Мои публикации. Доклады.Выступления.

Саетова Ризида Фавадисовна

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды.

Как известно, «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Основу образовательного процесса при дистанционном образовании составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Какое применение могут получить дистанционные образовательные технологии в модернизации школьного образования?

Из опыта работы по организации и использования  дистанционных образовательных технологий для проведения  предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов по информатике и ИКТ.

Как же наше методическое объединение организует участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Хотим поделиться опытом работы организации и проведении таких конкурсов. В методическом объединение учителей информатики организованы творческие группы - творческая группа по организации и проведение дистанционной олимпиады (институциональный и муниципальный уровни) по  решению олимпиадных задач и группа по организации и проведению районного (муниципального) интеллектуального марафона по информатике и ИКТ (7 лет)

Применение дистанционных образовательных технологий  решает проблемы, когда возникают трудности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения. Это дети-инвалиды, для которых посещение очной системы обучения вызывает затруднения, а также одаренные дети сельской местности, желающие повысить свой уровень знаний.

Таким образом, как показывает практика преподавателей, которые используют в своей деятельности дистанционные образовательные технологии, эта  форма работы очень удобная и полезная

Закончить мне хотелось бы словами В.А.Канаво: «Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования –“образование для всех” и “образование через всю жизнь”», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся через личностно-ориентированный подход на уроках информатики и ИКТ

никакая внешне предлагаемая информация

не может быть перенесена внутрь его,

если у школьника нет соответствующей

мотивации и личностно значимых

образовательных процессов.

А.В.Хуторской

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Под компетенцией, следуя В.В. Краевскому и А.В. Хуторскому, будем понимать «круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом».

Учебно-познавательная компетенция (УПК) является одной из важнейшей компетенций. Она представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Степень сформированности УПК иногда в значительной степени определяет качество результата обучения учащегося.

Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

В своей деятельности для развития учебно-познавательной компетенции я использую личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение.

В своей педагогической деятельности я регулярно использую технологию разноуровневого обучения.  Теоретическое обоснование данной технологии основывается на том, что способности ребенка зависят от времени, необходимому ему для усвоения учебного материала. Руководствуясь данным принципом можно выделить следующие категории обучающихся:

- малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

- талантливые, которым по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

- учащиеся, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить  освоение базисного ядра учебной программы. Для этого в нашей школе проводится уровневая дифференциация, по результатам которой формируются классы различных профилей: физико-математического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и универсального. Однако подобное деление не всегда обеспечивает положительный результат обучения, поэтому в среднем звене необходима внутриклассная дифференциация, проводимая посредством отбора групп для обучения на разных уровнях.

Для развития учебно-познавательной компетенции у малоспособных школьников целесообразно применять индивидуализированные формы контроля знаний и умений (индивидуальные собеседования), программированное обучение (каждый работает в своем темпе).

Развитие учебно-познавательной компетенции талантливых обучающихся осуществляется через проектную деятельность, использование ЦОР и Интернет-ресурсов, учебно-исследовательскую работу, профильное обучение.

Проектная деятельность организуется таким образом, чтобы школьник мог самостоятельно выбрать наиболее близкую ему тему, сформулировать цель, спланировать темп выполнения работы, произвести систематизацию и анализ информации, представить результаты проделанной работы.

ЦОР являются мощным средством индивидуализации обучения. Работа с мультимедийной информацией формирует способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. ЦОР применяются как на учебных занятиях для изучения нового материала или закрепления изученного, так и для самообразования (самостоятельное изучение темы, подготовка докладов, поиск информации при подготовке проекта).

Интернет-ресурсы используются для поиска информации при подготовке творческих работ, проектов, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях, посещения виртуальных научно-исследовательских лабораторий. Интернет дает возможность талантливым обучающимся принимать участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, играх всероссийского уровня.

Для развития учебно-познавательной компетенции у всех школьников использование тестовые системы контроля. Данная технология позволяет проследить динамику результатов каждого обучающегося в отдельности, устранить выявленные пробелы в его знаниях, умениях и навыках, произвести работу над ошибками. Используемая мной на уроках тестирующая система MyTest позволяет обучающимся выбирать тесты разных уровней сложности, проводить тестирование в режиме обучения, анализировать полученные результаты, проводить работу над ошибками.

