Дидактические материалы по географии

Жбанова Елена Вениаминовна

Тестовые материалы  по географии  по всем темам учебного курса.

 

Тестовые задания для 5 класса.

Вопросы и задания для повторения и закрепления для 6 класса.

Логически - поисковые задания для 7 класса.

Самостоятельные работы и тестовые задания для 8 класса.

Вопросы и задания для обучающихся 9 класса.

 

Мультмедийные интерактивные упражнения

Циклоны и антициклоны, кроссворд

Ориентирование на местности, викторина

Вулканы, заполни пропуски в тексте

Части океанов: моря, собери пазл

Страны Америки, собери пазл

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_po_geografii_5_klass_gradusnaya_setka.docx13.4 КБ
Файл test_5_klass_storony_gorizonta.docx45.37 КБ
Файл test_po_geografii_5_klass_geograficheskaya_karta.docx13.3 КБ
Файл test_5_klass_plan_mestnosti_masshtab.docx13 КБ
Файл test_po_teme_planeta_zemlya_5_klass.docx13.35 КБ
Файл test_po_geografii_velikie_geograficheskie_otkrytiya.docx13 КБ
Файл ozera_i_bolota_6_klass.docx13.66 КБ
Файл vulkany_6_klass.docx13.03 КБ
Файл veter_atmosfernoe_davlenie_6_klass.docx13.04 КБ
Файл reki_6_klass.docx13.06 КБ
Файл vlazhnost_vozhduha_atmosfernye_osadki_6_klass.docx13.07 КБ
Файл gory_6_klass.docx13.05 КБ
Файл razvivayushchie_kanony_7_klass_prirodnye_zony.docx12.41 КБ
Файл razvivayushchie_kanony_7_klass.docx12.47 КБ
Файл prirodnye_zony_7_klass.docx12.3 КБ
Файл 7_klass_kraynie_tochki_razvivayushchie_kanony.docx12.63 КБ
Файл pishchev_dob_10.10.docx14.15 КБ
Файл 8_klass_prirodnye_zony.docx13.56 КБ
Файл 8_klass_pochvy_voprosy_i_zadaniya.docx13.49 КБ
Файл 8_klass_tsiklony_antitsiklony.docx21.65 КБ
Файл keys_rossiyane_na_rynke_truda_zhbanova_tsyganova_8_klass_10.10.19.docx319.34 КБ
Файл 9_klass_geograficheskoe_polozhenie_rossii.docx12.18 КБ
Файл geograficheskiy_diktant_9_klass_subekty_rf.docx12.25 КБ
Файл geograficheskiy_diktant_9_klass_subektyi_stolitsy.docx12.08 КБ
Файл stolitsy_i_subekty_9_klass.docx11.96 КБ
Файл test_geografiya_5_klass_rasy.docx54.02 КБ
Файл test_uralskiy_ekonomicheskiy_rayon.docx16.87 КБ
Файл kontrolnaya_rabota_po_geografii_po_teme_litosfera_6_klass.docx16.04 КБ
Файл kontrolnaya_rabota_po_geografii_v_6_klasse_tema_kak_ustroena_nasha_planeta_-_zhbanova_elena_veniaminovna.docx20.58 КБ
Файл kontrolnaya_rabota_po_teme_afrika_7_klass.docx28.18 КБ
Файл kontrolnaya_rabota_po_teme_avstraliya.docx306.51 КБ
Файл test_uralskiy_ekonomicheskiy_rayon.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Проверочная работа по теме «Градусная сетка»

Какое направление указывает параллель7

а) с запада на восток;

в) с севера на юг;

2. Какое направление указывает меридиан!

а) с запада на восток;

в) с севера на юг;

3. Что такое параллель?

а) две воображаемые линии на земном шаре, точки которых находятся параллельно друг другу;

б) воображаемая линия на земном шаре, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора;

в) воображаемая линия на земном шаре, параллельная линии центра Земли;

г) воображаемая линия на земном шаре, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию

4 Что такое меридиан?

а) воображаемая линия на земном шаре, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию;

б) воображаемая линия на земном шаре, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора;

в) воображаемая линия на земном шаре, параллельная линии центра Земли;

г) воображаемая линия на земном шаре, разделяющая Северный и Южный полюсы Земли.

5. На какие полушария  экватор делит Землю?

а) на нижнюю и верхнюю часть; в) на Восточное и Западное полушария;

б) на четверти разных сторон света; г) на Северное и Южное полушария.

6. Закончите предложение: при движении к полюсам длина параллелей…

а) уменьшается; в) не изменяется

б) увеличивается; г) изменяется так незначительно, что этим изменением можно пренебречь.

7. Закончите предложение: меридианы – линии направления…

а) запад-восток; б) север-юг; в) юг-восток; 4) север-запад.

8. Что можно назвать нулевой параллелью?

а) земная ось; б) экватор; в) Гринвичская параллель; г) диагональ Земли.

9. Какое расстояние в градусах от каждого из полюсов до экватора?

а) 900; б) 2700; в) 1800; г) 3600.

10. Какой меридиан является нулевым (начальным)?

а) земная ось; б) экватор; в) Гринвичский меридиан; г) диагональ Земли.

В1. Какое путешествие будет короче по параллели 400 или по параллели 700?  

Объясните ,почему?



Предварительный просмотр:

Тест «Ориентирование»

5 класс

1. Видимое пространство вокруг нас – это

а) горизонт; б) линия горизонта; в) линией фронта; г) линия видимости.

2. Как называется  угол  между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки называется

а) компасом; б) ориентиром; в) азимутом; г) прямым.

3. С помощью какого из перечисленных приборов удобнее всего ориентироваться на местности?

а) анемометр; б) барометр; в) компас; г) часы.

4. Как можно  определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь?

а) по часам; б) по Луне; в) по Полярной звезде; г) по муравейнику.

5. В какой  стране был изобретен компас

а) в России; б) в Египте; в) в Индии; г) в Китае.

6. Что называется  ориентирование на местности?

а) определение своего местонахождения на местности относительно сторон

горизонта и различных объектов

б) определение сторон горизонта и выбор направления движения;

в) знать направление движения и карту местности;

г) использование компаса и карты для определения своих координат.

7 Что такое ориентир?

а) предмет, на который ориентируются при движении на местности;

б) местный предмет, использующийся в качестве начала направления движения;

в) местный предмет, заметный издалека.

г) характерный местный предмет, обозначенный на карте.

8. По каким 4 местным приметам можно определить стороны света:

а) стволам и коре деревьев; е) кустам и сухой траве;

б) лишайнику и мху; ж) направлению течения ручьёв;

в) склонов холмов и бугров; з) наезженной колее;

г) муравейникам; и) таянию снега;

д) полыньям на водоёмах; к) скорости ветра.

9 Используя рисунокподпишите стороны горизонта.hello_html_m4ac64584.jpg

Б – ________________

Г – ________________

Д – _________________

Ж – _________________

З – __________________



Предварительный просмотр:

Тест по географии «Географическая карта»

5 класс

1. Город, в котором хранится самый старый из сохранившихся глобусов?

а) Нюрнберг; б) Лос-Анджелес; в) Торонто; г) Гамбург.

2. Уменьшенная модель земного шара –

а) карта; б) глобус; в) план; г) атлас.

3. Уменьшенное изображение Земли или какой-либо ее части на плоскости с помощью условных знаков - это

а) азимут; б) глобус; в) географический атлас; г) географическая карта.

4. Что такое «легенда» карты?

а) её назначение;

б) степень уменьшения изображенной на ней местности, по сравнению с реальными размерами;

в) расположение;

г) условные обозначения с их расшифровкой.

5. Что такое атлас?

а) сборник чертежей небольшого участка земной поверхности;

б) обобщенное изображение Земли или ее части на плоскости с помощью условных знаков;

в) градусная сетка;

г) собрание географических карт разной тематики для определенной территории.

6. Карты различают по содержанию на:

а) топографические, комплексные; б) крупномасштабные, мелкомасштабные;

б) среднемасштабные, крупномасштабные; г) общегеографические, тематические.

7. Что  на географических картах  окрашено зеленым цветом:

а) огороды; б) леса; в) кустарники; г) низменности.

8. Что изображено на физических  картах?

