конспект ОД в средней группе "Строение дерева"

ООД разработана с учетом ФГОС ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_dereva.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема:  ООД «Строение дерева и необходимые условий для его жизни» (познавательное развитие).

Цель: создание условий для расширения знаний о строении дерева и необходимых условий для его жизни, посредством составления модели.

Задачи:

  1. Создать условия для обобщения и пополнения представлений об условиях необходимых для жизни дерева: вода солнце, тепло (познавательное развитие).
  2. Способствовать расширению представления об образе и строении дерева (познавательное развитие).
  3. Способствовать развитию умения составлять модели.
  4. Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности
  5. Стимулировать развитие речевой активности у детей (речевое развитие).
  6. Способствовать развитию у детей способности конструктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
  7. Поддерживать развитие инициативы и самостоятельности у детей (художественно-эстетическое развитие).
  8. Способствовать развитию познавательных процессов.
  9. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Интеграция О.О.: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Организация детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, коммуникативная, двигательная, продуктивная

Материалы и оборудование: дерево березы, посаженное в горшок; картинки с изображением березы (ранней осенью, золотой осенью, поздней осенью); листы картона с прикрепленными ветками березы, для составления модели «строения дерева и необходимых условий для жизни дерева»; магнитная доска; магниты; фломастеры.


Содержание организованной образовательной деятельности

Этапы

образовательной деятельности

Организация

рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические

условия/задачи

1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Дети проходят в группу и видят на столе посаженную в горшок березу

Обратить внимание детей на иллюстрации по теме «Осенние деревья»

Постановка проблемы.

Создание проблемной ситуации.

Цель: Актуализация познавательного опыты ребенка. Формулирование проблемы.

Педагог собирает детей вокруг себя и сообщает: «Ушел теплый солнечный сентябрь, а вслед за ним пришел октябрь – хмурый, дождливый, прохладный осенний месяц. Посмотрите на картинках как изменились по сравнению с летом наши деревья за осенний период.

- Вот и наш дворник увидел такое унылое деревце и подумал, что оно стало погибать, поэтому и принес его к нам в группу, где тепло и сухо.

- Как вы думаете, он правильно поступил? Можно ли так спасти дерево, которое растет на улице?

- Давайте мы с вами выясним, погибают ли деревья осенью и расскажем об этом дворнику.

- Давайте сначала познакомимся с ним?

Рассматривают картинки.

Рассматривают дерево, посаженное в горшок.

Произносят свое имя

Установка на общение со взрослым

Условия для развития умения формулировать детьми свои мысли.

Постановка и принятие проблемы, формирование детской цели.

2. Актуализация имеющегося опыта у детей

Рассматривание строения дерева, выявление характерных признаков березы

Выделение частей дерева и их значимости.

Обратить внимание детей на иллюстрации

Создание ситуации общения. Цель: Актуализация представлений детей об осени, уточнение детских представлений о деревьях.

У нашего дерева тоже есть имя? Как его зовут? (береза)

- По каким признакам вы догадались, что это береза?

А как вы догадались, что береза это дерево, а не кустарник?

Все деревья имеют одинаковое строение.

На примере нашей березы, давайте рассмотрим, из каких частей оно состоит.

- Какая часть дерева прячется в земле? Для чего дереву они нужны? (корнями дерево держится за землю, через корни дерево получает питание)

- Вы уже правильно отметили, что дерево имеет крепкий прямой ствол. Чем он покрыт?

Какая кора у березы? За красивую окраску, которая только у берез бывает, ее называют берестой

Посмотрите внимательно, что на стволе дерева находится? Правильно, ветки, какие они? Чем отличаются от ствола?

Что растет на ветках дерева? Верно, листья. Расскажите, какие они сейчас?

- Каким цветом листья летом? (зеленые)

- А какие они стали золотой осенью? (желтые)

- Что произошло с ними сейчас, в середине осени?

- Почему листья уже почти все опали с дерева? (объяснения детьми погоды)

- Это может зависеть от погоды? Какая погода была летом? А осенью? Какая на улице погода?

