Обобщение опыта . Современные педагогические технологии коррекции речи в работе с детьми с нарушением интеллекта как средство мотивации к учебной деятельности

Володина Елена Яковлевна

Современные педагогические технологии коррекции речи в работе с детьми с нарушением интеллекта как средство мотивации к учебной деятельности

Актуальность опыта

В современных социально-экономических условиях развития общества, в условиях модернизации российской системы образования перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями, тем более что острой становится проблема увеличения количества детей с речевой патологией и, соответственно, проблема их социализации и интеграции в обществе, развитие их жизненных компетенций [8].

Специальные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Это определено тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. В специальных ФГОС для детей с ОВЗ указано: «В связи с неизбежной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду» [12]. Социализация отдельной личности неразрывно связана с развитием речи, с развитием всего общества. Успешная социализация детей с нарушением интеллекта  отражает систему их отношений со сверстниками и взрослыми, успешность обучения, возможность личностной самореализации.

Поэтому актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать на высоком уровне коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими нарушения речи. Материал, представленный в данном опыте, позволяет развивать у детей речемыслительную деятельность, формировать моторно-двигательную сферу, совершенствовать коммуникативные умения на основе использования современных образовательных технологий. Учителей-логопедов побуждают к переменам инновационные идеи, идеи коллег-практиков, учёных, целых педагогических коллективов. Мечта каждого педагога - воспитать ученика знающего, умеющего мыслить. А мечта учителя-логопеда - это ещё и грамотная, чистая, выразительная речь детей, это доброжелательные, благодарные слова родителей, это тесное сотрудничество и сопереживание в преодолении имеющихся трудностей. Учитель-логопед имеет возможность дарить детям и взрослым надежду, т.е. своего рода «выздоровление».

Дети  с нарушением интеллекта нуждаются в  особых формах воспитания и обучения. Актуальность предложенной темы по предупреждению и коррекции речевых нарушений опосредована существующим несоответствием между необходимостью своевременного вмешательства при речевой патологии, с одной стороны, и недостаточным количеством экспериментально апробированных методик, с другой. Считаю, что  логопедическая работа  по решению проблем речевого развития в коррекционной школе VIII вида многогранно освещена в педагогической литературе, но точного «рецепта» не существует.  Происходящие в  информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества изменения, требуют внедрения новых педагогических технологий, направленных на формирование связной речи у детей. Поэтому современные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы, они оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма. Подробно изучив новинки методической литературы, я решила использовать в своей работе современные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Новизна данного опыта заключается в практической значимости: представленный материал может быть использован всеми специалистами, работающими с детьми: воспитателем, учителем музыки, учителями начального звена, педагогом-психологом в целях координации их деятельности при решении коррекционно-развивающих и воспитательно-образовательных задач. Но при этом нельзя забывать о фундаментальной, классической методике, которую можно  усовершенствовать за счёт включения элементов современных технологий комплексной коррекции и средств медико-психолого-педагогического сопровождения.

Идея и тема опыта

Как показывает опыт, чем правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности познать действительность.

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер, у них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: грубо нарушены программирование речевой деятельности, реализация речевой программы и контроля над речью. Поэтому для решения этих задач учитель-логопед должен формировать и развивать интерес к логопедическим занятиям у учащихся, чтобы кропотливый детский труд имел характер праздника, чтобы был создан благоприятный психологический климат.

Таким образом, внедрение современных технологий в содержание логопедических занятий весьма актуально. Создавая коррекционно-развивающую среду, я широко использую активные методы обучения, способствующие не только расширению и закреплению речевых навыков, но и  стимулирующие творческое развитие детей, создающие условия для повышения компетентностного потенциала детей-логопатов. При компетентностном подходе процесс постановки целей отличается от традиционного тем, что дети должны не только освоить определённые знания и умения, но и быть способными реализовывать свой потенциал [5]. Следовательно, чтобы языковая компетенция смогла проявиться в различных жизненных речевых ситуациях, учителю-логопеду нужно так построить свою работу, чтобы стимулировать в детях стремление к самостоятельности, активности, творческому самовыражению, а для этого необходима мотивация к процессу обучения.  Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития. Это натолкнуло меня на поиск новых технологий, методик,  форм, приёмов, которые помогают сделать обучение интересным, доступным, посильным и познавательным. Этим определён выбор моей темы.

         Тема самообразования. Современные педагогические технологии коррекции речи в работе с детьми с нарушением интеллекта как средство мотивации к учебной деятельности.