а) общий облик пространства и важнейшие природные объекты;

б) страны мира и экономические связи между ними;

г) в зависимости от их темы;

д) нет правильного ответа.

9. Водные объекты на географических картах обозначены

а) красным цветом; б) желтым цветом; в) синим цветом; г) коричневым цветом.

10. По каким признакам НЕ различаются карты?

а) по масштабу; в) по пространственному охвату территории

б) по размеру; г) по содержанию.

11. Что показывает метод послойной окраски?



Предварительный просмотр:

Тест «План местности. Масштаб»

5 класс

1. Что нужно взять с собой для  похода :

а) карта полушарий; в) карта России;

б) топографический план; г) политическую карту.

2. На карте с каким  масштабом изображен участок местности более подробно

а) 1:100; б) 1:1000; в) 1:10000; г) 1:100000.

3. Более крупным является масштаб

а) 1:100; б) 1:1000; в) 1:10000; г) 1:100000.

4. Найдите  лишнее

а) линейный масштаб; в) графический масштаб;

б) численный масштаб; г) именованный масштаб.

5. Изображение небольшого участка земной поверхности на плоскости в уменьшенном виде с помощью условных знаков называется

а) рисунок; б) карта; в) аэрофотоснимок; г) глобус

6. С помощью  чего  на плане  обозначаются объекты местности?

а) условные знаки; б) рельеф; в) азимут; г) план местности.

7. Переведите численный масштаб в именованный:

1:10000000, 1:500,1:1000.

8. Именованный – в численный:

1 см – 50 м, в 1 см – 20 м.

9. Решите задачу.

На карте с масштабом 1:200000 расстояние между деревней и станцией равно 3 см. Найдите это расстояние на местности.



Предварительный просмотр:

Тест «Планета Земля»

5 класс

1Выберите правильное время, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца:

а) сутки; б) неделя; в) месяц; г) год.

2. Сколько на Земле полярных кругов

а)1; б) 2; в) 3; г) 4.

3.  С чем связаны приливы и отливы на Земле:

а) Солнца на Землю; в) Луны на Землю;

б) других планет на Землю; г) не зависят от космических тел во Вселенной.

4. В середине какого времени года Земля наиболее удалена от Солнца?

а) осени; б) зимы; в) лета; г) весны.

5. Линию, разделяющую Землю на два полушарие – северное и южное называют:

а) ось; б) экватор; в) северный тропик; г) полюс.

6. Високосным называют год, в котором насчитывается:

а) 366 дней; б) 365 дней и 6 ч.; в) 365 дней; г) 28 дней в феврале.

7. Что является следствием осевого движения Земли?

а) смена дня и ночи; в) смена времен года; б) смена погоды; г) изменение направления ветра.

8. На каком материке расположено две части света

а) Северная Америка; б) Южная Америка; в) Африка; г) Евразия.

9. Самая большая планета Солнечной системы

а) Земля; б) Юпитер; в) Сатурн; г) Нептун.

10.Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты под углом:

а) 900; б) 450; в) 1800; г) 66,50.

11Установите соответствие :

Характеристика       Дата

А. день равен ночи 1. 21 марта

Б. Солнце в зените на экваторе 2. 22 июня

В. Солнце на северном тропике 3. 23 сентября

Г. Лето в Южном полушарии 4. 22 декабря

Д. самая длинная ночь в Южном

полушарии

Е. самый короткий день в Северном

полушарии

12. Ответьте на вопрос:

Какой материк прозвали «Королевой холода»? Почему?



Предварительный просмотр:

Тест «Великие географические открытия»

5 класс

1. В чем заключается заслуга экспедиция Ф. Магеллана?

а) была открыта Австралия; б) было доказано, что Америка – новая часть света;

в) было доказано единство Мирового океана; г) был найден кратчайший путь в Индию.

2.В какую страну совершил путешествие Афанасий Никитин

а) Африка; б) Греция; в) Китай; г) Индия.

3. Какой материк открыла русская экспедиция

а) Африка; б) Антарктида; в) Австралия; г) Северную Америку.

4. Кто является автором труда «Географика»

а) Геродот; б) Аристотель; в) Эратосфен; г) Пифей.

5. Кто из путешественников открыл Америку?

а) Дж. Кук; б) М.Поло; в) Х.Колумб; г) Васко да Гама.

6. Какой из  материков  был открыт последним?

а) Австралия; б) Антарктида; в) Южная Америка; г) Северная Америка.

7. Кто первым  перешёл Уральские горы и положил начало географическим открытиям в Сибири?

а) А. Никитин; б) Ермак Тимофеевич; в) В. Беринг; г) Василий Поярков.

8. Кто первым достиг Северного полюса?

а) Руаль Амундсен; б) Роберт Пири; в) Василий Поярков; г) Ерофей Хабаров.



Предварительный просмотр:

Задания   для повторения и проверки знаний по темам

начального курса географии (6 класс)

(к линии учебников «Полярная звезда»»)

Вопрос

Ответ

  1. Дайте определение озеро…..
  2. Какие бывают озера по типу происхождения озерных котловин?
  3. Что такое болото?
  4. Причины возникновения болот.
  5. Какие бывают болота?
  6. Значение болот.
  7. Покажите на карте, где находятся крупнейшие болота России.



Предварительный просмотр:

Задания   для повторения и проверки знаний по темам

начального курса географии (6 класс)

(к линии учебников «Полярная звезда»»)

Вопрос

Ответ

  1. Что такое вулкан?
  2. Чем магма отличается от лавы?
  3. В каких районах  Земли встречаются вулканы?
  4.  Опишите строение  вулкана.

  5.Определите по карте географические координаты вулкана Везувий, Килиманджаро.



Предварительный просмотр:

Задания   для повторения и проверки знаний по темам

начального курса географии (6 класс)

(к линии учебников «Полярная звезда»»)

Вопрос

Ответ

  1. Ветер – это…
  2. Как возникает ветер?
  3. Как определить направление и силу ветра?
  4. Значение ветра.
  5. Бриз…..
  6. Муссон это…
  7. Определите, в каком направлении будет дуть ветер:

770 мм   –  780 мм.

760мм – 740мм.



Предварительный просмотр:

Задания   для повторения и проверки знаний по темам

начального курса географии (6 класс)

(к линии учебников «Полярная звезда»»)

Вопрос

Ответ

  1. Река – это… ).
  2. Как называется начало реки…
  3. Как называется место , где река заканчивается?
  4. Как образуются пороги на реках?
  5. Как образуется водопад?
  6. Почему водопады не остаются на одном месте?
  7. Покажите на карте водопады Анхель и Викторию.



Предварительный просмотр:

Задания   для повторения и проверки знаний по темам

начального курса географии (6 класс)

(к линии учебников «Полярная звезда»»)

Вопрос

Ответ

  1. Атмосферные осадки – это…
  2. Каким прибором определяют количество выпавших осадков?
  3. Перечислите виды атмосферных осадков.?
  4. Абсолютная влажность воздуха – это…
  5. Относительная влажность воздуха это-…
  6. Сколько водяного пара содержится в 1 м3 воздуха при температуре + 20 0С, если его относительная влажность 40%?



Предварительный просмотр:

Вопрос

Ответ

  1. Дайте определение горы…..
  2. Как горы различаются по высоте?
  3. Какие горы на Земле самые высокие?
  4. Какие горы на Земле самые длинные?
  5. Какое значение горы имеют  для человека?

         Опишите по плану ГП Кавказа.

Задания   для повторения и проверки знаний по темам

начального курса географии (6 класс)

(к линии учебников «Полярная звезда»»)



Предварительный просмотр:

7 класс

                                                    Развивающие каноны.

       Это тип заданий относится к разряду логически – поисковых. Наиболее эффективное будет устное решение канонов., находят слова –связки. Прием является одним из самых эффективных, развивает логическое мышление, умение делать выводы.

прерия

?

степь

ЕА

пампа

ЮА

прерия

СА

степь

?

пампа

ЮА

прерия

СА

степь

ЕА

пампа

?



Предварительный просмотр:

                                               

7 класс

                                                    Развивающие каноны.

       Это тип заданий относится к разряду логически – поисковых. Наиболее эффективное будет устное решение канонов., находят слова –связки. Прием является одним из самых эффективных, развивает логическое мышление, умение делать выводы.