Особое внимание в процессе развития учебно-познавательной компетенции следует уделить профильному и предпрофильному обучению. Профильная и предпрофильная подготовка развивает творческие способности обучающихся, дает возможность для реализации первых профессиональных проб и, как следствие, способствует осознанному профессиональному выбору. За время работы в профильных классах мной были разработаны и реализованы модифицированные программы элективных учебных предметов «Практикум по информатике», «Компьютерная графика. Инженерная графика»  для 10-11 класса индустриального класса,  программы внеурочной деятельности развивающего курса «Основы программирования»  для учащихся 10 классов; программы элективного учебного предмета «Компьютерная графика (архитектура и дизайн)» для учащихся индустриального 10 класса;программы элективного учебного предмета «Компьютерная графика (инженерная графика. Инженерный дизайн)» для учащихся индустриального 10 класса. Для предпрофильного обучения разработаны программы внеурочной деятельности развивающего курса «Компьютерная графика. Ландшафтный дизайн»  для учащихся 8 классов; программы внеурочной деятельности развивающего курса «Решение нестандартных задач по информатике»  для учащихся 9 классов.

С целью развития творческой инициативы и организации интеллектуального досуга учащихся в области информационных технологий с 2014-2018 учебного года на базе индустриального класса реализую Комплексную образовательную программу «Школьный университет», направленную на профессиональное самоопределение. Данная программа знакомит обучающихся с направлением  «Инженерная графика», по итогам учебного года ее  успешно освоили  27 обучающихся.

В основу этой образовательной программы положено формирование общеучебных действий и ИКТ-компетенций учащихся. Обучение ведется по электронному учебнику, в котором собрана теоретическая информация, яркие примеры, интерактивные тесты, неординарные задания.

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы. Наряду с индивидуальной широко применялась и групповая работа, преимущественно в проектной форме. В задачи учителя входит создание условий для согласования понятий, которые будут использованы учащимися в конструировании авторских разработок. Выполнение проекта завершается защитой результата с последующей самооценкой.

Основной тип занятий — практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся. Алгоритм выполнения задания прописан в упражнениях интерактивного электронного учебника. В ходе выполнения упражнения встроенная справочная система  позволяет оперативно получать дополнительную информацию.

Раздел «Задачник» содержит задания разного уровня сложности для самостоятельного выполнения, направленные на формирование умений, необходимых для выполнения технической задачи на соответствующем минимальном уровне планируемого результата обучения. Тренинг завершается переходом на новый уровень обучения — выполнением учащимися комплексной творческой работы по созданию определённого образовательного продукта.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию flash-фильмов. Защита проектов создаёт благоприятные предпосылки для самостоятельной оценки проделанной работы.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что работа по развитию учебно-познавательной компетенции обучающихся через личностно-ориентированный подход приносит положительные результаты. Организация разнообразных видов деятельности обучающихся, ориентируемых на их личность, развитие их мотивации, познавательных интересов, способностей, организация их самостоятельной деятельности позволяет школьникам регулярно принимать участие и показывать стабильные результаты в интеллектуальных мероприятиях различных уровней.

  • Международная Олимпиада по основам наук УРФО (информатика) 2010/2011 г.г. – 12/15 участников из них: 1 обладатель диплома I степени, 1 – диплома II степени.
  • Интеллектуальная игра-конкурс «Инфознайка» 2011/2012 г.г. – 5/35 участников, 2 победителя.
  • Всероссийский игровой конкурс «КИТ» 2009/2010 г. – 111/115 участников, 3 победителя.  
  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике диплом «За нестандартный подход в решении олимпиадных задач» Распопов Н., 2010 г., 2011 г.

По данным мониторинга учебных результатов, при 100% стабильной успеваемости, качество обучения учащихся по информатике за последние три учебных года в среднем составляет 75,8% (2009/2010 уч. год – 76,3%, 2010/2011 уч. год – 73,1%, 2011/2012 уч. год – 78,1%).

Выпускники 11 классов ежегодно сдают ЕГЭ по информатике: в 2010 г. (5 обучающихся) средний балл – 72,6; в 2011 г. (12 обучающихся) средний балл – 69; в 2012 г. (13 обучающихся) средний балл – 69. Выпускники 9 классов регулярно выбирают экзамен по информатике и показывают следующие результаты: 2009 г. (35 обучающихся) качество 48,6%; 2010 г. (36 обучающихся) качество 36,1%; 2011 г. (19 обучающихся) качество 47,4%.

Считаю, что подобная работа по развитию учебно-познавательной компетенции поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развитию своих способностей и использованию их в общении с соучениками и учителем, как в школе, так и в дальнейшей жизни за рамками школьного образования.



