1.2 Открытые уроки и мастер классы:

Вернер Екатерина Юрьевна

1/2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_zhivopisnyy_risunok.docx22.14 КБ
Файл urok_dopolnitelnye_kontrastnye_tsveta.docx307.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Яшалтинская детская художественная школа» им П.И. Емчегировой

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого урока

по рисунку

«Тональная зарисовка чучела животного или птицы (мягкий материал)».

составил: преподаватель Вернер Е.Ю.

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность

4.1. Тема. «Тональная зарисовка чучела животного или птицы (мягкий материал)».

Цели и задачи:

  • Овладение техникой графического изображения;
  • Развитие пространственного объемного видения, мышления; развитие глазомера, зрительной памяти;
  • Способность анализировать натуру, сравнивать.
  • Научить правильной постановке руки, правильной технике работы с карандашом, правильной компоновке на листе, организация рабочего места.
  • Знакомство с приемами работы мягким материалом.
  • Научиться передавать материальность пера, маха.

Самостоятельная работа:зарисовки животных с натуры и по памяти.

Материалы и оборудование:

  • Лист бумаги А4
  • Простые карандаши
  • Уголь
  • Сангина
  • Ластик
  • чучела животного или птицы.

План урока:
1.Организационный момент.
2.Беседа.

Понятие об анималистическом жанре, о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного или птицы. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное.

3.Практическая работа

4.Подведение итогов урока.

Время: 4 часа

Ход урока

1. Орг. момент

2. Беседа.

Анималистический жанр(от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение.

В русском искусстве сложилась большая группа художников, создавших яркие образы животных: Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов, В. Ватагин, И. Ефимов, Е. Чарушин, Е. Рачев, Ю. Васнецов и др.

Живописный рисунок – это рисунок, который, как и живопись, использует пятно для построения формы и пространства. Пятно нужного тона должно лечь на место, обусловленное конструкцией предмета.

Живописный рисунок вполне обходится без линий, поэтому все предварительные стадии рисунка – построение пропорций, конструкция предметов обычно держится в голове, а на бумагу наносятся штрихи, обозначающие тень, полутона и  свет изображаемых предметов. Иногда в живописном рисунке используется прием, когда все штрихи направлены в одну сторону.

В живописном рисунке лучше, чем в конструктивном, достигается ощущение, что предметы окружены световоздушной средой.  Впрочем, мы и рисуем среду, а предметы используем только как повод, для передачи пространства, его глубины, освещения и других характеристик.

Вообще разделение рисунка на конструктивный и живописный довольно условно. В рисунке часто совмещаются оба этих начала в той или иной пропорции.

Но на занятиях рисунком мы вначале изучаем приемы конструктивного и живописного рисунка в «чистом» виде, чтобы потом иметь возможность их совместить там, где это будет необходимо.

Приемы работы мягким материалом.Под мягкими материалами здесь мы будем понимать карандаши 3В и мягче, уголь древесный прессованный, сангину, соус, сепию, мел, пастель. Чем мягче материал, тем нежнее должно быть прикосновение им к бумаге. Неудавшиеся места в начале, лучше стирать салфеткой или клячкой, затем ластиком. Некоторые из этих материалов можно использовать в работе по влажной бумаге: соус, сангину, сепию. Их же можно натереть в пыль, разводить водой в любой пропорции и работать кистью.

Уголь (родств. agnis — огонь) — материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек березы, ивы и других деревьев, очищенных от коры и обожженных специальным способом.

Другой способ получения рисовального угля — формирование стержней из угольного порошка, скрепленного растительным клеем (прессованный уголь). Этот уголь дает более глубокий черный цвет.

Уголь используется в графике. Рисунки углем обладают бархатистым тоном. Уголь хорошо передает фактуру, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени. Им можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж, и портрет. Художники любят использовать уголь при подготовке картин, выполнении набросков и зарисовок, прорисовывании эскизов и картонов, переводе рисунка для живописи, особенно для больших по размеру полотен. Рисунки углем легко исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Уголь можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют растушки, жесткие кисти.