Евразия

Мыс Рока

Австралия

Стип - Пойнт

Африка

?

Евразия

Мыс Рока

Австралия

?

Африка

Альмади

Евразия

?

Австралия

Стип - Пойнт

Африка

Альмади



Предварительный просмотр:

7 класс

                                                    Развивающие каноны.

       Это тип заданий относится к разряду логически – поисковых. Наиболее эффективное будет устное решение канонов., находят слова –связки. Прием является одним из самых эффективных, развивает логическое мышление, умение делать выводы.

прерия

СА

?

ЕА

пампа

ЮА

?

СА

степь

ЕА

пампа

ЮА

прерия

СА

степь

ЕА

?

ЮА



Предварительный просмотр:

7 класс

                                                    Развивающие каноны.

       Это тип заданий относится к разряду логически – поисковых. Наиболее эффективное будет устное решение канонов., находят слова –связки. Прием является одним из самых эффективных, развивает логическое мышление, умение делать выводы.

Евразия

Дежнева

Австралия

Байрон

Африка

?

Евразия

Дежнева

Австралия

?

Африка

Рас -Хафун

Евразия

?

Австралия

Байрон

Африка

Рас -Хафун



Предварительный просмотр:

Тема: «Безопасная» современная еда.

Проблема: Пищевые добавки принять или отказаться?

Цель: создание условий для формирования умения оценивать безопасность продуктов питания.

Задачи:

1. Научить анализировать состав продуктов питания и на его основе делать правильные выводы.

2. Обучить работе с информацией, быстро находить необходимый материал и качественно его обрабатывать.

3. Научить смотреть на ситуацию под призмой критики и подвергать сомнению мнение и точку зрения даже авторитетных людей, прекрасно знающих своё дело.

Анализ некоторых продуктов питания на наличие опасных и безопасных добавок

Продукт питания

Какие добавки

Последствия потребления

Вывод

Мармелад со вкусом яблока

Лютеин,, хлорофиллин, цитрат натрия

Снижает уровень холестерина, для поддержания зрения в норме

безопасен

Печенье «Бискотти» с льняной семечкой

Лицетин, пальмовое масло, пирофосфат натрия

Затрудняет усвоение кальция в детском организме, повышает давление

 Не безопасен

Хлебцы «Молодцы»

Токоферол, лицетин

Нет побочных эффектов

безопасен

Каша гречневая «Губернаторская»

Глютамат натрия

Вызывает онкологические заболевания

Не безопасен

Колбаса «Мяснов» Рублевская

Полифосфат натрия, изо-аскорбат натрия, нитрит натрия

Мутагенные влияния

Не безопасен

Зефир глазированный

Заменитель какао масла, Е476

Вызывает онкологические заболевания, повышает уровень холестерина в крови

Опасен

Йогурт «Даниссимо»

Пектин, гуаровая камедь, загуститель Е 1422, цитрат кальция

Диарея, проблемы с мочеиспусканием

Не безопасен

Пряник городецкий

Натуральные добавки

-

 Безопасен

Вывод: большинство продуктов питания не безопасны для здоровья человека. 

Пути решения:

современному человеку:

1.  необходимо научиться делать правильный выбор продуктов

2. есть можно все продукты, но в небольших количествах

 3. необходимо ориентироваться на натуральные продукты.

Составили: Жбанова Е.В., Цыганова О.Н., Холодова А.В. Гущина Н.В., Белоусова Е.В.



Предварительный просмотр:

                                          Природные зоны России. 8 класс 

1. Самая большая по площади природная зона России?

А) степь Б) смешанные и широколиственные леса В) тайга Г) тундра

2. Переходной природной зоной на территории России являются:

А) тундра Б) широколиственные леса В) лесостепь Г) муссонные леса

3.Характерным признаком внешнего облика зоны арктических пустынь не является:

А) полярное сияние В) круглый год снег и лёд

Б) каменные россыпи Г) обилие ягодных кустарников

4. Зона степей в России встречается:

А) в Карелии Б) на Кубани В) в Приморье Г) на Таймыре

5. Определите, какое растение в тайге не произростает:

А) пихта Б) ясень В) кедр Г) сосна

6. В каких горах России наиболее богатый набор природных зон

А) Алтай б) Уральские горы в) Кавказ г) Саяны

7. Самая маленькая по площади природная зона России:

А) степь Б) смешанные и широколиственные леса В) пустыня Г) тундра

8.Характерным признаком пейзажа зоны широколиственных лесов не является:

А) полярное сияние В) разнообразие лиственных растений

Б) теплое лето Г) многообразие ягодных кустарников

9. На территории России пустыни занимают:

А) Колымскую низменность В) Прикаспийскую низменность

Б) Северо-Сибирскую низменность Г) Западно-Сибирскую низменность

10 Определите, какое растение в степи не прооизростает:

А) ковыль Б) типчак В) полынь Г) ягель

11. Выберите лишнее животное в природной зоне тундра:

А) лемминг Б) медведь В) песец Г) куница

12. Выберите верные утверждения:

А) В тайге Русской равнины преобладают темнохвойные породы

Б) В степях водятся белки, бурундуки, лоси

В) Главное богатство тайги – древесина

Г) Главная причина формирования природных зон – соотношение тепла и влаги

Д) Под хвойными лесами образуются почвы богатые гумусом

Е) В высокогорьях преобладают широколиственные леса

Ж) В зоне тундры водятся олени

З) Смешанные муссонные леса распространены на Восточно-Европейской равнине

И) Воздействие человека изменяет природный комплекс



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме Почвы России

                               8 класс

  1. Дайте определение  «почва» - это  ……
  2. Что такое Гумус?
  3. Перечислите факторы образования почв…..
  4. Мелиорация – это…
  5. Эрозия почвы – это…
  6. Назовите причины развития эрозии почв
  7. Заполните таблицу:

Природная зона

Почва

Мощность гумусого горизонта

Арктические пустыни

Тундра

Тайга

Смешанные леса

Степи

Полупустыни и пустыни



Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе. Тема «Атмосферная циркуляция»

Знание

Найдите в тексте на стр. 88 определения циклона и антициклона

Понимание

Подпишите схемы.

C:\Users\st1-7\Desktop\циклон.jpg 

Дайте объяснение почему циклон приносит осадки, а антициклон – сухую погоду.

 

Применение

О каком явлении говорится в стихотворении А.С.Пушкина «Зимний вечер»?

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Обобщение и систематизация

Дополните данными таблицу

Признаки

Циклон

Антициклон

Что это?

Атмосферный вихрь, переносящий воздушные массы

Атмосферное давление в центре?

Высокое

Движение воздуха

От периферии к центру

Явления

Охлаждение воздуха, конденсация, образование осадков, выпадение осадков

Скорость перемещения

30-40 км/час, подвижны

Погода

Пасмурная с осадками

:

Ценностное отношение

Какое отношение имеет циклональная и антициклональная погода для здоровья человека



Предварительный просмотр:

Тема: «Россияне на рынке труда», 8 класс.

(5 урок в теме «Население России»)

Проблема: Как стать конкурентоспособным на рынке труда? Как разрешить противоречие между желанием работать и отсутствием работы?

 Цель: создание условий для разрешение проблемы  через формирование понятия о рынке труда.

Задачи:

1.Выделить существенные признаки понятий: рынок труда, трудовые ресурсы, безработица, экономически активное население.

2.Определять причины и следствия безработицы.

3.Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день,
 о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов.

4. Учиться выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы безработицы, формировать умение применять полученные знания путем составления формулы жизненного успеха.

Вопросы к кейсу.

1. Сформулируйте проблему.

2. От чего зависит география безработицы в России ?

3.Каковы причины и следствия безработицы?

4.Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы?

5.Зависит ли безработица от структуры хозяйства?»

6. Внести предложения по сокращению безработицы: а) в первую очередь; б) на перспективу.