Предварительный просмотр:

Организации сетевого взаимодействия участников образовательного процесса

в приложении LearningApps.org

LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц.

LearningApps.org является приложением Web 2.0, служит для поддержки процесса обучения с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является формирование банка интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки называют приложением или упражнением.

Они имеют свою особую ценность, а именно интерактивность. Создание подобных упражнений не включено ни в какие иные программы.

Интерфейс приложения прост и интуитивно понятен.

Пункт меню «Все упражнения» дает возможность увидеть все категории упражнений. Под категорией понимается предметная область, хранящая упражнения относящиеся к ней.

Также в этом пункте можно ознакомиться с «Высоко оцененными упражнениями» и «Любимыми приложениями» - это те, которые имеют большое количество просмотров, либо наибольшее количество звезд). А так же «Последними приложения» - это не так давно созданные приложения.

Выбрав интересующую вас категорию, можно выбрать тему интересующего вас задания, затем осуществить выбор из представленных ниже приложений и упражнений.

Например, Информатика – Системы счисления – Перевод чисел из двоичной системы в десятичную.

Выберите любое понравившееся упражнение. Рассмотрим его подробнее.

Просматривая и выполняя упражнение стоит обратить внимание на нижнюю часть окна. Справа вы видите кнопку «Запомнить и положить в МОИ упражнения». Эта кнопка позволяет вам не потерять понравившееся упражнение и добавить его к собственной коллекции.

Из раздела «Об этом приложении» вы получаете информацию об оценке пользователями данного упражнения, авторе и категории.

Правее вы можете скопировать «Адрес в Интернете» (задание будет открываться в таком виде, как представлено сейчас), либо «Адрес полной картинки» (и задание откроется в полноэкранном режиме). Так же вы можете встроить это задание в любой сайт скопировав в разделе «Привязать» html-код.

Справа осталась не рассмотренной кнопка «Создать подобное приложение». Она дает возможность редактировать данное, переработав его под себя, ведь не всегда можно понять, как оформить задание. Сервис позволяет идти обратным путем, сначала рассмотреть, как выглядит задание, а потом создать подобное на основе исходного.

Но еще более интересной является возможность создавать упражнения с нуля.

В строке меню выберем пункт «Новое упражнение».

Здесь Вы найдете разные виды упражнений. По окончанию работы над ними вы можете их опубликовать, чтобы и другие пользователи могли использовать ваше упражнение, основываясь на него создавали свои, научаясь новому, благодаря вашей работе.

Какие виды упражнений можно создать

Выбор

  • Викторина
  • Викторина с выбором правильного ответа
  • Выделить слова
  • Кто хочет стать миллионером?
  • Слова из букв

Распределение

  • Игра "Парочки"
  • Классификация
  • Классификация
  • Найти на карте
  • Найти пару
  • Пазл "Угадай-ка"
  • Соответствия в сетке
  • Сортировка картинок
  • Таблица соответствий

Последовательность

  • Расставить по порядку
  • Хронологическая линейка

Заполнение

  • Викторина с вводом текста
  • Виселица
  • Заполнить пропуски
  • Заполнить таблицу
  • Кроссворд

Онлайн-игры

  • Викторина для нескольких игроков
  • Где находится это?
  • Оцените
  • Папка Challenge
  • Скачки

Инструменты

  • Mindmap
  • Notebook
  • QikPad
  • Аудио/видео контент
  • Голосование
  • Доска объявлений
  • Календарь
  • Сетка приложений
  • Чат

Нажимая на понравившийся тип задания в окне просмотра вы можете видеть его описание, видео демонстрирующее работу по заданию, также есть кнопка «Примеры», за которой скрываются ранее созданные пользователями такого вида задания и кнопка «Создать» с названием вида упражнения.

Вкратце о некоторых видах упражнений.

Давайте попробуем создать Пазл «Угадай-ка».