- Как светит солнце? (тускло, бледно, слабо)

- Правильно и поэтому дерево, чтобы не погибнуть и не тратить силы на рост листьев сбрасывает их, называется это – листопад и засыпает.

- Всю позднюю осень и зиму дерево будет без листьев, зато, когда весной солнышко начнет греть, пойдут дожди, станет теплой и мягкой земля, на дереве снова появятся зеленые листочки

Вывод: Осенью все листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом. Все жизненные процессы растений засыпают. Весной на деревьях снова появятся почки, которые превратятся в листочки. Летом дерево радует нас своей красотой.

- Так прав был наш дворник, когда решил. Что дерево погибает и его надо принести в помещение? (нет, мы можем сказать, что жизненные процессы начали засыпать)

Ответы, рассуждения детей.

У березы белый, стройный ствол, с характерными черными линиями; листья округлой на концах вытянутой формы

От земли отходит один ствол, а у кустарника несколько.

Рассматривают дерево, выделяют части дерева с характерными признаками – березы.

- Мнения детей

-

- Мнения детей.

около ствола ветки цветом как ствол, а к концу темные

- Мнения детей

корни

- Мнения детей

Ответы детей рассуждения доводы.

Теплая, солнечная

прохладная, пасмурная, хмурая

Рассматривают листья по картинкам.

Устанавливают последовательность изменения окраски листьев.

Предлагают разные варианты, выдвигают умозаключения.

Устанавливают связь между временем года и обликом дерева.

Создать условия для развития познавательного интереса, любознательности, способности делать выводы и умозаключения и выражения их в высказываниях

Создать ситуацию речевого развития, развивающую  речевую активность детей, способствующую закреплению навыков правильного звукопроизношения

Условия для развития исследовательских действий

Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

3. Основная часть

Физкультминутка

Определение примет осени из предложенных примет

Давайте с вами немножко отдохнём и поиграем в игру приметы осени.

Я буду называть приметы разных времен года. Если вы услышите правильную примету осени, хлопайте в ладошки, если не правильную, топайте ногами.

Всю ли осень цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто — часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).

Молодцы все приметы осени вы выделили правильно.

Вывод: давайте вспомним чем отличается осень от других времен года? Что происходит осенью?

На характерные приметы осени хлопают в ладошки, на приметы другого времени года топают ногами.

Вывод детей о признаках осени.

Условия для взаимодействия с взрослым.

Условия развития для физической активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Наблюдение

Цель: формировать представления о важности воды, тепла света для жизни и роста растений.

Составление модели строения дерева.

Пальчиковая физкультминутка

Составление модели условий необходимых для жизни дерева.

- Как мы можем сохранить наши знания, о чем мы сегодня говорили?

-Давайте создадим модель строения дерева и необходимых условий для его жизни.

- Модель мы еще не создавали. Как вы понимаете слово модель?

Модель – это схематическое изображение того, реального объекта. Наша модель будет замещать большое настоящее дерево.

- Прослушайте стихотворение «Строение дерева» С.А.Васильева.

«Дерево могучее, дерево сильно

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его,

смотри не поленись:

Ствол – дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору.

Надежно защищает она дерево в бору.

Создают прохладу под деревом листочки.

Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись,

Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»

- Посмотрите на ваши листы картона. На листе картона я закрепила веточку березы – это ствол вашего дерева.

- С помощью чего можно изобразить все остальные части дерева?

- Чем мы сегодня будем рисовать части дерева? (фломастерами)

- Что нарисуем снизу ствола? (корни)

- Для чего нужны корни? Корнями дерево держится за землю, через корни дерево получает питание.

- Где прячутся корни? Нарисуем землю.

-  Что отходит от ствола? (ветки)

- Разные или одинаковые ветки будут по толщине? (разные)

- Какие ветки будут около ствола? (более толстые) Нарисуем ветки.

- Какие ветки отходят от веток (более тонкие). Нарисуем ветки.

- Что расположено на ветках? (листья)

- Каким цветом нарисуем листья? (желтым)

- Почему желтые листья? Какое это дерево? (осеннее)

- Если на улице осень, значит дерево какое?

- Посмотрите на нашу березку, много будем рисовать листьев? Почему? (хмурая осень, листья опали)

- Для чего нужны листья? (создают тень)

- Нарисуем листья.