Информация к размышлению:

Модель «одна профессия на всю жизнь» постепенно изживает себя. Это связанно с тем, что скорость технологических изменений постоянно возрастает, и как следствие увеличивается скорость экономических, социальных и политических изменений — запросы рынка труда постоянно меняются. Как только специалисты моего поколения, рожденные в 1990–2000 гг., станут ключевыми на рынке труда — модель «одна профессия на всю жизнь» полностью себя исчерпает. Смена сферы деятельности от 5 раз и выше в течении жизни — станет нормой, как для сотрудников, так и для работодателей. Почти все мои знакомые программисты, которые выбрали программирование как “одну профессию на всю жизнь” рано или поздно уходили в стартаперы, а после того как стартапы были основаны, им приходилось стать маркетологами — самим продавать свои продукты и в случае успешных продаж — они становились уже управленцами и бизнесменами. Иногда этот цикл люди проходили за год, а то и меньше. Главное преимущество такого подхода в том, что оно позволяет специалисту выйти в междисциплинарный формат.

     Все ключевые инновации за последние 100 лет появились именно в междисциплинарной плоскости. Это значит, что в будущем специалисты, способные работать на стыке предметных областей и сфер деятельности, будут более востребованы, чем остальные.

В то же время последние 100 лет можно охарактеризовать максимально глубоким разделениям труда, то есть увеличением количества профессий и видов деятельности. Например только в рамках маркетинга можно выделить более 15 позиций: smm-специалист, seo-специалист, специалист по контекстной рекламе, аккаунт менеджер  и это только часть профессий в рамках интернет-маркетинга. И такое разделение труда в рамках каждой сферы деятельности будет только продолжаться. И для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, вы должны быть компетентны в узкой проблематике и развивать свои навыки в решении конкретных задач . Это вторая категория специалистов, которая будет востребованна в будущем.

Что будет с рынком труда в будущем

Стоит отметить, что в течение следующих 20–30 лет исчезнут более 30 существующих сейчас интеллектуальных и более 20 рабочих профессий, таких как копирайтер, журналист, аналитик, оператор call-центра, почтальон, инспектор ДПС, билетер и многие другие. (Подробнее в “Атласе будущих профессий”)

Миграция рабочей силы, в свою очередь, приведет к тому, что те специалисты, которых сегодня мы называем “дешевой рабочей силой”, начнут развивать свои компетенции и совсем скоро смогут конкурировать в таких областях, как гостиничный и ресторанный сервис, продажи, строительство и т. д.

На самом деле будущее уже здесь, просто пока оно наступило неравномерно. Это позволяет многим проживать жизнь по старинке. Им так комфортнее.

Но совсем скоро молодое поколение специалистов будет вынужденно от этого комфорта отказаться и начать менять свою жизнь.

Почему люди не меняют свою жизнь

Как правило, люди ничего не меняют в своей жизни не потому не могут, а потому что не хотят. Им комфортно и удобно в том состоянии, в котором они находятся. Поиск себя в жизни — дело непростое, потому что оно подразумевает изменения. А изменения — штука вообще неудобная и вызывающая у большинства людей только стресс. Но придется привыкнуть.

Иногда, когда вы пытаетесь найти свое место в жизни, вы делаете несколько шагов назад и вам кажется, что вы начинаете отставать от тех, кто вас окружает. Это нормально, на самом деле это позволяет вам самоопределиться и скорректировать вашу траекторию развития. В будущем вы получите гораздо больше тех, кто не стал менять свою жизнь и оставил все на самотек.

Иногда на самоопределение у человека уходит 10–15 лет сознательной жизни. И говоря о самоопределении, я говорю в большей степени о предназначении человека, чем о его окладе и перспективах профессионального развития. Люди, которых интересует собственное предназначение, мало беспокоятся о “тухлых” гарантиях. Им куда интереснее шанс на победу в соревнованиях куда более высокого уровня, чем битва за оклад на месте обычного рабочего.

Но строить жизнь, согласно внутреннему предназначению, непросто. Это требует от человека большой смелости и умения отказываться от вещей привычных, но на самом деле не нужных.

Поэтому, если вы еще не определились и ищите себя в жизни, то посмотрите инфографику “Потерялись в жизни? Люди, преуспевшие не сразу” и продолжайте искать себя дальше до тех пор, пока не найдете — это единственный выход.

C:\Users\st1-7\Desktop\картинка.jpeg

РЫНОК ТРУДА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Одним из главных макроэкономических показателей определяющих экономический потенциал любого государства, является состояние рынка труда. Под рынком труда понимается экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

    Рынок труда играет очень важную роль в современной экономике. Как крайне сложный распределительный механизм, он обеспечивает соединение работников с рабочими местами, тем самым оказывая влияние и на производительность, и на темпы роста, и на многие другие параметры экономики. Рынок труда обычно четко институционализирован и его реакции во многом определяются конфигурацией и настройкой институтов. Действующие институты созданы для того, чтобы минимизировать последствия возможных провалов рынка, но и сами часто становятся источниками неэффективности и дополнительных барьеров.

    Рынок труда характеризует показатель занятости и уровня безработицы. Они дают представление о количестве трудоспособного населения в стране в возрасте от 15 до 72 лет. Однако не все, попадающие в эту категорию люди имеют официальную работу в силу тех или иных обстоятельств.

    Рынок труда характеризуется следующими чертами:

- большим количеством лиц, конкурирующим при найме конкретного вида труда;

- большим числом рабочих, имеющих одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают свой труд;

- ни одна фирма и ни один рабочий не контролирует ставку заработной платы. [1, с.225-226]

На основе данных об уровне безработицы в стране можно определить состояние экономики государства, а также перспектив его развития. Чем меньше этот показатель, тем стабильнее эффективнее функционирование социальных государство постоянно занимается разработкой различных направлений политики в области занятости.

    Немаловажными причинами снижения занятости среди населения являются экономические колебания, а также кризисные явления, ведущие к замедлению темпов экономического роста.     Вследствие чего уменьшается и экономическая активность населения, которая отражается на деятельности таких всех отраслей народного хозяйства.

Распределение населения в возрасте 15-72 лет по статусу участия в рабочей силе (млн. человек) представлено ниже составленной на основе данных официальной статистики.

Динамическая статистика участия населения на рынке труда [2]

Из данных, представленных ниже, видно, что в 2015 году количество занятого населения составляло 72,3 млн. человек, в 2016 72,4 млн. человек, а в 2017 количество занятых в стране несколько сократилось - до 72,1 млн. человек. Ситуация с безработными в рассматриваемый период обстояла следующим образом: в 2015 безработными числились 4,3 млн. человек, в 2016 - 4,2 млн. человек, а в 2017 численность безработных снизилась до 4 млн. человек, т.е. за исследуемый период количество безработных уменьшилось на 300 тыс. человек. В тоже время численность лиц не входящих в состав рабочей силы (лица, не достигшие трудоспособного возраста - в возрасте до 15 лет, а также лица, достигшие пенсионного возраста - старше 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) в

2015 составляла 34,2, в 2016 - 33,6 и в 2017 году 34,1 млн. человек. Численность безработных по возрастным группам за период с 2010 по

2016 годы представлена в таблице 1.

Табл.1: Численность безработных по возрастным и гендерным группам[3]

Безработные - всего Всего человек (тыс.) в том числе в возрасте, лет Средний возраст

1519 2024 2529 3039 4044 4549 5054 5559 6064 6572

2010 5544 327 1151 832 1182 473 581 558 315 94 30 35,3

2015 4264 199 842 688 981 374 344 445 273 92 26 35,7

2016 4243 178 811 701 1017 380 337 418 270 100 31 35,8

Мужчины

2010 3034 179 635 455 659 249 304 287 200 52 14 35,3

2015 2296 106 457 368 511 203 179 239 177 46 12 35,9

2016 2269 101 441 358 526 206 175 215 179 54 14 36,0

Женщины

2010 2510 149 515 378 523 224 276 271 115 42 17 35,4

2015 1968 93 385 320 471 171 165 206 96 46 14 35,5

2016 1975 77 370 343 491 175 162 203 92 46 17 35,5

За период с 2010 по 2016 общая численность безработных в России уменьшилась с 5 млн. 544 тыс. человек до 4 млн. 264 тыс. человек. Наибольший уровень безработных приходится на людей в возрасте 20-24 лет (как правило обучающихся на очной форме обучения) и в возрасте 3039 лет (наиболее экономически активный возраст). Если брать уровень безработицы по гендерному признаку, то на мужчин, так же как и на женщин, основная численность безработных приходится на людей в возрасте 20-24 года (2010г. - 635 тыс. у мужчин и 515 тыс. у женщин, в 2016г. - 441 тыс. мужчин; и 370 тыс. женщин) и 30-39 лет - (2010г. - 659 тыс. у мужчин и 523 тыс. у женщин, 2016г. - 526 тыс. мужчин; и 491 тыс. женщин).