Уголь необходимо закреплять так же, как пастель, или лаком для волос в аэрозольной упаковке. Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот материал очень непрочно держится на бумаге.

Сангина и сепия — материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина — так называемый красный мел.
В настоящие время она изготовляется из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ. Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают мягкую красочную линию (уголь, итальянский карандаш). Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый мягкий цвет. Этот материал дает возможность применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, т. к. штрих легко растирается. Сангина и сепия  не требуют фиксации.

3. Практическая работа. Зарисовки чучела животного или птицы. Соблюдение правил компоновки. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное.

4.Подведение итогов урока.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Яшалтинская детская художественная школа» им П.И. Емчегировой

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого урока

по живописи

         «Контраст дополнительных цветов. Декоративный натюрморт»

(Урок цветоведения в 1-м классе художественной школы)

составил: преподаватель Вернер Е.Ю.

План-конспект открытого урока по теме:

«Контраст дополнительных цветов. Декоративный натюрморт».

(Урок цветоведения в 1-м классе художественной школы).

 

Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

1. Обучающие:

- закрепить понятие «дополнительные цвета»;

- дать теоретические знания о взаимодействии дополнительных цветов;

- познакомить с понятием декоративного  натюрморта и некоторых приемах стилизации;

- учить применять ограниченную цветовую гамму в натюрморте для гармонизации композиции.

2. Развивающие:

- развитие чувства цветовой гармонии;

- содействие развитию внимания, умения слушать учителя;

- умение применять теоретические знания, полученные на уроке, в самостоятельной работе над натюрмортом;

- умение получать большое количество оттенков цвета путем смешивания красок в ограниченной цветовой палитре.

3. Воспитывающие:

- воспитание аккуратности, умения слушать товарища;

- воспитание чувства единения, дружбы в коллективе.

Материалы к уроку (для учителя).

1. Таблица по смешению дополнительных цветов  (методическое пособие).

2. Таблица  «Основные пары дополнительных цветов».

3. Репродукции картин художников на контраст дополнительных цветов :

Андрей Рублев «Троица», Ван  Гог « Подсолнухи», Анри  Матисс «Танец», Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор».

4. Фланелеграф и элементы натюрморта для составления композиции в цвете.

5. Детские работы (декоративный натюрморт), студенческие работы.

6. Репродукции декоративных натюрмортов: В. Лебедев «Натюрморт с гитарой», Д. Штеренберг « Натюрморт с лампой и селедкой», И. Машков «Фрукты на блюде», П. Вольфсон  « декоративный натюрморт».

Материалы к уроку для учащихся.

1. Гуашь, кисти, палитра, банка .

2. Подготовленный рисунок натюрморта.

3. Упражнение на смеси дополнительных цветов, выполненное ранее.

План урока.

1. Оргмомент, проверка готовности к уроку.

2. Объявление темы и задач урока.

3. Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад».

4. Беседа по сказке. Повторение понятия дополнительных цветов, их расположения в цветовом круге и взаимовлиянии.

5. Объяснение новой темы о контрасте дополнительных цветов, показ иллюстраций по теме.

6. Упражнение на свойство дополнительных цветов, выводы из упражнения.

7. Беседа о декоративном натюрморте, его выразительных средствах и некоторых приемах стилизации.

8. Упражнение на композиционное расположение цвета в натюрморте.

9. Физкультминутка.

10. Инструктаж по выполнению натюрморта в цвете.

11. Самостоятельная работа: декоративный натюрморт в цвете.

12. Выставка работ и их сравнительный анализ.

13. Итоги занятия. Закрепление понятий.

Ход урока.

1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку, отметить отсутствующих, проверка материалов и принадлежности, рисунок натюрморта.

2. Объявление темы и задач урока. Сегодня на занятии мы с вами вспомним о дополнительных цветах и их свойствах, узнаем еще об одном виде контраста - контрасте дополнительных цветов.