Цель.  Создать условия для повышения интереса  учащихся с  нарушением интеллекта к учебной деятельности в коррекционно-педагогическом процессе по преодолению речевых нарушений посредством применения современных логопедических технологий.

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

-  формировать языковые компетенции учащихся с нарушением интеллекта  на основе использования современных образовательных технологий;

- создавать коррекционно-развивающую среду по развитию высших психических функций;

- воспитывать положительную мотивацию к образовательному процессу.

Терминологический словарь

Компетентность - интегральная характеристика личности, определяющая её активное жизненное действие и способность решать проблемы и типичные задачи, осуществляемые на основе знаний, опыта наклонностей, ценностного самоопределения [11].

Языковая (коммуникативная) компетенция - знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями (ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос и др.) [1].

Педагогическая технология - построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия поставлены в определённой целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнозируемый характер [11]. 

Теоретическая база опыта

С позиции специальной педагогики проблема речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья представлена в литературе, посвящённой обучению умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей (Р.Е. Левина, Г.А.Волкова, А.И. Граборов, Т.Н. Иванова, Р.И. Лалаева, З.Н. Смирнова, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, З.А.Репина, Е.Д. Худенко, Н.М. Трубникова).

В психолого-педагогических работах Т.А. Алтуховой, Г.В. Бабиной, Т.Д. Барминковой, Ю.И. Бернадского, В.К. Воробьёвой, О.Е. Грибовой, П.Ф. Смирновой и др. даётся описание особенностей и своеобразия словаря детей с различными речевыми нарушениями. Кроме того, в этих работах обращено большое внимание на своеобразие развития психических процессов у детей. Также авторами отмечается низкая познавательная активность, быстрая

утомляемость, недостаточная работоспособность на занятиях, малая инициативность в игровой деятельности.

Но для меня очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска и применения более новых эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей с нарушением интеллекта, что повышает у них мотивацию к логопедическим занятиям. В своей деятельности руководствуюсь программой Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» [9]. Ищу наиболее эффективные пути построения логопедического сопровождения. Создаю атмосферу сотрудничества, сотворчества, взаимопонимания; владею методами групповой и индивидуальной работы,  провожу  ролевые и ситуационные игры, развлечения; взаимодействую со всеми субъектами воспитательно-образовательного и коррекционного процесса. Использую ИКТ,  новые технологии Е. Д. Худенко,  С.Н. Шаховской, Т.А. Ткаченко, Н.М. Трубниковой, Л.Г. Милостивенко.

Опыт. Содержание работы

Логопедическая работа в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида занимает важное место в процессе коррекции речевых нарушений ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Правильно организованная, замотивированная работа может способствовать развитию не только мышления и речи учащихся, но и личности в целом. В результате занятия снимается чувство ущемлённости, скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается речевая и общая инициатива ребёнка.

Поэтому тема повышения мотивационной готовности  школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности. Исходя из личных наблюдений, могу отметить, что на первом этапе обучения дети охотно посещают занятия, а в дальнейшем наблюдается заметное снижение интереса. Объяснение такому положению дел очень простое. В начальном звене у меня имеется больше возможностей использовать игровые методы и приёмы, и поэтому неуспешность учеников на занятиях не так очевидна.  На следующих коррекционных уровнях проводится большая работа по устранению недостатков письменной речи. Следовательно, сложность материала увеличивается. Многие учащиеся начинают переживать, когда у них что-то не получается особенно долго. Поэтому у таких детей падает интерес к занятиям. Осложняется это ещё и личностью самого учащегося: если ребёнок робкий, тревожный, неуверенный в себе, тем сильнее это может проявиться. Применение современных технологий и нетрадиционных методик  позволяет заинтересовать школьника. Всегда стараюсь внести в занятие какую - то «изюминку», элемент новизны. Помогаю  ребёнку понять, что надежда, упорная работа и вера помогут преодолеть все трудности.  Пер­вый успех, даже самый незначительный, окрыляет ребенка и способствует сильному жела­нию достичь хороших резуль­татов. Сначала меня пугали сами термины «современные технологии», «проектная деятельность», «исследовательские навыки». Так как я представляла, с какими непростыми детьми мы работаем. Может, уж слишком многого хотим? Но мой опыт подсказывал, что обучение, основанное только лишь на простой передаче знаний, заведомо обречено на неудачу. Оно неинтересно детям,  а, следовательно, малоэффективно. Иногда и коррекционная работа не всегда бывает успешной, если ребёнок не мотивирован, не вникает в задание, а просто заучивает речевые шаблоны. Поэтому в своей работе стала менять способы передачи учащимся информации. Основная идея формирования мотивации, инициативы заключается в следующем: не предлагать материал в готовом виде. А дать ученику возможность сделать пробы, выбрать правильный вариант ответа. Конечно, такие исследовательские навыки формируются постепенно, «от простого к сложному», основываясь на более современных задачах логопедической коррекции: формирование и развитие активного отношения и интереса к звучащей речи; поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений; формирование и развитие умения размышлять, экспериментировать со словом.