Главная роль в регулировании занятости населения и борьбы с безработицей принадлежит государству. В России достаточно эффективными средствами борьбы с безработицей, на наш взгляд, представляются следующие:

- переквалификация и профессиональное обучение безработных;

- государственная поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, как потенциальных «покупателей» рабочей силы на рынке труда;

- международная координация вопросов миграции для обеспечения защиты внутреннего рынка труда.

Специфика российской безработицы заключается в экономической нестабильности и значительного демографического расслоения по регионам.

Таблица 2: Регионы с наибольшим и наименьшим уровнем безработицы [3]

№ п/п 10 субъектов РФ с наименьшим уровнем безработицы (в %) 10 субъектов РФ с набольшим уровнем безработицы (в %)

1 Г. Москва 1,4 Республика Ингушетия 27,0

2 Г. Санкт-Петербург 1,7 Республика Тыва 18,3

3 Чукотский авт. округ 2,9 Чеченская Республика 14,0

4 Ямало-Ненецкий авт. округ 3,2 Карачаево-Черкесская Республика 13,5

5 Московская область 3,2 Республика Дагестан 12,0

6 Ханты-Мансийский авт. округ 3,3 республика Алтай 12,0

7 Республика Татарстан 3,5 Республика Сев. Осетия - Алания 11,8

8 Липецкая область 3,9 Забайкальский край 10,7

9 Тульская область 3,9 Кабардино-Балкарская Республика 10,5

10 Белгородская область 3,9 Республика Калмыкия 10,0

     Самая высокая безработица, например, наблюдается в регионах с высокой рождаемостью - кавказские республики, которые всегда отличались высоким статистическим уровнем безработицы занятости и безработицы.

      Вторыми по значимости «поставщиками» высокой безработицы являются так называемые моно-города - населенные пункты с большими градообразующими предприятиями кризисных отраслей хозяйства. В целом уровень безработицы держится на более-менее приемлемом уровне - около 5 %. Но, такого рода показатели всегда нужно рассматривать и анализировать в контексте расширенной статистики занятости и безработицы помимо других показателей экономики.

«Профессиональная ориентация» ^^^ Электронный

2018, №2 ЦДС ЩЩ научный журнал


C:\Users\st1-7\Desktop\ур.безработицы.png.

Занятость россиян

C:\Users\st1-7\Desktop\все население.jpg

C:\Users\st1-7\Desktop\кто уезжает из России.png

Ресурсы:

1.География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов/, под ред. А.И. Алексеева, Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». 2008. – 271 с.: ил.  – (Академический школьный учебник). ISBN 978-5-09-016501-3.

2. https://medium.com/russian/  

3.Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. - 413 с.. Электронный ресурс. //http://portal.tpu.rU/SHARED/h/HUBUS/metodichka/tutorial/Anikina.pdf

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages

5.. Труд и занятость в России - 2017 г. Электронный ресурс. // http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_36/Main.htm





Предварительный просмотр:

Задания 9 класс

Географическое положение России

1.Вставь пропущенные слова в текст

      А) Площадь России составляет ___ млн.кв.км. Б) По численности населения наша страна занимает ____ место в мире, а по площади__ место. Россия расположена в ________________частях________ _______ ________.

Россия омывается водами_______________океанов. Имеет__________сухопутных  соседей и ________морских соседей.

Крайние точки:………………………



Предварительный просмотр:

                                        9 класс, Географический диктант

1. Самая большая по площади республика…

2. Столица республики   Крым…

3. Россия омывается ___ морями, _ океанами

4. Столица республики  Дагестан -…

5. Казань столица республики…

6. Уфа столица республики…

7. Столица республики Мордовии-…

8. Количество соседей России по морю___

9. Сыктывкар – столица …

10. Столица  Татарстана  -…



Предварительный просмотр:

                                  9 класс, Географический диктант

Впишите недостающие данные:

Название субъекта

Столица. Центр .

Еврейская авт обл.

Красноярский край

Республика Хакасия

Республика Алтай

Республика КОМИ

Приморский край

Республика Карелия

Республика Адыгея

Хабаровский край

Ставропольский край



Предварительный просмотр:

Географический диктант, 9 класс

Вставьте в таблицу недостающие данные:

Столица, Центр

Название субъекта

Якутск

Саранск

Чебоксары

Красноярск

Казань

Барнаул

Элиста

Кемерово

Майкоп

Астрахань



Предварительный просмотр:

                      Тест по географии 5 класс.

                       Тема: "Расы и народы"

1. Как называются внешние признаки, по которым одна группа людей отличаются от другой?

1) Расовые

2) Отличительные

3) Особенные

4) Народны2. Крупные группы людей, связанные общностью происхождения и внешних физических признаков называются?

1) Национальности

2) Народы

3) Расы

4) Коренные жители определенного места

3. Какая раса является самой распространенной – составляет около 40% населения Земли?

1) Европеоидная

2) Негроидная

3) Монголоидная

4) Смешанная/переходная

4. Для какой расы характерна темная кожа, темный цвет глаз, жесткие волосы?

1) Европеоидная

2) Негроидная

3) Монголоидная

4) Смешанная/переходная

тест 5. Какие материки являются местом расселения монголоидной расы?

1) Австралия, Северная и Южная Америка

2) Австралия, Африка

3) Африка, Северная и Южная Америка

4) Азия, Северная и Южная Америка

6. Представитель какой расы изображен на фотографии?

вопрос теста Вид расы

1) Европеоидная

2) Негроидная

3) Монголоидная

4) Смешанная/переходная

7. Совокупность всех людей, живущих на определенной территории, называется…

1) Национальности

2) Народы

3) Расы

4) Население

8. Какое утверждение является верным?

1) Около 15 тыс. лет до н.э. на Земле проживало не более 1 млн человек. В настоящее время нас более 2 млрд.

2) Около 15 тыс. лет до н.э. на Земле проживало не более 16 млн человек. В настоящее время нас более 13 млрд.

3) Около 15 тыс. лет до н.э. на Земле проживало не более 3 млн человек. В настоящее время нас более 7 млрд.

4) Около 15 тыс. лет до н.э. на Земле проживало не более 5 млн человек. В настоящее время нас более 60 млн.

9. Что такое плотность населения?

1) Величина, показывающая, сколько человек в среднем живет на территории определенной страны.

2) Величина, показывающая, сколько человек в среднем живет на территории определенного государства.

3) Величина, показывающая, сколько человек в среднем живет во всем мире.

4) Величина, показывающая, сколько человек в среднем живет на единице площади территории.

тест№ 10. Какая страна является самой крупной по численности населения?

1) Россия

2) Китай

3) Япония

4) США

11. Какое государство является самым маленьким? Оно изображено на карте.

вопрос теста Самое маленькое государство

1) Эквадор

2) Ватикан

3) Куба

4) Колумбия

12. Как давно возникли первые города?

1) Более 1000 лет назад

2) Более 6000 лет назад

3) Более 10000 лет назад

4) Более 20000 лет назад

Ответы:1,3,1,2,4,1,4,3,4,2,2,2.



Предварительный просмотр:

                                                                    Уральский экономический район

                                                           Вариант 1

1.Определите субъект России, входящий в состав Урала.

1)Республика Чувашия

2)Республика Удмуртия

3)Астраханская область

4)Тюменская область

2.Определите столицу республики, которая входит в состав Уральского района.

1)Челябинск

2)Ижевск

3)Казань

4)Екатеринбург

3.Выделите вариант, в котором указаны названия народов, компактно проживающих в пределах Урала.

1)башкиры и татары

2)удмурты и башкиры

3)эвенки и буряты

4)русские и якуты

4.Выделите город в составе Уральского района.

1)Барнаул

2)Пермь

3)Омск

4)Казань

5.Выделите город в составе Уральского района.

1)Астана

2)Вятка

3)Томск

4)Оренбург

6.Определите верные утверждения.

а) Урал располагает разнообразными полезными ископаемыми.

