Мои статьи

ЖЕРИКОВА ЕЛЕНА ВАЛЬТЕРОВНА

         Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно – воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке стараюсь продумывать план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне. Весь учебный процесс в моей работе строится по принципу последовательности, т.е. задачи данного урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом и др. С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:

·        развивающего обучения;

·        коллективный способ обучения (КСО);

·        личностно – ориентированное обучение.

Урок в системе развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности: прослеживается связь с современностью; присутствует проблемно – поисковая постановка учебных задач, требующая не простого воспроизведения учебного материала, а активной мыслительной деятельности; роль учителя сводится к направляющей и организующей функциям; осуществляется систематический контроль за повышением навыков самостоятельной работы каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий.

      Согласно последним исследованиям ученых в области педагогики, процент усвоения материала зависит от методики проведения урока.

      Долго искала ответ на данный вопрос.  Нашла его в трудах В.В.Шогана «Новые технологии в историческом образовании». Шоган предлагает новую, лично-ориентированную технологию построения уроков истории. Обращаясь к культурно – историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, строятся новые типы уроков: урок- обзор, урок логического мышления, урок настроения, урок самостоятельного действия, урок актуализации и проповеди. Новые типы уроков, их последовательность в тематическом планировании качественно отличаются от всех существующих сегодня построений и соответствуют этапам самодвижения детского сознания.

      Работая в течение трех лет над  своей темой самообразования «Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории» пришла к выводу:

1. Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.

2. Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.

3. Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся, делает их уверенной личностью.

4. Теория и методика,  изучаемая и применяемая мною на уроках, позволяет добиваться положительных качественных результатов.

        Насыщая урок разноуровневой самостоятельной работой (работа с документами, составление схем, таблиц, презентаций и т.д.) дает возможность учащемуся реализовать себя в процессе учебной деятельности, но не всегда захватывают душу ученика. Шоган предлагает в работе учителя истории опираться на метод образа, метод логического концентрата, метод смыслового переживания, метод событийного действия.

        В этом учебном году я работаю в 7 классах и решила апробировать  метод образа, так как предлагает автор. Урок по теме «Смутное время» прошел интереснее и  учащиеся, которые стали  «участниками» (вместе плыли на одной ладье по историческому времени) далёких событий, лучше усвоили понятия, смогли сделать выводы и выполнить предложенный  мною тест с хорошими результатами.

        Дальнейшим моим шагом в изучении технологии Шогана стало разработка урока по теме «Петр I –полководец или реформатор?». Учащимся было дано задание - заучить основные события Северной войны и даты реформ. На урок «пришли»  современники Петра I: П.И.Ягужинским, Карлом ХII, А.Д. Меньшиковым. Они рассказали  о своем отношении к Петру I. Петра I поделился тем, как организовывает свою рабочую неделю, что хотел бы изменить в стране и т.д. Учащиеся совершили заочное путешествие по историческим местам Северной войны, познакомились  с новыми чиновниками и их рангами. Урок закончился заключительной речью Императора, которую учащиеся составляли от его имени самостоятельно, работая в группах.

      Работа и осмысление технологии В.В.  Шогана дает мне дальнейшее развитие  интересных насыщенных уроков истории. Лучшего усвоения и запоминания исторического материла учащимися.