Давайте поиграем с нашими пальчиками. Представим, что наши пальчики это тоже маленькие листочки.

Листочки

Этот лист березовый,

Этот лист кленовый,

Это лист рябиновый, а еще осиновый,

А вот это шишка,

Шишка-малышка.

Мы создали с вами модель осеннего дерева. А давайте попробуем добавить в нее необходимые условия для жизни этого дерева.

- Будет дерево жить в полной темноте?

- Значит, дереву для жизни нужен свет?

- В виде чего деревья получают свет? (солнца)

- Солнце в разные времена года будет отличаться?

- Как солнце светит осенью? (тускло, бледно)

- Что происходит с листьями? (желтеют, опадают)

Вывод: осенью деревья не получают в полной мере свет, поэтому на деревьях желтеют, опадают листья

- Нарисуем солнце.

- Как можно показать, что солнце светит мало? Что его закрывает? (облака)

- Нарисуем облако, которое закрывает солнце.

Вывод: мы нарисовали первое условие необходимое для жизни дерева.

- Какое еще условие важное для жизни дерева?

- Какая на улице должна быть погода? (теплая)

- Осенью дерево много получает тепла?

- Какая на улице осенью погода? (дождливая, прохладная, пасмурная)

- Что происходит с деревом в прохладную, дождливую погоду? (тускнеет, листья желтеют, опадают)

Вывод: нарисуем еще одно условия необходимое для жизни дерево – тепло.

- Вы мне рассказали. Что дерево через корни получает питание.

- Какое питание может получать дерево? (Вода)

- В виде чего дерево получает воду? (осадков)

- Какие осадки мы часто можем наблюдать осенью? (дождь)

Вывод: нарисуем еще одно условие необходимое для жизни дерева – вода.

Предлагают разные варианты.

Мнения детей

Прослушивают стихотворение.

Рассматривают листы картона, с прикрепленными на них веточками березы.

Рассматривают материал для работы.

Мнения детей

Рисуют корни.

Мнения детей.

Рисуют ветки разной толщины. У ствола толстые ветки.

Мнения детей.

Рисуют листья.

Выполняют физкультминутку для пальчиков.

Мнения детей.

Ответы детей, рассуждения, мнения.

Рисуют солнце.

Мнения детей.

Рисуют облако.

Советуются, помогают друг другу в процессе выполнения.

Мнения детей.

Рисуют тепло.

Мнения детей

Рисуют дождь.

Содействовать развитию у детей способности самостоятельно принимать решения.

Поддерживать детскую инициативу, активность и самостоятельность.

Создавать условия для развития познавательных процессов.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

Условия для взаимодействия с взрослыми и детей друг с другом.

Условия для развития исследовательских действий.

Условия для развития творческого мышления.

Условия для развития познавательной активности.

Условия для развития физической активности.

Условия для развития исследовательских действий

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

Условия для развития познавательной активности.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для развития познавательной активности.

Условия для развития инициативы и самостоятельности.

Рассказ по модели.

Давайте попробуем, используя наши модели рассказать о необходимых условиях для жизни дерева в разные времена года.

- Можно я первая.

На примере модели я расскажу о лете. Летом солнце светит ярко, жарко. На улице теплая погода. Идут теплые дожди. Все жизненные условия дерево получает в полной мере. Поэтому на деревьях зеленные красивые листья. Дерево радует нас своей красотой.

- Кто желает рассказать, анализируя другое время года

Свои модели вы заберете домой. Если захотите, можете дома рассказать, почему на деревьях осенью желтеют и опадают листья.

Слушают рассказ воспитателя по модели.

Составление рассказа по модели

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.

5. Заключительная часть

- Посмотрите наша березка, заскучала. Ведь в лесу у не остались подружки.

- Теперь вы знаете, погибнет дерево на улице?

- Что мы будем делать с нашей березкой?

- В помещении, какие растения должны быть? (комнатные)

Если вы не против я возьму ее высажу в лесу к ее подружкам.

Мнения детей.

Дети предлагают свои варианты, как поступить с деревом.

Условия для воспитания бережного отношения к природе.