б)Район отличается разнообразием природы и сложной экологической ситуацией

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

7.Определите верные утверждения.

а)на Урале проживает более 50 млн. человек.

б)Урал располагает разнообразными природными богатствами,но их добыча и эксплуатация затрудняется сложными природными условиями.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

8.Выберите верное утверждение.

а),На территории Урала имеются месторождения железной руды,бокситов, солей, природного газа и нефти.

б)Население Урала многонационально, но православие преобладает  среди верующего населения.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

9.Выберите верное утверждение

а)Урал является крупнейшим поставщиком каменного угля,природного газа и нефти в другие регионы страны.

б)Екатеринбург,Челябинск,Нижний Тагил-крупные города и мощные промышленные центры Урала.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

10. Выберите верное утверждение.

а)Химическая и лесная промышленность получили развитие в Уральском районе

б)На территории Урала имеются месторождения калийных солей, природного газа и нефти.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

                                         

                                                              Уральский экономический район

                                                           Вариант 2

1.Определите субъект России,входящий в состав Урала

1)Республика Татарстан

2)Республика Калмыкия

3)Оренбургская область

4)Омская область

2.Определите столицу республики,входящей в состав района.

1)Уфа

2)Ижевск

3)Казань

4)Екатеринбург

3.Выделите город в составе Уральского района.

1)Астана

2)Вятка

3)Томск

4)Оренбург

4.Выберите верное утверждение.

а)На Урале проживает немногим более 20 млн. человек.

б)Уральский район отличает сложная социально-демографическая ситуация.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

5.Выберите верное утверждение.

а),На территории Урала имеются месторождения железной руды,бокситов,солей,природного газа и нефти.

б)Население Урала многонационально, но православие преобладает  среди верующего населения.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

6.Определите отрасль,которая «олицетворяет» экономику Урала.

1)лесная промышленность

2)черная металлургия

3)пищевая промышленность

4)строительная индустрия

7.Выберите верное утверждение

а)Черная металлургия возникла на Урале в годы индустриализации-в 1930-х годах прошлого века.

б)Екатеринбург,Челябинск,Нижний Тагил-крупные города и промышленные центры Урала.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

8.Выберите верное утверждение.

а)Развитие черной металлургии привело сначала к исчезновению лесов на Урале,а затем к истощению запасов каменного угля.

б)На Урале существует мощная атомная электростанция.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

9.Выберите верное утверждение.

а)Химическая промышленность сосредоточена в Предуралье.

б)Развитая промышленность района определяет высокий уровень благосостояния населения.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны



Предварительный просмотр:

                             Контрольная работа по теме «Литосфера» (6 класс)  

I. Выполните тест. 

1. В состав литосферы входят 
а) ядро, мантия, земная кора 
б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора 
в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора 
г) верхняя мантия, земная кора 
2. Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются 
а) вулканическими в) глубинными 
б) магматическими г) метаморфическими 
3. К какой группе полезных ископаемых относятся драгоценные металлы? 
а) к топливным в) к нерудным 
б) к рудным г) выделяются в отдельную группу. 
4. В каком океане расположен самый глубоководный жёлоб? 
а) в Атлантическом в) в Тихом 
б) в Индийском г) в Северном Ледовитом 

II. Заполните пропуски в тексте. 

Землетрясения случаются далеко не везде. Большинство их происходит в определённых районах планеты. Эти районы называют 1) … . Самые крупные из них – 2) … и Альпийско-Гималайский, который пересекает всю Евразию от 3) … океана до 4) … . 

III. Выберите верные утверждения. 

1) По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы 
2) Примером изверженной магматической горной породы может служить базальт 
3) Осадочные горные породы
могут образовываться при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде 
4) Магматические горные породы возникают их метаморфических при воздействии на них высоких температур и давления 
5) Уголь, нефть, известняк, мел – все эти горные породы являются осадочными органическими 

IV. Установите соответствие. 

1) Ядро а) 3,5 тыс. км б) 5 - 80 км, 
2) Мантия в) 2,9 тыс. км г) 6 000°С 
3) Земная кора д) 2 000°С 

V. Определите, какие из приведённых слов могут быть использованы при рассказе о различных видах выветривания (проставьте соответствующие цифры). 

1 - растворение; 2 - температура; 3 - барханы; 4 - корни; 5 - каменная соль; 6 - галька; 
7 - живые организмы; 8 - подземные слои; 9 - прорастает. 
А – физическое ______, Б – химическое ______, В – Биогенное _______ . 

VI. Дайте определения понятиям: минералы, лава, литосфера, абсолютная высота. 

VII. Ответьте на вопросы. 

1. Что вызывает землетрясения? 
2. Что такое выветривание? Как оно влияет на горные породы?

ВАРИАНТ 2. 

I. Выполните тест. 

1. Чем океаническая земная кора отличается от материковой? 
а) температурой в) влажностью 
б) толщиной г) твёрдостью. 
2. Где располагаются очаги вулканов? 
а) в нижней мантии в) в верхней мантии 
б) в средней мантии г) в земной коре 
3. К осадочным горным породам НЕ относится 
а) глина в) мрамор 
б) песок г) нефть. 
4. Самая высокая горная система суши - это 
а) Альпы в) Гималаи 
б) Кавказ г) Памир 

II. Заполните пропуски в тексте. 

Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями в 1) … . Зона, в которой зарождается землетрясение, называется 2)…, а район, расположенный на поверхности Земли, в котором подземные колебания особенно сильны и заметны, называется 3) …. 

III. Выберите верные утверждения. 

1) Выветриванием называют процессы, приводящие к разрушению горных пород 
2) В результате физического выветривания образуются залежи обломочных горных пород 
3) Техногенное выветривание связано с хозяйственной деятельностью человека 
4) Химическое выветривание действует на растворенные в воде вещества 
5) Прокладка траншеи для укладки водопроводных труб – пример биогенного выветривания 

IV. Установите соответствие. 

1) Осадочные горные породы а) песок б) мрамор 
2) Магматические горные породы в) гранит г) базальт 
3) Метаморфические горные породы д) мел е) каменная соль 

V. Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых» 

1) Золото 6) Мрамор 11) Сахар 
 2) Соль 7) Гранит 12) Дрова 
 3) Природный газ 8) Нефть 13) Стекло 
 4) Каменный уголь 9) Лёд 14) Песок 
 5) Базальт 10) Глина 15) Мел  

VI. Дайте определения понятиям: горные породы, магма, литосфера, относительная высота. 

VII. Ответьте на вопросы. 

1. Почему воду, лёд и ветер называют не только разрушителями, но и созидателями рельефа? 
2. Назовите основные части Мирового океана. Свой ответ поясните. 



Ответы

 

I. 1. г). 2.б). 3. б). 4. в) 

II. 1) сейсмическими поясами; 2) Тихоокеанский; 3) Атлантического; 4) Тихого 

III. 1, 2, 3, 5. 

IV. 1) а, г; 2) в, д; 3) б. 

V. А – 2, 3, 6; Б – 1, 5, 8; В – 4, 7, 9. 

VI. Минералы – природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками. 
Лава – магма, потерявшая газы. 
Литосфера – твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии. 
Абсолютная высота – высота точки над уровнем моря. 

VII. 1) Землетрясения происходят в результате смещения горных пород в глубоких недрах Земли. 
2) Выветривание – это разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влияние условий природной среды. Под его воздействием даже самые прочные горные породы превращаются в рыхлый материал – обломки и глину. Рыхлый материал переносится водными потоками, ветром, ледниками на огромные расстояния. Когда он попадает в озера, моря и океаны, из него накапливаются обломочные и глинистые осадочные породы. 

Вариант 2. 

I. 1. б). 2. г). 3. в). 4. в). 

II. 1) земной коре; 2) очагом землетрясения; 3) эпицентром землетрясения. 

III. 1, 2, 3, 4. 

IV. 1) а, д, е; 2) в, г; 3) б. 

V. 5, 9, 11, 12, 13. 

VI. Горные породы – природные тела, состоящие их одного или нескольких минералов. 
Магма – это расплавленное вещество мантии, насыщенное парами газа и воды. 
Литосфера – твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии. 
Относительная высота – высота одной точки поверхности относительно другой. 