Моя деятельность строится по следующим направлениям:

развитие общей и мелкой моторики; развитие артикуляционного аппарата; нормализация работы мимических мышц; устранение саливации, гиперкинезов, формирование просодических компонентов речи; коррекция звукопроизношения; формирование и развитие фонематических процессов; формирование и развитие связной речи; развитие основных психических процессов.

Реализации логопедических задач, повышению мотивационной готовности учащихся к учению способствуют современные технологии. Нетрадиционные подходы в обучении, компетентностный подход требуют поэтапного внедрения. Учитывая факт, что деятельность учителя-логопеда при компетентностном подходе должна обеспечивать создание условий для стимулирования активности ребёнка, применяю в своей практике систему педагогических мероприятий по формированию языковой компетентности, о которой говорится в трудах отечественных лингвистов таких, как Е.Д.Божович, И.А.Зимняя [1].

В своей деятельности использую современные логопедические технологии: технологию обследования произносительной стороны речи; технологию обследования моторных функций и речи; технологию формирования интонационной стороны речи; технологию логопедической работы с детьми, имеющими разные нарушения речевой патологии (дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия, дисграфия, дислексия) [11].

Наиболее приемлемым в коррекционной школе VIII вида считаю применение технологий коррекционно-развивающего обучения: технологии развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), моторного праксиса [11]. 

        На логопедических занятиях для реализации технологии КРО использую такие средства как, психогимнастика, пневмопластика, психопластика, кинезиопластика.

      Более подробно остановлюсь на педагогическом моделировании (управление познавательной активностью), которое включает в себя арттерапию, мнемотехнику, коммуникативные игры, хромотерапию.

Арттерапия

1. Игры, упражнения с использованием  песка, бобов, мозаики

      Эти приёмы заключаются в том, что учащиеся выполняют  песочный, скользящий массаж, затем в ёмкости с песком находят спрятанную картинку. Задание выполняется в соответствии с инструкцией.

    Аналогично выполняется задание с мелкой мозаикой. Терапия начинается с  покалывающего массажа, далее дети должны найти в коробке карточки с разрезными слогами и составить слово.

     При работе с бобами пальчики ребят проходят приятный, волнообразный массаж. В коробке с бобами ученики находят осколки картинки и собирают.

     Такой вид работы побуждает к речевой активности, помогает создать непринужденную обстановку. Подобранные задания должны соответствовать возможностям ребёнка, формулировки инструкций к заданиям могут иметь сказочную форму (Приложение 1).

2.Сценическое искусство (имаготерапия, куклотерапия)

Считаю, что внеклассная работа по логопедии - это прямое продолжение коррекционной работы с детьми-логопатами. Цель: дальнейшее развитие мотивации к учению. Подбор специальных игр, стихов, скороговорок, загадок служат не только для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова [6].  

Приобщение школьников к музыкально-театральному творчеству в нашей школе осуществляется в рамках  создания музыкального кукольного спектакля.       Театрально-игровая деятель­ность помогает умению вырази­тельно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки; вла­деть куклой, игрушкой и все­ми доступными видами теат­ра. Занятия по куклотерапии обогащают словарный запас детей.  Процесс создания (постановки) музыкальной сказки  трудоемкий, но интересный, требует от педагогов и школьников кропотливой работы. Перед постановкой спектакля проводится большая предварительная работа.

      Например, одним из видов такой работы является работа над развитием голоса. Осуществить эту работу помогает такое средство медико-психолого-педагогического сопровождения, как пневмопластика, в состав которой входит дыхательная музыкотерапия, ритмическое и озвученное дыхание: прочитать стихотворный текст с изменением высоты голоса (Приложение 2).

И только после такой длительной работы начинается постановка самого кукольного спектакля.

