Публикации

Проектная деятельность в младших классах с использованием ИКТ.

Использование дистанционного обучения в начальной школе для формирования положительной учебной мотивации.

Метод проектов как технология формирования компетентности младших школьников.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МЛАДШИХ КЛАССАХ  с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

                                            Спасенкова И.С

 «МБОУ Боброводворская СОШ».

«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»

Карл Роджерс

С введением новых федеральных стандартов образования перед школой встали совершенно новые задачи: создание обучающей среды, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать информацию, обрабатывать её и обмениваться ею, формирование у младшего школьника способности к обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

Если раньше главной целью образования считалось получение знаний, то теперь получение знаний является просто средством для решения задач, связанных с развитием личности ребёнка, её социальной  адаптацией, приобщением к общечеловеческим ценностям. Другими словами, направленность образования на получение знаний, существовавшая раньше, в современной школе сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию.

Решение этих задач делает необходимым использование новых педагогических подходов и современных технологий  в современной школе. Одной из таких технологий является метод проектов, который  широко используется уже в начальной школе, начиная с первого класса. «учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат».

Основателем этого метода считают американского философа и педагога Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

В наше время -время высоких компьютерных технологий, когда ребёнок раньше овладевает компьютером, чем умением читать, невозможно представить себе обучение без  внедрения в этот процесс информационно-коммуникационных технологий и ещё более трудно представить проектную деятельность без использования ИКТ, так как сбор информации с помощью интернета, создании мультимедийных презентаций позволяет вывести проектирование на совершенно новый уровень. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности

Каковы же возможности использования метода проектов с применением ИКТ в практике работы начальной школы? Требования к проектной деятельности младших школьников намного проще чем требования к проектированию взрослых учеников. В начальной школе – это всего лишь элементы проектной деятельности.

Самое главное из требований, предъявляемых к выполнению проекта в начальной школе  - при выборе темы учитель в первую очередь должен ориентироваться на ребёнка, его возраст, психологические особенности, способности ребёнка владения компьютером. Т.е. все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Младшие школьники способны выполнять только очень простые проекты и заинтересованно, а значит плодотворно работать один день или даже только несколько часов. Исходя из этих особенностей учеников начальных классов, проекты в младшей школе должны быть несложными, интересными и простыми. Для успешного выполнения проекта ученик должен отчетливо представлять себе не только, стоящую перед ним задачу, но и пути ее решения. Также очень важным является формирование у ребёнка уметь составлять план работы по проекту, что является одним из требований ФГОС не только по отношению к проектной деятельности, но и к уроку в целом.

Одним из важнейших условий успешной работы над проектом является овладение ребёнком информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ способствует повышению мотивацию обучения младших школьников, помогает ученикам расширять возможности общения, стимулирует их к самостоятельному поиску дополнительной информации, создаёт возможности творческого саморазвития личности. Прежде чем учащиеся начнут работать над проектом, их нужно познакомить с процессом создания презентации. Учащимся предлагается выполнить следующие задания.

  1. Восстановить логическую последовательность текста в документе.
  2. Разместить предложенный набор картинок на слайдах создаваемой презентации, опираясь на текст документа.
  3. Упорядочить слайды с картинками с помощью гиперссылок.
  4. Разместить текстовый материал на слайды с картинками.
  5. Создать новый слайд и построить гиперссылки.
  6. Защитить выполненный проект.

Т.е., работа над проектной деятельностью проводится параллельно с работой по овладению ребёнком информационно-коммуникационных технологий.

Для того, чтобы ученический проект имел как можно большую педагогическую ценность необходима возможность его осуществления силами данного ученика или коллектива; содержания в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; формирование навыков, которые развиваются в ученике в процессе работы над данным проектом; неподдельная заинтересованность ученика в работе. Так же необходимо наличия в проектной деятельности трёх моментов - выбор проекта, планирование проекта, критика проекта. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте.

Остановимся на этапах работы над проектом.

- выбор темы проекта

- планирование работы над проектом;

-сбор информации;

-самостоятельная работа учащихся, получение продукта;

- презентация полученных результатов.

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Применение ИКТ на уроках и в проектной деятельности делает младших школьников активными, творческими и целеустремлёнными.

ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше мы показывали… на пальцах!

Литература.

1. Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся. ж. ПИиОбщ., 2002г., №9

2. Мачехина В. Н. Организация проектной деятельности старшеклассников. ж. ПИиОбщ., 2002г., №9

3. Романовская М. Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2007г. №6

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 1998.

5. Дмитрий Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека «Первого сентября». Выпуск 6(12) М. Чистые пруды. 2007



Предварительный просмотр:

И.С. Спаенкова

учитель начальных классов

                МБОУ «Боброводворская СОШ»

(с. Бобровы Дворы)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и  формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе

С введением новых федеральных стандартов образования перед школой встали совершенно новые задачи: создание обучающей среды, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать информацию, обрабатывать её и обмениваться ею, формирование у младшего школьника способности к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Другими словами, направленность образования на получение знаний, существовавшая раньше, в современной школе сменяется компетентностно-ориентированным подходом к образованию.

Социальный заказ общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество образовательных результатов у учащихся посредством внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательном пространстве. Одной из предпосылок  качественного образования является создание условий  для формирования положительной учебной мотивации и развитие её у школьников. Для решения этой задачи возникает необходимость использования новых педагогических подходов и современных технологий  в процессе обучения.

Одной из таких технологий Для реализации учебных задач, с целью повышения качества образования,  используется является  дистанционная форма обучения –  онлайн-сервисы для школьников, которые дают реальную возможность использовать информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе с целью повышения образовательных результатов младших школьников.  

В России онлайн-сервисы для школьников используются сравнительно недавно. Онлайн обучение становится всё более популярным, всё больше компаний и провайдеров его используют, всё больше компаний предоставляют возможности для его осуществления.

Одним из таких сервисов является образовательный портал Учи.ру. Портал предназначен учителям и ученикам начальных и средних классов. Сервис представляет собой место, где разрабатываются курсы и методики, позволяющие детям подтянуть школьную программу.

Основные предметы в "Учи.ру" - математика, русский язык, окружающий мир, английский язык и другие школьные дисциплины. Всё зависит от программы обучения - чем старше школьник, тем больше предметов открывается к изучению. Все методики и курсы разработаны в соответствии с государственным стандартом.

Процесс обучения с "Учи.ру" стал более лёгким и увлекательным для детей, ведь сервис имеет яркий дизайн с забавными персонажами. Симпатичные иллюстрации подбадривают деток интересными заданиями, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость у школьников.

"Учи.ру" - уникальная и умная система, ведь она способна анализировать успехи школьника и разрабатывать дальнейшую программу. То есть все задания можно получить, когда будут пройдены тестовые работы.

Особенность проекта в том, что он не вызывает у детей негативные эмоции, когда они не способны решить какую-либо задачу. Для этого система подсказывает правильные ответы, направляя ребёнка и развивая его логическое мышление.

Совсем недавно были продуман особый план, который бы мотивировал детей к получению знаний. Для этого разработчики создали уникальный мультсериал, который можно посмотреть только после прохождения определенного задания.

Система Учи.ру подстраивается как под одарённого ребенка, так и под отстающего, планомерно повышает их уровень знаний и навыков.

Учи.ру также является инструментом инклюзивного образования и обеспечивает возможность заниматься детям с ограниченными возможностями здоровья, так как не зависит от текущей подготовки ребенка и его местонахождения.

Использование системы позволяет повысить мотивацию ребёнка, путём создания благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий.

Учи.ру может использоваться как на уроках для организации индивидуальной и групповой форм  образовательного процесса, так и дома.

Во-первых, «Учи.ру» — это отечественная интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по основным предметам школьной программы, которая является системой адаптивного образования, полностью соответствующая ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование.

Во-вторых, в настоящее время она позволяет каждому ученику, вне зависимости от социально-экономического и географического положения, освоить базовую программу в комфортном темпе и по индивидуальной образовательной «траектории», формирующейся на основе не применявшегося ранее в России анализа накопленной базы действий учеников по решению различных задач.

В-третьих, ученик получает возможность самостоятельно изучать предмет, что является важной частью образовательного процесса.

Используя в своей работе интерактивный курс онлайн-платформы «УЧИ.РУ», учитель не просто использует компьютер, доску и проектор, он внедряет в учебный процесс компьютерную программу, которая позволяет ему:

- формировать у учащихся учебную самостоятельность и высокую познавательную мотивацию;

-  контролировать процесс освоения учебного материала и повышать уровень;

-  оценивать достижения учащихся;

 дистанционно обучать учащихся и детей с ОВЗ;

-  корректировать знания и самообучение;

-  работать с одарѐнными детьми.

-  использовать интерактивные задания на разных этапах урока, во внеурочной деятельности.  

А ученик, занимаясь онлайн, имеет возможность со своей стороны:

-  достигать планируемых результатов;

-  контролировать свои действия с помощью системы;

-  оценивать свои достижения;

-  повышать уровень своего интеллектуального развития;

-  работать в комфортном для себя режиме.

Платформа Учи.ру постоянно развивается и дарит учителю новые возможности для развития мотивации учеников. Совместно с Департаментом образования и Центром Педагогического Мастерства два раза в год проводится уже ставшая известной «Олимпиада Плюс».

Следует отметить, что предметные олимпиады «Дино», «Русский с Пушкиным», «Юный предприниматель», «Заврики», «Плюс», «Бриг» представлены в онлайн-формате, задания которых отличаются от типовых задач общеобразовательной программы по предметам начального обучения.

Участие в данных олимпиадах помогает школьнику тренировать своѐ внимание, логику и пространственное воображение, учит мыслить шире привычных рамок урока. Они интересны и удобны в нескольких отношениях:

во-первых, привлекают детей сходством с компьютерной игрой;

во-вторых — позволяют наглядно демонстрировать задание;

в-третьих, участник узнает свой результат сразу (пробный тур) или через 5 минут после завершения олимпиады (основной тур).

И, наконец, в такой Олимпиаде могут одновременно участвовать младшие школьники одной школы одновременно, и требуется для этого только владение мышкой, клавиатурой, компьютерный класс с выходом в интернет и определѐнный уровень подготовки.

Главная особенность проекта Uchi.ru в том, что он даёт возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Это позволяет не только проверить свои знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика.

Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы.

Наблюдения показывают : при регулярных занятиях на сайте ученики на 30% успешнее справляются с контрольными работами в школе и олимпиадными заданиями.

Систематические занятия позволяют ученикам усваивать материал без пробелов. Последовательно выполняя задания, изучая одну тему за другой, ученики в комфортном темпе и с нужным количеством повторений осваивают школьную программу. Такой подход позволяет изучить материал полностью и избежать возникновения пробелов в знаниях.

Учителя отмечают, что онлайн-занятия на платформе Учи.ру способствуют развитию у детей интереса к школьным предметам. Ещё одним преимуществом проекта является возможность осуществлять дистанционное обучение детей в различных социокультурных условиях, в том числе детей с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).

 

Повышение образовательных результатов

Измерения показывают: при регулярных

Усвоение материала без пробелов

Рост интереса к обучению

Доступность для детей с особыми образовательными потребностями

Статистика в реальном времени

Учи.ру позволяет оперативно получать сравнительную статистику успеваемости по каждому конкретному ученику, а также в разрезе классов/школ/городов (для директоров и ведомств).

 Одной из таких технологий является дистанционная форма обучения .

В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растёт количество учебных заведений, которые дополняют традиционные формы обучения дистанционной.

Сегодня большинству уже знакомы понятия – дистанционное образование, виртуальное обучение, веб-обучение и т.д.

Виртуальная образовательная среда это многофункциональная система, которая включает в себя инновациооные технологии, информационные ресурсы и средства электронной коммуникации. 

 Необходим поиск путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивов учения у учащихся, что способствует эффективности учебной деятельности.

Актуальность заключается в том, что организация учебной деятельности, сопровождаясь развитием познавательного интереса, помогает формированию у ребёнка таких качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что обеспечивает развитие личности.  Она создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.

Виртуальная образовательная среда нужна прежде всего для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса и здесь необходимо учесть навыки владения информационными технологиями и профессиональная компетентность.

Под виртуальной образовательной средой мы будем понимать совокупность информационных ресурсов, обеспечивающую комплексную методическую и технологическую поддержку дистанционного процесса, включая обучения, управление образовательным процессом и его качество.

Статистика, которую ведут организаторы проекта, показывает, что на сегодняшний день онлайн-платформа пользуется большой популярность по всей России: вместе с "Учи.ру" обучаются более 20 000 школ и 2 000 000 учеников. Это не считая тех детей, которые занимаются по методикам проекта совместно.