VII. 1) В результате деятельности воды, льда и ветра не только разрушаются горные породы, но и создаются новые формы рельефа. 
2) Основные части Мирового океана: 
а) СОХ – Это подводные горные цепи, которые располагаются почти посередине океанов. 
б) Ложе – Территория, располагающаяся по обе стороны от срединно-океанического хребта. 
в) Переходные зоны - Включают: 
Шельф (материковая отмель) 
Континентальный (материковый) склон 
Глубоководные желоба 



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Как устроена наша планета?» 

6 класс география

Работа предназначена для учащихся 6 класса по окончании изучения темы «Как устроена наша планета?», предлагается два  варианта. Данная работа предусматривает задания разного уровня сложности, содержит разнообразные задания не только на знание фактического материала, но и на понимание изученного материала, на логическое мышление, на умение делать выводы, обобщать. В работе содержатся задания и практического характера, которые требуют от обучающихся концентрации внимания, умения по плану давать характеристику моря.

                                                           Вариант 1

1.Тест

1. Гидросфера состоит из ….?

а) поверхности вод суши и Мирового океана, воды в атмосфере, подземных вод, ледников.

б) вод суши и вод Мирового океана.

в)  вод рек , морей, озёр, болот, прудов.

2. Воды океанов и морей составляют от всего объема  гидросферы?

а) 2,6%      в) 1,7%

б) 96,5%   г) 100%

3.  В чем измеряется соленость?

а) промилле  в) проценты

б) градусы     г)  сантиметры

4. Окраинным морем является?

а) Чёрное       в) Красное   б) Баренцево    г) Средиземное

5. Средняя солёность океана?

а) 42%   б) 35%   в) 1%

6. Волны в океане возникают, под каким воздействием?

а) силы тяжести  б) ветра

в) извержения вулканов

7. Самые длинные реки на Земле?

а) Амазонка, Нил, Миссисипи.  б) Голубой Нил, Конго

.в) Нигер, Миссури, Ганг.

8.  Самые  длинные реки в России?

а) Волга, Иртыш, Днепр.  б) Дунай, Урал, Колыма.

в) Лена, Обь, Енисей.

9. Самые глубокие озёра мира?

а) Байкал, Ньяса, Таньгаика.  б) Балхаш, Эльтон, Баскунчак

в) Виктория, Чад, Мичиган

10. Река Волга расположена на материке?

а) Африка         в) Северная Америка

б) Австралия    г) Евразия

2.Установите соответствие

1. Установите соответствие

1) углубление, в котором протекает река                                А) Бассейн

2) Территория, с которой вода стекает в реку                        Б) Русло

3) Главная река со всеми притоками                                        В) Исток

4) Начало реки                                                                                 Г) Речная система

5)  Место впадения реки в океан, море, и другую реку       Д) Водораздел

6)  Граница между бассейнами рек                                           Е) Устье

2. Перечислите внутренние моря?

3. Солёность Красного моря составляет?

3.Практическое задание.

План описания моря

( Средиземное)

1.Название.

2.Океан, к которому относится море.

3.Географическое положение:

в какой части океана расположено;

берега каких материков и государств омывает;

внутренне или окраинное;

важнейшие заливы и проливы;

4.Преобладающие и максимальные глубины.

5.Природа( температура воды, течения, соленость и т.д.)

                                                           Вариант 2

1.Тест

1. Что такое Гидросфера?

2. Сколько составляет площадь Тихого океана?

а) 178,7 млн. км   в) 100млн. км

б) 200 млн. км.     г) 190млн. км

3. Сколько составляет площадь Атлантического океана?

а) 50 млн. км    в) 30млн. км

б) 80 млн. км    г) 91,7 млн. км

4. Сколько составляет площадь Индийский океан?

а) 70 млн. км      в) 76,2 млн. км

б) 65 млн. км      г) 55 млн. км

5. Сколько составляет площадь Северного Ледовитого океана?

а) 10 млн. км    в) 14,1млн. км

б) 6 млн. км      г) 15 млн. км

6. Сколько по площади занимает весь мировой океан?

а) 361 млн. км  б) 250 млн. км  в) 1000 км.

7. Самые длинные реки на Земле?

а) Амазонка, Нил, Миссисипи.  б) Голубой Нил, Конго

.в) Нигер, Миссури, Ганг.

8.  Самые  длинные реки в России?

а) Волга, Иртыш, Днепр.  б) Дунай, Урал, Колыма.

в) Лена, Обь, Енисей.

9. Самые глубокие озёра мира?

а) Байкал, Ньяса, Таньгаика.  б) Балхаш, Эльтон, Баскунчак

в) Виктория, Чад, Мичиган

10. Река Волга расположена на материке?

а) Африка         в) Северная Америка

б) Австралия    г) Евразия

2.Установите соответствие

1. Установите соответствие?

1) Участок суши, со всех сторон окружённый водой            А) Полуостров

2) Участок суши, с трёх  сторон окружённый водой              Б)  Остров

3)  Часть моря или океана , впадающая в сушу                       В)  Пролив

4) Узкие вытянутые участки морской поверхности,

соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.   Г) Залив

2. Перечислите окраинные моря?

3. Солёность Балтийского моря составляет?

3.Практическое задание.

План описания моря

( Баренцево)

1.Название.

2.Океан, к которому относится море.

3.Географическое положение:

в какой части океана расположено;

берега каких материков и государств омывает;

внутренне или окраинное;

важнейшие заливы и проливы;

4.Преобладающие и максимальные глубины.

5.Природа ( температура воды, течения, соленость и т.д.)



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Африка»

География 7 класс

1 вариант

1)Африку и Аравийский полуостров разделяет……………………..море.

2) Координаты крайней западной точки Африки - мыса Альмади:

А. 15° с. ш. 17° з. д. В. 37° с. ш. 10° в. д.

Б. 35° ю. ш. 20° в. д. Г. 11° с. ш. 52° в. д.

3) Африку пересекает экватор и два тропика, следовательно, большая часть материка находится под действием постоянных ветров______________.

4) Самые высокие горные вершины Африки находятся:

A. В Капских горах. Б. В Драконовых горах.

B. В горах Атлас. Г. На Восточно-Африканском плоскогорье.

5) В горах Атлас возможны землетрясения, потому что они:

A. Богаты полезными ископаемыми. Б. Находятся на стыке литосферных плит.

B. Имеют большую высоту. Г. Образовались очень давно.

6) В Северной Африке много полезных ископаемых __________

происхождения, так как большая часть ее территории покрыта мощным слоем осадочных пород.

7) В Южной и Восточной Африке больше, чем в Северной, месторождений:

А. Урановых руд. Б. Нефти. В. Фосфоритов. Г. Газа

8) К какому климатическому поясу относится это описание: «Весь год держатся температуры выше +20 °С, хотя зимой и летом они немного различаются; осадков выпадает достаточно, но их выпадение неравномерно — в году выделяются сухой и влажный сезоны»?

A)Субтропическому; Б) Тропическому.

B)субэкваториальному. Г) Экваториальному.

9) Севернее экватора в Гвинейский залив впадает река:

А. Конго.  Б. Замбези.  В.Оранжевая.  Г.Нигер.

10) Какое африканское озеро изображено на рисунке?

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/11/s_587664029acc0/526152_3.jpeg


A. Чад.
Б. Ньяса.  B. Виктория.
Г. Танганьика.

Это озеро самое…………….из всех африканских озер.

11) Больше всего в мире крупных животных обитает в Африке в природной зоне……………..

12) Какое растение или животное характерно для африканских влажных экваториальных лесов?

A. Молочай. Б. Зонтичная акация.  B.Карликовый бегемот. Г. Зебра.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/01/11/s_587664029acc0/526152_2.jpeg


13) На рисунке цифрами 3 и 4 обозначены страны Африки:

3. 4.

Самая экономически развитая страна Африки —это…..

14) Географическое положение Африки характеризуется следующими чертами. Материк расположен

а) симметрично экватору и тропикам; б) преимущественно в Южном полушарии;

в) целиком в Восточном полушарии; г) преимущественно в Западном полушарии.

15) Самая высокая вершина Африки — вулкан

а) Камерун; б) Кения; в) Килиманджаро.

Его высота

г) 4070 м; д) 5199 м; е) 5895 м.