- Вспомните, какие виды контраста мы уже знаем? (Контраст цвета, контраст светлого и темного, контраст теплых и холодных цветов).

Сегодня мы выполним в цвете натюрморт, рисунок которого мы выполнили на прошлом уроке, выполним еще несколько упражнений.

- А сейчас я расскажу вам сказку про Кругоцвета и его волшебный сад.

Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок. 

3. Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад».

В одном очень далеком волшебном царстве-государстве был у одного царя волшебный сад, где росли удивительно яркие цветы. Похожие на нас , людей. За цветами ухаживал садовник по имени Кругоцвет. Он очень любил свои цветы, поливал их,  подкармливал, разговаривал с ними. Цветы жили в мире и дружбе , поддерживали друг друга, и от этого каждый цветок становился еще ярче и наряднее в своем разноцветном наряде. Бабочки  каждый день прилетали с этот сад, чтобы полюбоваться на желтые нарциссы и красные розы, синие васильки и оранжевые бархатцы, фиолетовые левкои  и бардовые георгины. Бабочки всегда  пели песенки о красоте и аромате прекрасных цветов и радовались, что здесь всегда царит любовь и дружба, здесь даже ярче светит солнышко и очень приятно гостить в этом саду.

Но в один не совсем солнечный день подул холодный северный ветер и уронил колючие льдинки на цветы в саду. В хорошеньких головках наших цветов появились вдруг совсем нехорошие мысли о том, что каждый из них лучше другого, прекрасней  и ярче, поэтому именно он должен занимать самое почетное место на клумбе,  а все остальные цветы должны кланяться ему и воздавать ему почести и хвалы. Сначала это были только мысли, затем они стали произноситься шепотом, а потом  все это переросло в громкий скандал на клумбе. Мир и любовь оставили этот волшебный сад, и тогда некоторые из цветов решили навсегда покинуть свой родной дом, Кругоцвета  и пошли,  куда глаза глядят. Оставшиеся  в саду цветы вдруг сразу поблекли, они перестали издавать и благоухание. Бабочки перестали замечать их и вообще перестали прилетать в этот сад. Волшебный сад стал унылым и скучным. И решил Кругоцвет пойти искать ушедшие цветы, вернуть их в сад и помирить с остальными, ведь невозможно жить в печальном и унылом саду, где не живет любовь.

И пошел Кругоцвет … Долго ли, коротко ли, приходит Кругоцвет в дремучий лес, где темно и сыро, страшно и уныло, в лесу болото топкое, серое и зловонное. Видит Кругоцвет, что в болоте том все цветы его ушедшие. Они заблудились и попали в беду, чуть не погибли здесь все. Кругоцвет  соорудил из веток специальную ладью-корзину и спас всех своих питомцев. Отправились они в обратный путь.

Ранним солнечным утром они все вместе вернулись в свой уютный сад. Сколько радости и веселья было! Все обитатели сада танцевали, пели, обнимали друг друга, забыли все прежние обидные слова, колкости . Цветы взялись за руки  и затеяли хоровод. Желтый нарцисс танцевал рядом с пышной  фиолетовой сиренью,  красно- оранжевая роза   держала за руку сине-зеленый гиацинт, оранжевые бархатцы веселились рядом с синими колокольчиками и васильками. От соседства  друг с другом все цветы стали только ярче и наряднее. Бабочки с пчелами тоже кружились в этом прекрасном дружном хороводе, как и прежде воспевая яркость и аромат всех цветов на клумбе у Кругоцвета. Радовался Кругоцвет, что в его волшебном саду вновь поселились Дружба и Любовь.

4.Беседа по сказке.

- Ребята, как вы думаете, кто такой Кругоцвет ? (это цветовой круг).

- А цветы из волшебного сада что это? (цвета из цветового круга).

- Какие цвета усиливают звучание друг друга, делают ярче и выразительнее? (дополнительные цвета).