  1. Нажимаем кнопку «Создать».
  2. Вводим название приложения «Устройства ввода/вывода».
  3. Затем ставим задачу «Соотнесите карточки с категорией».
  4. Можно задать задний фон. Под этим пазлом может лежать картинка или видео! Оно откроется, если правильно собран пазл. Это может быть изображение из Википедии, картинка из Интернета и вы просто указываете адрес картинки, либо загружаете картинку с компьютера (к примеру, если ваше задание предваряет изучение новой темы, то картинка может служить подсказкой).
  5. Далее вы видите Группу и Термины, относящиеся к ней. Группа это категория, например «Устройства ввода», а термины это карточки «Клавиатура; Сканер; Мышь; Микрофон; Web-камера» прописанные через точку с запятой. «Устройства вывода»  - «Принтер; Монитор; Акустические колонки; Наушники; Проектор»
  6. Создадим две группы и к ним соответствующие термины.
  7. Определим величину пазлов. Под величиной будем понимать количество частей пазла. Минимальное 12. Если терминов меньше, чем частей пазла, то они могут многократно использоваться. Если же много частей пазла, то могут быть использованы только короткие названия терминов. Обратите внимание, что размеры 3х4 и 4х3 это один и тот же пазл, но расположенный горизонтально или вертикально.
  8. В заданиях предусмотрена обратная связь. Текст, который будет появляться при правильном решении задан автоматически, но по желанию вы можете его изменить.
  9. Раздел «Помощь» может содержать подсказки, как решить задание.

Вообще интерфейс приложения при создании любого упражнения примерно схож.

  1. Теперь можно нажать кнопку «Установить и показать в предварительном просмотре»
  2. Проверьте ваше упражнение в действии.
  3. Можно развернуть на весь экран. В правом верхнем углу задания есть соответствующий значок.
  4. Если есть неточности, то можно нажать кнопку «Вновь настроить» и все исправить. В противном случае нужно нажать кнопку «Сохранить приложение».

Если вы зарегистрированный пользователь, то данное упражнение вы можете сохранить и опубликовать, чтобы им могли воспользоваться и другие пользователи.

Куда же сохраняются созданные вами приложения. В строке меню выбираем пункт «Мои приложения»

Здесь вы легко можете создать папки и присвоить им категории – имена. Те приложения, которые вы опубликуете, будут в категории «Опубликованные приложения», а те которые вы оставляете для личного пользования в категории «Личные приложения».

Обращу ваше внимание на созданные вами упражнения, вы всегда его можете переработать, сделать личным или опубликовать для всей общественности.

Остался последний пункт меню «Мои классы».

Здесь вы можете создать класс, вам всего лишь нужно вписать имя и фамилию ученика, а логин и пароль генерируется автоматически. Сервис позволяет распечатать список учеников с логином и паролем. Затем вы легко можете раздать детям и приступить к совместной работе.

Пункт «Приложения для моих классов» нужен для назначения упражнения ученикам. Можно назначить задание, которое вы сами создали, либо скопировать адрес упражнения и назначить его.

Объясню, почему к «совместной работе». Поскольку ваши ученики могут не только выполнять назначенные вами упражнения, но и самостоятельно создавать подобные упражнения, участвовать в мозговом штурме по определенной теме на общей доске объявлений и многое другое.

Какой смысл давать задание составить кроссворд по теме на альбомном листе, если это может выполнить приложение, а ребенку останется только придумать вопросы и ответы, при этом он прорабатывает тему, что и является основной целью.

Хочу привлечь ваше внимание к заданиям кейсам.

Приведу пример и покажу где и как их создавать.

Где мне очень пригодилось приложение LearningApps.org? При создании интерактивных заданий для районного конкурса «Юный патриот делами славь Отечество!». Я создала сайт с помощью сервиса Google, и в страницы с заданиями поместила разработанные упражнения.

https://sites.google.com/site/igrazdaninrossii/

Своим достижением считаю внесенные коррективы в данный сайт. Как в начале выступления было сказано, что разработчики сайта из Германии, мы видим лишь перевод страниц сайта. Ведя переписку с разработчиками, я добилась, чтобы при появлении диалогового окна с текстом задания изменился его заголовок с «ЗАВДАННЯ» на «ЗАДАНИЕ».

Преимущества использования этого приложения по сравнению с традиционными упражнениями на бумаге:

– Ваши ученики могут также решить задания дома, индивидуально.

– Вы можете использовать мультимедийные ресурсы, что на бумаге не возможно. Например, слушать звуки, просматривать видео, анимации.

– Учащиеся могут взаимодействовать с содержимым на разных устройствах: смартфоны, интерактивные доски и т.д.

– Прямое использование упражнений, созданных другими пользователями в качестве шаблона или опубликовать свои собственные упражнения на платформе, чтобы другие могли воспользоваться вашей идей.

– Как учитель, вы также можете создавать и управлять учетными записями ваших учеников. Вы можете сразу увидеть, какие приложения ваши учащиеся создали и многое другое.

Будьте творческими, изобретательными и наградой вам будут сияющие, благодарные глаза ваших учеников.