       Перед началом спектакля со зрителями проводим пальчиковые игры в стихотворной форме, голосовые упражнения на пропевание различных звуков в сказочной форме, упражнения на развитие мимических мышц лица, угадывание

главных героев по первым звукам названий картинок, игры на звукоподражания.

     С учащимися мы поставили два спектакля: «Теремок», «Дело было в лесу».

Методические приёмы работы над музыкально-логопедическим кукольным

   спектаклем, этапы постановки спектакля  даны в приложении 1.

       Этот вид работы способствует личностному росту детей, воспитанию трудолюбивой,  творческой, жизнеспособной личности, развитию социальных навыков и общему развитию детей; способствует повышению  профессионального  уровня  педагога.

         Кроме кукольно-музыкальных спектаклей, провожу логопедические утренники, которые в свою очередь являются своеобразным способом получения детьми дополнительных научных сведений в игровой форме, это активная, творческая работа ребёнка со словом. Для начального и среднего звена провела следующие,  логопедические утренники: «Учусь красиво говорить и любить родной язык», «Добрая книга - лучший друг», «Пословица - всем делам помощница» (Приложение 1).

       Таким образом, использование  современных технологий при проведении внеклассных мероприятий помогают почувствовать ребёнку, что коррекционная работа - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно выиграет.

      Использование такого приёма, как мнемотехника, т.е. техника, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования искусственных ассоциаций, повышает мотивацию к учению. Дети с удовольствием работают по мнемодорожкам. Особенно хорош этот вид работы на этапе автоматизации звуков. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы. Для развития связной речи использую цепной рассказ, учитывая возрастной цензор учащихся (Приложение 1).

     У учащихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям и соответственно повышается их эффективность.

     Учащиеся любят оценивать свою работу на занятии, во внеурочной деятельности, используя приём рефлексии. Использую самые различные варианты рефлексии. Например, рефлексия на основе хромотерапии. В зависимости от того, было ли интересно ребёнку на занятии или скучно, или он что-то не понял, отпечатываются  окрашенные ладошки в виде лучиков солнца (красный цвет - очень интересно, жёлтый - интересно, но не со всеми заданиями  справился, синий - было трудно, чёрный - ничего не понял).

Анализ работы показал, что использование разных видов моделирования (игровое, предметное, поведенческое, вербальное, интеллектуальное, художественное, наглядное) в работе над коррекцией речи у детей способствует  повышению мотивации к учебной деятельности, развитию самостоятельности, активности, умению  работать в группе.

Дальнейшее формирование языковой компетенции происходит при применении технологии поэтапного формирования умственных действий (от формирования основы речевой деятельности до этапа самостоятельной деятельности). Происходит насыщение речи специальной терминологией, речевыми оборотами, используя приёмы многократного повторения, приёмы от простого к сложному, выделения элементов, их сравнения, приёмы «снежного кома», т.е. наращивания материала.

Широкой реализации данной технологии на занятиях помогает внедрение элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Данная теория учит детей мыслить системно, с пониманием происходящих событий [3]. На обобщающих занятиях использую таблицы артикуляции и характеристики звуков, таблицы на сравнение, на выбор нужного артикуляционного уклада, нужной характеристики звука. Использую индивидуальные карточки по анализу артикуляции звука в соответствии с планом: губы - зубы - язык - воздушная струя. Кроме того, формированию, развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза способствует нетрадиционная методика, как моделирование интегральных и дифференциальных признаков фонем, что даёт повысить эффективность работы по развитию фонематического анализа и синтеза [10]. Один из возможных вариантов работы с детьми по выделению характеристики звука описан в приложении 3.

Большого внимания заслуживает технология моторного праксиса (автор Верясова Т.В., к.п.н.).

Непременным атрибутом каждого занятия является пальчиковый тренинг. Работу по развитию пальцевой моторики провожу систематически. Чтобы эта работа не наскучила учащимся, нахожусь  в постоянном творческом поиске, предлагаю разнообразные формы пальчикового тренинга, который должен быть эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением школьники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники». Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые  игры на бумаге или на парте и рисование карандашом, пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, верёвочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей, развивают, повышают мотивацию к занятиям (Приложение 4).