- Дети, смогли ли по-прежнему жить цветы, когда часть из них ушла?

Оказывается, что дополнительные цвета почти не могут существовать друг без друга, если в картине есть один цвет. Но нет его дополнительного цвета, то наш глаз сам обязательно его создаст в поле нашего зрения. Дополнительные цвета образуют собой странную, казалось бы, пару. Несмотря на противоположность, они нуждаются друг в друге, а находясь рядом, максимально друг друга зажигают. Так и люди в обществе нуждаются друг в друге, во взаимной поддержке и помощи, нуждаются в любви.

А мы продолжаем говорить о дополнительных цветах.

Сделаем выводы.

1. Расположенные рядом дополнительные цвета делают друг друга ярче.

2. Каждый цвет имеет лишь один единственный себе дополнительный цвет и расположены они в цветовом круге друг против друга (по диаметру).

3. Если смешать два дополнительных цвета в равных пропорциях. То они дают нейтральный серый цвет.

4. Друг без друга жить дополнительные цвета не могут. Если нет дополнительного цвета рядом, то в поле нашего зрения возникает этот дополнительный цвет, чтобы глазу стало спокойно. 

rusunok-no12.jpg

5. Контраст дополнительных цветов.

- Давайте назовем основные пары дополнительных цветов, пользуясь цветовым кругом:

Желтый - фиолетовый;

Желто-оранжевый - сине-фиолетовый;

Оранжевый - синий;

Красно-оранжевый - сине-зеленый;

Красный - зеленый;

Красно-фиолетовый - желто-зеленый.

(Эти пары называют дети).

Если мы проанализируем эти пары, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: желтый, красный и синий.

- Назовите состав цвета в каждой паре:

Желтый – фиолетовый = желтый – красный + синий;

Синий – оранжевый = синий – красный + желтый;

Красный - зеленый = красный - желтый + синий.

Мы уже говорили о том, что существует удивительный и необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета. Если реально отсутствует дополнительный цвет, то он спонтанно создается в нашем сознании, чтобы было равновесие и гармония. Было установлено, что основой гармонии в дизайнерских работах является закон дополнительных цветов, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение равновесия. У зрителя появляется ощущение спокойствия, прочности, статики, если в настенной живописи есть дополнительные цвета. Помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Желтый-фиолетовый - это не только контраст дополнительных цветов, но и контраст светлого и темного. Красно-оранжевый и сине-зеленый - это еще и контраст теплого и холодного.

Показывается на примерах детских работ и репродукций контраст дополнительных цветов.

На предыдущих уроках мы делали упражнение на смешивание дополнительных цветов. В центре образуется нейтральный серый цвет. Во многих картинах дополнительные цвета используются не только как контрастные, но и составляют основы смесей, которые служат для тонального выравнивания всего произведения.

В природе тоже есть сочетания, смешения дополнительных  цветов(стебли и листья красных роз, пока еще бутоны не распустились).С помощью смесей дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались очень цветного серого , благодаря тому, что на основной цвет  полосками накладывали дополнительный ему цвет или же покрывали первый цвет тончайшим слоем дополнительного цвета. Пуантилисты наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом,  а появление серого тона происходило уже в глазах зрителя.(Поль Сезанн « Гора Сен-Виктор»). 

rusunok-no13.jpg http://www.topnews.ru/upload/photo/69ead639/5fec3.jpgrusunok-no14.jpg

rusunok-no15.jpg

6. Упражнение на фланелеграфе.

1) Смотрим на красный квадрат 20 сек, затем переводим взгляд

на пустое пространство и видим такой же квадрат, но зеленого цвета.

2) Смотрим на зеленый квадрат 20 сек, переводим взгляд, видим красный квадрат на пустом поле .

Наш глаз сам находит дополнительный цвет, чтобы была гармония, спокойствие.

7. Декоративный натюрморт и его выразительные средства.

Натюрморт (неживая натура)- жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов. (Вопрос о натюрморте задается детям, поскольку они уже знакомы с определением натюрморта). 