Как зарегистрироваться? Если вы хотите зарегистрироваться на сайте, то вы должны быть либо учителем, либо родителем одного из учащегося. К сожалению, ради интереса получить доступ к аккаунту не получится. Чтобы не было перегрузки на сервере, администрация проекта проверяет данные зарегистрировавших педагогов:

        Учитель. В первую очередь педагоги должны пройти регистрацию в "Учи.ру", чтобы выдать ключ родителям. Для этого необходимо ввести в специальные ячейки такую информацию, как адрес электронной почты, настоящие Ф.И.О и актуальный номер телефона, город работы и полное название школы, указать обучаемый класс и выбрать программу, например, для 5-9 классов. После этого педагогу важно создать список своего класса, куда вносятся такие данные, как Ф.И.О каждого ученика и его возраст. Благодаря умной системе, платформа Uchi.ru сгенерирует не повторяющиеся коды. Именно эти ключи и позволят родителям получить доступ к образовательным курсам.

Учителям и их ученикам предоставляется полностью бесплатный доступ в дневное время. Если у ребёнка появляется желание заниматься с Учи.ру по вечерам, родители могут приобрести для него доступ без временных ограничений. Стоимость сервиса от 95 до 250 рублей в месяц в зависимости от тарифного плана. После регистрации учитель или родитель может предоставить ребенку логин и пароль для входа в систему. Они генерируются автоматически и легко запоминаются учениками начальной школы, например логин 1221, пароль шоколад12. Причём, если ребенок введет эти данные, не переключив клавиатуру на русский язык, вход все равно будет осуществ

 Основные предметы в "Учи.ру" - математика, русский язык, английский язык и другие школьные дисциплины. Всё зависит от программы обучения - чем старше школьник, тем больше предметов открывается к изучению. Все методики и курсы разработаны в соответствии с государственным стандартом.

 Процесс обучения с "Учи.ру" стал более лёгким и увлекательным для детей, ведь сервис имеет яркий дизайн с забавными персонажами. Симпатичные иллюстрации подбадривают деток интересными заданиями, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость у школьников.

"Учи.ру" - уникальная и умная система, ведь она способна анализировать успехи школьника и разрабатывать для него дальнейшую программу. То есть все задания можно получить, когда будут пройдены тестовые работы.

Особенность проекта в том, что он не вызывает у детей негативные эмоции, когда они не способны решить какую-либо задачу. Для этого система подсказывает правильные ответы, направляя ребёнка и развивая его логическое мышление.

Совсем недавно были продуман особый план, который бы мотивировал детей к получению знаний. Для этого разработчики создали уникальный мультсериал, который можно посмотреть только после прохождения определенного задания.

Система Учи.ру подстраивается как под одарённого ребенка, так и под отстающего, планомерно повышает их уровень знаний и навыков.

Учи.ру также является инструментом инклюзивного образования и обеспечивает возможность заниматься детям с ограниченными возможностями здоровья, так как не зависит от текущей подготовки ребенка и его местонахождения.

Использование системы позволяет повысить мотивацию ребёнка, путём создания благоприятной эмоциональной среды для выполнения заданий.
Учи.ру может использоваться как на уроках для организации
индивидуальной и групповой форм образовательного процесса, так и дома.

Слайд 6  Чем интересен интерактивный курс «Учи.ру»?

Во-первых, «Учи.ру» — это отечественная интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по основным предметам школьной программы, которая является системой адаптивного образования, полностью соответствующая ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование.

Во-вторых, в настоящее время она позволяет каждому ученику, вне зависимости от социально-экономического и географического положения, освоить базовую программу в комфортном темпе и по индивидуальной образовательной «траектории», формирующейся на основе не применявшегося ранее в России анализа накопленной базы действий учеников по решению различных задач.

В-третьих, ученик получает возможность самостоятельно изучать предмет, что является важной частью образовательного процесса.

Используя в своей работе интерактивный курс онлайн-платформы «УЧИ.РУ», учитель не просто использует компьютер, доску и проектор, он внедряет в учебный процесс компьютерную программу, которая позволяет ему:

 формировать у учащихся учебную самостоятельность и высокую познавательную мотивацию;

 контролировать процесс освоения учебного материала и повышать уровень;

 оценивать достижения учащихся;

 дистанционно обучать учащихся и детей с ОВЗ;

 корректировать знания и самообучение;

 работать с одарѐнными детьми.

 использовать интерактивные задания на разных этапах урока, во внеурочной деятельности.  

а ученик со своей стороны:

 достигать планируемых результатов;

 контролировать свои действия с помощью системы;

 оценивать свои достижения;

 повышать уровень своего интеллектуального развития;

 работать в комфортном для себя режиме.

Слайд 7 Возможности для развития мотивации учеников

Платформа Учи.ру постоянно развивается и дарит учителю новые возможности для развития мотивации учеников. Совместно с Департаментом образования и Центром Педагогического Мастерства два раза в год проводится уже ставшая известной «Олимпиада Плюс».

Следует отметить, что предметные олимпиады «Дино», «Русский с Пушкиным», «Юный предприниматель», «Заврики», «Плюс», «Бриг» представлены в онлайн-формате, задания которых отличаются от типовых задач общеобразовательной программы по предметам начального обучения.

Участие в данных олимпиадах помогает школьнику тренировать своѐ внимание, логику и пространственное воображение, учит мыслить шире привычных рамок урока. Они интересны и удобны в нескольких отношениях:

во-первых, привлекают детей сходством с компьютерной игрой;

во-вторых — позволяют наглядно демонстрировать задание;

в-третьих, участник узнает свой результат сразу (пробный тур) или через 5 минут после завершения олимпиады (основной тур).

И, наконец, в такой Олимпиаде могут одновременно участвовать младшие школьники одной школы одновременно, и требуется для этого только владение мышкой, клавиатурой, компьютерный класс с выходом в интернет и определѐнный уровень подготовки.

Главная особенность проекта Uchi.ru в том, что он даёт возможность участвовать как во внутренних, так и во всероссийских олимпиадах. Это позволяет не только проверить свои знания, но и заслужить титул интеллектуального и образованного ученика.

Дети, проявившие себя и показавшие лучшие результаты, получают сертификаты, грамоты или дипломы.

 За своё активное участие в интерактивной платформе Учи.ру учителя и школа  тоже имеют награды, что является   немаловажным стимулом  в работе.

Педагоги могут повышать свою квалификацию с помощью просмотров вебинаров от руководителей проекта. Как правило, они освещают вопросы не только касательно самого предмета, но и помогают учителю стать более компетентным в вопросе передачи информации.

Слайд 9  Ключевые преимущества Учи.ру

Повышение образовательных результатов

Измерения показывают: при регулярных занятиях на сайте ученики на 30% успешнее справляются с контрольными работами в школе и олимпиадными заданиями.

Усвоение материала без пробелов

Последовательно выполняя задания, изучая одну тему за другой, ученики в комфортном темпе и с нужным количеством повторений осваивают школьную программу. Такой подход позволяет изучить материал полностью и избежать возникновения пробелов в знаниях.

Рост интереса к обучению

Учителя отмечают, что онлайн-занятия на платформе Учи.ру способствуют развитию у детей интереса к школьным предметам.

Доступность для детей с особыми образовательными потребностями

Учи.ру позволяет осуществлять дистанционное обучение детей в различных социокультурных условиях, в том числе детей с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).

Статистика в реальном времени

Учи.ру позволяет оперативно получать сравнительную статистику успеваемости по каждому конкретному ученику, а также в разрезе классов/школ/городов (для директоров и ведомств).

В рамках проекта «Электронное образование», с целью повышения эффективности образовательной деятельности и качества знаний младших школьников,  учителя начальных классов Осадчая М. В. (1д), Андреева И. А. (2а), Храмцова Е. А. (2в), Коваленко С. А. (2е), Несветаева И. И. (3а) организуют образовательный процесс по предметам русский язык, математика, окружающий мир с использованием интерактивной платформы Учи.ру.



Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

И.С. Спасенкова

учитель начальных классов

МБОУ « Боброводворская средняя

                                                                  общеобразовательная школа»

(Губкинский  городской округ)

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных решать любые поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.[4]

Исходя из этой потребности общества, перед школой встали совершенно новые задачи: создание обучающей среды, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать информацию, обрабатывать её и обмениваться ею, формирование у младшего школьника способности к обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

Начальная школа сегодня — это школа проектирования универсальных действий. Принцип «научить учиться», то есть проектирование универсальных учебных действий, в современной школе становится главным. Дети не должны превращаться в репродуктивных хомячков, которые за щеками носят все знания. [3]

Исходя  из данного тезиса,  одним из основных критериев качества образования становится компетентность, которая определяется не знаниями, умениями и навыками, а характеризует умение ребёнка применить в любой жизненной ситуации имеющиеся у него знания. Таким образом, компетентностный подход выдвигает на первое место не владение учеником информации, а умение самостоятельно находить эту информацию и применять её для решения проблем, возникающих в учебном процессе и реальных жизненных ситуациях.

Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение  к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной самостоятельной познавательной деятельности.   Сущность учебного проекта заключается в необходимости самостоятельного решения возникающих в ходе учебной деятельности  задач и проблем, связанных с реальной жизнью.[1] Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.[2]

 «Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат».

             Педагогическое обоснование метода проектов - учет возможностей и интересов, увлечений каждого ребёнка, предоставление ему максимальной самостоятельности, применение  индивидуального подхода в работе, её темпе, организация проектной деятельности на принципах  сознательного отношении к ней со стороны обучающегося. «Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющими их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации».[3]

       Грамотно  организованная  проектная  деятельность учащихся  способствует достижению личностных результатов: формирование социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению, иной культуре; развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; достижению метапредметных результатов: развитие мыслительных операций (познавательные УУД),  умений работать с информацией, организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку (регулятивные УУД);  излагать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог, умение отвечать на незапланированные вопросы

 осуществлять взаимодействие в группах разного состава (коммуникативные УУД); достижению предметных результатов, обозначенных в рабочих программах.

Условиями успешного обучения проектной деятельности являются – проблематизация исследуемого материала, активность ребенка и связь обучения с жизнью.

           Успешное педагогическое управление дает возможность учащимся научиться  самим  выявлять  проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать работу.

Умение самостоятельно решать проблемы познавательной учебной деятельности предполагает умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения, для этого ребёнка необходимо вооружить  способами и приемами такой деятельности.[1]

              Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному умению, как некоей компетентности.

Список используемой литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя [Текст] / Под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. -№9.-С.25-27
  3. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - № 5. –С. 16-18



Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни школьников как общенациональная ценность.                                                                                                   

                                                                                                          И.С.Спасенкова      

Проблема  состояния здоровья детей всегда стояла остро в нашей стране и вызывала серьёзную тревогу в обществе на самых разных уровнях, являясь важнейшей государственной задачей, так как именно дети определяют будущее страны, её генофонд, научный и экономический потенциал общества и,  здоровье подрастающего поколения является одним из главных критериев, показателем социально-экономического развития страны. [3]

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  В концепции демографической политики России на период до 2025 года отмечается, что «одной из главных задач являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. В послании Федеральному Собранию РФ президент России назвал основные ценности нашего государства: жизнь, благосостояние, здоровье тысяч людей, а также репутация и судьба великого народа». Это именно те вещи, «которыми нельзя поступиться» и «ради которых нужно бороться и побеждать». [2]

В этих целях, наряду с другими мероприятиями, необходимо построить систему обучения, устраняющую перегрузки и сохраняющую здоровье школьников, оптимизицирующую учебную, психологическую и физическую нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для поддержания полноценного здоровья педагогов и учеников, стимулирующих всех участников образовательного процесса заботиться о своём здоровье. [2]

 Если раньше школа делала упор на усвоение  некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты. Жизнь ставит перед образованием новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни.  Нашему развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, практичные, ведущие здоровый образ жизни люди. Поэтому важность решения этой проблемы как никогда актуальна при переходе на Стандарты второго поколения. Совершенно очевидно, что именно при таком подходе здоровье ребенка следует рассматривать «как главное богатство нации. Именно за здоровье ребенка нужно сегодня бороться и побеждать.»[3]

Несмотря на такое внимание государства к проблеме здоровья подрастающего поколения, состояние здоровья российских детей, и, в частности, школьников до сих пор вызывает серьезную тревогу специалистов различных уровней, так как, количество здоровых детей,  по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской  академии медицинских наук продолжает снижаться.[ 3]

 По данным Минздрава России, лишь 14% детей, поступающих в школу практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. При этом за время обучением в школе происходит резкое ухудшение состояния здоровья детей. По данным Минздрава России, только 5%  выпускников школ являются сегодня практически здоровыми. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.[3]

Каковы же причины сложившейся ситуации?

Малоподвижный  образ жизни,  перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, усложнение школьной программы, увеличение учебной нагрузки, ухудшение  экологической обстановки, "сидение" за компьютером,  которое прибавилось к "сидению" перед телевизором, а вместе с этим и снижение двигательной активности детей, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются  причинами ухудшения здоровья детей во время учёбы.  Многие дети уже при поступлении в школу имеют "целый букет" тех или иных отклонений от нормы как  физического так и психического здоровья, а с переходом из класса в класс здоровье детей только ухудшается и поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие им навыков здорового образа жизни являются одной из приоритетных задач образования. Они получили социальное значение.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей.

         Таким образом, одной из важнейших задач, стоящих перед современным учителем, является сохранение здоровья детей, которые доверены нам   нашим государством, родителями учеников. Учителю необходимо понимать всю меру ответственности, которая возлагается на него обществом. И если сравнить ответственность за формирование знаний, умения  учиться и сохранение здоровья ученика, неизвестно, где мера ответственности окажется выше.

Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке. Установлено, что среди факторов, влияющих на здоровье школьников,  воздействие  так называемых «школьных» факторов, в том числе оказываемых на здоровье ребёнка непосредственно деятельностью педагога, составляет 20%, тогда как влияние медицины  обеспечения оценивается лишь в 10-15%.[4]

Таким образом,  первостепенной задачей педагога является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [2]           

 Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано непосредственно  с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо так организовать свою деятельность, чтобы она максимально способствовала  сохранению и укреплению  здоровья  учащихся. Применение новых технологий в образовательном и воспитательном процессе предполагает не просто создание учителем условий для сохранения здоровья школьников, но не менее важной задачей является формирование у детей понятия первоочередной ценности здоровья, желание и умение ребёнка заботиться о своём здоровье.

 К сожалению, несмотря на все усилия правительства, школы и других социальных институтов, здоровый образ жизни пока не занял первое место в жизненных потребностях и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если  школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся  приоритетной задачей образования, то будущие поколения будут более здоровы и развиты  личностно, интеллектуально, духовно и физически. [3]

Литература

1.Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы

2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004г.

4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.

        



Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательной школы

  Спасенкова И. С.

                                                                                     

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Боброводворская средняя общеобразовательная школа»

с. Бобровы Дворы, Губкинский район

Основная задача воспитания и образования любого ребенка - подготовка его  к жизни в обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми.  

Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения.

Социально-образовательная интеграция предполагает такую организацию совместного обучения, при которой обеспечиваются условия, необходимые для приобретения учащимися опыта положительного взаимодействия. Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и  речевого  развития возрастной  норме  и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной  школы  по  месту  жительства.

Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.

 Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) отмечено: «Все  дети-инвалиды  и  дети  с  ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».

Интеграцию в общество человека с ограниченными возможностями здоровья означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей (Л.И. Аксенова).

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

С 1 сентября 2016 года начал действовать утвержденный приказом Минобрнауки РФ  от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования.

Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.

В настоящее время Стандарт апробируется в 24 регионах на 115 школьных площадках.

В соответствии со Стандартом, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) реализуется совместно не только с другими обучающимися, но и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.

Интегрированное обучение основывается на дидактических принципах специального и общего образования, что  предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

Систематичность требует, чтобы учитель не только решал задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимал меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения учеников класса, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

      В классе интегрированного обучения необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

     Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством. Любая коррекция основывается на том или ином виде деятельности. В ней можно смоделировать трудные конфликтные ситуации и сориентировать ученика на их конструктивное разрешение. Деятельность позволяет воссоздать ту форму взаимодействия, которая отвечает требованиям социального окружения.

Вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ определяется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),  которые сформулированы по результатам его обследования, а в случае наличия инвалидности вариант подбирается с учетом индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и мнения родителей, то есть законных представителей. В дальнейшем, если того захотят родители, возможны переходы с одного варианта на другой.