Широко использую на своих занятиях самомассаж кистей и пальцев рук. Японская методика пальцевого массажа основывается на том, что массаж большого пальца повышает активность мозга.  Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребёнка сбрасывает возбуждение. Японский учёный Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа [4]. Желательно, чтобы этот массаж сопровождался весёлыми рифмовками, стихами. В своей практике применяю следующие виды упражнений: массаж пальцев зубной щёткой;   массаж ладонных поверхностей и пальцев «змейкой», «зайчиками», наполненных  каменными шариками, бобами; массаж грецкими орехами, шишками; массаж «чётками», бусами, ковриками (Приложение 4).

Успешно апробировала метод использования Су-Джок терапии в сочетании с коррекционно-логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-Джок терапия обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой. Использую скорректированные элементы Су-Джок терапии: массажёры «Чудо-валик», шары, кольца-резинки, пирамидные кольца (Приложение 4).

Таким образом, сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить мотивацию к занятиям, а соответственно их эффективность.

Не могу не остановиться на системе коррекционных кинезиологических упражнений.  Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические  упражнения решают следующие задачи: активизируют межполушарные взаимодействия, способствуют  развитию интеллекта; развивают мозолистое тело, способствуют улучшению внимания и памяти, служат для предупреждения  и коррекции дислексии и дисграфии. В своей работе использую методику, представленную А.Л. Сиротюк.  Методика частично изменена и адаптирована к работе логопедом Яковлевой Т.И.  Адаптированную программу считаю  удобной  по ряду причин: комплексы упражнений можно использовать для дошкольников и младших школьников; в одном комплексе небольшое количество упражнений, что не утомительно для ребенка и не занимает много времени на занятии. Данные комплексы рекомендую родителям, учителям начальных классов, воспитателям, что дает дополнительный положительный результат.

Дыхательную гимнастику осуществляю средствами кинезиопластики и пневмопластики: различные оздоровительные техники дыхания, координация дыхания и движения. Использую упражнения  по системе А.Н. Стрельниковой, по развитию нижне-диафрагмального дыхания, игры-поддувки. Считаю целесообразным применять дыхательные упражнения в игровой форме. Они развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, которые  к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии  (Приложение 4).

Таким образом, использование технологии формирования моторного праксиса на логопедических занятиях способствуют профилактике нарушения зрения, снятию мышечного напряжения, развитию многих психических процессов, стимулируют черепно-мозговую активность, снимают эмоциональное напряжение, устраняют дезадаптацию в процессе обучения.

Результаты апробации данной методики показали, что работа по комплексному развитию способностей приводит к повышению эффективности фонематического воспитания, анализа и синтеза, к росту речевой, коммуникативной и познавательной активности учащихся.

            Эффективность логопедических занятий зависит и от использования  компьютерных технологий. Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как может включать разнообраз­ные материалы: схемы, табли­цы, электронные дидактические пособия, тесты, тренажёры, видео - и аудиофрагменты, элементы анимации.

Схемы. Рассказать о звуке по схеме: предлагаются графические символы.

Таблицы. Выбрать нужную артикуляцию заданного звука: губы, зубы, язык, воздушная струя.

Тесты. Практика показала, что тестирование с помощью компьютера   более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты представлены в игровой форме.  В своей практике применяю электронные кнопочные и флажковые тесты, тренажеры.

       Электронные тренажёры, тесты, таблицы, схемы позволяют закреплять умение различать звуки, слышать их, слушать звуки и правильно писать соответствующие буквы в словах и, конечно, повышается мотивация к учению у учащихся (Приложение 5).

         Кроме традиционных дидактических средств, особый интерес у учащихся вызывают электронные дидактические пособия с элементами конструирования и классификации. Работа с такими дидактическими средствами является для умственно отсталого школьника своеобразной игрой, повышает интерес к изучаемому предмету [7]. Так, в своей работе на этапе автоматизации звуков использую выкладывания электронных картинок из счётных палочек. Процесс выполнения зада­ния описан в приложении 5. Стараюсь применять этот приём не только на этапе автоматизации звука, но и на этапе развития связной речи с помощью выкладывания картинок из счётных палочек в электронном варианте или прямо на парте.  Затем ребята рассказывают сказку по выстроенным фигурам.

         Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов. Более того, презентация даёт возможность скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, путём использования разноуровневых заданий, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта [2].   

Для успешного достижения поставленной цели  работу строю в соответствии с общедидактическими принципами: систематичность и последовательность в обучении; дифференцированный  и индивидуальный подход; направленность обучения на развитие  активности и самостоятельности; наглядность обучения; использую базовые компоненты коррекционной помощи: ситуацию успеха, современные логопедические технологии.

         Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития школьников.

