Работа старшего воспитателя

Голендухина Лариса Владимировна

Как проводить тематические беседы с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как проводить тематические беседы с дошкольниками.

Готовые примеры

Когда вы посещаете группы, часто наблюдаете, как воспитатели что-то рассказывают детям. Если потом проверите их план на этот день, то, скорее всего, там будет пометка «провела беседу на тему…». На самом деле никакой беседы не было, ведь говорил только воспитатель, а дети его слушали. Значит, и задачи, которые педагог ставил перед собой, он не решил. Вместе с экспертом журнала мы разобрали одну из бесед, чтобы на примере показать типичные ошибки воспитателей, а также привели схемы, как выстраивать с детьми разговор по теме.

Беседа – словесный метод обучения, который имеет большое воспитательное значение. Педагоги могут проводить индивидуальную, развернутую беседу, а также использовать ее в качестве основной формы работы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок – равноправный участник беседы, собеседник, поэтому ее нельзя подменять нравоучениями и указаниями. Какие педагогические шаги нужно учитывать воспитателям, чтобы организовать данную форму работы с дошкольниками, и на какие темы с ними беседовать, далее в статье.

Учитывайте знания детей и планируйте беседы заранее

В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля беседа – это взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах. Чтобы дошкольники могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны хоть что-то об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им интересна.

Предварительная работа. Когда педагог только планирует беседу с воспитанниками, он должен представлять примерный объем их знаний и представлений по данной теме. Например, воспитатель старшей группы запланировал беседу о профессиях. Он знает, что в средней группе дети эту тему уже изучали. Чтобы актуализировать и расширить их знания, воспитатель просит родителей рассказать детям, кто где трудится, в группе рассматривает с ними иллюстрации, играет в настольную игру «Кому что надо для работы» и др. То есть предварительную работу с детьми воспитатель проводит не накануне беседы, а отводит на подготовку достаточно времени.

Содержание беседы. Все беседы с детьми педагог должен планировать и проводить на основе программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста воспитанников, их личного опыта, запаса знаний и представлений. Также важно учитывать интересы детей, особенности конкретной группы.

План беседы. В плане беседы должны быть разделы: что педагог хочет уточнить или дополнить по теме беседы, о чем новом дети узнают и каких нравственных вопросов нужно коснуться. Кроме того, важно, какие задачи по развитию речи будет решать воспитатель. Например, какими словами пополнится словарный запас детей.

Выстраивать беседу нужно последовательно: в начале настроить детей на разговор по теме с помощью эмоциональных средств. Это может быть загадка, стихотворение, иллюстрация, пословица, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Иногда можно начать беседу с вопроса, который вызовет у детей интерес. Дальше задача педагога – продлить этот интерес, мотивировать воспитанников самостоятельно или с родителями искать знания по теме беседы.

Формулировка вопросов. Основные структурные элементы беседы – вопрос и ответ. Следует подбирать разные типы вопросов, при этом минимизировать прямые вопросы, которые предполагают краткий ответ «да – нет» и др.

Старшие дошкольники уже улавливают суть развернутого вопроса, ответ на который предполагает желание рассуждать, высказывать свои мнения, суждения, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Поэтому важно создавать такие ситуации, когда дети задают вопросы, а педагог не спешит на них давать готовые ответы, а предлагает подумать.

Если ребенок ответил неправильно, а педагог делает ему замечание, – это педагогическая ошибка. Задача педагога – с помощью дополнительных вопросов подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно нашел верный ответ. Смотрите пример беседы на тему «Профессия парикмахера»: какие еще ошибки не должен допускать педагог.

Проводите беседы по пяти основным разделам

Согласно комплексно-тематическому планированию тематические беседы со старшими дошкольниками можно разделить на пять разделов. Каждая беседа должна иметь тему, цель, краткое содержание, вопросы к детям, основной словарь по теме и материал, который педагог планирует использовать.

Беседы о Родине и ее достопримечательностях. В ходе бесед по данному разделу педагог может поговорить с детьми о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Сюда же войдут беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Русской, государственных праздниках.

Беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфортнее. Когда педагоги знакомят детей с этими службами и профессиями тех людей, которые там работают, они формируют и расширяют у них знания об окружающем мире. Предметом беседы здесь могут быть банк, телеграф, почта, больница, аптека, МЧС, ГИБДД – приложение → 51.

Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе. Сюда можно отнести беседы о том, как надо знакомиться; почему надо уметь мириться и договариваться; почему нужно заботиться о пожилых людях; что такое этикет и как надо вести себя во время еды; кого называют интеллигентным человеком; что такое дружба и кого можно называть другом и др. Такие беседы помогут научить детей правильно себя вести и общаться с окружающими.

Беседы для расширения кругозора ребенка. Данный раздел предусматривает такие темы, как наука и техника, космос, виды транспорта для путешествий, музыка, Планета Земля, Солнечная система, архитектура, театр, спорт, моря.

Беседы по основам безопасного поведения. Задача взрослых – подготовить детей к разным жизненным ситуациям. Здесь важно рассказать о правилах поведения с домашними животными, на природе, дороге, при пожаре, грозе, о ядовитых и лекарственных растениях, опасных насекомых, несъедобных грибах.

Литература:

-Журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения. №1, январь 2021 г.

КСЕНИЯ БЕЛАЯ, лауреат премии Правительства в области образования, заслуженный учитель РФ, к. п. н.