16) Климат районов, расположенных в субэкваториальном поясе (между 5-й и 20-й параллелями), определяется свойствами ......... (1) воздушной массы летом и ........ (2) воздушной массы зимой.

а) экваториальной; б) субэкваториальной;

в) тропической; г) субтропической.

17) Самая полноводная река в Африке 

а) Замбези; б) Конго; в) Нигер; г) Нил.

Она относится к бассейну океана

д) Атлантического; е) Индийского; ж)Тихого.

18) Эта природная зона Африки сильно изменена человеком.

Здесь на плантациях выращивают цитрусовые, зерновые, табак, хлопчатник. О какой природной зоне идет речь?

а) жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников;

б) саванны;

в) экваториальных лесов.

19) «Лесные люди» отличаются желтоватым цветом кожи, тонкими узкими губами очень широким носом. Средний рост мужчин - 142-145 см. Главные их занятия - это охота, собирательство и рыболовство. О ком идет речь?

а) банту; б) бушменах; в) пигмеях; г) эфиопах.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по географии в 7 классе

 по теме «Австралия»

Цель: Определение уровня подготовки учащихся по предмету, тема «Австралия».

1.В основании материка Австралии лежит:

А ) Древняя складчатость; Б) Древняя платформа; В) И то и другое

  1. Столица Австралийского Союза:

А) Сидней Б) Аделаида В) Мельбурн Г) Канберра Д) Дарвин

3. Земледельческая культура, занимающая ведущее место в Австралии

А) рис Б) хлопчатник В) кукуруза Г) пшеница

4. Климатический пояс, где находится большая часть Австралии

А) экваториальный б) субтропический В) тропический Г) субэкваториальный

5) Самая большая речная система Австралии

А) Конго Б) Муррей В) Нил Г) Дарлинг

6. Самое примитивное млекопитающее Австралии

А) кенгуру Б) вомбат В) ехидна Г) бандикут

7. Укажите ошибочный вариант ответа. Австралия- самый:

А) маленький материк Б) сухой материк В) высокий материк Г) низкий материк

8. Укажите правильное утверждение:

А) Австралия – единственный материк, на котором нет действующих вулканов;

Б) На востоке Австралии находятся высокие и молодые горы;

В) Самая низкая часть материка находится на севере;

Г) На территории Австралии много действующих вулканов и часты землетрясения.

9. Кто с конца 18 века заселял и осваивал Австралию?

А) голландцы Б) англичане В) испанцы Г) португальцы

10. Почему климат Океании тёплый, ровный, мягкий, а в Австралии он очень континентальный, преимущественно сухой, хотя оба географических объекта находятся приблизительно на одинаковой широте. Чем такой парадокс можно объяснить?

11. Что обозначают следующие слова?

А) Спинифекс Б) Улуру В) бандикут

12. Какие объекты находятся на карте, обозначенные номерамиhello_html_20b10919.png

13. Найдите ошибки в тексте. Дайте правильный ответ.

Первые европейцы, которые высадились на австралийском берегу, были поражены животным миром континента. Австралия – страна сумчатых животных. Здесь водятся несколько десятков видов кенгуру, антилопы гну, окапи, окапи, страус эму и др. В лесах обитают коала, которые большую часть жизни проводят на пальмах, питаясь почками и листьями. В Австралии живут удивительные птицы – звери: ехидна, вомбат, утконос. Казуары, райские птицы, хохлатые какаду резвятся среди скрэба – зарослей великолепных деревьев вечнозелёного австралийского бука. Аборигены выращивают удивительное растение – вельвичию. Австралийцы любят свою природу. На государственном гербе Австралийского Союза изображены страус эму, кенгуру и лирохвост.


Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в

г

г

в

б

в

в

а

б

10. Этот факт объясняется тем, что Океания, в отличие от Австралии, находится в огромном водном пространстве Тихого океана, состоит из множества островов разных размеров и по её территории движутся пассаты обоих полушарий, приносящие влагу и смягчающие жару. (3 б)

11. а)Спинифекс - это колючий злак, произрастающий в австралийских пустынях.

Б) Улуру – одиноко стоящая гора, одна из главных достопримечательностей Австралии.

В)Бандикут – небольшой сумчатый грызун.

12. 1-п-ов Арнем-Ленд 2- залив Карпентария 3- Коралловое море

4- Большой Водораздельный хребет 5- м. Стип- Поинт 6. О. Тасмания

13.

Антилопа гну обитает в Африке

Окапи - экваториальные леса Африки.

Коала обитает на эвкалиптах и питается листьями.

Вомбат не яйцекладущее животное

Скрэб - это заросли кустарника, а не лес

Бук южный, а не австралийский

Аборигены ничего не выращивали.

Вельвичия растёт в Африке.

На гербе лирохвост не изображён

Критерии оценивания

28-30- «5»

22-27 – «4»

15-21 – «3»



Предварительный просмотр:

                                                                    Уральский экономический район

                                                           Вариант 1

1.Определите субъект России, входящий в состав Урала.

1)Республика Чувашия

2)Республика Удмуртия

3)Астраханская область

4)Тюменская область

2.Определите столицу республики, которая входит в состав Уральского района.

1)Челябинск

2)Ижевск

3)Казань

4)Екатеринбург

3.Выделите вариант, в котором указаны названия народов, компактно проживающих в пределах Урала.

1)башкиры и татары

2)удмурты и башкиры

3)эвенки и буряты

4)русские и якуты

4.Выделите город в составе Уральского района.

1)Барнаул

2)Пермь

3)Омск

4)Казань

5.Выделите город в составе Уральского района.

1)Астана

2)Вятка

3)Томск

4)Оренбург

6.Определите верные утверждения.

а) Урал располагает разнообразными полезными ископаемыми.

б)Район отличается разнообразием природы и сложной экологической ситуацией

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

7.Определите верные утверждения.

а)на Урале проживает более 50 млн. человек.

б)Урал располагает разнообразными природными богатствами,но их добыча и эксплуатация затрудняется сложными природными условиями.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

8.Выберите верное утверждение.

а),На территории Урала имеются месторождения железной руды,бокситов, солей, природного газа и нефти.

б)Население Урала многонационально, но православие преобладает  среди верующего населения.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

9.Выберите верное утверждение

а)Урал является крупнейшим поставщиком каменного угля,природного газа и нефти в другие регионы страны.

б)Екатеринбург,Челябинск,Нижний Тагил-крупные города и мощные промышленные центры Урала.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

10. Выберите верное утверждение.

а)Химическая и лесная промышленность получили развитие в Уральском районе

б)На территории Урала имеются месторождения калийных солей, природного газа и нефти.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

                                         

                                                              Уральский экономический район

                                                           Вариант 2

1.Определите субъект России,входящий в состав Урала

1)Республика Татарстан

2)Республика Калмыкия

3)Оренбургская область

4)Омская область

2.Определите столицу республики,входящей в состав района.

1)Уфа

2)Ижевск

3)Казань

4)Екатеринбург

3.Выделите город в составе Уральского района.

1)Астана

2)Вятка

3)Томск

4)Оренбург

4.Выберите верное утверждение.

а)На Урале проживает немногим более 20 млн. человек.

б)Уральский район отличает сложная социально-демографическая ситуация.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

5.Выберите верное утверждение.

а),На территории Урала имеются месторождения железной руды,бокситов,солей,природного газа и нефти.

б)Население Урала многонационально, но православие преобладает  среди верующего населения.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

6.Определите отрасль,которая «олицетворяет» экономику Урала.

1)лесная промышленность

2)черная металлургия

3)пищевая промышленность

4)строительная индустрия

7.Выберите верное утверждение

а)Черная металлургия возникла на Урале в годы индустриализации-в 1930-х годах прошлого века.

б)Екатеринбург,Челябинск,Нижний Тагил-крупные города и промышленные центры Урала.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

8.Выберите верное утверждение.

а)Развитие черной металлургии привело сначала к исчезновению лесов на Урале,а затем к истощению запасов каменного угля.

б)На Урале существует мощная атомная электростанция.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны

9.Выберите верное утверждение.

а)Химическая промышленность сосредоточена в Предуралье.

б)Развитая промышленность района определяет высокий уровень благосостояния населения.

1)верно только а

2)верно только б

3)верны оба утверждения

4)оба утверждения неверны