В реалистических натюрмортах художники изображают конкретную жизнь, с разнообразными ощущениями. В 20 веке натюрморты изменяются, в них появляется  психология, Иногда художник вообще уходит в свой мир, в мир идей. 

 rusunok-no16.jpg  rusunok-no17.jpgrusunok-no18.jpg

- Давайте посмотрим натюрморты, представленные на доске.

- Чем они отличаются от натюрмортов, которые пишем мы в художественной школе? Они очень эмоциональные, красочные, яркие, в них не передается почти объем предметов, светотень. В этих натюрмортах иногда могут быть украшения в виде орнаментов. Здесь иногда используется линия подчеркивания.

Мы на прошлом занятии уже нарисовали композицию нашего натюрморта. Мы увидели, что в декоративном натюрморте предметы могут располагаться на одной линии, в них нет овалов. Они плоские, т.е. мы исключили объем в нашем натюрморте. А сегодня мы узнаем, как можно выполнить декоративный натюрморт в цвете.

Во-первых, чтобы натюрморт не был просто раскрашен, мы возьмем ограниченное количество цвета. Вы познакомились сегодня с контрастом дополнительных цветов, поэтому я предлагаю вам использовать любую пару дополнительных цветов и еще черный и белила. В композиционном центре хорошо использовать контраст, а по краям натюрморта используем сложные смеси дополнительных цветов ,возможно, приглушенных черным или осветленных белилами, а возможно и соединение того и другого. Вариантов здесь можно подобрать множество, используя различные смеси красок в их разных соотношениях. В любой декоративной композиции есть элементы, с помощью которых вы можете создать выразительную композицию. Это линия, пятно, штрих, силуэт, точка, фактура. А также различные их сочетания.

В сегодняшней композиции натюрморта мы используем только два выразительных средства- пятно и  линию. Эти элементы мы уже знаем.

- Какие линии могут быть по характеру начертания? (Тонкие, широкие, прямые, волнистые, зигзагообразные).

- Что такое пятно? Пятно – это часть, участок, выделенный одним локальным цветом. Пятно также может быть обогащено нюансами. Форма  пятна может быть произвольная, бывает геометрическая, но у нас сегодня мы ее не будем применять.

- Как можно выделить цветом композиционный центр? (Взять в чистом виде контраст дополнительных цветов).

- Как  цветом можно списать края натюрморта, чтобы они не выделялись? (Брать смеси дополнительных цветов вплоть до серого).

8. Проведем быстрое упражнение на размещение цвета в натюрморте. (Дети на фланелеграфе  располагают силуэты предметов натюрморта).

9. Физкультминутка

Учитель. Выполните упражнения для профилактики нарушения осанки:

1. Исходное положение – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.
2. Исходное положение – стоя. «Замочек» – завести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

10. А теперь приступим к выполнению натюрморта самостоятельно. Обязательно в крышечках сделайте смеси-колера пары дополнительных цветов, чтобы потом брать колер и добавлять в него другие цвета, постепенно переходя от центра к краям.

В конце работы, когда все будет сделано цветом, можно тонкой кисточкой применить линию в натюрморте. Можно украсить орнаментом предметы и подчеркнуть теневые места черной  линией. Только линия не должна быть одинаковой по толщине и характеру.

11. Самостоятельная работа учащихся над декоративным натюрмортом. Преподаватель работает индивидуально с каждым учеником, направляя его.

12. В конце занятия работы выставляются на мольберты, проводится их анализ.

13. Итоги урока.

На занятии мы сегодня узнали о контрасте дополнительных цветов.

- Как дополнительные цвета ведут себя, находясь рядом?

- Какие оттенки цвета получаются при смешивании дополнительных цветов?

- Что требует наш глаз, если нет дополнительного цвета рядом с каким-то цветовым пятном?

- Какие выразительные средства мы использовали в натюрморте?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

- Вы все хорошо сегодня справились с поставленными задачами на занятии. Благодарю всех!