Результативность опыта

       В своей практике руководствуюсь следующим девизом: «Логопед разрабатывает, контролирует, направляет, помогает». Добилась положительной динамики в работе.   Результаты работы по данной теме можно определить через критерии сформированности языковых компетенций (наблюдение, анализ специфических ошибок письма, применение современных логопедических технологий), критерии сформированности уровня школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой). Проведённые диагностики подтверждают динамику речевого развития и динамику повышения школьной мотивации. Исследования подтверждены диаграммами.

Оценка уровня школьной мотивации учащихся (методика Н.Г. Лускановой)

 2008-2011гг.

 

 

 

                                           

         

 

 

 

 

Результаты графика показывают  увеличение количества детей-логопатов с нормальной школьной мотивацией с 17% в 3 классе  до 50%  в 7  классе  и снижение  количества учащихся с низкой школьной мотивацией к 7 классу до 0%  при условии использования учителем современных технологий.

Творческий анализ, применение современных логопедических технологий, отбор приёмов и методов планирования работы, внедрение собственных разработок наглядного и дидактического плана помогли добиться положительных результатов в коррекционной работе. Об этом  свидетельствуют результаты за три года представленные в прилагающейся диаграмме.

Оценка уровня развития языковых компетенций.

  

 

     Накопленный опыт по апробации и внедрению современных технологий как средство мотивации к речевой активности показывает его большие возможности и  в решении таких вопросов, как социализация детей с ОВЗ. Использование активных методов обучения способствует развитию познавательного интереса. У  воспитанников наблюдается положительная динамика формирования коммуникативных и адаптивных умений, а также формируются организационные и оценочные навыки. Таким образом, применяемые современные методики и технологии на логопедических занятиях способствует развитию и формированию ключевых компетенций учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Перспективы на будущее

- Дальнейшее апробирование и использование современных образовательных технологий.

- Разработка собственных приёмов по коррекции речи.

- Разработка и использование пакета электронных дидактических средств, направленных на развитие речи.

 

Библиографический список

1. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы. // Вопросы психологии. -1997. - № 1.

2. Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи. //Логопед. - 2010.- № 5.

3. Домнина Г.Б. Современные подходы к логопедической коррекции.// Логопед. -2011. - № 4.

4. Ерошкина С.Т. Семейный клуб «Школа дошколят»: пальчиковый игротренинг. // Логопед. - 2008. - № 8.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М., 2004.

6. Каргополова Т.В. Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения интеллекта.// Логопед. - 2008. - № 6.

7. Комарова Л.А. Новые подходы в системе коррекционных занятий по автоматизации звуков. // Логопед. - 2008. - № 8.

8. Коррекционная работа по преодолению тяжёлых нарушений речи: Рекомендации для педагогов и воспитателей / Н.Э. Логинова, З.А. Свиркина, В.А. Шкрумеляк, И.Н. Тилилейкина / Под ред. Н.Э. Логиновой. - Омск: ООИПКРО, 2004.

9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

10. Микляева Н.В. Моделирование как средство развития фонематического восприятия у детей. // Логопед. - 2008. - № 6.

11. Рабочая тетрадь. Технологии коррекции речи у детей с различными формами дизонтогенеза / авт.- сост. И.П. Посашкова, Т.Ю. Четверикова, О.Ю. Синевич, Т.Г. Бородавкина, Л.Н. Марченко, Н.Э. Логинова, С.В. Чулкова - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2011.

12. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. и др. - М.: Российская академия образования, 2009.

 

 

Приложение

 Приложение 1. Педагогическое моделирование.

Арттерапия.  Игры, упражнения с использованием  песка, бобов, мозаики.

Сценическое искусство (описание этапов создания кукольного спектакля «Теремок», разработки логопедических утренников).

Мнемотехника, цепной рассказ.

 Приложение 2. Пневмопластика (фотобуклет: работа над голосом)

 Приложение 3.Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) (фотобуклеты: анализ артикуляции и характеристики звука, сравнительный анализ артикуляции и характеристики звуков; описание приёма составления характеристики звуков).

 Приложение 4. Пальчиковый игротренинг (фотобуклеты: двигательные упражнения, самомассаж, элементы Су-Джок терапии, описание кинезиологических упражнений).

 Приложение 5. Средства ИКТ (фотобуклеты: схемы, таблицы, тренажёры; описание по применению тестов, описание по применению электронного дидактического пособия «Выкладывание электронных картинок из палочек»)

 Приложение. Распространение опыта

 Приложение. Награды.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр: