., 1976;
  4. Крутецкий В.А. Психология. [Текст]/ В.А. Крутецкий. - М., 1972
  5. Лозорева Л.В. Игра в учебной деятельности младших школьников. // Начальная школа, 1989, №4 с. 10.
  6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. [Текст] / - 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/ - М., 2001.
  8. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. [Текст] / Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г.
  9. Тихомиров Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. [Текст]/ Ярославль 1996 г.
  10. Эльконин Б.Д. Детская психология. [Текст] / Учебное пособие для ВУЗов М.: ИЦ "Академия", 2001

Приложение к опыту

  1. Приложение № 1.  Сравнение
  2. Приложение № 2. Задания на классификацию
  3. Приложение № 3. Магические квадраты
  4. Технологическая карта урока математики в 3 классе ( ФГОС)

Тема «Площадь прямоугольника»


Предварительный просмотр: